Создатель антуража на сцене для спектакля


Основные театральные термины

АВАНЛОЖА — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

АВАНСЦЕНА — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).

АКТ — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

АКТЕР, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.

АМПЛУА — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.

АМФИТЕАТР — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.

АНГАЖЕМЕНТ — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.

АНОНС — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.

АНТИГЕРОЙ — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.

АНТРЕПРЕНЕР — владелец, содержатель, арендатор частного театра.

АНТРЕПРИЗА — частный театр.

АНШЛАГ — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.

АПОФЕОЗ — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

АРЬЕРСЦЕНА — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.

БАЛАГАН — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в России с XVIII в.).

БАЛКОН — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.

БЕЛЬЭТАЖ — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

БЕНЕФИС — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.

БЕНУАР — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

БЕРИКАОБА — грузинский импровизационный народный театр масок. Существовал с древнейших времен до начала XX в.

БУРЛЕСК — преувеличенно комическое изображение на сцене.

БУТАФОР — театральный работник, ведающий бутафорией. Изготовляет ее художник-бутафор.

БУТАФОРИЯ — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

БУФФОН — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

БУФФОНАДА — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

ВЕРТЕП — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в XVII—XIX вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты. Сатирические интермедии сопровождались музыкой.

ГАЛЕРКА — верхний ярус зрительного зала.

ГАСТИОН — актер в Древнем Риме.

ГАСТРОЛИ — выступление актеров на выезде в других театра.

ГЕРОЙ — главное действующее лицо в спектакле.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ — последняя перед спектаклем, концертом.

ГРАНДАМ — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.

ГРАНДКОКЕТ — роль взрослой знатной дамы.

ГРИМ — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.

ГРИМЕР — специалист, занимающийся гримировкой актеров.

ГРИМ-УБОРНАЯ — комната для гримирования и переодевания актеров.

ДЕЙСТВИЕ — законченная часть спектакля. То же, что и акт.

ДЕКЛАМАЦИЯ — четкое выразительное чтение вслух.

ДЕКОРАЦИЯ — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.

ДЗЁРУРИ — вид театра кукол в Японии. Пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.

ДИВЕРТИСМЕНТ — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.

ДРАМАТУРГ — автор драматических произведений.

ДРАМАТУРГИЯ — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.

ЗЛОДЕЙ — амплуа актера, играющего отрицательных героев.

ИНЖЕНЮ — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.

ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.

КАБУКИ — один из видов классического театра в Японии. Включает музыку, танцы, драму, сложился в XVII в. С 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.

КАРТИНА — часть акта в драме.

КЛАКА — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

КОКЕТ — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.

КОЛОСНИКИ — верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций.

КОМИК — амплуа актера, исполняющего комедийные роли.

КОНФИДАНТ — актер, играющий роль приближенного главного героя.

КОТУРНЫ — род сандалий на очень толстой подошве у древнегреческих и римских актеров для увеличения роста.

КУЛИСЫ — плоские части декорации (мягкие, натянутые на рамы), располагаемые по бокам сцены.

ЛИРИК — амплуа актера, играющего лирические персонажи.

ЛИЦЕДЕЙ — название актера в Древней Руси.

ЛОЖА — группа мест в зрительном зале (вокруг партера и на ярусах), отделенная перегородками или барьерами.

МАРИОНЕТКА — театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.

МИЗАНСЦЕНА — расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. Искусство мизансцены — один из важнейших элементов режиссуры.

МИМ — актер пантомимы.

МИМИКА — один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.

МОНОЛОГ — речь актера, обращенная к слушателям или самому себе.

МЮЗИК-ХОЛЛ — вид эстрадного театра, соединяющий эстрадные, цирковые, танцевальные и музыкальные жанры. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в середине ХIХ в.

НАРОДНЫЙ ТЕАТР — 1) театр, бытующий в народе, органически связанный с устным народным творчеством; 2) профессиональный театр второй половины XIX в., деятельность которого была адресована широкому зрителю; 3) непрофессиональный любительский театр (в России появился в середине XIX в.).

НОО — один из видов традиционного японского театра. Включает музыку, танец, драму. Характерные черты: условность декораций, главные персонажи — в масках, костюм лишен бытовой конкретности.

ПАДУГА — полоса занавеса по верху сценической площадки.

ПАНТОМИМА — вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

ПАРТЕР — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

ПЕЛЖЕНТ — передвижная сцена в виде большой повозки в средневековом театре. Применялась при постановке мистерий, мираклей, процессий.

ПЕТИМЕТР — образ щеголя в сатирической комедии.

ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений; известен с первой половины XVII в.

ПОДМОСТКИ — синоним слова «сцена».

ПОСТАНОВКА — творческий процесс создания спектакля; то же, что и спектакль.

ПРЕМЬЕР (ПРЕМЬЕРША) — актер, актриса, занимающие ведущее положение в труппе, играющие главные роли.

ПРЕМЬЕРА — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля.

ПРИМАДОННА — актриса, исполняющая главные роли.

ПРОСТАК — амплуа актера, исполняющего простодушного человека.

РАМПА — осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.

РЕВЮ — эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров, объединенных одной темой.

РЕЖИССЕР — постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создает новую сценическую реальность, объединяя работу актеров, художника, композитора.

РЕЗОНЕР — амплуа актера, высказывающего нравоучительные суждения.

РЕКВИЗИТ — предметы, используемые в театральных постановках.

РЕПЕТИЦИЯ — основная форма подготовки театрального представления.

РЕПЕРТУАР — совокупность произведений, исполняемых в театре.

РЕПЛИКА — краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.

СКЕНА — помещение для переодевания и выхода актеров театра в Древней Греции.

СОЛИСТ — ведущий актер в спектакле.

СОФИТ — часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света, освещающие сцену спереди и сверху.

СПЕКТАКЛЬ — театральное представление. Создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера совместными усилиями актеров, художника и др.

СТАТИСТ — актер массовки, исполняющий роль без слов.

СУБРЕТКА — роль находчивой служанки.

СУФЛЕР — работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.

ТЕАТР — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами-кукловодами.

ТЕАТР МИНИАТЮР — вид театра, в котором ставятся произведения так называемых малых форм (одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи).

ТЕАТР ТЕНЕЙ — вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

ТЕЛАРИИ — приспособления для смены декораций в старинных театрах Западной Европы.

ТРАВЕСТИ — амплуа актрисы, исполняющей роли подростков.

ТРАГИК ~ амплуа актера, исполняющего трагедийные роли.

ТРУППА — актерский состав театра.

ТРЮМ — помещение под сценой.

ФАТ — амплуа актера, играющего эффектных, самовлюбленных и ограниченных людей (преимущественно молодых).

ФИГУРАНТ — актер, играющий роль без слов; то же, что и статист.

ФИНАЛ — завершающая часть спектакля.

ФУРКИ — приспособления для перемещения на сцене декораций.

ЭТУАЛЬ — актриса развлекательного жанра.

ЭТЮД — в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники.

ЯРУС — один из средних или верхних этажей в зрительном зале.

www.sibkursy.ru

термины

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра режиссуры и актерского мастерства

С.П.Кутьмин

Краткий словарь театральных терминов

для студентов режиссерской специализации

485 слов

Издательство

Тюменского государственного института искусств и культуры

2003

ББК 85.33 я 2

К 95

Кутьмин, С.П.

Краткий словарь театральных терминов для студентов режиссерской специализации / Кутьмин С.П.;ТГИИК; Каф.реж. и акт. мастерства.- Тюмень, 2003.- 57с.

В словаре рассмотрены специальные термины театрального, эстрадного искусства. Это слова, которыми больше других пользуются на репетициях режиссеры театра и массовых праздников, их мы постоянно слышим в работе над спектаклем, представлением, в работе актера над ролью. Словарь предназначен для студентов и преподавателей средних и высших учебных заведений искусств и культуры.

Рецензент: Жабровец, М.В. к.п.н, доцент, зав. кафедрой режиссуры и актерского мастерства

© Кутьмин С.П., 2003

© Тюменский государственный институт искусств и культуры, 2003

Предисловие

Настоящий словарь имеет целью дать лишь краткое, самое основное объяснение терминов, часто встречающихся в процессе обучения режиссуре, в работе над спектаклем, представлением, ролью. Искусство - сфера деятельности, которая крайне сложно поддается систематизации, обобщениям, теоретизации, а также точным определениям и формулировкам. Каждый термин имеет много толкований. И каждое толкование не вполне точное и исчерпывающее. Сколько творцов режиссеров - столько и мнений по поводу профессиональной терминологии. Ведь любое теоретическое положение - вытекает из конкретного творческого практического опыта, а творчество всегда индивидуально и неповторимо. Даже у К.С. Станиславского наблюдается постоянная эволюция в понимании того или иного термина. В процессе жизни и творческих поисков, терминология понятий видоизменялась, уточнялась, дополнялась. Формулировки К.С. Станиславского были творчески осмыслены и развиты в трудах его учеников и последователей - М. Кнебель, М. Чехова, В.Мейерхольда, Е.Вахтангова, Г. Кристи, Г. Товстоногова, Б.Захавы, А. Паламишева, Б. Голубовского, А.Эфроса и многих других. К. С. Станиславский призывал подходить к делу творчески, а не относится к нему догматически. Поэтому, при работе со словарем начинающий режиссер должен усвоить только сущность того или иного понятия, а далее попытаться “присвоить и соотнести” его с собственным восприятием и творческими поисками. Словарь содержит около 490 слов и терминов. Этого объема, конечно, недостаточно. Словарь требует дальнейших доработок, дополнений и уточнений. Надеюсь, он будет постепенно увеличиваться в объеме, а количество слов и терминов пополнятся и уточнятся. Если при работе со словарем у читателей возникнут пожелания, замечания, они будут учтены в следующем издании словаря.

“Проще, выше, легче, веселей”. К.С.Станиславский

А

Абстракция(лат. - отвлечение) - способ художественного мышления и построения образа. Данный способ предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об объекте, акцентирование существенных значимых моментов.

Абсурд (лат. - бессмыслица, нелепость) Направление в искусстве, противоречие сюжетности произведения. Если произведение развивается в определённой последовательности и логике событий: экспозиция, завязка, конфликт, его развитие, кульминация, развязка и финал, то абсурд - это отсутствие логики конфликта. Это направление получило отражение в произведениях Ж. Ануя, Ж. П. Сартра, Э. Ионеско и т.д. Абсурд - род творчества, определяющий парадоксальность этого явления; он мало изучен, но представляет особый интерес со стороны режиссуры театра.

Авангард (фр. – передовой отряд) - направление искусства, противоречащее установившимся в искусстве нормам. Поиск новых решений, отвечающих эстетике и запросам нового поколения.

Авансцена (фр. - перед сценой) - передняя часть театральной сцены (перед занавесом). Авансцена в современном театральном искусстве представляется дополнительной игровой площадкой. Возможность непосредственного общения с залом.

Автор (фр. - создатель) – творец, создатель научного, литературного или художественного произведения. Автор инсценировки, спектакля.

Авторская речь- слова, которыми автор от своего имени характеризует своих героев, оценивает их поступки, события, обстановку, пейзаж.

Администратор (лат. - управляю, заведую) - человек, профессиональная деятельность которого, направлена на прокат спектаклей, концертов в театре и на эстраде.

Ажиотаж(фр. - волнение) - сильное возбуждение, волнение, борьба интересов.

Азарт(фр. – случайность) – запальчивость, задор. Сильное увлечение, рвение. Крайнее увлечение игрой.

Акт (лат. - поступок, действие) - Отдельная, крупная, составная часть драматического действия или театрального представления.

Актер(лат. - действующий, исполнитель, декламатор) - тот, кто действует, исполняет роль, становится действующим лицом драматического произведения на сцене театра и в кино. Актер - живая связь между текстом автора, замыслом режиссера и восприятием публики.

Актерский штамп- приемы сценической игры раз и навсегда зафиксированные актером в своем творчестве. Готовые механические приемы актера, которые входят в привычку и становятся его второй натурой, которая заменяет на подмостках человеческую природу.

Актерское искусство- искусство создания сценических образов; вид исполнительского искусства. Материалом для работы актера над ролью служат собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика, наблюдательность, воображение, память т.е. его психофизика. Особенностью актерского искусства является то, что процесс творчества в конечной стадии совершается на глазах у зрителя, в процессе спектакля. Актерское искусство находится в тесной связи с искусством режиссера.

Актуальный(лат. - существующий, современный) - важность, значительность для текущего момента, злободневность, современность.

Аллегория(гр. - иносказание) - принцип художественного осмысления действительности, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах. Например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках - а. правосудия. Словесная аллегория в баснях, сказках.

Аллюзия(лат. - намекать) - прием художественной выразительности, обогащающий художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию путем намека на известное уже произведение искусства. Например, в фильме Ф.Феллини “И корабль плывет” прочитывается аллюзия библейской легенды о Ноевом ковчеге.

Амбивалентность(лат. - оба - сила) - психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия. Одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, чувств по отношению к одному и тому же объекту. Например: любви и ненависти, удовлетворения и неудовлетворения. Одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим.

Амбиция(лат. – честолюбие, хвастовство) – самолюбие, чувство чести, чванство, спесь.

Амплуа(фр. - применение) – характер ролей исполняемых актером. Тип театральных ролей соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера. Виды сценического амплуа: комик, трагик, герой-любовник, героиня, комическая старуха, субретка, инженю, травести, простак и резонер.

Амфитеатр(гр. - кругом, с обеих сторон) - сооружение для зрелищ. В современных театрах - ряды кресел, расположенных за портером и выше его.

Анализ(гр. - разложение, расчленение) - метод научного исследования, состоящий в расчленении целого явления на составные элементы. В театре анализ представляет собой (действенный анализ) вид экспликации, т.е. характеризуется место и время происходящего события, мотивация физического и словесного действия персонажей. Элементы композиции пьесы (экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, финал). Атмосфера происходящего действия, музыкальная, шумовая и световая партитуры. Анализ включает в себя обоснование выбора темы, проблемы, конфликта, жанра, сверхзадачи и сквозного действия будущего спектакля, а также его актуальность. Анализ - действенный метод, процесс подготовки осуществления постановки на практике.

Аналогия(гр. - соответственный) - сходство между объектами в некотором отношении. Провести аналогию - это сравнить объекты друг с другом, установить между ними общие черты.

Ангажемент(фр. - договор) - приглашение артиста по договору для выступлений на определённый срок.

Анекдот(гр. – неизданный) – вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном происшествии.

Анонс(фр. - объявление) - объявление о предстоящих гастролях, концертах, спектаклях. Предварительная, без подробных указаний афиша.

Ансамбль(фр. - вместе, целое, связность) - стройное единство частей образующих целое. Художественная согласованность совместного исполнения драматического или другого произведения. Целостность всего спектакля на основе его идеи, режиссерского решения и т.п. Благодаря сохранению ансамбля исполнителей создаётся единство действия.

Антракт(фр. - между - акт) - краткий перерыв между актами, действиями спектакля или отделениями концерта.

Антрепренёр(фр. - предприниматель) – частный, театральный предприниматель. Владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка, киностудии, телевидения и т.д.).

Антреприза (фр. - предприятие) – зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем. Держать антрепризу.

Антураж(фр. - окружение, окружающие) - среда, обстановка. Антуражем являются не только декорации и выгородки, но и пространство,

Аншлаг(нем. - удар ) - объявление в театре, в кино о том, что все билеты проданы. Успешное представление при полном зале. Отсюда речевой оборот -“спектакль прошёл при полном аншлаге”.

Апарте (лат. - в сторону.) -сценические монологи или реплики, произносимые в сторону, для публики, и якобы не слышные партнерам на сцене.

Апломб(фр. - отвес) – самоуверенность, смелость в манерах, разговоре и действиях.

Апофеоз(гр. - обожествление) - заключительная, торжественная массовая сцена театрального представления или праздничной концертной программы. Пышное завершение какого-либо зрелища.

Арена(лат. - песок) - круглая площадка ( в цирке), на которой даются представления. Используются как в театре, так и в театрализованном представлении.

Арлекин(ит. - маска) – комический персонаж итальянской народной комедии в характерном костюме из разноцветных лоскутьев. Паяц, шут.

“Арлекин” (ит.) - узкий и длинный занавес из текстиля, ограничивающий верхнюю часть сцены над основным занавесом Первая падуга после занавеса.

Артикуляция (лат. - расчленять, членораздельно) - членораздельное произношение. Работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, челюстей, голосовых связок и т.д.), необходимых для произнесения определенного звука речи. Артикуляция является основой дикции и неразрывно связана с ней.

Артист (фр. - человек искусства, художник) – человек, занимающийся публичным исполнением произведений искусства. Талантливый человек, владеющий своим мастерством в совершенстве.

Артистическая техника- техника, направленная на развитие совершенствования психической и физической природы артиста. Она включает в себя все составные элементы сценического действия: работу органов чувств, память на ощущения и создание образных видений, воображение, предлагаемые обстоятельства, логику и последовательность действий, мыслей и чувств, физическое и словесное взаимодействие с объектом, а также выразительную пластику, голос, речь, характерность, чувство ритма, группировки, мизансцены и т.д. Овладение всеми этими элементами должно подвести актера к умению совершать подлинные, целесообразные, органические действия в художественно-выразительной форме.

Архитектоника (гр. - строитель) - строительное искусство, зодчество. Построение художественного произведения, которое определяется взаимозависимостью отдельных частей в целом. Соразмерное расположение главных и второстепенных частей. Другими словами, это единство формы и содержания. Исходя из этого, существует понятие “архитектоника пьесы”. Обнаружить цепь основных событий в результате анализа - значить познать архитектонику пьесы или композицию.

Арьерсцена(фр. - задняя сцена) - задняя часть сцены, которая является продолжением основной сцены, в современных театрах - равна ей по площади. Создание иллюзии большой глубины пространства. Служит резервным помещением.

Ассистент (лат. - присутствую) – помощник. В искусстве зрелищ ассистент -это лицо, помогающее режиссеру- постановщику в осуществлении постановки спектакля или представления. Задачи ассистента многообразны. Он должен понимать творческие задачи своего руководителя, проникнуться ими в поисках художественных решений. Он должен также знать законы сцены, проводить репетиции в отсутствии постановщика, быть связующим звеном между режиссером и актерами, техническими службами.

Ассоциативный ряд (лат.) – картины и представления, вытекающие одно из другого по их совместимости или противоположности.

Ассоциация(лат. - связываю) - способ достижения художественной выразительности, основанной на выявлении связи образов с представлениями, хранящимися в памяти или закрепленными в культурно - историческом опыте.

Атмосфера (гр. – дыхание, шар) - окружающие условия, обстановка. В искусстве театра атмосфера - не только обстановка и окружающие условия, это еще и состояние актеров и исполнителей, которые взаимодействуя друг с другом, создают ансамбль. Атмосфера - это среда, в которой развиваются события. Атмосфера - связующее звено между актером и зрителем. Она является источником вдохновения в творчестве актера и режиссера..

Атрибут (лат. - необходимый) – признак предмета или явления, принадлежность чего - либо. Полный атрибут могут с успехом заменить его фрагменты, но время действия от этого не пострадает.

Аттракцион(фр. - притяжение ) – номер в цирковой или эстрадной программе, выделяющийся своей эффектностью, вызывающий интерес у публики.

Афиша(фр. - объявление, прибитое к стене) – вывешиваемое объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.д. Вид рекламы.

Афишировать(фр. объявлять публично) – выставлять напоказ, намеренно привлекать общее внимание к чему-либо.

Афоризм (гр. - изречение) - краткое, выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность формы.

Аффект(лат. - страсть) - душевное волнение, страсть. Приступ сильного нервного возбуждения (ярости, ужаса, отчаяния).

люди, архитектура, животный мир - т.е. всё, что окружает человека.

Активность

Актерское самочувствие

Альтернатива

Аура(гр. - веяние, дуновение) - совокупность энергетических излучений, образующих биополе человека.

Б

Балаган(перс. - верхняя комната, балкон) – ранее служили для торговли на ярмарке. Затем стали приспосабливать для выступлений бродячих артистов, отсюда и название - “балаган”. Временное театральное помещение, выстроенное из досок, покрытых брезентом или холстом.

Банальный (фр. - заурядный) - утративший выразительность прием вследствии частого повторения; избитый, очень обыденный, пошлый.

Бард (кельтск.) - у древних кельтов – певец, слагающий песни.

Бельэтаж (фр. - прекрасный этаж) - Первый ярус балкона в зрительном зале над партером и амфитеатром.

Бенефис (фр. - прибыль, польза) - первоначально концерт либо спектакль, сбор от которого в полном объеме или частично поступал в распоряжение одного или нескольких актеров. В наши дни под бенефисом понимают сценическое действо, посвященное какому-либо артисту как выражение признательности его многолетних заслуг на поприще служения искусству.

Бенуар(фр. - ванна) - Нижний ярус театральных лож на уровне сцены или партера.

Беспредметное действие - действие с воображаемым предметом. В данном действии сохраняется иллюзия присутствия предмета с его весом, объемам и формой. Упражнение с целью выработки физического ощущения предмета; начальная форма подготовки актера. (Упражнения на П.Ф.Д.).

Билет (фр. -) - документ небольшого формата, выдаваемый в удостоверении определенного права. Театральный билет, железнодорожный и т.д.

Биомеханика (гр. - жизнь и механика) - раздел биофизики, изучающий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления (при движениях, дыхании и т.д.) Биомеханика В.Э. Мейерхольда. Театр, ориентированный на технические, четкие очертания игрового пространства, жеста, облика, целесообразность движений. Тип актера - инструмента, послушного режиссерской воле и согласного ограничить свой внутренний мир и самостоятельную мысль жестким обликом маски.

Бис (лат. - дважды) - «вторично», «еще раз». Возглас публики в театре, на концерте, требующей от исполнителей повторения “на бис” (сыграть, спеть, исполнить). Вторично, по требованию публики.

Блеф(англ. - запугивание) - хвастовство несуществующими силами и средствами. Выдумка, с целью внушить другому преувеличенное представление о себе, “пустить пыль в глаза”, запугать.

Богема (фр. - цыганщина) - среда художественной интеллигенции: актеров, музыкантов, художников, литераторов, ведущих беспечную и беспорядочную жизнь. Образ жизни.

Бравада (фр. - рисовка) - показная, легкомысленная храбрость; бесцельно-дерзкая выходка.

Браво (ит. - молодец) - театральное восклицание, выражающее похвалу игре артистов.

Бум(англ. - шумиха) - шумиха, сенсация, искусственное оживление, временный подъем. В искусстве бум - сенсационная выставка, сенсационный концерт, сенсационная постановка. Бум рассчитан на аншлаг и хорошие прибыли.

Бурлеск(ит. - шутка) - преувеличенное комическое изображение персонажа (в литературном произведении, на сцене.) Жанр комической, шутливо - подражательной поэзии. В искусстве театра, массовых зрелищ бурлеск завоевывает новые позиции. Комическое становится культовым знаком, особенно в новейший исторический период. Творческие возможности бурлеска неограниченны.

Бутафория (ит. - выбрасывающий вон) - участник спектакля в старом итальянском театре, освобождающий сцену во время представления от уже “отыгравших” предметов, сломанных, забытых. Видимо, после этого ему приходилось чинить и делать новые необходимые вещи. В современном театре - это специально изготовленные предметы сценической обстановки, вещи ( декорации, шпаги, ножи, украшения и т.д.) по всем признакам соответствующие настоящим или имитирующие их. Детали костюмов (пояса, пряжки, шляпы, веера, кольчуги и т.п.), необходимые для сценической игры актера; скульптура. Человек выполняющий эту работу - бутафор.

Буффонада(ит. - шутовство, буфф - комический, забавный) - сценическое представление, а также актерские приемы, построенные на преувеличенно - комических, шутовских позах. Подчеркнутое внешнее, смешное преувеличение, иногда карикатурное представление персонажей, действий, явлений. Театр-буфф, опера-буфф.

Блок

В

“Вампука”- термин, которым в театральных кругах называют типичные недостатки плохих оперных спектаклей: несообразность либретто, штампы, фальшь, ходульность режиссуры и актерской игры. Термин происходит от названия пародии на оперу “Вампука, невеста африканская” В. Эренберга, поставленную в 1909 г. в петербургском театре “Кривое зеркало”.

Варьете(фр. – разнообразие, смесь) - эстрадный театр, в представлениях которого сочетаются различные жанры искусства: музыка, цирк, танец; эстрадный театр развлекательного характера с эффектным, пышным оформлением.

Вдохновение - высшее духовное состояние и настроение; восторженность, сосредоточение и необычное проявление умственных сил. Состояние подъема творческих сил, приводящее к результатам, которые в обычном состоянии недостижимы.

Версия (лат. - видоизменять) – одно из нескольких, отличительных друг от друга изложений или объяснений какого-либо факта, события.

Видеоклип(лат. - смотрю, вижу, англ. - стричь, вырезка из газеты) - разновидность видеофильма. Видеоклип отличают быстрый монтаж, насыщенность электронными спецэффектами, краткость. Часто сопровождается игровым исполнением песни, музыки.

Визуальный(лат. - зрительный) - восприятие зрелища “невооруженным” глазом.

Виртуоз(лат. - мужество, доблесть, смелость) - артист, в совершенстве владеющий техникой своего искусства. Человек, достигший высокой степени мастерства в каком - либо деле.

Водевиль (фр. - голоса города) – один из видов комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Небольшая комическая пьеса фарсового характера. Присущи - задорное веселье, злободневное отражение действительности.

Воображение (фантазия) - свойство психики человека. Запас жизненных впечатлений. Творческий метод воспроизводства в образы событий и фактов, имевших место в действительности, посредством комбинирования в новом порядке пережитого в разное время, группирования их в новое целое. Один из основных элементов актерского мастерства.

Восприятие- процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей через органы чувств, завершающийся формированием образа. Эстетическое восприятие выражается в целенаправленном целостном восприятии произведения искусства, как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.

Вульгарный(лат. - простой, обыкновенный) - чрезмерное упрощение какого - либо учения, искажающее его сущность; грубое упрощение, опошление. Лишенный тонкости, изящества.

Выбор темы- метод отбора проблем, событий и явлений, которые должны найти отражение в зрелище согласно их значимости на определенном историческом отрезке времени и имеющим актуальность на день постановки.

Выгородка– простейшие предметы для работы режиссера в репетиционной комнате. Необходимо иметь чертеж выгородки. Он должен соответствовать замыслу художника и режиссера в построении декораций спектакля. В репетиционном периоде при помощи ширм, столов, стульев, небольших станков могут быть воспроизведены и тронный зал, пещера, изба, лес, трамвай и т. д.

Валидность

Вербальный

Взаимоотношения

Внимание

Вкус

Внушаемость

Возбудимость

Воля

Впечатлительность

Выразительность движения

Вымысел

Г

Гала(фр. - торжество, парад) – употребляется только в соединении с другим определением. Значение: торжественный, пышный (гала-концерт, гала- спектакль); то же ,что шоу.

Галерея (фр. - помещение) - узкий длинный балкон за кулисами. Обычно тянется вдоль стен, вокруг сцены.

Гастроли (нем. - гость + роль) - спектакли, даваемые приезжими актерами (выезжать на гастроли).

Гедонизм(гр. - удовольствие) - в искусстве - отношение к художественному произведению как к предмету, доставляющему удовольствие в первую очередь своими непосредственными чувственными качествами (красотой цвета, звука, “музыкой” стиха, пластикой и т.п.)

Генеральная репетиция(лат. - общий, главный) – последняя, полная репетиция перед концертом или премьерой спектаклем. Пробное исполнение.

Гений(лат. - способность) - высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Способность создать нечто, превосходящее все, что человек может сделать собственными силами.

Гипербола(гр. - преувеличение) - способ художественного преувеличения какого-либо свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса. Гиперболический, художественный образ подчеркнуто условен, неправдоподобен. Преувеличение выявляет в художественном образе скрытое содержание, тем самым его особую выразительность, эмоциональностью Например, гипербола есть в поэтических строках В.Маяковского: “В сто сорок солнц закат пылал...”

Горизонт(гр. - ограничиваю) - линия кажущегося соприкосновения неба с землей или водной поверхностью. В театре это “задник”, представляющий часть декорации, то есть текстильное полотно, расписанное водно - клеевыми красками.

Грим (фр. – подкрашивать лицо) - искусство изменения внешнего облика актера при помощи применения парика, нанесения на лицо ( иногда и на тело ) специальных красок, волосяных либо пластических наклеек в целях придания внешнему облику наибольшего сходства с воплощаемым сценическим образом.

Гримерка- комната для подготовки артистов к выходу на сцену, где актер надевает театральный костюм и накладывает грим для исполнения ролей в спектакле.

Гротеск (фр. – смешной, забавный, причудливый)- изображение явления в фантастическом, уродливо-комическом стиле, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством замысловатого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.

studfiles.net

Театральная шпаргалка. Часть 2

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады. 

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций. 

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.

Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.

Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.

Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.

Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.

Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов:

http://www.vedu.ru/expdic/37508/

http://www.rzn-tdm.ru/?mod=pages&id=270

http://www.teatrbalakovo.ru/index.php?vm=29

http://theaterorel.ru/visit/theater_etiquette/dictionary/

http://www.rtlb.ru/ru/dtw/

life.mosmetod.ru

Краткий словарь театральных терминов

Краткий словарь театральных терминов

В словаре рассмотрены специальные термины театрального, эстрадного искусства. Это

слова, которыми больше других пользуются на репетициях режиссеры театра и массовых

праздников, их мы постоянно слышим в работе над спектаклем, представлением, в работе

актера над ролью.

© Тюменский государственный институт искусств и культуры, 2003

А

Абстракция (лат. - отвлечение) - способ художественного мышления и построения образа.

Данный способ предполагает отвлечение от второстепенного, несущественного в информации об

объекте, акцентирование существенных значимых моментов.

Абсурд (лат. - бессмыслица, нелепость) Направление в искусстве, противоречие сюжетности

произведения. Если произведение развивается в определѐнной последовательности и логике

событий: экспозиция, завязка, конфликт, его развитие, кульминация, развязка и финал, то абсурд

- это отсутствие логики конфликта. Это направление получило отражение в произведениях Ж.

Ануя, Ж. П. Сартра, Э. Ионеско и т.д. Абсурд - род творчества, определяющий парадоксальность

этого явления; он мало изучен, но представляет особый интерес со стороны режиссуры театра.

Авангард (фр. – передовой отряд) - направление искусства, противоречащее установившимся в

искусстве нормам. Поиск новых решений, отвечающих эстетике и запросам нового поколения.

Авансцена (фр. - перед сценой) - передняя часть театральной сцены (перед занавесом).

Авансцена в современном театральном искусстве представляется дополнительной игровой

площадкой. Возможность непосредственного общения с залом.

Автор (фр. - создатель) – творец, создатель научного, литературного или художественного

произведения. Автор инсценировки, спектакля.

Авторская речь - слова, которыми автор от своего имени характеризует своих героев, оценивает

их поступки, события, обстановку, пейзаж.

Администратор (лат. - управляю, заведую) - человек, профессиональная деятельность которого,

направлена на прокат спектаклей, концертов в театре и на эстраде.

Ажиотаж (фр. - волнение) - сильное возбуждение, волнение, борьба интересов.

Азарт (фр. – случайность) – запальчивость, задор. Сильное увлечение, рвение. Крайнее

увлечение игрой.

Акт (лат. - поступок, действие) - Отдельная, крупная, составная часть драматического действия

или театрального представления.

Актер (лат. - действующий, исполнитель, декламатор) - тот, кто действует, исполняет роль,

становится действующим лицом драматического произведения на сцене театра и в кино. Актер -

живая связь между текстом автора, замыслом режиссера и восприятием публики.

Актерский штамп - приемы сценической игры раз и навсегда зафиксированные актером в своем

творчестве. Готовые механические приемы актера, которые входят в привычку и становятся его

второй натурой, которая заменяет на подмостках человеческую природу.

Актерское искусство - искусство создания сценических образов; вид исполнительского

искусства. Материалом для работы актера над ролью служат собственные природные данные:

речь, тело, движения, мимика, наблюдательность, воображение, память т.е. его психофизика. Особенностью актерского искусства является то, что процесс творчества в конечной стадии

совершается на глазах у зрителя, в процессе спектакля. Актерское искусство находится в тесной

связи с искусством режиссера.

Актуальный (лат. - существующий, современный) - важность, значительность для текущего

момента, злободневность, современность.

Аллегория (гр. - иносказание) - принцип художественного осмысления действительности, при

котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных наглядных образах.

Например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках - а. правосудия. Словесная

аллегория в баснях, сказках.

Аллюзия (лат. - намекать) - прием художественной выразительности, обогащающий

художественный образ дополнительными ассоциативными смыслами по сходству или различию

путем намека на известное уже произведение искусства. Например, в фильме Ф.Феллини “И

корабль плывет” прочитывается аллюзия библейской легенды о Ноевом ковчеге.

Амбивалентность (лат. - оба - сила) - психологическое понятие, обозначающее двойственность

чувственного восприятия. Одновременное присутствие в душе человека противоположных,

несовместимых друг с другом стремлений, чувств по отношению к одному и тому же объекту.

Например: любви и ненависти, удовлетворения и неудовлетворения. Одно из чувств иногда

подвергается вытеснению и маскируется другим.

Амбиция (лат. – честолюбие, хвастовство) – самолюбие, чувство чести, чванство, спесь.

Амплуа (фр. - применение) – характер ролей исполняемых актером. Тип театральных ролей

соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера. Виды сценического амплуа: комик,

трагик, герой-любовник, героиня, комическая старуха, субретка, инженю, травести, простак и

резонер.

Амфитеатр (гр. - кругом, с обеих сторон) - сооружение для зрелищ. В современных театрах -

ряды кресел, расположенных за портером и выше его.

Анализ (гр. - разложение, расчленение) - метод научного исследования, состоящий в

расчленении целого явления на составные элементы. В театре анализ представляет собой

(действенный анализ) вид экспликации, т.е. характеризуется место и время происходящего

события, мотивация физического и словесного действия персонажей. Элементы композиции

пьесы (экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, финал). Атмосфера

происходящего действия, музыкальная, шумовая и световая партитуры. Анализ включает в себя

обоснование выбора темы, проблемы, конфликта, жанра, сверхзадачи и сквозного действия

будущего спектакля, а также его актуальность. Анализ - действенный метод, процесс подготовки

осуществления постановки на практике.

Аналогия (гр. - соответственный) - сходство между объектами в некотором отношении.

Провести аналогию - это сравнить объекты друг с другом, установить между ними общие черты.

Ангажемент (фр. - договор) - приглашение артиста по договору для выступлений на

определѐнный срок.

Анекдот (гр. – неизданный) – вымышленный, короткий рассказ о смешном, забавном

происшествии.

Анонс (фр. - объявление) - объявление о предстоящих гастролях, концертах, спектаклях.

Предварительная, без подробных указаний афиша.

Ансамбль (фр. - вместе, целое, связность) - стройное единство частей образующих целое.

Художественная согласованность совместного исполнения драматического или другого

произведения. Целостность всего спектакля на основе его идеи, режиссерского решения и т.п.

Благодаря сохранению ансамбля исполнителей создаѐтся единство действия.Антракт (фр. - между - акт) - краткий перерыв между актами, действиями спектакля или

отделениями концерта.

Антрепренѐр (фр. - предприниматель) – частный, театральный предприниматель. Владелец,

арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка, киностудии,

телевидения и т.д.).

Антреприза (фр. - предприятие) – зрелищное предприятие, созданное и возглавляемое частным

предпринимателем. Держать антрепризу.

Антураж (фр. - окружение, окружающие) - среда, обстановка. Антуражем являются не только

декорации и выгородки, но и пространство,

Аншлаг (нем. - удар ) - объявление в театре, в кино о том, что все билеты проданы. Успешное

представление при полном зале. Отсюда речевой оборот -“спектакль прошѐл при полном

аншлаге”.

Апарте (лат. - в сторону.) - сценические монологи или реплики, произносимые в сторону, для

публики, и якобы не слышные партнерам на сцене.

Апломб (фр. - отвес) – самоуверенность, смелость в манерах, разговоре и действиях.

Апофеоз (гр. - обожествление) - заключительная, торжественная массовая сцена театрального

представления или праздничной концертной программы. Пышное завершение какого-либо

зрелища.

Арена (лат. - песок) - круглая площадка ( в цирке), на которой даются представления.

Используются как в театре, так и в театрализованном представлении.

Арлекин (ит. - маска) – комический персонаж итальянской народной комедии в характерном

костюме из разноцветных лоскутьев. Паяц, шут.

“Арлекин” (ит.) - узкий и длинный занавес из текстиля, ограничивающий верхнюю часть сцены

над основным занавесом Первая падуга после занавеса.

Артикуляция (лат. - расчленять, членораздельно) - членораздельное произношение. Работа

органов речи (губ, языка, мягкого неба, челюстей, голосовых связок и т.д.), необходимых для

произнесения определенного звука речи. Артикуляция является основой дикции и неразрывно

связана с ней.

Артист (фр. - человек искусства, художник) – человек, занимающийся публичным исполнением

произведений искусства. Талантливый человек, владеющий своим мастерством в совершенстве.

Артистическая техника - техника, направленная на развитие совершенствования психической и

физической природы артиста. Она включает в себя все составные элементы сценического

действия: работу органов чувств, память на ощущения и создание образных видений,

воображение, предлагаемые обстоятельства, логику и последовательность действий, мыслей и

чувств, физическое и словесное взаимодействие с объектом, а также выразительную пластику,

голос, речь, характерность, чувство ритма, группировки, мизансцены и т.д. Овладение всеми

этими элементами должно подвести актера к умению совершать подлинные, целесообразные,

органические действия в художественно-выразительной форме.

Архитектоника (гр. - строитель) - строительное искусство, зодчество. Построение

художественного произведения, которое определяется взаимозависимостью отдельных частей в

целом. Соразмерное расположение главных и второстепенных частей. Другими словами, это

единство формы и содержания. Исходя из этого, существует понятие “архитектоника пьесы”.

Обнаружить цепь основных событий в результате анализа - значить познать архитектонику пьесы

или композицию.Арьерсцена (фр. - задняя сцена) - задняя часть сцены, которая является продолжением основной

сцены, в современных театрах - равна ей по площади. Создание иллюзии большой глубины

пространства. Служит резервным помещением.

Ассистент (лат. - присутствую) – помощник. В искусстве зрелищ ассистент -это лицо,

помогающее режиссеру- постановщику в осуществлении постановки спектакля или

представления. Задачи ассистента многообразны. Он должен понимать творческие задачи своего

руководителя, проникнуться ими в поисках художественных решений. Он должен также знать

законы сцены, проводить репетиции в отсутствии постановщика, быть связующим звеном между

режиссером и актерами, техническими службами.

Ассоциативный ряд (лат.) – картины и представления, вытекающие одно из другого по их

совместимости или противоположности.

Ассоциация (лат. - связываю) - способ достижения художественной выразительности,

основанной на выявлении связи образов с представлениями, хранящимися в памяти или

закрепленными в культурно - историческом опыте.

Атмосфера (гр. – дыхание, шар) - окружающие условия, обстановка. В искусстве театра

атмосфера - не только обстановка и окружающие условия, это еще и состояние актеров и

исполнителей, которые взаимодействуя друг с другом, создают ансамбль. Атмосфера - это среда,

в которой развиваются события. Атмосфера - связующее звено между актером и зрителем. Она

является источником вдохновения в творчестве актера и режиссера.

Атрибут (лат. - необходимый) – признак предмета или явления, принадлежность чего - либо.

Полный атрибут могут с успехом заменить его фрагменты, но время действия от этого не

пострадает.

Аттракцион (фр. - притяжение ) – номер в цирковой или эстрадной программе, выделяющийся

своей эффектностью, вызывающий интерес у публики.

Афиша (фр. - объявление, прибитое к стене) – вывешиваемое объявление о предстоящем

спектакле, концерте, лекции и т.д. Вид рекламы.

Афишировать (фр. объявлять публично) – выставлять напоказ, намеренно привлекать общее

внимание к чему-либо.

Афоризм (гр. - изречение) - краткое, выразительное изречение, содержащее обобщающее

умозаключение. Для афоризма одинаково обязательны и законченность мысли и отточенность

формы.

Аффект (лат. - страсть) - душевное волнение, страсть. Приступ сильного нервного возбуждения

(ярости, ужаса, отчаяния).

люди, архитектура, животный мир - т.е. всѐ, что окружает человека.

Аура (гр. - веяние, дуновение) - совокупность энергетических излучений, образующих биополе

человека.

Б

Балаган (перс. - верхняя комната, балкон) – ранее служили для торговли на ярмарке. Затем стали

приспосабливать для выступлений бродячих артистов, отсюда и название - “балаган”. Временное

театральное помещение, выстроенное из досок, покрытых брезентом или холстом.

Банальный (фр. - заурядный) - утративший выразительность прием вследствии частого

повторения; избитый, очень обыденный, пошлый.

Бард (кельтск.) - у древних кельтов – певец, слагающий песни.

Бельэтаж (фр. - прекрасный этаж) - Первый ярус балкона в зрительном зале над партером и

амфитеатром.Бенефис (фр. - прибыль, польза) - первоначально концерт либо спектакль, сбор от которого в

полном объеме или частично поступал в распоряжение одного или нескольких актеров. В наши

дни под бенефисом понимают сценическое действо, посвященное какому-либо артисту как

выражение признательности его многолетних заслуг на поприще служения искусству.

Бенуар (фр. - ванна) - Нижний ярус театральных лож на уровне сцены или партера.

Беспредметное действие - действие с воображаемым предметом. В данном действии

сохраняется иллюзия присутствия предмета с его весом, объемам и формой. Упражнение с целью

выработки физического ощущения предмета; начальная форма подготовки актера. (Упражнения

на П.Ф.Д.).

Билет (фр. -) - документ небольшого формата, выдаваемый в удостоверении определенного

права. Театральный билет, железнодорожный и т.д.

Биомеханика (гр. - жизнь и механика) - раздел биофизики, изучающий механические свойства

живых тканей, органов и организма в целом, а также происходящие в них механические явления

(при движениях, дыхании и т.д.) Биомеханика В.Э. Мейерхольда. Театр, ориентированный на

технические, четкие очертания игрового пространства, жеста, облика, целесообразность

движений. Тип актера - инструмента, послушного режиссерской воле и согласного ограничить

свой внутренний мир и самостоятельную мысль жестким обликом маски.

Бис (лат. - дважды) - «вторично», «еще раз». Возглас публики в театре, на концерте, требующей

от исполнителей повторения “на бис” (сыграть, спеть, исполнить). Вторично, по требованию

публики.

Блеф (англ. - запугивание) - хвастовство несуществующими силами и средствами. Выдумка, с

целью внушить другому преувеличенное представление о себе, “пустить пыль в глаза”, запугать.

Богема (фр. - цыганщина) - среда художественной интеллигенции: актеров, музыкантов,

художников, литераторов, ведущих беспечную и беспорядочную жизнь. Образ жизни.

Бравада (фр. - рисовка) - показная, легкомысленная храбрость; бесцельно-дерзкая выходка.

Браво (ит. - молодец) - театральное восклицание, выражающее похвалу игре артистов.

Бум (англ. - шумиха) - шумиха, сенсация, искусственное оживление, временный подъем. В

искусстве бум - сенсационная выставка, сенсационный концерт, сенсационная постановка. Бум

рассчитан на аншлаг и хорошие прибыли.

Бурлеск (ит. - шутка) - преувеличенное комическое изображение персонажа (в литературном

произведении, на сцене.) Жанр комической, шутливо - подражательной поэзии. В искусстве

театра, массовых зрелищ бурлеск завоевывает новые позиции. Комическое становится культовым

знаком, особенно в новейший исторический период. Творческие возможности бурлеска

неограниченны.

Бутафория (ит. - выбрасывающий вон) - участник спектакля в старом итальянском театре,

освобождающий сцену во время представления от уже “отыгравших” предметов, сломанных,

забытых. Видимо, после этого ему приходилось чинить и делать новые необходимые вещи. В

современном театре - это специально изготовленные предметы сценической обстановки, вещи (

декорации, шпаги, ножи, украшения и т.д.) по всем признакам соответствующие настоящим

или имитирующие их. Детали костюмов (пояса, пряжки, шляпы, веера, кольчуги и т.п.),

необходимые для сценической игры актера; скульптура. Человек выполняющий эту работу -

бутафор.

Буффонада (ит. - шутовство, буфф - комический, забавный) - сценическое представление, а

также актерские приемы, построенные на преувеличенно - комических, шутовских позах.

Подчеркнутое внешнее, смешное преувеличение, иногда карикатурное представление

персонажей, действий, явлений. Театр-буфф, опера-буфф.В

“Вампука” - термин, которым в театральных кругах называют типичные недостатки плохих

оперных спектаклей: несообразность либретто, штампы, фальшь, ходульность режиссуры и

актерской игры. Термин происходит от названия пародии на оперу “Вампука, невеста

африканская” В. Эренберга, поставленную в 1909 г. в петербургском театре “Кривое зеркало”.

Варьете (фр. – разнообразие, смесь) - эстрадный театр, в представлениях которого сочетаются

различные жанры искусства: музыка, цирк, танец; эстрадный театр развлекательного характера с

эффектным, пышным оформлением.

Вдохновение - высшее духовное состояние и настроение; восторженность, сосредоточение и

необычное проявление умственных сил. Состояние подъема творческих сил, приводящее к

результатам, которые в обычном состоянии недостижимы.

Версия (лат. - видоизменять) – одно из нескольких, отличительных друг от друга изложений или

объяснений какого-либо факта, события.

Видеоклип (лат. - смотрю, вижу, англ. - стричь, вырезка из газеты) - разновидность

видеофильма. Видеоклип отличают быстрый монтаж, насыщенность электронными

спецэффектами, краткость. Часто сопровождается игровым исполнением песни, музыки.

Визуальный (лат. - зрительный) - восприятие зрелища “невооруженным” глазом.

Виртуоз (лат. - мужество, доблесть, смелость) - артист, в совершенстве владеющий техникой

своего искусства. Человек, достигший высокой степени мастерства в каком - либо деле.

Водевиль (фр. - голоса города) – один из видов комедии положений с песнями-куплетами и

танцами. Небольшая комическая пьеса фарсового характера. Присущи - задорное веселье,

злободневное отражение действительности.

Воображение (фантазия) - свойство психики человека. Запас жизненных впечатлений.

Творческий метод воспроизводства в образы событий и фактов, имевших место в

действительности, посредством комбинирования в новом порядке пережитого в разное время,

группирования их в новое целое. Один из основных элементов актерского мастерства.

Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей

через органы чувств, завершающийся формированием образа. Эстетическое восприятие

выражается в целенаправленном целостном восприятии произведения искусства, как

эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.

Вульгарный (лат. - простой, обыкновенный) - чрезмерное упрощение какого - либо учения,

искажающее его сущность; грубое упрощение, опошление. Лишенный тонкости, изящества.

Выбор темы - метод отбора проблем, событий и явлений, которые должны найти отражение в

зрелище согласно их значимости на определенном историческом отрезке времени и имеющим

актуальность на день постановки.

Выгородка – простейшие предметы для работы режиссера в репетиционной комнате.

Необходимо иметь чертеж выгородки. Он должен соответствовать замыслу художника и

режиссера в построении декораций спектакля. В репетиционном периоде при помощи ширм,

столов, стульев, небольших станков могут быть воспроизведены и тронный зал, пещера, изба,

лес, трамвай и т. д.

Г

Гала (фр. - торжество, парад) – употребляется только в соединении с другим определением.

Значение: торжественный, пышный (гала-концерт, гала- спектакль); то же ,что шоу.

Галерея (фр. - помещение) - узкий длинный балкон за кулисами. Обычно тянется вдоль стен,

вокруг сцены.Гастроли (нем. - гость + роль) - спектакли, даваемые приезжими актерами (выезжать на

гастроли).

Гедонизм (гр. - удовольствие) - в искусстве - отношение к художественному произведению как к

предмету, доставляющему удовольствие в первую очередь своими непосредственными

чувственными качествами (красотой цвета, звука, “музыкой” стиха, пластикой и т.п.)

Генеральная репетиция (лат. - общий, главный) – последняя, полная репетиция перед

концертом или премьерой спектаклем. Пробное исполнение.

Гений (лат. - способность) - высшая творческая способность в научной или художественной

деятельности. Способность создать нечто, превосходящее все, что человек может сделать

собственными силами.

Гипербола (гр. - преувеличение) - способ художественного преувеличения какого-либо свойства,

качества, особенностей предмета, явления или процесса. Гиперболический, художественный

образ подчеркнуто условен, неправдоподобен. Преувеличение выявляет в художественном

образе скрытое содержание, тем самым его особую выразительность, эмоциональностью

Например, гипербола есть в поэтических строках В.Маяковского: “В сто сорок солнц закат

пылал...”

Горизонт (гр. - ограничиваю) - линия кажущегося соприкосновения неба с землей или водной

поверхностью. В театре это “задник”, представляющий часть декорации, то есть текстильное

полотно, расписанное водно - клеевыми красками.

Грим (фр. – подкрашивать лицо) - искусство изменения внешнего облика актера при помощи

применения парика, нанесения на лицо ( иногда и на тело ) специальных красок, волосяных либо

пластических наклеек в целях придания внешнему облику наибольшего сходства с

воплощаемым сценическим образом.

Гримерка - комната для подготовки артистов к выходу на сцену, где актер надевает

театральный костюм и накладывает грим для исполнения ролей в спектакле.

Гротеск (фр. – смешной, забавный, причудливый) - изображение явления в фантастическом,

уродливо-комическом стиле, основанное на резких контрастах и преувеличениях. Вид

художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством

замысловатого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и

карикатуры.

Гуммоз (лат.) - вязкая масса, (пластилин), при помощи которой актер изменяет черты своего

лица.

Д

Дебют (фр. - начало) - первое или пробное публичное выступление начинающего артиста на

сцене. Начало деятельности на каком - либо поприще.

Деградация (фр. - ступень) - постепенное ухудшение, вырождение, упадок, движение назад.

Действие - проявление энергии, деятельности, воздействие, влияние. Развитие событий,

составляющих основу сюжета (фабулы). Психофизический процесс, направленный на

достижение какой - либо цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами Основное средство

выразительности в актерском и режиссерском искусстве. Само действие раскладывается на три

составные части:

1. Ум (мысль - воображение)

2. Чувство (хотение - сверхзадача)

3.Воля (стремление - сквозное действие)

Действующее лицо - персонаж, действующий в пьесе, участвующий в развитии ее сюжета.Декоратор (фр.) - художник, пишущий декорации, задники к спектаклям и представлениям.

studfiles.net


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>