Создателем мотивационно гигиенической теории является


Теория Герцберга кратко. Мотивации. Двухфакторная

2016-07-29 | Автор: Дмитрий | Рубрика: Личностный рост

Теория Герцберга, в основе которой размещены 2-е разновидности человеческих потребностей с мотивирующими и гигиеническими факторами. Двухфакторной теорией называл ее Фредерик Герцберг, американский психолог в 1959 г.

Теория Герцберга кратко состояла в выявлении неудовлетворенности и удовлетворенности человека в течении трудовой активности, основание понижения и поднятия продуктивности, отдачи труда.

Теория Герцберга кратко

Ученые во главе с Ф. Герцбергом проводили опрос у большого коллектива (200 чел.) служащих и инженеров, которые работали в достаточно крупной лакокрасочной компании.

Участникам, следовало описать подробные ситуации: в каком случае, у них появлялось желание трудиться и положительные эмоции. Другой случай, когда желание работать отсутствовало, и ощущалась неудовлетворённость.

В заключение исследования выявили, что существуют:

  • гигиенические факторы, когда удовлетворенность от задания зависит от ее содержательных и внутренних характеристик.
  • мотивирующие факторы, когда неудовлетворенность человека зависит от ее контента и внешних характеристик задания, работы.

Герцберг теория мотивации

Мотивирующие обстоятельства напрямую соединены с работой, с его характером, а гигиенические — с окружающим миром, средой, где выполняется работа.

Гигиенический фактор получил название от существительного — «гигиена», взятого из медицинского словаря, что означает «предупреждение».

Гигиенические обстоятельства должны помогать поддерживать здоровье работающих людей, но не предусмотрено обязательное улучшение.

К основным гигиеническим факторам относятся:

  • Заинтересованность руководителя в работнике;
  • Удобный рабочий график;
  • Присутствие соц. пакета;
  • Достойная выплата за труд;
  • Соблюдение техники безопасности труда;
  • Проведение плановых мероприятий в области социальных и производственных программ: здравоохранения, обновление оборудования;
  • Нормативные условия трудовой смены (освещенность, влажность воздуха, отопление);
  • Доброжелательная атмосфера труда (с коллегами, руководством);
  • Дополнительный контроль работы.

Наличие перечисленных обстоятельств «здоровья» снимают частично неудовлетворенность самой работой.

Практически гигиенические обстоятельства никогда полного удовлетворения не вызывают.

Мотивирующие факторы По другому эти факторы называют способствующими, которые побуждают работника к улучшенному исполнению своих обязанностей, потребности человека в увеличении личностного роста.

К «мотиваторам» относятся:

  • Трудовой успех;
  • Высокопрофессиональный подъём;
  • Положение в обществе;
  • Интересная и любимая трудовая деятельность;
  • Ответственность за проделанную работу;
  • Повышение по службе, увеличение разряда.

Признание коллектива, руководства вас как специалиста дает работнику ощущение собственного самоуважения и достоинства. Немаловажно, услышать слова благодарности со стороны руководителя о качественно выполненной задачи работником.

Стимулирует личностный рост содержательная и созидательная работа, а однообразная робота восхищения не доставлят.

Герцберга теория мотивации

В основе теории мотивации Герцберга заложены 2 основных явления: гигиенический и мотивирующий.

Если отсутствуют причины гигиенические или их недостаточно, у работника вызывает неудовлетворение заданием, работой.

А если факторов гигиенических хватает, то они не вызывают сами удовольствие работой и не смогут мотивировать работника на повышенные результаты.

Главное, вызывают большое удовольствие, создают мотив для повышения эффективности в труде, и только при наличии достаточности гигиенических факторов.

Если работник не удовлетворен явлениями гигиеническими – у него нет стремления заниматься работой. Если он удовлетворен гигиеническими обстоятельствами, то он безмятежно работает. Но мотивация работать с полной отдачей отсутствует.

Следовательно, гигиенические положительные факторы удерживают работника на прежней работе. Гигиенические отрицательные факторы приводят к полнейшей неудовлетворенности заданием, работой.

Ряд мотивирующих явлений подразумевает, что любой работник способен мотивированно трудиться, когда цель видна и считает ее выполнимой. Неадекватность или лишение мотивирующих явлений не влечет к неудовлетворенности задания. Но присутствие причин мотивации доставляет удовольствие и нацеливает человека к наиболее производительному процессу труда.

Психология человеческого разума

Теория мотивации Герцберга, его мнение о повышении зарплаты работникам трактует: работодатели будут разочарованы, стараться поднять мотивацию работникам, которые со временем привыкнут к новой зарплате, и будут расценивать как обстоятельства гигиенические.

Работодатель считает, что система поощрений является конкретным усилителем мотивационного направления. Такая система войдет в привычку, как должное. Конечно, будет ощущаться удовлетворенность, но перестанут вскоре мотивировать работника.

Теории мотивации Герцберг и Маслоу

Теориями мотивации занимались ученые всего мира, у которых существовали свои версии. Основная задача — мотивация людей к трудовой деятельности. Разработчики сосредоточивались на изучениях потребностей и мотивационных влияний, отображали сущность и их устройство.

Свою теорию Ф. Герцберг назвал «Теория удовлетворенности трудом». Он был авторитетной персоной в сфере бизнеса и его управления и занимался вопросами труда, активностью компании.

В теории мотивации Ф. Герцберг и со спиралью потребностей Маслоу многое общего. По теории Герцберга гигиенические требования сопоставляются к наименьшей стадии необходимостей Маслоу. Мотивирующие обстоятельства соответственно соотносятся к высокой степени потребностей.

Двухфакторной теорией Герцберг внес новые объяснения мотивации человека в процессе труда. Внимание в основном уделялось 1-ой группе явлений: гигиенической. За счет увеличения заработка, персональных льгот, улучшения трудовых условий. Но намерения и старания не дали достижений, потому что не повлияла эта мотивация на работников. Но многие предприятия приняли базовые моменты по теории Герцберга, которые принесли свою эффективность.

Решающие примечания в адрес мотивационной теории Герцберга были выдвинуты многими компаниями:

  • В зависимости от необходимостей конкретного работника мотивирующим началом могут быть и гигиенические и мотивирующие явления;
  • Недостаточное количество «мотиваторов» способны предоставить неудовлетворенность в работе, а сформированные гигиенические обстоятельства смогут удовлетворенность работы поднять, если рассматривать определённое состояние;
  • Не все состояния удовлетворенности трудовой активности повышают процент продуктивности работы, что разниться с теорией Герцберга;
  • Система повышенной мотивации обязательно рассматривается с учетом поведенческих действий людей и особенностей — характеристик среды работы.

Своей теорией мотивации Герцберг внес определенный вклад восприятия мотивации работника, но многое не учел. В дальнейшем другие ученые занялись формированием процессуальной теорией мотивации.

(38 голосов, в среднем: 4.9 из 5)

Понравилась статья ? Поделитесь ей с друзьями!

Статьи по теме:

infomarketing.su

2. Содержательные теории мотивации кратко

Содержательные теории мотивации фокусируются на изучении человеческих потребностей, так как они считаются факторами, лежащими в основе мотивации.

I. Теория иерархии потребностей Маслоу – удовлетворение потребностей происходит в строгой последовательности: сначала потребности низших уровней, потом более высших; снизу вверх. Только удовлетворив потребности 1-ого уровня, человек может перейти ко 2-му и т.д.

В пирамиде Маслоу пять укрупненных уровней:

1. Физиологические потребности (сон, воздух, голод, жажда);

2. Потребности в безопасности (защищенность, стабильность);

3. Социальные потребности (общение, дружба, любовь);

4. Престижные потребности (карьера, успех, авторитет);

5. Духовные потребности (знания, искусство, самореализация).

II. Теория Альдерфера говорит о том, что людьми движут три основные потребности:

1. Потребность существования (физиологические потребности, безопасность);

2. Потребность связи (принадлежность, причастность, общение);

3. Потребность роста (самореализация, творчество). Движение по уровням потребностей здесь уже может происходить в обе стороны: и снизу вверх, и сверху вниз.

III. Теория МакКлелланда делает упор на трех потребностях высших уровней:

1. Потребность в причастности;

2. Потребность во власти;

3. Потребность в успехе.

IV. Теория двух факторов Герцберга предполагает наличие 2 групп факторов влияющих на мотивацию работников:

1. Гигиенические факторы (удерживающие на работе) – условия труда, размер зарплаты, взаимоотношения с коллегами и начальником;

2. Факторы-мотиваторы (побуждающие к работе) – карьерный рост, возможность самореализации, признание заслуг.

Краткое описание основных содержательных теорий мотиваций

Основа теории

Критика теории

Защита теории

Иерархия потребностей А. Маслоу

Разделение всех человеческих потребностей на пять иерархических групп. Необходимость последовательного удовлетворения потребностей (сначала низший уровень, потом высший)

Не учитывается индивидуальность, слишком строгая иерархия, слишком низкое влияние высшей группы потребностей

Группировка потребностей, выделение первичных и вторичных потребностей. Как основа для дальнейших исследований

Теория ERG К. Альдерфера

Выделение трёх иерархических групп потребностей, причём движение возможно как от низших потребностей к высшим («фрустрация») и от высших к низшим («регрессия»)

Слишком высокий уровень обобщения

Является не такой жёсткой как теория А. Маслоу

Теория социальных потребностей Д. Мак–Клелланда

Введение трёх уровней потребностей (власти, успеха, причастности)

Выступает в качестве дополнением к теории А. Маслоу

Учитывается индивидуальность человека

Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Выделение двух групп факторов оказывающих влияние на мотивацию к труду (гигиенических – отрицательное влияние и мотиваций – положительное влияние)

Специфика и узость опрошенного контингента

Подробно рассмотрены факторы, которые могут оказать положительное и отрицательное влияние на мотивацию к труду

  Содержательные теории мотивации

Содержательные теории особое внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. К ним относятся теорияиерархии потребностей А. Маслоу,теория приобретенных потребностей МакКлелланда,двухфакторная теория Герцбергаи некоторые другие.

В своей основе содержательные теории близки друг к другу. Основное их отличие состоит в отношении к первичным (по Маслоу) потребностям. МакКлелланд считал, что, как правило, эти потребности в сегодняшней ситуации уже удовлетворены, а Герцберг полагал, что они существенны только в том случае, когда несправедливо реализованы. Что касается вторичных потребностей (высших уровней мотивации), то, несмотря на различия в формулировках, все три автора содержательных теорий сходились во мнении, что они активно воздействуют на поведение человека.

Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует.

studfiles.net

Мотивация трудовой деятельности.Тест Синергия

Сдано на 67баллов в 2017г.! Верно 20 из 30 Скриншот с отметкой прилагается к работе. Ответы выделены цветом в Worde.

Для мотивации персонала особенно важное значение имеют такие параметры ситуации, как организационная форма компании ситуация на рынке труда, уровень его оплаты организационная культура наличие профсоюза и органов производственной демократии положение организации, ее имидж размеры капитализации компании

... стимулы - это стимулы, не требующие инвестиций компании, но оказывающие влияние на социально-психологический климат в организации Нематериальные Административно-организационные Социальные Функциональные

По типологии В.И. Герчикова для хозяйского типа является свойственным ... стремление к минимизации усилий интерес к цене труда, а не его содержанию интерес к содержанию работы важность общественного признания участия в успехе добровольное принятие на себя ответственности

Создателем мотивационно - гигиенической теории является ... Д. МакГрегор А. Маслоу О. Герцберг В. Врума

Делегирование задач и полномочий характерно для ... метода морально-психологического организационного экономического

В компенсационный пакет, в частности, входит ... заработная плата нематериальные блага характер собственности компании престижность работы, связанная с положением организации, ее имиджем средства, отчисляемые в соответствии с законодательством в пенсионный фонд

Потеря готовности к сотрудничеству, как стадия потери интереса к труду характеризуется ... подчеркиванием работником границ своих обязанностей и сужение их до минимума раздражением работника., вызванным разноречивыми указаниями руководителя и неопределенностью ситуации. Поведение работника приобретает демонстративные черты тем, что работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится

В теории В.И. Герчикова на содержание работы и на выполнения трудных заданий ориентирован ... тип люмпенизированный профессиональный хозяйственный патриотический инструментальный

... - это процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению целей фирмы и личных целей Организация Мотивация Управление

Работодатель «открывает» информацию по заработной плате сотрудников организации ... при заполнении всех вакансий в организации и потенциальной угрозе конфликтов В случае проведения забастовки сотрудников для устранения конфликта по просьбе ключевых партнеров в отрасли в условиях сложного внешнего окружения для снижения конкуренции

Автор делает вывод о том, что результативный труд ведет к удовлетворению в ... теории ERG К. Альдерфера теории мотивации /Шортера - Э. Лоулера теории постановки целей Э. Локка двухфакторной модели Ф. Герцберга

В теории В.И. Герчикова стремится к минимизации усилий и ориентирован на низкую оплату, при условии, что другие не получают больше... тип профессиональный инструментальный хозяйственный патриотический люмпенизированный

В теории ... описаны типы и поведение руководителей организации постановки целей Э. Локка мотивации Л.Портера - Э. Лоулера «X» и «У» Д. МакГрегора справедливости С. Адамса

Автором теории справедливости (равенства) является ... В. Врум С. Адамс К. Альдерфер О. Герцберг

Дифференциация персонала - это ... выделение персонала с различной мотивацией выделение уровней управления компанией  выделение персонала с различным позиционированием на рынке труда определение разрядов должностей

Комплексная система применяемых инструментов способов воздействия на работающий персонал для обеспечения достижения целей мотивационной политики - это ... система оплаты труда система мотивации мотивационный механизм

Разработка систем мотивации сотрудников входит в круг обязанностей ... специалиста по развитию инспектора по учетно-денежному распределению специалиста по поиску и подбору специалиста по работе с социальными программами

Постоянная часть денежного вознаграждения сотрудника - это ... базовый оклад, надбавки и доплаты базовый оклад, премии заработная плата по штатному расписанию

К источникам информации о рынке труда относятся публикации в прессе маркетинговые исследования рынка общественные организации и объединения обзоры заработных плат данные кадровых агентств государственные структуры

Вознаграждение - это ... мотив, заставляющий человека действовать все. что работник считает для себя ценным средство удовлетворения потребности цель, к достижению которой стремится человек награда в виде повышения в должности

Обычно первоначальное вознаграждение специалиста ... составляет от 70% от среднего оклада составляет от 50% среднего оклада выплачивается 100%т.к. занижение является незаконным

В алгоритм формирования переменной части оплаты труда входит ... установление диапазона премирования установление средних значений вилки заработной платы определение структуры переменных выплат связь системы оценки и системы премирования формирование шкалы премирования определение бонда премирования

По мнению А. Маслоу относятся к группе «первичных» относятся ... социальные потребности потребности в признании и уважении потребности в самовыражении витальные (физиологические) потребности

Премиальную форму оплаты труда надо использовать ... по юридическим требованиям на всем протяжении работы сотрудника в организации   для того чтобы приобрести квалифицированных рабочих периодически

В структуру компенсационного пакета входит ... программа кадрового резерва- минимальный и максимальный размер переменной част/ оплаты труда, различные виды премий и периодичность выплат система дополнительных льгот оклад согласно грейду опцион, премия в виде участия в прибыли (распределение прибыли не только по топ-менеджерам, но и по рядовым сотрудникам), список полагающихся льгот (фиксированных или на выбор) участие в программах признания заслуг и управления карьерой

Внешняя оболочка мотивации называется ... мотивирование поощрение стимулирование порицание

По мнения Э. Локка к высоким результатам приводит ... ясность и определенность целей способности и уровень интеллекта работника недостижимость целей расплывчатость и неоднозначность целей

К этапам диагностики системы мотивации относится ... проведение внутренних и внешних исследований анализ системы управлений персоналом анализ состояния рынка труда изучение существующих в организации методов, форм и элементов мотивации

Исследование состояния системы управления персоналом включает в себя ... установление взаимосвязи стратегии мотивации со стратегией компании и стратегией управления персоналом определение структуры мотивации и оплаты труда выявление удовлетворенности персонала определение готовности компании к изменения определение мотивационной структуры персонала определение положения компании на рынке

В структуру заработной платы в соответствии с законодательством входит ... базовая оплата труда и неэкономическое вознаграждение основная (постоянная) часть заработной платы и переменная часть заработной платы (компенсационные и стимулирующие выплаты) основная оплата труда (базовая зарплата), дополнительная оплата (побудительные выплаты., премии, бонусы) и социальные выплаты или льготы (бенефиты)

testsinergiya.kupikupi.org

Различные теории мотивации, понятие мотивации

Перед тем как приступить к рассмотрению теорий, определим значение слова мотивация.

Мотивация – один из процессов психологии, подталкивающий человека к совершению действий. Мотивация является главным фактором в создании поведения и направлена на удовлетворение собственных потребностей.Проще говоря, мотивация это двигатель к действию.

На сегодняшний день их насчитано несколько десятков.

Существуют мотивации разных видов:
  • внешняя;
  • внутренняя;
  • положительная и отрицательная;
  •  а также устойчивая и неустойчивая.

Внешняя мотивация определяется внешними факторами. К примеру, знакомые поехали за границу, и человек начинает копить средства на поездку.

Внутренняя мотивация зарождается независимо от внешних факторов. Например, человек давно хотел поехать за границу, исходя из своих личных соображений.

Положительная основывается на позитивных стимулах. Например, «получу хорошую отметку в школе, родители подарят велосипед».

Отрицательная, напротив, основана на стимулах негативных. Например, «если буду плохо учиться, родители ничего не подарят».

Устойчивая мотивация обусловлена нуждами человека. К примеру, утолить жажду и чувство голода.

Неустойчивая нуждается в постоянной поддержке извне.

Мотивационные основы часто используются в организациях с целью стимулирования персонала к работе.

Итак, рассмотрим наиболее популярные.

Одними из первых стали теория автомата и теория принятия решений.

Теория автомата объясняет поведение животных, а теория принятия решений — поведение людей. При более подробном изучении этих теорий, психологи пришли к выводу, что животные и люди довольно схожи в эмоциональном плане, формах поведения, инстинктах и потребностях.

Успехом пользуется теория мотивации Маслоу.

На основании того, что все люди нуждаются в определенных вещах, психолог из Америки Абрахам Маслоу выявил шесть уровней потребностей человека. Причем каждый уровень, который следует ниже предыдущего, зарождает мотивацию на более высоком уровне. Рассмотрим их, начиная с самого низшего.

  • Первый уровень – Физиологический. Это первичные потребности человека, такие как еда, доход, комфорт;
  • Второй уровень – уровень безопасности. Потребность защищать себя от недоброжелателей, вреда и прочих лишений;
  • Третий уровень — Любовь и чувство принадлежности. Выражается в желании быть кому-то нужным: создать семью, завести друзей, коллег по работе;
  • Четвертый уровень — Достаток, почёт. Отнесем сюда признание общества, статус, похвалу;
  • Пятый уровень — Уровень знаний. Проявляется любопытство и интерес к новому;
  • Шестой уровень – Самореализация. Это потребность в раскрытии своего творческого потенциала.

Иерархия уровней Маслоу показывает, что пока человек не добьется чувства удовлетворения первых уровней, не возникнет мотивации переходить на следующие. Причем в физиологическом уровне и уровне безопасности, мы нуждаемся сильнее остальных, так как от них напрямую зависит процесс жизнедеятельности.

Теория К. Альдерфера схожа с теорией А. Маслоу. Альдерфер также разбивает потребности по группам, расставляя их в иерархическом порядке, но делит всего на три уровня: существования, связи и роста.

Уровень существования подразумевает потребность в выживании, уровень связи – в обособленности, а роста – в готовности к обучению и познанию нового. Вспомним как Маслоу в своей теории предусмотрел движение в иерархии потребностей снизу вверх; здесь же движение может двигаться в обе стороны: если не удовлетворена потребность низшего уровня, то вверх, а если не удовлетворена потребность высшего уровня, то вниз. Тем не менее, теория Альдерфера включает в себя и движение в оба направления, что дает шансы выявить в поведении человека новые возможности мотивации.

Однако в 1959 году входе своих исследований Фредерик Герцберг опроверг тот факт, что удовлетворение потребностей усиливает мотивацию к действиям. Он утверждал обратное — в зависимости от мотивирования человека, его настрой и эмоциональное состояние колеблется в сторону удовлетворенности либо недовольства своими действиями. Теория Герцберга выделяет две группы, которые влияют на удовлетворенность человека своей работой — гигиенические и мотивирующие факторы.

Гигиенические (по другому их называют факторы «здоровья») включают в себя безопасность, статус, правила, отношение коллектива, режим работы, распорядок рабочего дня и т.п. Такие условия способны снизить чувство недовольства работой.

Мотивирующие или удовлетворяющие факторы. Ими могут быть ответственность, достижения, признание, карьерный рост. Ведь именно эти причины побуждают работников выкладываться по полной.

Но многие ученые не поддержали вышеизложенную теорию, находя ее недостаточно обоснованной. Теория Герцберга не учла ряд моментов, которые могут меняться в зависимости от той или иной ситуации.

Приняв во внимание все аспекты, были созданы процессуальные теории мотивации, где помимо потребностей учитывается: какие усилия человек прилагает для достижения цели, восприятие ситуации и предпринятые действия.

В современной управленческой деятельности наиболее популярны четыре процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория равенства и справедливости, теория постановки целей, теория стимулирования Теория ожидания (К. Левина, Э.Лоулера. В.Врума и др.)

Включает в себя ряд ожидаемых обстоятельств: ожидание того, что итоговый результат стоит затраченных усилий, ожидание вознаграждения за достигнутую цель, а также ожидание именно того размера вознаграждения, на который человек рассчитывал с самого начала, т.е. который бы соответствовал ожидаемому.

Теория равенства и справедливости Стейси Адамса.

Говорит о том, что в рабочем процессе человек сравнивает свой труд и полученную за него плату с теми же факторами других работников. Проведя сравнительную характеристику, человек формирует уровень своей дальнейшей самоотдачи. В случае вознаграждения, не соответствующего ожиданиям, он будет вкладывать меньше усилий в рабочий процесс; если же вознаграждение достойное, значит, труд оправдан, и вероятность того, что он готов работать с удвоенной силой, возрастает.

Теория постановки целей.

Человеческое поведение напрямую зависит от целей, к которым он стремится. Отметим, что качество работы зависит также от уровня ее сложности, специфики и приемлемости.

Моральная обращена к признанию обществом. Например, получив за хорошую работу грамоту, человек с удвоенной силой приступит к работе, рассчитывая заполучить статус лучшего работника. Это и будет являться моральным стимулированием.

Материальная, пожалуй, самая важная часть в мотивации, которая направлена на материальное поощрение сотрудника.

Итак, выше были представлены самые главенствующие из теорий, но проведем краткий обзор еще трех деятелей, которые играют немаловажную роль в данной области.

А.Н. Леонтьев выделил две главные величины для мотивации — побуждение и смыслообразование.

Г. Мюррей решил, что в корне всего лежит два понятия — потребность со стороны личности и давление внешнего.

Д. Макклелланда поставил в основу своей теории три группы потребностей:

во власти, в успехе и причастности. Сопоставив компоненты нужды в уважении и самовыражении, психолог ввел новую производную — потребность во власти.

На основе вышеизложенного придем к заключению, что мотивация человека достаточно сложная система, у истоков которой как психофизиологические, так и остросоциальные элементы. Все это стоит учитывать при проведении анализа того или иного индивида.

wikigrowth.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>