Условия которые получатель речи предлагает его создателю это


Теория риторики - Этос, пафос, логос

Страница 20 из 66

Этос, пафос, логос.

Термины этос, пафос, логос – основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает его создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи и этим определяется часть содержания речи, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной, конкретной речи при реализации ее замысла. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, которые были бы доступны получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос – источник создания смысла речи, а логос – словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах. Франциск Ассизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло.

Вот пример чистого пафоса. Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы – существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: “Таскать вам – не перетаскать” и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это - этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на Ученом совете Киевского университета можно выступать по-украински, и по-русски, на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики – этос, пафос, логос – находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

libsib.ru

Пафос, логос и этос как основания риторики. Основные правила риторики и гомилетики.

Термины этос, пафос, логос – основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает его создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи и этим определяется часть содержания речи, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной, конкретной речи при реализации ее замысла. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, которые были бы доступны получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос – источник создания смысла речи, а логос – словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это - этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на Ученом совете Киевского университета можно выступать по-украински, и по-русски, на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики – этос, пафос, логос – находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

1. Речь обеспечивает государство, а его цели путем разделения речи можно подразделить на три основных вида - показательную, судебную, совещательную.

Этот закон проявляется в том, что если бы не было речи, то не могло быть и государства, и если бы публичная речь не делилась на виды, то невозможно было бы реализовать цели государства. Из этого основного закона следует еще два закона:

2. Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.

3. Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Первый закон речи устанавливает связь между общежительством и речью. Второй и третий законы устанавливают законы различения речи и смысла речей. Поэтому первый закон может быть назван законом общежительства; второй – законом цельности внешнего и внутреннего содержания, третий – законом смыслового ограничения речи. Эти три закона должны быть названы законами Аристотеля по их фактическому автору. Аристотелю удалось открыть основные объективные законы речи.

Объективные законы речи далее у Аристотеля подкрепляются правилами. Правила – это рекомендации для ораторской практики, не входящие в противоречие с законами речи. Например, если лицо, говорящее совещательную речь, начнет разбирать события, имевшие место в прошлом, то совещательная речь сможет не состояться. Если лицо, говорящее судебную речь, будет много рассуждать о будущем, то смысл прошедших событий не будет исследован и обнаружен.

Правила указывают на возможные ошибки оратора. Так, при произнесении тостов ограничиться благопожеланием - значит не развить мысль, не дать обоснование, принизить силу благопожелания; если при разборе того, как надо предотвратить неприятности станут говорить о прошлом, то выйдет, что кого-то надо осудить, кого-то оправдать, но не будут приняты меры к предотвращению грозящих неприятностей; если сторона в суде будет советовать, что следует сделать на будущее, то проиграет процесс, так как не даст анализа событиям, имевшим место в прошлом.

Эти правила риторики могут быть подкреплены множеством случаев удачной и неудачной ораторской практики. Поскольку же оратор никогда не имеет абсолютной удачи и не терпит абсолютной неудачи, то реальная ораторская практика и ее негативные и позитивные моменты смешаны. Удача имеет всегда обратной стороной неудачу или включает в себя частичную неудачу, подобно всякому поступку, содержащему в себе и доброе, и злое (или лукавое). Соблюдение правил, основанное на законах, делает речь менее погрешной. В этом практический смысл риторических правил.

В первом столетии н.э. появляется гомилетика – христианская проповедь и искусство проповеди. Теоретические, моральные и социальные основы гомилетики даны в гл. Х Евангелия от Матфея.

Глава Х полностью рассматривает схему общественной роли речи, учитывает все компоненты общественной организации и семантизации речи.

Основными положениями гомилетики являются:

1. Заданность основного содержания.

2. Новая этика говорящего.

3. Новый тип аудитории.

4. Воспитание новой этики и становление ее.

5. Общественные изменения, порожденные этим.

6. Образование речедеятеля нового типа.

Все это возможно только при опоре на существующий культурный уровень общества.

Заданность основного содержания в гомилетике предполагает, что эта речь в отличие от ораторики опирается не на юридическую справедливость (“трудовые эквиваленты стоимости”), а на философскую концепцию построения новых общественных отношений на самом основном уровне - уровне семьи и философского мировоззрения как целого.

cyberpedia.su

Теория риторики - Этос, пафос, логос - Литература для студента.

Страница 20 из 66

Этос, пафос, логос.

Термины этос, пафос, логос  – основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает его создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи и этим определяется часть содержания речи, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной, конкретной речи при реализации ее замысла. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, которые были бы доступны получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос – источник создания смысла речи, а логос – словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах. Франциск Ассизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло.

Вот пример чистого пафоса. Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы – существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: “Таскать вам – не перетаскать” и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это - этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на Ученом совете Киевского университета можно выступать по-украински, и по-русски, на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики – этос, пафос, логос – находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

> Оглавление
Теория риторики
Введение
Становление риторики
Речевая практика греко-римской античности
Платон об искусстве красноречия
Теория ораторского искусства Аристотеля
Цицерон о риторическом знании
Риторика в Древней Руси
Структура речевых отношений
Типы речевой деятельности
Речевая педагогика Квинтилиана
Основы гомилетики
Становление рациональной риторики
Риторика Ломоносова
Общая и частная риторика
Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов
Поэтика Потебни
Становление научной риторики
Требования, предъявляемые к оратору
Этос, пафос, логос
Последовательность речевых действий
Эристика, диалектика, софистика
Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика
Законы речи и правила риторики
Техника аргументации
Общие места (топика)
Понятие и формы монолога
Принципы оценки речи
Образ автора и вид речи
Образ автора в семейно-бытовой речи
Образ автора в судебной речи
Образ автора в гомилетике
Образ автора в учебной речи
Образ автора в письмах и документах
Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике
Образ автора в массовой коммуникации
Развитие риторического изобретения
Логическое содержание речи
Композиция и стиль
Языковые средства риторики
Речевая эмоция
Теория диалога, его структура, роль в обществе
Классификация диалога
Этос диалога
Пафос диалога
Логос в диалоге
Изобретение в диалоге
Эффективность ведения диалога
Грамотность ведения диалога
Сочетание жанровых систем в диалоге
Искусство управления и связи с общественностью
Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта
Изобретение, расположение и исполнение речи
Разговорно-бытовая речь
Поздравительная речь
Учебная речь
Агитационная речь
Система речи: влиятельность и эффективность
Проблема самовоспитания оратора
Классификация типов речи
Устная, письменная и печатная речь
Массовая информация
Информатика
Стили языка и речи
Теория речевых коммуникаций
Неориторика
Все страницы

geum.ru

Учение об этосе, логосе и пафосе принадлежит

а) Аристотелю

б) Горгию

в) Платону

г) Сократу

В трактовке современного известного ритора Ю.В. Рождественского ЭТОС представляет собой

а) условия, которые получатель речи предлагает ее создателю

б) намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем интересующего того тему

в) словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла

г) соблюдение правил речевого этикета

В трактовке современного известного ритора Ю.В. Рождественского ПАФОС представляет собой

а) условия, которые получатель речи предлагает ее создателю

б) намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем интересующего того тему

в) словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла

г) соблюдение правил речевого этикета

В трактовке современного известного ритора Ю.В. Рождественского ЛОГОС представляет собой

а) условия, которые получатель речи предлагает ее создателю

б) намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем интересующего того тему

в) словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла

г) соблюдение правил речевого этикета

Диалектика, эристика, софистика являются основными разновидностями риторического

а) этоса

б) логоса

в) пафоса

г) вопроса

ОРАТОР И АУДИТОРИЯ

Оратор – человек, который говорит перед

а) толпой

б) слушателем

в) аудиторией

г) судьей

Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается», – учил

а) Аристотель

б) Цицерон

в) М.В. Ломоносов

г) Ю.В. Рождественский

К комплексной роли оратора не относится

а) социальная,

б) авторская,

в) исполнительская

г) убеждающая

Сила оратора заключается не в его

а) образованности

б) красноречии

в) физическом превосходстве

г) хитроумии

Поэтами рождаются, ораторами становятся», – говорил

а) Сократ

б) Цицерон

в) Квинтилиан

г) М.В. Ломоносов

Величайшим из достоинств оратора уметь не сказать того, что не нужно, считал

а) Платон

б) Цицерон

в) М.В. Ломоносов

г) М.М. Сперанский

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает», – не раз подчеркивал

а) А.В. Суворов

б) Ганнибал

в) Наполеон I

г) М.И. Кутузов

25. Фигаро, герой комедии Бомарше, говорил о себе, что в минуту опасности он … , когда хочется отдохнуть – поэт, при случае – музыкант.

а) певец

б) оратор

в) спортсмен

г) философ

26 Выражение Сократа: «Заговори, чтоб я тебя ____________!»

27. Оптимальным способом публичного выступления признается:

а) декламация речи, выученной наизусть

б) чтение с листа

в) выступление с опорой на текст

г) импровизация

Чувство общности аудитории не основывается на

а) конформности

б) подражании

в) заражении

г) повторении

М.В. Ломоносов не относил к главным свойствам слушателей

а) возраст

б) пол

в) репутацию

г) воспитание

30. Риторическая традиция выделения структурных особенностей аудитории не принимает во внимание … слушателей

а) социальное положение

б) профессию

в) образование

г) увлечения

2. ОСНОВНЫЕ РИТОРИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС)

АНТИЧНЫЕ РИТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Риторика зародилась в Древнем государстве

а) Китай

б) Египет

в) Греция

г) Рим

Наука риторика могла зародиться только в государстве с таким строем, как

а) анархия

б) монархия

в) демократия

г) республика

Софисты видели назначение риторики в

а) выяснении истины

б) удовольствии

в) искусстве убеждать

г) красноречии

Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции

а) Горгий

б) Сократ

в) Платон

г) Аристотель

Основоположником теории риторической науки считается

а) Аристотель

б) Квинтилиан

в) Сократ

г) Горгий

Поиск истины в вопросно-ответном диалоге – это метод обучения риторике, известный как метод

а) Аристотеля

б) Сократа

в) Цицерона

г) Квинтилиана

Прежде всего познать истину, относительно которой говоришь и пишешь, и души людей, для которых предназначена речь», – учил

а) Демосфен

б) Лисий

в) Платон

г) Аристотель

38. Учение о пути «от мысли к звучащему публичному слову» через пять составляющих известно как риторический канон …

а) Платона

б) Аристотеля

в) Цицерона

г) Квинтилиана

39. Соответствие терминов их определениям:

1: inventio

2: dispositio

3: elocutio

4: memoria

5: actio

а: Утверждение в памяти, запоминание

б: Нахождение, изобретение того, что сказать

в: Придание найденному словесной формы, украшение словами

г: Упорядочение, расположение по порядку найденного, изобретенного

д: Произнесение

40. Элементы риторического канона располагаются в следующей последовательности:

1: мемориа

2: элокуция

3: инвенция

4: диспозиция

5: акцио

41. Выбор темы (если тема не задана заранее), определение цели, формулирование названия, продумывание эскизного плана будущей речи соответствуют такому этапу риторического канона, как

а) инвенция

б) диспозиция

в) элокуция

г) акцио

42. Практические советы по сбору материала даются в разделе риторического канона …

а) меморио

б) элокуция

в) диспозиция

г) инвенция

Стилистические ресурсы языка изучаются в разделе риторики

а) инвенция

б) диспозиция

в) элокуция

г) акцио

44. Избыточный элемент ораторского мастерства, рассматриваемый на этапе риторического канона акцио

а) внешний вид

б) соответствие жестов словам

в) соответствие содержания теме сообщения

г) звучание голоса

Первое риторическое учение, посвященное учителю риторики (ритору), а не ученику, принадлежит

а) Аристотелю

б) Платону

в) Цицерону

г) Квинтилиану

2.2. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РИТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ: ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Первый учебник по риторике (известный как «Риторика» Макария) появился на Руси

а) в конце XVI века

б) в первой трети XVII века

в) во второй трети XVII века

г) в конце XVII века

Автором первого русскоязычного учебника по риторике является

а) М.И. Усачев

б) М.В. Ломоносов

в) С. Лихуд

г) К. Афоноиверский

Труд «Краткое руководство к красноречию» принадлежит перу

а) Ф. Прокоповича

б) П. Крайского

в) И.С. Рижского

г) М. В. Ломоносова

49. Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел

а) в первой половине XIX века

б) во второй половине XIX века

в) в первой половине XX века

г) во второй половине XX века

Возрождение риторики в современной России связан с именем

а) А.К. Михальской

б) В.И. Аннушкина

в) Б.Н. Головина

г) Ю.В. Рождественского

Риторическим учением не является

а) Общая риторика

б) Частная риторика

в) Краткая риторика

г) Конкретная риторика

Общая риторика

а) рассматривает законы изобретения, расположения и выражения мыслей

б) содержит практические рекомендации по родам и видам красноречия

в) представляет собой сокращенное изложение курса с конкретной адресацией строго определенному учебному заведению

г) рассматривает особенности судебного красноречия

Частная риторика

а) рассматривает законы изобретения, расположения и выражения мыслей

б) содержит практические рекомендации по родам и видам красноречия

в) представляет собой сокращенное изложение курса с конкретной адресацией строго определенному учебному заведению

г) рассматривает особенности судебного красноречия

Краткая риторика

а) рассматривает законы изобретения, расположения и выражения мыслей

б) содержит практические рекомендации по родам и видам красноречия

в) представляет собой сокращенное изложение курса с конкретной адресацией строго определенному учебному заведению

г) представляет биографию риторов

55. Современная риторика Перельмана называется «Неориторика, или …» Перельмана

а) «Основания российской словесности»

б) «Правила высшего красноречия»

в) «Теория аргументации»

г) «Теория коммуникации»

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

КЛАССИФИКАЦИЯ РОДОВ И ВИДОВ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

В классификацию речей, данную Аристотелем, не входят речи

а) совещательные

б) судебные

в) витиеватые

г) эпидейктические

Не является родом публичной речи

а) социально-политическая речь

б) социально-бытовая речь

в) военно-патриотическая речь

г) судебная речь

Не является родом публичной речи

а) академическая речь

б) судебная речь

в) парламентская речь

г) церковно-богословская речь



infopedia.su


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>