Создатель марвел вселенной
«Создатель великой вселенной Marvel»: Отрывок из новой биографии Стэна Ли
Зрители, которые последние десять лет регулярно смотрят фильмы о супергероях, вероятно, могли заметить в них необычного персонажа — пожилого усатого господина в очках. Он встречается в «Людях Икс», «Человеке-пауке», «Торе», «Мстителях», «Стражах Галактики», «Дэдпуле», «Защитниках» и других лентах. Например, в ленте «Первый мститель: Противостояние» старик появляется в штаб-квартире Мстителей в образе курьера FedEx и передает письмо от Капитана Америка Железному человеку, в котором тот снимает с себя обязанности лидера Мстителей.
Незначительная, на первый взгляд, сцена наглядно демонстрирует место, которое занимает исполнитель этой маленькой роли — американский писатель и сценарист Стэн Ли, которому 28 декабря исполнилось 95 лет — во вселенной Marvel. Камео создателя Человека-паука, Халка, Доктора Стрэнджа, Железного человека, Сорвиголовы, Тора и многих других персонажей на самом деле имеет большое значение для сюжета ленты и указывает на то, как события вселенной Marvel будут разворачиваться в дальнейшем. Даже больше: по одной из фанатских теорий, Стэн Ли в своих камео играет персонажа по имени Всевышний (One-Above-All), который является богом вселенной Marvel и ее творцом.
Вклад этого человека в современную массовую культуру трудно переоценить. Боб Батчелор, автор новой книги «Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel», которую недавно опубликовало на русском языке издательство «Эксмо», подробно рассказывает о том, как Стэнли Либер (настоящее имя писателя) подарил читателям комиксов новый взгляд на супергероев: «Они оказались настоящими, имеющими свои недостатки, как и все люди. Персонажи Marvel обладали эмоциональными слабостями. Их главным врагом были человеческие эмоции, а не, например, осколки внеземных пород, как у Супермена».

Новшество, которое Стэн Ли привнес в индустрию комиксов, состояло в том, что он сосредоточился на том, как говорят персонажи, что они чувствуют, с какими проблемами сталкиваются и каково им жить в реальном мире с их необычными способностями. Подобный подход очень понравился поклонникам комиксов: если супергерои могут быть похожими на нас, то и мы можем быть похожими на супергероев. «Читатели приняли идеи Ли, а его авторский почерк превратился в один из определяющих для популярной культуры», — отмечает Батчелор.
С согласия издательства КиноПоиск публикует отрывок из книги о том, как Стэн Ли начал работать в кино.
Стэн Ли едет в Голливуд
Было ли то окликом Одинокого гонщика («Хей, Сильвер! В сторону!») или же звуками разрезающего воздух плаща Супермена, история кинематографа всегда была тесно связана с супергероями и комиксами. Несмотря на то, что комиксы имели возможность полностью раскрыть характер героя для читателей, фильмы о супергероях захватывали зрителей совершенно иначе.
Популярность телевизионных супергероев часто приводила к росту продаж комиксов, что никак не было связано ни с качеством самих комиксов, ни с громким именем авторов, и это сводило людей с ума. Мультики о Бэтмене и Супермене вызвали огромный спрос на комиксы в 1950-х и конце 1960-х, поэтому руководство Marvel недоумевало, почему оно не могло повторить успех этих двух франшиз в 1970-х, учитывая, что в эти годы Marvel полностью подавило своего давнего конкурента по продажам DC.
Битва за лидерство по продажам велась годами. Гэлтон и другие начальники хотели нажиться на победе и установить больший контроль над Западным побережьем. Они также хотели воспользоваться моментом и показать студиям, что фильмы о супергероях могут занять свою нишу в киноиндустрии. Эти амбиции могли добавить прибыль компании, а также сбалансировать хаотичную природу спроса на комиксы.

Стэн Ли
Время для Ли было практически идеальным. В поисках новых идей по привлечению аудитории он, как и многие до него, обратился к золотым побережьям Калифорнии. К концу 1970-х он был в индустрии комиксов уже 40 лет. Тогда в свои пятьдесят с хвостиком он захотел оживить свою карьеру, как и 10 лет назад, когда он собирал толпы студентов-читателей по всей стране. [Джим] Гэлтон, у которого были хорошие отношения с издателем, планировал вместе с Ли предложить компании купить киностудию в Голливуде. Как только телевизионные студии начали показывать интерес к супергероям Marvel, Ли был отправлен на Запад, чтобы воплотить задуманное.
Несмотря на то, что супергерои, придуманные Ли, произвели революцию в поп-культуре, а его комиксы читали во всем мире, Ли отправился в Лос-Анджелес в тревоге. Он уже имел громкое имя и был своего рода звездой, что делало сложной (и практически невозможной) задачу обучиться бизнесу с самых азов. У Ли была сильная опора в виде достижений Marvel, которая помогала открыть многие двери, но все эти достижения повышали уровень ожиданий его начальства, так как оно уже заранее было уверено, что успех гарантирован. Ли привык самостоятельно принимать все решения в Marvel, что и делал на протяжении всей своей карьеры. Однако это оказалось совершенно невозможным в Голливуде. Ли приходилось убеждать телевизионщиков, что герои вселенной Marvel могут органично влиться в кино, а взрослая аудитория примет этот жанр.
Но ветер перемен уже дул вовсю. Вдобавок к выходу Marvel на лидирующую позицию в индустрии комиксов и к доминирующему влиянию Ли на массовую культуру научно-фантастические и фэнтези-фильмы стали невероятно популярными. Так, «Человек на шесть миллионов долларов» (1974—1978) подтвердил, что фильмы о супергероях будут иметь успех у зрителей. Стив Остин (которого блестяще сыграл Ли Майджорс) превратился в культурный феномен, породивший серию комиксов (с работами друзей Ли — Ховарда Чайкина и Нила Адамса), альбомы и фигурки героя. Продолжение «Биоженщины» (1976—1978) развило тему киберприключений, и в этот раз в главной роли была Джеми Соммерс (актриса Линдси Вагнер). Успех данной картины также привел к созданию мерча, начиная с пластиковых фигурок и до настольных игр и ланч-боксов, которые стали мастхэвами среди младших школьников.

Стэн Ли
Конец 1960-х подготовил почву для популярности супергероев и научной фантастики в широких слоях населения. В 1968 году такие фильмы, как «Космическая одиссея» и «Планета обезьян», поразили зрителей и породили спрос на новый жанр повествования в научно-фантастических фильмах, нацеленных на взрослую аудиторию. Позже такие фильмы, как «Бегство Логана», показали, как фантастический сюжет может быть дополнен и улучшен при помощи современных технологий и спецэффектов.
В 1977-м «Звездные войны» Лукаса продемонстрировали руководству киностудий и всем зрителям по всему миру жизнеспособность научной фантастики и фэнтези в кино. Не был ли в конечном итоге Люк Скайуокер футуристическим аналогом Человека-паука, аутсайдером, которому предстояло совладать со своими необыкновенными возможностями? Через год «Супермен» ворвался в кинотеатры и тоже покорил зрителя. Эти фильмы доказали, что инновации в киноиндустрии могут улучшить сюжет и по-новому раскрыть персонажей фантастических фильмов. Спецэффекты наконец шли в ногу с фантазией авторов и художников, открывая двери перед научной фантастикой и фэнтези как в кино, так и на телевидении. Для героев комиксов пришло время перейти со страниц комиксов на экраны.
От печати к телевидению
Ли исколесил страну, пытаясь держать руку на пульсе самых разных тенденций в мире комиксов, но в основном он был сфокусирован на внедрении Marvel в теле- и киноиндустрию. Он называл Лос-Анджелес Нирваной, божественной утопией, которая могла помочь ему изменить карьеру в свои пятьдесят, не предавая забвению его прошлые достижения. Страх покидания Нью-Йорка, его родного дома, испарился перед возможностями новой работы и величием Западного побережья: теплые бризы Тихого океана и потаенные места, окруженные дремучими лесами и холмами, манили Ли.
Переход от печати к телевидению казался естественным в мире, где главенствуют изображение и движение. Ли называл подход Marvel «очень кинематографичным», объединяющим диалог и искусство. Ажиотаж в Лос-Анджелесе и сделки с несколькими компаниями помогли Marvel выйти на арену. Однако некоторые телепередачи не дотягивали до стандартов Ли. Иные не оправдывали надежд зрителей. Руководство киностудий и команды сценаристов, режиссеров, продюсеров недооценили важность стиля и голоса Ли в успехе супергеройских франшиз. Честно говоря, им казалось, что они смогут все сделать сами, они считали себя экспертами, и им было лучше знать, как делать кино, хотя в итоге они могли лишь поверхностно копировать шуточки и показывать базовые человеческие эмоции на экране. Для больших начальников в кино и на телевидении герои Marvel были просто собственностью, которую можно было переделать в рабочий материал и продать. Душа супергероев, то, что завораживало фанатов и заставляло по-настоящему погрузиться во вселенную Marvel, зачастую были потеряны при перенесении героев на экраны.

На первый взгляд могло показаться, что многие герои Ли с легкостью ложились на телевизионные реалии. К удивлению, неистовый зеленый гигант Халк первым прорвался на телеэкраны. Лу Фериньо — в прошлом «мистер Вселенная», двухметровая и 130-килограммовая гора мускулов — удостоился главной роли в телесериале. Актер Билл Биксби сыграл тихого доктора и ученого Дэвида Баннера (сценаристы изменили оригинальное имя героя «Брюс»). Критики считали, что успех картины был обеспечен за счет привлечения томных взглядов женской половины аудитории, имеющей интерес к накачанному телу Фериньо, а также общим тоном шоу, затрагивающим чувства более взрослой аудитории. Продюсер Кен Джонсон объяснял это тем, что они «старались создать телесериал для взрослых, который могли бы смотреть и дети». Так сценаристы использовали элементы из стиля кэмп, «пытаясь показать все прямолинейно и честно». В свою очередь, Ли понравилась подобная адаптация, учитывая качество игры актеров и изменения, внесенные в сюжет для привлечения более взрослой аудитории.
Некоторые критики отмечали, что взрослым нравилось видеть, как герой давал волю чувствам и входил в неистовство. Ли соглашался с таким мнением: «Нам всем порой хочется побыть Халком. Никто не может им помыкать, и людям это нравится». Шоу стало телехитом в Соединенных Штатах, но даже больший успех оно имело в Британии, где «Необыкновенный Халк» побил все рекорды зрительских симпатий. Возможно, в конце 1970-х британцам больше хотелось дать волю чувствам и превратиться в Халка. В итоге шоу стало самым успешным за историю Marvel в те времена.
CBS также перенес на телеэкраны Человека-паука, Доктора Стрэнджа и Капитана Америка. «Невероятный Человек-паук» с Николасом Хаммондом в роли Питера Паркера, периодически выходивший на канале, просуществовал два сезона. «Доктор Стрэндж» с участием Питера Хутена вышел в эфир в сентябре 1978-го в качестве телевизионного фильма, «Капитан Америка» также стал телевизионным фильмом, главную роль в котором сыграл Рэб Браун.

Стэн Ли и Николас Хаммонд / Фото: Getty Images
Из трех вышеперечисленных шоу «Человек-паук» имел наибольший успех у зрителя, поэтому сериал заслуженно занял первое место в рейтинге Нильсена за 1978 год. Вначале руководство CBS было обеспокоено тем, что сериал не будет воспринят среди аудитории от 18 до 49 лет. Поэтому они решили подстраховаться и выпустить пять серий, чтобы оценить зрительские симпатии (в апреле и мае 1978 года). Дебют был хорошо воспринят, и, по оценкам CBS, шоу вошло в топ-10 лучших передач за неделю, но в итоге переместилось в топ-20 к концу серий. Продюсеры посчитали, что шоу было нацелено на более молодую аудиторию.
Хотя фанаты полюбили адаптацию, Ли сериал совершенно не понравился. По его словам, шоу «выглядело глупо, казалось полнейшим ребячеством и походило на дешевый комикс». Ли постоянно имел стычки с главным продюсером Дэниелом Гудменом, потому что Ли настаивал, что шоу должно быть нацелено на более взрослую аудиторию. «„Человек-паук“ был сериалом какое-то время. Это было ужасно. Никакого характера. Никакого юмора. Ничего из того, что делало Человека-паука Человеком-пауком».
Исходя из этого положения CBS заказал еще семь серий для нового сезона и показал их в нерегулярном плане, несмотря на высокие рейтинги конкурентов. Новый продюсер Лайонел Сигел попытался взять шоу в свои руки и внес изменения в сюжет, утихомирив суперсилы Человека-паука и добавив любовную линию. Несмотря на уверенные рейтинги, руководство CBS закрыло шоу после второго сезона, так как боялось, что зрительская аудитория будет односторонне воспринимать телеканал из-за обилия телепередач о супергероях.
Ли не нравился сериал, он назвал его «ужасным» из-за недостатка «темпа Marvel», который позволил комиксу оставаться бестселлером многие годы. Трудности бытия Питера Паркера и Человека-паука не нашли места в сериале, и в конце концов у канала просто опустились руки. Но когда время дошло до адаптации «Капитана Америка», Ли едва мог сдержаться — так он называл картину «отродьем». Все эти сериалы слишком сильно отличались от оригинального замысла Ли и остальных авторов, которые создавали вселенную Marvel.
Разочарование в Голливуде
В разъездах от побережья к побережью Ли все больше разочаровывался из-за того, что Голливуд вертел супергероями как хотел, будто у них еще оставались сомнения, включать ли героев Marvel в свою программу. Многие продюсеры все еще придерживались высокомерных мнений, которые преследовали Ли на протяжении всей его карьеры: они считали, будто комиксы — это удел детей и что взрослым будет неинтересно, если не добавить любовную интригу. Множество успешных адаптаций и миллион прочитанных комиксов поколениями читателей не могли убедить Голливуд в успехе фильмов о супергероях у взрослых.

Стэн Ли / Фото: Getty Images
Его увлекательные и полные юмора колонки в Soapbox и лекции в колледжах по всей стране помогли разрекламировать Marvel среди населения, но все это не имело значения в Лос-Анджелесе. Ли начал публично анонсировать сделки и работу над адаптациями, что, конечно, не могло не вызывать зрительского ожидания, но это зачастую приводило к неловким ситуациям, когда проект замораживали или же просто отменяли. Ли приходилось отвечать на множество вопросов, а также позиционировать себя как самостоятельное лицо в отрыве от придуманных им персонажей. Долгое время Ли был вынужден отделять настоящие деловые встречи от ситуаций, когда режиссер просто хотел встретиться с Ли, так как являлся его давним фанатом.
Проект на Западном побережье должен был показать какой-никакой прогресс, поэтому Ли и его команде пришлось объединить усилия. Они сотрудничали с NBS над адаптацией «Серебряного Серфера» для телеэкрана. Затем ABC прогремел с известиями о запуске «Женщины-паука», после другие персонажи, включая Тора, Сорвиголову и Доктора Стрэнджа, были проданы Universal.
В то время как анонсы новых проектов копились, все это было скорее обузой, потому что они, как и многие сделки в Голливуде, расторгались. Разочарование Ли все больше и больше увеличивалось. Сделка за сделкой он терпел неудачу и чувствовал себя еще более опустошенным. «Мы работаем с другой продюсерской компанией, и мне приходится соглашаться с ее мнением. Проходит бесконечное количество времени, прежде чем мы сойдемся на истории, которая бы всех нас устраивала».
Извечная проблема Ли в ранние годы работы в Голливуде — возвращение к одним и тем же трудностям снова и снова. Он никак не мог заключить контракт, который бы позволил ему и Marvel стать главными игроками на голливудской сцене. Ли регулярно привлекал внимание СМИ и анонсировал длинные списки потенциальных проектов, но только немногие из них увидели свет. Что хуже, те крупицы, что были выпущены, в итоге проваливались в прокате из-за проблем в сценарии, из-за плохого раскрытия героев, либо технологии были недостаточно развиты, чтобы показать персонажа в полной красе. «Невозможно предсказать, каких супергероев купит компания, а каких нет», — говорил Ли.

«Супермен»
Бесконечные встречи также отнимали ценное время для написания комиксов. «Здесь если у тебя есть идея для фильма, то даже через несколько лет ты все еще будешь пытаться воплотить ее в жизнь». Ли объяснял: «Здесь это все очень большой бизнес. Есть контракты, переговоры, а затем время между получением контракта и его исполнением. У меня опускаются руки, я привык быстро двигаться и быстро писать». Киностудии и издательства предлагали ему написать сценарии и романы, но у него попросту не было времени на это. Жизнь в Лос-Анджелесе казалась порочным кругом встреч, переговоров, сделок и ожиданий. Ли больше времени потратил на разговоры о создании, чем на само создание картин.
Несмотря на разочарование в состоянии дел в Голливуде, его прельщала идея переехать жить в Голливуд. Забавно, что благодаря успехам фильмов DC Ли и Джоан смогли перебраться в Лос-Анджелес. В 1978-м «Супермен» от компании Warner Bros., главную роль в котором сыграл актер Кристофер Рив, пленил зрителей и удостоился положительного отзыва Роджера Эберта, фильм собрал 300 млн долларов в прокате. Успех данного фильма вкупе с популярностью «Невероятного Халка» на телевидении должны были подстегнуть интерес к супергероям в кино. Поэтому Ли убедил свое начальство в Marvel создать офис на Западном побережье.
Офис с табличкой «Бриллианты»
В мае 1979 года Ли в своем письме к французскому режиссеру новой волны Алену Рене признавался в своей любви к Лос-Анджелесу и мечте проникнуть в теле- и киноиндустрию. Он также упомянул потенциальную сделку с Ли Крамером — продюсером, менеджером и бойфрендом популярной певицы и актрисы Оливии Ньютон-Джон — о высокобюджетной версии «Серебряного Серфера».

Стэн Ли / Фото: Getty Images
Большую часть года Ли проводил за сделками в Лос- Анджелесе, мечтая переехать туда на постоянную основу. «Я, по правде, влюбился в Лос-Анджелес во время моих деловых поездок», — говорил он. Но он никак не мог полностью убедить Джоан. Позже она смирилась с этой мыслью, особенно после того, как их квартиру в Нью-Йорке ограбили и она лишилась всех украшений и других ценных вещей. Позже Ли назвал это «самой тягостной и тревожной вещью, которую он мог представить». Они оба представляли Голливуд площадкой для нового старта. Ли пытался делать вид, что все в порядке, и в письме к своему другу Алену и его жене Фло советовал «поглубже упрятать свои драгоценности».
К июлю 1979 года Ли удалось улучшить работу в Лос-Анджелесе. В попытке использовать методы Marvel в кино он придумал сюжет фильма о ведьме, которая убивает только плохих парней, и назвал его «Ночь ведьмы». Независимый режиссер Ллойд Кауфман (который позже прогремел со своим культовым фильмом «Токсичный мститель») прочитал наброски и затем адаптировал материал в полноценный сценарий. Кауфман встретил Ли во время учебы в Йельском университете, будучи ярым фанатом Marvel. Позже молодой человек создал Troma Entertainment — малобюджетную киностудию, выпускающую сумасшедшие комедийные ужастики. Эти двое не переставали работать годами. «Ночь ведьмы» была продана за крохотные 500 долларов, но так и не была снята. Затем они развили еще одну идею Ли под названием «Человек, который говорил с Богом», предложив сценарий Рене, но он отказался от предложения.
Несмотря на свой высокий статус создателя культовых героев, здесь Ли был просто неопытным сценаристом, у него даже не было времени для написания полных сценариев, поэтому он опирался на работу других сценаристов, которые писали сценарии исходя из идей Ли. В начале 1970-х он объединился с Рене, чтобы вместе написать пару сценариев, однако этот союз так и не нашел продолжения из-за нехватки времени.
Работать с другими авторами было рационально и подходило к безумному стилю Ли. Однако все чаще эти объединенные усилия терпели крах, так как другие авторы не могли отразить в тексте стиль и почерк Ли. Казалось, он был слишком зациклен на методах Marvel и никак не мог найти авторов, похожих на Кирби и Дитко, которые бы полностью его понимали.
Когда Ли наконец убедил руководство в том, что ему нужно постоянно работать в Калифорнии, он открыл небольшой магазин в долине Сан-Фернандо. В середине 1980-х Ли анонсировал открытие Marvel Productions в небольшом панельном здании по адресу бульвар Ван-Найс в Шэрман Оукс, который Ли описывал как «мини-Пентагон, окруженный пышным садом». Ли принялся за работу с присущим ему неистовством, пытаясь оправдать табличку на офисе, гласящую «Бриллианты». Прожив всю свою жизнь в Нью-Йорке, Ли наслаждался солнечным Лос-Анджелесом. Люди считали его безумцем, так как он имел привычку работать в саду под палящим солнцем. Все было совсем иначе, чем в Нью-Йорке на Мэдисон-авеню.
Батчелор Б., «Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel». М.: «Эксмо», 2018
Автор КиноПоискНашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
www.kinopoisk.ru
Вселенная Marvel: от сотворения до Эры Альтрона - ITC.ua
Пока Скай отправляется знакомиться с матерью, а Marvel готовит нас к грядущей экранизации Нелюдей, в Щ.И.Т.е решают, какая из двух ответвлений организации настоящая. В то же время Мстители еще раз собираются вместе, чтобы разобраться с бароном фон Штрукером и вернуть посох Локи, в который, как мы помним, Танос поместил очередной Камень Бесконечности — Камень Разума. Потерпев неприятное поражение от близнецов Максимофф, Мстителям удается завладеть посохом, хотя и не без потерь — близняшки оказались не по зубам удалой шестерке. Преследуемый параноидальными видениями, насланными Алой Ведьмой, Тони Старк решает создать искусственный интеллект для защиты Земли от внешних и внутренних угроз. За основу Старк и Баннер берут Джарвиса и тот разум, который был заключен в Камне Бесконечности. Эксперимент ожидаемо провалился, Альтрон выходит из-под контроля и, завладев Железным Легионом Старка, сам начинает представлять из себя угрозу для дальнейшего существования человечества.
По одну сторону конфликта оказываются остатки Щ.И.Т.а и Мстители, раздираемые противоречиями внутри группы (большинство не может простить Старку и Баннеру то, что разработка Альтрона велась в тайне), по другую — Альтрон со своей армией роботов и близнецами Максимофф впридачу. Во время одной из стычек Мстителям удается завладеть незавершенным синтетическим телом, в которое хотел переселить свое сознание Альтрон.
После небольшой потасовки (намек на будущую Гражданскую Войну), сторонникам создания очередного искусственного интеллекта во главе с Железным Человеком удается загрузить в тело обновленного Джарвиса. В процессе андроид сливается с Камнем Разума и становится Виженом. Именно Вижен сыграл решающую роль во время финальной схватки с Альтроном, которая, в какой-то мере, стала последней для текущего состава Мстителей. Большинство старых героев отправляется на покой (по крайней мере, временно), а Marvel тем временем знакомит нас с новой командой, включающей в себя Капитана Америку, Черную Вдову, Железного Патриота, Вижена, Сокола и Алую Ведьму.
Казалось бы, можно немного расслабиться в ожидании Человека-муравья, заключительного фильма второй фазы киновселенной Marvel, но судя по тому, какие фильмы ждут нас с вами в следующие три года, расслабляться рановато. Помимо вернувшегося в семью Спайди (Marvel Studios наконец-то выкупила у Sony права на экранизацию Паучка), отдельных лент про Доктора Стрейнджа, Черную Пантеру, Капитана Марвел, сиквела Стражей Галактики и уже упомянутых Нелюдей, Marvel снимает Первого мстителя: Гражданскую войну, рассказывающую о противостоянии Железного Человека и Капитана Америки, которое началось из-за введения правительством США Акта о регистрации супергероев. Старк поддержал инициативу, предполагая, что точный учет всех сверхлюдей необходим в первую очередь исходя из соображений безопасности, а Роджерс, напротив, заявил, что это ущемление прав и свобод. Следующий фильм о Мстителях разделят сразу на две части, снабдив подзаголовком “Война Бесконечности”. Не зря, видать, в конце Эры Альтрона за Камнями Бесконечности отправился уже лично Танос, прихватив свою перчатку (да, в Marvel говорят, что Перчаток Бесконечности теперь две). Ну и в Асгарде, очевидно, тоже все не слава богу — с чего бы иначе третьей части Тора называться Рагнарек?
Вы, наверное, заметили, что в этой хронологии почему-то отсутствует Мэтт Мердок, он же Сорвиголова. Дело в том, что пока все остальные решали проблемы в общем-то вселенского масштаба, Мердок бегал по разрушенной после вторжения читаури Адской Кухне в глупом платке и бил морды каким-то совершенно малозначительным бандитам местного пошиба. По идее, в будущем Сорвиголова и другие сериалы из киновселенной Марвел должны объединиться в кроссовер Защитники, но на данном этапе объединяться особо и некому. Прости, Мэтт.
Собственно, примерно так обстоят дела у киновселенной Marvel на текущий момент. Этот год обещает быть относительно спокойным: кроме Человека-Муравья, нас ждет разве что «Известная как Джессика Джонс» — сериал от Netflix с Кристен Риттер и Дэвидом Теннантом. Первая же серьезная потасовка намечена на шестое мая 2016, когда на экраны выйдет «Первый мститель: Гражданская война».
itc.ua
Вселенная «Марвел» и ее создатель Стэн Ли
Несмотря на то, что комиксы от издательства Marvel выходят с 1941 года, один из его создателей, профессиональный и талантливый художник Стэн Ли стал известен миллионам поклонников лишь в 2008 году. Именно в этот период была основана собственная кинокомпания Marvel, которая начала экранизацию комиксов с фильма «Железный человек». Стэн Ли появился в киноленте с небольшим камео забавного пожилого человека, дав начало этой традиции и в последующих картинах.
В настоящее время Стэн Ли входит в президентский совет директоров корпорации «Марвел» и недавно отпраздновал 95-летие. Несмотря на почтенный возраст, американец по-прежнему участвует в создании новых комиксов и кинофильмов, снимаясь в последних и не переставая демонстрировать удивительные бодрость и оптимизм. Его жизненный путь – очень обширен, интересен и не оставляет равнодушным ни одного ценителя современной развлекательной индустрии.
Будущий «создатель супергероев» родился в 1922 году в еврейской семье Джека и Селии Либеров, прибывших в США из Румынии. Родители были простыми рабочими, а с наступлением Великой депрессии остались практически без заработка. Семья долгое время переезжала с места на место, пока на остановилась в небольшой квартире в самом обычном районе Нью-Йорка - Бронксе. В 1931 году на свет появился младший брат Стэна – Ларри. Нехватка средств стала настолько серьезной, что, будучи подростком, Стэн начал поиск работы.
Будущий гений несколько лет подряд пробовал себя в разных сферах – работал в кафе, продавал подписку на газеты и даже составлял пресс-релизы и некрологи. Небольшой опыт в газетной сфере позволил ему устроиться в издательство Мартина Гудмана. В итоге он стал простым клерком, который должен был наполнять чернильницы, следить за состоянием письменных принадлежностей и выполнять другие мелкие поручения для сотрудников.
В 1941 году, когда в мире гремела война с нацистской Германией, Стэн создал свой первый комикс о супергерое Капитане Америка – образце доблестного американского солдата, наделенного суперсилой и борющегося с фашистскими захватчиками. В качестве псевдонима автора решено было использовать фамилию Ли вместо Либер. В это же время несколько мелких издательств по всей стране приступили к выпуску своих комиксов в пропагандистских целях. Комикс о Капитане Америка был выпущен небольшим тиражом, но читатели приняли его очень тепло. Руководство позволило юному художнику возглавить собственный небольшой отдел, который быстро перерос в отдельную студию по выпуску комиксов Marvel.
Всего через год Стэн Ли был призван на службу в армию и отправлен на фронт. Его определили в войска связи, поручив ремонт телеграфного и прочего коммуникационного оборудования. Во время службы Стэн не переставал рисовать карикатуры, придумывать лозунги и писать сценарии методических и познавательных фильмов. Благодаря таланту он хорошо прижился в штабе и оставался на внутренней должности драматурга до самого конца войны.
В начале 50-х годов Стэн Ли совершенствовал свое писательское мастерство, публикуя рассказы в жанрах сатиры, хоррора, вестерна, мелодрамы и, конечно, фантастики. Вместе с художниками Джеком Кирби и Стивом Дитко он придумал множество персонажей комиксов, которые остаются популярными и на текущий момент. Среди них:
- Железный человек;
- Человек-паук;
- Халк;
- Сорвиголова;
- Фантастическая четверка;
- Люди-Икс и т.д.
Чуть позже начались первые попытки экранизации уже достаточно обширной к тому моменту вселенной «Марвел». В 60-е и 70-е годы вышли полнометражные фильмы и сериалы о Капитане Америка, Халке и некоторых других героях. Стэн Ли выступил их идейным вдохновителем и продюсером. Постепенно права на использование многих персонажей «Марвел» в экранизациях, включая Человека-Паука, Людей-Икс и Фантастическую четверку, перешли крупным голливудским студиям, что позже обернулось чередой громких «супергеройских» премьер в начале 2000-х годов.
К настоящему моменту вселенная «Марвел» разрослась настолько сильно, что создателям оригинальных персонажей пришлось начать переговоры с Sony, New Line Cinema и другими корпорациями о совместном использовании прав на собственные плоды творчества. В 2017 году компанию «Марвел» приобрела корпорация Disney. Это ускорило процесс передачи и объединения прав, благодаря чему на экраны начали выходить долгожданные кинофильмы о Человеке-пауке, Людях-Икс и Мстителях уже полностью под контролем самой Marvel Studios.
С выходом первого голливудского фильма от собственной кинокомпании Marvel в 2008 году Стэн Ли стал невероятно публичной персоной, приковавшей к себе внимание всего мира. В многочисленных интервью он раскрыл о себе множество интересных фактов, в том числе следующие:
- его любимые персонажи - доктор Стрэндж, Железный человек и Серебряный серфер;
- он считает себя поклонником фильмов с Брюсом Ли;
- Стэн Ли утверждает, что причина его продолжающегося долголетия – всего лишь встроенный в сердце кардиостимулятор;
- любит мультсериал «Симпсоны» и даже появился в качестве камео в одном из эпизодов;
- в 1995 году был включен в зал славы Джека Кирби;
- намеренно использует одинаковые буквы для имен и фамилий некоторых персонажей (Хэппи Хоган, Курт Коннорс, Стефан Стрэндж, Брюс Баннер, Питер Паркер и другие).
Фантастика, а также классическая проза играли важную роль в жизни Стэна Ли с самого детства. Он с увлечением читал произведения таких авторов, как:
- Герберт Уэллс;
- Чарльза Диккенс;
- Марк Твен;
- Уильяма Шекспир.
В зрелом возрасте он прочитал немало книг от Харлана Эллисона и Стивена Кинга, которые тоже произвели немалое впечатление и стали основой для некоторых персонажей.
С 1947 года автор вселенной «Марвел» состоит в браке с Джоан Букок. Пара живет счастливо, у них есть дочь и внуки. Стэн и его жена предпочитают не засиживаться на одном месте, часто путешествуют и переезжают. Тем не менее, последние два десятилетия они живут в своем особняке, расположенном в Западном Голливуде. К сожалению, почтенный возраст дает о себе знать, и вместо привычных забавных камео в премьерах 2018 года зрители увидели лишь изображение Стэна, промелькнувшее в паре кадров. И все же, несмотря на годы, «маэстро супергероев» по сей день остается публичной персоной и принимает активное участие в создании проектов от издательской и голливудской студий «Марвел».
www.kakprosto.ru
Стэн Ли. Создатель великой вселенной Marvel читать онлайн - Боб Батчелор
Моему сердцу, моей душе, моей дочери, которая помогла написать эту книгу, Кассандре Дилан.
Всю свою любовь, которую я не смогу выразить на бумаге, я направляю Сюзетте и Софии, за нескончаемые радость, любовь и смех.
«Стэн, мы должны создать кучу новых супергероев. Ты сам знаешь, что на это, черт побери, есть спрос», — рявкал издатель Timely Comics Мартин Гудмен на своего редактора Стэна Ли1.
Когда Гудмен чувствовал тенденцию развития рынка, он не стеснялся в выражениях. Его глаза загорались мыслью о том, что кассовые сборы по всей стране побьют все рекорды. Он будто слышал звон монет, падающих в кассу из детских рук. Монет, которые в конечном итоге должны были оказаться в его кармане.
Ощущение Гудмена исходило не от божественного вдохновения или счастливого предчувствия. Будучи гораздо более практичным предпринимателем, он так не работал. Вместо этого, как известно, после игры в гольф с руководителями главного конкурирующего издания National Periodical Publications (позднее ставшего DC) — родины Супермена, Бэтмена и Чудо-женщины, Гудмен слушал, как они хвастались новой линейкой комиксов, которые хорошо продавались. В частности, они рассказали о новой команде супергероев, серия о которой должна была быть запущена в ближайшее время. Гудмен не любил отдавать славу конкурентам, поэтому очень вдохновился услышанными новостями. Вернувшись в офис, он закричал Стэну о создании новой команды супергероев, чтобы не только не отставать от DC Comics… но и превзойти их успех.
Однако Гудмен знал, что его старый редактор часто страдал от приступов разочарования и отчаяния. Ли чувствовал, что не может больше работать в индустрии комиксов. Он боролся с навязчивой мыслью о том, чтобы бросить 20-летнюю карьеру, несмотря на хорошую стабильную заработную плату, которую выплачивал его весьма посредственный начальник.
«Мы пишем полную чушь… настоящий мусор», — сказал он своей жене Джоан. «Я хочу уйти, — признался он. — Хотя после всех этих лет я не знаю, где еще смогу добиться успеха. Это глупое занятие для взрослого человека»2.
Ли провел десятки лет жизни, выпуская множество книг, которыми большинство взрослых пренебрегало, — от глупых рассказов про животных до военных и романтических историй. Он работал вместе с Джо Саймоном и Джеком Кирби над ранними комиксами о супергероях, но они так и не стали популярными. Постоянный шквал работы с жесткими сроками и деспотичный стиль управления Гудмена сильно выматывали. Ли был готов к практически любым переменам в жизни — лишь бы больше не заниматься комиксами.
Угрюмый и измученный, Ли приехал домой в Лонг-Айленд после утомительного дня в офисе на Мэдисон-авеню. Обеспокоенный и напряженный, он размышлял об альтернативной карьере, но не знал, куда податься. Что, если он не сможет содержать свою семью? Как ему поступить? Он рассказал Джоан о неотложном задании Гудмена и попросил у нее совета.
«Если ты все равно собираешься отказаться, почему бы тебе не сделать книгу такой, какой бы ты хотел видеть ее сам — вне рамок вашей системы? — сказала она. — Худшее из того, что может случиться, — это то, что он уволит тебя, но ты ведь все равно хочешь уйти»3. Работа Ли висела на волоске — карьера, которая охватывала более двух десятилетий. Именно благодаря ей у него были хороший дом на Лонг-Айленде и стабильный хороший заработок, в отличие от детских лет, когда его отец столкнулся с проблемой постоянной безработицы.
Страх и отчаяние могут быть отличными мотиваторами. Ли прислушался к мудрым словам жены. В конце концов, Джоани была его лучшим другом и самым близким доверенным лицом. Пребывая на грани полного отчаяния, он принял решение. Возможно, риск действительно оправдан и он все-таки сможет не только выбраться из рутины, но и сохранить работу. Ли понял, что у него нет выбора.
Несмотря на неуверенность в том, что его ожидает в будущем, и обеспокоенность тем, что увольнение с работы может означать финансовый крах, поддержка и одобрение Джоани дали Ли уверенность в том, что ему действительно нужно. Он совершит последнюю отчаянную попытку изменить свою карьеру, которую начал, еще будучи выпускником школы, ищущим стабильный заработок.
Ли решил последовать совету Гудмена. Он хотел создать самобытную группу супергероев, не основываясь на обычных типажах персонажей DC и других компаний, издающих комиксы. Босс Ли даже предложил нелепое название для новой команды: «Праведная лига». Ли уже видел что-то подобное среди заголовков DC.
Но он считал, что его герои должны быть менее оторваны от реальности. «Это был шанс начать творить с удовольствием, — вспоминал он. — Быть более изобретательным, создать персонажей, которые жили бы как настоящие люди, заканчивать одни истории счастливым финалом, а другие наоборот — в общем, поместить всех героев в реальный мир»4.
Ли решил рискнуть всем, наплевав на последствия. Что бы ни случилось, он надеялся, что создание комикса, который он сам хотел бы прочитать, принесет радость в его трудовую жизнь и приведет новых поклонников. Он сразу начал создавать наброски новой команды. «Я совершенно забыл об издателе. Я просто включился в процесс и собирался повеселиться, — объяснил Ли. — Мне было очень легко контролировать процесс, так как я писал практически все… Я мог создать героев именно такими, какими хотел. Я создавал свою собственную вселенную»5.
Давая себе возможность рисковать и быть максимально креативным, Ли взял на себя задачу создать «такую команду, какую мир комиксов еще не видел»6. Он осознал, что это тот самый момент для кардинальных перемен в жизни. «Только сейчас у меня есть шанс, — думал он, — сделать такую историю, которую мне самому понравилось бы читать». Слова Джоани по-прежнему звенели в ушах: «Ты мог бы создавать более глубокие и сложные сюжеты и интересных персонажей, которые говорят как живые люди»7. Ее слова послужили прекрасным импульсом.
После нескольких лет создания комиксов о чудовищах и научно-фантастических историй, наполненных саспенсом, Ли обратился к тому, что хорошо знал. История новой команды супергероев должна была содержать отсылки ко всей популярной культуре, а не только к научной фантастике и популярным фильмам категории «Б», а также отражать напряженные отношения в холодной войне с Советским Союзом, включая космическую и ядерную гонку.
Первым наброском, который Ли сделал без оглядки на традиционный тип супергероя, был Рид Ричардс — лидер команды. Вместо того чтобы наделить Ричардса красивым мускулистым телом, он сделал его блестящим успешным ученым, который любил похвастать своим умом. Далее Ли нужна была женская роль. Она была не типичной слабой подругой, просто ожидающей, когда ее мужчина спасет Землю. Сью Шторм была полноправным членом команды, а не просто пряталась за своего героя в маске. Ли рассказывал, что был полон решимости создать героев, которые не скрывали бы своих лиц. Он подумал, что, если бы он был героем, он хотел бы, чтобы мир знал об этом. «Я никогда не стал бы хранить это в секрете, — объяснил Стэн. — Я слишком себя люблю»8.
Как только у него появилось два главных персонажа, Ли решил снова сделать все по-своему. Ему нужно было еще два персонажа, чтобы помещать их в различные комические ситуации. Одним из них должен был стать вспыльчивый подросток. Ли создал Джонни Шторма, младшего брата Сью — не второстепенного персонажа, характерного для всех комиксов того времени, а одного из главных героев, обладающего достаточной силой для самостоятельных действий. Наличие в команде брата и сестры должно было добавить дополнительного напряжения в повествование. Наконец, команде нужны были мускулы. Ли добавил к ним в команду грубого «синего воротничка» по имени Бен Гримм. Мозги Ричардса и мускулы Гримма вступили в симбиоз для борьбы со злом. В сценарии появилась напряженность, позволяющая читателям сравнивать их и, возможно, даже заставляющая принимать одну из сторон.
Он записывал все свои мысли левой рукой в блокнот, подчеркивая основные идеи сюжета и выделяя потенциальных героев — вновь и вновь, пока не понимал, что история становится похожей на классический сюжет для комикса. Вместо этого он сосредоточился на взаимодействии между товарищами по команде, подобно тому, как ладят семьи и люди работают в реальной жизни. «Я хотел думать о них как о реальных, живых, дышащих людях, чьи личные отношения были бы интересны для читателей и, что не менее важно, для меня»9. Ли целился на старшую аудиторию, полагая, что если читатели смогут относиться к супергероям, как к людям, тогда они действительно получат удовольствие от чтения. Телевидение и фильмы, несомненно, исказились из-за растущего интереса подростковой и юношеской аудитории, поэтому Ли нацелился туда тоже.
Осталось наделить всех членов команды суперспособностями. Ли хотел отразить в сюжете напряженность отношений в холодной войне и опасность ядерной угрозы для всего человечества. Возможность ядерной войны пугала людей, поэтому она становилась основой для сюжетов рассказов и фильмов. Команда Ли отправилась в космос на исследовательской ракете. Когда корабль возвращался на Землю, экипаж был подвергнут воздействию космического излучения, наделившего их суперспособностями. По возвращении они поняли, что им нужно объединить свои силы во благо человечества.
knizhnik.org