Веер кто изобрел


Когда появился первый веер

Инструкция

Доподлинно неизвестно о времени появления первого веера. Скорее всего, какие-то прототипы вееров начали использоваться еще в древнейшие времена и представляли собой примитивный прибор для обмахивания. Упоминания о них встречаются в скульптурах, картинах и писаниях того времени. В различных народах существуют свои легенды о происхождении веера, как на библейские мотивы, так и простые истории из жизни. Самые первые найденные веера относятся к 770 гг – 256 гг до н.э. Родиной этого аксессуара считается Китай. Немного позднее он получил популярность в Японии. Веер стал необходимым предметом в обиходе почти каждого человека. Он использовался и в качестве приветствия и в чайной церемонии, а также генералами и мог служить символом власти. Несомненно, он был частью женского гардероба. Использовался как записная книжка и в качестве украшения. Изначально веера были нескладные круглой или овальной формы, сделанные из бамбука, шелка или особо плотной бумаги. Но позже стали появляться и более похожие на современные складные веера. Украшения и роспись этого предмета были невероятно разнообразны. На них изображались горы, реки, птицы, люди, портреты, сцены из жизни, а также стихи искусных каллиграфов. Веера отображали не только место их изготовления, но также многое рассказывали об их владельце, например, возраст, социальное положение и сферу деятельности.

В Европе эти экзотические аксессуары появились во второй половине XVI века. В первую очередь они быстро вошли в обиход и получили распространение в Венеции, где использовались на карнавалах. В XVIII веке почти все европейские страны занимались изготовлением вееров. В начале распространения этого предмета европейские веера делались наподобие китайских и японских, но вскоре, примерно в XVII веке веера начали отличаться собственными сюжетами и элементами декора. Времена правления Людовика XIV и XV стали расцветов декорирования и росписи вееров. В качестве материалов использовались шелк, кожа, плотная бумага, кружева, слоновая кость, драгоценности.

В XVII и XVIII веках велико значение веера в качестве средства общения. Каждая знатная девушка изучала этот секретный язык. С его помощью влюбленные могли обмениваться важными посланиями и намеками.

В Росси веера стали распространяться с XVII веке и вскоре заняли почетное место в гардеробе каждой женщины, хотя вначале были распространены исключительно в царской семье. В XVIII веке веер начинает играть важную роль в светской жизни, как и в Европейских странах, декорирование достигает своего расцвета.

Видео по теме

www.kakprosto.ru

Веер - это... Что такое Веер?

Веер (из нем. Fächer) — небольшое, как правило, складное опахало для создания потока воздуха, овевающего лицо, шею и плечи. Складные веера были завезены в Европу в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их копировать.

Как техническое приспособление веер является лопаткой, прикрепленной к рукояти.

Первые упоминания о веере

Складной веер Японский круглый веер «утива»

Опахало известно на Востоке ещё с глубокой древности — они изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии — символом военной власти.

Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII—II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также вееры из тростника, лотоса.

В императорском дворце вееры украшались шёлковыми вышивками — картинками, каллиграфией. И наконец — опахала-вееры были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом.

Японские мастера совершенствовали формы, и создали, в результате, складной веер из деревянных обструганных дощечек и складывающихся в гармошку полукругом специальной прочной бумаги. Они назывались сэнсу (яп. 扇子?). И вот уже в 988 году теперь уже японские монахи дарят императору Китая династии Северная Сун два веера в виде летучей мыши и двадцать других разнообразных красочных складных вееров.

Особое значение приобрёл веер в эпоху Нара и в эпоху Хэйан. Знаменитая придворная дама и писательница Сэй Сёнагон причисляет веер к предметам, которые «пленяют утончённой прелестью».

Веер играет в важную роль японском театре Кабуки и традиционном танце. Исполнители нихон-май (яп. 日本舞 нихоммай?, традиционный японский танец) используют особые танцевальные складные вееры май-о́ги (яп. 舞扇 май о:ги?), более прочные, чем обычные, а также круглые вееры утива (яп. 団扇?). Веер использовался и как оружие (например, гумбай).

Эпоха барокко — искусство церемоний

Герцогиня де Вантадур со сложенным веером Принцесса де Конти

В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 1660-е годы «Французская гильдия» по изготовлению опахал процветала и её статус «поставщика двора» был подтверждён самим королём.

Французские правила были очень строгими, поэтому расписывать веер дозволялось лишь ограниченным количеством сюжетов, однако в Италии мастера использовали самые различные рисунки, что, зачастую, делало их изделия более привлекательными для потребителя.

Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии, из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный или цветочный орнамент.

Материалы, которые использовались для изготовления вееров, были различны — шёлк, кожа, пергамент, плотная бумага. Некоторое время были в моде вееры с зеркальцами посередине (такие вееры не складывались). Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой.

При дворе Людовика XIV веер играл роль и в дворцовом церемониале — дамы их могли открыть только в присутствии королевы. Юная девушка, прежде чем появиться в свете, помимо других наук должна была научиться искусству обращения с веером.

Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару. Веер добавлял придворной красавице значительности и важности — она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.

Со временем веер из опахала и «знакового предмета» аристократки превратился в настоящее орудие флирта.

Рококо — флирт и лёгкость бытия

«Дама с веером». Работа Zina Korzina «Общество в парке». Работа Ж. Ф. де Труа

В эпоху рококо веер превратился в изящную игрушку, в орудие флирта и продуманного дамского кокетства. Более того — теперь он стал доступен и представительницам буржуазии.

Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII—XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки». А парвеню вообще не владели этим искусством в должной мере.

Изменились и сюжеты — теперь большинство вееров были расписаны пасторальными сценками (часто фривольного содержания), а также сценками из жизни итальянских актёров (в духе картин Антуана Ватто).

«Придворная дама». Работа М. Моро-младшего.

Расписывать веера было почётно — этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше.

С возникновением моды на китайский фарфор и стиль «шинуазри» (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая.

Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.

Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера, который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.

В капиталистической Англии производство вееров было поставлено на промышленную основу. Помимо традиционных художественных сюжетов, английские мастера использовали рекламу товаров или правила игры в вист.

В России веер стал популярен в эпоху петровских реформ.

Век XIX — страусовый «бум»

На картине Ренуара веер, скорее, композиционно-цветовая уловка…

В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке вееры стали изготавливаться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев.

Это привело, кстати сказать, к значительному сокращению популяции этой замечательной птицы. На карикатурах второй половины XIX века можно увидеть такой сюжет — модная дама догоняет стаю перепуганных страусов.

В это же время наметилась новая тенденция — теперь вееры заказывают к определённым туалетам. Изменились и сюжеты. Теперь пасторальные и галантные сценки уступают место историческим сюжетам, активно используется стилизованный растительный орнамент, часто изображаются птицы и животные, а в эпоху ампир входят в моду античные мотивы.

Самыми стильными были, по прежнему, французские вееры, однако Германия и Голландия также производят весьма достойную продукцию.

Существовали также вееры-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как вееры-меню и вееры-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства.

Модерн, ар-деко и нью-лук — повторение пройденного

Реклама начала XX века

Мода эпохи Модерн тяготела к экзотике. Это сказывалось и в увлечении Древним Египтом, Японией, мусульманским востоком (особенно после успеха балета «Шехерезада»). На волне этого увлечения вошли в моду опахала в восточном стиле.

Другим направлением было возвращение к эстетике рококо в том виде, как её понимали Константин Сомов и «мирискуссники». Таким образом, возникла кратковременная мода на вееры с пасторальными сюжетами и многочисленными рокайлями.

В моду входят неудобные вееры из павлиньих перьев.

А вот Art-deco с его строгой роскошью, яркими цветами и стремлением к концептуальности предлагает женщине настоящие вееры-концепции.

Веер уже не нужен для флирта и кокетства — женщина XX века всё называет своими именами. Теперь опахало — просто стильная штучка, присущая аристократической «dolce vita».

По-прежнему в моде страусовые перья. Они прекрасно сочетаются с боа и меховыми накидками светских львиц и кинозвёзд.

Сюжеты в XX веке становятся ещё более разнообразными — здесь и международные события (парижские выставки, спуск на воду корабля, и даже строительство моста), карикатуры, лица кинозвёзд.

После окончания Второй мировой войны, как реакция на лишения и аскетизм военного времени возник удивительный стиль New Look, на короткий срок возродивший корсеты, кринолин и, разумеется, вееры.

Веер здесь играет вспомогательную и довольно незначительную роль — его используют в качестве «последнего штриха» к светскому наряду и он вполне может быть заменён крохотной сумочкой.

Особой популярностью пользовались вееры с кружевным, полупрозрачным экраном (в эпоху New Look кружево весьма широко использовалось в индустрии моды).

Художники, работавшие в стиле pin-up, также довольно часто обыгрывали тему веера.

В современной нам жизни веер является, скорее, аксессуаром модных дефиле, нежели предметом быта. Кроме того, вееры используются в постановках костюмных и исторических пьес, в экранизациях литературных произведений, в концептуальных фотосессиях журналов Vogue и ELLE.

C повышением интереса к китайскому учению фэн-шуй, веер начали использовать и как средство коррекции энергетики помещений. Считается, что правильно расположенные вееры могут позитивно повлиять на жизненный тонус живущих в доме.

Веер в боевых искусствах

Японские военные вееры

Веер — красивый, практичный инструмент, который не похож на оружие. Однако столетиями веер является ценным видом оружия в боевых китайских и корейских искусствах. Также в качестве оружия его использовали куноити.

Огненные веера

Конструкция называемая веерами также используется в фаер-шоу. Огненные веера, как правило, используются парами и представляют собой металлические конструкции из спиц присоединённых к округлой рукоятке в форме веера, с 5-7 фитилями изготовленными из кевлара расположенными на концах спиц. Выступление с огненными веерами представляет собой сочетание танца с исполнением околоцирковых трюков, заключающихся во вращении вееров и также жонглировании.

Веер, как инструмент нагнетания воздуха в зону горения

  • Веер для разжигания огня. 1.

  • Веер для разжигания огня. 2.

  • Веер для разжигания огня. 3.

Веер является эффективным инструментом нагнетания потока воздуха в зону горения топлива в целях усиления реакции горения. Создаваемый поток воздуха таким веером способен поддерживать горение не только сырых, невысушенных ветвей с зелёной листвой, но и под дождем.

Литература

  • А. М. Уманский Веер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мерцалова М. Н. История костюма. — М., 1972.
  • Иллюстрированная энциклопедия моды. — М., 1987.
  • Мода и стиль. Современная энциклопедия. — М., 2002.
  • Mode 1900—1999. — Köln, 2000.
  • Чевяков А. «Снаряд для навевания прохлады» // Пинакотека. — М., 1998. — № 6—7.
  • А. Мещеряков. Веер в японской традиции // Мещеряков А. Н. Книга японских символов. М., 2003, с. 218—223

Ссылки

dic.academic.ru

История веера. Как появился веер?

Любите ли вы красивые старинные вещи? Инкрустированные табакерки, фарфоровые статуэтки, веера из перьев… Начищенная медь, загадочное мерцание драгоценных камней, переливы старинной парчи. Добротные, сделанные с удивительной любовью и старанием, они как будто вышли из сказки. Да так оно и есть – для нас, современных, компьютеризированных, не представляющих себе жизни без телевизора и сотового телефона позапрошлый век давно не только история, но и красивая сказка.

Томные красавицы, изнеженные придворные дамы, гибкие восточные танцовщицы, «Тысяча и одна ночь» да и только. А ведь все они в свое время так же не представляли себе жизни без такой нужной, да что там говорить – просто необходимой вещи, как веер. Да, да, тот самый веер, который в наше время переместился в разряд интерьерных  украшений, который продолжает свою истинную жизнь разве что в кино и театре. А ведь всего сто с небольшим лет назад ни одна модница не смогла бы обойтись без нескольких (к каждому наряду) вееров.

История веера насчитывает уже несколько тысячелетий. Причем трудно определить, где именно он появился – местом появления веера называют Китай, Индию или Древний Египет. Причем первые веера представляли себе огромные опахала, изготовленные из бронзы, дерева и павлиньих перьев. Такой веер являлся символом высокого статуса его обладателя. А так как такие веера  к тому же немало весили, то существовали специальные рабы для обмахивания повелителя. Веер-опахало изображен на античных вазах, а по древнекитайской легенде веер подарила людям богиня ветра в качестве источника прохлады. В некоторых странах веер был чем большим, чем просто вещь.

Культура веера постоянно развивалась. Особенно преуспели в этом Япония и Китай. Если сначала небольшие веера имели круглую, либо овальную форму и  изготавливались из шелка или бумаги на раме, то вскоре появились уже более привычные для нас складные веера. Их каркасы делали из бамбука и кости, покрывали искусной резьбой. Веера  расписывали знаменитые художники, изображая пейзажи, портреты и бытовые сценки. Искусные каллиграфы писали удивительные стихи. Подобные восточные веера в средние века были настоящими произведениями искусства, и позволить себе такие дорогие вещи могли только очень состоятельные люди. В обиходе обычных людей были веера попроще – из ткани и бумаги. Использовали их и мужчины и женщины, мужчины – для раздувания углей, женщины закрывали веерами лицо от солнца и нескромных мужских взглядов. А еще веер был непременным атрибутом театра Кабуки. Воины пользовались боевыми веерами – выполненными из металлических пластин или цельного листа металла.

В Европу веер попал с Востока примерно в середине XVI века и очень быстро завоевал сердца модниц. Постоянно видоизменяясь, веер стал непременным атрибутом костюма знатной дамы. Сделанный из шелка и бархата, украшенный кружевом, павлиньими перьями, драгоценными камнями он трепетал в нежной ручке прекрасной дамы. Появился даже особый «язык веера», которому обучали и обучались, чтобы девушка без слов могла объясниться с кавалером. Такая, казалось бы, безделушка триумфально шествует по Европе, становится символом романтики и любви. Женская ручка с веером оказывает влияние не только на мужчин, но и на общество и политику!

В Россию веер попал по времена Петра I и, конечно же, был по достоинству оценен русскими красавицами. Веера отделывают прекрасными мехами из России, а русские мастера составляют конкуренцию европейским. В XIX веке роль веера несколько снижается – он снова всего лишь принадлежность дамского костюма, но это не мешает веерам оставаться подлинными произведениями искусства! В России эскизы для вееров делали такие знаменитости, как Сомов, Врубель и Бенуа.

Сейчас веер – всего лишь декоративный элемент, принадлежность театрального реквизита. Он безвозвратно ушел в прошлое. Очень жаль…

tvoi-noski.ru

Японский веер. Кто изобрел, его виды и применение

05.02.2017

Содержание:

Первые упоминания о веере относятся к VIII—II вв.еку до нашей эры. Родиной их принято считать Китай. Первые опахало выглядели достаточно комично: это была небольшая палка с перьями. Спустя время веера появились и в Японии. Изначально они были выполнены из дерева прямоугольной формы с ручкой (утива), круглые из бумаги и не складывались. Присущи были только знатным особам. Зачастую большими веерами слуги овевали господ, нежащихся на своих ложе в саду. Изготовлялись они из дорогого шелка, больших и красивых перьев. Но прошло много времени, и веер обрел ту форму, к которой мы привыкли сейчас.

Веер. Кто изобрел?

До настоящего времени никто не знает, в каком месте или стране появился первый веер. Некоторые утверждают, что китайцы и индийцы первые кто начал использовать опахало. А уже совсем скоро японцы стали применять его не только во дворцах, а и в танцах, и в чайной церемонии. Складывающимися веерами на Дальнем Востоке пользовались только мужчины, а нескладывающимися — женщины.

Японский веер. Виды

Японские веера можно разделить на две группы:

  1. Утива (дансэн) — нескладывающийся веер, жесткий, имеющий округлую форму.
  2. Сэнсу (оги) — складной веер.

Утива имеет форму почти круглого листка, делается он из цельного кусочка дерева. Сверху его обтягивали натуральным шелком. Форму такого веера до сих пор считают исконно японским изобретением. Со временем на веер наносились различные мотивы, от исторических до современных.

Утива стал прототипом аксессуара для военачальников — гумбай. Как правило, он был либо деревянным, либо металлическим. А соответственно, мог стать оружием, так как на металлическом веере очень остро затачивали кромку. Но в наше время их тоже, как ни странно, используют. Например, таким веером судья в борьбе сумо показывает, кто победил в конкретной схватке.

Японские сказки рассказывают о демоне Тэнгу, который имел облик птицы и человека. У демона был именно такой веер утива, и с его помощью он укорачивал или, наоборот, удлинял носы людям.

Складной веер оги или сэнсу получил свою популярность в I—II вв.еке нашей эры. Родиной его считается Китай. Состоял он из некоторого количества тонких пластин, соединенных вместе с одной стороны и прикрепленных к маленькой ручке. В основном ими пользовались люди высших сословий. Свою благосклонность к подданному император выражал подарком в виде веера оги. Очень часто такое веера украшали ручной росписью, стихами или живописью. А получить сэнсу в подарок означало прибавление счастья, мира и процветания.

Еще одним обязательным место, где использовали оги это, конечно, театр Но. Каждый актер, а вернее каждый персонаж, обладал своим веером. Глядя на этот реквизит, можно было безошибочно понять какую роль предстоит сыграть артисту.

Для чего нужен веер и как его использовать?

В Японии несколько столетий назад считалось неприличным и опасным выставлять свое лицо на всеобщее обозрение. Японцы верили, что открытое для всех лицо притягивает болезни и неприятности. Но закрывать разрешалось только богатым и знатным особам. Не приветствовалось, если при встрече особы из высшего класса с придворной дамой, лицо обязана будет открыть придворная дама.

Можно сделать вывод, что японский веер предназначался для того, чтобы скрывать лицо, защищать кожу от солнца и охлаждать тело, овевая свои лицо, шею и плечи.

Применение веера Фибоначчи

Наверное, нет такого человека, который не слышал бы о числах Фибоначчи. Самый известный математик средневековья, итальянец Леонардо Пизанский или просто Фибоначчи открыл новую систему исчисления. Такую систему активно используют во многих сферах. Трейдеры финансовых рынков активно используют и применяют такую последовательность в своей работе. К индикаторам Фибоначчи относится и веер. Он основывается на числах Фибоначчи, которые отлично подходят для построения коррекционной динамики цен. Веер Фибоначчи состоит из трех лучей, выходящих из одной точки. Эти лучи соответствуют трем уровням 61,8%, 50,0% и 38,2%. Эти уровни условно можно считать вероятным скачком цены. Чтобы правильно построить веер нужно, во-первых, определить минимум и максимум цены за какой-то определенный период. Чтобы правильно построить график с использованием веера, нужно точно определить наименьшую и наивысшую цену на этом графике. Соединить их с линией тренда. Помните, что при нисходящем тренде линия тренда устанавливается в точке с максимальной ценой и проводится к минимальной, в растущем тренде — с минимальной к максимальной. Принцип работы веера устроен так, чтобы можно было получить информацию о вероятном отскоке цены от них. А значит, трейдер может либо покупать либо продавать товар на свое усмотрение, но с учетом получения максимальной прибыли.

В этом видео показано, как сделать японский веер своими руками.

После появления веера в Японии первым местом, где его использовали как предмет искусства, был театр. Именно в театре кабуки начинает свою историю японский веер. В этом театре играть могла только мужчины. Хотя он и считался профессиональным, зачастую выступления проходили на закрытых площадках или просто на рынках. В театре кабуки мужчины использовали веер как некую защиту нижней части лица, для большего сходства с женщиной. Со временем веера не только стали использовать по назначению, а и увеличились в размерах. Их стали применять во время танца, декораций сцены. Очень часто можно встретить веера в интерьере дома, квартиры, кафе.

Кто придумал веер?

Существует красивая, старинная легенда о Богине ветра. Именно она, увидев, как страдали люди в те далекие времена, сжалилась над ними и подарила волшебный веер. Его волшебство заключалось в том, что попав в беду, любой житель поднебесной мог взмахнуть веером и тем самым попросить помощи у великой Богине ветра. И она всегда приходила на помощь.

История появления валенок: где впервые появились и из чего их делают?

История мармелада: кто придумумал лакомство?

nazvania.net


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>