Заметался пожар голубой кто написал
«Заметался пожар голубой…» С. Есенин
«Заметался пожар голубой…» Сергей Есенин
Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил. Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали… В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после приезда в Советский Союз Сергей Александрович познакомился с Августой Леонидовной Миклашевской, красавицей-актрисой, служившей в знаменитом Камерном театре Таирова. Поэт мгновенно влюбился в артистку. Много позже она признавалась, что роман их носил сугубо платонический характер, пара даже никогда не целовалась. Миклашевской Есенин посвятил проникновенный цикл «Любовь хулигана», в состав которого вошли семь стихотворений – настоящих шедевров русской интимной лирики двадцатого столетия. Открывается серия произведением «Заметался пожар голубой…».
Ключевым мотивом не только рассматриваемого текста, но и цикла в целом, становится мотив отказа от прошлой жизни. Лирический герой фактически обещает возлюбленной начать все сначала. Он намерен навсегда отречься от скандалов, алкоголя. Сильнейшее чувство, испытываемое по отношению к женщине, заставляет его полностью измениться. Его цель – доказать, «как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным». Интересно, что лирический герой готов отказаться и от творчества: «…и стихи бы писать забросил». Для поэта это более серьезный шаг, нежели прекращение посещения кабаков. Смысл жизни отныне заключается не в веселье и создании лирических произведений. Концентрация происходит на образе обожаемой женщины: Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут…
Стихотворение «Заметался пожар голубой…» отличается кольцевой композицией. В первой и последней строфах повторяются две строки: В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Про скандалы все понятно – из них долгое время складывался имидж Есенина. Немного сложнее с любовью. Интимная лирика встречалась в творчество Сергея Александровича и до его знакомства с Миклашевской. Вот только любовь там зачастую преподносилась совершенно по-другому. За примерами далеко ходить не надо. В 1924 году поэт выпустил сборник «Москва кабацкая». В нем есть одноименный раздел, предшествующий как раз «Любви хулигана». В этом цикле любовь предстает перед читателями не светлым чувством, а заразой, чумой, омутом. Кажется, лирический герой разочаровался во всех представительницах слабого пола. Он не стесняется в выражениях, позволяя себе откровенную грубость, вульгарность, неуважение. Подобное отношение к женщине в творчестве Есенина появляется в первый раз. Впрочем, некоторый свет в конце туннеля заметить можно. Например, в последних строках стихотворения «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…»: Дорогая, я плачу…
Прости, прости!
«Москва кабацкая» — крик израненной души, которая пытается найти исцеление. «Любовь хулигана» — обретенное счастье. По стихотворению «Заметался пожар голубой…» понятно, что лирический герой ранее никогда не испытывал столь сильного чувства. Более того – ему до этого момента была неведома настоящая любовь. Поэтому он считает, что запел про нее впервые.
К сожалению, любовь к Миклашевской не стала для Есенина столь желанным спасением. После отношений с актрисой у него было еще несколько романов. В сентябре 1925 года Сергей Александрович даже женился в третий раз. Его избранницей стала Софья Андреевна Толстого, внучка Льва Николаевича. Не принес Есенину счастья и этот брак. Отношения с Толстой не помогли избежать трагедии, произошедшей в конце 1925 года, когда Сергей Александрович покончил с собой в ленинградской гостинице «Англетер».
Метки: Есенинpishi-stihi.ru
Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» (С. Есенин) | Литерагуру
Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Заметался пожар голубой» включено в цикл «Любовь хулигана» (1923). В нем автор размышляет об ошибках в разгульной жизни, о любви, кратковременности чувств, об уделе поэта и быстротечности бытия.
История создания
Произведение, как и весь цикл, посвящено русской артистве Августине Леонидовне Миклашевской (1891 – 1977). Одно время Есенин был влюблён в эту женщину, но она не отвечала ему взаимностью так, как ему бы хотелось. Она вообще довольно прохладно отнеслась к нему и его стихам, посвящённым ей.
Стихотворение «Заметался пожар голубой…» написано тогда, когда чувства поэта только начали себя проявлять. Не случайно оно начинается именно со слова «заметался» — оно определяет эмоциональную тональность всего этого поэтического произведения благодаря своему значению. В его значении присутствуют внезапность, порывистость, мгновенность — именно так новое чувство проникло в сердце лирического героя.
Жанр и размер
«Заметался пожар голубой…» — элегия, написанная трёхстопным анапестом, и относящаяся к любовной лирике. Этому жанру присущи размышления о различных жизненных перипетиях, философствование, эмоциональность, психологизм. В строках стихотворения заметна эмоционально-психологическая напряжённость. Несмотря на отсутствие восклицаний, которые подчеркнули бы всплеск чувств, в этом стихотворении заметны как бы «внутренние» восклицания, которые созданы при помощи других приёмов — например, повторов и анафор. Психологически эти приёмы воспринимаются как акцентирование на определённой мысли, упор на неё без применения экспрессивных знаков препинания. Так показан внутренний крик, а не внешние поверхностные страсти, которые можно было бы выразить при помощи восклицания.
Композиция
В этом стихотворении очень важны скрытые смыслы, стоящие за каждым словом, ведь именно они создают общую атмосферу поэтического произведения, составляя контекстуальную основу композиции и художественного содержания.
Вид
Композиция стихотворения «Заметался пожар голубой…» — кольцевая: две последние строки первой и последней строф совпадают. Это символ жизненного круга, по которому движется судьба лирического героя. Кроме того, она задаёт эмоциональный тон стихотворения: помогает расставить акценты на отдельных рассуждениях, которые важны для создания особой атмосферы работы. Автор акцентирует внимание на фразах:
В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.
Они повторяются в конце и в начале стихотворения четыре раза. Таким образом, Есенин подчёркивает смысл, что для его лирического героя нехарактерно такое поведение — петь про любовь и не скандалить, ведь это он делал всю свою жизнь и молодость, и если он действительно отказывается от этого, он действительно начинает меняться.
Значение
- Это круги порочной жизни, которые прошёл лирический герой до того, как внезапно встретил любимую женщину. Это своеобразные круги земного, порочного ада, из которого до поры до времени не было никакого выхода, пока не настала пора катарсиса ради возвышенного, небесного чувства.
- Это безвыходность ситуации — «замкнутый круг», ведь, несмотря на то, что герой изменился и готов пересмотреть всю свою жизненную позицию, даже забыть о родине — возлюбленная не собирается разделять его чувств, поэтому остаётся одно: ненавязчиво убеждать её в том, что он готов жертвовать для неё многим. Но, тем не менее, всей сути это не меняет.
Особенности
Ещё в композиционном построении имеет значение буква «з» — следует отметить, что она встречается в каждой строфе и придаёт особую певучесть стихотворению: с этой буквы оно начинается, и также она присутствует в строках, на которых сделан акцент.
С точки зрения психолингвистического восприятия, «з» может означать, к примеру, звонкость и ясность светлого чувства, впервые испытанного лирическим героем: оно подобно внезапному колокольному звону. А колокольный звон в некоторых стихотворениях Есенина (к примеру, в стихотворении «Колокол дремавший…» (1914)) — символ радости, света, чистоты. Вот также и здесь внезапно слышится радостный поднебесный звон в поэтической душе, и с помощью этой звукописи автор передаёт настроение стихотворения — читатель тоже слышит этот символический звон.
Немаловажны для композиции стихотворения и различные стилистические нюансы, к которым прибегает поэт. Некоторые слова соответствуют одному стилю, а некоторые из него выпадают. Это, например, просторечия: «родимые», «зелие». Так поэт подчёркивает своё простое происхождение, которое связывает его с родиной, но в связи с кардинальными изменениями в жизни, он готов про неё забыть, то есть — отказаться от того, что ему дорого. «Зелие» — слово из старорусского, дореволюционного наречия, которым называли алкоголь, имея в виду «зелье дьявола». При помощи ассоциативной связи автор подчеркнул былую причастность лирического героя к миру грехов и пороков.
Образ лирической героини
Образ женщины, встреченной лирическим героем, сравнивается с осенью — это ещё один философский, элегический элемент данного стихотворения, который символизирует конец прошлых дней — подобно тому, как приход осени означает конец лета. Кроме того, в философском понимании «осень жизни» — означает период зрелости, взросления души, осознания всех предыдущих грехов, пороков и ошибок, что и происходит в данном случае с лирическим героем. На фоне «голубого пожара» — то есть внезапных и буйных чувств поэта, появляется осень со всеми её золотисто-карими оттенками увядания, и расставляет всё на свои места. Что-то навсегда утрачивает смысл, а что-то — приобретает его с тех пор, как женщина-осень приходит к нему. Грустная пора наступает в саду его души, который перестаёт быть запущенным. И после ее прихода он уже никогда не станет прежним, и всё то, что заставляло его радоваться, утратит для него былую прелесть, потому что он теперь будет осознавать бессмысленность и ненужность всего этого.
Темы
- Несмотря на название цикла – «Любовь хулигана», любовь в нём — не основная тема. Более звонко и убедительно звучит мотив бренности человеческого существования. Вместе с жизнью проходит всё: и несчастья, и невзгоды, стихают страсти и ничего не остаётся счастья — таков общий смысл данного этапа творчества Есенина.
- Еще одна тема стихотворения — любовь к определённой женщине. Женский образ имеет некоторые черты в стихотворении — «глаз златокарий омут», «поступь нежная, лёгкий стан», «волосы цветом в осень». Лирический герой отличает ее от всех других, на которых он ранее был «падкий». Она перевернула всю жизнь влюбленного хулигана, поэтому он ради неё собирается отказаться от пьянства, стихов и разгула. Дама сердца заставляет его забыть даже о родине — в его душу врывается что-то неизведанное и не испытываемое им ранее, и он готов полностью подчиниться этому чувству.
- Ещё одна тема этого стихотворения — тема отречения от прошлого во имя нового идеала души.
- Автор называет сердце возлюбленной «упорным», из чего понятно, что она к нему чувств не питает и не желает быть с ним. Однако нельзя не отметить, что и к этому он относится с уважением, так как не характеризует его более резким, колким словом — «упрямство». Он лишь безропотно, не настойчиво просит её заглянуть в его душу и рассмотреть там его чувство. Эта робость объясняется тем, что он меняет взгляд на свою жизнь, в которой он, скорее всего, принуждал других женщин быть рядом с ним. Но теперь настал особенный случай, когда он больше не желает покорять их, а желает сам покориться.
- Герой в этом стихотворении не только испытывает внезапно охватившее его новое чувство, но и с не меньшей эмоциональной напряжённостью анализирует свою прежнюю жизнь, только в несколько ином тоне. Он сквозь призму пренебрежения и даже некоторого презрения смотрит на себя прежнего, осознавая всю нелепость прошлого. Ключевое слово в стихотворении, которым выражено его отношение к себе — «запущенный». В нем выражен экзистенциализм его прежнего существования — в нём просто не было смысла, поэтому он «запустил» свой сад, то есть свою душу. До того, как начал метаться «пожар голубой» в его сердце и подсознании, не было ничего такого, из-за чего можно было бы начать ценить жизнь.
Смысл
Смысл этого стихотворения — в необыкновенной любви к женщине, поэтому и вспыхивает «пожар голубой» в сердце лирического героя. Этот цвет символизирует необычное чувство, которое ранее лирическому герою не доводилось испытывать. Из контекста становится ясно, что в его жизни вспыхивали только заурядные «огненно-красные» вспышки – земных страстей и земной, плотской любви, а теперь ворвался в его душу пламень небесной любви, ведь голубой — это цвет ясного неба.
В стихотворении лирический герой сравнивает себя с запущенным садом — это в данном случае символ порочной души, намёк на Эдем после изгнания оттуда первых людей. Их души были чисты и непорочны, а после совершения греха и изгнания из райского сада они наполнились пристрастиями и различными духовными нечистотами. У есенинского героя все наоборот: его душа, которую в стихотворении символизирует сад, сначала была грешна. А потом, благодаря женщине, которая стала для него идеалом, его сущность стала возрождаться и очищаться. То есть эта любовь равносильна возвращению в рай из грешной, разгульной, хулиганской жизни на земле.
Тематическая линия изменения собственной жизни чередуется с любовной линией: это понятно из особого расположения строф. Если, допустим, условно обозначить строфы стихотворения об изменении благодаря внезапному чувству буквой А, а строфы о любви буквой В, то получаем такое распределение: АА (1,2) — ВВ (3,4) — АА (5,6). Из чего видно, что всё же важность преображения преобладает над важностью чувства, об этом же свидетельствует соответствие двух последних строк первой и последней строф. Ведь не о возлюбленной говорит поэт, а о собственном преображении, таким образом, подчёркивая, что раз он изменился — значит, и в самом деле в его жизнь ворвалось что-то великое и необыкновенное. Это — доказательство подлинности чувств путём самопознания.
Средства выразительности
Певучесть и особый символический «звон» стихотворению также придают ассонансы. Например, в первой строфе, где ударение в семи случаях падает на «а». Частота ударения на «а» помогает расставить звуковые акценты и обратить внимание на значимые элементы.
Другой, не менее часто встречающийся тип ассонанса в стихотворении — ударение на «е», которое, например, также встречается в двух последних строках первой и последней строф стихотворения: в слове «первый», то есть именно на нём сделан смысловой акцент. С помощью этого числительного подчёркнута новизна чувств лирического героя, его новое отношение к жизни.
Также немаловажны ударения на «о» — они встречаются в таких словах, как: «голубой», «любовь», «омут», «прошлое», «другому», «упорным», «покорным», «забросил», «осень». Для примера возьмём слово из второй строки третьей строфы — «омут», которое употреблено при помощи инверсии — следовательно, на нём сделан акцент, усиленный ударением. Внешне «омут» обозначает здесь глубину взгляда, но также у него есть скрытый смысл. Омут — наиболее глубокое место в водоёме. Следовательно, он символизирует глубину чувств героя, именно поэтому поэт акцентирует внимание на этом слове. Кроме того, буква «о» означает, как и кольцевая композиция, круги жизни лирического героя.
Оттенок эмоционального напряжения стихотворению придают такие слова, как, например, «заметался», «забросил», «скандалить». Кроме того, взволнованность, потрясение лирического героя усиливаются диссонансными рифмами — «сад – плясать»; «омут – другому»; «забросил – осень». Они создают гипометрический эффект, который намеренно нарушает общую мелодичность, таким образом, передавая хаотичность «пожара».
- эпитеты, например: «родимые дали», «пожар голубой», «златокарий омут»;
- анафоры, например: «В первый раз я запел про любовь/В первый раз отрекаюсь скандалить»;
- инверсии, например: «пожар голубой», «сердцем упорным»;
- сравнение: «Был я весь как запущенный сад»;
- повторы, например: «Был я весь как запущенный сад,/Был на женщин и зелие падкий».
Автор: Елизавета Гришанова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Заметался пожар голубой
Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь — как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил. Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали… В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
Одним из наиболее известных и популярных поэтических циклов Есенина является «Любовь хулигана», созданный во второй половине 1923 г. Цикл из семи блестящих произведений целиком посвящен очередному увлечению поэта – актрисе А. Миклашевской. Он открывается стихотворением «Заметался пожар голубой».
Есенин к тому времени уже испытал множество любовных разочарований: неудавшийся первый брак, кратковременный бурный роман с А. Дункан. В возникновении новой пылкой страсти поэт видел выход из своего положения, он связывал с Миклашевской множество надежд. Однако актриса равнодушно встретила настойчивые ухаживания Есенина. Поэту приходилось выражать свое любовное томление только на бумаге.
Широко известна бурная и беспорядочная жизнь поэта, проходившая по большей части в низкопробных кабаках. Слава пьяницы и скандалиста была не меньше его литературной известности. В самых первых строках стихотворения Есенин заявляет, что внезапная новая страсть произвела настоящий переворот в его душе. Ради нее он готов забыть про «родимые дали». Прошлые любовные увлечения он считает абсолютно несущественными, так как чувствует, что действительно полюбил «в первый раз». Наконец, важным заявлением является отречение от скандальной жизни.
Есенин считает прошедшие годы цепью неудач и бесконечных ошибок и сравнивает себя с «запущенным садом». Он искренне признается, что имел сильное пристрастие к алкоголю и мимолетной, ни к чему не обязывающей, любви. С годами к нему пришло понимание бесцельности и гибельности такой жизни. Отныне он хочет посвятить все свое время любимой, никогда не отрывать от нее взгляда.
Вероятно, к моменту написания стихотворения у Есенина с Миклашевской уже произошло неприятное для поэта объяснение, потому что он отмечает у любимой «сердце упорное». Скорее всего, недобрая слава также мешает развитию отношений. Женщина считала Есенина безусловно талантливым человеком, но крайне легкомысленным, и не верила его обещаниям. Поэт стремиться доказать ей, что только хулиган, в силу своей испорченности, способен испытывать искренние чувства. Человек, испытавший глубокое падение, может стать покорным слугой тому, кто поможет ему исправиться.
Самым серьезным заявлением Есенина становится отречение от поэтической деятельности («стихи бы писать забросил»). Его нельзя воспринимать буквально. Это фраза просто подчеркивает силу любовного страдания поэта. Еще один поэтический образ – стремление последовать за возлюбленной хоть на край света.
В финале стихотворения очень удачно используется лексический повтор. Композиция приобретает кольцевой характер.
Стихотворение «Заметался пожар голубой» — одно из лучших произведений любовной лирики Есенина.
Популярные тематики стихов
Читать стих поэта Сергей Есенин — Заметался пожар голубой на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.rustih.ru
"Заметался пожар голубой": анализ. История написания стихотворения
Главной темой в творчестве Есенина была Россия. И только в последние годы жизни поэт создал ряд лирических произведений, посвященных чувству к женщине. В них и проникновенные признания, и тоска по уходящей молодости. Одно из этих творений – «Заметался пожар голубой». Анализ стихотворения представлен в этой статье.
Что предшествовало написанию?
В 1923 году Есенин вернулся в Россию. Поэт отсутствовал на родине пятнадцать месяцев. Внешне он представлял собой этакого европейского денди. В душе у него было пустота. По крайней мере, друзья поэта позже вспоминали, что из заграницы вернулся другой Есенин. В нем не было прежнего огня, задора, наивной и немного детской веры в великое будущее России.
Согласно воспоминаниям поэтов-имажинистов, Есенин напоминал человека, который долго искал что-то, но так и не нашел. Боль и разочарования породили новые творческие идеи. После свадебного путешествия с Дункан поэт способен был на создание произведений, наделенных глубоким философским смыслом.
В это мрачное время была рождена поэма «Черный человек». Ее критиковали завистники. Не все современники Есенина готовы были ее принять. Горький же, услышав «Черного человека» в экспрессивном исполнении автора, расплакался.
Чем еще примечателен последний этап в жизни великого поэта? В период с 1923 по 1925 годы он познал также чувство, которое доселе ему было незнакомо. «Заметался пожар голубой», анализ которого изложен ниже, представляет собой произведение человека зрелого. Это стихотворение не столько повествует о любви, сколько о способности глубокого светлого чувства изменить ход жизни.
О любви
Есенин никогда не писал о том, чего не касался в своей жизни. Не надуманным чувствам посвящен стих «Заметался пожар голубой». Анализ художественного произведения нужно начинать с истории написания. Как утверждал в своих мемуарах Анатолий Мариенгоф, Есенин однажды пожаловался ему, что нет у него стихов о любви. Написать ему лирическое произведение было не под силу. Ведь для этого нужно влюбиться.
На счастье поэта, именно в тот день, когда состоялся разговор о лирике, он встретился впервые с Августой Миклашевской. Именно этой женщине посвящено проникновенное стихотворение «Заметался пожар голубой», анализ которого не раз делали литературоведы и критики, дабы понять, что чувствовал поэт в последние годы жизни. Ведь спустя год после создания произведения, полного надежды и веры в себя, Есенин трагически погиб.
Августа Миклашевская
Она являлась весьма талантливой актрисой. Играла на сцене Камерного театра. Миклашевская была не только красивой женщиной, но и обладала редкими душевными качествами. Их любовь казалась поэтичной, чистой и, как утверждал один из друзей автора, созданной исключительно ради лирической темы. И в этом была характерная черта необыкновенного таланта. Об этом свидетельствует искренность и проникновенность, которыми наделил Есенин «Заметался пожар голубой».
Стих, анализ которого может создать впечатление о вечной, истинной любви, посвящен в действительности женщине, с которой поэта мало что связывало. Все, что делал Есенин, было ради стихов. Для того чтобы создать лирическое произведение, он влюбился, по-настоящему, без оглядки. Есенин не писал о чувствах, которые ему были неведомы. Он жил ими, пропускал их через свою душу. И лишь благодаря самоотверженной и безоговорочной любви к поэзии рождались стихи, вошедшие в антологию русской литературы.
Когда он впервые запел о любви…
После того как поэт прочитал Миклашевской посвященные ей строки, как будто плотину прорвало. До этого момента общение между Есениным и актрисой было несколько холодным. Но после они начали встречаться каждый день. И в это время, согласно воспоминаниям Миклашевской, не был ни скандальным, ни грубым Есенин. «Заметался пожар голубой» – стих, анализ которого подтверждает искренность автора, готовность покориться чувству.
Есенин не изображал влюбленность. Он переживал ее по-настоящему. Хотя спустя несколько недель после того, как цикл, в который вошло стихотворение, увидел свет, поэт забыл о своем чувстве. Ведь всю свою жизнь он находился в поиске новых тем для творчества.
Любовь хулигана
О Есенине ходило много слухов. Говорили, что он груб с женщинами, порою невыносим. Стихотворения, которые поэт посвящал Айседоре Дункан, отнюдь не содержали нежности. В них было немало похабных намеков, что, впрочем, не умаляет их литературной ценности.
Первое по-настоящему лирическое произведение, которое создал Есенин, – стих «Заметался пожар голубой». Анализ первой строфы свидетельствует о том, что поэт был не просто влюблен, но пребывал в состоянии некоего смирения. Впрочем, подобные настроения царили в душе Есенина недолго.
Навеки забыл кабаки…
Нежности и чистому чувству посвящал Есенин «Заметался пожар голубой». Анализ этого знаменитого сочинения говорит об уверенности поэта в том, что любовь, пришедшая в его жизнь, способна все изменить. Он обещает не только отныне не посещать кабаков, но даже перестать писать. Здесь автор немало преувеличил. Ведь жить без сочинительства он не мог.
Миклашевская знала другого Есенина, того, который неудобен был его «друзьям». Это был человек трезвый, рассудительный, доброжелательный и открытый. Впрочем, вскоре она стала свидетельницей пьяного дебоша, устроенного Есениным в одном из ресторанов. Неприглядная история немало опечалила молодую женщину. Тем не менее она никогда не отзывалась о поэте в дурном свете. Чувствам к талантливой актрисе, доброму, отчасти наивному человеку посвящены слова произведения «Заметался пожар голубой…».
Стих, анализ которого представлен в статье, является образцом лирики. Одна из его особенностей – кольцевая композиция. В первой строфе поэт обещает отречься от прежней жизни. Этими же словами и заканчивается произведение. Подобный прием Есенин использовал нередко.
Другая лирика
Безусловно, и до появления Миклашевской поэт писал о любви. Но это было иное чувство: тяжелое, мучительное. Есенин сравнивал любовь с чумой, заразой, омутом. Стихи, которые он посвящал Дункан, не имели ничего общего с теми, что вошли в цикл «Любовь хулигана». Созданию нового лирического героя способствовали пережитые горести, разочарования, предательство – все то, чего немало было в жизни Есенина. Посвятил он «Любовь хулигана» женщине, которая действительно была достойна любви поэта.
Миклашевская, в отличие от прочих возлюбленных Есенина, о соперницах писала в воспоминаниях доброжелательно. Но в мемуарах актриса призналась, что, как и другие почитатели таланта выдающегося поэта, не смогла помочь ему. С Есениным было сложно, порою невыносимо. После публикации цикла, в который вошло обсуждаемое в этой статье стихотворение, Миклашевская встречалась с Есениным всего несколько раз. Она ни разу не навестила его в больнице. Поэт, который так много стихов посвящал людям, окружающим его, в действительности был невыносимо одинок.
fb.ru