Создатель самолета первого


Александр Фёдорович Можайский – создатель первого в мире самолёта

Источник: http://aviation21.ru/ 21 марта (9 марта по старому стилю) 1825 года родился Александр Фёдорович Можайский — русский контр-адмирал, создатель первого в мире самолёта.

Идея создания аэродинамического летательного аппарата возникла у Александра Фёдоровича Можайского, по словам его сына Александра Александровича, в 1856 году, под влиянием наблюдений за полётом птиц.

В 1872 году после ряда исследований и экспериментов Можайский установил зависимость между подъемной силой и лобовым сопротивлением при различных углах атаки и обстоятельно осветил вопрос полета птиц. В 1876 году он начал работать над проектом задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Немецкий исследователь и планерист Лилиенталь проделал аналогичную работу на 17 лет позднее Можайского.

Из доступных и сохранившихся источников можно сделать вывод, что перед постройкой непосредственно самого самолёта Александр Фёдорович изготовил его модель или как бы сейчас сказали, прототип. Документов, сколько-нибудь подробно описывающих испытания модели, не сохранилось, но в записке Главного инженерного управления Военного министерства, составленной в 1884 году, отмечалось, со ссылкой на сведения «из частных источников», что самолёт (модель) Можайского «был даже им и приводим в действие, взбегая вверх по наклонным рельсам, но взлететь не мог». Вероятно, что описываемая процедура представляла собой не попытку взлёта, а своеобразные наземные испытания, направленные на оценку тяги силовой установки самолёта.

Для взлёта и посадки модель имела четыре колеса, расположенные под фюзеляжем. Модель совершала устойчивые полёты со скоростью свыше 5 м/сек. Известный инженер-кораблестроитель, член Морского технического комитета, полковник П.А. Богословский писал по этому поводу: «Изобретатель весьма верно решил давно стоящий вопрос воздухоплавания. Аппарат, при помощи своих двигательных снарядов, не только летает, бегает по земле, но может и плавать. Быстрота полёта аппарата изумительная; он не боится ни тяжести, ни ветра и способен летать в любом направлении... Опыт доказал, что существовавшие до сего времени препятствия к плаванию в воздухе блестяще побеждены нашим даровитым соотечественником».

Летом 1881 года основные части самолёта были готовы. Для сборки аппарата изобретателю был отведен отдельный участок на Красносельском военном поле близ Санкт-Петербурга. Наиболее ценным документом, подробно описывающим самолёт Можайского, является статья отставного кавалерийского юнкера Н. Мясоедова, опубликованная в газете «Новое время» 7 ноября 1910 года. Мясоедов не раз бывал в Красном селе, неоднократно беседовал с изобретателем.

«Моноплан строился, — пишет он, — в загородке из досок без крыши. Дождь часто поливал и портил машину. Моноплан представлял собой лодку с деревянными ребрами, обтянутыми материей. К бортам лодки прикреплены были прямоугольные крылья, слегка выгнутые, выпуклостью вверх. Всё обтянуто тонкой шёлковой материей, пропитанной лаком. Переплёты крыльев — деревянные (сосновые). Аппарат стоял с колёсами. Крылья приходились приблизительно на сажень (с небольшим) от земли. В лодке две мачты. Крылья удерживались проволочными веревками, натянутыми к мачтам и к подставкам. Двигателей два, расположены в передней части лодки: большой немного выдвинут от середины лодки, меньший ещё ближе к носу. Устройство этих двигателей и составляло секрет А. Можайского. Винтов было три о четырех лопастях каждый, два в прорезях крыльев, против большого двигателя. Третий — на носу лодки, на валу от меньшего двигателя. Рамки винтов деревянные, обшиты тонкими дощечками. Шов проволочный. Винты покрыты серым лаком. Рулей два — вертикальный и горизонтальный, прикреплены к корме и приводились в движение проволочными канатами и лебедками, помещенными около кормы. Работа шла медленно по случаю безденежья, чего г. Можайский не скрывал. Никто и не интересовался его работами, и помощи ниоткуда не было».

В ходе постройки в конструкцию самолёта были внесены некоторые изменения. В частности, как это выяснил известный авиационный конструктор В. Б. Шавров, у самолета все три винта имели одинаковый диаметр, в то время как в «Привилегии» передний винт значительно больше боковых. Боковые винты вращались не в прорезях хвостовой части крыла, а в прорезях передней части его, примерно на 40% его ширины. Передний винт вращался на валу двигателя в 10 л. с. Другие два винта приводились в движение ременными передачами от двигателя в 20 л. с. Вращались они в разные стороны. Согласно «Журналу» заседания комиссии по рассмотрению проекта летательного прибора А. Ф. Можайского, «матерчатая поверхность имеет 4000 кв. футов, вес самолета должен составлять 57 пудов...».

В 1882 году самолёт, названный Можайским «Жар-Птицей», был готов к испытаниям. Для разбега самолёта была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного деревянного настила.

20 июля 1882 года на Военном поле в Красном Селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества. Самому Можайскому лететь не разрешили, так как ему было уже 57 лет. Испытывать самолёт в воздухе было доверено механику, помогавшему Можайскому — И.Н. Голубеву (достоверность личности «механика» источниками не подтверждается). Самолёт, пилотируемый Голубевым, поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. Аппарат весом 57 пудов (около 934 кг) летел со скоростью 11 метров в секунду. Пропеллеры приводились в движение паровыми двигателями мощностью 10 и 20 л.с. При посадке было повреждено крыло самолёта, а механик получил травму.

В Военной энциклопедии Сытина (изд. 1914 г.), в статье «Можайский, Александр Фёдорович» говорится:

«Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан».

Очевидно, что заваливание на крыло было связано с отсутствием каких-либо отклоняемых аэродинамических поверхностей на крыле самолёта, фактически, он был неуправляем по крену. В «программе опытов над моделями летательного аппарата», представленной Можайским в Главное инженерное управление Военного Министерства 14 февраля 1877 года, один из пунктов предполагал «Испытать также при полёте действие маленьких площадей на задней части крыльев на повороты аппарата, на направление его вверх и вниз». По мнению историка русской авиации П. Д. Дузя, речь шла ни о чём ином, как о испытании на модели самолёта органов поперечного управления — элеронов. Однако при отсутствии точных сведений об облике построенного натурного самолёта судить о наличии на нём органов поперечного управления, по мнению того же автора, нельзя. В Привилегии на изобретение, выданной в 1881 году, ни элероны, ни какие-либо другие средства управления по крену не упоминаются. Ряд других исследователей прямо утверждает, что самолёт Можайского не имел средств поперечного управления.

Чертёж самолёта Можайского из «Привилегии» 1881 года.

В СССР неоднократно предпринимались попытки, основываясь на скудных сохранившихся сведениях о техническом облике самолёта Можайского, установить (теоретически или экспериментально) его вероятные лётно-технические данные и ответить на вопросы о возможности совершения им установившегося полёта и об условиях, при которых он бы мог совершить взлёт. Эти исследования также давали различные результаты. Согласно наиболее современным исследованиям, проведённым в ЦАГИ, развиваемая силовой установкой самолёта Можайского мощность, с учётом его вероятных аэродинамических и весовых характеристик, была недостаточна для установившегося горизонтального полёта.

24 мая 2014 г. группа энтузиастов под руководством Вадима Хворостова провела испытания модели самолёта А.Ф. Можайского. Модель очень похожа на самолёт, который встречается на чертежах XIX — начала XX веков, она замечательно летает, самостоятельно производит взлёт и посадку, в полёте устойчива и уверенно выполняет виражи. Её существенное отличие от реального самолёта Можайского — наличие аэродинамических элементов для поперечного управления — элероны, что очень хорошо видно на этом видео:

17 декабря 2003 года весь мир (Россия — не исключение) отмечал 100 лет со дня полёта первого в мире самолёта. Аэроплан братьев Райт поднялся в воздух и за 12 секунд пролетел 37 метров. Как считается, с того дня и началась история авиации. Но первый в мире аэроплан был построен в России на 20 лет раньше братьев Райт. Основываясь на опытах Можайского, русские инженеры-конструкторы создали в 1913 году на Балтийском заводе в Петербурге тяжёлый самолёт «Русский витязь». Вслед за ним в 1914 году под руководством И. Сикорского была построена серия самолётов типа «Илья Муромец». Это был первый в мире тяжёлый многомоторный бомбардировщик с двигателями, расположенными в крыле. Исключительным по своим качествам оказался самолёт-гигант «Святогор», спроектированный в 1915 году конструктором В.А. Слесаревым.

Теперь, когда история развития авиации хорошо изучена, можно по достоинству оценить заслугу русского изобретателя, предложившего во второй половине XIX века конструкцию самолёта, все пять основных элементов которого присущи современным самолетам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.

nstarikov.ru

Создатель первого в мире самолета

К 130-летию со дня рождения А. Ф. Можайского

С давних времен люди мечтали о покорении воздушного океана. Мечты эти порождали сказки о ковре - самолете, о неведомых птицах с огромными крыльями, о путешествии на них в далекие страны. Но прошло много веков, потребовались усилия многих поколений, прежде чем сказка стала былью.

Первые попытки теоретически обосновать идею полета в воздухе мы находим у Леонардо да Винчи, который изобразил на бумаге конструкцию летательного аппарата, приводимого в движение мускульной силой человека. Его проект не мог увенчаться успехом: люди еще не владели знаниями, необходимыми для постройки такого аппарата. В более поздние времена ученые и изобретатели разных стран пытались осуществить эту идею. Но окончательное претворение ее в жизнь принадлежит русским людям.

Русские ученые М. В. Ломоносов, М. А. Рыкачев, Е. С. Федоров и особенно Д. И. Менделеев создали глубокие теоретические основы для решения этой проблемы. Русский конструктор и изобретатель А. Ф. Можайский построил первый в мире самолет.

А. Ф. Можайский, как и многие его предшественники, начал свою работу с изучения полета птиц. Он определил размеры крыльев и хвоста у голубя, высчитал, как перемещается центр тяжести птицы во время полета. Тщательные расчеты позволили узнать вес голубя, приходящийся на единицу площади крыла, так называемую удельную нагрузку на крыло.

Позднее Можайский построил несколько больших змеев, на которых неоднократно поднимался в воздух. Опыты эти помогли Можайскому сделать важный вывод о том, что «для возможности парения в воздухе существует некоторое отношение между тяжестью, скоростью и величиной площади или плоскости, и, несомненно то, что, чем больше скорость движения, тем большую тяжесть может нести та же площадь».

Когда условия полета были определены, изобретатель приступил к постройке модели. В отличие от работ своих предшественников модель самолета Можайского при испытаниях показала хорошие результаты: она летала, имея на себе такую нагрузку, как офицерский кортик. В газете «Кронштадтский вестник», в статье, посвященной работам Можайского, говорилось: «Опыт доказал, что существовавшие до сего времени препятствия к плаванию в воздухе, блистательно побеждены нашим даровитым соотечественником».

Изобретением А. Ф. Можайского заинтересовалось Военное министерство. Специальная комиссия отметила, что «г. Можайский в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам». По предложению комиссии изобретатель разработал программу дальнейших исследований, а Военное министерство ассигновало 3 тысячи рублей на их проведение.

Однако созданная через год новая комиссия забраковала проект самолета и внесла предложение о прекращении субсидирования научных работ изобретателя. Все это проводилось, очевидно, не без участия агентов иностранных генеральных штабов. Как свидетельствуют документы, один из членов комиссии, полковник Вальберг, в течение последующих двадцати лет внимательно следил за ходом работ Можайского, пытаясь всячески помешать ему.

В ноябре 1881 года Департамент торговли и мануфактур выдал капитану 1 - го ранга А. Ф. Можайскому привилегию (патент) на самолет, в которой указывалось, что «на сие изобретение прежде сего никому привилегии выдано не было». Таким образом, ценность проекта летательного аппарата и его оригинальность были официально подтверждены. В том же 1881 году по рекомендации друзей из Морского министерства А. Ф. Можайскому удалось выехать в США и Англию для размещения заказа на изготовление спроектированного им двигателя к самолету. Вернувшись из - за границы, А. Ф. Можайский в докладной записке на имя министра двора графа Воронцова - Дашкова просил о выдаче ему 5 тысяч рублей на сборку и окончательные пробы самолета в натуральную величину. Все необходимые части и агрегаты самолета уже были изготовлены. Однако царское правительство отказало в деньгах. Тогда А. Ф. Можайский продал свои личные вещи, занял деньги у друзей и знакомых, но начатую работу закончил.

Летом 1882 года на военном поле в Красном Селе, под Петербургом, состоялись испытания самолета Можайского. Здесь был совершен первый в мире полет. Сохранившиеся источники рассказывают об этом следующее: самолет, разбежавшись по земле и получив определенную скорость, поднялся и пролетел небольшое расстояние. Потом начал крениться и опустился; при спуске было повреждено крыло машины и механик, поднявшийся на самолете, получил увечье. Возникла новая проблема: нужно научиться управлять самолетом. На решение этой задачи ученые и изобретатели потратили более четверти века.

Самолет Можайского имел все пять частей, которые есть и в современном самолете: корпус, позднее получивший название фюзеляжа; крылья, или несущие поверхности; силовая установка - авиационный двигатель и воздушные винты; оперение - рули высоты и поворота; устройство для взлета и посадки - тележка с амортизатором, получившая в дальнейшем название шасси. Впоследствии в конструкцию отдельных частей были внесены существенные изменения, но назначение каждой из них осталось то же. Сам А. Ф. Можайский после первого испытания проектировал второй, более усовершенствованный самолет с новыми двигателями. Смерть оборвала творческую деятельность русского ученого - патриота, отдавшего тридцать четыре года своей жизни покорению воздушного океана.

Научно - исследовательская деятельность А. Ф. Можайского и ее результаты были продолжены русскими учеными и изобретателями. В России были созданы такие оригинальные конструкции самолетов, как «Русский витязь», «Илья Муромец», гидросамолет Д. П. Григоровича, вертолет Б. Н. Юрьева и другие. Тесная связь авиационной науки с практикой пилотирования определила во многом успех работы. Наряду с именами известных ученых и конструкторов - Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, С. С. Неждановского и других - необходимо упомянуть и первых русских летчиков: П. Н. Нестерова, Е. В. Руднева, К. К. Арцеулова, А. А. Васильева, Г. В. Алехновича и многих других.

Русские ученые, инженеры, изобретатели, пилоты, несмотря на то, что им приходилось работать над созданием летательных аппаратов в трудных условиях царской России, внесли неоценимый вклад в мировую историю авиации.

После Великой Октябрьской революции для творческой деятельности авиационных конструкторов, инженеров, изобретателей открылись неограниченные возможности. В первые годы Советской власти по указанию В. И. Ленина были созданы Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Академия Воздушного флота.

В 1931 году IX съезд ВЛКСМ взял шефство над Воздушным флотом СССР. Боевой клич съезда «Комсомолец - на самолет!» привлек десятки тысяч молодых патриотов.

Замечательные качества советской авиационной техники и ее кадров были убедительно продемонстрированы в годы Великой Отечественной войны. Тысячи комсомольцев за отвагу и подвиги были награждены орденами и медалями Советского Союза. Воспитанники Ленинского комсомола Александр Покрышкин и Иван Кожедуб трижды удостоены звания Героя Советского Союза.

Тысячи молодых инженеров, техников трудятся под руководством выдающихся советских конструкторов - А. Н. Туполева, А. А. Архангельского, С. В. Ильюшина, В. М. Пет - лякова, А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, В. Я. Климова, А. М. Люлько - и создают лучшие в мире самолеты и двигатели. Они добились выдающихся успехов в области отечественного многомоторного в реактивного самолетостроения.

Ближайшей перспективой в развитии авиации являются космические межпланетные сообщения, использование атомной энергии для полета со скоростями, значительно превышающими скорость звука.

В одной из своих докладных записок А. Ф. Можайский писал, что он желал быть полезным своему отечеству и трудился не для своего личного интереса, а для пользы государства и что только это давало ему силы для преодоления препятствий, встречавшихся на его пути. Мы, советские люди, не знаем таких препятствий. Любые начинания, направленные на благо любимой Отчизны, все самые смелые дерзания всегда находят поддержку и помощь у нашего народа, Коммунистической партии и Советского правительства. Будем же смелее дерзать, как дерзал Можайский при проектировании и постройке первого в мире самолета.

  • Версия для печати
  • Постоянная ссылка
  • В закладки
  • Вставить в блог

Представьтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

smena-online.ru

Создатель первого в мире самолета

К 130-летию со дня рождения А. Ф. Можайского

С давних времен люди мечтали о покорении воздушного океана. Мечты эти порождали сказки о ковре - самолете, о неведомых птицах с огромными крыльями, о путешествии на них в далекие страны. Но прошло много веков, потребовались усилия многих поколений, прежде чем сказка стала былью.

Первые попытки теоретически обосновать идею полета в воздухе мы находим у Леонардо да Винчи, который изобразил на бумаге конструкцию летательного аппарата, приводимого в движение мускульной силой человека. Его проект не мог увенчаться успехом: люди еще не владели знаниями, необходимыми для постройки такого аппарата. В более поздние времена ученые и изобретатели разных стран пытались осуществить эту идею. Но окончательное претворение ее в жизнь принадлежит русским людям.

Русские ученые М. В. Ломоносов, М. А. Рыкачев, Е. С. Федоров и особенно Д. И. Менделеев создали глубокие теоретические основы для решения этой проблемы. Русский конструктор и изобретатель А. Ф. Можайский построил первый в мире самолет.

А. Ф. Можайский, как и многие его предшественники, начал свою работу с изучения полета птиц. Он определил размеры крыльев и хвоста у голубя, высчитал, как перемещается центр тяжести птицы во время полета. Тщательные расчеты позволили узнать вес голубя, приходящийся на единицу площади крыла, так называемую удельную нагрузку на крыло.

Позднее Можайский построил несколько больших змеев, на которых неоднократно поднимался в воздух. Опыты эти помогли Можайскому сделать важный вывод о том, что «для возможности парения в воздухе существует некоторое отношение между тяжестью, скоростью и величиной площади или плоскости, и, несомненно то, что, чем больше скорость движения, тем большую тяжесть может нести та же площадь».

Когда условия полета были определены, изобретатель приступил к постройке модели. В отличие от работ своих предшественников модель самолета Можайского при испытаниях показала хорошие результаты: она летала, имея на себе такую нагрузку, как офицерский кортик. В газете «Кронштадтский вестник», в статье, посвященной работам Можайского, говорилось: «Опыт доказал, что существовавшие до сего времени препятствия к плаванию в воздухе, блистательно побеждены нашим даровитым соотечественником».

Изобретением А. Ф. Можайского заинтересовалось Военное министерство. Специальная комиссия отметила, что «г. Можайский в основание своего проекта принял положения, признаваемые ныне за наиболее верные и способные повести к благоприятным конечным результатам». По предложению комиссии изобретатель разработал программу дальнейших исследований, а Военное министерство ассигновало 3 тысячи рублей на их проведение.

Однако созданная через год новая комиссия забраковала проект самолета и внесла предложение о прекращении субсидирования научных работ изобретателя. Все это проводилось, очевидно, не без участия агентов иностранных генеральных штабов. Как свидетельствуют документы, один из членов комиссии, полковник Вальберг, в течение последующих двадцати лет внимательно следил за ходом работ Можайского, пытаясь всячески помешать ему.

В ноябре 1881 года Департамент торговли и мануфактур выдал капитану 1 - го ранга А. Ф. Можайскому привилегию (патент) на самолет, в которой указывалось, что «на сие изобретение прежде сего никому привилегии выдано не было». Таким образом, ценность проекта летательного аппарата и его оригинальность были официально подтверждены. В том же 1881 году по рекомендации друзей из Морского министерства А. Ф. Можайскому удалось выехать в США и Англию для размещения заказа на изготовление спроектированного им двигателя к самолету. Вернувшись из - за границы, А. Ф. Можайский в докладной записке на имя министра двора графа Воронцова - Дашкова просил о выдаче ему 5 тысяч рублей на сборку и окончательные пробы самолета в натуральную величину. Все необходимые части и агрегаты самолета уже были изготовлены. Однако царское правительство отказало в деньгах. Тогда А. Ф. Можайский продал свои личные вещи, занял деньги у друзей и знакомых, но начатую работу закончил.

Летом 1882 года на военном поле в Красном Селе, под Петербургом, состоялись испытания самолета Можайского. Здесь был совершен первый в мире полет. Сохранившиеся источники рассказывают об этом следующее: самолет, разбежавшись по земле и получив определенную скорость, поднялся и пролетел небольшое расстояние. Потом начал крениться и опустился; при спуске было повреждено крыло машины и механик, поднявшийся на самолете, получил увечье. Возникла новая проблема: нужно научиться управлять самолетом. На решение этой задачи ученые и изобретатели потратили более четверти века.

Самолет Можайского имел все пять частей, которые есть и в современном самолете: корпус, позднее получивший название фюзеляжа; крылья, или несущие поверхности; силовая установка - авиационный двигатель и воздушные винты; оперение - рули высоты и поворота; устройство для взлета и посадки - тележка с амортизатором, получившая в дальнейшем название шасси. Впоследствии в конструкцию отдельных частей были внесены существенные изменения, но назначение каждой из них осталось то же. Сам А. Ф. Можайский после первого испытания проектировал второй, более усовершенствованный самолет с новыми двигателями. Смерть оборвала творческую деятельность русского ученого - патриота, отдавшего тридцать четыре года своей жизни покорению воздушного океана.

Научно - исследовательская деятельность А. Ф. Можайского и ее результаты были продолжены русскими учеными и изобретателями. В России были созданы такие оригинальные конструкции самолетов, как «Русский витязь», «Илья Муромец», гидросамолет Д. П. Григоровича, вертолет Б. Н. Юрьева и другие. Тесная связь авиационной науки с практикой пилотирования определила во многом успех работы. Наряду с именами известных ученых и конструкторов - Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, К. Э. Циолковского, С. С. Неждановского и других - необходимо упомянуть и первых русских летчиков: П. Н. Нестерова, Е. В. Руднева, К. К. Арцеулова, А. А. Васильева, Г. В. Алехновича и многих других.

Русские ученые, инженеры, изобретатели, пилоты, несмотря на то, что им приходилось работать над созданием летательных аппаратов в трудных условиях царской России, внесли неоценимый вклад в мировую историю авиации.

После Великой Октябрьской революции для творческой деятельности авиационных конструкторов, инженеров, изобретателей открылись неограниченные возможности. В первые годы Советской власти по указанию В. И. Ленина были созданы Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) и Академия Воздушного флота.

В 1931 году IX съезд ВЛКСМ взял шефство над Воздушным флотом СССР. Боевой клич съезда «Комсомолец - на самолет!» привлек десятки тысяч молодых патриотов.

Замечательные качества советской авиационной техники и ее кадров были убедительно продемонстрированы в годы Великой Отечественной войны. Тысячи комсомольцев за отвагу и подвиги были награждены орденами и медалями Советского Союза. Воспитанники Ленинского комсомола Александр Покрышкин и Иван Кожедуб трижды удостоены звания Героя Советского Союза.

Тысячи молодых инженеров, техников трудятся под руководством выдающихся советских конструкторов - А. Н. Туполева, А. А. Архангельского, С. В. Ильюшина, В. М. Пет - лякова, А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, В. Я. Климова, А. М. Люлько - и создают лучшие в мире самолеты и двигатели. Они добились выдающихся успехов в области отечественного многомоторного в реактивного самолетостроения.

Ближайшей перспективой в развитии авиации являются космические межпланетные сообщения, использование атомной энергии для полета со скоростями, значительно превышающими скорость звука.

В одной из своих докладных записок А. Ф. Можайский писал, что он желал быть полезным своему отечеству и трудился не для своего личного интереса, а для пользы государства и что только это давало ему силы для преодоления препятствий, встречавшихся на его пути. Мы, советские люди, не знаем таких препятствий. Любые начинания, направленные на благо любимой Отчизны, все самые смелые дерзания всегда находят поддержку и помощь у нашего народа, Коммунистической партии и Советского правительства. Будем же смелее дерзать, как дерзал Можайский при проектировании и постройке первого в мире самолета.

  • Версия для печати
  • Постоянная ссылка
  • В закладки
  • Вставить в блог

Представьтесь или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

smena-online.ru

3. Александр Федорович Можайский - создатель первого российского самолета

Александр Федорович Можайский - создатель первого российского самолета

Путь к осуществлению мечты о полете человека в воздухе был чрезвычайно трудным. Только благодаря усилиям многих выдающихся ученых и инженеров XIX и XX веков полет человека на летательном аппарате тяжелее воздуха из мечты, волновавшей умы в течение многих столетий, превратился в практическую реальность, а ныне даже стал будничным делом.

Наш выдающийся соотечественник, замечательный ученый и инженер Александр Федорович Можайский построил первый в России самолет со специально изготовленными по его заказу паровыми машинами и воздушными винтами. Без необходимой материальной и моральной поддержки на протяжении более 30 лет А. Ф. Можайский вел изыскания - изучал аэродинамику и динамику моделей будущего летательного аппарата с помощью созданной им испытательной тележки, разрабатывал проекты самого аппарата и воздушных винтов для него, наконец, строил, испытывал и непрерывно совершенствовал первый в России самолет.

, - писал А. Ф. Можайский в одной из докладных записок. Его жизнь была подвигом человека большого мужества и гражданственности.

А. Ф. Можайский родился 9(21) марта 1825 г. После окончания Морского кадетского корпуса с 1841 по 1862 г. служил в военном морском флоте, участвовал в кругосветном плавании фрегата . В 1882 г. вышел в отставку в чине генерал-майора (с 1886 г. - контр-адмирал).

А. Ф. Можайский скончался в 1890 г. в Петербурге. Поставив перед собой цель - создание самолета, А. Ф. Можайский вынужден был искать ответ на целый ряд проблемных для науки и техники середины XIX века вопросов, составляющих основу компоновки и свойств летательного аппарата тяжелее воздуха: каким образом должна создаваться подъемная сила, необходимая для уравновешивания веса самолета, как оптимальным образом определить площадь крыла и выбрать его форму, как обеспечить потребную тягу воздушных винтов и создать двигатель приемлемого веса, как обеспечить устойчивость и управляемость движения самолета?

Несколькими десятилетиями позднее благодаря работам выдающихся ученых-механиков, изобретению и энергичному совершенствованию двигателя внутреннего сгорания, созданию аэродинамических труб, сделавших возможным накопление обширных экспериментальных материалов, конструкторы самолетов смогли получать достоверные ответы на эти и другие вопросы, выполняя вместе с учеными огромный объем изысканий. А. Ф. Можайский был лишен всех этих возможностей; безгранично увлеченный и преданный своей идее, он самостоятельно выполнял многочисленные экспериментальные исследования, сам конструировал и строил самолет, воздушные винты, искал подходящие двигатели.

Широкая эрудиция А. Ф. Можайского, его богатый опыт моряка, плававшего на парусных и винтовых судах, наблюдение за полетом птиц, его многолетние систематические опыты с летающими моделями и моделями воздушных винтов на тележке, опыты со змеем-планером, а также изучение материалов исследований его предшественников помогли ему создать рациональную компоновку самолета-моноплана с паровыми машинами, вращающими воздушные винты.

3 ноября 1881 г. - первый в России патент на летательный аппарат - этот наиболее полный из дошедших до нас документов свидетельствует, что Можайским была применена компоновка самолета-моноплана, основные элементы которой и спустя много десятилетий оставались традиционными, широко используемыми в практике самолетостроения.

Предшественникам А. Ф. Можайского, в первую очередь Кейли и Хенсону со Стрингфеллоу, дю Тамплю, Пено, принадлежат важные заслуги в изучении летающих моделей, вопросов устойчивости и в разработке многих компоновок самолета. Однако результаты проведенных ими изысканий и разработок носили главным образом качественный характер и не могли быть положены Можайским в основу инженерных расчетов. Более того, в эти годы сама идея самолета, принцип создания подъемной силы были еще настолько далеки от общего признания, что одна из комиссий Военно-инженерного управления, рассматривавшая 15 июня 1878 г. проект А. Ф. Можайского, даже порекомендовала изобретателю обратиться к крыльям, т. е. в принципе переделать весь проект.

Несколько ранее, в январе 1877 г., другая комиссия, в которой приняли участие выдающиеся ученые Д. И. Менделеев и Н. П. Петров, положительно оценивавшие работы А. Ф. Можайского, в своем заключении на его предложение писала: .

Глубоко убежденный в правильности выдвинутых идей и рациональности предложенного им проекта, А. Ф. Можайский в 1881-83 гг. на Красносельском военном поле под Петербургом построил свой самолет. Самолет имел фюзеляж с деревянными ребрами, обтянутыми материей. К бортам фюзеляжа прикреплены были прямоугольные крылья, слегка выгнутые выпуклостью вверх. Все крыло и оперение были обтянуты тонкой шелковой материей, пропитанной лаком. Переплеты крыльев - деревянные (сосновые). Аппарат стоял на стойках с колесами (шасси). На самолете были установлены две паровые машины мощностью 20 и 10 л. с, построенные в Англии фирмой по заказу А. Ф. Можайского. Из сопоставления всей совокупности имеющихся архивных документов и свидетельств современников можно сделать вывод, что в 1883-85 гг. конструктор занимался доводкой своего аппарата при наземных испытаниях, а во второй половине июля 1885 г. предпринял попытку летных испытаний, окончившуюся аварией. В дальнейшем, считая, что мощность его паровых машин недостаточна для , А. Ф. Можайский заказал на Обуховском заводе два дубликата своей 20-сильной паровой машины, намереваясь довести мощность силовой установки до 60 л. с.

Судьба личного архива, расчетов, чертежей и других проектных материалов А. Ф. Можайского пока остается неизвестной.

А. Ф. Можайский - самоотверженный, преданный своей идее выдающийся ученый и инженер, построив первый в России самолет-моноплан с паровой машиной и воздушными винтами, в своих замыслах намного опередил возможности техники и науки.

На рубеже XX века многие ученые-механики обратились к изучению ведущих проблем, выдвигавшихся созданием летательных аппаратов нового типа.

В 1893-96 гг. успешно совершал полеты на сконструированных и построенных им планерах известный ученый-инженер О. Лилиенталь.

В 1897 г. Н. Е. Жуковский выступил с работой , в которой он показал, каким образом следует определять оптимальный угол атаки самолета для выполнения наиболее экономичного полета.

В 1905 г. Н. Е. Жуковский раскрыл механизм возникновения подъемной силы и вывел теорему, определяющую ее количественно, в своей знаменитой работе .

Решающее значение для всего последующего развития авиационной науки и техники имели работы Н. Е. Жуковского, С. А. Чаплыгина, Л. Прандтля и многих других ученых-механиков по теориям крыла, воздушного винта, пограничного слоя (1904, 1905, 1910 гг.). Этими исследованиями были заложены основы аэродинамики как науки.

Огромное значение для авиационной науки и практики имело создание аэродинамических труб - этого важнейшего устройства, применяемого ныне во всем мире для экспериментального определения основных аэродинамических характеристик будущих самолетов путем испытаний их моделей.

Только 20 лет спустя после подвига А. Ф. Можайского были накоплены минимально необходимые научные данные по аэродинамике, динамике полета и устойчивости. Благодаря прогрессу техники были созданы столь необходимые для самолетостроения легкие двигатели внутреннего сгорания. 17 декабрая 1903 г. в США братья Райт совершили свой подвиг - был поднят в воздух самолет с человеком на борту.

Русские конструкторы, продолжая дело, которому отдал более 30 лет жизни А. Ф. Можайский, напряженно работали над созданием отечественных конструкций самолета.

В начале XX столетия в России появились первые русские оригинальные конструкции самолетов с достаточно высокими летными характеристиками: военные Я. М. Гаккеля (1911-12 гг.); истребители И. И. Сикорского (1911-13 гг.); первенцы тяжелой авиации - четырехмоторные бомбардировщики Русско-Балтийского завода (1913 г.), (1913-1914 гг.); конструкции Д. П. Григоровича (1915 г.). Однако только победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла подлинно широкие возможности для развития авиации в нашей стране.

Значителен и исторически важен вклад А. Ф. Можайского - первого конструктора отечественного самолетостроения.

studfiles.net


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>