Золотой жук кто написал


Краткое содержание "Золотого жука" Эдгара По: блестящая головоломка

Рассказ «Золотой жук» был написан Эдгаром По в 1843 году. Считался одним из самых популярных произведений автора при его жизни. За свое творение Эдгар По получил 100 $, победив в писательском конкурсе. Повествование ведется от первого лица. В качестве рассказчика выступает друг главного героя – господин N.

Вильям Легран – чудаковатый, замкнутый человек. Настроение его цикличное – приступы мизантропии чередуются у него с периодами бодрости и общительности. Он потомок старинного гугенотского рода. Из-за череды неудач лишается фамильного состояния. И, не желая испытывать такого позора, он сбегает на малолюдный остров штата Южная Каролина, где кругом один морской песок и заросли одуряющего мирта. И селится там с верным чернокожим слугой – Юпитером и огромным ньюфаундлендом. Живут они в скромной хижине, отрезанные от всего мира. Любимые занятия Вильяма – охота и рыбалка. И еще он с удовольствием долгими часами бродит по побережью в сопровождении Юпитера, отыскивая раковины редких насекомых. Нешуточно увлеченный энтомологией, Вильям собирает обширную коллекцию насекомых.

Обладает недюжинным умом, широкой эрудицией. Он ведет жизнь отшельника и окружен бесчисленным количеством книг. С ним и знакомится господин N. Несмотря на угрюмость и закрытость Вильяма, они становятся друзьями. N, живущий в Чарлстоне, время от времени навещает Леграна.

И вот однажды, придя к нему домой, N, не застав хозяина, сам отпирает дверь и садится к огню. Изрядно замерзший и уставший терпеливо ждет. Вскоре Легран и Юпитер приходят в хижину.

Странная находка

В ожидании ужина, который хлопотливо начал готовить верный Юпитер, Легран увлеченно рассказывает о загадочном насекомом – они нашли его вместе с чернокожим слугой. По словам Вильяма, это жук незнакомый науке, имеет золотую окраску и черные пятнышки на спинке. Величиной с лесной орех крупных размеров. И довольно тяжелый. Металлический блеск надкрыльев делает его похожим на насекомое из золота. Во всяком случае, старый негр, не меньше взбудораженный находкой, утверждает это на полном серьезе.

Но жук был живым и даже сумел укусить Леграна, когда он попытался взять его в руки. Поэтому Юпитеру пришлось завернуть его в бумагу, которую он подобрал возле чудного насекомого. Вильяму не терпелось продемонстрировать жука своему другу, но, как назло, они с Юпитером отдали его лейтенанту Дж., которого встретили по пути домой. Лейтенант заинтересовался насекомым не меньше и попросил его до завтрашнего дня для более тщательного осмотра. Поэтому Леграну пришлось поискать бумагу и нарисовать жука, чтобы показать его N.

Не найдя подходящего листа, Легран вытаскивает клочок бумаги из кармана и садится рисовать жука. Закончив, он отдает набросок другу. Господин N, посмотрев, говорит, что жук по форме напоминает человеческий череп, пятнышки вверху на теле жука похожи на пустые глазницы, нижнее же – на оскал. Попутно замечает, что талантом художника Легран явно обделен, а потому ему нужно воочию убедиться в уникальности жука. Вильям от таких замечаний становится раздражительным. И это удивляет N. А забрав набросок обратно и внимательно в него вглядевшись еще раз, Легран уже рассеянно отвечает на реплики друга, им явно овладевает какая-то навязчивая мысль. Решив не настаивать на своем, N предпочитает тактично покинуть друга. Они не видятся месяц.

Легран становится богачом

Прошел целый месяц, когда к N домой явился расстроенный и мрачный Юп с дурными вестями и запиской, в которой Легран просил немедленной встречи. Старый негр рассказал, что хозяин вроде как повредился умом и стал совсем странным. Настолько странным, что слуга на полном серьезе хотел найти дубину покрепче и выбить ей всю дурь из хозяина. Всерьез обеспокоенный здоровьем друга, N немедленно собирается к Вильяму Леграну.

В лодке, на которой они с Юпитером должны плыть, N видит косу и две лопаты. Старый негр поясняет, что он купил их по требованию хозяина. Беспокойство господина N усиливается. Кажется, что здоровье друга в серьезной опасности.

Его опасения подтверждает мертвенно-бледный, но пребывающий в странном возбуждении Легран. Он начинает убеждать N идти с ними на материк, пытаясь доказать другу, что этот поход сделает его – Леграна, вновь богатым. И показывает диковинного жука. N весьма впечатлен насекомым.

Троица вместе с собакой выдвигается в путь, вооружившись лопатами, косой и фонарями. Не забыв и про жука. Легран несет его привязанным к шнуру. Путь их лежит к материку. Добирались туда на ялике. Потом шли пешком. Наконец, как следует углубившись на северо-запад они достигли пустынного мрачного плато, окруженного у подножий валунами.

Легран уверенно устремился к тюльпанному дереву, чтобы туда добраться Юпитеру пришлось долго махать косой, прорубая заросли ежевики для прохода. Легран дал странный приказ старому негру – взобраться на дерево, достигнуть седьмой ветви и найти в конце нее череп. Потом нужно было продеть через левую глазницу жука на шнуре и скинуть конец шнура вниз. Что и было проделано слугой после дополнительных пояснений и увещеваний со стороны его хозяина.

Завидев у земли конец шнура с блеснувшим на солнце жуком, Вильям прямо под упавшим жуком вбил колышек, отмерил землемерной лентой от него 50 футов, вбил еще один колышек, потом очертил круг диаметром в 4 фута, приняв за центр 2-й колышек. А потом дал команду копать. Но прокопав изрядное количество времени и ничего не обнаружив, Легран понял, что где-то допустил ошибку, расстроенный, он вместе с N и Юпитером отправился обратно.

Но внезапно, осененный внезапной догадкой Легран стал спрашивать, не путает ли слуга лево и право, убедившись, что Юпитер действительно перепутал лево с право, он вернулся к дереву, произвел новые расчеты и недалеко от старой ямы сделал пометку для новых раскопок. Все опять принялись за работу. Старательно копали. И их старания увенчались успехом! Они нашли сундук с сокровищами и останки двух людей. Впоследствии за свой клад они выручили около 1,5 млн долларов.

В чем разгадка?

Позже, когда эпопея с сокровищами закончилась и Легран опять стал богатым, N попросил рассказать, как Вильям сумел найти клад. И он охотно рассказал обо всем. Когда Легран нарисовал жука, то обнаружил, что рисовал его не на бумаге, а на пергаменте, в который и был завернут жук.

У N случайно нагрелся пергамент от каминного огня, когда он держал рисунок в руке. Легран же заметил, что от тепла на пергаменте проступает рисунок черепа. Аккуратно почистив грязный пергамент, он опять его нагревает, видит криптограмму и изображение козленка. Леграну с его умственными способностями не составило труда расшифровать записку. Увидев на пергаменте рисунок козленка, он понял, что язык шифровки английский, так как знал по слухам о сокровищах пирата Kidd (в пер. с англ. Kid означает козленок).

Легран сумел полностью расшифровать записку. Текст записки выглядел на первый взгляд бессвязно: Хорошеестекловтрактиреепископаначёртовомстуледвадцатьодинградуситринадцать минутсеверсеверовостокглавныйсукседьмаяветвьвосточнаясторонастреляйизлевоголазамёртвойголовыпрямаяотдеревачерезвыстрелнапятьдесятфутов». Легран сумел разделить послание на отдельные слова и узнать, что хорошее стекло – это подзорная труба, трактир епископа – название целого нагромождения скал и утесов, чертов стул – ниша с выступом в скале, вместе напоминавшие по форме стул.

В нашей следующей статье вы найдете биографию Эдгара По – известного американского писателя, чьи произведения стали основой для развития жанра фантастики в литературе и современного детектива.

Первым примером произведения в стиле современного детектива можно считать рассказ “Убийство на улице Морг” Эдгара По, который был революционным, и сразу стал популярным среди современников.

Вывод напрашивался сам собой – нужно было с чертова стула посмотреть в подзорную трубу. В результате Легран увидел дерево, а на 7 суку череп – мертвая голова из шифрованной записки. Вместо выстрела можно было использовать жука на шнуре (Вильям предпочел жука выстрелу, чтобы все выглядело еще таинственнее), протащив его через левую глазницу. Что и было сделано Юпитером, пусть сначала и неправильно. А останки в яме, скорее всего, бывшие подельники пирата, которых тот убил. Лишние свидетели были ни к чему.

r-book.club

Золотой жук

Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, он теряет все своё богатство и впадает в нищету. Дабы избежать насмешек и унижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, и поселяется на пустынном островке вблизи атлантического побережья. В зарослях миртовой рощи Легран сооружает себе хижину, где и обитает со старым слугой-негром Юпитером и громадным ньюфаундлендом. Отшельничество Уильяма скрашивают книги и прогулки по берегу моря, во время которых он удовлетворяет свою страсть энтомолога: его коллекции насекомых позавидовал бы не один натуралист.

Рассказчик частенько навещает своего друга в его скромном жилище. В один из таких приходов Легран и негр наперебой рассказывают о последней добыче — золотом жуке, которого им удалось на днях поймать. Расспрашивая о подробностях, Рассказчик замечает, что Легран воспринимает эту находку как счастливое предзнаменование — его не покидает мысль о внезапном и скором богатстве. Юпитер беспокоится, не заболел ли хозяин: по его словам, Легран все время что-то считает и надолго исчезает из дома.

Через какое-то время Рассказчик получает от Леграна записку с просьбой посетить его по некоему важному делу. Лихорадочный тон записки заставляет Рассказчика поторопиться, и он в тот же день оказывается у друга. Легран ожидает его с видимым нетерпением и крепко стиснув руку приятеля, объявляет, что пойманный недавно жук оказался из чистого золота. Рассказчик недоумевает: жук действительно хорош — это неизвестный дотоле науке экземпляр, но при чем тут золото? Легран предлагает всем тут же отправиться в путь — на материк, в горы — в конце экспедиции они поймут, что он имеет в виду. Поход займёт не так уж много времени, уверяет Легран: к заходу солнца они вернутся.

Продолжение после рекламы:

Около четырёх часов компания отправляется в путь. Юпитер несёт косу и лопату, Легран — жука, привязанного к концу шнура. Рассказчик, видя в этом явное доказательство безумия друга, с трудом удерживается от слез. Дойдя до мыса, они садятся в ялик и переправляются на материк; там, взобравшись на высокий берег, идут около двух часов по пустынному, поросшему ежевикой плато, пока вдали не показывается тюльпановое дерево необыкновенной высоты. Юпитер выкашивает к дереву тропинку, а затем взбирается на него, прихватив с собой по приказу Леграна жука. Надо ли говорить, что и слуге, и другу такое приказание кажется бредом сумасшедшего.

Сверху доносится испуганный крик негра: он увидел прибитый к суку череп. Это известие приводит Леграна в непонятный восторг, и он отдаёт ещё одно, не менее странное приказание — пропустить жука через левую глазницу черепа. Юпитер, не желая противоречить утратившему рассудок хозяину, выполняет и это. Забив колышек точно там, куда опустился жук, Легран начинает в этом месте копать; друг присоединяется к нему, думая, что Легран заразился обычной на Юге манией кладокопательства. Он, однако, решает и дальше не перечить безумцу и принять участие в поисках клада, чтобы наглядным образом убедить фантазёра в беспочвенности его замысла.

Они трудятся уже часа полтора, когда их прерывает отчаянный лай ньюфаундленда. Пёс рвётся в яму, а спрыгнув туда, мигом отрывает два человеческих скелета. Два удара лопатой — и компаньоны видят несколько золотых монет и торчащее из земли железное кольцо. Работа после этого идёт быстрее, и вскоре становится понятно, что кольцо прикреплено к крышке прекрасно сохранившегося деревянного сундука. В сундуке, который дрожащими руками открывают кладоискатели, находится настоящее сокровище — груды золота и драгоценных камней.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Обратный путь с тяжёлым сундуком был нелёгким. Когда приятели уже дома внимательно разглядывают и сортируют сокровища, то по самой скромной оценке содержимое сундука тянет на полтора миллиона долларов. Наконец, видя, что Друг сгорает от любопытства, Легран принимается за рассказ...

Когда Легран поймал жука, тот его укусил. Неподалёку из песка торчит какая-то бумажка, и Юпитер, подобрав её, передаёт хозяину, который заворачивает в неё жука. Дома Легран обращает внимание на то, что найденная бумага — это пергамент, а когда под воздействием тепла на нем проступает изображение черепа, прогревает его дальше. Вскоре рядом с черепом появляется изображение козлёнка. После этого у Леграна уже не остаётся сомнений в том, что клад закопал знаменитый пират Кидд («кид» — «козлёнок» по-английски). Он не раз слышал предания о кладах, зарытых Киддом и его сообщниками на атлантическом побережье. Легран продолжает нагревать пергамент, пока на нем не выступают цифры — пиратский шифр, который после долгой умственной работы Леграну удаётся разгадать. Окончательный текст остаётся загадочным: «Хорошее стекло в трактире епископа на чёртовом стуле двадцать один градус и тринадцать минут северо-северо-восток главный сук седьмая ветвь восточная сторона стреляй из левого глаза мёртвой головы прямая от дерева через выстрел на пятьдесят футов».

Расспросив местных старожилов, Легран узнает, что «трактир епископа» и «чёртов стул» — названия определённых скал и утёсов. «Хорошее стекло» — конечно же бинокль. Обозревая в указанном направлении местность, Легран видит тюльпановое дерево и не сомневается, что, забравшись на него, Юпитер обнаружит там череп. «А зачем надо было опускать именно жука?» — недоумевает Рассказчик. «Ваши намёки на то, что я не в себе, рассердили меня, и я решил отплатить вам маленькой мистификацией», — отвечает Легран.

briefly.ru

Эдгар По «Золотой жук» – краткое содержание - Русская историческая библиотека

Человек, от лица которого Эдгар По ведёт повествование «Золотого жука» (в дальнейшем – Рассказчик), знавал некоего Вильяма Леграна. Легран некогда был богат, но потом разорился и стал жить на Сэлливановом острове, у берегов Южной Каролины. Он обитал там в сооружённой им самим хижине, вместе со старым негром Юпитером. Юпитер некогда был семейным рабом, потом получил вольную, но даже и после этого не прекратил ухаживать за бывшим хозяином. Легран был человеком недюжинных способностей, имел немало книг и богатейшую коллекцию насекомых.

В один октябрьский день 18.. года Рассказчик посетил жилище Леграна. Возбуждённый хозяин поведал ему, как только что поймал неизвестного науке жука. По цвету этот жук был золотым, по весу очень тяжёлым – как будто он и правда сделанным из золота. На спине золотой жук имел три пятна.

Эдгар Аллан По, автор рассказа «Золотой жук». Дагерротип, сделанный за четыре месяца до смерти писателя (1849)

По пути домой Легран на время дал жука одному офицеру из соседнего форта, а для Рассказчика решил нарисовать его. Не найдя в столе бумаги для рисунка, Легран изобразил жука на каком-то грязном клочке, вынутом из жилетного кармана. Едва он передал рисунок Рассказчику, как в дом вбежал пёс Леграна. Зная гостя, он стал ласкаться к нему. Рассказчик дружески погладил собаку.

Рассмотрев рисунок Леграна, гость поразился сходству золотого жука с черепом. Три пятна на спине насекомого находились как раз в тех местах, где у черепа глазницы и оскал. Да и форма жука весьма напоминала мёртвую голову. Рассказчик обратил на это внимание Леграна. Тот удивился, взял рисунок в руки – и вдруг пришёл в сильное волнение: стал пересаживаться с место на место, поворачивая бумагу так и этак. Под конец он спрятал рисунок в бюро и закрыл ящик на ключ.

Через месяц негр Юпитер приехал к Рассказчику в соседний город Чарльстон и сообщил, что его хозяин нездоров. Когда они вдвоём нашли золотого жука, тот укусил Леграна. В этом Юпитер и видел причину болезни. Сам он избежал укуса потому, что поднял валявшийся на земле клочок бумаги и завернул жука в него. Легран же теперь целыми днями сидит дома, пишет какие-то чудные цифры, а во сне постоянно говорит о золоте. Юпитер передал и записку от Леграна, где тот просил Рассказчика приехать к нему сегодня же вечером «по делу великой важности».

Заинтригованный Рассказчик отправился к другу вместе с Юпитером. Негр вёз с собой две лопаты и косу, купленные в городе по поручению хозяина.

Легран встретил их в большом возбуждении. Он не расставался с привязанным на конец шнурка засушенным золотым жуком и повторял странные слова о том, что жук вернёт ему утраченное ранее богатство. Гость поначалу тоже счёл Леграна больным, но удостоверился в отсутствии у него лихорадки. Легран объявил, что сегодня вечером они с Юпитером идут на важную прогулку в горы, и пригласил Рассказчика участвовать в ней.

Эдгар По «Золотой жук». Аудиокнига

После обеда все трое вышли из дома, переплыли с острова на материк и около двух часов шли вглубь горной гряды. Дойдя до мрачного плато у подножья одного неприступного склона, Легран приказал негру выкосить тропинку к стоявшему здесь большому тюльпановому дереву. Он спросил, сможет ли Юпитер взобраться на него. Ловкий негр полез вверх до толстого сука, находившегося на большой высоте. Легран велел Юпитеру ползти по этому суку до седьмой ветки. Добравшись туда, Юпитер вдруг закричал от страха: в этом месте на дереве был прибит гвоздём человеческий череп.

Перед тем как негр полез на дерево, Легран дал ему золотого жука. Теперь он велел Юпитеру продеть шнур с жуком на всю длину через левый глаз черепа, а потом отпустить, чтобы жук упал вниз. Место падения жука Легран отметил колышком, а потом вынул землемерную ленту, соединил колышек с деревом, отступил по образованной этими двумя точками прямой на пятьдесят футов назад и сказал, что они втроём должны копать здесь.

Было уже темно. Рытьё продолжалось при фонарях не менее двух часов. Трое мужчин вырыли глубокую яму, но, ничего не найдя в ней, прекратили работу и двинулись домой. Легран выглядел крайне разочарованным.

Однако через несколько шагов он резко повернулся и потребовал, чтобы Юпитер показал ему, где находится левый глаз. Негр положил руку на правый. Стало ясно: Юпитер не различал правую и левую сторону и пропустил золотого жука через правую глазницу черепа. Обрадованный Легран повёл спутников обратно к дереву. Юпитер вновь залез на него и повторил свой прежний опыт уже с верной стороны. Легран отметил новое место падения жука на землю, так же соединил его с деревом и отступил по этой прямой на пятьдесят футов. Новый результат его расчётов находился довольно далеко от предыдущего.

Они снова начали копать. Сопровождавший их пёс на сей раз стал тревожно лаять. Перед тремя мужчинами вскоре открылись в земле два человеческих скелета и большой сундук, окованный железными полосами. Открыв его, торжествующие золотоискатели увидели груды монет и драгоценных камней. Сокровищ было так много, что в хижину Леграна на острове их не удалось перенести за один раз – пришлось возвращаться во второй.

Иллюстрация к рассказу Эдгара По «Золотой жук»

Рассказчика интересовало, как же Легран определил местонахождение богатств. Вот что тот сообщил ему.

Грязный листок бумаги, на котором он рисовал золотого жука, был подобран Юпитером на месте, где они вдвоём нашли насекомое. Негр завернул жука в этот листок. Когда Рассказчик рассмотрел рисунок и вернул его Леграну, тот неожиданно заметил: на листке был не его беглый набросок, а изображение черепа, сделанное неизвестно кем. Леграна осенило: гладя подбежавшую собаку, его гость поднёс руку с листком к огню камина. Череп был нарисован особыми тайными чернилами. Незаметные в обычном состоянии, они проступали на бумаге под действием жара.

При случайном движении руки к камину Рассказчик «проявил» лишь один угол листка. Когда гость ушёл, Легран прогрел его на огне целиком. Череп сразу напомнил ему о пиратском флаге. Теперь же в другом углу листка, там, где обычно ставят подпись, выявилось изображение козлёнка (kid). Легран вспомнил о знаменитом пиратском капитане Кидде: поговаривали, что тот зарыл награбленные сокровища где-то неподалёку.

Между черепом и козлёнком стояла длинная и странная комбинация цифр, скобок, черт и звёздочек. Это явно была тайнопись. Леграну были знакомы способы дешифровки. Зная, какие буквы с какой частотой встречаются в английском языке, он постепенно сопоставил их с частотой отдельных знаков пиратской записки и сумел прочесть её. Записка гласила, что нужно пойти в «Трактир епископа», посмотреть там в подзорную трубу с «чёртова стула» в определённом, указанном градусами направлении, потом «стрелять из левого глаза мёртвой головы» и пойти по «прямой от дерева на 50 футов».

Одна древняя старушка рассказала Леграну, что «Трактиром епископа» в старину назывался один скалистый утёс в окрестностях. Отправившись к этому утёсу, Легран увидел в нём выступ, напоминавший стул. Он уселся туда с подзорной трубой, глянул в указанном направлении и внезапно увидел череп на дереве. Легран догадался, что выражение «стреляй» значит «опусти пулю» из левого глаза черепа. Дальше уже всё было понятно. Вместо пули он использовал золотого жука, благодаря которому был найден заветный листок.

Двое скелетов в яме были, скорее всего, двумя пиратами, которые помогали Кидду зарыть сокровища. Он убил их как ненужных свидетелей.

Автор краткого содержания

на нашем сайте вы можете прочесть и ПОЛНЫЙ ТЕКСТ рассказа Эдгара По «Золотой жук»

rushist.com

«Золотой жук», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По

Одно из самых популярных и читаемых ещё при жизни автора произведений Эдгара По было создано в два этапа: реалистические подробности в описании места действия «Золотого жука» были взяты из воспоминаний о военной службе писателя в форте Моултри в 1820-х годах; сама новелла была написана в июне 1843 года в качестве конкурсного произведения, получившего главный приз в 100 долларов в газете «Philadelphia Dollar Newspaper».

По своему жанру «Золотой жук» относится скорее к новелле, чем к рассказу, так как в основу его положено неординарное событие – поиск пиратского клада, зарытого капитаном Киддом на острове Сэлливан, в Южной Каролине. Повествование ведётся от лица автора-рассказчика – друга главного героя, обнищавшего богача Вильяма Леграна. Нейтральный тон и равномерное, лишённое резких толчков развитие действия периодически сбивается на попытку психологического анализа (как собственного состояния автора, так и внутренних причин необъяснимого поведения Леграна) и описания необычных для рядовой жизни середины XIX века предметов и событий (находки золотого жука, появления слуги Леграна – негра Юпитера на пороге дома автора с косой и лопатами, находки черепа на седьмой ветви тюльпанового дерева и последующего обнаружения клада, общей стоимостью в полтора миллиона долларов), но и то, и другое при ближайшем рассмотрении оказывается совершенно естественным и логически обоснованным ходом развития сюжета.

Действие новеллы разворачивается в двух временных отрезках: много лет назад, холодным вечером октября 18… года, когда автор приходит в гости к Леграну и узнаёт о находке золотого жука, и спустя месяц, когда Легран просит автора о помощи в поиске уготованного ему судьбой сокровища. Первоначальное впечатление от новеллы как от произведения, рассказывающего историю частного безумия, неожиданно сменяется приключенческой составляющей, когда автор поддаётся общей увлечённости в поиске сокровищ, и выходит на новый, детективный уровень в тот момент, когда Легран начинает объяснять автору логическую цепочку своих размышлений, приведшую его к сундуку с золотом. С детективным жанром «Золотого жука» роднит только общая идея раскрытия правды в финале истории. Собственно же детективом новелла не является, так как в ней нет ни факта преступления, ни разбросанных по ходу повествования зацепок. Первая часть произведения показывает происходящее в настоящем времени глазами автора, вторая часть объясняет логическую подоплёку и видение уже прошедших событий их двигателем – Вильямом Леграном. Сам Эдгар По называл «Золотой жук» «логической новеллой». Термин «детективный жанр» сформировался позднее и стал более узким понятием по отношению к ней.

Основные герои произведения – они же единственные видимые читателем: автор-рассказчик (имя неизвестно), выходец из старинной гугенотской семьи – Вильям Легран и его слуга – негр Юпитер. Второстепенные персонажи (лейтенант, которому Легран отдал на время золотого жука, и дряхлая старушка, указавшая герою на высокий скалистый утёс как «трактир епископа») появляются на страницах новеллы только в словесном рассказе Вильяма Леграна. Они выполняют в произведении ту же функцию, что и лабрадор последнего – сдвигают с мёртвой точки зашедший в тупик сюжет: если бы не лейтенант, Легран не стал бы рисовать для автора найденное насекомое и не обнаружил бы пиратскую карту; если бы не указания старушки, он никогда бы не нашёл место, откуда можно начать поиск клада; если бы не лабрадор, возможно, герои отчаялись бы продолжить дальнейшие раскопки и ничего не нашли.

Наибольший интерес в «Золотом жуке» представляет художественный образ Вильяма Леграна, который, в глазах автора, проходит путь от восторженного безумца до тонкого аналитика, владеющего системой как математических расчётов (решение криптограммы), так и лингвистического анализа (сопоставление образов и слов английского языка). Помимо точных дисциплин в арсенале героя есть ещё и психологические инструменты, позволяющие проникнуть в суть пиратского замысла по составлению карты.

Золотой жук, давший своё название новелле, выполняет в произведении скорее символическую, чем практическую функцию: он является предвестником найденного пиратского клада (золото – как символ богатства и чёрные пятнышки на спине – как пиратский символ черепа). Внешний вид выдуманного золотого жука был сложен автором из двух реальных насекомых, обитающих в месте действия новеллы: золотистое тело он получил от жука Усача или Дровосека (Cerambycidae), а тёмные пятна – от Щелкуна (Alaus oculatus). Мистическими свойствами золотого жука наделил недалёкий, суеверный негр Юпитер, выполняющий в новелле как роль реального помощника (готовка еды, покупка инструментов, передача письма автору и т.п.), так и путаника, мешающего своему хозяину заниматься поиском сокровищ (прямое желание огреть дубиной по голове, косвенная ошибка при определении правой и левой глазницы черепа). Дополнительный мистицизм вносит в новеллу и сам Вильям Легран, когда решает подшутить над автором и начинает поиск клада с классического для всех шарлатанов действия – верчения предмета (в данном случае, золотого жука) на шнурке.

По произведению: «Золотой жук»

По писателю: По Эдгар Алан

goldlit.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>