Виноградов создатель русского фарфора


Трагедия отца русского фарфора Д.И. Виноградова

История фарфорового гения Работы Виноградова Клейма Виноградова

Дмитрий Иванович Виноградов, которого по праву считают отцом русского фарфора, родился в Суздале в 1720 году. В начале 1730-ых годов отец отправил мальчика на учебу в московскую академию, где юный Дмитрий встретился с молодым М. Ломоносовым. Несмотря на девятилетнюю разницу в возрасте два будущих гения стали хорошими друзьями и вместе осваивали премудрости разных наук в России и за ее пределами.

Получив образование в московской Славяно-греко-латинской академии, Виноградов в числе лучших учеников продолжил учебу в Санкт-Петербурге, где добился небывалых успехов. После этого Виноградова и Ломоносова отправили в Германию к известнейшему в Европе профессору Х. Вольфу и советнику И. Генкелю. Там Виноградов в деталях осваивал горное дело. В 1741 году он также изучал рудники в трех немецких городах.

Список студентов, принимаемых в Марбург. 17.11.1736 г. На третьей и четвертой строке списка значатся Ломоносов и Виноградов.

Вернувшись на родину, просвещенный молодой человек с таким блеском сдал экзамены Берг-коллегии, что президент заведения В.С. Райзер отозвался весьма высоко о его успехах. Райзер отметил, что не знает ни одного заграничного мастера, который разбирался бы в своем деле лучше Виноградова. Молодого специалиста по горному делу наградили чином бергмейстера, который обязывал распоряжаться работами на руднике.

Первые эксперименты с фарфором

Виноградов должен был отправиться работать на рудники, однако у императрицы Елизаветы Петровны были свои виды на талантливого технаря. Она велела направить его в Кабинет для выполнения секретного дела. Как выяснилось позже, этим тайным и невероятно трудным делом оказалось создание в стране фарфорового производства.

О фарфоре в России тогда могли только мечтать, поскольку рецепты уже выпускаемых в Китае и Европе фарфоровых изделий хранили в строжайшем секрете. Многие заграничные умельцы, выдававшие себя за знатоков фарфорового производства, на самом деле были обычными мошенниками. Одним из них оказался Христоф Гунгер, приглашенный императрицей в Санкт-Петербург с целью организации здесь производства. К Гунгеру приставили смотрителя И.А. Черкасова и специалиста по горному делу Д.И. Виноградова. Однако иностранный плут два года водил всех за нос, так и не сумев получить фарфор. В итоге Гунгер был выставлен из России, что освободило место Виноградову.

Чтобы открыть рецепт изготовления фарфора, Виноградову пришлось совершить настоящий подвиг. Он шаг за шагом ставил опыты с глинами разных месторождений, изменял условия обжига, сам сконструировал печи, пока не получил фарфор высокого качества.

Д.И. Виноградов за работой по производству фарфора.

Достижения Виноградова

После огромного количества экспериментов Виноградову удалось получить отличный фарфор, который мог сравниться с мейсенскими работами. Чтобы потомкам не пришлось «вновь того в поте лица» искать, свои открытия первооткрыватель русского фарфора изложил в рукописях, прибегая к шифрованию.

Виноградов не только открыл секрет изготовления фарфора, но и исследовал разные месторождения глин, написал инструкции по промывке глин, экспериментировал с разными видами топлива для обжига изделий, сам разрабатывал проекты печей и горнов, а затем руководил их строительством, сам же открыл формулы красок для росписи по фарфору и занимался другими вопросами. Одновременно с организацией всего производства Виноградов готовил специалистов разного уровня по изготовлению и росписи фарфора.

Таким образом, за несколько лет работы в тяжелейших условиях Виноградову удалось не просто открыть тайну изготовления фарфора и глазури для росписи, но и создать завод с налаженным фарфоровым производством. На порцелиновой мануфактуре, созданной Виноградовым, выпускали изделия ко Двору, которые императрица часто использовала в качестве дипломатических подарков.

Причины ранней смерти

Казалось бы, отец русского фарфора должен был утопать в роскоши, похвалах и наградах. Но так сложилась его судьба, что при жизни Виноградов не получил ни одной благодарности за то величайшее дело, которое он сделал для своей родины. Напротив, фарфорового мастера подвергали всяческим мукам, заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях.

Опасаясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым Черкасов приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. Черкасов не понимал, что в развивающемся производстве фарфора неизбежны трудности, неудачи. Его интересовало только увеличение производства, поэтому за любой неуспех Виноградова лишали жалованья и били плетьми.

Не имея права отправиться в родной Суздаль, не видя свою семью, страдая от одиночества и перенося издевательства, русский гений сильно ослаб, заболел физически и психически. В один из дней он написал в рабочем дневнике о том, что рано стал стариком. Позже Виноградова посадили на цепь, как собаку. В результате такой тяжелой жизни в 38 лет создатель русского фарфора скончался, а его кладбище затерялось еще в 18 веке.

Скульптура «Д.И. Виноградов». Скульптор Г.Б. Садиков, художник Л.И. Лебединская.

ЛФЗ. 1970-1075 гг.

Память о Д.И. Виноградове

Современники не оценили вклада Дмитрия Ивановича Виноградова в появление и развитие в России фарфорового производства, однако потомки помнят его заслуги.

На Ленинградском фарфоровом заводе есть мемориальная доска, отдающая дань основателю российского фарфорового производства:

В Суздале в честь изобретателя русского фарфора назвали улицу Виноградова, расположенную рядом с кремлевским комплексом.

До настоящего времени дошло лишь несколько фарфоровых изделий Д.И. Виноградова и некоторые его книги, описывающие секреты производства фарфора. Весь сохранившийся фарфор Виноградова имеет на сегодняшний день огромную ценность.

Работы Виноградова

К своим первым опытам по изготовлению фарфоровых изделий Виноградов приступил в 1747 году. Опознать эти работы можно по характерному клейму, в котором прописан год изготовления и начальная буква фамилии создателя.

Работы по открытию рецепта первого в стране русского фарфора продолжались вплоть до 1752 года. Чтобы не утратить добытые в ходе многочисленных опытов рецепты качественного фарфора, Виноградов записывал их в рабочем дневнике. Записи приходилось делать на смеси латинского, немецкого, древнееврейского и других языков, чтобы рецепт фарфора оставался в строжайшем секрете.

Пробная чаша Д.И. Виноградова. Невская порцелиновая мануфактура.

Около 1747 г.

Для самых первых изделий порцелиновой мануфактуры Виноградова характерен желтоватый или голубоватый оттенок черепка. Это связано с тем, что мастер пробовал разные составы фарфоровой массы, менял горн и качество обжига. В 1750-1751 гг. фарфоровые заготовки начали расписывать красками, которые специально привозили из других стран.

Чаша с виноградной лозой. Мастер Д.И. Виноградов.

1749 г.

Кружка с крышкой. Мастер Д.И. Виноградов.

1750-е гг.

Всего за несколько лет успешных экспериментов Виноградов добился таких выдающихся результатов, что весной 1753 года организованная им порцелиновая мануфактура стала принимать заказы от частных лиц на изготовление фарфоровых табакерок. В двадцать третьем номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 1753 года было опубликовано соответствующее объявление.

Табакерка в виде яблока с надписью «Пастух и пряха». Мастер Д.И. Виноградов.

1750-е гг.

Созданные табакерки были достаточно изящны. В них прослеживаются все элементы, которые в дальнейшем были характерны для российского фарфора: тонкая роспись с мельчайшей прорисовкой деталей, позолота, рельефный декор и изящность форм. Вот почему табакерки мануфактуры Виноградова так быстро обрели популярность. Им придавали самые разные формы: делали овальными, круглыми, многоугольными, в виде фруктов или корзин. Также были популярны пакетовые табакерки, которые представляли собой почтовые пакеты с именем владельца.

Табакерка в виде «комода» с изображением мопсов на крышке.

1752 г.

Табакерки порцелиновой мануфактуры.

Мастер Д.И. Виноградов.

Кроме табакерок изготавливали чернильницы, трубки, пасхальные яйца, подсвечники и другую необходимую в быту утварь. Из посуды делали чашки, кружки, масленки и некоторые другие предметы. Их характерной особенностью были небольшие размеры, округлые формы, гармоничное сочетание формы и цвета. В качестве основных сюжетов брали военную или романтическую тематику, а также изображали цветочные композиции.

Отсутствие таких крупных изделий, как подносы или вазы, объяснялось тем, что в первое время у завода не было горна, который позволял бы обжигать большие предметы. Лишь в 1756 году, когда Виноградов построил большой горн, завод перешел на изготовление крупных изделий.

В этот период специально для императрицы был создан первый сервиз «Собственный». На ложках, чашках, блюдцах и других элементах сервиза присутствует узор, напоминающий известную на весь мир кобальтовую сетку. Некоторые авторы считают, что работница завода ЛФЗ А.А. Яцкевич создала ее, глядя на этот сервиз. Однако сама Анна Адамовна утверждает, что идея создания кобальтовой сетки пришла ей на ум при взгляде на заклеенные окна дома блокадного Ленинграда, где она в то время проживала.

Сервиз «Собственный», созданный для императрицы.

В первых изделиях порцелиновой мануфактуры одноцветное покрытие золотой, пурпурной или иными красками применяли в основном для того, чтобы скрыть недостатки фарфоровой массы. В это время рисунки были простыми и не отличались богатой цветовой гаммой. В более поздний период необходимость в сплошных фонах отпала, так как удалось достичь равномерно белого черепка. Улучшились и техники росписи, что выразилось в появлении более сложных цветочных орнаментов, ландшафтов.

Интересно, что золотую краску для росписи, которая придавала изделию вид драгоценной вещи, Виноградов делал из золотых монет императорской казны. Золото ему поставлял Управляющий кабинетом Её Императорского Величества Черкасов.

Клейма Виноградова

Как только фарфоровый завод начал выпускать первую удовлетворительную продукцию, на изделиях появились клейма. В первых клеймах ставили букву W, обозначающую первую букву фамилии Виноградова, и указывали год изготовления.

Клеймо ставили до нанесения глазури синей краской. Поскольку никаких стандартов относительно размера, наклона, формы букв и цифр в то время просто не существовало, клейма отличались по технике исполнения и зависели от почерка и настроения мастера.

Кроме года изготовления в клеймах указывали и конкретную дату или номер рецептуры фарфоровой массы.

Также на дошедших до нашего времени изделиях встречается золотое рельефное клеймо, в котором кроме года изготовления и буквы W встречается сокращение «С.П.Б.», обозначающее Санкт-Петербург, то есть место производства данного изделия.

lermontovgallery.ru

Создатель русского фарфора - Дмитрий Виноградов

Previous Entry | Next Entry

otevalmТрагедия Дмитрия Виноградова: Как друг Ломоносова создал русский фарфор и поплатился за это жизнью.Два талантливых друга-студента - Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов... Оба совершили важные открытия в своей жизни. Но если к Ломоносову судьба была благосклонна, и специальным указом Ломоносову было присвоено звание профессора химии (то, что сегодня называется академиком – тогда такого звания просто ещё не было), то Виноградов за свой величайший труд не удостоился ни одной, даже самой малой благодарности и умер в нищете, когда было ему всего 38 лет.Родился Дмитрий в древнем Суздале примерно в 1720 году, здесь прошло все его детство. Отец, священник Богородице-Рождественского собора, заметив склонности сына к наукам, отправил его учиться в Москву в Славяно-греко-латинскую академию, в то время являющуюся единственным высшим учебным заведением в России. Там Дмитрий оказался в одном классе с Михаилом Ломоносовым. Вскоре они стали лучшими друзьями, оба были очень талантливы. В дальнейшем их направили продолжать образование в Петербург в созданную к тому времени по указу Петра I Академию наук. В 1736 году их обоих отобрали для учебы горному делу и металлургии в Германии. Дмитрию тогда было всего лишь 16 лет.

Список студентов, принимаемых в Марбург. 17.11.1736 г. На третьей и четвертой строке списка значатся Ломоносов и ВиноградовЧерез восемь лет Дмитрий вернулся в Россию. Здесь он блестяще прошел аттестацию, получив звание горного инженера (бергмейстера). Но трудиться молодому инженеру пришлось совcем в другом направлении. По указу императрицы Елизаветы Петровны его привлекли к секретной работе по изготовлению фарфора.Долгое время, начиная с VI века, фарфор умели делать лишь в Китае. В Европе же получить его смогли лишь в XVIII столетии благодаря немецким алхимикам, трудившимся над этим не один десяток лет. Секрет саксонского фарфора также тщательно скрывался.Императрица мечтала о создании отечественного фарфора (чем мы хуже немцев?). Для этой цели в Петербург был приглашен немец Гунгер, присматривать за которым назначили барона Черкасова, а в помощники немцу определили Виноградова. «Причина моего определения к сему делу была та, что я послан был в Немецкие земли для изучения между протчими науками химии и металлургии, которые с работами при порцелиновом деле сходство имеют». К тому же во время учебы в Германии он познакомился с оборудованием, используемым при производстве фарфора.Но Гунгер оказался самым настоящим аферистом. С Виноградовым он ничем не делился и целых два года морочил всем голову. Так и не дождавшись обещанного фарфора, Гунгера выгнали, а вместо него работу поручили Виноградову. И он блестяще с ней справился – за короткий срок умудрился получить фарфор, не уступавший по своему качеству китайскому.

Д.И. Виноградов за работой по производству фарфора.И хотя путь его к этому открытию был невероятно трудным – ведь никаких готовых рецептов не было, до всего приходилось доходить самому экспериментальным путем – подбирать глину, краски, глазурь для росписи, режим обжига, - Дмитрий к 27 годам уже получил свой первый образец.

Чтобы сохранить свои наработки в тайне, Дмитрий все записи делал, используя смесь из нескольких языков – латинского, древнееврейского, немецкого…

Чаша с виноградной лозой. Мастер Д.И. Виноградов. 1749 г.

Кружка с крышкой. Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е гг.

Табакерка в виде «комода» с изображением мопсов на крышке. 1752 г.

Табакерка в виде яблока с надписью «Пастух и пряха». Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е гг.

Табакерки порцелиновой мануфактуры. Мастер Д.И. Виноградов.

Сервиз «Собственный», созданный для императрицыКазалось бы, после этого величайшего открытия Виноградова должны были ждать слава и награды. Но вышло совсем не так. Отныне вся его жизнь была подчинена лишь работе, Черкасов его никуда не выпускал, только требовал от него фарфора еще и еще… Виноградов уже проклинал свое открытие. Черкасов дошел до того, что приказал приковать Виноградова цепями около печи, чтобы тот не смог убежать и выдать свой секрет. Бывало, что его секли плетьми наравне с подмастерьями, если что-то шло не так. Дмитрий, по своей природе легкий, веселый и свободолюбивый человек с высокой самооценкой, не мог cтерпеть таких унижений и издевательств. Вскоре он заболел и умер.

Скульптура «Д.И. Виноградов». Скульптор Г.Б. Садиков, художник Л.И. Лебединская. ЛФЗ. 1970-1075 гг.До наших дней сохранилось лишь девять его изделий - тончайшие чашечки и табакерки с монограммой «W». И находятся они в Эрмитаже и Русском музее.

В родном Суздале его именем названа одна из улиц в центре города, недалеко от Кремля.
Tags:

otevalm.livejournal.com

Дмитрий Виноградов - изобретатель русского фарфора

Сын попа

Дмитрий Иванович Виноградов родился в 1720 году в Суздале, в семье местного попа. Отец мечтал о том, чтобы дети пошли по его стопам, и определил сыновей Якова и Дмитрия в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

Именно там Виноградов познакомился с Ломоносовым, который был старше Дмитрия на 9 лет. Но разница в возрасте не помешала молодым людям достаточно быстро подружиться, тем более, что они оба проявляли необычайное рвение к учебе — оба за год умудрялись проходить программу трех классов.

Это было очень непросто, тем более, что жизнь учеников нельзя было назвать легкой. Мало того, что преподаватели отличались строгостью и жестокостью и не спускали малейшей провинности и огрехов, наказывая учеников розгами и  плетьми, но и дома юношей никто не ждал с утешениями и готовыми обедами. Да и дома никакого не было — молодые люди искали себе углы по городу или жили на территории Заиконоспасского монастыря, где располагалась академия.

Монахи пускали их на ночлег за деньги или отработку — уборку помещений или приготовление еды. Денег у учеников практически не имелось… Ломоносов вспоминал о тех временах: «Несказанная бедность. Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, обувь и другие нужды»…

В 1735 году в академии отобрали 12 человек, которые «к украшению разума науках довольное знание имели» и отправили их на учебу в Петербургскую Академию наук. Среди них оказались Яков и Дмитрий Виноградовы и Михайло Ломоносов.

Столица империи поразила провинциальных юношей своей красотой и величием. Но жизнь будущих  светил науки легче не стала. Деньги, опущенные на нужды студентов, куда-то подевались, и молодые люди жили впроголодь. Виноградов предложил написать жалобу в Сенат, и к ней отнеслись очень «внимательно». Виноградова и прочих «зачинщиков бунта» «нещадно били батогами».  Но, к счастью, из Академии их не выгнали…

Ученый-поэт

Тем временем, Академия приняла решение отправить на учебу в Германию трех самых способных студентов. Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов оказались самыми лучшими кандидатурами.

Правда, они не знали иностранных языков, но президент Академии наук И.А. Корф заметил: «Хотя Дмитрий Виноградов и Ломоносов немецкого языка и не знают, однако еще в бытность свою здесь через три месяца столько научиться могут, сколько им надобно».

В сентябре 1736 года студенты прибыли в Марбургский университет, где им надлежало изучать «химическую науку, горное дело, естественную историю, физику, геометрию, механику, гидравлику и гидротехнику».

Сын попа и сын помора оказались ничем не хуже лощенных европейских студентов и вскоре, изучив немецкий язык, превзошли немцев в науках.  

Прослушав университетский курс, Виноградов отправился в город Фрейберг к ученому Генкелю  — изучать горное дело. Вскоре он начал высылать на родину результаты своих исследований. Виноградов написал несколько научных работ и составил «Каталог различных руд», сыгравших огромную роль в становлении российского горного дела.

При этом Дмитрий, как и его друг Михайло, помимо науки увлекался еще и литературой. На страницах  черновиков Виноградова среди химических формул записаны сочиненные им стихи, которые он  никому не показывал. И эти строчки говорят о том, что Виноградову очень трудно давались все его  достижения:

«Ныне мой разум гнетет тяжесть трудов понесенных, Краткая младость прошла, рано я стал стариком»….

Но внутренняя сторона его жизни оставалась никому не известной — Виноградов действительно был веселым и энергичным человеком, который никому не рассказывал о своих проблемах.

В 21 год Виноградов отправился путешествовать по Германии, но в отличие от многих юношей — и того времени и современных, интересовался  отнюдь не знаменитыми немецкими пивными, а знакомился с горной промышленностью.

Во время путешествия исследователь значительно обогатил свой «Каталог различных руд». Перед поездкой ему выдали паспорт, и это единственный документ, в котором сохранилось описание внешности Виноградова — высокий рост и темно-коричневые волосы.

Неподатливый порцелин

В феврале 1744 года Виноградов вернулся в Россию. В отзыве об его обучении в Германии было написано: «Студент Санкт-Петербургской Академии наук Дмитрий Виноградов не только что теоретично на бумаге, но и через рассматривание самих рудокопных ям и при иных случаях достаточную науку принял, и к изучению таковых наук так себя склонным показывал и в оных так далеко произошел, что он отселе и при горных делах угодные службы делать может».

В Петербурге ему была устроена проверка знаний, после которой экзаменатор написал заключение: «Я от всех доселе с довольным жалованием и коштом выписанных иностранных мастеров ни одного не знаю, который бы Виноградова во всех частях горной науки перешел, и многие ему в равенство не пришли».

По указу императрицы Елизаветы Виноградов был направлен для работ на Порцелиновой мануфактуре (сейчас это всемирно известный Ломоносовский фарфоровый завод).

Эта мануфактура была создана специально для производства российского порцелина (так называли тогда фарфор). Но руководившие работами немцы отнюдь не спешили раскрывать лапотной Руси свои секреты производства тонкого и изящного фарфора. Они умело высасывали деньги из российской казны, но дело вперед не продвигалось.

Именно Дмитрию Виноградову суждено было взять на себя труд по раскрытию старинных секретов фарфорового производства — и это при том, что все его знания никакого отношения к этому делу не имели. Императрица, направляя Виноградова на мануфактуру, не видела разницы между горным делом и производством фарфора — мол, казенные деньги на него потрачены, науки всякие изучал, значит,  справится…

Ученому пришлось с нуля знакомиться с технологией производства порцелина, в одиночку опытным путем искать необходимые составы и сырье. Позже он писал: «Заведен я был в такой лабиринт, по которому чрез 10 лет бродя насилу еще теперь бродя выходить начинаю, а той Ариадны нет, которая бы такой клуб ниток дать могла, по которому бы мне без заблуждения на прямую дорогу попастца возможно было».

Секрет фарфора

Но Виноградов вышел на прямую дорогу. Ему пришлось  самостоятельно организовывать весь технологический процесс производства фарфора — и добычу сырья, и его сушку, и формовку, и обжиг, и покрытие глазурью — все делалось по его расчетам и под его руководством. Спустя годы проб, ошибок, бесконечных разъездов в поисках необходимого сырья, каторжного труда, он открыл секрет порцелина, и в России появился собственный фарфор, ничем не уступавший иноземному…

Но произошло это не сразу и в тяжелейших условиях. Все работы выполнялись вручную. Тяжелое положение усугублялось постоянным надзором полиции и солдат, которые тщательно следили за тем, что секреты русского фарфора не попали в случайные руки — Виноградову приходилось вести свои записи шифром. От него постоянно требовали результатов, штрафовали, лишали жалования, верных помощников, даже сажали под арест…

Виноградов писал: «За что не примусь, то почти все из рук у меня валится. Команда у меня взята, я объявлен всем арестантом, я должен работать и показывать, а работные люди слушать и повиноваться должны другому. Меня грозят взять и бить без всякой причины».

И даже когда фарфор был получен, положение не изменилось. После одной из ссор со своим надзирателем блестящий ученый был прикован к цепи в своей комнате и, сидя в ней, заканчивал свой труд «Обстоятельное описание чистого порцелина»…

Вскоре Виноградов заболел и 25 августа 1758 года, в возрасте 38 лет, скончался…

Где похоронен Дмитрий Иванович Виноградов, человек, создавший в России первое фарфоровое производство, до сих пор не установлено…

www.chronoton.ru

Виноградов Дмитрий Иванович: биография, факты из жизни создателя российского фарфора — CleverForever

Дмитрий Иванович Виноградов родился в Суздале, в семье протопопа и ключаря главного в городе кафедрального собора — Богородице-Рождественского. О детстве Дмитрия известно очень мало, даже год его рождения не установлен точно — 1717 или 1720.

В 1730-1733 годы Дмитрия отправляют в Москву, в Славяно-Греко-Латинскую Академию. Примерно в эти годы Виноградов знакомится с Ломоносовым. Несмотря на разницу в возрасте (больше 6 лет), они становятся хорошими друзьями.

В 1735 году в числе 12 лучших учеников Академии Виноградова вместе с Ломоносовым переводят в Санкт-Петербург, где юноши так же добиваются больших успехов.

Вскоре Виноградова и Ломоносова отправляют в Германию обучаться горному делу. Сначала они едут в Марбург, где проходят теоретическую и общетехническую подготовку под руководством профессора Вольфа. Здесь Виноградов изучает множество наук — иностранные языки, логику, арифметику и тригонометрию, механику, теоретическую химию, физику, гидростатику, гидравлику, аэрометрию, берет уроки рисования, расширяет подготовку по метафизике и гуманитарным наукам.

В 1739 году три студента из России покидают Марбург и направляются во Фрейберг к советнику Иоганну Генкелю.

Единственный документ, в котором имеется (хоть и очень скупое) описание внешности Дмитрия Виноградова — паспорт для проезда по трем немецким городам для изучения рудников и шахт. В нем написано, что у Виноградова темно-коричневые волосы и высокий рост.

Дмитрий Иванович Виноградов — фантазия Т. С. Линчевской

cleverforever.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>