Создателем первого самостоятельного труда по педагогическому проектированию является


Тест по психолого-педагогическому практикуму, 77 вопросов с ответами

1. К организационным методам исследования по Б.Г. Ананьеву относятся: а) психодиагностические методы;

б) лонгитюдный метод;

в) биографический метод; г) генетический метод;

д) сравнительный метод;

е) комплексный метод.

2. Первый по порядку следования этап психологического исследования: а) обработка данных исследования; б) исследовательский этап;

в) подготовительный этап;

г) интерпретация данных и формулирования выводов.

3. Метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений называется: а) эксперимент б) тестирование в) анализ

4. Целостное изучение личности основанное на интерпретации результатов проекции

а) тесты интеллекта; б) тесты специальных способностей; в) тесты достижений; г) тесты личности;

д) проективные тесты;

5. Система специальных заданий позволяющая измерить уровень развития или состояния определенного психического качества называется… а) тестирование б) эксперимент

в) анализ

6. К проективным методикам тестирования относятся: а) рисунок «Несуществующее животное»; б) Hand-test; в) методика «Дом-дерево-человек»; г) моторная проба К. Шварцландера.

7. Констатирующий эксперимент: а) деятельность испытуемого изучается в естественных условиях; б) изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования;

в) установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования;

г) проводится в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений.

8. Исследование личности, групп людей, базирующийся на анализе жизненного пути, фактов биографии называется …… методом. а) биографическим б) библиографическим

в) историческим

9. Психобиографическому методу анализа подвергаются: а) конструкторские модели;

б) дневники;

в) автобиографические документы; г) письма.

10. Совокупность индивидуальных особенностей личности, обусловленная основным типом высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности называется: а) характером; б) мотивацией;

в) темпераментом;

г) рефлексией.

11. Шкала, классифицирующая по принципу названия: а) порядковая шкала;

б) номинативная шкала;

в) интервальная шкала;

г) шкала равных отношений.

12. Оценка обучаемости индивиды в овладении знаниями, умениями, навыками а) тесты интеллекта;

б) тесты специальных способностей;

в) тесты достижений; г) тесты личности;

д) проективные тесты;

13. Шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц»: а) шкала равных отношений; б) порядковая шкала; в) номинативная шкала;

г) интервальная шкала.

14. Шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства называется…. а) порядковая шкала; б) номинативная шкала; в) интервальная шкала;

г) шкала равных отношений.

15. Формирующий эксперимент: а) деятельность испытуемого изучается в естественных условиях;

б) изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования;

в) установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования;

г) проводится в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений.

16. Метод ранжирования: а) стимулы предъявляются по одному. Испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы. б) все объекты предъявляются испытуемому одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряемого признака.

в) индивиду предлагаются несколько объектов (стимулов, высказываний) из которых он должен выбрать те, которые соответствуют заданному критерию.

г) объекты предъявляются испытуемому попарно. Испытуемый оценивает сходства — различия между членами пар.

17. Степень соответствия или связи между двумя множествами показателей выражает: а) коэффициент корреляции; б) коэффициент надежности; в) валидность;

г) норма.

18. Тест Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина предназначен для диагностики: а) самооценки; б) уровня притязаний;

в) тревожности;

г) темперамента;

д) направленности личности.

19. В методике «Ценностные ориентации» М. Рокича применяется следующая процедура сбора данных: а) метод ранжирования; б) метод абсолютной оценки; в) метод выбора;

г) метод парных сравнений.

20. Теппинг-тест Е.П. Ильина: а) мотивационная сфера личности.

б) изучение межличностных отношений.

в) исследование самооценки личности.

г) изучение темперамента.

21. Оценка уровня овладения учебными знаниями, навыками а) тесты интеллекта; б) тесты специальных способностей;

в) тесты достижений;

г) тесты личности;

д) проективные тесты;

22. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики: а) интеллекта;

б) предметно-деятельностного аспекта;

в) психомоторных реакций;

г) коммуникативный аспект поведения.

23. Если относительное положение каждого испытуемого по обеим переменным одинаково (испытуемый получивший высокие показатели по 1 переменной и высокие показатели по 2 переменной) это: а) нулевая корреляция; б) прямолинейная отрицательная корреляция;

в) прямолинейная положительная корреляция.

24. К методикам изучения индивидуально-психологических особенностей личности относятся: а) тест руки (Hand-test)

б) методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса;

в) опросник Дж. Холланда;

г) «Мотивация аффиляции» А. Мехрабиана;

д) «Моторная проба» К. Шварцландера;

е) методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса.

25. Методика Дембо-Рубинштейна исследует…. а) характер личности

б) самооценку личности

в) мотивацию личности

26. Естественный эксперимент: а) деятельность испытуемого изучается в естественных условиях; б) изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования; в) установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования;

г) проводится в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений.

27. Методика Шуберта «Готовность к риску»: а) мотивационная сфера личности. б) изучение межличностных отношений. в) исследование самооценки личности.

г) изучение темперамента.

28. В методике «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана применяется следующая процедура сбора данных: а) метод парных сравнений; б) метод ранжирования; в) метод выбора;

г) метод абсолютной оценки.

29. К неадекватной самооценке относится: а) заниженная самооценка; б) завышенная самооценка; в) средняя самооценка.

30. Уровень социального интеллекта измеряет: а) миннесотский многофакторный личностный опросник (ММPI); б) опросник ОСТ В.М. Русалова;

в) опросник Дж. Гилфорда;

г) дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климов.

31. Как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки, ситуация угрожающая безопасности) возникает …. тревожность.

а) ситуативная б) постоянная

в) временная

32. Методика, исследующая общую эмоциональную направленность: а) личностный опросник Д. Кейрси;

б) методика ОЭН Додонова;

в) методика Ч.Д. Спилбергера- Ю.Л. Ханина;

г) «Анкета интересов».

33. Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называется в психологии …. а) эмпатия б) симпатия

в) антипатия

34. Для измерения установки ценности, эмоциональных мотивационных и межличностных свойств, типичных форм поведения используются а) тесты интеллекта; б) тесты специальных способностей; в) тесты достижений;

г) тесты личности;

д) проективные тесты;

35. Методика А… Петровского: а) мотивационная сфера личности. б) изучение межличностных отношений. в) исследование самооценки личности.

г) изучение темперамента.

36. Выполнение каких методик требует построение профиля личности: а) «Измерение уровня самоактуализации личности» САТ (Л.Я. Гозман, М..В. Кроз); б) опросник ММPI; в) методика «Мотивации к избеганию неудач» Т. Элерса;

г) «Моторная проба» К. Шварцландера.

37. Потребность в общении, установлении и сохранении добрых взаимоотношений с людьми называется …. а) комплекс неполноценности

б) аффилиация

в) коммуникативность

38. Устойчивость, стабильность результатов при проведении повторных тестированиях: а) норма; б) валидность; в) надежность;

г) стандартизация.

39. Лабораторный эксперимент: а) деятельность испытуемого изучается в естественных условиях; б) изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования; в) установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования;

г) проводится в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов, приспособлений.

40. Опросник Т. Лири: а) мотивационная сфера личности. б) изучение межличностных отношений.

в) исследование самооценки личности.

г) изучение темперамента.

41. Методы психологических измерений могут быть классифицированы по следующим основаниям: а) предмету измерения; б) виду использования шкал; в) типу ответа индивида; г) процедуре сбора «сырых» данных;

д) все ответы верны.

42. Типы максимальной динамики психомоторных показателей по теппинг-тесту (Е.П. Ильин): а) выпуклый тип; б) восходящий тип;

в) нисходящий тип;

г) ровный тип; д) вогнутый тип; е) зигзагообразный тип.

43. Профиль самооценки строится в методике: а) Дембо-Рубинштейна; б) Дж. Холланда; в) А.В. Петровского;

г) Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина.

44. Тревожность, характеризующаяся стойкой и устойчивой склонностью личности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагирующая на такие ситуации состоянием тревоги называют….. а) личностная б) ситуативная

в) мотивационная

45. В какой методике используется данная формула ЦО = (УП2 –УД1) + (УП3 – УД2) + (УП4 – УД3) / 3: а) Теппинг-тест (Е.П. Ильина);

б) «Моторная проба» К. Шварцландера;

в) методика «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса;

г) методика Шуберта «Готовность к риску».

46. Многократная проверка теста на большом количестве испытуемых: а) норма; б) валидность;

в) надежность;

г) стандартизация.

47. Кто одним из первых использовал метод автобиографических воспоминаний в психологии: а) А. Адлер; б) Э. Эриксон;

в) З. Фрейд;

г) Дж. Гилфорд.

48. Первое по прядку следования действие исследователя на подготовительном этапе психологического исследования: а) выдвижение гипотезы; б) изучение литературы по данному вопросу;

в) определение объекта и предмета исследования;

г) подбор методов и их сочетание.

49. Научное предположение, вытекающее из теории, которая еще не подтверждена и не опровергнута называется …. а) гипотеза б) факт

в) концепция

50. Для выявления умственного потенциала индивида используются а) тесты интеллекта; б) тесты специальных способностей; в) тесты достижений; г) тесты личности;

д) проективные тесты;

51. Терминальные ценности по М. Рокичу это: а) ценность-средство; б) ценность — межличностных отношений;

в) ценность-цель;

г) ценность-действие.

52. Выбор достижения простых или слишком легких целей можно объяснить следующим: а) заниженной самооценкой; б) неверием в свои силы; в) «комплексом неполноценности»; г) «социальной хитростью»;

д) все ответы верны.

53. В какой методике используется цветопредпочтение испытуемого: а) методика Д. Кейрси; б) опросник ОСТ В.М. Русалова; в) опросник Дж. Гилфорда;

г) методика Люшера.

54. Методика Т. Элерса исследует: а) мотивацию достижения успеха; б) мотивацию избегания неудач; в) готовность к риску;

г) мотивацию аффилиации.

55. Члены группы постоянно вовлекаются в различные действия а) принцип активности участников;

б) принцип исследовательской позиции;

в) принцип объективации поведения.

56. Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний стремятся: а) выбрать простые цели и задачи; б) к кругу задам средней сложности;

в) к реализации непосильных задач;

г) к улучшению своих достижений.

57. Первый по порядку следования этап педагогического проектирования: а) конструирование;

б) моделирование;

в) проектирование.

58. Создатель первого самостоятельного труда по педагогическому проектированию: а) А.С. Макаренко; б) Л.С. Выготский; в) П.Я Гальперин;

г) В.П. Беспалько.

59. На этапе конструирования при педагогическом проектировании происходит: а) проект детализируется, приближается к реальным условиям; б) создается сам проект; в) формулируется цель;

г) создается мысленная модель деятельности педагога с учащимися.

60. Кто первым из педагогов выдвинул идею о введении понятия «педагогическая техника»: а) К.Д. Ушинский;

б) А.С. Макаренко;

в) Д.Б. Эльконин;

г) П.Ф. Каптерев.

61. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса — это а) педагогическая ситуация; б) педагогический процесс;

в) педагогическое конструирование.

62. Формы педагогического проектирования: а) урок; б) анкетирование;

в) концепция;

г) письменные, видео и аудио документы.

63.Формы проектирования, посредством которых излагается основная точка зрения, ведущий замысел построения педагогической ситуации или процессов это…. а) концепция б) гипотеза

в) методика

64. Установление соответствия между интересующим психическим свойством и методом его измерения: а) норма; б) валидность; в) надежность;

г) стандартизация.

65. Принципы педагогического проектирования: а) принцип человеческих приоритетов; б) принцип детерминизма;

в) принцип саморазвития;

г) принцип единства психики и деятельности.

66. Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать…. а) технология учебного процесса б) педагогические знания

в) психолого-педагогическое конструирование

67. Первым в последовательности формирования является: а) тиражирование и распространение программных средств; б) разработка документации, программных и методических средств;

в) определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

г) определение эффективности с помощью прикладных исследований.

68. Характеризует состояние в определенное время и в определенном пространстве а) педагогическая ситуация; б) педагогический процесс;

в) педагогическое конструирование.

69. Классификация технологий обучения: а) традиционные и дидактические технологии; б) инновационные и программные технологии;

в) традиционные и инновационные технологии;

г) кибернетические технологии.

70. Традиционное обучение опирается на: а) деятельностный подход; б) новые образовательные технологии;

в) объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы;

г) развитие кибернетики и вычислительной техники.

71. Тренинг – это метод психологии, который ориентируется на использование …. групповой психологической работы с целью развития определенных качеств личности. а) активных методов б) пассивных методов

в) коллективных методов

72. Методы тренинга: а) дискуссия; б) ролевая игра; в) беседа;

г) консультирование.

73. Принципы организации тренинговых занятий: а) принцип активности участников; б) принцип детерминизма;

в) принцип исследовательской позиции;

г) принцип партнерского общения.

74. Создание ситуации, при которой участники сами находят решение проблемам а) принцип активности участников; б) принцип исследовательской позиции;

в) принцип объективации поведения.

75. Объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их взаимодействии — это а) педагогическая ситуация;

б) педагогический процесс;

в) педагогическое конструирование.

76. Установленные стандарты проведения теста: а) норма;

б) валидность;

в) надежность;

г) стандартизация.

77. Поведение участников группы переводиться с импульсивного на объективированный, реальный уровень а) принцип активности участников; б) принцип исследовательской позиции;

в) принцип объективации поведения.

Рекомендуемые посты

all4learning.ru

53. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей.

Педагогическое проектирование используется каждым педагогом и является его основной и значимой функцией. Это можно объяснить тем, что она является организаторской, гностической (поиск содержания, методов, средств взаимодействия с учениками) и, конечно, коммуникативной.

Под педагогической технологией понимают последовательное движение, которое является непрерывным и все компоненты, этапы, состояния, процессы, явления, участники этого движения взаимосвязаны между собой.

Рассмотрим историю развития педагогического проектирования и технологии. Конструкторские дисциплины, такие как системотехника, метод исследования операций, теория решений, сетевое планирование, эргономика, техническая эстетика, стали началом развития педагогической технологии и проектирования. Все эти дисциплины были построены на основе теорий конструирования, которые тем или иным способом связывают технику и человека.

В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования можно по праву считать А.С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как своеобразно организованное «педагогическое производство». А.С. Макаренко был против неорганизованного процесса воспитания, следствием этого стало его предложение разработать единую систему воспитания, в конечном итоге он и стал разработчиком педагогической техники. Так как А.С. Макаренко участвовал в разработке системы воспитания, то его предложение было объединить и совершенствовать такие понятия, как:

– техника дисциплины;

– техника разговора педагога и воспитанника;

– техника самоуправления;

– техника наказания.

Для проектирования в человеке, воспитаннике всего лучшего, формирования сильной и богатой культуры были продуманы все действия, их последовательность, направления.

Чуть позднее, в 1989 г., появился первый самостоятельный труд, посвященный педагогическому проектированию, который был написан известным педагогом В.П. Беспалько. Распространение и развитие вычислительной техники являлось огромным стимулом в развитии педагогического проектирования. С приходом вычислительной техники в образовательные учреждения стали меняться методика обучения, появляться новые методы и формы обучения в направлении ее технологизации. Появились информационные технологии обучения. Но не всегда использовались вычислительные машины в педагогическом процессе, хотя информационные технологии сильно развивались, но остались лишь разновидностью педагогическихтехнологий.

Подведем итог сказанному.

Сущность педагогического проектирования заключается в создании образа предстоящей деятельности, возможно даже несколько вариантов образов, что ведет к прогнозированию результатов этой деятельности. В свою очередь, объектом педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогический процесс, педагогическая ситуация.

Следующая глава

psy.wikireading.ru

Сущность педагогического проектирования. Объекты педагогического проектирования

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько. Результатом педагогического проектирования является проект.

Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов. Каким бы ни был этот субъект, он должен обладать, следующими специфическими чертами: творческим мышлением и способностью к изобретательству; профессионализмом и высокой работоспособностью; общественно значимыми ценностными ориентациями; способностью предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.

 Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации, педагогические технологии.

Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования. Педагогический процесс специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с целью обучения и воспитания.

Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. В структуру педситуаций входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.

Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы.

Педагогические системы как объекты проектирования — это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов. Например, в системы входят люди — педагоги и учащиеся; материально-технические предметы ТСО, ЭВМ; функции, выполняемые каждым из них. Их природа, внутреннее строение, возможности — все различно. Каждый из компонентов, в свою очередь, представляет собой системное образование.

Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. К системам средней величины относятся системы деятельности учебного заведения в целом, его работы с учащимися и их родителями, предприятием, предпринимателем и т.п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой. К большим подсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят помимо школ и училищ учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом.

Средства проектирования, как любой деятельности, можно условно разделить на материальные и духовные. К первым относятся законодательные акты, документация, технические средства, схемы, таблицы и т.д. Ко вторым – общие средства научных исследований, ключевые теоретические положения смежных наук и т.д.

К основным формам педагогического проектирования относятся:

1.    Концепция – форма, посредством которой излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме.

2.    Мечта – особая форма проектирования, создаваемая нашим воображением. Мечта – это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Места становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции. Через мечту в проектирование вовлекается глубинный пласт и человеческой жизни, часто бессознательный, интуитивный. Мечта – это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза.

3.    План – это документ, в котором дается перечень дел, мероприятий, порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы, план занятия и т.д. Каждый из планов имеет свое назначение и свою структуру. Так, учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изучение, порядок изучения дисциплин. Тематический план составляется из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План занятия – это определение задач занятия и перечень основных действий педагога и обучающихся по освоении содержания учебного материала. Если тематический план является проектом педагогического процесса, то план занятия – его конструктом.

Проектирование  предполагает ряд этапов, определяющих  научно-обоснованный подход к решению педагогических проблем: моделирование, проектирование и конструирование.

Педагогическое моделирование предполагает  разработку общей идеи, создание модели  технологии обучения и основных путей ее  реализации.

Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование - завершающий этап проектирования. На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя свое воплощение в различных конструктах.

students-library.com

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Мендыбаева М. М., Дюсембаева Т. К. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 89-91. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11151/ (дата обращения: 25.10.2018).



Социализация и интеграции детей с нарушением интеллекта, занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе. Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые государством и обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь. Как свидетельствует практика, при благоприятных условиях, человек, имеющий дефект развития, может стать полноценной личностью, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу. В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию по обучению и воспитанию детей с ОВР. Отрадно, что складывается система специального образования нового вида, позволяющая комплексно решать многие проблемы на государственном уровне.

С 2014 учебного года в образовательный процесс школы-интерната были включены дети со сложной структурой дефекта, с выраженными интеллектуальными нарушениями. Данная категория учащихся с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас более чем на 50 % ниже, чем у детей 1-го отделения. Отставание от сверстников 1-го отделения особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать. Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность. Нынешние условия обучения требуют от педагога использование новых технологий.

Современный урок — это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, а встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Своеобразие текущего момента состоит в том, что новые условия ведения современного урока в коррекционной школе предполагают личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, здоровьесберегающий подход в обучении. Одним из таких технологий является технология педагогического проектирования учебного процесса. Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев: целесообразности (по направленности); творчества (по содержанию деятельности);технологичности (по уровню педтехники); оптимальности (по выбору эффективных средств); продуктивности (по результату).

Итак, педагогическое проектирование — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов.

Проектирование содержания педагогической деятельности на уроке предполагает:

  1. Целеполагание — блок построения целей учебной деятельности; переход от понимания учителем стандарта к конструированию системы целей.
  2. Диагностика — блок самостоятельных работ, фиксирующих факт и уровень достижения целей. Содержание стандарта переводится на язык деятельности учащихся.
  3. Дозирование домашнего задания — объем знаний, обеспечивающих успешное прохождение диагностики.
  4. Логическая структура учебного процесса — трехуровневая модель, содержащая последовательность уроков, структуру учебного материала, поле программ развития.
  5. Коррекционная деятельность — направленная на улучшение качества приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.

Сущность, этапы иформы педагогического проектирования

1. Сущность педагогического проектирования. Термин «проектирование» (от лат. projektus — «брошенный вперед») заимствован педагогикой из технического знания. Что он означает? Проектирование — это опережающее создание того, что затем будет сделано в натуральном виде. Педагогическая деятельность, особенно в последнее время, стала избыточно сложной, потому что стремительно развивается педагогическое знание (имеется значительный объем научно-педагогической и методической педагогической литературы); растет число методов, средств и форм обучения, воспитания, развития; выявляется все большее число факторов, влияющих на педагогические отношения: быстро обновляющееся знание, перенасыщенность программ информацией, слабая подготовка учащихся, сложная структура дефекта и т. д.

Педагогу все труднее овладеть этими знаниями и еще труднее ими пользоваться.

А педагогическое проектирование, вобрав в себя многие идеи технического проектирования, позволит оптимизировать деятельность преподавателя.

Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагога и учащихся и прогнозирование ее результатов.

С какой целью преподаватель создает проект? При проектировании педагог познает и создает новую, еще не существующую реальность, чтобы изменить несовершенную практику, сделать свою деятельность совершеннее, эффективнее.

Цель педагогического проектирования — создание педагогического процесса, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям обучения, воспитания, развития; профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовать спроектированную систему обучения.

2. Объекты педагогического проектирования.

Что проектирует педагог? Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогические процессы — это главный объект проектирования для педагога. Педагогический процесс — это единство тех факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов при их непосредственном взаимодействии и подчинены дидактическим принципам.

Педагогические ситуации — это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Педагогические ситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Ситуации создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и т. д. и разрешаются тут же. Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс подгонки педагогического процесса под конкретных людей, с учетом реальной обстановки.

3. Этапы иформы педагогического проектирования.

Этап проектирования. Проектирование — это разработка созданной модели до уровня практического использования. Результатом проектирования является проект. Например, проект календарно-тематического (перспективно-тематического) плана, проект плана урока и т. д.

Этап конструирования. Конструирование — это создание материального основания для осуществления разработанного проекта на практике. Результатом конструирования является создание конструкта. Конструкт — это то, с помощью чего будет реализован проект в конкретных условиях реальными участниками. Например, если проектом является календарно-тематический план, то конструктами будут планы занятий. Если проект — план урока, то конструкты — это его методическое обеспечение (содержание заданий, тесты, вопросы, средства обучения и др.) Итак, деятельность учащихся и педагога предваряет педагогическое проектирование. К формам педагогического проектирования относятся: рабочие учебные планы, рабочие учебные программы, календарно-тематические (перспективно-тематические) планы, планы уроков, планы учебно-воспитательной работы и т. д.

Обучение детей с нарушением интеллекта предполагает использование новых образовательных технологий, методик обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития, социальной адаптации учащихся с ОВР.

Для многих педагогов знание форм педагогического проектирования является весьма актуальным, что позволяет педагогу совершенствовать в методическом плане. Проектирование педагогического процесса может быть использовано учителем в любом виде творческой деятельности. Данная технология будет успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов. Насколько данная технология будет эффективной, наверное, покажет время.

Литература:

  1. Послание народу «Казахстанский путь-2050» Н. А. Назарбаев.
  2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,1989.- с.5.
  3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое проектирование, педагогический процесс, педагог, нарушение интеллекта, учебный материал, учебно-воспитательная работа, современный урок, сложная структура дефекта, педагогическая деятельность, учебный процесс.

педагогическое проектирование, педагогический процесс, педагог, нарушение интеллекта, учебный материал, учебно-воспитательная работа, современный урок, сложная структура дефекта...

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий.

Если, проектирование для педагога — искусство, то оно требует большого напряжения, сил, чувств, сложнейшей работы мысли.

По своему существу педагогическое проектирование является сложным процессом предварительной разработки основных компонентов предстоящей деятельности с учетом необходимых факторов и особенностей его участников...

современный урок, урок, Учитель, обучающийся, умение, учебный материал, учебный процесс, ученик.

– создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей.

Основой учебно-воспитательного процесса является урок. В нем отражаются все особенности, проблемы и достижения этого процесса.

Урок трактуется как «педагогическое произведение», «сложное явление», отличающееся «целостностью», «внутренней...

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной... Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды.

Проблемы организации процесса обучения и учебно-воспитательной деятельности студентов-психологов отражены в работах В. Н. Карандашева, Г. Ю. Любимовой, Т. М. Бяукас, И. В. Завгородней, Е. Е. Сапоговой Н. И... Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Основой задачей включения ребенка со сложными нарушениями в учебно-воспитательный процесс является его подготовка и адаптация к обучению в школе интернате, расширение знаний об окружающей действительности, развитие коммуникативных навыков...

moluch.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>