Создатель классно урочной системы
Классно-урочная система обучения - это что такое
Эта форма обучения совершила революцию в системе образовании, она дала возможность массового обучения с наименьшими затратами ресурсов. Недаром ученые-педагоги всего мира посвятили ей свои фундаментальные труды, подвергая тщательному анализу все достоинства и недостатки. На сегодня классно-урочная система обучения – это лидирующая система организации школьного образования во многих государствах мира. Ее жизнеспособность на протяжении нескольких веков говорит о ее высокой продуктивности, доступности и лояльности к изменениям.
Классно-урочная система образования
Во все времена перед школой стояла важнейшая задача: не просто усвоение учащимся каких-то дисциплин, но и воспитание, формирование его как личности для дальнейшего самоопределения и адаптации в обществе. Успешная реализация поставленных задач была только в том случае, когда взаимодействие учителя и учеников представляло собой целенаправленную сформированную систему обучения, обеспечивающую единым развитием научные дисциплины и навыки самостоятельной работы.
Понимание организации классно-урочной системы обучения, ее сути сводится к тому, что ученики одного возраста и уровня развития составляют класс. И этот класс на протяжении всего периода обучения сохраняет свой постоянный состав. Основная форма занятий системы – это урок, имеющий четкую организованную структуру и временные рамки. Традиционно один урок отделяется для конкретного предмета или темы, где всю работу учащихся курирует учитель. И он же будет принимать окончательное решение об успеваемости по своему предмету отдельно каждого ученика.
Задатки классно-урочного обучения можно найти в истории древних цивилизаций. Например, в Древней Греции, афинская и спартанская школа воспитания. Там поступление в школу предусматривалось определенным возрастом, и процесс обучения шел по заранее установленному плану, а учащихся периодически группировали для совместных занятий. Также какие-то элементы данной системы наблюдались и в монастырских школах в Средние века.

Имея ряд социально-экономических предпосылок, классно-урочная система постепенно образовывалась как замена индивидуальному обучению. На стыке XV и XVI веков в Европе возникла потребность иного подхода к образованию. Первые шаги в построении классно-урочной системы обучения были сделаны Ф. Меланхтоном (1528 г.) в немецких учебных заведениях. Он поделил школу на классы с определенной учебной программой и планом обучения в каждом. Это дало основу формированию последующей системы.
Теоретическое обоснование системы, разработка и ее усовершенствование принадлежат Я. А. Коменскому (1592—1670 гг.), который воплотил в жизнь ее принципы, организовывая школы в Чехии и Польше. В своих трудах «Великая Дидактика» и «Законы благоустроенной школы» он обобщил и подытожил большой опыт педагогики, дав первоначальные очертания классно-урочной системы обучения. Эти работы были опубликованы не сразу, тем не менее они смогли вызвать широкий резонанс в обществе и первоначально были признаны в некоторых западных странах. Сегодня труды чешского педагога являются основополагающими в научной педагогике и переведены на многие языки мира.
К XIX веку классно-урочная система обучения Коменского завоевала всеобщее признание и утвердилась как одна из ведущих систем школьного образования во всем мире.

Характерные черты системы
Исторически групповой способ обучения известен достаточно давно, но именно при классно-урочной системе удалось добиться высоких результатов успеваемости учащихся как единой группы.
Основные признаки классно-урочной системы:
- Выделяются две группы людей, которые учат – учителя, и которые учатся – ученики.
- Учебный процесс разделяется на специализированные дисциплины, каждая из которых изучается в отдельности.
- Обучающиеся распределяются на одновозрастные учебные группы – классы, с постоянным составом.
- Вся учебная группа одновременно изучает одну и ту же тему, одним и тем же способом.
- Имеется согласованное расписание, общее для всего класса, которое содержит информацию о начале и завершении занятий, количестве предметов на каждый день, их длительности и времени отдыха между ними.

Основной компонент
Важной единицей всего образовательного цикла является урок. В классно-урочной системе обучения требования к нему определяются принципами учебного процесса, целями и поставленными задачами.
Все требования сводятся к трем основным пунктам:
- Дидактические (образовательные) включают в себя: информацию, использование новейших технологий, творческий подход, сочетание различных методов и форм проведения, чередование коллективной работы с самостоятельной, обратная связь.
- Воспитательные - построение отношений с учащимися (внимательность и заинтересованность в успеваемости), воспитание общечеловеческих ценностей и положительных качеств.
- Развивающие требования – это культивирование интереса к учебной деятельности и творческой активности, определение уровня развития детей и разработка дальнейших шагов развития.
Независимо от системы обучения и ее методик, урок всегда будет оставаться основной формой построения учебного процесса.
Традиционное образование
Классно-урочная система обучения - это традиционная форма обучения, преобладающая во многих школах мира. Она родилась во времена промышленной революции как ответ на ее возрастающие запросы. Прогрессирующая промышленность требовала подготовки множества обученных работников. И школа предоставляла такие кадры, подготавливая учащихся к фабричному труду.
Но время не стоит на месте, человечество шагнуло в информационную эру. В конце XX века педагогика столкнулась с необходимостью личностно-ориентированного обучения. Все больше стал поступать «заказ» на личность, умеющую быстро ориентироваться в переменах и принимать нетипичные решения в сложившихся задачах. Теперь востребован творческий человек с нестандартным многоуровневым мышлением. К сожалению, традиционная система образования не справляется с поставленной задачей.

История мировой педагогической практики содержит кладезь самых разнообразных форм обучения. И классно-урочная система обучения как одна из них также когда-то прошла свое возникновение, становление и совершенствование, а теперь неуклонно движется к своему закату. Все чаще стал подниматься вопрос о ее недостатках, отсталости, неспособности ответить на требования времени. Но наряду с этим никто не будет отрицать и преимущества системы: четко поставленная структура учебного процесса и воспитательной работы, взаимодействие и сотрудничество учащихся внутри группы, экономичность обучения.
Однако при всех своих значимых достоинствах классно-урочная система все же имеет и существенные минусы. И в первую очередь это то, что она ориентирована «на среднего» учащегося, на массовость, без учета каких-либо индивидуальных способностей. Слабые и сильные ученики при этом остаются в стороне, сдерживаясь в своем развитии. А еще есть группа школьников, мыслящих совсем «по-другому», у которых восприятие реальности идет, к примеру, кинетическим путем, им приходится труднее всего.

Критика системы Коменского
Выявленные минусы классно-урочной системы служили основанием для вполне оправданных критических высказываний в ее адрес. Польский педагог Ч. Куписевич, работая с вопросом проблемного обучения, заметил, что данная система навязывает искусственную атмосферу работы. Он также отмечал, что частая смена предметов за короткие отрезки времени не дает учащимся должной глубины знаний и погружения в предмет, отсюда и неуспеваемость. И такое явление, как второгодничество, в большинстве случаев объясняется тем, что не все дети выдерживают навязанный темп работы.
Критика системы образования еще более усилилась в конце прошлого века. Это стало толчком и для поиска новых систем обучения, и для модификации традиционной системы.

Попытки усовершенствования
Поиски и попытки перекроить классно-урочную систему образования начали предпринимать еще в XVIII веке. С первым предложением модернизации выступил английский священник А. Белль и педагог Д. Ланкастер. Они предложили систему взаимного обучения, где старшие ученики под наставлением учителя делились знаниями с младшими. Практика такого обучения применялась в Англии и Индии, но широкого распространения Белль-Ланкастерская система не получила.
Дальнейшие изыскания модернизации и развития классно-урочной системы обучения отразились в Батовской и Мангеймской системах в конце XIX века. Еще позднее американская учительница Е. Паркхерст разработала систему далтон–плана, по которой занятия с учащимися проходили индивидуально в лабораториях и кабинетах. Несмотря на полученную высокую оценку, система не смогла прижиться ни в одном государстве.
В сегодняшней практике на базе классно-урочной системы создают группы или классы учащихся для изучения предмета на выбор у конкретного преподавателя. А после экзамена класс сразу расформировывается. Такой подход к обучению позволяет максимально адаптироваться к возможностям и интересам самих учащихся, где они задают свой собственный темп.

Классно-урочная система в России
На территории Российского государства классно-урочная система вошла в практику во второй половине XVIII века. Значимый вклад в адаптацию системы к местным школам внес К. Д. Ушинский. Являясь преданным сторонником трудов Коменского, он уделил особое внимание организации школьного урока и его видам. При поддержке Екатерины Великой школьное образование стало набирать обороты. И уже к XIX веку количество учебных заведений в России значительно возрастает.
Классно-урочная система обучения прочно обосновалась в русских школах, она являлась основной формой образования на протяжении долгого времени. Попытки ее обновления отдельными учителями рождали практику нетрадиционных методов классно-урочной работы. Например, развивающее обучение Л. В. Занкова (в 1950-1960 гг.) или метод опережающего обучения С. Н. Лысенковой.
В последнее время приоритетом российского образования стала организация экспериментальных школ, которые продолжают рождаться как следствие критики классно-урочной системы обучения. Эти школы, будучи двигателями инноваций, призваны играть значимую роль в поисках лучших форм и методов образования.
fb.ru
13. Классно-урочная система я.А. Коменского (1592-1670).
Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочной системы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. Согласно его научным разработкам можно выделить следующие особенности классно-урочной системы:
1)Главную основу системы представляет класс, включающий в себя набор учащихся приблизительно одного возраста и в течение всего времени обучения сохраняющий постоянный состав.
2)Основой процесса обучения является урок. Он предусматривает знания и навыки учащихся по одной отдельной теме, предмету.
3)Главная деятельность на уроке принадлежит учителю, который руководит работой на уроке, оценивает достижения учащихся и решает вопросы о переводе учеников в следующий класс.
К структурным признакам классно-урочной системы относятся : 1) учебный день
2) учебная четверть
3) учебный год
4) учебные каникулы
5)расписание уроков
Урок классно-урочной системы включает в себя следующие компоненты учебно-воспитательного процесса:
- Содержание урока
- цель урока
- методы и средства
-дидактические элементы
- деятельность учителя по организации учебной работы
В классно-урочной системе существует и ряд недостатков:
1)Педагог вынужден часто принимать во внимание индивидуальные способности отдельных учащихся, что тормозит темпы обучения всего класса
2)Единая программа обучения рассчитана на всех и каждого и не всегда учитывает индивидуальные способности учеников, что создает трудности слаборазвитых, поощряет особо одаренных.
Дети идут в школу в 6 лет.
Состав: - дети разных возрастов
- количество по 30 детей
Урок по Я.А. Коменскому:
- длится 45 минут
- новые понятия: перемена
- 3 части: повторение, усвоение нового, закрепление
- учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день(от 4 до 6 уроков)
14.Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Педагогическая система я.А.Коменского.
Вплоть до начала 17 века педагогика была частью философии. Из системы философских наук она была выделена английским философом Френсисом Бэконом. В 1623 г. он написал трактат «о достоинстве и преумножении наук», в котором сделал попытку классифицировать все существующие науки в то время, а в качестве самостоятельной отрасли научного знания назвал педагогику («руководство учением»). В этом же столетии статус педагогики как теоретической науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). В1632 г. он написал книгу «Великая Дидактика», в которой дал научное обоснование классно-урочной системе обучения, методам и формам её организации и разработал важнейшие принципы обучения:
- принцип научности
- принцип доступности
- принцип активности и сознательности учащихся в обучении
- принцип наглядности
- принцип последовательности
- принцип прочности обучения
- принцип систематичности
Он также сформулировал принцип природосообразности воспитания, согласно котором воспитание должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и способствовать его физическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Его известные учебники: «Открытая дверь к языкам», «Мир чувственных вещей в картинках» - первый школьный учебник, построенный на принципе наглядности.
Выделял три составные части воспитания:
- научное образование (умственное воспитание)
- нравственное воспитание (управление собой)
- религиозное воспитание (стремление к Богу).
Я. А. Коменский внес в педагогику весомый вклад:
– впервые обосновал идею всеобщего обучения;
– создал систему связанных ступеней обучения;
– внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения;
– разработал основные принципы обучения (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность);
– изложил основные требования к учебнику;
– сформулировал основные требования к учителю. Коменский противопоставил средневековой зубрежке новую систему учебной работы, соответствующую возрастным и психологическим особенностям детей.
studfiles.net
Классно-урочное обучение: предшественники Я.А. Коменского
По материалам моих лекций.Создателем современной классно-урочной системы обучения считается Ян Амос Коменский, а время её создания – приблизительно середина XVII века. Однако путь педагогической мысли к такой организации учебного процесса начался задолго до этого.
Вполне узнаваемые признаки классно-урочной системы в Европе обнаруживаются уже в XIV веке в опыте Джона Сила, который руководил начальной школой в Цволле (Голландия, 1374 г.). Дж. Сил ввел деление учащихся на классы и единый порядок перевода в следующий класс. Им было организовано обучение на родном языке, что в XIV в. уже само по себе было новшеством, так как обучение в то время обычно велось по-латыни.
Ещё больше признаков современной классно-урочной системы мы находим в педагогическом опыте Иоганнеса (Иоганна) Штурма (1507-1589). В 1538-1567 гг. Штурм возглавлял протестантскую гимназию в Страсбурге (Франция), а в 1567-1581 гг. – академию, в которую была преобразована эта гимназия. В ней обучалось около 600 гимназистов. Штурм разделил их на классы по годам обучения (сначала 7 лет, потом срок обучения был увеличен до восьми лет). Если в классе оказывалось много учеников, то класс делился ещё на группы по 10 человек во главе со старшим учеником (прообраз белл-ланкастерской системы, которая появилась в конце XVIII – начале XIX вв.).
Штурм чётко разграничил учебные предметы, и на одном уроке изучался один конкретный предмет. Он впервые детально разработал и применил единый учебный план. Фактически систему обучения Штурма уже можно назвать классно-урочной, поскольку в ней присутствуют все основные признаки такого обучения. Однако обучение велось на латинском языке, и только на основе «классических» произведений. Поэтому дети поступали к нему учиться лишь после определённой подготовки, которая обычно занимала два года. Интересно, что создатели массового обучения принадлежали к неортодоксальным направлениям христианской религии. Дж. Сил являлся членом христианского «Союза братьев совместной жизни». (Это объединение было прогрессивным. Например, только в Голландии «братья совместной жизни» основали около шестидесяти типографий, обеспечивавших книгами всех учеников.) И. Штурм руководил протестантской школой и академией, весьма нетипичной для католической Франции.Я.А. Коменский был епископом Чешскобратской церкви (религиозно-политического объединения «моравские братья»), которая выступала против власти Рима. Известно, что в школах, которые действовали в общинах «моравских братьев» («братских школах»), ещё до Коменского существовали элементы организованного систематического обучения. Поэтому идея оптимальной организации всего учебного процесса по единому плану была для него вполне естественной и очевидной.
Итак, создавая новую систему обучения, Ян Коменский не начинал «с нуля», а использовал имеющийся передовой опыт своих предшественников, связал его воедино, выбрав самое лучшее, дал научное обоснование организации учебного процесса и разработал методические рекомендации для учителя. Это позволило внедрить классно-урочную систему в массовую практику обучения. Коменский лично способствовал её распространению в Европе: кроме Чехии, он длительное время жил и работал в Польше, Венгрии, Голландии, а его педагогические сочинения приобрели известность во многих странах.
si-sv.com
18. Классно-урочная система обучения. Урок как основной элемент классно-урочной системы. Обоснование я. А. Коменским классно-урочной системы обучения.
Классно-урочная система, возникла в школах Чехии, Западной Беларуси и Украины в XVI-XVII веках. Теоретическое обоснование классно-урочной системы осуществил Я.А. Коменский. Польский дидакт В. Оконь считает, что инициатором этой системы был Джон Сил, ректор школы в голландском местечке Цволле, который еще в 1374 г. ввел в этой начальной школе деление учащихся на классы и определил порядок перехода в следующий класс. Классно-урочную систему развивал также Иоганесс Штурм, который в XVI веке, будучи ректором школы в Страсбурге, разделил учащихся на десять классов, при этом каждый класс работал в соответствии со своей программой.
В дальнейшем существенный вклад в ее развитие внесли И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие педагоги. Классно-урочная система получила широкое распространение в мировом школьном образовании. Характерные черты классно-урочной системы: учащиеся приблизительно одного возраста образуют классы, состав которых за период обучения изменяется незначительно; каждый класс работает по своему годовому учебному и недельному расписанию; основной единицей занятий является урок, который посвящается обычно одному предмету; работой учащихся на уроке руководит учитель.
Урок — единица, основная форма образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой. В уроке как дидактической конструкции представлены все компоненты учебного процесса: цель, задачи, содержание, методы и средства. В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу.
Наиболее употребительной является классификация уроков по дидактическим целям (см. схему):
Структура урока — это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.
Классическая (традиционная) структура урока опирается на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний и умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий этой структуре урок называется комбинированным. Он состоит из следующих этапов:
организационный этап (определение готовности учащихся к работе на уроке);
постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися;
проверка выполнения домашнего задания (определение уровня усвоения материала по предыдущей теме и готовности к восприятию нового материала);
подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний (основная задача этого этапа — формирование у школьников представлений об изучаемых явлениях, фактах, понятиях, их сущности и взаимосвязях);
первичная проверка понимания учащимися нового материала;
закрепление знаний (организация деятельности учащихся по применению новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков);
обобщение и систематизация знаний;
контроль и самоконтроль знаний;
информация о домашнем задании (сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения);
подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового и т.п.).
Тип комбинированного урока один из самых распространенных в педагогической практике. Последовательность элементов в его структуре не является жестко закрепленной. Урок этого типа позволяет одновременно решать несколько учебно-воспитательных задач. Проведение комбинированного урока требует от учителя правильной регламентации времени на отдельные этапы. Например, затягивание этапа повторения пройденного или проверки домашнего задания приводит к сокращению времени на изучение нового материала, развитие познавательных процессов и т.п. Эти недостатки могут отчасти компенсироваться проведением других типов уроков, а также нестандартных уроков.
Содержанием урока изучения новых знаний является неизвестный учащимся учебный материал достаточно большого объема, требующий значительного времени на его изучение. Структура урока изучения новых знаний состоит из следующих элементов: организация начала урока, постановка цели и задач; объяснение нового материла (изложение учителем и (или) организация самостоятельной работы учащихся с учебником, приборами, компьютерной техникой и т.п.); проверка понимания и первичное закрепление материала; комментирование домашнего задания; подведение итогов урока. (Далее, характеризуя структуру уроков других типов, не будем указывать первый и заключительный этапы, так как они являются обязательными.)
На уроках закрепления знаний и (или) формирования, закрепления умений и навыков происходит вторичное осмысление ранее усвоенных знаний, формируются умения и навыки по их применению. Структура урока данного типа включает такие этапы, как проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений различных видов и степени сложности, практических или лабораторных работ; включение учащихся в самостоятельную работу под руководством учителя; показ достигнутых результатов, их обсуждение, коррекция, оценивание (выставление отметок) знаний и деятельности учащихся; домашнее задание и его комментарий.
Уроки обобщения и систематизации изученного проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, всего курса в целом. Для того чтобы сформировать у учащихся систему теоретических знаний, на уроке выделяются основные положения, показывается взаимосвязь изученных фактов, событий, систематизируются и обобщаются изученные знания. Кроме того, проводится проверка знаний, умений и навыков по изученным темам или разделам. Соответственно в структуре урока данного типа можно выделить этапы: вступительное слово учителя, в котором намечаются пределы (границы) повторения материала; повторение и обобщение учебного материала с использованием разных видов и форм опроса; анализ и оценка работы учащихся, диагностика глубины и прочности знаний; рекомендация учащимся способов и содержания дальнейшей самостоятельной работы; постановка домашнего задания.
Уроки контроля имеют целью диагностику уровня обученности учащихся, то есть сформированности у них знаний, умений и навыков в определенной предметной области для того, чтобы выявить недостатки (пробелы) и наметить пути дальнейшей работы по их устранению. Основной этап в структуре такого урока состоит из инструкции к заданиям контрольного типа и собственно самостоятельной работы учащихся по их выполнению. Урок контроля предполагает последующее проведение урока коррекции знаний и умений, в ходе которого анализируются типичные ошибки и их причины, намечаются пути предупреждения отставания и неуспеваемости отдельных учащихся, определяется общая тенденция усвоения программного материала; дается комментарий хорошим работам учащихся, учащиеся настраиваются учителем на изучение нового материала.
Другими формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся являются учебная экскурсия, урок-лекция, урок-семинар, практические и лабораторные занятия, урок — дидактические игры, нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-соревнование, урок творчества, урок-сказка, урок-аукцион знаний, урок-концерт, урок-конференция и другие). В настоящее время в практике школ получили распространение курсы по выбору (факультативы), ориентированные на работу с детьми, хорошо успевающими по отдельным учебным предметам. Для работы с такими детьми организуются также занятия в кружках и клубах по интересам. Для неуспевающих учащихся организуются консультации, поддерживающие и стимулирующие занятия по предмету.
Наряду с постоянно действующими формами организации обучения большое значение имеют такие эпизодические формы, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и другие. Важнейшей формой организации учебно-познавательной деятельности школьников является домашняя работа. Домашняя учебная работа — самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий учебного характера в послеурочное время без непосредственного руководства учителя.
Требования к уроку в дидактике подразделяют на дидактические, воспитательные и развивающие, организационные и гигиенические (таблица).
studfiles.net