Создатель бульонного кубика


Кто изобрел бульонные кубики?

Со временем бульонные кубики стали использовать скорее в качестве приправ к мясу. Но когда эти кубики появились, они были огромным прогрессом в кулинарии. Ведь мясом в те годы простой народ питался только по праздникам.

В XVII веке в Англии в холодное время года (или при наличии в хозяйстве очень хорошего ледника) кухарки готовили навынос очень крепкий бульон в виде застывших кубиков. Сэр Хью Плат в 1602 году издал руководство для домохозяек, в котором бульонное желе рекомендовалось подсушить до получения сухой бульонной пластины.

Пластину можно было хранить очень долго, а для получения бульона было достаточно кинуть в кастрюлю с кипятком. Этот продукт длительного хранения был полезен в морских экспедициях. Так что английские морские открытия многим обязаны простому бульонному кубику.

Примерно в 1830 году во Франции начали производить плиточный или карманный бульон. Моряки закупали эти плитки для морских экспедиций, а в аптеках это продавали как средство для выздоравливающих.

Бульон был весьма вкусен, но вот цена! Его ведь производили из настоящего мяса, а мясо тогда вовсе не было ежедневно на столах у обычных людей. В общем — этот бизнес шел. Но прорыва не было. Прорыв возник благодаря глубокому применению науки.

Юстус фон Либих изобрел мясной концентрат, одна чайная ложка которого позволяла при разведении кипятком получить два литра бульона. Либих сейчас широко известен как химик XIX века. Он сделал много различных научных открытий, известных до нашего времени.

Мясной концентрат Либиха сегодня совсем забыт, хотя во время Первой мировой войны для пищевого рациона военнослужащих британской армии было изготовлено 100.000.000 бульонных кубиков Либиха.

В середине XIX века в результате исследований Либиха был получен «Extractum carnis Liebig» (Мясной экстракт Либиха). Мясная паста была весьма дорогой, ее применяли в качестве лекарства.

А в 1862 году про это изобретение узнал Джордж Кристиан Гилберт, европейский инженер, работавший в то время в Бразилии. В Южной Америке тогда активно разводили скот. Пампасы были огромны, стада на них, на подножном корму, вырастали без больших затрат, но… А мясо-то — куда девать? Кто его купит?

Именно на крайней дешевизне мяса основывается аргентинская кухня, основа которой — огромные, великолепно обработанные, вкуснющие и мягчайшие куски говядины. Толщиной в палец и размером в тарелку.

А мясо было дешевым, его было некому продавать. Свое население — невелико, а в Европу или США — никак! Производство консервов тогда не было развито, рефрижераторы еще не были изобретены, а живых коров стадами через океан пытаться перевезти — это скорее шутка, чем бизнес-проект. В итоге значительная часть туш пропадала, хотя рога, жир, шкуры — продавались на ура. А из мяса использовались только лучшие куски — для употребления на месте.

Гилберт договорился с Либихом о строительстве в Бразилии фабрик для производства по его технологии на базе очень дешевого южноамериканского мяса экстракта Либиха. Производство было начато в городе Фрай-Бентос в августе 1862 года. Вскоре была основана компания Societe de Fray Bentos Giebert по производству мясного концентрата Либиха. Первые десятки тонн концентрата были отправлены в Европу. При этом 1 кг концентрата соответствовал 30 кг говядины. Производство быстро расширялось.

Конкуренты зашевелились. Этот бизнес оказался невероятно выгодным, его организаторы стали миллионерами! Конкуренты начали выпускать свой концентрат под названием «Концентрат Либиха»! А когда сам Либих подал на них в суд, британский суд постановил, что ввиду того, что… Якобы фамилия Либиха уже стала нарицательной, значит и конкуренты могут ее использовать в названии своего продукта. В общем — капитализм во всем величии. Тогда Либих запатентовал название «Настоящий экстракт Либиха», и далее продукт выпускался под этим защищенным законом названием.

Поскольку экстракт выглядел не слишком привлекательно, в сотрудничестве с известнейшими поварами того времени были выпущены кулинарные книги, в которых среди прочего были кулинарные рецепты, использовавшие «Настоящий мясной экстракт Либиха».

В общем, Либих был не только великим химиком, но и гением маркетинга, рекламы, бизнеса. А потом ситуация изменилась. Были изобретены суда рефрижераторы, замороженная южноамериканская говядина хлынула на рынки США и Европы, говядина Бразилии и Аргентины перестала быть почти даровой. А сам Либих к тому времени уже умер.

Концентрат Либиха был дороговат. В Германии в 1895 году стограммовая упаковка концентрата Либиха стоила около одной рейсхмарки. Концентрат не попал на столы бедняков. А вот средний класс США и Европы потреблял его весьма широко.

Бульонные кубики для бедных изобрел швейцарец Юлиус Магги. Но то, как мы говорили в начале статьи, был не бульон, а скорее — «бульоноподобный продукт». Для бедных.

Первым продуктом Магги была жидкая приправа для мясных блюд — в 1886 году. А в самом конце XIX века Магги во Франции основал фирму Societe du Bouillon Kub. Ее продукция представляла собой кубики, завернутые в бумагу. В состав кубика входила соль, растительные белки, приправы, сушеные овощи, жир. Стоил один кубик раз в 10 дешевле, чем продукт Либиха (один кубик весом в 33 грамма стоил 4 пфеннига). Дешевизна оказалась ключом к успеху — уже в 1912 году только во Франции было продано 6.000.000 кубиков!

Далее в ход пошла реклама, умные маркетинговые решения, автоматизация производства — и результат налицо! Когда говорят о бульонных кубиках, все вспоминают Магги, реже Галину Бланку. Про Либиха, положившего основу всему этому бизнесу, никто и не думает.

shkolazhizni.ru

Бульонные кубики: история предмета

Gazeta Wyborcza, Польша© РИА Новости, Алексей Мальгавко | Перейти в фотобанкИоанна Банась (Joanna Banaś)

В XIX веке приличный мясной бульон могли позволить себе только самые зажиточные люди, но потом он попал и на другие столы. Это стало возможным благодаря Юстусу фон Либиху (Justus von Liebig) — создателю мясного концентрата, прародителя готовых супов и бульонных кубиков.  Хороший суп, постояв в холодном месте, всегда превращается в желе. Это явление в Англии XVII века использовали кухарки, готовя суп на вынос в виде застывших кубиков. В следующем столетии автор известной кулинарной книги англичанка Ханна Гласс (Hannah Glasse) описала способ приготовления сгущенного бульона, предложив подсушить желе, чтобы потом растворять его в кипятке. Этот метод советовал также сэр Хью Плат (Hugh Plat) в изданном в 1602 году руководстве для домохозяек. Вечный кубик высушенного бульона, неиспользованный во время одной из экспедиций Джеймса Кука можно увидеть в Национальном морском музее Гринвича. Примерно в 1830 году французские аптекари Жозеф Пруст (Joseph Proust) и Антуан Пармантье (Antoine Parmentier) подвергли бульон такому выпариванию, что он превратился в густой мусс, который они перелили в формы и высушили, получив бульонные плитки. Суп, который из них можно было сделать, называли плиточным или карманным бульоном. Моряки брали такие плитки в свои рейсы, а аптеки продавали их как средство для выздоравливающих. 

Русская Германия12.05.2013undefined16.03.2007Раздел о супах и бульонах открывал почти все поваренные книги XIX века. Но мясо было в то время дорогим, и у женщин, которые в эпоху промышленной революции начали работать, оставалось мало времени на кухню. Так что не все могли каждый день позволить себе съесть питательный суп. Ситуацию изменил лишь Юстус фон Либих — изобретатель говяжьего концентрата, пол чайной ложки которого было достаточно для приготовления литра бульона.

Химик варит бульон

Либих не проявлял черт гениальности. Он настолько плохо справлялся с греческим и латынью, что его выгнали из дармштадтской гимназии, и ему пришлось устроиться на работу в аптеку в Хеппенхайме (он чуть было не взорвал ее во время неудачного эксперимента). Спустя два года Либих все же начал получать химическое образование и уже через три семестра приступил к написанию докторской работы, а в 1826 году после стажировки в Сорбонне стал в 23-летнем возрасте профессором химии Гиссенского университета. Он занимался химическим анализом, физиологией растений и животных (в особенности — темой их питания), проводил эксперименты с зерном, хлебом, жирами, а с 1843 года стал изучать разные виды мяса. Он заливал их горячей и холодной водой, в которой обнаруживал потом множество веществ из исходного сырья. В ходе этих исследований ученому пришла в голову мысль создать концентрат, который бы содержал все то полезное, что есть в мясе. В 1847 году он разработал метод производства. Либих разрезал постную говядину на маленькие куски, заливал водой, добавлял соль и варил так долго, пока 80% объема не начинало занимать разваренное мясо. Полученную темно-коричневую пасту он назвал «Extractum carnis Liebig», однако не запатентовал технологию, а наоборот — детально описал ее в профессиональных печатных изданиях. Концентрат появился в продаже через несколько лет в Мюнхене, куда Либих переехал в 1852 году по приглашению короля Баварии Максимилиана II. Монарх предложил ему здание химического факультета в местном университете с лабораторией, построенной согласно указаниям ученого. В Мюнхене Либих быстро снискал благосклонность королевского врача профессора фон Бреслау, который выписывал концентрат своим пациентам. Он присутствовал также в придворной аптеке, где в год перерабатывали 2,5 тонны мяса.

Концентрат из почти диких коровВ 1862 году об изобретении Либиха узнал молодой немецкий инженер Джордж Кристиан Гилберт (George Christian Giebert), работавший в Бразилии: он попробовал концентрат и счел его очень вкусным. В Южной Америке активно разводили скот, но экспорт говядины шел плохо, потому что в те времена на кораблях еще не было морозильных камер, а консервы распространены не были. Южноамериканские экспортеры использовали шкуру, верхнюю часть жира, рога и самые лучшие куски мяса. Остальная часть туш пропадала. Гилберт убедил Либиха, что производить концентрат из южноамериканского мяса в три раза дешевле, чем из европейского. Химику было важно, чтобы его продукт был дешевым, а благодаря этому доступным широким кругам, поэтому он согласился, чтобы Гилберт использовал технологию и начал производство в Уругвае. Оно было запущено 25 августа 1862 года в городе Фрай-Бентос. Вначале на фабрике Гилберта перерабатывали по девять туш в день. Когда Либих получил первые образцы, он остался настолько довольным, что позволил использовать при продаже свою фамилию. «Я могу с удовольствием утверждать, что качество образцов оказалось намного выше, чем я ожидал, поскольку их делают из мяса практически диких животных», — писал химик.

Настоящий Либих

В 1863 году Гилберт основал компанию Société de Fray Bentos Giebert & Cie. С этого момента можно отсчитывать начало промышленного производства мясного концентрата для супов. До конца следующего года фирма отправила в Европу 22 тонны концентрата, упакованного в стеклянную тару. Килограмм концентрата соответствовал 30 килограммам говядины. Спустя два года в Лондоне была создана компания LEMCO (Liebig's Extract of Meat Company), директор которой, Юстус фон Либих, в частности, контролировал процесс производства и качество поставляемого в Европу продукта. Он рекламировал его как «настоящий концентрат Либиха», так как конкуренты уже начали печатать его фамилию на своих упаковках. Делать это им позволил британский суд, который решил, что раз фамилию Либиха использовали для описания изобретения еще до появления фабрики, значит, она стала нарицательной.  Либих придумал множество полезных вещей, но смог заработать только на концентрате: в пересчете на современные деньги — два-три миллиона евро. В 1980-х годах, уже после смерти химика, компания LEMCO запустила производство бульонных кубиков, в состав которых помимо концентрата входил говяжий жир и приправы растительного происхождения.

Гений химии и рекламы

Пастообразный концентрат выглядел не слишком аппетитно, и без рекламы мог не заинтересовать покупателей, но Либих был еще гением маркетинга. Он наладил сотрудничество с известными поварами из Германии, Великобритании и США, которые размещали в своих кулинарных книгах рецепты с использованием его изобретения. В 1875 году появилось издание «Концентрат Либиха в мещанской кухне», в которое вошли 147 рецептов супов, рыбных, мясных, диетических блюд и даже салата. Гениальным шагом оказалась идея вкладывать в каждую упаковку картинки для коллекционеров, которые сейчас можно купить на интернет-аукционах. Фирма Либиха поставляла концентрат, в частности, к венскому императорскому двору, но изобретатель мечтал, чтобы его продукт попал на столы самых бедных людей. Однако он оказался слишком дорогим и получил распространение, скорее, у среднего класса. Во время Первой мировой войны он попал в армейские ранцы по обе стороны фронта как часть пайка (для британской армии было изготовлено 100 миллионов бульонных кубиков Либиха).

Бульоноподобный продукт

Хотя изобретателем мясного концентрата и появившегося на его основе бульонного кубика следует считать Либиха, в Европе их синонимами стали продукты швейцарца Юлиуса Магги (Julius Maggi). Это довольно несправедливо, потому что кубики Магги нельзя назвать концентрированным бульоном. Это скорее, концентрат со вкусом бульона. В 1886 году Магги создал жидкую приправу на растительной основе, которая больше всего ассоциируется с его именем, а через девять лет основал во Франции компанию Société du Bouillon Kub, которая выпустила на рынок бульон в виде завернутых в бумагу кубиков с гранью длиной полтора сантиметра. Мясного концентрата там не было, они состояли из соли, растительного белка, жира, сушеных овощей и приправ. Стоил кубик, как 33 грамма супового мяса. В Германии — примерно 4 пфеннига, то есть гораздо меньше, чем цена продукта из настоящего концентрата Либиха. И это стало ключом к успеху швейцарца: в 1912 году в одной Франции компания Магги продавала в месяц шесть миллионов кубиков. Вначале их делали и упаковывали вручную, а спустя два года механизировали процесс, что позволило покрыть спрос. Магги также вложил деньги в привлекательную упаковку: красивые желто-красные банки, которые потом можно было использовать для хранения других продуктов. Он не жалел денег на рекламу: заказал плакат у Альфонса Мухи (Alfons Mucha), ставил рекламные щиты в оживленных точках городов, а чтобы повысить престиж своего продукта привлек к сотрудничеству, в частности, известного повара Огюста Эскофье (Auguste Escoffier).

Вечно живой кубик

В Польше бульонные кубики начали производить в 1941 году в Винярах, которые были тогда предместьем города Калиш. Компанию основал немец польского происхождения Альфред Новацкий (Alfred Nowacki), который выпускал помимо кубиков сушеные овощи и приправы для супов. Сейчас поваров трясет от отвращения при виде химического состава современных бульонных концентратов, однако на рынке в виде кубиков, порошка, густого желе их представлено великое множество, значит, спрос на них сохраняется. В магазинах еще можно встретить настоящий концентрат Либиха в стеклянной банке. В 1895 году 100 граммов стоило чуть меньше одной рейхсмарки, сейчас за то же количество придется заплатить 32 евро. Так продукт, который создавался как дешевый и доступный для всех, стал предметом роскоши.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Tweet

12:12 17/01/2016

Повар раскладывает обед по группам на кухне детского сада села Екатерининское.

Агрегатор новостей 24СМИ

inosmi.ru

Кто изобрел бульонный кубик?

С древних времен кулинария была занятием сродни искусству, причем приготовление пищи отнимало достаточно много времени. Однако промышленная революция ускорила темп жизни людей, и многие уже не хотели тратить время на приготовление еды. Швейцарский мельник Юлиус Магги решил взглянуть на эту проблему с научной точки зрения. В результате он стал одним из основателей пищевой химии, а его имя и самое знаменитое изобретение известны практически каждому современному человеку.

Юлиус Магги (1846−1912), младший сын иммигранта из Италии, начал свою карьеру в возрасте 21 года в качестве стажера в компании, которая владела паровой мельницей в Будапеште. За два года он дорос до вице-президента, после чего решил заняться семейным бизнесом, взяв на себя руководство мельницей отца в швейцарском городе Винтертур. Следующие несколько лет предприятие балансировало на грани банкротства, поскольку в Европе открывались все новые мельницы и цены на их услуги постоянно снижались. Именно тогда Юлиус понял, что пришло время осваивать новые виды деятельности. Идею ему подсказал Фридолин Шулер, швейцарский врач и инспектор по условиям труда, обративший внимание на очень скудную диету рабочих многочисленных фабрик. Магги поставил себе амбициозную задачу создать дешевое, питательное и достаточно вкусное блюдо быстрого приготовления, хотя сочетание этих качеств и казалось невозможным.

В своем стремлении создать подобное блюдо Юлиус Магги был далеко не первым. Еще в 1831 году изобретатель консервов, француз Николя Аппер, предложил выпускать обезвоженный бульон в виде порошка, а в 1840 году знаменитый немецкий химик Юстус фон Либих разработал собственную технологию изготовления концентрата мясного бульона. Но у этих продуктов был серьезный недостаток — для их приготовления использовалось мясо, поэтому цена конечного продукта была слишком высокой. Магги же решил работать над блюдами на основе бобовых, которые, к сожалению, долго готовятся, а по вкусовым качествам сильно уступают мясу.

Поэтому Магги почти два года своей жизни посвятил кулинарно-химическим экспериментам, пытаясь найти способ улучшить вкус готовых блюд, и в конце концов решил эту задачу в 1883 году. Он подверг исходные продукты кислотному гидролизу растительных белков (варке в соляной кислоте), получив после нейтрализации смесь аминокислот, основную долю в которой составляла глутаминовая.

Именно она отвечает за вкус «умами» («мясной»), поэтому продукт очень напоминал мясной бульон… без использования мяса! В 1886 году супы быстрого приготовления были представлены сначала в Швейцарии, а потом и в других странах Европы, где стали пользоваться огромной популярностью. А в 1907 году Магги вывел на рынок свой самый культовый продукт — бульонный кубик Maggi Kub, сделавший имя изобретателя всемирно известным. И хотя с тех пор рецептура неоднократно улучшалась, форма кубика, который в наше время можно купить в любом магазине, осталась неизменной.

Статья «Вкус в кубе» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2013).

www.popmech.ru

Бульонные кубики: история предмета

В XIX веке приличный мясной бульон могли позволить себе только самые зажиточные люди, но потом он попал и на другие столы. Это стало возможным благодаря Юстусу фон Либиху (Justus von Liebig) — создателю мясного концентрата, прародителя готовых супов и бульонных кубиков

 

Хороший суп, постояв в холодном месте, всегда превращается в желе. Это явление в Англии XVII века использовали кухарки, готовя суп на вынос в виде застывших кубиков. В следующем столетии автор известной кулинарной книги англичанка Ханна Гласс (Hannah Glasse) описала способ приготовления сгущенного бульона, предложив подсушить желе, чтобы потом растворять его в кипятке. Этот метод советовал также сэр Хью Плат (Hugh Plat) в изданном в 1602 году руководстве для домохозяек. Вечный кубик высушенного бульона, неиспользованный во время одной из экспедиций Джеймса Кука можно увидеть в Национальном морском музее Гринвича.

Примерно в 1830 году французские аптекари Жозеф Пруст (Joseph Proust) и Антуан Пармантье (Antoine Parmentier) подвергли бульон такому выпариванию, что он превратился в густой мусс, который они перелили в формы и высушили, получив бульонные плитки. Суп, который из них можно было сделать, называли плиточным или карманным бульоном. Моряки брали такие плитки в свои рейсы, а аптеки продавали их как средство для выздоравливающих.

Раздел о супах и бульонах открывал почти все поваренные книги XIX века. Но мясо было в то время дорогим, и у женщин, которые в эпоху промышленной революции начали работать, оставалось мало времени на кухню. Так что не все могли каждый день позволить себе съесть питательный суп. Ситуацию изменил лишь Юстус фон Либих — изобретатель говяжьего концентрата, пол чайной ложки которого было достаточно для приготовления литра бульона.

Химик варит бульон

Либих не проявлял черт гениальности. Он настолько плохо справлялся с греческим и латынью, что его выгнали из дармштадтской гимназии, и ему пришлось устроиться на работу в аптеку в Хеппенхайме (он чуть было не взорвал ее во время неудачного эксперимента). Спустя два года Либих все же начал получать химическое образование и уже через три семестра приступил к написанию докторской работы, а в 1826 году после стажировки в Сорбонне стал в 23-летнем возрасте профессором химии Гиссенского университета. Он занимался химическим анализом, физиологией растений и животных (в особенности — темой их питания), проводил эксперименты с зерном, хлебом, жирами, а с 1843 года стал изучать разные виды мяса. Он заливал их горячей и холодной водой, в которой обнаруживал потом множество веществ из исходного сырья. В ходе этих исследований ученому пришла в голову мысль создать концентрат, который бы содержал все то полезное, что есть в мясе. В 1847 году он разработал метод производства. Либих разрезал постную говядину на маленькие куски, заливал водой, добавлял соль и варил так долго, пока 80% объема не начинало занимать разваренное мясо. Полученную темно-коричневую пасту он назвал «Extractum carnis Liebig», однако не запатентовал технологию, а наоборот — детально описал ее в профессиональных печатных изданиях. Концентрат появился в продаже через несколько лет в Мюнхене, куда Либих переехал в 1852 году по приглашению короля Баварии Максимилиана II. Монарх предложил ему здание химического факультета в местном университете с лабораторией, построенной согласно указаниям ученого. В Мюнхене Либих быстро снискал благосклонность королевского врача профессора фон Бреслау, который выписывал концентрат своим пациентам. Он присутствовал также в придворной аптеке, где в год перерабатывали 2,5 тонны мяса.

Концентрат из почти диких коров

В 1862 году об изобретении Либиха узнал молодой немецкий инженер Джордж Кристиан Гилберт (George Christian Giebert), работавший в Бразилии: он попробовал концентрат и счел его очень вкусным. В Южной Америке активно разводили скот, но экспорт говядины шел плохо, потому что в те времена на кораблях еще не было морозильных камер, а консервы распространены не были. Южноамериканские экспортеры использовали шкуру, верхнюю часть жира, рога и самые лучшие куски мяса. Остальная часть туш пропадала. Гилберт убедил Либиха, что производить концентрат из южноамериканского мяса в три раза дешевле, чем из европейского. Химику было важно, чтобы его продукт был дешевым, а благодаря этому доступным широким кругам, поэтому он согласился, чтобы Гилберт использовал технологию и начал производство в Уругвае. Оно было запущено 25 августа 1862 года в городе Фрай-Бентос. Вначале на фабрике Гилберта перерабатывали по девять туш в день. Когда Либих получил первые образцы, он остался настолько довольным, что позволил использовать при продаже свою фамилию. «Я могу с удовольствием утверждать, что качество образцов оказалось намного выше, чем я ожидал, поскольку их делают из мяса практически диких животных», — писал химик.

Настоящий Либих

В 1863 году Гилберт основал компанию Société de Fray Bentos Giebert & Cie. С этого момента можно отсчитывать начало промышленного производства мясного концентрата для супов. До конца следующего года фирма отправила в Европу 22 тонны концентрата, упакованного в стеклянную тару. Килограмм концентрата соответствовал 30 килограммам говядины. Спустя два года в Лондоне была создана компания LEMCO (Liebig's Extract of Meat Company), директор которой, Юстус фон Либих, в частности, контролировал процесс производства и качество поставляемого в Европу продукта. Он рекламировал его как «настоящий концентрат Либиха», так как конкуренты уже начали печатать его фамилию на своих упаковках. Делать это им позволил британский суд, который решил, что раз фамилию Либиха использовали для описания изобретения еще до появления фабрики, значит, она стала нарицательной.

Либих придумал множество полезных вещей, но смог заработать только на концентрате: в пересчете на современные деньги — два-три миллиона евро. В 1980-х годах, уже после смерти химика, компания LEMCO запустила производство бульонных кубиков, в состав которых помимо концентрата входил говяжий жир и приправы растительного происхождения.

Гений химии и рекламы

Пастообразный концентрат выглядел не слишком аппетитно, и без рекламы мог не заинтересовать покупателей, но Либих был еще гением маркетинга. Он наладил сотрудничество с известными поварами из Германии, Великобритании и США, которые размещали в своих кулинарных книгах рецепты с использованием его изобретения. В 1875 году появилось издание «Концентрат Либиха в мещанской кухне», в которое вошли 147 рецептов супов, рыбных, мясных, диетических блюд и даже салата. Гениальным шагом оказалась идея вкладывать в каждую упаковку картинки для коллекционеров, которые сейчас можно купить на интернет-аукционах.

Фирма Либиха поставляла концентрат, в частности, к венскому императорскому двору, но изобретатель мечтал, чтобы его продукт попал на столы самых бедных людей. Однако он оказался слишком дорогим и получил распространение, скорее, у среднего класса. Во время Первой мировой войны он попал в армейские ранцы по обе стороны фронта как часть пайка (для британской армии было изготовлено 100 миллионов бульонных кубиков Либиха).

Бульоноподобный продукт

Хотя изобретателем мясного концентрата и появившегося на его основе бульонного кубика следует считать Либиха, в Европе их синонимами стали продукты швейцарца Юлиуса Магги (Julius Maggi). Это довольно несправедливо, потому что кубики Магги нельзя назвать концентрированным бульоном. Это скорее, концентрат со вкусом бульона. В 1886 году Магги создал жидкую приправу на растительной основе, которая больше всего ассоциируется с его именем, а через девять лет основал во Франции компанию Société du Bouillon Kub, которая выпустила на рынок бульон в виде завернутых в бумагу кубиков с гранью длиной полтора сантиметра. Мясного концентрата там не было, они состояли из соли, растительного белка, жира, сушеных овощей и приправ. Стоил кубик, как 33 грамма супового мяса. В Германии — примерно 4 пфеннига, то есть гораздо меньше, чем цена продукта из настоящего концентрата Либиха. И это стало ключом к успеху швейцарца: в 1912 году в одной Франции компания Магги продавала в месяц шесть миллионов кубиков.

Вначале их делали и упаковывали вручную, а спустя два года механизировали процесс, что позволило покрыть спрос. Магги также вложил деньги в привлекательную упаковку: красивые желто-красные банки, которые потом можно было использовать для хранения других продуктов. Он не жалел денег на рекламу: заказал плакат у Альфонса Мухи (Alfons Mucha), ставил рекламные щиты в оживленных точках городов, а чтобы повысить престиж своего продукта привлек к сотрудничеству, в частности, известного повара Огюста Эскофье (Auguste Escoffier).

Вечно живой кубик

В Польше бульонные кубики начали производить в 1941 году в Винярах, которые были тогда предместьем города Калиш. Компанию основал немец польского происхождения Альфред Новацкий (Alfred Nowacki), который выпускал помимо кубиков сушеные овощи и приправы для супов. Сейчас поваров трясет от отвращения при виде химического состава современных бульонных концентратов, однако на рынке в виде кубиков, порошка, густого желе их представлено великое множество, значит, спрос на них сохраняется. В магазинах еще можно встретить настоящий концентрат Либиха в стеклянной банке. В 1895 году 100 граммов стоило чуть меньше одной рейхсмарки, сейчас за то же количество придется заплатить 32 евро. Так продукт, который создавался как дешевый и доступный для всех, стал предметом роскоши.

inosmi.ru/

 

www.agroxxi.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>