Создатель ракеты фау 2


Фау 2 - это... Что такое Фау 2?

«Фау-2» (нем. V-2 - Vergeltungswaffe-2 — оружие возмездия; другое название — нем. А-4 - Aggregat-4) — одноступенчатая баллистическая ракета, разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном. Применялась Германией в конце Второй мировой войны для поражения городов и крупных объектов на территории Великобритании и Бельгии. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США, СССР и других странах. Фау-2 является первым в истории обьектом, совершившим суборбитальный космический полёт.[1].

Тактико-технические характеристики

Масса ракеты составляла около 13 тонн, длина — 14 м, максимальный диаметр корпуса — 1,65 м. Боевая часть вмещавшая до 800 килограмм взрывчатого вещества Аммотол размещалась в головном отсеке. Жидкостный ракетный двигатель работал на 75-процентном этиловом спирте (примерно 3,5 тонны) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН, обеспечивая максимальную скорость полёта до 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Средняя стоимость — 119600 рейхсмарок.

Ракета стартовала вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Первый старт состоялся в марте 1942, а первый боевой запуск — 8 сентября 1944 года.

Фау-2 во Второй мировой войне

Гитлера не покидала идея о производстве тяжелой ракеты, которая должна была принести Англии возмездие. По его личному приказу с конца июля 1943 года огромный производственный потенциал был направлен на создание ракеты, получившей название «Фау-2».

Мальчик-жертва «Фау-2», Антверпен, 1944 год.

Министр вооружения Третьего рейха, Альберт Шпеер в своих воспоминаниях пишет[2]:

«Нелепая затея. В 1944 году в течение нескольких месяцев армады вражеских бомбардировщиков сбрасывали в среднем по 300 тонн бомб в день, а Гитлер мог бы обрушить на Англию три десятка ракет общей мощностью 24 тонн в сутки, что является эквивалентом бомбовой нагрузки всего лишь дюжины „Летающих крепостей“. Я не только согласился с этим решением Гитлера, но и поддержал его, совершив одну из серьёзнейших своих ошибок. Гораздо продуктивнее было бы сосредоточить наши усилия на производстве оборонительных ракет „земля-воздух“. Ракета была разработана ещё в 1942 году под кодовым именем „Вассерфаль“ (Водопад)».

Радиоуправляемая ракета «Вассерфаль» несла нагрузку в 300 кг взрывчатки и сбивала бомбардировщики с большой точностью на высоте до 15 км.

Снимок платформы запуска ракеты Фау 2.

«Поскольку мы впоследствии выпускали по девятьсот больших наступательных ракет каждый месяц, то вполне могли бы производить ежемесячно несколько тысяч этих меньших по размерам и стоимости ракет. Я и сейчас думаю, что с помощью этих ракет в сочетании с реактивными истребителями мы, с весны 1944 года успешно защищали бы нашу промышленность от вражеских бомбардировок»

Но Гитлер, «одержимый жаждой мести, решил использовать новые ракеты для обстрела Англии».

Об эффективности применения Фау-2:

«Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырехмоторных бомбардировщиков B-17 („Летающая крепость“), пришлось бы использовать 66000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет.»[3]

Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу. На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали, когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв, что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чем. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (назвываемое ими «оружием возмездия» — Vergeltungswaffe).

По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека). Рядом с заводом, на южном склоне горы Конштайн находился концентрационный лагерь Дора, поставлявший заводу рабов. Производство ракет Вернера фон Брауна унесло больше жизней, чем ракетные удары. В лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, ещё 5 тыс. человек было расстреляно перед наступлением американской армии.

Эффективность боевого применения «Фау-2» была невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте). На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой баллистической ракеты с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США. Однако разработка подобной ракеты к моменту поражения фашистской Германии так и не была завершена.

О значении проекта ракеты в освоении космоса

Транспортировка «Фау-2»

Копия первой ракеты V-2 в музее Пенемюнде. Как и у оригинала, на основание ракеты нанесёна картинка из фильма Девушка на Луне.

С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как американская, так и советская космические программы.

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведен ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем горения топлива. Высота подъема при этом достигала 188 километров.[1]

История создания

Начало разработки немецких жидкостных ракет было положено в 1926 году, когда группа энтузиастов ракетостроения и межпланетных сообщений организовала «Общество космических полётов» (нем. Verein für Raumschiffahrt (VfR)). Твёрдотопливные ракеты использовались как оружие в годы Первой мировой войны практически всеми враждующими сторонами, поэтому по Версальскому мирному договору побеждённой Германии было запрещено разрабатывать и создавать такие ракеты. Однако в этом договоре ни слова не было сказано о разработке ракет на жидком топливе. В конце 1929 года министр обороны отдал приказ об изучении возможности использования ракет для военных целей, а в 1932 году была создана эксперементальная станция для ракет на жидком топливе в Куммерсдорфе под Берлином. В частности, полковнику Вальтеру Дорнбергеру была продемонстрирована экспериментальная ракета, разработанная молодым немецким конструктором Вернером фон Брауном. Несмотря на то, что возможности показанной ракеты были достаточно ограничены, Дорнбергера заинтересовала работа, и он предложил Фон Брауну продолжить разработку под управлением военных.

Как и большинство других членов общества, Фон Браун согласился работать на таких условиях. В декабре 1934 года был достигнут успех в запуске ракеты «A-2», — небольшой модели, работавшей на этаноле (этиловом спирте) и жидком кислороде. Особое внимание уделялось отработке двигателя. К этому времени было рассчитано множество потенциально пригодных вариантов топливной смеси, однако военных больше всего заинтересовала возможность использования этанола, связанная с постоянным дефицитом неочищенных нефтепродуктов для Германии. Этот вид топлива использовался немцами на протяжении всей второй мировой войны; этиловый спирт производился в больших количествах, как результат переработки картофеля.

Добившись успеха с «A-2», группа Фон Брауна перешла к разработкам ракет «A-3» и A-4 (будущей Фау-2). Последняя должна была стать уже полноразмерной ракетой с предположительной дальностью полёта около 175 километров, высотой подъёма до 80 километров и массой полезной нагрузки около одной тонны. Увеличение возможностей во многом опиралось на комплексную переработку двигателя, выполненную инженером Вальтером Тилем.

Основные технические характеристики

1. Боевая часть 2. Гироскоп 3. Система управления и радиоконтроля 4. Бак горючего (этанол) 5. Корпус ракеты 6. Бак окислителя 7. Бак перекиси водорода 8. Емкости сжатого азота 9. Турбина насоса 10. Насос подачи компонентов топлива 11. Блок камер зажигания топлива 12. Опорная рама двигателя 13. Камера сгорания двигателя 14. Лопасть стабилизатора 15. Ввод горючего в рубашку охлаждения камеры 16. Газовый руль

17. Воздушный руль

Длина, мм 14 000
Диаметр корпуса, мм 1 650
Диаметр по стабилизаторам, мм 3 550
Масса незаправленной ракеты с боевой частью, кг 4 000
Масса стартовая, кг 12 900
Полезная нагрузка, кг 1 000
Масса взрывчатого вещества, кг 750
Масса спирта (доля воды - 25%), кг 3 965
Масса жидкого кислорода, кг 4 970
Масса перекиси водорода, кг 129
Масса перманганата натрия, кг 15,8
Масса жидкого азота, кг 13,5
Расход топлива, кг/с 127
Пропорция смеси (спирт/кислород) 0,81
Время горения максимальное, с 65
Тяга на старте, кг 25 000
Тяга перед отсечкой топлива, кг 4 200
Ускорение на старте, g 0,9
Ускорение перед отсечкой топлива, g 5
Температура в камере сгорания, °C ок. 2 700
Давление в камере сгорания, атм. 15,45
Давление зажигания (сверх давления в камере сгорания), атм. 2,4
Скорость истечения топлива, м/с 2 050
Время набора скорости звука, с 25
Скорость полета по траектории максимальная, м/с 1 600
Скорость в момент удара, м/с 900...1 100
Высота к моменту отсечки подачи топлива, тыс. м 22
Расстояние от места старта к моменту отсечки подачи топлива, км 24
Высшая точка траектории, тыс. м 80...90
Дальность полета максимальная, км 320

Источники

  1. ↑ 1 2 Вальтер Дорнбергер: — Пенемюде, c.297 (Peenemuende, Walter Dornberger, Moewig, Berlin 1985. ISBN 3-8118-4341-9)(нем.)
  2. ↑ Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. — М.: 2005. — С. 463—464. Перевод «Воспоминаний» неизвестного автора
  3. ↑ Ibid, 2005, c.463

См. также

  • Фау-1
  • Р-1 (ракета)
  • Фау-3
  • Полигон Пенемюнде
  • Нордхаузен (институт)

Ссылки

Литература

  • Tracy Dungan: V-2: A Combat History of the First Ballistic Missile. Westholme Publishing ([3]) 2005, ISBN 1-59416-012-0 (англ.)
  • Вальтер Дорнбергер. ФАУ-2. Сверхоружие Третьего Рейха 1930—1945. ISBN 5-9524-1444-3 (рус.)
  • Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава:Ошибки. Секретное оружие и СС)

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ФАУ-2 (ракета) - сверхоружие Третьего рейха

Каких только легенд в настоящее время не ходит о временах Третьего рейха! Самолеты с обратной стреловидностью крыла, реактивная авиация и «летающие блюдца», сверхсекретные исследовательские лаборатории Аненербе, расположенные чуть ли не в километрах под землей…

Большая часть всего этого – обычные выдумки и откровенный бред. Но была одна отрасль, в которой немцы действительно продвинулись достаточно далеко, - ракетная техника. Их ФАУ-2, «Оружие возмездия», действительно была технологическим прорывом. Особенно «оценили» мощь этих ракет англичане, так как данное оружие создавалось и использовалось для атак на Лондон.

Краткий исторический экскурс

Каждая ФАУ-2 запускалась со специальной стартовой мобильной установки. На борту каждой ракеты, имевшей длину 14 метров, находилась почти тонна взрывчатки. Впервые ракета этого типа упала на Лондон в начале сентября 1944 года. После нее осталась десятиметровая воронка, трое убитых и 22 раненных человека.

До нее немцы уже использовали самолет-снаряд ФАУ-1, но эта техника представляла собой принципиально новый образчик вооружения. Ракета подлетала к цели всего за пять минут, за счет чего средства обнаружения того периода оказались перед ней совершенно бессильны. С исторической точки зрения, ФАУ-2 представляет последнюю попытку немецкой оборонной промышленности повернуть ход войны в свою пользу. На исход Второй мировой их «супероружие» никакого влияния не оказало, зато оно стало важной вехой в развитии мирового ракетостроения и освоения космического пространства.

Свидетели впоследствии вспоминали, что в воздух поднимались огромные кучи осколков, причем все это сопровождалось страшным грохотом. Запуск самих ракет проходил практически беззвучно: в большинстве случаев об этом событии напоминал лишь легкий хлопок, доносившийся с другого берега Ла-Манша.

Сколько всего погибло людей из-за запусков ФАУ-2, до сих пор неизвестно, так как такие данные нигде не фиксировались. Считается, что только в одной Британии от ракетных ударов погибло около трех тысяч человек. Вот только само производство «чудо-оружия» отняло жизни минимум у 20 тысяч человек.

Ракеты строились силами узников концлагерей. Их никто не считал, их жизни не стоили ровным счетом ничего. Собиралась ракета ФАУ-2 неподалеку от Бухенвальда, работа шла круглосуточно. Чтобы ускорить процесс, специалистов (особенно сварщиков и токарей) свозили из других немецких концлагерей. Люди голодали, их содержали без солнечного света, в подземных бункерах. За любую провинность пленников вешали прямо на кранах сборочных линий.

Создатель этих ракет, Вернер фон Браун, считается едва ли не гением мирового ракетостроения. Злым гением, нужно сказать: фон Браун никогда не терзался тем, кто собирает созданное им оружие, в каких условиях несчастные узники работали и умирали. Впрочем, признание заслуг этого человека имело под собой весомые основания: союзники после захвата технической документации по ракетам признали превосходство немецких разработок над своими проектами.

Вперед, к звездам!

Для своего времени двигатель ракеты был чрезвычайно мощным: он был способен поднимать ее на высоту порядка 80 километров при дальности полета приблизительно 200 километров. Силовая установка работала на смеси кислорода и технического этанола. Особенно важно то, что немцы стали использовать запас окислителя (кислорода), который размещался в контейнере на борту ракеты. Это делало ее независимой от атмосферного воздуха. Кроме того, так удалось значительно повысить мощность двигателя. Можно сказать, что ракета ФАУ-2 стала первой техникой, которая могла действительно покинуть пределы Земли, достигнув космоса.

Конечно, небольшие разработки в этой области существовали приблизительно с 30-х годов прошлого века. Но все они характеризовались куда более скромными размерами, небольшим запасом топлива, да и о космосе при их разработке никто и не помышлял. Таким образом, ФАУ-2, «сверхоружие» Третьего рейха, стала настоящим трамплином, который помог всему человечеству осваивать околоземное пространство.

Технологический прорыв

Но даже не это так поразило техников союзнических государств. Важнейшим технологическим нововведением, которое массово использовалось в конструкции этих ракет, стала полностью автономная система наведения на цель.

По тем временам это было настоящей фантастикой, сделать которую реальной могла только ФАУ-2! «Сверхоружие» Третьего рейха могло поражать свою цель, вообще не нуждаясь в наводке с земли. Чтобы добиться столь впечатляющих результатов, немецкие разработчики использовали простейшую (по нынешним временам) электронику. В «бортовой компьютер» перед запуском вводились координаты цели, на которые и «ориентировалась» ракета.

Прочие технические решения

Кроме того, впервые были применены специально созданные гироскопы, которые с немалой точностью стабилизировали полет. Рули, расположенные на боковых стабилизаторах, корректировали направление в том случае, если ракета отклонялась от заданного курса. Неудивительно, что еще до конца войны СССР, США и Британия очень хотели завладеть технологией создания ФАУ-2 (фото ее имеются на страницах этой статьи).

По вполне понятным причинам фон Браун не слишком жаждал попасть в руки советских солдат, предпочтя американский «плен». Советскому же союзу осталась почти целая сборочная линия, несколько экземпляров ракет да несколько человек технического персонала. Отечественные и американские специалисты разобрали экземпляры техники, которые достались их странам, буквально по винтикам. Впрочем, янки немецкая ракета ФАУ-2 заинтересовала настолько, что они сразу забрали несколько штук за океан. Там новая техника использовалась для каких-то высотных экспериментов.

Дальнейшие разработки Брауна

В США прекрасно понимали, что конструктор ФАУ-2 куда ценнее сборочной линии для ее производства. Фон Браун осознавал, что американцы сразу обеспечат его всем необходимым для прекрасной жизни и продолжения дальнейшей работы, а потому быстро сдался именно союзникам. Нужно отдать этому человеку должное: несмотря на свое деятельное участие в программе создания межконтинентальных ракет, он прилагал все усилия, чтобы основная деятельность его отдела была направлена на разработку космической программы, так как именно об этом он мечтал едва ли не всю свою жизнь.

Вскоре создатель ракеты ФАУ-2 делает ее американский вариант, «Редстоун». Она являлась фактическим продолжением линейки немецких ракет, с незначительными «косметическими» улучшениями и дополнениями. Чуть позже доработанный и значительно улучшенный вариант «Редстоуна» в 1961 году американцы использовали для доставки на орбиту своего первого космонавта, Алана Шепарда.

Наследие фон Брауна

Таким образом, отыскать связь между теми ракетами, которые собирались ценой жизней тысяч военнопленных, и первыми полетами в космос не так уж и сложно. Проще говоря, американцам достался не только создатель ФАУ-2, но и все технологические разработки в этой области. Технологии, которые стоили огромных ресурсов, главными из которых были человеческие жизни.

Сразу возникает достаточно сложный морально-этический вопрос: насколько реально было отправить в космос человека, искусственный спутник Земли и побывать на Луне, не используя для этого технику, которая была разработана нацистскими учеными? Конечно же, СССР и США имели собственные разработки, но «помощь» фашистской Германии позволила сэкономить огромное количество времени и денежных средств. В общем-то, ничего небывалого не произошло и на этот раз: война просто подстегнула многие научные отрасли. В 30-40-е годы прошлого века это особенно сказалось на ракетостроении, которое до тех пор пребывало практически в зачаточном состоянии.

Фундаментальный вклад в освоение космоса

Вообще, те фундаментальные принципы, на которых разрабатывались ФАУ-1 и ФАУ-2, не претерпели значительных изменений за прошедшие семь десятилетий. Общая конструкция ракетных двигателей остается неизменной, жидкое топливо доказало, что именно оно является наиболее оптимальным вариантом, а в системах полетной стабилизации и по сей день используются все те же гироскопы. Все эти решения когда-то заложили благодаря ФАУ-2. «Оружие возмездия» в который раз доказало силу человеческой мысли. Благодаря до сих пор используемой технике, человек получил постоянное напоминание о том, что наука всегда должна помнить о гуманности.

Современное использование

Не следует предполагать, что сегодня ФАУ существует только в виде государственных космических программ. Приблизительно 15-20 лет назад отдельные энтузиасты стали говорить о том, что вскоре создание космических кораблей станет прерогативой частных специалистов. Сегодня Элон Маск продемонстрировал истинность этих заявлений.

Тогда же эти люди не могли рассчитывать на помощь могущественных инвесторов, в них никто не верил. И уж тем более им бы никто не стал передавать технологии, на основе которых можно было бы построить ракеты. На помощь снова пришла ФАУ-2. Именно ее схемы заложены в основу тех космических аппаратов частных конструкторов, которые вскоре обещают начать перехватывать крупные космические заказы у государственной отрасли.

fb.ru

71 год первому успешному полёту ракеты Фау-2 - 3 Октября 2013 - ИТГ "Солярис"

3 октября 1942 года на полигоне Пенемюнде (ракетный центр Третьего рейха под городком Пенемюнде на острове Узедом Балтийского моря на северо-востоке Германии) был произведён третий (но первый успешный) испытательный запуск ракеты «Фау-2» («A-4»). Это была четвёртая по порядку постройки ракета А-4. Она пролетела 192 км. и достигла высоты 90 км. Двигатель и система управления ракеты впервые проработали сравнительно нормально, хотя ракета и не смогла поразить цели из-за неполадок в системе наведения.

«Фау-2» (от нем. V-2 - Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия; другое название - нем. А-4 - Aggregat-4) - первая в мире баллистическая ракета дальнего действия класса «земля-земля», разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение Вермахта в конце Второй мировой войны.

Вернер фон Браун

Внешне ракета Фау-2 имела классическую для ракеты, веретенообразную форму, с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами (рулями).

Ракета являлась одноступенчатой, имела длину 14 м., диаметр корпуса - 1,65 м. (диаметр по стабилизаторам – 3,6 м.), стартовую массу 12,8 тонн, которая складывалась из массы конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг.), массы компонентов топлива (8760 кг. – около 4-х тонн 75% этилового спирта и около 5 тонн жидкого кислорода) и массы боевого заряда (980 кг.). В ракете использовались 175 кг. перекиси водорода, 14 кг. перманганата натрия, и 17 кг. сжатого воздуха. Фау-2 состояла из более 30000 отдельных деталей, а длина проводов её электрического оборудования превышала 35 км.

1.Головной взрыватель2.Взрывная трубка3.Боевая головка (масса 975 кг)4.Основной электрический взрыватель5.Отсек из фанеры6.Баллоны с азотом7.Силовой набор8.Бак с этиловым спиртом и водой. Максимальная масса 4170 кг.9.Спиртовой клапан10.Бак жидкого кислорода. Максимальная масса 5530 кг.11.Изолированный трубопровод для подачи этилового спирта12.Силовой элемент13.Турбонасос14.Выхлоп турбины15.Труба горючего для регенеративного охлаждения камеры сгорания16.Главный клапан горючего17.Камера сгорания. Тяга 25 000 кгс.18.Главный клапан жидкого кислорода19.Графитовый газовый руль (4 шт.)20.Аэродинамический руль (4 шт.)21.Антенна22.Парогенератор для привода насосов23.Бак перекиси водорода. Максимальная масса 170 кг.24.Изоляция из стекловаты.25.Оборудование системы управления и радиоконтроля26.Отсек приборов

Ракета была оснащена жидкостным реактивным двигателем, работавшим на 75%-ом этиловом спирте и жидком кислороде. Оба компонента топлива подавались в двигатель двумя мощными центробежными турбонасосами Вальтера, которые приводились в движение турбинами на С-образной и Т-образной рейках. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом. Мощность двигателя составляла 730 л.с., скорость истечения газов из сопла достигала 2050 м/с., температура в камере сгорания - 2700°C, давление в камере сгорания – 15,45 атм. Расход топлива составлял 127 кг/сек. Двигатель мог работать 60-70 секунд, развивая тягу в 27500 кгс. и придавая ракете скорость, в несколько раз превышающую скорость звука - до 1700 м/с (6120 км/ч). Ускорение ракеты на старте составляло 0,9g, а перед отсечкой топлива – 5g. Скорость звука набиралась за первые 25 секунд полёта. Дальность полёта достигала 320 км., высота траектории - до 100 км., причём на момент отсечки подачи топлива дальность от точки старта по горизонтали составляла 20 км., высота – 25 км. (далее ракета летела по инерции):

Точность попадания ракеты в цель (круговое вероятное отклонение) составляло по проекту 0,5-1 км. (0,002 – 0,003 от дальности), но в реальности было 10-20 км. (0,03 – 0,06 от дальности).

В качестве взрывчатки в боевой части применялся аммотол (смесь аммиачной селитры и тротила в различных пропорциях от 80/20 до 50/50) из-за его устойчивости к вибрации и высоким температурам – головной обтекатель нагревался до 600 градусов при трении об атмосферу. Боевая часть вмещала 730 - 830 кг. аммотола (масса всей головной части составляла 1000 кг.). При падении скорость ракеты составляла 450 – 1100 м/с. Взрыв происходил не сразу при ударе о поверхность - ракета успевала немного углубиться в землю. От взрыва оставалась воронка диаметром 25-30 м. и глубиной 15 м.

Средняя стоимость одной ракеты составляла 119 600 рейхсмарок.

Технологически ракета была поделена на 4 отсека: боевой, приборный, баковый (топливный) и хвостовой. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.

Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм., общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм., снаряжался аммотолом. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.

В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование.

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75% водный раствор этилового спирта) размещалось в верхнем (переднем) баке. Окислитель - жидкий кислород, заправлялся в нижний (задний) бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).

В хвостовом отсеке, на силовой раме размещалась двигательная установка. К хвостовому отсеку крепились фланцевыми стыками 4 стабилизатора. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).

Ракета могла базироваться как на стационарном наземном стартовом столе, так и на мобильной установке. Стартовала она вертикально. Перед пуском Фау-2 строго выравнивалась по азимуту с помощью большого круга наведения. На активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, имевшая устойчивую платформу, два гироскопа и интегрированный акселерометр. При старте направления контролировалось графитовыми лопастями, которые обтекались выхлопной струёй двигателя (газовые рули). Во время полёта направление движения  ракеты регулировалось аэродинамическими рулями лопастей, которые имели электрогидравлический привод.

Стремление увеличить дальность ракеты Фау-2 привело к проекту установки на ней стреловидных крыльев и увеличенных аэродинамических рулей. Теоретически такая ракета в полёте могла бы планировать на расстояние до 600 км.:

Крылатая ракета А-4b на стартовом столе в Пенемюнде, 1944 год

Два экспериментальных полёта таких крылатых ракет, названных А-4b, были произведены в Пенемюнде в 1944 году. Первый запуск был полностью неудачным. Вторая ракета успешно набрала высоту, однако при входе в атмосферу у нее оторвалось крыло.

Первый испытательный старт Фау-2 состоялся в марте 1942 года, а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась ракета с целью запугивания, поражая в основном мирное население. Обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании, в особенности отличающийся большой площадью город Лондон, а также другие европейские города.

Жертвы Фау-2, Антверпен, 1944 год

Тем не менее, военная значимость Фау-2 была ничтожной. Эффективность боевого применения ракеты была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км. попадало только 50% запущенных ракет) и низкую надёжность (около половины запущенных ракет взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте; во-многом это было обусловлено саботажной деятельностью антифашистского подполья в концлагере, заключённые которого изготавливали ракеты). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за 7 месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (т.е., от каждой ракеты погибал один или два человека). Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырёхмоторных бомбардировщиков B-17 («Летающая крепость»), пришлось бы использовать 66000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет.

Ракета Фау-2 была первым в истории объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведен ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным до 67 сек. временем работы двигателя. Высота подъёма при этом достигала 188 километров, что, по современным меркам, считается суборбитальным полётом, поскольку ракета преодолела 100-километровую линию Кармана, принятую как «начало космоса».

Более того, среди определённых кругов популярна гипотеза о первых немецких космонавтах. Она основывается на сведениях о том, что на основе Фау-2 ещё с 1941 - 1942 годов разрабатывался проект 100-тонной управляемой двухступенчатой первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты А-9/А-10 «Amerika-Rakete», или «Projekt Amerika», высотой 25 м., диаметром 4,15 м., с дальностью полёта 5000 км. для бомбардировки Нью-Йорка и других городов восточного побережья США:

Вот предполагаемые технические данные этой ракеты:

Чисто технически, впрочем, эта ракета являлась, скорее, сверхзвуковой крылатой, так как её вторая ступень представляла собой крылатый ракетоплан, движущийся не по баллистической а по планирующей траектории. Для наведения на цель головной части ракеты с боеголовкой предполагалось использование в начале и середине полёта - сигнала с радиомаяка, на завершающей части - пилота, который незадолго до цели должен был покидать небольшую кабину на парашюте и приводняться в Атлантическом океане в надежде быть подобранным немецкой подводной лодкой после того как он совершал суборбитальный космический полёт.

Неуправляемый вариант полёта А-9/А-10. После отделения первой ступени на высоте 60 км. неуправляемая крылатая ракета А-9 достигает скорости в конце активного участка около 10 000 км/ч. После прохождения вершины траектории и возвращения в плотные слои атмосферы с помощью аэродинамических рулей прекращалось пикирование, и последующее движение ракеты происходило в виде серии последовательных погружений в атмосферу. Такая схема полёта позволяла рассеивать в окружающее пространство тепло, выделяющееся вследствие трения ракеты о воздух, и увеличить дальность полёта до 5000 км., конечно, ценою снижения скорости у цели.

По некоторым встречающимся в литературе данным, крылатая вторая ступень А-9 была испытана несколько раз, начиная с 8 января 1945 года.

Что касается первой ступени - А-10, то по одним данным она не была доведена, а по другим - ещё в середине 1944 года на ракетодроме Пенемюнде была сооружена стартовая площадка, более крупная нежели для A-4, которая могла быть использована для пусков А-10.

Есть также сведения о проведении в конце 1944 года операции «Elster» («Сорока») в Нью-Йорке по обезвреживанию уже проникших немецких агентов, в задачу которых входила установка радиомаяков на небоскрёбах города. Если это так, проект «Amerika-Rakete», возможно, был близок к началу боевого применения. Разворачивание проекта ракетной бомбардировки США полностью, видимо, было уже невозможно, поскольку немецкий ракетный полигон подвергался авианалётам союзников, а затем был занят советскими войсками в начале весны 1945 года.

Если ракеты А-9/А-10 всё-же испытывались и на их борту находились пилоты, то в случае превышения в этих запусках высоты 100 км. они могли считаться первыми космонавтами.

Тем не менее, факт каких-либо существенных работ по программе A9/A10 вызывает сильные сомнения, так как материальных свидетельств какого-либо практического воплощения работ по проекту не существует. Согласно данным проведённого журналом «Техника - молодёжи» расследования, программа не продвинулась далее эскизов и расчётов.

После окончания 2-й мировой войны Фау-2 стала прототипом первых межконтинентальных баллистических ракет в США и СССР и других странах. С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет Фау-2 начинались как некоторые американские, так и советские ракетные и космические программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2, созданных на основе Фау-2.

11 апреля 1945 года американские войска захватили завод «Миттельверк» в Тюрингии, где обнаружили 54 собранные ракеты. Кроме того, в сборочных цехах находились ещё 35 Фау-2 в той или иной степени готовности.

Фау-2 на сборочной линии завода Миттельверк в горе Конштайн, 3 июля 1945 года

Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн, в 5 км. от города Нордхаузена находился концентрационный лагерь Дора (Дора-Миттельбау, Нордхаузен) - подразделение лагеря Бухенвальд. Основным предназначением лагеря была организация подземного производства вооружений на заводе Миттельверк, в том числе ракет Фау-2. В лагере заключённые работали в специально прорубленных в горе тоннелях. Это был один из наиболее тяжёлых по режиму лагерей Германии. Тем не менее, в лагере существовало антифашистское подполье, которое организовывало тайный саботаж при изготовлении ракет, благодаря чему около половины всех запущенных Фау-2 не долетели до цели.

После занятия лагеря Дора союзниками, были найдены зарытыми 25000 трупов узников, и ещё 5000 человек было расстреляно перед наступлением американской армии. Таким образом, производство ракет унесло в 10 раз больше жизней, чем сами ракетные удары.

Около 100 захваченных американскими войсками ракет Фау-2 на 16 транспортных судах было отправлено в Америку, где они стали настоящим открытием для американских инженеров. В первые послевоенные годы с помощью Вернера фон Брауна на их базе были созданы первые американские баллистические ракеты: Редстоун, Меркурий, Юпитер, которые сыграли ключевую роль в осуществлении первых космических успехов США:

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes. В 1946-1952 годах армия США осуществили 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, ввиду наличия у США параллельной программы разработки полностью американской серии ракет WAC Corporal, развитие линии Фау-2 в США было ограничено.

Сильное впечатление произвело знакомство с немецкой военной техникой и на советских инженеров. Вот, как писал об этом Б.Е.Черток, направленный в Германию после окончания войны, наряду с другими специалистами по ракетной технике, для знакомства с немецкими трофейными ракетами Фау-2:

«A.M.Исаев, затем я, Н.А.Пилюгин, В.П.Мишин и ещё несколько специалистов были допущены к осмотру секретного немецкого оружия.

Войдя в зал, я сразу увидел грязно-чёрный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева. Он залез с головой через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал подробности. Рядом сидел расстроенный Болховитинов.

Я спросил:

- Что это, Виктор Фёдорович?

- Это то, чего не может быть! - последовал ответ.

ЖРД таких размеров в те времена мы себе просто не представляли».

Однако нашим инженерам удалось в точности повторить немецкую ракету и создать её отечественный аналог Р-1. Параллельно же с этим аналогом, С.П.Королёв разработал ракету Р-2, летавшую уже на 600-километровое расстояние. Последним прямым потомком Фау-2 стала и наша ракета Р-5, ставшая первой отечественной ракетой с ядерным боезарядом:

Прямые потомки Фау-2

Итак, рождение величайшей ракеты 20-го столетия, которая затем стала основой космических ракет, было оплачено тысячами жизней – жителей европейских городов, по которым наносились ракетные удары, узников концлагерей. И в последующие годы ракеты рассматривались сверхдержавами, как средство военного доминирования. Всяческие разговоры о мирных исследовательских космических полётах рассматривались не просто как фантазии, а как вредное отвлечение ресурсов от главной цели – создание средств разрушения, уничтожения, убийства. Только под эти цели «сильные мира сего» считали достойным и необходимым выделение огромных средств. И лишь тем конструкторам, которые являлись космическими мечтателями и сильными личностями в одном лице, таким как С.П.Королёв, Вернер фон Браун, В.П.Глушко и другим удалось направить часть этой воинственной энергии в мирное, исследовательское русло. Наверное, последующие космические исследования искупили собой те жертвы, которые были принесены на первом этапе развития ракетостроения в 20 веке. Или не искупили?

Часть вывезенных в США Фау-2 применялась для проведения научных исследований.

24 октября 1946 года автоматическая 35-миллиметровая камера, установленная на трофейной ракете Фау-2, запущенной американскими военными инженерами с полигона Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико), впервые сфотографировала Землю с высоты 65 миль (105 километров). Вот эти фотографии:

20 февраля 1947 года в США с помощью ракеты Фау-2 в космос по суборбитальной траектории были запущены первые живые существа - плодовые мушки. Было произведено изучение последствий радиационного воздействия на больших высотах.

В 1948 году в США в носовом конусе трофейных ракет Фау-2 были запущены обезьяны-резус - Альберт и Альберт 1. Во время подготовки к полёту обезьяны трудно привыкали к условиям кабины, плохо поддавались тренировке, иногда у них случались нервные срывы, и тогда они проявляли агрессивность, с которой боролись, погружая животных в состояние наркотического опьянения. После запуска они умерли от удушья. Высота ракеты достигла 63 км.

14 июня 1949 года обезьяна Альберт II была запущена в космос таким же образом. К сожалению, Альберт II тоже умер из-за того, что не раскрылся парашют. Но тем не менее Альберт II стал первой обезьяной в мире попавшей в космос, поскольку взлетел на 133 км.

16 сентября 1949 года Альберт III - яванский макак - погиб на высоте 10,7 километров при взрыве ракеты.

8 декабря 1949 года Альберт IV погиб во время полёта, достигнув высоты 130,6 километров.

31 августа 1950 года мыши Mickey, Mighty, Jerry or Danger, были запущены в космос на борту Фау-2. О том, сколько их осталось в живых не известно.

18 апреля 1951 года обезьяна по прозвищу Альберт V погибла из-за отказа парашюта.

20 сентября 1951 года Yorick, также известный как Альберт VI, вместе с 11 мышами, пролетев 70 км., стал первой обезьяной, которая выдержала полёт ракеты. Однако, он умер через 2 часа после приземления. Две мыши также умерли. Их смерти наступили в результате перегрева в загерметизированной капсуле на солнце до того, как их нашли.

21 мая 1952 года обезьяны Патриция и Майк, полетевшие  и выдержавшие полёт, пролетели всего 26 километров. Патриция и Майк прожили всю жизнь в Национальном зоологическом парке в Вашингтоне, округ Колумбия США.

В СССР в 1949 – 1951 годах были осуществлены пуски наследниц Фау-2 – геофизических ракет Р-1А (В-1А), Р-1Б (В-1Б), Р-1В (В-1В) с научными целями, в том числе, с собаками на борту (см. проект ВР-190):

Продолжение следует...

История создания и запусков Фау-2 в Германии

...

Фильмы и видеофрагменты о Фау-2

Источники:Дорнбергер Вальтер. Фау-2. Сверхоружие Третьего Рейха. 1930-1945. Пер. с англ. И.Е.Полоцка. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004, Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. - М.: 2005, Черток Б.Е. Ракеты и люди (в 4-х тт.) - М.: Машиностроение, 1999, Первушин А.И. Битва за звёзды-1. Ракетные системы докосмической эры,К.Гэтленд Космическая техника М.Мир, 1986,http://ru.wikipedia.org/, http://supercoolpics.com/, http://www.about-space.ru/, http://fun-space.ru/, http://biozoo.ru/, http://vn-parabellum.narod.ru/, http://renatar.livejournal.com/, http://www.militaryparitet.com/, http://s54.radikal.ru/, http://technicamolodezhi.ru/, http://www.telenir.net/

itgsol.ucoz.com

Создатель ракеты-убийцы «Фау-2» хотел летать из Европы в США за 40 минут

Рано утром Вальтера Дорнбергера разбудил телефонный звонок. Генерал Вальтер Буле, который служил в Генштабе Гитлера, заявил, что он должен немедленно отправиться в ставку Верховного командования к маршалу Вильгельму Кейтелю. На календаре — 15 марта 1944 года, на дворе — суровые морозы. Из Швендта-на-Одере, который находится приблизительно в 80 километрах к северо-востоку от Берлина, и в котором проживал 49-летний Дорнбергер, до Берхтесгадена, где работал Кейтель, 600 километров. Войска нацистского Третьего рейха на восточном фронте отступали под натиском Красной армии, а на юге — защищали Италию от американцев и англичан. Во Франции ожидалось давно объявленная высадка союзников. И даже у японских друзей дела в Азии и Тихоокеанском регионе шли плохо… Все преданные Рейху немцы ждали тайное оружие, которое, как обещал гитлеровский министр пропаганды Йозеф Геббельс, обеспечит победу. Генерал Вальтер Дорнбергер был военным руководителем испытательной базы Пенемюнде-восток, в состав которой входили ракетные исследовательские центры под номером 10 и 11. И именно там разрабатывалось оружие, которое могло решить исход войны. Вероятно, командующему опять были нужны заверения в том, что ракеты вскоре можно будет применить против врага.

Утром в восемь часов генерал сел в служебный «Опель» и через Берлин отправился в Альпы. Однако на дорогах был гололед и снежные заносы, дул сильный ветер, и водителю пришлось ехать медленно и осторожно. Вечером они прибыли в Мюнхен. Из отеля, где Дорнбергер захотел переночевать, он позвонил Буле, и тот сообщил шокирующую новость: «Сегодня утром в восемь часов профессор фон Браун, инженеры Ридель и Греттруп, а также, вероятно, брат фон Брауна Магнус были арестованы за саботаж проекта А-4 и отправлены в Штеттин».

Вот так скандал! Ведь это тот самый фон Браун — технический директор проекта А-4. Клаус Ридель — первый ракетный теоретик, а Гельмут Греттруп — заместитель главы телеметрического отдела.

После бессонной ночи Дорнбергер позвонил Кейтелю. Фельдмаршал подтвердил новость и упомянул интересную подробность: «Их уже арестовала тайная государственная полиция», — то есть вселяющее страх гестапо Гиммлера. Начальник Пенемюнде защищал арестованных: «Но я хорошо их знаю и исключаю любой саботаж с их стороны!»

«А Вы знаете, что Ваши «ближайшие коллеги» в одной компании в Цинновице заявили, что никогда не хотели создавать ракеты для военных целей?— продолжил фельдмаршал. — Они сказали, что работают под Вашим давлением и только для того, чтобы получить деньги для своих экспериментов и для подтверждения собственных теорий? Что их подлинная цель — космические полеты?»

Действительно, как призналась после войны эта троица, в первое воскресенье марта в одной квартире в Цинновице собрались несколько специалистов, офицеры и инженеры. Они хотели поговорить. Когда Вернер фон Браун немного выпил, он сыграл на пианино, а потом вместе с Клаусом Риделем и Гельмутом Греттрупом заговорил о возможностях послевоенного применения ракет для покорения космоса.

Служба безопасности СС, у которой были свои доносчики даже в Пенемюнде, начала собирать компрометирующие материалы на некоторых специалистов и военных, включая Дорнбергера, задолго до этого инцидента. Так, против трех арестованных инженеров у СС были готовы «доказательства их измены» еще 17 октября 1943 года. Начальник Генерального штаба Альфред Йодль, за которым оставалось окончательное решение, впоследствии говорил, что все трое уже «были уверены в поражении Германии», поэтому публично нелицеприятно отзывались о рейхе и смыслом своей работы считали «создание космического корабля», а не, по их собственному выражению, «смертоносных инструментов».

Кстати, небезынтересно, что на корпусе первой успешной ракеты типа «А-4», ставшей впоследствии известной под названием «Фау-2» и стартовавшей третьего октября 1943 года, один из техников нарисовал женщину, сидящую на Луне. Несомненно, это было напоминание об успешном немецком научно-фантастическом фильме «Женщина на Луне».

Дорнбергер начал немедленно действовать всеми доступными способами. Эти трое были ему совершенно необходимы для проекта «А-4». Некоторые высокопоставленные функционеры рейха тоже посчитали, что на этот раз гестапо совершило ошибку. Фон Брауна и его коллег перед главой полиции и лидером СС Генрихом Гиммлером защищал даже любимчик Гитлера министр военной экономики Альберт Шпеер. Для спасения арестованных вмешалась даже военная контрразведка, ведомство майора Кламмрота, которое курировало ракетные исследования. Наконец, Шпеер обсудил арест с самим фюрером.

Через две недели Дорнбергер увез Фон Брауна из тюрьмы гестапо в Штеттине. Остальные вернулись чуть позже. Их отпустили условно на три месяца, потому что начальник Пенемюнде доказал их незаменимость. Затем их пребывание на свободе продлили еще на три месяца. В итоге из-за того, что СС вплотную занялось ликвидацией оппозиции, которой не удалось покушение на фюрера Адольфа Гитлера, и из-за постановки «Фау-2» на вооружение вся эта история канула в Лету. Правда, Греттруп оставался в Пенемюнде до весны 1945 года под домашним арестом, а Ридель погиб в августе 1944 года при невыясненных обстоятельствах в автомобильной катастрофе недалеко от Карлсхагена.

Британский историк Дэвид Ирвинг предполагает, что арест этих специалистов Гиммлер мог использовать для давления на руководителей Пенемюнде, чтобы они согласились передать разработку ракет в ведение СС. Однако никто не сомневается в том, что космические полеты фигурировали в деле как «доказательство измены рейху».

Операция «Скрепка»

В субботу пятого мая 1945 года, когда Берлин капитулировал, а в Праге вспыхнуло восстание, в Пенемюнде на берег Балтийского моря двинулись первые советские танки и пехота. Немецкие мальчишки и старики, переодетые в форму ополченцев, сдавались после первых же выстрелов. В тот же день в баварском городке Кохель американские специалисты впервые встретились с фон Брауном и его ближайшими соратниками. Дело в том, что из Пенемюнде вовремя бежали большинство немецких специалистов, они спряталось в баварских Альпах, а потом с готовностью сдались американцам.

Пленением этой группы закончилась деятельность американских Объединенных передовых полевых групп (CAFT), на которые была возложена реализация операции «Оверкаст». Она началась сразу же после высадки англо-американских войск на европейском континенте. Целью операции было заполучить как можно больше немецких секретов: документов, оборудования и специалистов.

Фон Браун, чьи ракеты «Фау-2» в последние месяцы войны уничтожали британские, нидерландские и бельгийские города, покинул свой исследовательский центр в апреле. Он взял с собой разработки самых разных ракетных проектов, благодаря которым хотел сделать свою группу более интересной для заокеанских специалистов.

Сначала американские физики, математики и специалисты по аэродинамике, которые участвовали в операции «Оверкаст», с осторожностью отнеслись к своим коллегам-неприятелям. Создание большой и сложной ракеты, такой как «Фау-2», очень удивило заокеанских специалистов. Они не предполагали, что в этой пока еще плохо изученной области был совершен такой большой скачок. Вероятно, наиболее информированным участником допросов был китайский специалист по аэродинамике в форме полковника американских ВВС Цянь Сюэсэнь. Он работал в первой американской группе, которая уже несколько лет профессионально занималась ракетами в Калифорнии.

Под впечатлением от психологического шока, который нанесли бомбардировки крупных городов Западной Европы ракетами «Фау-2», командование американской артиллерией обратилось в ноябре 1944 года к фирме General Electric, чтобы та приступила к разработке ракеты большой дальности Hermes. Именно поэтому специалистов по ракетам привлекли и к операции «Оверкаст», которую впоследствии переименовали в «Скрепку» (Paperclip).

«Вы готовы работать на нас и одновременно против Японии?» — спросили американцы немецких инженеров. А те не только согласились, но и всячески демонстрировали свою готовность сотрудничать. Вероятно, они боялись, что за разработку ракеты «Фау-2», которая убивала гражданское население, их могут судить как военных преступников. Но вместо этого победители теперь предлагали им продолжить свою работу под новым руководством.

Прежде всего американцы хотели получить общее представление о масштабах и направлениях предыдущих ракетных исследований в Германии. Поэтому Цянь Сюэсэнь обратился к фон Брауну с просьбой коротко суммировать результаты его изысканий и дать прогноз на будущее ракет, в том числе — космических полетов. Готовя сообщение, немцы постарались акцентировать те моменты, которые позволят Америке в будущем превзойти другие государства, если она воспользуется услугами бескорыстных немцев.

«Мы считаем стратосферическую ракету «А-4», которую мы разработали (известной широкой общественности как «Фау-2») переходным вариантом, обусловленным войной. Это решение, у которого есть определенные естественные недостатки, и которое соотносится с будущими возможностями разработок, пожалуй, как бомбардировщик времен недавней войны с современным бомбардировщиком или транспортным самолетом, — говорится в немецком меморандуме. — Мы убеждены, что освоение ракет в полной мере очень изменит ситуацию в мире, как это удалось сделать авиации, и что эти изменения приведут к применению ракет и в гражданской, и в военной сфере. С другой стороны, из уже накопленного нами опыта следует, что освоение ракетной техники возможно только в том случае, если на разработки выделяются большие средства. Кроме того, опыт нам подсказывает, что стоит ожидать ошибок и будут жертвы, какие случались при разработках авиационной техники.

По нашему мнению, в отдаленном будущем ракетные разработки откроют следующие возможности, некоторые из которых могут иметь огромное значение:

A) Создание транспортных самолетов дальней авиации и высокоскоростных бомбардировщиков. Полет из Европы в Америку с помощью скоростных ракет займет приблизительно 40 минут. (Если план фон Брауна и его коллег вам что-то напоминает, то это не случайно. Ровно через 60 лет к нему «вернулся» Илон Маск.)

B) Создание многоступенчатых пилотируемых ракет, которые смогут развивать максимальную скорость более 7,5 тысяч метров в секунду, для полетов за пределы земной атмосферы.

C) Вместо постоянного запуска ракет мы построим «наблюдательную платформу» за пределами Земли, которую впоследствии можно переоборудовать в станцию, специально предназначенную для этих целей, и, кроме того, там можно будет собирать ракеты для межпланетных полетов.

D) По проекту немецкого ученого профессора Оберта наблюдательную станцию такого типа можно оснастить огромным зеркалом, сделанным из большой сети стальных проволок с прикрепленными к ним тонкими металлическими пластинами. Это, например, позволит освещать крупные города в вечерние часы.

E) Если ракетная техника продолжит развиваться в дальнейшем, то появится возможность отправиться на другие планеты и, прежде всего, на Луну.

Подобный перечень оригинальных проектов стал для американцев большим и многообещающим сюрпризом. Ведь немцы утверждали, что для инженеров все это достижимо — достаточно всего нескольких лет.

По приказу Сталина

Как только немцы начали обстреливать Лондон ракетами «Фау-2», советские специалисты во главе с Юрием Победоносцевым из Научно-исследовательского института номер один (НИИ-1) принялись размышлять, как сделать подобные ракеты. Победоносцев составил длинный список специалистов, которые могут внести вклад в решение этой задачи. В начале 1944 года первоначально созданный Реактивный институт (РНИИ) сначала переименовали в Научно-исследовательский институт реактивной авиации (НИРА), а через несколько месяцев — в НИИ-1. Победоносцева попросил о сотрудничестве генерал Лев Михайлович Гайдуков, член военного совета по ракетным установкам «Катюша». Однако до сих пор Сталину и его генералам хватало систем реактивной артиллерии «Катюша», чьи реактивные снаряды обрушивались с грузовиков на вражеские позиции.

«Активизация работ исключительно над ракетами в Советском Союзе началась с инициативы Уинстона Черчилля», — отметил впоследствии конструктор Борис Евсеевич Черток. В июне 1944 года британский премьер-министр обратился к Сталину с просьбой отправить группу инженеров в область Близны, недалеко от польского города Дебица, что приблизительно в 60 километрах от Дукельского перевала. Немцы испытывали там ракеты, и британцы хотели найти какие-то их следы. Советский диктатор счел, что если это оружие интересует британцев, то оно явно имеет большое значение. Сталин приказал наркому авиационной промышленности Алексею Ивановичу Шахурину как можно скорее обследовать Близину группой советских специалистов. В начале августа в этот регион вылетели известные специалисты под руководством начальника НИИ-1 генерала Петра Ивановича Федорова. Среди них был подполковник Тихонравов, полковник Победоносцев, который участвовал в разработке «Катюши» и получил за это Сталинскую премию, и еще три специалиста. У Федорова при себе был тетрадный листок, на котором советский вождь написал собственной рукой: «Федоров, я очень Вас прошу ускорить выполнение поставленной мною задачи. И. Сталин». Эта бумага имела волшебную силу: все начальники были в распоряжении Федорова.

В последний раз немцы запустили ракету близ Близины в начале июня. Несмотря на то, что после этого все установки они аккуратно демонтировали, несколько обломков ракет и наземного оборудования остались. Советских специалистов также интересовали свидетельства поляков, живущих в близлежащих селениях. В конце августа все добытые материалы группа отвезла в московский институт, где их предстояло проанализировать вместе другими коллегами. Инженер авиационной техники Федоров, который год назад возглавил НИИ-1 и сориентировал его работу на авиацию, теперь загорелся ракетами. Но, не успев ничего сделать, он погиб в авиационной катастрофе.

Только после работы комиссии советская сторона допустила на отвоеванную польскую территорию группу британских инженеров, которую все это время под смехотворными предлогами задерживала в Москве. Британцы тоже обнаружили близ Близны множество мелких частей ракет. Исследуя полевое отхожее место, о котором русские забыли, британцам даже удалось обнаружить отчеты о проведении испытаний. Все полученные материалы британская группа поместила в четыре ящика и отправила в Лондон. Но груз туда так и не дошел: его, несомненно, перехватили советские спецслужбы.

Сталин также приказал председателю Совета народных комиссаров Георгию Максимилиановичу Маленкову: «Вы должны каким-то образом получить информацию о Пенемюнде!»

Однако этот исследовательский центр находился более чем в 200 километрах от линии восточного фронта. Как выполнить приказ? Кого туда послать? Наконец, генералы решили, что выберут нескольких немецких военнопленных, дадут им передатчики и забросят их в нужный район на парашюте. Было отобрано девять человек. С ними провели краткий инструктаж, выдали фальшивые документы и посадили на самолет, который поднялся в небо с одного польского аэродрома, взяв курс на Германию.

«Но как только пленные оказались на земле, они все как один собрали парашюты и вместе с передатчиками закопали их в близлежащем лесу, — написал американский журналист Уильям Брэуэр в книге «Секретные миссии Второй мировой войны». — Они тут же бросились к своим семьям. Только лейтенант Эрвин Брандт отправил в Москву несколько не особо важных сообщений о Пенемюнде. Во время отправки седьмой телеграммы его поймали сотрудники немецкого отделения по радиоперехвату (Funkabwehr) и передали в руки гестаповцев, которые его казнили».

В СССР понимали, что на территориях, куда придет Красная армия, несомненно, будет много интересного технического и научного оборудования, а также планов и результатов исследований. Поэтому 21 февраля 1945 года сталинский комитет обороны, известный как Ставка, отдал приказ сформировать «трофейные роты», которые должны будут собирать все, что интересует СССР, а также привлекать видных немецких специалистов. Через четыре дня Сталин подписал приказ о создании отдельного Трофейного комитета Ставки, который возглавил генерал Ф. И. Вахтов. Такие же специальные комитеты учредили американцы и британцы. Вахтов отправил трофейные роты ко всем армейским командующим. Вскоре появились группы специалистов, занимавшихся разными областями науки и техники.

В апреле в Германию приехала группа под руководством генерала Николая Ивановича Петрова, начальника Научно-исследовательского института самолетного оборудования. В состав группы вошли майор Сергей Сергеевич Смирнов и Сергей Сергеевич Чистяков, а также 33-летний подполковник инженер Черток из НИИ-1. Их интересовала авиационная и радиоаппаратура. 19 апреля Ставка учредила новый институт для ракетных разработок под названием Центральное конструкторское бюро номер один (ЦКБ-1). Сначала ЦКБ-1 должно было изучить «Фау-2». Первая группа из ЦКБ-1 во главе с генералом Андреем Илларионовичем Соколовым, который прежде был уполномоченным Государственного комитета обороны по производству «Катюш», прилетела в Берлин приблизительно 24 мая. Среди наиболее видных членов группы были Юрий Победоносцев, Михаил Сергеевич Рязанский, Евгений Яковлевич Богуславский, Владимир Павлович Бармин и другие из числа тех, кто работал в РНИИ. Этих инженеров охранял отряд подполковника Георгия Александровича Тюлина, который во время войны служил на «Катюшах». По словам Тюлина, иногда в шутку говорили о «тюлинском царстве». В другую группу входил полковник Генрих Наумович Абрамович, а также Алексей Михайлович Исаев, Иван Осипович Райков и несколько других ракетных специалистов.

Однако в военной форме они чувствовали себя не очень уверенно. И неудивительно: ее выдали перед самым вылетом для того, чтобы гражданские не отличались от военных и пользовались необходимым офицерским авторитетом.

Специалистам и военным должна была помогать группа сотрудников Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), которая одновременно контролировала их рабочий настрой, следила за разговорами и собирала компромат. Лаврентий Павлович Берия, серый кардинал Сталина, хотел заполучить контроль и над ракетами. Раньше он то же самое проделал с ядерными исследованиями. Конечно, не случайно, что подобные устремления наводившего страх главы советской системы безопасности роднили его с «коллегой» из Третьего рейха — Генрихом Гиммлером. Пенемюнде заняло подразделение Второго белорусского фронта под командованием майора Анатолия А. Васильева. Офицеры, которых заранее частично проинформировали о предназначении этого центра немецких ракетных исследований, были разочарованы. «На 75% все здесь — руины», — оценил Васильев состояние объекта. Немцы вовремя демонтировали все важное оборудование, забрали всю документацию, а большую часть зданий подорвали. Вскоре туда прибыли первые советские специалисты под руководством Соколова, а затем — инженеры Исаев и Черток. Алексей Исаев случайно обнаружил там чертежи сверхзвукового ракетного бомбардировщика Зенгера. Но у специалистов было мало времени, и они смогли только мельком осмотреть исследовательский центр. Позже им еще предстояло туда вернуться.

В мае начальником советской Комиссии по ракетам со штаб-квартирой в Берлине, которая должна была координировать все поиски, стал генерал Соколов. Через некоторое время он вернулся в Москву, прежде приказав Тюлину: «Ты будешь здесь командовать, а я буду тебе отправлять новых специалистов. Каждый вечер по телефону ты должен докладывать в Генштаб о ходе работ».

В начале июня в Пенемюнде на несколько недель приехали инженеры Николай Алексеевич Пилюгин, Василий Павлович Мишин, Леонид Александрович Воскресенский и несколько других специалистов. На дровяном складе, в месте, где никто и не подумал бы искать, обнаружилась документация по ракете «A-9/A-10», которой фон Браун хотел обстреливать Нью-Йорк с французского побережья. Это было ценнейшей находкой. Но больше ничего важного найдено не было.

Неудача ждала и группу в штольнях горы Колштайн под Нордхаузеном, где располагался завод Миттельверк. Этот немецкий регион заняли американцы, которые в спешном порядке вывезли все ракеты и остальное оборудование. Только после этого, следуя предварительным договоренностям, они уступили место Красной армии. И все же даже после американских специалистов осталось кое-что, что дало возможность русским сделать определенные выводы.

В Нордхаузене не было подходящего места для размещения группы советских инженеров. Поэтому они поселились в близлежащем Блайхероде. В «вилле Франка», где раньше проживал фон Браун, хватило комнат для семи высокопоставленных советских офицеров-специалистов. Остальных расселили поблизости.

Поиски ракетных трофеев становились все более активными, и специалистам требовалась постоянная охрана. Наконец, силам реактивной артиллерии пришлось создать новое подразделение — бригаду спецназначения. Командовать ею хотели многие советские генералы. В итоге во главе встал генерал Николай Николаевич Кузнецов, руководивший «Катюшами». Однако долго в новом качестве он не проработал, потому что тяжело пострадал в автомобильной аварии. На его место пришел генерал Александр Федорович Тверецкий, который прежде был заместителем командующего артиллерией одного из фронтов.

Политическим комиссаром в командовании «Катюшами» в Красной армии был назначен вдумчивый и энергичный генерал Лев Михайлович Гайдуков. Он очень скоро понял, что каждый специалист интересуется только своими частностями, и никто не собирается исследовать систему ракет «Фау-2» целиком. Кроме того, в Германии, по его мнению, работало слишком мало советских специалистов (чуть более ста).

Поскольку у Гайдукова были связи в Кремле, третьего августа он попал на прием к самому Сталину. Генерал рассказал вождю о важности ракетных вооружений, которые разрабатывали немцы, и предложил отправить в Германию больше опытных людей. Например, в казанской «шарашке» (так в народе называли конструкторские бюро, где держали ученых, нужных для выполнения государственных задач) во время войны работали несколько выдающихся инженеров. Также Гайдуков предложил создать межотраслевую комиссию, которая занялась бы дальнейшей разработкой и применением «Фау-2».

«Отличная идея, — согласился Сталин и доверил генералу руководство этим органом. — Я дам Вам полномочия, чтобы Вы договорились со всеми народными комиссариатами. А потом Вы направите мне свои рекомендации насчет дальнейших действий».

НИИ-1 подчинялся комиссариату авиационной промышленности. Ведь ракетные двигатели — будущее авиации! Народный комиссар Алексей Иванович Шахурин отказался: «Мне подобная помощь не нужна!»

Тогда Гайдуков попытался привлечь комиссара боеприпасов Бориса Львовича Ванникова. Ракеты ему понравились, но через две недели по телефону он заявил: «Извини, Лев Михайлович, но я не могу этим заняться. Мне поставили другую задачу…» В кругах высокого военного командования поговаривали, что все силы теперь будут брошены на создание атомной бомбы. По крайней мере, так видел ситуацию Гайдуков.

Последним, кого ракеты могли заинтересовать, был 38-летний Дмитрий Федорович Устинов, нарком вооружения. Этого выдающегося организатора и близкого соратника Сталина ракеты тоже заинтересовали. Но он поставил условие: «Прежде чем я приму решение, заняться ими или нет, я отправлю в Блайхерод своего заместителя Василия Михайловича Рябикова».

Морской артиллерист Рябиков тесно сотрудничал с Устиновым на протяжении всей войны. Он обожал технику, и если какая-то проблема ему не давалась, он тут же начинал в нее вникать.

Рябиков приехал в Блайхерод. Ракетные инженеры продемонстрировали ему все, что осталось от немцев, и даже показали ему работу одного ракетного двигателя. Затем они ознакомили его с результатами своей работы и планами.

Вечером перед возвращением в Москву Рябиков встретился на «вилле Франка» с Мишиным, Чертоком, Пилюгиным, Воскресенским и Рязанским. Рябиков выразил удовлетворенность: «Все очень интересно и перспективно. Я думаю, что наш комиссариат должен этим заняться. Я скажу об этом Дмитрию Федоровичу Устинову. Когда он освободится, он, конечно, приедет к вам посмотреть».

Операция «Ответный огонь»

В начале сентября в Берлин прибыли Королев, Глушко и еще 20 специалистов, которые познакомились в Казани, а теперь надели военную форму высокопоставленных военных. Гайдуков поручил подполковнику Королеву: «Сосредоточьтесь на объяснении конструкции и принципа действия ракеты „Фау-2“ фон Брауна!» Глушко занялся в Леэстене двигателями этой ракеты.

Постепенно из Москвы приехали еще две сотни специалистов, которые занимались ракетами. Командующие, как правило, размещали их в частных квартирах в Берлине на Бисмаркштрассе, а оттуда они отправлялись на автомобилях в разные регионы страны, а также в соседние государства, куда дошла Красная армия.

Первоначально планировалось, что в Германии они пробудут несколько месяцев. Но они и не подозревали, что немецкие ученые и инженеры так далеко продвинулись в своих исследованиях и разработках некоторых видов совершенно нового оружия. Разумеется, немцы не хотели, чтобы эти разработки достались ненавистным русским, поэтому почти все, что не смогли или не успели увезти с собой к американцам, немцы попытались уничтожить. Так что советским специалистам не оставалось ничего, кроме как тщательно собирать информацию по крупицам.

Но они не сдались. Наконец, с помощью немецких специалистов, которые остались в Пенемюнде, они собрали около десяти ракет «А-1/Фау-2».

На заводе в Нордхаузене Черток собрал более 150 бывших немецких работников. Чтобы лучше организовать их работы, в июле в Блайхероде для них был создан специальный институт RABE (Raketenbau und Entwicklung), что можно перевести как Институт по разработке ракет. Когда русские узнали, что по-немецки слово rabe означает «ворон» или «негодяй», то тут же переименовали институт в нейтральный Zentralwerke. Формально его возглавлял немецкий инженер Розенплентер, но на самом деле — Черток.

Русские создали немцам королевские условия и привлекли новых местных специалистов. Когда институт RABE начинал свою работу, многие немецкие инженеры отказывались работать там на русских. Но, узнав от коллег, которые поддались на приманку, какие деньги там платят и какие выгоды сулят, немецкие инженеры сами шли наниматься.

Однако большинство немецких специалистов боялись Красной армии и бежали в западные оккупационные зоны. Лучшие из лучших купались у американцев в роскоши, но остальные бедствовали у себя дома. СССР стремился переманить их на свою сторону. Эту задачу поставили перед старшим лейтенантом Василием Харчевым. Некоторых немцев он отправлял привести своих друзей: «Скажите им, что они получат восемь тысяч марок на руки, если будут работать здесь. А если им мало, то скажите — двенадцать…»

В послевоенной Германии царил голод, поэтому неудивительно, что новые люди постоянно приходили в Zentralwerke. Даже не приходилось предлагать им много денег: они довольствовались малым. В декабре 1945 года там работали более 600 немцев. В своей оккупационной зоне СССР привлек к работам, связанным с «Фау-2», около пяти тысяч местных рабочих и техников.

В середине сентября Черток привлек к работе инженера Гельмута Греттрупа, который жил в американской оккупационной зоне. Черток предложил ему пять тысяч марок в месяц, виллу и все условия.

Советские генералы были разочарованы. Их армии удалось занять большую часть мест, где немцы производили ракеты, но главные специалисты бежали на Запад. Спецслужбы НКВД, ГРУ и Смерш знали, что самым важным человеком является Вернер фон Браун, который бежал к американцам. Они содержат его в специальном отделе лагеря военнопленных в Мангейме. Советской стороне удалось привлечь на свою сторону пленных, работавших на кухне, и через них в конце лета передать фон Брауну: «Переходите на нашу сторону, мы обеспечим вам безопасную дорогу, а затем все, что вам потребуется». Черток отправил за фон Брауном Харчева, но американцы его не пустили. Потом советские спецслужбы хотели похитить этого конструктора, но им не удалось.

Британским войскам удалось получить несколько ракет «Фау-2» даже с военным персоналом. Теперь британцы хотели испытать их в рамках проекта «Ответный огонь» на берегу Северного моря. Первая ракета взорвалась, но два других испытания прошли успешно. На очередной запуск они пригласили представителей союзников.

От Красной армии должны были ехать трое военных. Но в итоге в Гамбург, а затем в Куксхафен, где проводился очередное испытание, отправились пятеро (Соколов, Победоносцев, Тюлин, Королев и Глушко). Американскую делегацию возглавлял полковник профессор Теодор фон Карман. Его сопровождали Уильям Х. Пикеринг из калифорнийской Лаборатории реактивного движения (JPL), а также Говард С. Сэйферт и подполковник Грейсон П. Меррилл. Французы отправили трех офицеров, которые понятия не имели об этих ракетах. Никто не подозревал, что в будущем некоторые из американских и русских гостей станут творцами ракетной и космической техники двух сверхдержав.

14 октября в Куксхафене британцы продемонстрировали перед специалистами союзников все наземное оборудование, пусковые установки и ракету. Только увидев ракету на пусковой установке, Королев полностью осознал ее сложность. На следующий день обученные немецкие солдаты произвели пуск ракеты на глазах у делегации. Это было сделано в третий и последний раз под надзором союзников на немецкой земле.

«Когда мы вернулись, Королев предложил нам повторить испытания, проведенные британцами, но только собственными силами, — вспоминал впоследствии Тюлин. — Многие наши товарищи согласились с этой идеей. Все, что нам было нужно для подобного пробного пуска, у нас было. Вскоре мы получили приказ от Советской технической комиссии создать группу «Выстрел». Командующим опытными запусками был назначен Леонид Александрович Воскресенский (впоследствии заместитель Королева по испытаниям). Мы запросили согласия Москвы. Но она отказала, сославшись на то, что подобные вещи нужно делать на советской территории».

Не исключено, что была и другая причина. В начале 1946 года Сталин приказал физикам как можно скорее создать собственную атомную бомбу, чтобы таким образом лишить американцев монополии. Поэтому было ограничено финансирование ракетных разработок, в нужности которых Сталин все еще сомневался.

Конец первой части

Сокращенная глава из книги Карела Пацнера «Колумбы Вселенной: борьба за Луну».

news.rambler.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>