Три богатыря кто написал


"Три богатыря" (сказка): автор сказки, краткое содержание, имена героев сказки

Сказки создавались народом с давних времен. Но мнение, что их слагали для развлечения детей, ошибочно. Сказка несет в своем иногда простом, а иногда закрученном не хуже блокбастера сюжете мудрость народа, истины, следуя которым, человек всегда победит зло. Тот, кто написал сказку «Три богатыря», руководствовался именно такими истинами.

Из нашей статьи вы узнаете, о чем же эта сказка, кто написал ее, и чему полезному она может научить не только детей, но и взрослых.

Жанр

Изучая сказку, исследователь может задаться вопросом: «Три богатыря» – это сказка или былина?». Такая заинтересованность закономерна, так как произведение имеет в себе признаки как первого, так и второго жанра. Но существенными являются и различия. Былина – это песенный жанр, в котором воспеваются события, имеющие связь с историей или влиянием на нее. Сказка же к истории имеет отношение весьма косвенное. События и герои сказки – вымысел, в который вложены ожидания и надежды народа. Исходя из данной теории, мы отнесем «Три богатыря» к жанру сказки.

Сказка начинается традиционно, повествованием о том, что когда-то давно жил себе отец, у которого было трое сыновей. Все они были красивые, здоровые, умные, учились, отцу помогали, не общались с нехорошими людьми. Имена трех богатырей из сказки – Тонгуч-батыр, Ортанча-батыр и Кенджа-батыр. Ребятам было двадцать один, восемнадцать и шестнадцать лет. Жили они в мире и добре. Однажды отец позвал их к себе и сказал, что не нажил много добра, для трех сыновей того, что есть, мало. Нужно им самим идти в мир да копить себе богатство. Для этого все у сыновей есть – выросли здоровыми, храбрыми и хорошими охотниками. А в дорогу дал отец им три наставления: чтобы жить спокойно – быть честными, чтобы быть счастливыми – не лениться, чтоб не краснеть от стыда – не быть хвастливыми. Также ждут их три хороших коня – вороной серый и буланый. Сказал так отец и оставил богатырей. А они отправились в путь.

Когда первый день пути закончился, братья стали на ночлег. Но решили при этом, что всем спать опасно. Нужно по очереди спать и стеречь их маленький лагерь.

Первым стал на стражу Тонгуч-батыр. Он долго сидел у костра, пока не услышал шум. Оказывается, недалеко от лагеря было львиное логово. Решил брат, что сам справится со львом и заманил его далеко от ночлега братьев. Там он победил зверя в бою, вырезал себе пояс из его шкуры и отправился спать.

Дежурство двух младших братьев прошло спокойно, и на утро они отправились дальше. На этот раз вечер застал их у высокой горы. Под одиноким тополем около холодного родника герои сказки «Три богатыря» решили переночевать, не зная, что тут было логово Аджар-султана – царя змей.

Ребята покормили коней и легли спать. Старший брат отдежурил спокойно и передал вахту среднему – Ортанча-батыру. Среди лунной ночи выбрался из пещеры змей. Он был страшный и большой, как дерево. Средний брат, чтобы не тревожить родных, увел за собой Аджара далеко. Там начался смертный бой, в котором победил Ортанча-богатырь. Вырезал он тонкий поясок из змеиной шкурки и вернулся к костру.

Наутро братья снова двинулись в путь. Долгий день ехали они, а когда солнце устремилось к закату, нашли себе уютное место у одинокого холма.

Кенджа и разбойники

Спокойно прошло дежурство старших братьев, и вот стал охранять их покой младший – Кенджа. Подул ветер, и потушил костер. Решил Кенджа, что плохо без огня оставаться и взобрался на холм, оглядеться. Увидел он далеко-далеко мигающий огонек. Пошел он туда, к одинокому домику с огнем в окошке. Заглянул богатырь в окошко и увидел двадцать человек за столом. Лица у них были недобрые, понял парень, что это разбойники и они что-то недоброе замышляют. Стал думать, как ему быть. Уйти и так все оставить не позволяла совесть. Решил он хитростью заслужить доверие бандитов и решить потом, что с ними делать.

Зашел Кенджа в дом и попросился к разбойникам. Атаман принял его. Наутро отправились бандиты грабить казну шаха. Первым через забор отправили богатыря, чтобы увидеть, спит ли стража. Брат сказал им, что можно пробираться, а сам срубил головы всем разбойникам по очереди и отправился во дворец. Там крепко спала стража и девушки-прислужницы. Увидел Кенджа три двери. Тихо зашел он в первую, там спала очень красивая девушка. Богатырь снял с ее пальца золотое колечко и положил его в карман. В двух других комнатах спали красавицы прекраснее первой. У них снял Кенджа серьгу и браслет и тихо вернулся к братьям.

Братья во дворце

Проснулись братья и поехали дальше. Привел их путь в небольшой городок. Сели они в чайхане пообедать, да услышали крик на улице. Оповещал царский глашатай, что случилось у шаха этой ночью – какой-то богатырь срубил головы двадцати страшным разбойникам, а у царских дочерей пропало по одному украшению. И обещает шах наградить того, кто расскажет ему о странных событиях ночи. Пригласили во дворец и братьев. А там шах приказал накормить их, а сам сел за пологом подслушивать. О чем они будут говорить.

«Три богатыря» – сказка, насыщенная событиями. Пока братья ели, обсудили, что еда отдает собачатиной, а напиток пахнет человеческой кровью. И только лепешки вкусные и красиво разложены хорошим поваром. Решили братья, что им не к лицу врать и настало время обсудить, что же произошло за три ночи их путешествия. Старший брат рассказал про льва, показал пояс. Средний поведал об Аджаре и бросил братьям поясок из змеиной кожи. Пришел черед младшего. Рассказал он о разбойниках и шахских дочерях. Как узнал тайну шах, велел позвать к себе пастуха, чтоб расспросить о барашке. Оказывается, старая овца пропала, а пастух пожалел барашка и отдал его на выкормку собаке. Тогда кликнул шах садовника, и тот поведал ему, что как-то убил вора, и тело его закопал под виноградом, который дал небывалый урожай. С него-то и сварил бекмес садовник. А лепешки выкладывал на поднос сам шах – отец шаха. Так обо всех тайнах узнал от братьев правитель и позвал их к себе. Согласились три богатыря. Автор сказки ведет нас к шаху, показывая как роскошь дворца, так и широкую душу благодарного правителя.

Шах был восхищен делами и знаниями богатырей. Попросил он стать ему сыновьями и взять в жены его дочерей. Стали братья говорить, что как же станут они зятьями шаха, когда сами простой крови. Но шах уговорил их принять его просьбу и стать мужьями прекрасным шахским дочерям.

Шах любил братьев, но ближе всех был ему самый младший. Как-то отдыхал он в саду, а его собралась укусить ядовитая змея. Случайно увидел это Кенджа и спас тестя. Но не успел он убрать меч в ножны, как проснулся шах и засомневался в зяте. Стал он думать, что тот хочет его убить. Мысль эту подогревал визирь, что давно таил злобу на богатырей.

Так попали в немилость три богатыря. Сказка дальше рассказывает, что заточил в тюрьму правитель младшего богатыря. Очень загрустила его жена и стала просить отца вернуть мужа. Приказал он привести Кенджу и стал его попрекать, как же так вышло. В ответ стал мудрый богатырь рассказывать ему историю о попугае.

Рассказ о попугае

«Три богатыря» - сказка, полная аллегорий и метафор. Такой аллегорический смысл имеет и история Кенджи о попугае.

Жил один шах, была у него любимая птица. Шах так любил попугая, что не мог ни дня без него. Но загрустил шахов любимец о своей семье и попросился на две недели оставить дворец и слетать к ним. Долго не хотел шах отпускать, но все же согласился.

Прилетел попугай к родным, а когда настало время возвращаться, загрустил по родному дому. Стали все его уговаривать остаться. Мать рассказала, что растут у них плоды жизни. Кто их отведает, вернет себе молодость. Может, если преподнести такой дар шаху, он отпустит попугая? Верная птица принесла шаху плоды и рассказала об их свойствах. Но был у царя злобный визирь. Он подговорил правителя сначала испытать плоды на павлинах, а сам подсыпал в них яд. Когда погибли павлины, разъяренный царь убил попугая. А потом настало время казнить старика. Приказал царь отравить его оставшимся плодом. Как только съел его старик, стал молодеть на глазах. Понял шах, что совершил страшную ошибку. Да время назад не вернуть…

Развязка сказки

Рассказал тогда Кенджа шаху о змее, пошел в сад и принес ее рассеченный труп. Понял шах, как ошибся и стал молить зятя простить его, но тот ответил, что «с шахами невозможно жить в добре и мире». Нет места братьям во дворце, не желают они жить придворными в шаховых владениях. Стали богатыри собираться в путь. Долго царь просил оставить ему дочерей, но они были верными женами и пожелали уехать с мужьями. Вернулись богатыри с любимыми в страну к своему отцу и стали жить в его доме, честным трудом зарабатывая и прославляя мудрого родителя.

«Три богатыря»: автор сказки

Часто после прочтения произведения вдумчивому читателю становится интересно, кто же его создал. Если такой интерес возник после прочтения нашей сказки, то мы попробуем удовлетворить его. Лежит на поверхности ответ на вопрос, кто написал сказку «Три богатыря». Автор – народ. Это значит, что когда-то очень давно какой-то мудрый рассказчик начал эту сказку. Но со временем его имя забылось, а сказка осталась на устах его земляков. Из поколения в поколение ее пересказывали, возможно, добавляя или убавляя некоторые сюжетные линии. А далее появился исследователь, что записал эту сказку. Так она и пришла к нам.

Национальные особенности сказки

Мы знаем, что «Три богатыря» - произведение фольклорное, то есть народное. Но тут возникает следующий вопрос: какой же народ сложил эту замечательную историю? Даже то, как зовут трех богатырей из сказки, говорит нам, что она явно нерусская. Приставки к имени «-батыр», присущие народам ближнего Кавказа, чаще всего использовали узбекские авторы. Отсюда вывод – наша сказка пришла с далекого гористого Узбекистана.

Для этого народа привычным было правление шаха, на их землях водилось множество змей (это подтверждает появление в сюжете как самого царя змей, так и змеи, что желала укусить шаха). Пустынные земли, холмы и скалы – тоже реалии этого государства.

Какие черты характера воспитывает сказка

Всем известна присказка «сказка - быль…». Не исключение - и «Три богатыря». Эта сказка несет в себе огромнейший воспитательный потенциал. «Три богатыря» - сказка о честных братьях, которые, благодаря хорошему воспитанию и честности, смогли достойно пройти испытания судьбы. В образах братьев воспеваются следующие черты:

  • Трудолюбие. Братья воспитаны в труде, они уважают его и верят, что только трудом смогут добиться счастливой жизни.
  • Уважение родителей. Вспомните, как выслушали богатыри отца, не сказав ему ни слова в укор.
  • Беспокойство друг о друге. Ребята стойко охраняют сон друг друга, даже в экстренных ситуациях они думают не о себе, а об отдыхе братьев.
  • Неравнодушие. Кенджа не оставляет разбойников, видя, что они замышляют злое дело, и не убегает в ужасе от них, а думает, как перехитрить злодеев и предотвратить преступление.
  • Честность. На обеде у шаха богатыри открыто рассказывают все как друг другу, так и самому шаху, чем заслуживают его уважение и симпатию.
  • Верность. Братья верны друг другу, верны они заветам отца. Верность любимым хранят и принцессы – дочери шаха, которые идут за своими мужьями, оставив пышный дворец и роскошную жизнь.

Ну и конечно, храбрость.

А что осуждает сказка?

Восхваляя добро, мудрый народ в своей сказке противопоставляет ему зло. Здесь побежденные братьями темные силы воплощены как в хищных зверях, так и в злобных придворных шаха, что ради своих замыслов готовы пожертвовать жизнями невинных людей. На примере разбойников осуждается желание обогащения, им в противовес – братья-богатыри, которые по напутствию отца отправляются в путешествие, чтобы своими силами и трудом строить свою счастливую жизнь.

К завершению сказки появляется еще один интересный момент – осуждение власти, недоверие к ней народа. Оклеветанный визирем и преданный своим тестем-шахом, самый молодой из богатырей говорит, что счастья простому народу при дворе ждать не стоит. А его фраза о том, что нельзя с шахами жить в добре, и вовсе поражает своей смелостью и искренностью.

Выводы

Коротко о сказке «Три богатыря» рассказать достаточно трудно, так как она очень многогранна. Читать ее не только интересно, но еще и полезно. На примере братьев мудрый народ учит своих сыновей с малых лет быть трудолюбивыми и честными, не хвастаться, но и не скрывать своих достоинств и достижений. Рекомендуем сказку для прочтения читателям самых разных возрастных категорий. И взрослый, и ребенок найдет, чему поучиться у мудрейшего народа, к тому же сюжет сказки не заставит вас скучать. Приятного чтения!

fb.ru

Кем были три богатыря на самом деле

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола. Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея». Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает. Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.

Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» - как раз трансформированное народом «Низкинич».

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец - старший из «младших богатырей». В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи. Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

russian7.ru

Три богатыря - это... Что такое Три богатыря?

Три богатыря — собирательное название главных героев русских былин, богатырей русских — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича.

Илья́ Муромец — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Их объединяет происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, сопряжённая с поединком с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко.

В некоторых былинах богатыри присутствуют вместе, например, «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву. В былине «Добрыня Никитич в отъезде» Алёша Попович неудачно пытается жениться на жене пропавшего Добрыни Никитича, соврав при этом, что видел его мёртвым.

Отмечаются характерные архаичные реликты в описаниях всех трёх богатырей; во всех этих персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической стихией, и поэтому при глубокой реконструкции три былинных героя могут быть сопоставлены со сказочной триадой — Горыня, Дубыня и Усыня.[1][2] С другой стороны, известны отождествления трёх богатырей с историческими прототипами (силач-монах Илья Печерский; воевода Добрыня; суздальский боярин Александр Попович). Возможно, знаменитые воины, чем-то поразившие воображение современников, по мере развития эпоса оторвались от своей исторической почвы и заместили гораздо более древних мифологических героев.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Описание картины «Три богатыря» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов Название картины: «Богатыри» Картина написана: 1881—1898 г. Холст, масло.

Размер: 295,3 × 446 см

Появившись на свет в семье вятского священника, В. Васнецов вырос в том краю, где всегда почитались старинные обычаи и обряды, рассказывались былины, сказки и легенды. С самого юного возраста будущий автор картин на фольклорную тематику был связан со сказочными героями и былинными персонажами.

Потом он стал учиться в Академии художеств и стал изучать не только приемы портретной живописи, а и историю Руси, которая, как известно, напрямую связана с устным народным творчеством.

Среди первых работ на тематику фольклора стоит назвать такие произведения как «Ковер-самолет» и «Витязь», которые знамениты изображенными на них богатырями, причем один летит над русской землей, а другой строит на страже ее границ. Имя В. Васнецова знают и как одного из иллюстраторов русских сказок, среди которых – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Сивка-Бурка» и многие другие. Эта страсть к изображению героев сказок и былин, которую многие художники сделали лишь частью творческого наследия, Васнецов развил, что дает право считать его асом своего дела. Талантливый архитектор и иллюстратор, он не только изображал страницы отечественной легендарной истории, а и привносил в нее мощнейший идейный смысл.

Одной из таких картин принято считать знаменитых «Богатырей», которых с легкой руки самого живописца зовут не иначе как «Три богатыря». Причиной этого стала ремарка к полотну, написанная автором: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде».

Здесь, как вы успели догадаться, изображены три основных героя былинного эпоса и три главных русских богатыря, образы которых эксплуатируют отечественные политики и мультипликаторы – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Фигуры у богатырей напоминают титанов из древнегреческой мифологии, да и кони у них соответствующие – исполинские и мощные, что вызывает предположение о том, что художник изобразил эти же качества своего народа. Если говорить о размерах картины, то они так же не менее впечатляющи – 3 метра в высоту и почти 5 в ширину.

На создание данного шедевра у художника ушло около 30 лет, причем в 1871 году он создал первый карандашный набросок, а с 1881 по 1898 года работал непосредственно над картиной.

Те, кто хоть раз видели полотно в Третьяковке, непременно скажут, что оно является олицетворением силы, мудрости, молодости и удачи. Имена каждого из троицы богатырей вы знаете с самого детства и по мультикам о приключениях стражей Руси. Все образы картины символичны: Добрыня обладает знаниями, опытом и смекалкой, Илья наполнен жизненными силами, а Алеша отражает лиризм, романтику и веселье юности.

Центральную часть композиции полотна занимает фигура Ильи Муромца. Прототипом для него стал крестьянин Иван Петров, громадного роста мужчина, неизрасходованные душевные качества которого Васнецов разглядел в его глазах и изобразил их на портрете. В былинах же образ русского богатыря представлен как образ любимца всех – и старых, и молодых, и детей и взрослых. Илья Муромец – это вполне реальный исторический персонаж, а сказания о нем не что иное, как хроники событий. Позже этот богатырь стал монахом в Киево-Печерской лавре и в настоящий момент причислен к лику святых. Данные факты художник знал, и перед зрителями предстает могучий воин и открытый человек, в котором странным образом соединились недюжинная сила и широта души. Огромный черный конь требует вместо упряжки массивной металлической цепи, а его развивающаяся на ветру грива и мощные ноги дополняют величие богатыря. Илья, сложив руку козырьком, смотрит вдаль, словно выискивает супостата, которому всегда готов дать отпор.

Русские предания говорят о прекрасном образовании и мужестве Добрыни Никитича, а сам художник воплотил в нем собирательный образ рода Васнецовых – отца, дяди и самого себя. Вот причина, по которой исследователи отмечают сходство черт лица и размера глаз с внешностью художника. В былинах Добрыня всегда молод и удал, он тот молодец, который носит заговоренную броню и меч-кладенец, а художник, наоборот, изобразил его величавым и умудренным жизнью человеком. Черты лица богатыря благородны, словно подчеркивают его образованность. Но этот человек способен остановить врага не только силой слова, а и мечом, который уже готова выхватить из ножен его рука.

Алеша Попович – самый молодой из всей троицы. Этот стройный юноша нарисован со старшего сына мецената Саввы Мамонтова Андрея, умершего в юном возрасте. Говорят, что это был человек веселый и общительный, а художник перенес эти черты на картину, изобразив Алешу с гуслями, прикрепленными к седлу.

Каждый из героев вооружен, чтобы защитить Русь от нашествия неприятелей: Илья Муромец не выпускает из рук копье, Добрыня Никитич держит руку на мече, а у Алеши Поповича в руках лук. Шлемы защитников подобны церковным куполам, что является символом благословенных подвигов ради своего народа.

Пейзаж картины – целое откровение для зрителя. Былинный ковыль, зелень травы, холмы – все это собирательный образ родины, который представляет себе каждый человек. Если посмотреть на верхнюю часть полотна, то видна надвигающаяся буря. Гонимые ветром клочья облаков, шевелящиеся лесные травы, развевающиеся конские гривы – все это дает понять, что несмотря на монголо-татарское иго, на Руси есть люди, способные защищать других.

Нельзя пройти мимо характеристики коней, ведь это животное – обязательный атрибут каждого богатыря, его друг и соратник, который чем-то похож на своего хозяина. Конь Ильи – упрямый верный вороной, который будет с ним до конца. У Добрыни белая лошадь, горделивая и полная достоинства, что продолжает черты характера всадника. Алеша сидит на рыжем коне-огне, который наполнен кипучей энергией, изяществом и готов сражаться до конца.

«Богатырей» считают самой яркой и сильной картиной среди всех работ Васнецова, ведь он полностью отдавал себя эпическим сюжетам так, как делали это Добрыня, Илья и Алеша для своей родины.

5sec.info


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>