Вин чунь кто придумал


Вин-чунь

«Вечная весна» – так с китайского переводится школа ушу под загадочным названием – «Вин-чунь». Об этом уникальном виде единоборств, который сочетает в себе и рациональную технику, и чётко выстроенную теорию, сказано много. Если кратко, визитная карточка боевого искусства, – ближний контактный бой с быстрыми ударами и плотной защитой в достаточно подвижной стойке.

История

О происхождении вин-чунь можно говорить бесконечно. Несколько легенд в полной мере объясняют историю возникновения искусства, но все они не имеют исторического подтверждения. Вот наиболее симпатичная из версий.

Однажды монашка Нгу Муи устала преодолевать препятствия и остановилась в Храме Белого Журавля у горы Чаи Ха, отстранившись от внешнего мира. Она посвящала себя только дзен буддизму, совершенствуя боевые техники. И однажды научила красавицу Йим Вин Чунь боевому искусству, приёмы которого придумала сама. Новый стиль был назван именем девушки («вечная весна»). С тех пор появилось боевое искусство под названием «вин-чунь». Кстати, Им Ман (1893-1972) – первый известный мастер единоборства и учитель Брюса Ли, был одним из самых известных из выходцев фошанской школы. С 1949 года и до смерти Ип Ман давал уроки в Гонконге, где обучил боевому искусству вин-чунь многих бойцов.

Основные правила

Бой в вин-чунь согласно правилам длится три раунда, состоящих по полутора минут с перерывом в одну минуту между раундами. Победителя определяют по окончании каждого раунда. Триумфатор тот, кто стал победителем в двух раундах. В вин-чунь могут состязаться спортсмены от менее 50 и выше 85 кг.

Можно сказать, что единоборство достаточно консервативно, так как включает в свой арсенал только собственные виды техник: удар кулаком и ладонью, локтём и коленом, передвижения, удары ногами и подсечки, приёмы борьбы. Если боец использует технику, не входящую в арсенал боевого искусства, очки не присуждаются.

Школы, стили, направления

Все варианты стилей вин-чунь переводят как «Кулак восхваления весны» или «Кулак вечной весны». Однако правдивость существования Вин Чунь и её приключений исторических подтверждений не имеет. Ей просто приписали не только происхождение стиля, но и его возраст – более двухсот лет.

Вполне естественно, что через определённое время появились различные ветви стиля. Лучшим до сегодняшнего времени считается «стиль Ип Мана» или «гонконгский» вин чунь. Хотя, учитывая тот факт, что даже у непосредственных учеников Ип Мана были определённые различия в технике вин-чунь, отличий у их учеников ещё больше.

Инвентарь, экипировка, используемое оружие

Чтобы травмироваться в вин-чунь от приёмов и ударов, участникам следует пользоваться перчатками с открытыми пальцами, шлемом, налокотниками, щитками на голень, каппами и паховыми раковинами. Обычно защитное снаряжение соперников – красного или синего цвета. На тренировках нередко используется деревянный манекен, что необходимо для отработки позиции и контакта с противником. Особенно это техническое изделие, имитирующее форму тела человека, необходимо тогда, когда отсутствует партнёр и для развития чувствительности и тайминга. Во время тренировок вин-чунь используют оружие. Это парные тесаки батчамдоу – и боевой нож.

Техника

Главная особенность техники вин-чунь малозаметна, но чрезвычайно действенна. По сути, владение приёмами данного боевого искусства даёт возможность получить безопасность на опасной дистанции. Для этого необходимо использовать принцип одновременного использования обеих рук, которые приводят к сковыванию рук противника с одновременной атакой. Уникальность вида состоит в том, что в технике вин-чунь нет пассивных способов защиты. Иными словами, любое защитное действие может переходить в наступательное, причём с возможностью навязывать тот способ боя, который выгоден бойцу. Если в некоторых ударных стилях (бокс, каратэ, кикбоксинг) характерны периодические размены ударами, результат которых предсказать сложно, техника вин-чунь позволяет не только уклоняться от разменов ударами. Главным становится техническое превосходство, которое помогает побеждать более сильных, быстрых и крупных соперников.

mega-fight.ru

История и легенды стиля Вин-Чунь. | Здоровье и боевые искусства

История китайских воинских искусств прослеживается уже полторы тысячи лет. Она полна древними традициями, документальными рассказами о мастерах, невероятными историями и поэтичными легендами. Это мир, многочисленные сверкающие грани которого притягивают своей заманчивой красотой.

В многовековой глубине родилась легенда о девушке с поэтичным именем Вин Чунь, переводимом на русский язык как «Цветущая Весна». Имя нежного юного создания, сравнимого с прелестным цветком, навечно и тесно связано с целым направлением в боевом искусстве, которое носит ее имя – Вин-Чунь. Неполные родословные стиля, приводимые в книгах и передаваемые из уст в уста, изобилуют несовпадениями, приоткрывая взглядам учеников лишь отдельные ветви его генеалогического древа, корни которого скрыты в тени веков, а крона теряется в семейных кланах китайских и вьетнамских мастеров, пряча Истину под покровом Времени.

Впервые о Вин-Чунь узнали 300 лет назад, во времена правления маньчжурской династии Цин (1644-1911). Маньчжуры, правившие Китаем, проводили политику кровавых расправ, что приводило к народным восстаниям в разные годы правления.

Манчжуры в то время составляли лишь 10% всего населения и, чтобы удержаться у власти, они проводили политику кровавых расправ, взращивая страх и злобу в сердцах людей. Коренные китайцы вынуждены были подчиняться несправедливым законам, попиравшим их права и унижавшим достоинство. Для них были закрыты высокие государственные посты, создавались преграды в продвижении по служебной лестнице. Чтобы обезличить китайский народ и духовно опустошить растущее поколение, манчжурские правители запретили занятия боевыми искусствами. Хранителем духовной китайской культуры стал священный храм Шаолинь. Никакие жестокости и запреты не могли сломить дух гордых обитателей Шаолиня. Подобно ветру, разжигающему огонь, несправедливость манчжурских правителей разжигала в их сердцах желание бороться за свободу народа. Монастырь Шаолинь стал центром подготовки народных бойцов для будущего восстания. К стенам Шаолиня стекались выжившие в сражениях монахи. Манчжурские правители ненавидели монастырь, потому что именно он давал силы народу восставать против несправедливости и насилия, и был символом непокорности и надежды в борьбе против иноземного господства.

Для обучения традиционным методом борьбы необходимо было 10-15 лет. Пятеро монахов, собравшись вместе, обсудили и отобрали самые эффективные технические приемы для экспериментального обучения, которое сокращалось до 5-7 лет. Они тщательно выбирали учеников. Новый метод еще не успел распространиться, как войска маньчжуров начали карательную операцию Шаолинь, ставший символом воли и независимости китайцев. Их целью было уничтожение мастеров кунг-фу. Монахи и ученики стойко боролись и отразили все наступления армии императора, однако труднее всего было устоять против подлости и коварства. Группа предателей подожгла Южный Шаолинь, находившийся на горе Цзяляньшань в провинции Фуцзянь, и открыла ворота монастыря отряду генерала Чан Ван Хоа. Манчжуры беспощадно подавили сопротивление, уничтожили сотни монахов и спалили мятежный монастырь дотла. Армия захватчиков жестоко подавила сопротивление, потопив его в крови, но пятерым монахам удалось спастись. Их имена: Ти Тин Тин Сы (Добрая Воля), Миу Хин Лао Сы(Бессмертная Кошка), Бат Ми Лао Сы(Белая Бровь), Фун Дао Дык Сы(Вежливость-Образованность) и Нгу Май Лао Ни(Цветок Май – Пять лепестков). Нгу Май ушла в храм Бат Хак (Белый Журавль) на горе Дай Лю Сы (Большая гора) провинции Ты Сюэн. Она всем сердцем скорбела по разрушенному монастырю и погибшим братьям. Но, несмотря на боль, поселившуюся в ее душе, бесстрашная и мудрая женщина продолжала упорно совершенствовать технику единоборства. Она также не забывала и о манчжурах, которые хотели убить ее, ни на минуту не покидала ее мысль о задуманном новом стиле. Нгу Мэй решила самостоятельно создать более совершенный стиль боевого искусства, взяв за основу шаолиньский комплекс упражнений, который преподавал настоятель Чжишань. После разгрома Шаолиня он перебрался в провинцию Кантон и стал обучать монахов в монастыре «Света сыновней почтительности» (Гунсяосы).

В это время жил человек по имени Ним Ний. Его жена умерла и он остался со своей единственной дочерью Ним Вин Чун (Вечная Весна). Они ушли в провинцию Ты Сюэн и открыли там лавочку. Ним Ний обещал выдать свою дочь за человека по имени Лыэн Бак Чу. Но девушка была так прекрасна, что один влиятельный чиновник захотел силой взять ее в наложницы. Ним Ний не мог оказать сопротивление столь богатому и влиятельному господину, и Вин Чун, не желая становиться его женой, бежала из дома в монастырь Бат Хак. Там она встретилась с Нгу Мэй. Вин Чун поведала монахине о своем горе. Нгу Мэй прониклась сочувствием к девушке, не испугавшейся гнева влиятельного чиновника, и решила взять ее в ученицы. Нгу Мэй увела Вин Чун в горы, чтобы помочь скрыться и стала обучать ее боевым искусствам.

Рассказывали, что однажды Нгу Мэй случайно стала свидетельницей кровавого боя журавля и змеи. Змея обвила своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что навсегда отпечаталась в памяти монахини и не оставляла ее в покое. Тренируясь, она стала подражать то ловкой змее, то отважной птице, и вскоре разработала систему боевой техники, соединившей движения журавля и змеи. В течение трех лет эта техника также была передана Вин Чун, любимой ученице Нгу Мэй. После смерти монахини в 1726 году Вин Чун продолжала совершенствовать свои тело и душу. Однажды она пошла в лес и услышала грозное рычание хищников. Осторожно раздвинув ветви, она увидела, что сражаются тигр и леопард. Они дрались на узкой тропе в ущелье из-за добычи, лежавшей на склоне горы. Тигр был бесстрашен, мужественен и жесток, а леопард – хитер, ловок и гибок. Оба зверя вынуждены были держаться близко друг к другу из-за опасности сорваться со скалы в пропасть, и применяли короткие шаги, быстрые удары, увертываясь от лап противника.

Это сражение тигра и леопарда натолкнуло Вин Чун на мысль о создании еще двух стилей единоборств. Когда, вернувшись в храм, Вин Чун совместила техники змеи, журавля, тигра и леопарда, она поняла, что, наконец, пришло время исполнить заветную мечту своей учительницы Нгу Мэй и создать новый стиль, предназначенный для гибкого и ловкого тела женщины. После долгих исканий была создана совершенная техника, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных. По преданию существует 5 символов этой техники: дракон, змея, тигр, леопард и журавль. Также это соответствует пяти лепесткам распустившегося цветка Мэйхуа, всегда напоминая о первом Учителе, и подразумевает пять основ восточной философии: Великодушие, Преданность, Благопристойность, Ум, Вера, и пять состояний бойца: Твердость, Мягкость, Сообразительность, Спокойствие и Смелость.

Вин Чун выработала особый тип нанесения ударов, при котором не требуется большой физической силы. Удар кулаком наносился по прямой от центра груди, а блоки выполнялись в виде подставок и наложений ладоней на атакующие конечности противника. Она создала и новую тактику боя – близко подходила к противнику, лишая его, таким образом, возможности «разогнать» свой удар и воспользоваться превосходящей физической силой, а чтобы сковать передвижения и удары ногами нападающего, она училась особым образом подставлять свои ноги под ноги противника и наносить удары в область голени.

Вскоре Вин Чун вернулась в отцовский дом, что стоял у горы Лунь Тай. Там она вновь встретила слуг влиятельного чиновника, не оставлявшего надежды сделать ее своей наложницей. Это был первый случай, когда Вин Чун пришлось применить боевую технику, чтобы постоять за себя, и она без труда победила.

После этого отец с дочерью вернулись в Кантон, где Вин Чун стала женой Лыэн Бак Чу, ожидавшего ее все эти годы. Вскоре муж стал первым учеником Вин Чун, и она передала ему все свои знания боевых искусств. Когда она умерла, Лыэн Бак Чу решил увековечить память о своей единственной и любимой жене, назвав ее именем самую совершенную боевую технику.

Лыэн Бак Чу передал секреты Вин-Чунь человеку по имени Лян Лан Кваю, который сделал своим учеником Хуан Хуабао. Тот был актером гуандунской оперной труппы «Красная Джонка» и часто путешествовал с гастролями в разных частях страны. Благодаря этому однажды он повстречался с учеником по имени Лян Эрди. Они подружились и стали обмениваться своими знаниями по боевым искусствам. Примерно в середине XIX века Хуан Хуабао и Лян Эрди покинули актерскую труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня.

Этот человек, из весьма достойной семьи, являлся владельцем аптеки и был хорошо образованным человеком. Дело его процветало, и пациенты были очень довольны его деятельностью. Все свободное время Лян Цзянь уделял литературе и занятиям боевыми искусствами. Но ему не очень нравились стили, в которых упор делался на физическую силу. Он хотел изучить какую-нибудь систему, эффективность которой зависела бы только от техники.

Лян Цзянь позаимствовал все самое лучшее из шаолиньских методов, отбросив их недостатки, а в многочисленных поединках проверил их реальный боевой эффект, за счет чего обогатил и развил Вин-Чунь, усилив его боевые возможности.

Лян Цзянь не имел официальной школы и преподавал Вин-Чунь прямо в своей аптеке. Он посвятил свою жизнь изучению тайн Вин-Чунь и достиг столь высокого уровня владения техникой, что среди мастеров и знатоков боевого искусства был удостоен звания «Короля Вин-Чунь». Из-за того многие бойцы бросали ему вызов и в ходе многочисленных боев он смог выявить сильные и слабые стороны Вин-Чунь.

Лян Цзянь воспитал несколько учеников, в числе которых были и его сыновья Лян Чун и Лян Бик. Среди его учеников был один способный юноша по прозвищу «Ва – Деревянные руки». Это прозвище он получил, потому что его руки были сильными и твердыми как дерево. Часто во время тренировок он ломал «руки» деревянному манекену (мокчжон).

Рядом с аптекой Лян Цзяня находилась лавка по обмену денег. Ее владельцем был Чэнь Ва Шунь по прозвищу «Ва – Меняла», который, зная, что Лян Цзянь был прекрасным специалистом стиля Вин-Чунь, хотел поступить к нему в ученики. В то время нельзя было изучить кунг-фу за деньги, как это распространено сейчас, и Чэнь Ва Шунь глубоко сомневался, что мастер станет его обучать. Поэтому, когда он заканчивал работу, то на цыпочках пробирался к аптеке Лян Цзяна и через щель в двери наблюдал за тем, как тот обучает своих учеников. Лян Цзянь был для него кумиром, и с каждым днем Чэнь Ва Шунь восхищался им все больше и больше. Однажды он собрался с духом и решился обратиться к Лян Цзяну со своей просьбой. Как он и ожидал, мастер деликатно отказал. Это разочаровало Чэнь Ва Шуня, но он не утратил надежды.

Однажды, когда Лян Цзянь отсутствовал, «Ва – Деревянные руки» привел в аптеку Чэнь Ва Шуня. Когда сын аптекаря Лян Чун узнал, что этот человек изучал стиль Вин-Чунь, подглядывая сквозь щель в двери, он ужасно рассердился и решил продемонстрировать Чэнь Ва Шуню технику «липких рук» в весьма жесткой форме. Однако тот, не рассчитав своих сил, нанес Лян Чуну такой удар ладонью, что тот упал прямо на любимое кресло Лян Цзяна, да так неудачно, что отломил у него одну ножку. Испугавшись, что учитель разгневается и накажет их за это, молодые люди решили не рассказывать о своем поединке. И вот когда Лян Цзянь вернулся домой и хотел отдохнуть на своем любимом кресле, оно вдруг перевернулось, и удивленный мастер грохнулся на пол. Лян Цзянь решил выяснить, что здесь произошло в его отсутствие. Тогда Лян Чун рассказал ему все в подробностях. Выслушав рассказ сына, Лян Цзянь спросил «Ва – Деревянные руки», каким образом Чэнь Ва Шунь мог изучить Вин-Чунь. И Ва объяснил, что кое-чему он сам научил его, а все остальное тот сам усваивал, подсматривая через дверную щель. Лян Цзянь попросил Ва найти и привести к нему своего друга. «Ва – Деревянные руки», вспомнил, что обучать без разрешения учителя ему было запрещено, поэтому, думая, что их могут наказать за такое нарушение, он посоветовал своему другу скрыться. Когда «Ва – Деревянные руки» вернулся один, Лян Цзянь был очень удивлен, почему с ним нет Чэнь Ва Шуна. В конце концов, Лян Цзянь догадался, что ученик не правильно его понял. Тогда он объяснил, что хотел всего лишь посмотреть, что усвоил его друг из стиля Вин-Чунь и каковы его способности. «Ва – Деревянные руки» этому очень обрадовался, быстро нашел своего друга и привел к мастеру. Оценив талант Чэнь Ва Шуна, мастер сразу же согласился взять его к себе в ученики.

После смерти Лян Цзяня его сыновья Лян Бик и Лян Чун, отправились в Гонконг. Их товарищ – одноклассник, Чэнь Ва Шунь, остался в Фошане и начал обучать стилю Вин-Чунь.

Отец Ип Мэна был гонконгским бизнесменом, и сын был вынужден помогать ему. В Гонконге Ип Мэн повстречал Лян Бика и вскоре стал его учеником. Чэнь Ва Шунь перед своей смертью назначил своим преемником Ип Мэна, который начал преподавать Вин-Чунь в Гонконге в возрасте 56 лет. Так возникла гонконгская ветвь Вин-Чунь.

По мере распространения славы Ип Мэна росло и число его учеников. Один из его учеников был Брюс Ли.

Современные представления о Вин-Чунь связывают с гонконгской ветвью, основанной Ип Мэном, вьетнамской ветвью, основанной Тэ Конгом и китайской ветвью, возглавляемой Лян Гуанманем, за которыми следует целая плеяда мастеров, развивающих это боевое искусство во многих странах

wudeschool.com

Вин чун - это... Что такое Вин чун?

Вин-чун, англ. Wing Chun, 咏春 — китайская школа ушу. Название «Винчунь» — кантонское произношение, произношение на путунхуа — Юнчунь, устоявшийся перевод — «Вечная весна».

Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу. Бой в Вин чунь основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Зачастую бой завершается ударами колен и локтей. Упражнение «липкие руки» (chi sao, 黐手 чи шоу) позволяет бойцу отлично ориентироваться в бою на близких дистанциях. Существуют и ножевые техники, они тесно увязаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.

Краткая история стиля

Легенды традиционно связывают происхождение стиля с монастырём Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь. Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны («вэньчуньтан» на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Вечная Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй (Ng Mui).

Однако, в 1930-40-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10.000 лет здравствовать императору династии Цин!» — приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань, Умэй и прочие — просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т. д. и т. п.

Более-менее достоверная история стиля прослеживается лишь с конца XVIII века, когда этот стиль попал в труппу гуандунской оперы «Красная джонка». В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера — Хуан Хуабао и Лян Эрди — покинули труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как «юнчунь ван» («король винчуня»). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После того как оставил свой бизнес, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.

Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Ман на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь (Ип Ман) принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где преподают преимущественно ученики Ип Мана, а также представители других ветвей Вин Чунь.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет свое начало с 1939 года от Жуань Цзиюнь (Нгуэн Тэ Конг), легендарного китайского мастера, приехавшего в Ханой по приглашению Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме и который воплотил в жизнь принцип боевого китайского искусства, гласящий: “четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней”, что означает: «слабое усилие нейтрализует атаку».

Известные сегодня ветви стиля

  • Ип Ман винчунькуэн (кулак вечной весны Е Вэня, Ип Мана на катоноском наречии).
  • Фуцзянь вэнчунькуэн (кулак вечной весны из провинции Фуцзянь).
  • Фунг Сю-Чин вэнчунькуэн (кулак вечной весны Фэн Шаоцина).
  • Футсао винчунькуэн (кулак восхваления весны рук Будды). Говорят, что это направление содержит элементы Южного Богомола и внутренних систем семьи Фу.
  • Гулао винчунькуэн (кулак восхваления весны деревни Гулао). Иногда этот стиль называют Пяньсань винчунькуэн (кулак восхваления весны с корпусом, повернутым боком).
  • Хайбань винчунькуэн (кулак восхваления весны из оперы).
  • Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Хуан)).
  • Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Ху)).
  • Чжи Шим вэнчунькуэн (кулак вечной весны Чжишаня).
  • Цзю Вань винчунькуэн (кулак восхваления весны Цзю Ваня).
  • Ли Шинг винчунькуэн (кулак восхваления весны Ли Шина).
  • Леунг Ган-Мун винчунькуэн (кулак восхваления весны Лян Гуанманя).
  • Малайский вэнчунькуэн.
  • Наньян винчунькуэн (кулак восхваления весны стран Юго-Восточной Азии).
  • Пань Нам вэнчунькуэн (кулак вечной весны Пэн Наня).
  • Пао Фа Льен вэнчунькуэн (кулак вечной весны Лю Дашэна).
  • Вьетнамский винчунькуэн.
  • Юэнь Кай-Сань винчунькуэн (кулак восхваления весны Жуань Цишаня).
  • Тхеу Лам Фат Сон Вин Сюань Куен (шаолиньский кулак прекрасной весны из города Фошань)

Технические особенности стиля

Отличительной чертой вин чунь являются упражнения «тьешоу» («chi-sau») — «липкие руки», благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы.

Бой бойцы вин чунь ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а еще лучше — локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Ударов ногами в стиле немного, они используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Ип Мана изучают длинный шест и т.н. «ножи-бабочки» (два ножа, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой). В других версиях встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.

В версии Ип Мана изучается три комплекса без оружия — «маленькая идея», «поиск моста» и «бьющие пальцы». В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский Вин Чунь, к примеру, подчеркивая свое легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных (в основном при обучении детей на первом этапе обучения)

Для подготовки к реальному бою помимо упражнений «Чи Сау» используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене («деревянном человеке»).

Каждая школа винчунькуен отличается кроме всего прочего своими принципами. Так к примеру: 12 принципов школы Тхеу Лам Фат Сон Вин Сюань Куен (в скобках указан термин, либо метод, с помощью которого достигается реализация принципа):

1. Расслабление тела (мэм) 2. Спокойное дыхание (бай-тап-кхи) 3. Спокойный дух (тхьен) 4. Сильное тело (ган) 5. Выносливое дыхание (ной-конг) 6. Сильный дух (концентрация внимания, развитие внимания в любой форме деятельности; развитие воли (и) (тхьен) 7. Округлость (куай-тай) 8. Мягкость исполнения (ню) 9. Непрерывность (дэу-дэу) (достигается особым вниманием – рассеянным наблюдением) 10. Активный дух (принцип исследования, а не выполнения упражнений) 11. Шесть соединений (три внутренних и три внешних) 12. Осознанность или спонтанность (все упражнения делаются осознанно, в реальной жизни все происходит спонтанно).

Вьетнамский винчунькуен (юнчуньцюань, vinhxuan, винсюань) – это система, которая, несмотря на небольшое количество форм, трудна в обучении, и требует большого терпения. Кроме форм с оружием (двойных ножей и шеста), в нем существуют следующие безоружные формы: • форма thu dao kuen (базовая техника рук, эквивалент сяоняньтоу, или «малой идеи»); • форма тренировки дыхания (khicong); • форма 108 moc nahn niem thu (»108 движений»), которая включает три «под-формы»: статические 108 движений, динамические 108 движений, и 108 движений на деревянном манекене. Последняя форма известна также как «техника манекена», но техника и порядок движений в ней существенно отличается от китайской; • пять отдельных «звериных» форм (которые изучают обычно дети, для развития координации и навыков): - ho hinh quen («кулак формы тигра») - hak hinh quen («кулак формы журавля») - xa hinh quen («кулак формы змеи») - long hinh quen (»кулак формы дракона») - bao hinh quen («кулак формы тигра») • tong hop ngu hinh (объединенная форма «пяти зверей»)

Современное состояние

В настоящее время Вин Чун занимаются миллионы человек, поэтому обычно в каждой школе вводится система аттестации, различающая адептов стиля по уровню мастерства. Однако в самом Китае еще сохранилось положение, когда сертификаты о прохождении того или иного уровня обучения выдаются преимущественно для предъявления за пределами Китая.

См. также

  • Список китайских диалектов
  • Мак Янь Чен

Ссылки

dic.academic.ru

Женщины-воины Китая: Вин Чунь

Богатая культура боевых искусств Китая широко известна и уважаема во всем мире. Мастерство и умения монахов Шаолиня, например, обросли почти мифическими подробностями. Но одним Шаолинем дело не ограничивается. 

Вполне возможно,что основы боевых искусств Китая действительно лежат в традициях, надежно охраняемых стенами Шаолиня. Нет сомнения, что история их существования на протяжении многих веков необычайно интересна. Но есть среди самых разных видов боевых искусство одно, весьма необычное: созданное женщиной для защиты другой женщины.

Это боевое искусство Вин Чунь (Wing Chun / 咏春) (в кантонском произношении), более известное в Китае как «юнчунь» (Yongchun), что в переводе означает «поющая весна». Вин Чунь использует множество боевых техник и по этой причине считается прикладным направлением китайской школы ушу.

Начало

Как и большинство историй, пришедших к нам из глубины веков, история зарождения Вин Чунь покрыта тайной. Секреты искусства Вин Чунь передавались, как говорится, из уст в уста, от учителя к ученику. Поэтому неудивительно, что существует более десяти разных устных преданий о его происхождении.

Наиболее популярная легенда связана с историей дружбы буддийской монахини и молодой женщины.

Почтенная Нг Муи (Ng Mui, в другой транскрипции ее имя звучит как У Мэй) была глубокоуважаемой монахиней из монастыря Шаолинь. Считается, что именно она, наблюдая за борьбой змеи с журавлем, придумала основные принципы того боевого стиля, который мы сейчас называем Вин Чунь.

Из истории известно, что в середине 17 века маньчжуры неоднократно нападали на Шаолинь. Спасаясь после одного из таких набегов, Нг Муи переехала в провинцию Сычуань. Там она подружилась с семьей продавца тофу Янь Эром (Yan Er) и его дочерью Янь Юнчунь (Yan Yongchun, Янь-Поющая Весна).

Янь Юнчунь уже давно была помолвлена с продавцом соли по имени Лян Бочоу (Liang Bochou). Но в девушку влюбился местный военачальник и, соответственно, захотел на ней жениться. Юнчунь ему отказала, и тогда военачальник пообещал, что если отважная девушка сможет одержать над ним победу в честном поединке, то он не будет принуждать ее выходить за него замуж.

Услышав об этом, Юнчунь убежала в горы, нашла там Нг Муи и попросила ее о помощи. Она жила у монахини Нг целых два года, училась и совершенствовала боевой стиль, построенный на убеждении, что отточенная техника одержит верх над грубой силой и поможет одолеть врага, который больше и сильнее тебя.

Женская сила

Когда Юнчунь вернулась в родную деревню, она легко победила ненавистного ей военачальника и вышла замуж за Лян Бочоу. Девушка обучила своего мужа тому, чему она сама научилась у монахини Нг Муи, а он, в свою очередь, передал тайны этого боевого искусства другим ученикам.

Говорят, что Лян как раз и был тем, кто придумал название для нового стиля ведения боя – Юнчунь, в честь жены и учителя.

С того самого времени правления династии Цин (то есть с 17 века!) у боевого искусства Вин Чунь появляется все больше и больше последователей. И хотя придумывалась эта техника в расчете на женщин, сейчас Вин Чунь считается эффективным боевым искусством для всех.

Одним из самых известных его последователей был Брюс Ли (Bruce Lee). Он начинал заниматься именно Вин Чунь и только спустя некоторое время придумал свой стиль Джит Кун-До (Jeet Kune Do).

Мы в Facebook и Twitter: актуальные новости, статьи, интервью о Китае.

ru.gbtimes.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>