Шесть видений ленина на рояле кто написал картину


Частичное помрачнение. Шесть явлений Ленина на рояле. Сальвадор Дали

После публикации на sovets.ru два года назад статьи про картины Сальвадора Дали, мы увидели, что многие читатели приходят на ту статью в поисках картин, которые в ней лишь упоминались, но совсем не были описаны. Что совсем не удивительно — ведь найти информацию о многих произведения Дали на русском языке практически невозможно.

Одна из таких картин — «Частичное помрачнение. Шесть явлений Ленина на рояле». Оригинальное название «Partial Hallucination. Six apparitions of Lenin on a Grand Piano» на русский язык иногда переводят как «Частичная галлюцинация или шесть явлений Ленина на фортепиано». В настоящее время это полотно хранится в Центре Джорджа-Помпиду национального музея современного искусства в Париже.

Написана картина в 1931 году, маслом на холсте размером 114 на 146 см, и входит в цикл работ Дали, посвящённых издевательству живописца над идеей коммунизма. Именно эти картины послужили основной причиной того, что в Советском Союзе Дали был под запретом, а это в свою очередь привело к информационному вакууму, который наблюдается и до сих пор.

Как сам Дали описывал картину: «В закатных сумерках я увидел голубоватую клавиатуру рояля, а в её перспективе передо мной предстали, фосфоресцируя и постепенно удаляясь, шесть жёлтых нимбов, окружающих лицо Ленина».

Не утихают споры искусствоведов и простых обывателей о том, что символизирует каждое их шести лиц. Для нашей страны, в истории которой В. И. Ленин сыграл огромную роль, эти споры особенно актуальны.

В 1991 году Сергей Курёхин и Сергей Шолохов подготовили и выпустили в эфир телевизионный сюжет-мистификацию, в котором «доказывалось», что В. И. Ленин на самом деле гриб. По задумке авторов передача должна была продемонстрировать недопустимость подтасовывания и искажения фактов в работе журналистов. Но как это обычно бывает, передача продемонстрировала лишь неспособность обывателей критически воспринимать то, что им преподаётся в СМИ, и стала классическим примером того, как можно вложить в сознание толпы любую сколь угодно нелепую мысль.

Так, бытует мнение, что первый лик (слева направо) символизирует Ленина, как руководителя государтсва, основоположника и классика идеологии, перевернувшей жизнь на одной шестой планеты. Второй образ — это Ленин, как философ и учёный. Третье лицо символизирует графа Л. Н. Толстого, который прославился не только своими бессмертными произведениями, но и добровольным отказом от материальных благ. Лик четвертый — это Ниловна, мать П. Власова, героиня романа А. М. Горького «Мать» — одной из сильнейших попыток литературной поддержки советского строя. Ленин пятый — это… гриб. Ленин шестой — загадка. Кто по вашему может подойти на роль шестого Ленина?

www.sovets.ru

7 "русских связей" Сальвадора Дали

Сальвадор Дали никогда не был в России, зато Россия была рядом с ним: настойчиво, скандально, провокационно.

«Русская девочка» Елена Дьяконова стала для Дали всем: Музой, возлюбленной, моделью, менеджером, кухаркой. Они встретились летом 1929 года, когда Дали было 25 лет. Это была любовь с первого взгляда. Позднее Дали напишет: «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она – это я». Ее облик совпал с тем образом загадочной русской женщины, который Дали из своих снов проецировал на действительность. А женский идеал Дали, как известно, это элегантная женщина, которая «во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...» Лицо ее отмечено не ярко выраженным уродством, которому не требуется красота, зато «руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору». А еще: крутые, поджарые бедра, волнующий рисунок плеч и глаза, которые «обязательно должны хотя бы казаться умными». Остается загадкой, действительно ли Гала родилась в Казани и уехала из России задолго до революции, прихватив только иконы и книги, или ее «русская биография» только плод бесконечных мистификаций гениальной женщины-загадки.

В августе 1953 года, глядя на маленький золотой полумесяц, возвышающийся над спинкой кресла, - подарок Артуро Лопеса, Дали записывает: «Через год мы сможем поехать в Россию, иначе с чего бы это здесь, в Порт-Льигате, прямо у нас в комнате вдруг появиться этому креслу-саням, да еще с полумесяцем?» В идеале Дали планировал отправиться в путешествие на роскошной яхте «Гавиота», а «благодаря последним политическим событиям» встречать в России его должны были «восемьдесят юных девушек». «Я немного поломаюсь. Они будут упрашивать. В конце концов, я уступлю и сойду на берег под оглушительный взрыв аплодисментов». Под «последними событиями» Дали имеет в виду смерть Сталина в марте 1953 года. А далее – ни слова о «путешествии на Восток», в которое Дали, как известно, так и не отправился.

В том же августе 53-го Дали размышляет о «стертом коммунизме» и Маленкове, который «физиономией, телосложением и характером похож на резинку для стирания». Сталина, по мнению Дали, «уже напрочь стерли». «И где теперь его мумия?» - Дали, возможно, не знает, что «мумия» Сталина пока еще находится в Мавзолее. Но каким пророческим окажется этот вопрос, когда в 1956 году Хрущев выступит с докладом о развенчании культа Сталина, а в 1961 году тело «отца народов» будет вынесено из Мавзолея и погребено у Кремлевской стены.

Интересно, что обращение к образу Маленкова появится в дневниках Дали еще раз, в сценарии фильма «Тачка во плоти», который Дали планировал снять. Сюжет рассказывает «подлинную историю одной женщины, страдающей паранойей, которая влюблена в тачку, постепенно обретающую все атрибуты некогда любимого ею человека, чей труп везли на этой самой тачке. В конце концов, тачка обретает плоть и кровь и превращается в живое существо». Взрывающиеся лебеди, выпадающие из окон прямо в фонтан носороги, испанские цыгане, убивающие и расчленяющие слона, наконец, две тысячи католических священников, которые в разных направлениях пересекают на рассвете парижскую площадь Согласия. И каждый держит в руке плакат с потертым, но вполне различимым портретом Георгия Маленкова. «Тачка во плоти», по мнению Дали, должен был стать не просто гениальным, а «самым коммерческим фильмом эпохи».

Неоднократно обращается Дали и к образу вождя мирового пролетариата – Ленину. В 1931 году Дали напишет «Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле», которую ряд исследователей назовут пророческим предсказанием Второй Мировой войны. В центре - расставленные на клавишах инструмента шесть портретов Ленина, каждый из которых окружен золотым нимбом. В следующий раз Ленин появится на картине «Загадка Вильгельма Телля» (1933 год). В «Дневнике одного гения» Дали рассказывает о том, что идея воплотить нового Вильгельма Телля в образе Ленина дважды являлась к нему во сне. Так появился Ленин Дали в огромной кепке, козырек которой подперт костылем. Другой костыль поддерживает огромную ягодицу вождя. На руках Ленин держит маленького мальчика, которого собирается съесть. В картине со свойственной ему болезненностью Дали создает образ отца, которого любил и изводил всю жизнь, а также собственные детские страхи. Зритель же, по всей видимости, должен стать тем психотерапевтом, который «излечит» художника от его навязчивых идей. Дали был уверен, что реализация его идеи заставит всех «обалдеть», особенно сюрреалистов. Они, действительно, «обалдели»: в гневе Андрэ Бретон пытался сорвать картину со стены, а затем за «антиреволюционный поступок» исключить Дали из рядов сюрреалистов. Затем Ленин появился на трехмерном полотне «Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра» - работа, которая стала вершиной пресловутого «параноидально-критического метода» Дали.

Дали был уверен, что его усы станут знаменитыми. Он запишет: «Моя стратегия уже принесла мне бесчисленные сочинения, посвященные моей персоне, а весь секрет в том, что мои антиницшеанские усы, словно башни Бургосского собора, всегда обращены в небо». Именно на своих обращенных в небо усах Дали разместит галерею портретов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. «Волосяная история марксизма» была запечатлена знаменитым фотографом Филиппом Халсманом и вошла в книгу «Усы Дали». Дали планировал еще и шестой кружок, который до поры до времени должен был оставаться пустым, но предназначался впоследствии для Хрущева.

О выдающемся русском коллеге Василии Кандинском Дали напишет буквально следующее: «Кандинский? Говорю вам раз и навсегда: нет и не может быть там никакого русского художника. Кандинский мог бы прекрасно мастерить из перегородчатой эмали дивные набалдашники для тростей — вроде того, что ношу я с тех пор, как получил его на Рождество в подарок от Галы». Почему так нелестно отзовется Дали о Кандинском – неизвестно. Может быть в отместку: русский художник «отдаст предпочтение» другому каталонцу – сюрреалисту Хоану Миро. А может, позавидует чуть большей свободе, которой обладал Кандинский, свободе от болезненных привязанностей и Золотого Тельца.

Фото - AP

russian7.ru

Галюцинация, шесть явлений Ленина на пианино

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Сальвадора Дали.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Сальвадора Дали на натуральном  холсте.

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился в Каталонии, на северо-востоке Испании. Талант к живописи проявился в раннем возрасте. Уже в 4 года он старательно пытался рисовать. В его поведении всегда отмечалась неудержимая энергия, частые капризы и истерики.

Первую свою картину на деревянной доске масляными красками Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате, рисуя картины.

Первые уроки мастерства он получил у профессора Жоана Нуньеса, под руководством которого талант Дали обрел реальные формы.

В пятнадцатилетнем возрасте Дали был исключен из монашеской школы «за непотребное поведение», но смог успешно сдать экзамены и поступить в институт (так в Испании называли школу, дающую законченное среднее образование).

С 16 лет Дали начал излагать свои мысли на бумаге, с этого времени литературное творчество тоже стало неотъемлемой частью его творческой жизни.

В 1919 году в самодельном издании он опубликовал очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо. В том же году принял участие в студенческих волнениях, за что на сутки попал в тюрьму.

В начале 20-х годов Дали увлекся работами футуристов. Экстравагантный вид самого Дали изумлял и шокировал окружающих.

Институт в 1921 году ему удалось закончить с блестящими оценками. Затем он поступил в Художественную академию в Мадриде.

В 1923 году за нарушение дисциплины он был на год отстранён от занятий в академии. В этот период интерес Дали был прикован к творчеству Пабло Пикассо.

В 1925 году была организована первая персональная выставка работ Дали в галерее Далмау. На этой выставке были представлены 27 картин и 5 рисунков начинающего великого гения.

Школа живописи, в которой он учился, постепенно разочаровала его, и в 1926 году Дали был исключен из академии за свое вольнодумие. В том же 1926 году Сальвадор Дали в поисках занятий по душе уехал в Париж. Вступив в группу Андре Бретона, он начал создавать свои первые сюрреалистические работы.

В начале 1929 года состоялась премьера фильма «Андалузский пес» по сценарию Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Сценарий был написан ими всего за шесть дней! В 1930 году картины Сальвадора Дали стали приносить ему известность. Неизменными темами его творений были разрушение, тление, смерть, а так же мир сексуальных переживаний человека (влияние книг Зигмунда Фрейда).

В начале 30- х годов Сальвадор Дали вступил в конфликт на политической почве с сюрреалистами. Его восхищение Адольфом Гитлером и монархические наклонности шли в разрез с идеями Бретона. Дали порвал с сюрреалистами после того, как те обвинили его в контрреволюционной деятельности.

В январе 1931 года в Лондоне состоялась премьера второго фильма по сценарию Дали – «Золотой век».

В 1934 году Дали женился на Елене Дьяконовой, бывшей супруге писателя Поля Элюара. Именно эта женщина (Гала) стала музой и вдохновением гения Дали на всю оставшуюся жизнь. Удивительная особенность семейной пары Дали была в том, что они чувствовали и понимали друг друга. Гала жила жизнью Дали, а он в свою очередь обожествлял ее, восхищался ею.

В 1940 году после оккупации во Франции Дали уезжает в США (Калифорнию), где открывает новую мастерскую. Именно там великий гений пишет одну из самых лучших своих книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим».

В 1951 году, накануне холодной войны, Дали разрабатывает теорию «атомарного искусства», опубликованную в этом же году в «Мистическом манифесте». Дали ставит перед собой цель донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после исчезновения материи. Эта идея воплотилась в его картине «Взрывающаяся голова Рафаэля» В 1953 году состоялась большая выставка ретроспективных работ Сальвадора Дали в Риме. На ней было представлено 24 картины, 27 рисунков,102 акварели!

В 1959 году Дали и Гала обустроили наконец-то свой дом в Порт-Льигате. К тому времени уже никто не мог усомниться в гениальности великого художника. Его картины покупались за огромные деньги поклонниками и любителями роскоши. Громадные холсты, написанные Дали в 60-е годы, оценивались огромными суммами. У многих миллионеров считалось шиком иметь в коллекции картины Сальвадора Дали.

В конце 60-х отношения между Дали и Галой стали угасать. И по просьбе Галы Дали был вынужден купить ей замок, где она проводила время предпочтительно в обществе молодых людей.

В 1973 году в Фигейрасе открылся «Музей Дали”. Это бесподобное сюрреалистическое творение и по сей день приводит в восторг посетителей. Музей представляет собой ретроспективу жизни великого художника.

Ближе к 80-м годам у Дали начались проблемы со здоровьем. Врачи подозревали у Дали болезнь Паркинсона. Эта болезнь когда-то стала смертельной для его отца.

1982 года 10 июня умерла Гала. Хоть их отношения к этому времени нельзя было назвать близкими, Дали воспринял ее смерть как страшный удар.

К концу 1983 года его настроение немного улучшилось. Он стал иногда гулять по саду, начал писать картины. Но старость брала верх над гениальным разумом.

30 августа 1984 года в доме Дали произошел пожар, в результате которого Дали получил ожоги 18% кожи.

К февралю 1985 года самочувствие Дали несколько наладилось и он смог дать интервью крупнейшей испанской газете.

Но в ноябре 1988 года Дали положили в клинику с диагнозом «сердечная недостаточность».

Сердце Сальвадора Дали остановилось 23 января 1989 года. Тело по его просьбе было забальзамировано, и на протяжении недели он лежал в своем музее в Фигерасе. Тысячи людей приезжали, чтобы проститься с великим гением.

Сальвадора Дали похоронили в центре его музея под ничем не обозначенной плитой.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Сальвадора Дали не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

«Завтрак» С. Дали

Часто его называли Дон Кихотом. Но в отличие от Дон Кихота, умиравшего в лачуге, престарелый Дали в последние годы жизни затворился от людей в собственном великолепном замке

на своей родине, в Испании, в провинции Каталония, и замок этот с обстановкой, изготовленной для Дали в единственном экземпляре по его рисункам, сравнивать, таким образом, не с чем.

Как впрочем, не с чем сравнивать и живопись Дали. Она беспрецедентна. Конечно, в известном смысле беспрецедентна любая талантливая живопись. Но Дали был не только изумительно талантлив, но и умен.

Во всяком случае, лучше многих он понял, что во время духовного кризиса и пересмотра вековых представлений великое искусство не может не быть интеллектуальным, а

художник, не желающий оставаться духовным провинциалом, не может позволить себе работать непосредственно, что называется, как бог на душу положит, что эта возможность (несомненно, счастливая) утрачена надолго, если не навсегда.

И он, Сальвадор Дали, создатель «критико-параноического метода», воспроизводящий на своих картинах смутные, больные, безотчетные состояния психики и тем самым — актом

воспроизведения освобождающийся от них (так психотерапевт избавляет пациента от навязчивых видений, заставляя переводить их в слова), Дали —

галлюцинатор, мистик, Дали, заявляющий публике, что она уж, конечно, не понимает его картины, он и сам сплошь и рядом не понимает их, этот Дали — один из самых

логичных, последовательных и (скажем еще раз) умных художников нашего времени, сделавший живопись его зеркалом, приговором над ним и способом защиты от него.

Он художник-философ и художник-моралист, разумеется, на свой лад.

Писать о Дали, признаться, трудно. Очень уж долго, не видя его работ, мы слышали только сплетни о нем, иногда — злостно перевранные, иногда — более или менее достоверные, но даже и тогда те, кто говорил, как правило, плохо знали и еще хуже понимали, о чем говорят. И все это застряло в памяти.

Особенно его деньги многим не давали покоя. Он-де и рвач, и шарлатан, и растленный торгаш. Дали и правда стал мультимиллионером.

Годовой оборот его произведений на мировом художественном рынке оценивался в двадцать — тридцать миллионов долларов.

А начинал он вундеркиндом, отщепенцем в отчаянной бедности. С шести лет работал маслом. В четырнадцать устроил первую выставку. С пятнадцати писал статьи об искусстве. За своеволие его отец (нотариус) выгнал сына из дому.

В семнадцать Дали поступил в Мадридскую школу искусств, оттуда его тоже выгнали. Месяц он просидел в тюрьме («за анархизм»).

Он трудился как оглашенный, изучая старых мастеров. Книга Дали «50 магических тайн» открывается «десятью наставлениями» будущему художнику.

Одно гласит: «Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера и Рафаэля, не берись за эту книгу и косней в блаженном идиотизме».

Другое: «Не бойся совершенства: тебе никогда не достичь его!» Это характерные для Дали слова. Сам крайний авангардист, он понимал авангард как роковую

деградацию искусства — следствие деградации культуры и человека, как судьбу, даже беду, и не видел в нем последнего слова или чего-то вроде земли обетованной.

Ему претили самодовольство и недалекий оптимизм рутинного авангарда. Он примкнул к сюрреалистам, чьими кумирами были в 20-х годах маркиз де Сад, поэт Лотреамон, Фрейд и Троцкий.

Дали интересовался каждым из них, больше, чем другими — Фрейдом. Он ездил в Вену на поклон к нему, беседовал,

нарисовал портрет, но чопорный и старомодный творец психоанализа отнесся к нему довольно сухо. И отнюдь не исключено, что Дали это понравилось.

Он дружил с поэтом Лоркой и кинорежиссером Бюнюэлем (вместе с которым снял знаменитый «Золотой век»), с Бретоном и Пикассо.

В 1929 году в жизни Дали появилась Гала. Она была русская — Елена Дьяконова, была женой Элюара и с ним, кстати, перевела на французский язык пьесы Блока.

Оставив Элюара, она ушла к Дали. Она была старше его. Он говорил, что любит ее больше, чем живопись, Пикассо и деньги, вместе взятые.

Женские образы на картинах Дали — это Гала. Многие картины подписаны двойным именем: «Гала-Дали».

«Гала — это муза, модель и королева творческой вселенной Дали,— свидетельствовал его биограф.— Их идеальный союз напоминает повести о любви минувших эпох». Когда Гала умерла, Дали перестал работать и затворился в своем замке.

Всего, разумеется, не расскажешь. И триумфальный путь Дали, и его баснословный успех во Франции, затем в Америке и во всем мире мы обойдем молчанием.

В автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» он писал: «Мы с Гала… одинаково отстояли от художников Монпарнаса, от так называемого общества, сюрреалистов, коммунистов, монархистов, наркоманов, парашютистов, сумасшедших и буржуа.

Мы были в центре, чтобы сохранить равновесие»,— тут, по сути дела, программа его жизни. Отстоять — не значило сторониться; это значило соблюдать дистанцию.

«Разница между сюрреалистами и мной,— говорил он,— в том, что сюрреалист — это я». Конечно, в этих словах бравада, если угодно — эпатаж, но также и очень глубокий смысл.

И все-таки почему Дон Кихот? «Душа человека в наши дни холодает, как бродяга или бездомный пес»,— сказал однажды Дали.

Таков, значит, его душевный опыт, несмотря на славу, деньги, любовь и неистовый вдохновенный труд. И всей своей жизнью и живописью он стремился пробиться к чему-то другому, найти спасение, вернуться на родину в холодном мире.

Удалось ли ему? Бог весть. Но, как и Рыцарь Печального Образа, Дали — духовный скиталец. Искусство Дали — прекрасное и страшное искусство. Оно правдиво и очень честно.

Перечислим несколько самых знаменитых картин Дали. Это «Секунда перед пробуждением» (нагая Гала, спящая на льдине, и прыгающие на нее тигры страшного сна с ружьями, вылетающими из раскрытой пасти), «Постоянство памяти», «Мягкое время», «Метаморфозы

Нарцисса», «Шесть видений Ленина на рояле» (мужчина перед раскрытым роялем в черной комнате, перед ним — стул с вишнями, а на клавиатуре — шесть одинаковых ленинских портретов в светящихся ореолах), «Предвосхищение

гражданской войны», «Горящий жираф» (на переднем плане скелетоподобные гиганты с выдвижными ящиками в груди и на ногах, жираф со спиной в огне, коричневая пустыня, на горизонте — горы), «Впечатление об Африке».

Все эти картины были написаны Дали в 30-х годах. Тогда же появился и «Завтрак»

Тут — устойчивые мотивы-видения Дали: пустыня, вдалеке золотисто-коричневатый горный ландшафт, словно взятый у старых итальянцев, Леонардо да Винчи, например, а на переднем плане — в

принципе нераспознаваемый сюрреалистический объект, какой-то механизмо-организм, орудующий ослепительно сверкающим ножом и вилкой, и сгустившиеся красные пятна (кровь?), свисающие как лоскуты.

Это протокол кошмара; такова суть. Но разве кошмаров не бывает (хотя бы во сне)? И не существующий в природе предмет-монстр выдуман художником не ради него самого, а ради тех

полумыслей, получувств, полувоспоминаний, которые он властно вызывает у нас своей бесспорной пластической убедительностью.

«Смысл моих картин,— говорил Дали,— настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа». Конечно, он прав, но и в непонятном бывает своя если не прямая ясность, то чувственная правдивость.

Автор: В. АЛЕКСЕЕВ

bugaeff.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>