Визит к минотавру кто написал
"Визит к Минотавру": подлинная история похищения скрипки Страдивари
5-тисерийная кинокартина «Визит к Минотавру» имела в СССР оглушительный успех. И дело было не только в звездном составе (в фильме снимались Сергей Шакуров, Владимир Самойлов, Александр Филиппенко, Валентин Гафт, Михаил Пуговкин и другие именитые актеры), но и в увлекательном сюжете. Однако мини-сериал произвел впечатление не только на законопослушных граждан. Им вдохновились и те, кто готов был, как и персонажи фильма, преступить закон.
В 1996 году из Музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки бесследно исчезли несколько инструментов. На этот раз расследование длилось почти три года. За это время преступники лишь однажды дали о себе знать. Как-то раз в музее раздался телефонный звонок. Голос на том конце провода предложил скрипку в обмен на выкуп в размере одного миллиона долларов. Только вот на оговоренное по телефону место вымогатель так и не явился.
Позже двоих воров, укравших раритет, арестовали в городе Сочи. А скрипку Страдивари обнаружили в разрушенном доме неподалеку от Абхазии. Подельникам так и не удалось продать бесценную вещь, именно поэтому они и позвонили в музей. Однако идти на встречу побоялись.
Спасенная скрипка требовала реставрации. Когда же она попала в руки специалистов, обнаружилось, что это был один из тех инструментов, которыми в 1968 году побрезговали бандиты, ограбившие Ойстраха (он подарил эту скрипку музею).
russian7.ru
Визит к Минотавру - это... Что такое Визит к Минотавру?
Виз́ит к Минот́авру — художественный многосерийный фильм, детектив, по мотивам одноимённого романа Аркадия и Георгия Вайнеров.
Сюжет
В фильме две сюжетные линии. Одна из них протекает в СССР в 1986 году[1], другая — в Италии XVII—XVIII веков, во времена, когда жил и творил выдающийся скрипичный мастер Антонио Страдивари.
Следователю прокуратуры Станиславу Павловичу Тихонову поручают расследовать кражу в квартире прославленного музыканта — скрипача, народного артиста СССР Льва Осиповича Полякова. Преступление выглядело бы банальной кражей со взломом, если бы не пропажа легендарной скрипки Страдивари «Санта-Мария». В ходе расследования выясняется, что похищение скрипки и было главной целью злоумышленников, а личные вещи хозяина квартиры «прихватил» один из второстепенных участников преступления. Теперь уникальная скрипка может покинуть пределы СССР.
В ходе следствия Тихонов наталкивается на активное сопротивление преступников. Расследование постоянно пытаются сбить с верного пути, бросая тень подозрения на бывшего друга Полякова, когда-то подававшего надежды скрипача, а ныне сотрудника серпентария Павла Петровича Иконникова. Давняя история дружбы и соперничества Иконникова и Полякова становится ключом к разгадке преступления.
Параллельным сюжетом изложена жизнь Антонио Страдивари. Годы юности и ученичества у великого Николо Амати в Кремоне. Затем Антонио женится, открывает собственную мастерскую. Талантом, но прежде всего своим тяжёлым ежедневным трудом, мастер добился признания своих инструментов во всей Европе. По сюжету, похищенную у Полякова скрипку «Санта-Мария» с её мощным и радостным звучанием, Страдивари создал к собственной свадьбе. В фильме показана драма Страдивари-отца и Страдивари-мастера, который пытался передать сыновьям секреты мастерства и привить любовь к делу своей жизни, но не преуспел в этом. Духовным преемником Страдивари становится Джузеппе Гварнери (дель-Джезу).
Название фильма отсылает зрителя к древнегреческому мифу о Минотавре — чудовище с телом человека и головою быка, обитающем в подземном лабиринте острова Крит. Философско-психологический подтекст фильма построен на идее сопротивления человека своему «внутреннему Минотавру» — жадности, зависти, злобе. «Минотавр» зависти к гению, пожирающий преступника, толкает его на похищение бесценной скрипки.
История создания фильма
В основу романа братьев Вайнеров, написанного в 1972 году, положена реальная история. Прототипом для образа Полякова стал выдающийся советский скрипач Давид Ойстрах. В 1968 году его квартиру, где хранилась уникальная коллекция скрипок, взломали и украли большое количество ценностей. Скрипки, среди которых в коллекции Ойстраха тогда ещё не было работ Страдивари, не тронули. В фильме «снялась» настоящая скрипка Страдивари, изготовленная мастером в годы ученичества под руководством Амати. Через 10 лет после выхода фильма, в 1996 году, скрипка была похищена из Московского государственного музея музыкальных инструментов имени М. Глинки[2].
Николо Амати — последняя, и по мнению многих кинокритиков, лучшая роль Ростислава Плятта в кино. По драматизму исполнения она напоминает своеобразное завещание[источник не указан 468 дней].
Премьера фильма состоялась 9 ноября 1987 года, накануне Дня милиции.
В ролях
- Сергей Шакуров — Станислав Павлович Тихонов, следователь / Антонио Страдивари
- Анна Каменкова — Елена Сергеевна Нечаева, помощница Тихонова
- Ростислав Плятт — Николо Амати
- Валентин Гафт — Павел Петрович Иконников, сотрудник серпентария
- Александр Филиппенко — Григорий Петрович Белаш, настройщик музыкальных инструментов
- Михаил Пуговкин — Степан Андреевич Мельник, изготовитель воровской фомки
- Манефа Соболевская — жена Мельника
- Николай Горлов — понятой в квартире Полякова
- Юрий Катин-Ярцев — Николай Сергеевич Трубицын, преподаватель класса скрипки, учитель Белаша
- Валентин Смирнитский — Александр Еремеевич Садомский, распространитель театральных билетов
- Марина Левтова — Франческа, первая жена Страдивари
- Григорий Лямпе — Ной Маркович Халецкий, эксперт-криминалист
- Валентин Никулин — Андреа Гварнери
- Николай Денисов — Джузеппе Гварнери (Дель-Джезу)
- Александр Делибаш — Гварнери Дель-Джезу в детстве
- Владимир Самойлов — Уваров Владимир Иванович, прокурор
- Лев Борисов — Сергей Семёнович Обольников, сосед Полякова
- Светлана Харитонова — Евдокия Петровна Обольникова, жена Обольникова
- Лаймонас Норейка — Лев Осипович Поляков, скрипач
- Нина Меньшикова — Анна Александровна Яблонская, бывшая жена Иконникова
- Вадим Захарченко — заведующий магазином
- Борис Сморчков — Силкин, слесарь-водопроводчик
- Наталья Аринбасарова — Марина Колесникова, музыковед
- Владимир Скляров — сотрудник ОБХСС
- Эрвин Кнаусмюллер — Франц Колвуд, покупатель скрипки
- Олег Хабалов — Николай Григорьевич Дзасохов (Кисляев), работник типографии
- Александр Яковлев — Яков Крест
- Александр Рахленко — Сергей Леонидов, инспектор Ленинградского уголовного розыска
- Татьяна Чернопятова — диспетчер таксопарка
- Александр Савченко — таможенник
- Леонид Белозорович — Николай Иванович Баранов, бывший приятель Белаша
- Анатолий Ганшин — начальник цеха
- Борис (Бернгард) Левинсон — Семён Кац, парикмахер в Доме композиторов
- Нина Шацкая — Алла Георгиевна, врач-нарколог
- Юрий Мороз — Паоло, старший сын Страдивари
- Андрей Дубовский — Джузеппе, второй сын Страдивари
- Лилия Захарова — секретарь прокурора Уварова
- Евгений Супонев — Платонов, заместитель министра легкой промышленности
- Владимир Разумовский — Комов, приёмщик из радиомастерской
Озвучивание
Съёмочная группа
Различия между романом и фильмом, интересные факты
- В романе Юрий Лопаков (Хрюня, друг детства преступника) и Данила Никодимов по кличке Крест — разные люди. В фильме это один и тот же человек — Крест.
- В романе отсутствует финальная сцена погони: Тихонов и Елена находят скрипку в продуктовом магазине, сразу же после встречи с Крестом.
- Прокурор Уваров в романе носит фамилию Шарапов, это тот самый постаревший герой из «Места встречи изменить нельзя». В фильме речь прокурора, сыгранного Владимиром Самойловым, изобилует идеологическим пафосом — видно, что это человек «старой закалки».
- Серьёзное противоречие, закравшееся в книгу и перекочевавшее в фильм. Белаш приезжает в Ленинград проходящим поездом, фактически обгоняя даже «Красную Стрелу», не говоря о том, что поезд Ереван-Мурманск никогда не существовал.
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru
«Визит к Минотавру» (1987)
«Минотавр не виноват, что он родился чудовищем. Минотавр не виноват, что пожирает других. Ему просто хочется есть». © Перед вами уникальный в своём роде изысканный межжанровый лабиринт. Каждая серия, каждый новый персонаж, как новый поворот, но достигнет ли зритель выхода из этого лабиринта перед финальными титрами или попадёт в тупик — остаётся загадкой до самого конца. Достойная детективная составляющая сюжета, переплетение двух временных пластов, умные и хорошо продуманные диалоги, яркие, запоминающиеся характеры, как главных, так и второстепенных героев, созданные первоклассными актёрами нашего кино, и самое главное, идея, которая с одной стороны достаточно проста и понятна каждому, а с другой — намного глубже и интересней, чем может показаться на первый взгляд. В душе каждого из нас живёт свой маленький Минотавр, питающийся нашими страхами, нашей болью, ненавистью и злостью, только и ждущий возможность вырваться наружу. Иногда ему это удаётся, и тогда наша жизнь, а также жизнь тех, кто нас окружает, может претерпеть серьёзные изменения. Но если он будет продолжать сидеть внутри, терзая и мучая, а у нас просто не хватит смелости встретиться с ним, взглянуть ему в глаза, тогда наша жизнь становится сущим адом. Эта история не о мифическом чудовище, чьё имя грозно взирает на нас с заглавия. Более того, настоящего антигероя, главного злодея с дьявольским планом здесь не будет. Деление на «хороший» и «плохой» слишком примитивно и в жизни, увы, редко встречается. Но зло всё же незримо будет рядом на протяжении всей истории, этакое абстрактное, невещественное зло и именно от этого становится как-то не по себе. Будет и Ариадна, вернее персонаж, выполняющий функцию её путеводной нити. Будет поиск, будет разгадка, как в мифе. Вот только события, люди и их поступки — самые настоящие. XVII век и сам Антонио Страдивари дружелюбно распахнёт вам свои объятья, приглашая стать зрителем всего жизненного пути великого скрипичных дел мастера. Зрителем, не судьёй, запомните. Эти вставки из прошлого будут перемежаться с эпизодами из настоящего, в котором следователю и его помощнице предстоит разыскать украденную скрипку Страдивари. Не самый увлекательный синопсис получается, однако ни в коем случае не стоит спешить с выводами. Сюжет строится по всем законам жанра и в том и в другом времени. Судьба Страдивари трагична, а сама фигура его вызывает гамму эмоций и далеко не всегда чисто положительных. Детективная линия в настоящем времени богата на всевозможные догадки, зацепки и представляет собой не плохую головоломку. Проблема в том, как же связать эти две сюжетные составляющие в одну большую историю? Именно тогда, когда вам удастся сделать это, вы получите нечто сродни удовольствию, словно узнали некую древнюю тайну или же вышли вместе с Тезеем из самого лабиринта коварного Минотавра. Кажется, чтобы стать талантливым творцом, порой нужно просто сойти с ума. Возможно поэтому среди гениев так много безумцев. Кто-то считает, что гениальность даруется свыше, кто-то пытается получить эту божественную искру при помощи труда и упорства, иные заключают сделку с дьяволом. Как бы то ни было, но талант — это и дар и наказание одновременно. Одержимость идеей создать нечто гениальное знакома каждому творцу. Она помогает появиться на свет чудесным произведениям искусства, но и она же делает творца во многом человеком ограниченным, не способным принять этот мир. Она сводит с ума, она порождает культ своего дела, она делает гения эгоистом, чёрствым и не даёт ему понять жизнь до конца. И, в конце концов, эта одержимость делает его одиноким. Вот тут-то и возникает потребность не просто заниматься самовыражением, не просто творить, но и передать кому-то частичку своего дара, сохранить его, не дать погибнуть. Взять ученика и показать ему всё то, что умеешь, в надежде, что в дальнейшем он сможет развить и преумножить полученные знания и тоже творить, и тогда частичка твоего гения будет продолжать жить. А бывает так, что созданные чудесные произведения искусства остаются неизвестными, сокрытыми от людских глаз, и что же при этом должен чувствовать мастер? Настоящему творцу не нужны ни деньги, ни слава, ему важно, чтобы плоды его творческих мук были доступны людям. Это как самая изумительная бесценная скрипка в руках у бедняка. Кто знает, быть может, из него когда-то получится знаменитый скрипач? Но что, если творчество перестаёт приносить радость? Что если появляется Нечто внутри тебя, заставляющее менять свою жизнь, отказываясь от всего того, что было дорого раньше. Этакий внутренний червь, заставляющий перекраивать свою судьбу и вмешиваться в жизни окружающих, более успешных, более талантливых. Так вот, Минотавр — это и совесть, и страхи, и зависть, и эгоизм. Это всё то, что находится внутри нас, но в чём мы не хотим признаваться, потому что боимся. Короткого взгляда в зеркало порой бывает достаточно, чтобы увидеть в нём своего Минотавра. Увидеть, не для того чтобы в страхе и ужасе убежать прочь, а для того, чтобы принять и понять его, для того, чтобы понять себя. Ведь главное — остаться честным с самим собой. Того, кому это удалось, можно поздравить — он победил своего Минотавра.
…From Macabre special for SurRRender …
www.kinopoisk.ru
Книга «Визит к Минотавру»
...все-таки приятно, когда тебя кто-то обожает как педагога. Как педагога, который спустился в лабиринт Минотавра, а это ведь рядом — и на остров Крит не надо ехать, где вместо свирепого чудовища бесчинствует хунта «черных полковников», а просто заглянуть в лабиринт души своей и шепнуть: «Эй, Минотавр, вылезай, потолкуем, ты как там ведешь себя во мне?» А он сразу скажет: «Старичок, почудилось тебе, глупая белая баба наговорила, что я живу в тебе и мечтаю тебя сожрать. А ты же ведь парень умный, сам понимаешь — какие там Минотавры, вообще о чем может идти речь, когда давно известно, что все мифы — это байки для детей младшего школьного возраста. Кроме того, ты человек отзывчивый, чуткий, добрый, с тонким душевным настроем, вот тебе и наклепали на меня, а ты сразу поверил, будто я есть в тебе. А меня в тебе нету…»
Ох, Миня-Минотавр, врешь ты мне все, сукин сын. Есть ты, есть, гад лохматый, скользкий, ползаешь, прячешься. Ладно, черт с тобой! Наверное, пока не прожить мне без тебя, живи, поганый, во мне. Был бы я белой девушкой, скрипачкой, аспиранткой, читал бы по вечерам пьесы Беккета, безыдейные и запутанные, возмущаясь прущим структурализмом, и была бы у меня душа — не запутанный темный лабиринт, где сидишь ты, чудище, в каком-то мерзком закоулке, а райский сад с геометрическими красными дорожками, как в алкоголической клинике, и негде было бы спрятаться тебе, и выволок бы я тогда тебя за ушко на солнышко, и выкинул на свалку моей жизненной истории. Но для того чтобы найти скрипку Страдивари, вернуть людям красоту их и радость, мне нужно шастать по переулкам и тупикам чужих душ, где все непонятно, как в нечитанных мною пьесах Беккета, а ты, мой собственный, индивидуального пользования Минотавр, нацелен все это время мне на глотку, чтобы прыгнуть, разорвать, задушить, как только я поскользнусь, зашатаюсь. А ведь скользко как в тупиках этих и переулках! Ну ничего, жди, жди, Миня. Мы с тобой заложники друг у друга, еще посмотрим, чья возьмет…
www.livelib.ru