Создатель сикстинской мадонны


Загадка Сикстинской Мадонны

Загадка Сикстинской Мадонны

«Сикстинская Мадонна» – главная алтарная картина мира. Но кто послужил моделью великому Рафаэлю, оставалось тайной до XIX века. Имя натурщицы забылось. А может, было забыто специально? Ведь под кистью Рафаэля она явила миру лик Мадонны. Однако сама Маргарита Лути никогда не блистала святостью.

…Папаша Лути уцепился за дверь траттории и замахнулся на дочь: «Убирайся, деревенская блудница!» Маргарита отскочила, уклоняясь от удара отца. Что связываться с пьяным?

Было время, когда синьор Лути снабжал свежевыпеченным хлебом всю округу, но после смерти жены пристрастился к выпивке. В конце концов пекарня перестала приносить доход. Так что красавица Маргарита оказалась бесприданницей. Три года сидела на выданье, и только в начале этого 1514 года, когда ей исполнилось восемнадцать (последний срок, когда, по деревенским меркам, девушка могла выйти замуж), отец сбыл ее с рук, хуже того – продал за 50 дукатов. Ее, красавицу и умницу, – невежественному пастуху-грубияну Томазо Чинелли, который пасет скот местного богача синьора Киджи. До свадьбы было еще несколько месяцев, но жених, не дожидаясь колоколов, уже воспользовался всеми правами мужа. Маргарита стерпела – думала, это судьба. Но ошиблась…

В то утро она спряталась от приставаний Томазо в роще на берегу реки. Неожиданно со стороны виллы Киджи подошли двое. Один – высокий, черноволосый, одетый с изысканной небрежностью, но видно, что у лучшего портного. Сразу понятно: богач и модник. Второй – почти мальчик в мятой, забрызганной красками рубашке. Тоже ясно – подмастерье.

«Разве вы не будете заканчивать фрески, мастер?» – почтительно поинтересовался мальчишка. «Мне не с кого писать здесь Психею!» – махнул рукой его изысканный спутник. Он повернулся, и Маргарита узнала художника из Рима, которого банкир Киджи пригласил расписывать свою роскошную виллу. Кажется, его зовут Рафаэль Санти. Ему 31 год. Он слывет виртуозом кисти и любимцем папы римского. Но всем этим баловням судьбы лучше не попадаться на глаза. Маргарита попыталась тихонько скрыться, но сухие ветки затрещали под ногами. Миг – и противный мальчишка-подмастерье уже вытащил ее, смущенную и оробевшую, прямо пред взоры столичного мастера. Яркий солнечный луч ударил Маргарите в глаза. Она ничего не разглядела, кроме изумительного мужского лица, сквозь которое на нее светило солнце…

Рафаэль Санти

«Кто ты – нимфа или богиня?» – восхищенно ахнул Рафаэль. «Я всего лишь дочь булочника, синьор!» – зарделась Маргарита. «Выходит, ты – Форнарина, то бишь юная булочница! Впрочем, нет! Ты – Психея. И тебя послала мне Мадонна, чтобы я мог закончить фреску. Я ведь живописец из Рима. Ты бывала в Риме, красавица?»

Рим… Столица… Вечный город… Маргарита совсем смутилась. Ну кто бы мог предположить, что Рафаэль действительно возьмет ее с собой и она увидит Рим?..

Поразительно, но это чудо случилось. Поначалу, правда, отец запретил Маргарите позировать художнику. Кричал, чуть не драться кинулся. Но Рафаэль сумел его уговорить. Он вообще со всеми умел договариваться. Вот и папаша Лути притих, едва Рафаэль вытащил кошелек. Да и женишок Томазо отстал, пересчитав свою долю. В общей сложности Рафаэль выложил «родственничкам» за Форнарину 3 тысячи дукатов. Это же какие деньги!..

Сикстинская Мадонна 1513–1514

Рим встретил Маргариту соблазнами большого города. Рафаэль снял своей красавице прекрасный дом, накупил модных нарядов и драгоценностей. Сам приходил чуть не каждый день, приносил подарки и красиво объяснялся в любви. Но о свадьбе не заикался. Маргарита понимала: сколь ни сильна любовь, на таких, как она, не женятся. Иногда она думала: может, лучше было бы остаться дома и выйти замуж за пастуха Томазо? Тогда она была бы почтенной женщиной. Но не знала бы любви. А за любовь Рафаэля Маргарита была готова на все – даже на то, что ее считают падшей.

Впрочем, в блистательном Риме таких, как она, величали «по-благородному» – куртизанками. Хотя, как ни назови, суть не изменится. Конечно, многочисленные друзья, которых Рафаэль приводил к ней, дабы погордиться красотой новой пассии, улыбались Маргарите и даже целовали ручки, но в свои почтенные дома не приглашали никогда. Однако быстро нашлись и иные знакомые: почуяв легкую добычу, в дом к «новенькой» потянулись искатели любовных радостей. И никто не понимал, отчего красавица не принимает ничьих ухаживаний.

Ну как объяснить им, что для нее ярче всех увеселений тихие вечера, проведенные с Рафаэлем? А тот все чаще приходит к ней с кистями и красками. Ему нравится рисовать возлюбленную. В конце концов, художник устроил в ее доме настоящую мастерскую.

Рисуя, Рафаэль рассказывал о себе. Маргарита узнала, что родился он в Урбино в Страстную пятницу 6 апреля 1483 года. Его отец, Джованни деи Санти, был придворным живописцем герцога Урбинского. И сама герцогиня Елизавета Гонзага покровительствовала мальчику.

Теперь Рафаэль – известнейший живописец. Знатнейшие заказчицы роем вьются вокруг, но Рафаэль рисует ее – Маргариту. О чем же еще мечтать? Может, только о том, чтобы он не комкал ее портреты, смеясь: «Я на тебе учусь».

Разве Маргарита не понимает, что ему нечему учиться? Ведь он и так волшебник кисти. Но Маргарита понимает и другое: портрет куртизанки не повесишь в гостиной почтенного дома. Вот он и летит в мусорную корзину.

Но однажды, придя к Маргарите, Рафаэль долго смотрел на возлюбленную и вдруг сказал: «Я пишу для собора в Болонье «Святую Цецилию» и слева от нее хочу изобразить тебя как Марию Магдалину».

Мария Магдалина – куртизанка времен Христа. Маргарита стиснула зубы. Конечно, кого же еще с нее писать?..

Но весной 1515 года Рафаэль ворвался, загадочно блестя глазами: «Монахи из монастыря Святого Сикста заказали мне алтарную картину – Мадонну с Младенцем. Слева на картине я напишу покойного папу Сикста, справа – красавицу святую Варвару. А внизу – двух маленьких ангелочков». – «И кого ты будешь писать с меня – ангелочка?» – тихо осведомилась Маргарита. «Мадонну!» – выдохнул Рафаэль.

Маргарита в ужасе уцепилась за край стола: «Я не могу быть Мадонной! Я грешница! Я знаю, как страшна жизнь…» Рафаэль жестко вскинул глаза: «Именно так! Ты видишь, как страшен мир, но тебе придется принести в него самое дорогое – свое дитя… Вдохни глубже, Маргарита! Этому миру не нужна глупая девчонка, не ведающая, что творит. Этому миру нужна героиня…»

Маргарита решила стать достойной своего возлюбленного. Понимая, что при всей красоте она всего лишь «деревенщина», девушка начала учиться правописанию и счету, танцам и хорошим манерам. Теперь она могла играть на лютне, сочинять стихи и писать вполне литературные «куртуазные записки» возлюбленному. Она старалась, как могла. Но осенью 1519 года по Риму поползли слухи: кардинал Биббиена хочет выдать за Рафаэля племянницу – Марию Довици. Биббиена всегда покровительствовал Рафаэлю, поручил написать собственный портрет, подыскивал новые заказы. Теперь он обещал похлопотать за художника перед папой Львом X, чтобы тот за особые заслуги перед Ватиканом пожаловал Рафаэлю кардинальскую шапку.

От такой новости Маргарита похолодела. Она прекрасно понимала, что если Рафаэль откажет кардиналу, то рискует остаться без выгодных заказов. А ведь художник еще с детских лет при урбинском дворе привык жить на широкую ногу, как богатый вельможа.

«И когда же помолвка?» – чуть слышно прошептала она. «Через четыре года. А за это время все может случиться! – беспечно улыбнулся Рафаэль. – К тому же если я выполню заказы папы Льва X, то перестану оглядываться на Биббиену».

Теперь Рафаэль трудился по 20 часов в день. Но ведь такая работа – на износ. Однажды он ввалился в дом к возлюбленной в настоящей лихорадке. Что-то бормотал всю ночь. Утром Маргарита попыталась его удержать, но он вырвался. Кричал, что срочно должен закончить картоны для новой фрески. Хлопнул дверью и ушел. А на другой день чуть свет прибежал его верный ученик Бавьеро. Задыхаясь, закричал с порога: «Маэстро при смерти!»

Маргарита в чем была кинулась к Рафаэлю. Тот, бедняга, еле дышал. Лекари не нашли лучшего средства, как пустить ему кровь. Ему – и до того вымотанному работой и лихорадкой!.. Через пару часов прибыл кардинал-исповедник из Ватикана. Презрительно покосился на Маргариту, сидевшую у постели возлюбленного, держа его за руку, и процедил: «Я не могу передать благословение святейшего папы в присутствии этой женщины. Она – не венчанная жена!»

Художник с усилием разлепил веки и прошептал: «Нас венчала жизнь. И Бог не был против…» Кардиналу пришлось исповедовать Рафаэля в присутствии Маргариты. Уходя, он бросил: «Святой художник и падшая женщина! Создатель Мадонны и блудница!» Как будто этот надутый индюк не знал, что именно она, блудница, и была рафаэлевской Мадонной…

Наутро, в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года, Рафаэля Санти не стало. Ровно через 37 лет, день в день, как он родился. Говорят, тот, кто умер в день рождения, прямиком попадает в рай.

Присутствовать на похоронах Маргарите не разрешили. Тогда она надела то самое наголовное покрывало, в котором позировала для «Сикстинской Мадонны», и пошла в близлежащую церковь. Разве Мадонна не услышит ее повсюду?..

Через день прибыл поверенный. Оказалось, Рафаэль отписал возлюбленной приличное состояние. Ничуть не стесняясь похорон, в дом Маргариты повалили многочисленные поклонники, соболезнуя и пылко интересуясь: кого теперь выберет в покровители эта донна – прелестная и к тому же весьма обеспеченная? О, Маргарите даже сделали пару предложений! Ей – презренной куртизанке…

Маргарита не выбрала ни одного из щеголей. Она приняла ухаживания своего земляка, синьора Киджи, давнего друга Рафаэля. Но синьор был стар и в одночасье умер. И Рим снова всколыхнулся слухами: «Эта женщина угробила и синьора Киджи! Может, она – вампир?»

Вот тогда-то Маргарита и укрылась в стенах небольшого монастыря – подальше от ненавистного Рима. Ехала в смятении: а вдруг ее, блудницу, не примут? Но оказалось, при ее теперешних деньгах матери настоятельнице все равно, кем она была. Маргарита постриглась в монахини и приняла новое имя. Впрочем, имя было привычным – она стала МАРИЕЙ.

Следующая глава

history.wikireading.ru

Загадка Сикстинской Мадонны | Таинственная игра красок | Читать онлайн, без регистрации

Загадка Сикстинской Мадонны

«Сикстинская Мадонна» – главная алтарная картина мира. Но кто послужил моделью великому Рафаэлю, оставалось тайной до XIX века. Имя натурщицы забылось. А может, было забыто специально? Ведь под кистью Рафаэля она явила миру лик Мадонны. Однако сама Маргарита Лути никогда не блистала святостью.

…Папаша Лути уцепился за дверь траттории и замахнулся на дочь: «Убирайся, деревенская блудница!» Маргарита отскочила, уклоняясь от удара отца. Что связываться с пьяным?

Было время, когда синьор Лути снабжал свежевыпеченным хлебом всю округу, но после смерти жены пристрастился к выпивке. В конце концов пекарня перестала приносить доход. Так что красавица Маргарита оказалась бесприданницей. Три года сидела на выданье, и только в начале этого 1514 года, когда ей исполнилось восемнадцать (последний срок, когда, по деревенским меркам, девушка могла выйти замуж), отец сбыл ее с рук, хуже того – продал за 50 дукатов. Ее, красавицу и умницу, – невежественному пастуху-грубияну Томазо Чинелли, который пасет скот местного богача синьора Киджи. До свадьбы было еще несколько месяцев, но жених, не дожидаясь колоколов, уже воспользовался всеми правами мужа. Маргарита стерпела – думала, это судьба. Но ошиблась…

В то утро она спряталась от приставаний Томазо в роще на берегу реки. Неожиданно со стороны виллы Киджи подошли двое. Один – высокий, черноволосый, одетый с изысканной небрежностью, но видно, что у лучшего портного. Сразу понятно: богач и модник. Второй – почти мальчик в мятой, забрызганной красками рубашке. Тоже ясно – подмастерье.

«Разве вы не будете заканчивать фрески, мастер?» – почтительно поинтересовался мальчишка. «Мне не с кого писать здесь Психею!» – махнул рукой его изысканный спутник. Он повернулся, и Маргарита узнала художника из Рима, которого банкир Киджи пригласил расписывать свою роскошную виллу. Кажется, его зовут Рафаэль Санти. Ему 31 год. Он слывет виртуозом кисти и любимцем папы римского. Но всем этим баловням судьбы лучше не попадаться на глаза. Маргарита попыталась тихонько скрыться, но сухие ветки затрещали под ногами. Миг – и противный мальчишка-подмастерье уже вытащил ее, смущенную и оробевшую, прямо пред взоры столичного мастера. Яркий солнечный луч ударил Маргарите в глаза. Она ничего не разглядела, кроме изумительного мужского лица, сквозь которое на нее светило солнце…

«Кто ты – нимфа или богиня?» – восхищенно ахнул Рафаэль. «Я всего лишь дочь булочника, синьор!» – зарделась Маргарита. «Выходит, ты – Форнарина, то бишь юная булочница! Впрочем, нет! Ты – Психея. И тебя послала мне Мадонна, чтобы я мог закончить фреску. Я ведь живописец из Рима. Ты бывала в Риме, красавица?»

Рим… Столица… Вечный город… Маргарита совсем смутилась. Ну кто бы мог предположить, что Рафаэль действительно возьмет ее с собой и она увидит Рим?..

Поразительно, но это чудо случилось. Поначалу, правда, отец запретил Маргарите позировать художнику. Кричал, чуть не драться кинулся. Но Рафаэль сумел его уговорить. Он вообще со всеми умел договариваться. Вот и папаша Лути притих, едва Рафаэль вытащил кошелек. Да и женишок Томазо отстал, пересчитав свою долю. В общей сложности Рафаэль выложил «родственничкам» за Форнарину 3 тысячи дукатов. Это же какие деньги!..

Рим встретил Маргариту соблазнами большого города. Рафаэль снял своей красавице прекрасный дом, накупил модных нарядов и драгоценностей. Сам приходил чуть не каждый день, приносил подарки и красиво объяснялся в любви. Но о свадьбе не заикался. Маргарита понимала: сколь ни сильна любовь, на таких, как она, не женятся. Иногда она думала: может, лучше было бы остаться дома и выйти замуж за пастуха Томазо? Тогда она была бы почтенной женщиной. Но не знала бы любви. А за любовь Рафаэля Маргарита была готова на все – даже на то, что ее считают падшей.

Впрочем, в блистательном Риме таких, как она, величали «по-благородному» – куртизанками. Хотя, как ни назови, суть не изменится. Конечно, многочисленные друзья, которых Рафаэль приводил к ней, дабы погордиться красотой новой пассии, улыбались Маргарите и даже целовали ручки, но в свои почтенные дома не приглашали никогда. Однако быстро нашлись и иные знакомые: почуяв легкую добычу, в дом к «новенькой» потянулись искатели любовных радостей. И никто не понимал, отчего красавица не принимает ничьих ухаживаний.

Ну как объяснить им, что для нее ярче всех увеселений тихие вечера, проведенные с Рафаэлем? А тот все чаще приходит к ней с кистями и красками. Ему нравится рисовать возлюбленную. В конце концов, художник устроил в ее доме настоящую мастерскую.

Рисуя, Рафаэль рассказывал о себе. Маргарита узнала, что родился он в Урбино в Страстную пятницу 6 апреля 1483 года. Его отец, Джованни деи Санти, был придворным живописцем герцога Урбинского. И сама герцогиня Елизавета Гонзага покровительствовала мальчику.

Теперь Рафаэль – известнейший живописец. Знатнейшие заказчицы роем вьются вокруг, но Рафаэль рисует ее – Маргариту. О чем же еще мечтать? Может, только о том, чтобы он не комкал ее портреты, смеясь: «Я на тебе учусь».

Разве Маргарита не понимает, что ему нечему учиться? Ведь он и так волшебник кисти. Но Маргарита понимает и другое: портрет куртизанки не повесишь в гостиной почтенного дома. Вот он и летит в мусорную корзину.

Но однажды, придя к Маргарите, Рафаэль долго смотрел на возлюбленную и вдруг сказал: «Я пишу для собора в Болонье «Святую Цецилию» и слева от нее хочу изобразить тебя как Марию Магдалину».

Мария Магдалина – куртизанка времен Христа. Маргарита стиснула зубы. Конечно, кого же еще с нее писать?..

Но весной 1515 года Рафаэль ворвался, загадочно блестя глазами: «Монахи из монастыря Святого Сикста заказали мне алтарную картину – Мадонну с Младенцем. Слева на картине я напишу покойного папу Сикста, справа – красавицу святую Варвару. А внизу – двух маленьких ангелочков». – «И кого ты будешь писать с меня – ангелочка?» – тихо осведомилась Маргарита. «Мадонну!» – выдохнул Рафаэль.

Маргарита в ужасе уцепилась за край стола: «Я не могу быть Мадонной! Я грешница! Я знаю, как страшна жизнь…» Рафаэль жестко вскинул глаза: «Именно так! Ты видишь, как страшен мир, но тебе придется принести в него самое дорогое – свое дитя… Вдохни глубже, Маргарита! Этому миру не нужна глупая девчонка, не ведающая, что творит. Этому миру нужна героиня…»

Маргарита решила стать достойной своего возлюбленного. Понимая, что при всей красоте она всего лишь «деревенщина», девушка начала учиться правописанию и счету, танцам и хорошим манерам. Теперь она могла играть на лютне, сочинять стихи и писать вполне литературные «куртуазные записки» возлюбленному. Она старалась, как могла. Но осенью 1519 года по Риму поползли слухи: кардинал Биббиена хочет выдать за Рафаэля племянницу – Марию Довици. Биббиена всегда покровительствовал Рафаэлю, поручил написать собственный портрет, подыскивал новые заказы. Теперь он обещал похлопотать за художника перед папой Львом X, чтобы тот за особые заслуги перед Ватиканом пожаловал Рафаэлю кардинальскую шапку.

От такой новости Маргарита похолодела. Она прекрасно понимала, что если Рафаэль откажет кардиналу, то рискует остаться без выгодных заказов. А ведь художник еще с детских лет при урбинском дворе привык жить на широкую ногу, как богатый вельможа.

«И когда же помолвка?» – чуть слышно прошептала она. «Через четыре года. А за это время все может случиться! – беспечно улыбнулся Рафаэль. – К тому же если я выполню заказы папы Льва X, то перестану оглядываться на Биббиену».

Теперь Рафаэль трудился по 20 часов в день. Но ведь такая работа – на износ. Однажды он ввалился в дом к возлюбленной в настоящей лихорадке. Что-то бормотал всю ночь. Утром Маргарита попыталась его удержать, но он вырвался. Кричал, что срочно должен закончить картоны для новой фрески. Хлопнул дверью и ушел. А на другой день чуть свет прибежал его верный ученик Бавьеро. Задыхаясь, закричал с порога: «Маэстро при смерти!»

Маргарита в чем была кинулась к Рафаэлю. Тот, бедняга, еле дышал. Лекари не нашли лучшего средства, как пустить ему кровь. Ему – и до того вымотанному работой и лихорадкой!.. Через пару часов прибыл кардинал-исповедник из Ватикана. Презрительно покосился на Маргариту, сидевшую у постели возлюбленного, держа его за руку, и процедил: «Я не могу передать благословение святейшего папы в присутствии этой женщины. Она – не венчанная жена!»

Художник с усилием разлепил веки и прошептал: «Нас венчала жизнь. И Бог не был против…» Кардиналу пришлось исповедовать Рафаэля в присутствии Маргариты. Уходя, он бросил: «Святой художник и падшая женщина! Создатель Мадонны и блудница!» Как будто этот надутый индюк не знал, что именно она, блудница, и была рафаэлевской Мадонной…

Наутро, в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года, Рафаэля Санти не стало. Ровно через 37 лет, день в день, как он родился. Говорят, тот, кто умер в день рождения, прямиком попадает в рай.

Присутствовать на похоронах Маргарите не разрешили. Тогда она надела то самое наголовное покрывало, в котором позировала для «Сикстинской Мадонны», и пошла в близлежащую церковь. Разве Мадонна не услышит ее повсюду?..

Через день прибыл поверенный. Оказалось, Рафаэль отписал возлюбленной приличное состояние. Ничуть не стесняясь похорон, в дом Маргариты повалили многочисленные поклонники, соболезнуя и пылко интересуясь: кого теперь выберет в покровители эта донна – прелестная и к тому же весьма обеспеченная? О, Маргарите даже сделали пару предложений! Ей – презренной куртизанке…

Маргарита не выбрала ни одного из щеголей. Она приняла ухаживания своего земляка, синьора Киджи, давнего друга Рафаэля. Но синьор был стар и в одночасье умер. И Рим снова всколыхнулся слухами: «Эта женщина угробила и синьора Киджи! Может, она – вампир?»

Вот тогда-то Маргарита и укрылась в стенах небольшого монастыря – подальше от ненавистного Рима. Ехала в смятении: а вдруг ее, блудницу, не примут? Но оказалось, при ее теперешних деньгах матери настоятельнице все равно, кем она была. Маргарита постриглась в монахини и приняла новое имя. Впрочем, имя было привычным – она стала МАРИЕЙ.

velib.com

Кого изобразил Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны?

В католической церкви была разрешена религиозная живопись, в православии была признана иконопись с еще более жесткими рамками изображения.

В католическом искусстве зачастую отправной точкой для создания изображения Богородицы была внешность какой-либо женщины. Не стала здесь исключением и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, в чертах лица которой узнается не столько почитаемый христианами образ Богоматери, сколько запечатленная на полотне Маргарета Лути (Люти, Люччи).

Едва ли не впервые за историю изобразительного искусства эпохи Возрождения Богоматерь была изображена не в своем божественном облике. Обнаруживается полное несоответствие с общепринятыми изображениями Мадонны — подчеркнутая простота позы, фигуры, лица, одежд, прически, отсутствие обуви.

Кажется, что даже изображенные рядом с Мадонной папа Сикст II, в ногах которого находится папская тиара, символ духовной власти, и святая Варвара, одетая куда наряднее и роскошнее Богоматери, несколько удивлены ее человеческой беззащитностью, открытостью и совершенно земным видом крестьянской девушки. Нет на Сикстинской мадонне ни царского венца, ни роскошных одежд, не восседает она величественно на троне; даже по-детски распахнутые глаза Мадонны словно противопоставляются мудрому взгляду Младенца Христа.

Готовое полотно породило много споров в церковной среде, заказчики отказывали принять «Сикстинскую Мадонну», находя картину едва ли не еретической. С точки зрения католических священников, подобное изображение было греховно по сути своей, что, разумеется, не умалило его художественной ценности.

Дошедшие до наших дней сведения о Маргарете Лути весьма скудны и больше похожи на легенды. Ее отец был булочником, он переехал из Сиены в Рим вместе со своей семьей. И в Риме Рафаэль Санти встретил Маргарету. Во время знакомства Маргарета дала свое согласие позировать художнику для создания фрески «Амур и Психея». Молодые люди влюбились друг в друга, но ее отец был против их встреч. Тогда Рафаэль выкупил у булочника Маргарету, заплатив за свою прекрасную возлюбленную три тысячи золотых монет.

Двенадцать лет подряд (по другим источникам — шесть лет) Рафаэль и Маргарета жили вместе, она сопровождала его во всех поездках и была натурщицей для многих полотен великого живописца, помогая создавать ему образы Мадонн, святых и мифических красавиц. Современники подчеркивали, что Рафаэль не расставался с ней до самой своей смерти, не мог работать, если ее не было рядом.

Мнения исследователей по поводу жизнеописания Маргареты Лути совершенно противоположны. Одни утверждают, что она не отличалась верностью и зачастую обращала внимание как на заказчиков работ Рафаэля, так и на его учеников. Одна из известных сплетен также гласит, что Рафаэль умер в постели своей неверной возлюбленной от сердечного приступа.

Другие же, среди которых Павел Муратов, указывают на то, что это были возвышенные любовные отношения. Брак художника и дочери булочника запретил Ватикан и в надежде сделать Рафаэля придворным живописцем организовал его брак с племянницей одного из кардиналов, однако она была отвергнута Рафаэлем. Известен и тот факт, что рыдающую Маргарету удалили из комнаты умирающего Рафаэля, когда к нему прибыл папский посланник.

Судьба Маргареты Лути после смерти ее возлюбленного и покровителя также неясна. Злые языки утверждают, что она получила в наследство от Рафаэля большую сумму денег и стала известной всему Риму куртизанкой. Муратов утверждает, что Маргарета Лути ушла монастырь, о чем свидетельствует соответствующая запись, гласящая о пострижении в монахини «вдовы Рафаэля».

Но какова ни была бы судьба Маргареты Лути, в веках остался ее образ, созданный Рафаэлем и восхищающий своей простотой и красотой все новые и новые поколения. Теги: живописец, биографии, семейные ценности, женщина, художники, живопись, церковь, искусство, религия, история, любовь, Рафаэль

shkolazhizni.ru

Издательство Родная Ладога

\\ Искусство

Скоробогачева Е. А. (Москва)

«Сикстинская мадонна» Рафаэля

500 лет в истории и культуре

«Сикстинскую мадонну» Рафаэля Санти следует причислить к тем картинам, которые не только характеризуют конкретного автора, страну или эпоху, но занимают центральное место в мировой истории искусства на протяжении столетий. Создание знаменитого полотна и его жизнь в веках связаны с историческими процессами и событиями культуры. Его содержание приобретает вневременной философский смысл, что подтверждает и выставка «Сикстинская мадонна», посвященная 500-летию великой картины, открытая ныне в Дрезденской картинной галерее, известной также как Галерея старых мастеров.

Символично, что масштабная экспозиция представлена именно в Дрездене — городе, где столь многое свидетельствует об исторических и культурных взаимосвязях Европы: между Италией, Германией, Францией, Россией, Чехией. Можно обратиться к некоторым фактам. Первые упоминания о Дрездене в исторических хрониках относятся к 1206 году. Возникновение Картинной галереи в Дрездене связано с другой эпохой (начало XVIII века) и именем другого известного правителя — Августа II Сильного — курфюрста Саксонии, короля Польши, князя Литовского. Имя «Сильный» он получил за необыкновенную физическую силу, также его называли Геркулесом Саксонским и Аполлоном Саксонским. Курфюрст дружил с Царем России Петром I. Король Франции Людовик XIV был крестным отцом Августа Сильного. Как другие европейские монархи, так и глава Саксонии вел активное строительство, в утонченно-величественных архитектурных сооружениях создавая памятник своего времени.

Еще в молодости Август II, много путешествуя по Франции, Испании, Чехии, начал составлять свое собрание, в которое, наряду с драгоценностями, входили произведения изобразительного искусства. Единственным законным наследником Августа II Сильного стал его сын Август III, безвольный человек, унаследовавший от отца только одну страсть — собирательство картин. Он не жалел средств на их приобретение в Венеции, Болонье, Праге. Коллекция живописи продолжала пополняться, и 25 сентября 1855 года Дрезденская картинная галерея стала общедоступной для посещений, а шедевры ее собрания получили широкое мировое признание. «Сикстинская мадонна», одна из самых известных картин в наши дни, получила широкую известность лишь в XVIII веке, а мировое признание — в XIX столетии1, более чем через 300 лет после ее создания.

В 1512 году Рафаэлю был дан заказ: написать алтарный образ для бенедиктинского2 монастыря святого Сикста, Сан Систо по-итальянски, в Пьяченце. Название полотна связано также с тем, что главный алтарь монастырской церкви был посвящен святому Сиксту и святой Варваре, которых изобразил художник в картине по сторонам от Святой Девы Марии. Это поручение Рафаэль получил от папы Юлия II, для которого ранее, в 1508 году, выполнил свои знаменитые росписи станц3 Ватиканского дворца.

Можно предположить, что заказ был связан с присоединением Пьяченцы к Папской области. Кроме того, Юлию II этот небольшой северо-итальянский город напоминал о родстве с папой Сикстом IV, его дядей. Время начала работы художника над «Сикстинской Мадонной», 1512 год, — важен в истории Италии, так как ознаменован изгнанием французов из Болоньи.

Об этом на выставке косвенно напоминает другая картина Рафаэля — портрет «Папа Юлий II», созданный, предположительно, в 1511–1512 годах. В период его понтификата Северная Италия получила независимость от Франции, а одним из главных проектов стало строительство собора святого Петра в Риме на месте древней базилики, над чем работали ведущие архитекторы: при Юлии II — Браманте, позднее — Рафаэль, Перуцци, да Сангалло Младший, Микеланджело, Мадерно.

Данный портрет понтифика известен в нескольких вариантах. Внимания заслуживают детали картины. Декоративные желуди, оформляющие спинку кресла, являются символом рода Ровере (по-итальянски rovere — дуб), из которого происходил Юлий II. На портрете, что необычно, папа римский показан с бородой — знаком траура по потерянной Болонье. Только после того как французы были изгнаны из Северной Италии в 1512 году, что положило конец противостоянию двух стран, Юлий II сбрил бороду.

Еще в 1506 году в Ватикане, по его распоряжению, была создана Швейцарская гвардия, о чем напоминает представленный на выставке освященный парадный меч (Доменико де Сутри, около 1510 года). Гвардейцы охраняли папу римского и защищали Ватикан от французской армии короля Людовика XII, вторгшейся в Италию. Для обороны от французов была образована и Священная Лига, в которую входили Швейцария и Испания. Благодаря действиям союзников удалось освободить Северную Италию, и Юлий II из признательности швейцарцам, помимо прочего, освятил для них этот меч.

Примерно тогда же Рафаэль начинал работу над «Сикстинской Мадонной» и для этого отправился в Пьяченцу, расположенную примерно в 70 километрах к юго-востоку от Милана. Образ небольшого средневекового города на выставке помогает представить гравюра — план «La nobilissima citta di Piacenza» («Благороднейший город Пьяченца»). В монастыре святого Сикста, расположенном в северной части города около палаццо Мадама, была построена новая церковь, для алтаря которой предназначалась картина Рафаэля Санти, уже тогда одного из ведущих художников Италии, масштаб творчества которого заслуженно сравнивали с Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарротти.

О зарождении замысла «Сикстинской Мадонны» свидетельствуют на выставке несколько живописных и графических произведений, представленных в одном зале с самим шедевром. Здесь также показана картина современника Рафаэля Лоренцо ди Креди (1458–1537) «Мадонна на престоле, с предстоящими ей святыми» из собрания Дрезденской галереи. Это композиция на ту же тему, что и главное полотно выставки, но во многом контрастная ему по художественному решению.

К сюжету «Мадонна с Младенцем», одному из самых распространенных в итальянской живописи, Рафаэль обращался многократно. Сохранилось очень немного подготовительных рисунков художника к его картинам. «Сикстинская мадонна» стала одним из центральных произведений Рафаэля Санти, свидетельством расцвета его мастерства. К 1512 году художник уже завершил свое не менее известное произведение — «Афинская школа» — роспись в Станце делла Сеньятура4 в Ватикане и приступил к стенописи Станцы д`Элиодоро, где в 1511–1514 годах создал композиции «Изгнание Элиодора из храма» и «Месса в Больсене».

Тогда же была завершена роспись свода Сикстинской капеллы Микеланджело, под влиянием которого отчасти находился Рафаэль. В его произведениях этого периода уже не ощущается воздействия искусства Леонардо да Винчи. Так же как и Микеланджело, Рафаэль придавал немалое значение движению, но находил иные способы для его передачи. Он не стремился к выражению бурных порывов и предельной экспрессии, что во многом свойственно Микеланджело, а через несколько десятилетий и венецианцу Якопо Тинторетто. В своем творчестве, в частности в «Сикстинской Мадонне», Рафаэль провозглашает собственное понимание философии истории, искусства. Если для Микеланджело история подобна развивающейся трагедии, то для урбинского мастера история — это exemplum — «пример» (лат.): концепция повтора, преемственности, взаимосвязи эпох и событий, что соответствует утверждению основных законов диалектической философии. Отсюда иные, по сравнению с Микеланджело, построение композиций и линейные ритмы.

Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Немаловажна в картине роль мягкого, но, вместе с тем, активного света, моделирующего форму и заполняющего пространство за фигурами. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте»5 или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Так, на примере ряда произведений наглядно раскрывается преемственность традиций и новаторство в итальянском искусстве эпохи Возрождения.

«Сикстинская мадонна» относится к числу тех картин, история восприятия которых, их жизнь в веках, многообразна, неординарна и наполнена смыслом, что также отражает выставка. Ее посетители могут судить о высокой оценке, данной полотну сразу после его создания. Об этом, например, свидетельствует композиция «Святой Лука, рисующий Мадонну», исполненная в мастерской Рафаэля. Согласно преданию единственное изображение Девы Марии с натуры было создано святым Лукой, но в картине показан также присутствующий при этом Рафаэль, то есть иносказательно он причислен к портретистам Богоматери. Возможно, что основой для фигур святого и Девы Марии с Младенцем послужили эскизы Рафаэля.

Однако бесспорную известность «Сикстинская мадонна» получила только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III6 для Дрездена. Почти два года Август III вел переговоры о покупке прославленного произведения Рафаэля, в том числе через болонского художника Джиованнини. Несколько раз это грандиозное начинание было под угрозой провала, так как сторонам не удавалось прийти к соглашению относительно стоимости картины. Наконец, после года переговоров за нее была назначена цена 25 тысяч римских скуди, что составляло сумму в 25 раз больше той, которую обычно платил правитель Саксонии за произведения искусства. Документ об этом был подписан 9 марта 1753 года7. В то время в Италии для продажи монастырем или церковью алтарной картины было необходимо получить разрешение папы римского. Монахи монастыря святого Сикста ссылались на сложность выплаты долгов обители. И вскоре, 27 марта 1753 года, такое разрешение было дано. В послании кардинала Валентини говорилось: «Силой полномочий, данных нам Его Святейшеством Папой Бенедиктом IV, даем подателю прошения наше соизволение... на продажу знаменитой картины Рафаэля из Урбино...»8.

Итак, 21 января 1754 года «Сикстинская мадонна» покинула Пьяченцу, была перевезена через Альпы в Дрезден, а 1 марта 1754 года впервые выставлена в зале для аудиенций замка-резиденции. Это событие отразил художник Адольф фон Менцель в картине «Дорогу великому Рафаэлю!»9, созданной через столетие после описываемых событий. Согласно преданию с такими словами сам Август III отодвинул трон, чтобы свет лучше падал на полотно, впервые представленное в Дрездене.

Но не только восторженные отзывы звучали в адрес шедевра Рафаэля Санти. Многие знатоки искусства центральным произведением галереи продолжали считать «Святую ночь» Корреджо10. Однако известный археолог и историк искусства Иоганн Иоахим Винкельман сразу же дал «Сикстинской мадонне» заслуженно высокую оценку. В книге «Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре» он писал о ней: «...Достойное творение, принадлежащее кисти Рафаэля... Посмотрите на эту Мадонну, на ее полное невинности и в то же время исполненное не просто женского величия лицо, на ее умиротворенную позу, на покой, который царил в изображениях божеств античных мастеров»11. В конце XVIII века Хенрих Стеффенс, немецкий ученый, поэт и философ, также посвятил восторженные строки выдающемуся полотну в сборнике своих воспоминаний. Упомянутые книги, как документы эпохи и истории полотна, также можно увидеть на выставке.

XIX столетие стало временем триумфа «Сикстинской мадонны». Картина получила мировое признание, известны ее многочисленные гравюры и, начиная с середины века, фотографии, художники изображали ее в своих полотнах. Так, Иоганном Фридрихом Бури12 был написан портрет «Курпринцесса Августа, копирующая Сикстинскую мадонну» (1808–1809). В творчестве братьев Франца и Иоханнеса Рипенхаузенов истории «Сикстинской мадонны» посвящена композиция «Сон Рафаэля» (1821). Одним из самых ранних примеров репродуцирования знаменитой картины стала гравюра 1819 года, исполненная Анри Шарлем Мюллером для «Справочника приятных забав на 1819 год», изданного в Лейпциге и Вене. Во второй половине XIX века гравюры с «Сикстинской мадонны» получают все большее распространение. Их можно видеть во многих домах Западной Европы и России.

В России «Сикстинская мадонна» получает не меньшее признание. И. Н. Крамской назвал ее «портретом того, о чем думали народы». Ею восхищался М. А. Врубель. Живя в Дрездене, Ф. М. Достоевский едва ли не ежедневно приходил в Картинную галерею и часы проводил перед полотном Рафаэля. Известно, что репродукция «Сикстинской мадонны» висела над рабочим столом в комнате писателя. Ее гравюру и сегодня можно видеть в столовой дома художника В. М. Васнецова, считавшего одним из самых выдающихся мастеров живописи именно Рафаэля. В той же комнате дома художника, в красном углу, находится привезенная им из Италии икона. Она создана по другому произведению Рафаэля — «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа»13. Работая над алтарной композицией в киевском соборе святого Владимира и предшествующей ей станковой картиной, Виктор Михайлович основой избрал для себя «Сикстинскую мадонну». Ее образ переработал в своем художественном решении через традиции русской православной живописи, а также через события и впечатления своей жизни.

Известность «Сикстинской мадонны» не ослабевала и в ХХ веке, но в произведениях искусства ее восприятие отражалось далеко не однозначно. Примерно с 1800 года и по настоящее время знаменитая картина получает все новые и новые трактовки в области искусства, дизайна и китча.

История «Сикстинской мадонны» в период Второй мировой войны — история ее поиска и спасения напоминает детективный сюжет и в то же время наполнена горькой правдой военных дней. В конце 1939 года картина была отправлена нацистами в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, где все же оказалась недостаточно защищенной от бомбежек. По указанию саксонского рейхсштатгальтера14 полотно вновь перевезли, а его местонахождение держали в секрете. После отступления фашистов из Дрездена «Сикстинская мадонна», как и другие сокровища галереи, едва не погибла, была спасена благодаря солдатам и реставраторам нашей страны. Как это происходило, подробно рассказывает участник тех событий, писатель и художник Леонид Волынский в своей книге «Семь дней».

В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года на Дрезден с неоправданной жестокостью были обрушены бомбежки союзников. В течение 90 минут город планомерно расстреливали по квадратам, особенно безжалостно Альтштадт — старый город, где расположены памятники архитектуры, музеи, жилые районы. На город, в тот период один из крупнейших в Европе, сбрасывали не только фугасные, но также бомбы, начиненные каучуком и фосфором, которые воспламенялись. «Фосфорный дождь» выжигал все дотла. Число убитых превысило 300 тысяч, были уничтожены городские кварталы, погибли бесчисленные памятники истории и культуры, в том числе Альбертинум — известный музей Германии, одно из крупнейших в Европе собраний скульптур. Почти полностью были разрушены церковь Фрауэн Кирхе, купол которой от взрыва раскололся надвое, и Цвингер.

Таким увидели Дрезден советские солдаты весной 1945 года. Не сразу они смогли добраться до груд камней и остовов стен, того, чем стала галерея, где уже не было картин. Среди руин Цвингера увидели одинокую фигуру человека. Им оказался художник Вилли Шмидт, выпускник дрезденской Академии художеств, мобилизованный фашистами и вернувшийся с войны инвалидом в уничтоженный родной город. Он писал пейзаж — разрушенный Цвингер. Его безжизненный взгляд изменился только тогда, когда художник услышал о возможном спасении шедевров Дрезденской галереи, которые могли быть эвакуированы. Шмидт ничего точно не знал об этом, но проводил советских солдат через руины Цвингера в полуразрушенное крыло галереи.

Дверь им открыла седая женщина в скромном черном платье. Фрау Эльвира была главным хранителем Альбертинума, где работала 35 лет. Война отняла у далекой от нацизма женщины все: семью, дом, Альбертинум. Теперь она жила в развалинах здания Картинной галереи. Фрау Эльвира рассказала солдатам, что с 24 января 1945 года все музеи Дрездена были закрыты для посещений, вспомнила, как гауляйтер Саксонии Мучман, которого она не раз видела на улицах города, говорил: «Русские получат здесь смерть, голод и крыс». Известны и слова Гитлера о том, что если нацистам суждено уйти, то они уйдут, громко хлопнув дверью. Так и случилось: весь Дрезден был заминирован фашистами, картины исчезли.

Хранитель Альбертинума видела, что грузовики по ночам подъезжали к галерее, возможно, вывозили полотна, а у здания Дрезденской академии художеств в 1945 году шли строительные работы: переоборудовали подвалы. Догадки фрау Эльвиры оказались верны. После того как полуразрушенный подвал академии удалось разминировать, в нем обнаружили ценнейшие скульптуры Древней Греции, Рима, Германии, Франции. Здесь же стоял шкаф-секретер, в ящиках которого находились карточки — каталог картин Дрезденской галереи и сложенный листок бумаги с надписью «Geheim» (нем. «секретно») — подобие «немой карты», испещренной линиями и значками.

Вскоре солдаты, среди которых был и Леонид Волынский, смогли расшифровать секретную бумагу, сравнив ее с полевой картой. Извилистая линия на ней соответствовала течению Эльбы, а многие значки — расположению населенных пунктов. Одна из точек карты обозначалась буквой «Т». Туда, в район заброшенной каменоломни под Дрезденом, направились солдаты. Через узкую расселину они проникли в шахту, где обнаружили замурованный проем, замаскированный аккуратно уложенными слоями песчаника. Наконец, удалось открыть вход в темный туннель15. Казалось, в нем не было ничего. В своей книге Леонид Волынский рассказывает, как вдруг увидел у стены угол золоченой рамы, темный холст под слоями пыли, стерев которую, сразу узнал черты изображенного — «Автопортрет Рембрандта с Саскией».

В туннеле было найдено множество произведений малых голландцев, Джорджоне из собрания Картинной галереи, но не шедевр Рафаэля. Рядом стоял и массивный ящик, запертый секретными замками. В каменоломне оказалось около 200 картин, которым во влажной затхлой атмосфере грозила неминуемая гибель. Они были сразу же эвакуированы отсюда солдатами. После долгих часов работы удалось открыть и загадочный ящик. Предположения оправдались. В нем, наконец, была найдена «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

Пока картина находилась в батальоне, около нее постоянно сменялись часовые. В 1945 году полотно Рафаэля и многие другие найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Москву и Киев, а через 10 лет, в мае 1955 года, показаны в московском Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и возвращены Германии, в собрание Дрезденской галереи. Так в город, едва не уничтоженный войной, бессмыслием ее жестокости, вернулся светлый образ итальянского Возрождения, став символом возрождения Дрездена, преодоления потерь войны.

Интерес к шедевру Рафаэля не ослабевает в наши дни. XXI век накладывает свой отпечаток на восприятие полотна, свидетельствует о непреходящем его значении. От настоящего времени, а, значит, и от нашей жизни неотделимы память войн, глобализация и мировые конфликты, экологические катастрофы и экономические кризисы, изменение нравственных ориентиров, обилие инсталляций и абстракций в искусстве. Но предельно контрастно им звучит «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, утверждая общечеловеческие духовные начала. Ее образ и смысл каждый может открыть для себя по-своему. И, наверное, поэтому залы Картинной галереи сегодня так многолюдны.

1   Дрезденская картинная галерея стала общедоступной с 25 сентября 1855 года.2   Бенедиктинцы — старейший католический монашеский орден, основанный в Субиако и Монтекассино святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. Благодаря тому, что в уставе ордена разумно распределялось время между молитвой и физическим трудом монахов, орден стал наиболее многочисленным в Европе.3  Станца (итал. stanza) — комната.4  Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, в переводе с итальянского «комната печати») — зала, служившая папским рабочим кабинетом, здесь же подписывались указы папы.5  Ассунта — Assunta с итальянского Вознесение.6   Август III (1696–1763) — курфюрст Саксонский (1733–1763), король Польский, сын и наследник Августа II (Августа Сильного).7  Документ подписали настоятель монастыря святого Сикста в Пьяченце Караччиоло и профессор греческой филологии в Болонье, доверенное лицо Августа III, Бьянкони.8  Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 37.9  Адольф фон Менцель (1815–1905). «Дорогу великому Рафаэлю!». 1855–1859. Бумага, гуашь, пастель. 46×62. Германский национальный музей, Нюрнберг.10 Антонио да Корреджо (Антонио Аллегри; итал. Correggio; Antonio Allegri; около 1489, Корреджо, Эмилия — 1534, там же) — итальянский живописец Высокого Возрождения.11 Винкельман Иоганн Иоахим. Мысли о подражании греческим произведениям искусства в живописи и скульптуре. Дрезден, 1755. С. 23. Цит. по: Каталог выставки «Сикстинская мадонна». Культовая картина Рафаэля отмечает свое 500-летие». Составители: Андреас Хеннинг и Сандра Шмидт. Мюнхен, Лондон, Нью-Йорк, «PRESTEL», с. 42.12 Иоганн Фридрих Бури — ученик Антона Вильгельма Тишбейна, после завершения обучения в Риме давал уроки живописи сестрам прусского короля Фридриха Вильгельма III.13 «Мадонна в кресле» или «Мадонна делла Седиа» (итал. «Madonna della sedia»); sedia (итал.) — стул.14 Рейхсштатгальтер (нем. Reichstatthalter) — наместник Рейха.15 По-немецки туннель — tunnel, что объясняет обозначение на карте этого места буквой «Т».

rodnayaladoga.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>