Сено солома право лево кто придумал


Сено-солома

Каждый правый имеет право налево, чо. Но некоторые правые ещё правее, значит им ещё левее надо, а указателей нету.

Это я об чём?

Да всё об одном и том же, что есть такие специально обученные люди, которым и чёрный квадрат – именно чёрный квадрат, а не какая-то фигня или средство всех типа развести. На бабки, естественно. Но они же не такие. Да? Не, не те, которые специально обученные, а те, которые не такие, да, не надо путать. Впрочем… впрочем вы и не перепутаете, с самого первого раза не перепутаете. 

Но… вы эта… сами… эта… реализуете своё право налево, и больше того, сами выберете, где право, а где лево. И вам ни компас, ни полярная звезда, ни даже правило буравчика нинафик, особенно, если вы бутылки зубами открываете, ну как я по молодости, пока зубы были.

Это я об чём?

Раньше, говорят, особо одарённым привязывали к одной ноге сено, а к другой солому и командовали: сено-солома, ну вы поняли. Вы-то, вы-то сено от соломы не отличите ни на пьяную голову, ни на трезвую, ни даже за тыщу баксов, всё равно не отличите, вы же их и не видели ни разу, вам-то пофиг, что сено, что солома, вы типа не корова, у вас удойность не изменится, она же … хм… в общем подумайте.

author.today

Сено-солома

«Лева нога — сено, права нога — солома. Помни науку... Шагом, сено — солома, сено — солома...» 

Неграмотные рекруты не различали право и лево. А в современной политике — кто такие левые, кто такие правые? Если вы затрудняетесь с ответом, не беда. Это перестали понимать даже там, откуда пошло  разделение.

Современный французский анекдот. Три признака левизны: 1. Хиджаб; 2. Антисемитизм; 3. Гей-парад.

Обидно. Потому что я с тех юных лет, когда впервые заинтересовался политикой, считал себя именно левым. Так что граждане, для которых Ленин — шпион, а Гарибальди и Че Гевара — два бандита, могут дальше не читать.

Всем остальным поясняю, что раньше левые ценности казались самоочевидными. Первая из них — равенство, в противоположность правой идее разделения человечества на высший и низший сорт. Равенство не большевики придумали. «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так».

Второе, вытекающее из первого: труд. Если люди равны, каждый должен по мере сил трудиться на общее благо. И левые призваны отстаивать как раз интересы трудящихся.

Понятно, что здесь возможны разночтения. Если кто-то ненавидит музыку, для него консерватория — сборище дармоедов. Но давайте примем максимально широкое толкование, чтобы никого не обижать.

Можно записать в трудящиеся и капиталиста, если он организатор какого-то полезного дела. Почему нет? Неужели пьяный «сторож Сергеев» (из песни «Аквариума») принес человечеству больше пользы, чем Т.А. Эдисон или А.Н. Лодыгин, которые, как известно, не только изобретали, но и торговали своими изобретениями?

Но, как бы ни были широки наши рамки, понятно, что в них впишутся не все. Карточный шулер, ростовщик, финансовый спекулянт, светский тусовщик, «актуальный художник» (тот, что бегает голым по галерее), преподаватель хрематистики (под вывеской экономики), просто здоровый парень, который живет за счет бабушкиной пенсии или (в «постиндустриальном» варианте) на пособие «беженца» — все эти персонажи трудящимися не являются, поскольку не делают ничего полезного.

Также доктор Маркс оставил в наследство левым (и не только) замечательное изобретение, не хуже лампочки Эдисона. Классовый подход. Если не доводить его до абсурда (а до абсурда ничего не нужно доводить), он до сих пор помогает ориентироваться в конкретной ситуации. Видишь на площади митинг. Стоит ли присоединяться?  Посмотри, кто во главе и какие у них требования. Как это соотносится с интересами (прежде всего материальными) того класса и социальной группы, к которой ты принадлежишь?

Казалось бы, просто. Но ведь не получается.

Читаю  выступления француженки Марин Ле Пен в обрамлении комментариев, что она не просто правая, а ультраправая, даже фашистка. В чем это проявляется? В том, наверное, что она выступает на стороне наемных работников, и не только французских.

«Давайте взглянем на сегодняшний мир и на гонку транснациональных корпораций, на современное обращение в рабство. Сначала корпорации пришли в Восточную Европу, затем рабочая сила стала слишком дорогой, они отправились в Китай, затем в Бангладеш. А куда они отправятся теперь? В каких условиях будут работать мужчины и женщины в этих компаниях?

 … Может быть, они заставят работать детей, чтобы избавиться от неутолимой жажды наживы?»

Еще она стоит за мир и дружбу с другими странами (с Россией в том числе), «против интервенции в Ливии, против вмешательства в Сирии и в Кот-д'Ивуаре», за выход Франции из НАТО, за «настоящую экономику», чтобы ее не душили «финансовые пузыри».

Тем временем правительство социалистов (то есть как бы левых) облагает французских производителей неким «экологическим» налогом в интересах крупных импортеров, жестоко подавляет выступления фермеров, недовольных такой «экологией», и упорно втягивает Францию в новые колониальные войны, то в Африке, то в Азии.

И кто из них двоих ультраправый — Марин Ле Пен из Национального фронта или президент-социалист Франсуа Олланд?

Подобное недоумение постоянно испытываешь и на любимой Родине — когда слева тебе предлагают то Ричарда Докинза в Вольтеры, то Илью Пономарева в уличные поводыри, то всеобщее бесплатное высшее образование для начинающих бездельников (за счет налогов с тех, кто работает).

Мир меняется невероятным образом. Смысл слов выворачивается наизнанку. Деньги после разрушения Бреттон-Вудской системы уже не бумажки даже, а цифры в окошке игрального автомата. Понятие «студент» ассоциировалось с Шуриком из «Операции Ы», но сейчас изучаешь статистику (и криминальную хронику) и видишь совсем другое лицо.

Люди прячутся от невыносимой сложности бытия в прошлом: кто среди «муляжей святой Руси», кто в борьбе с капитализмом ХIХ века (давно не существующим), кто в сталинском социализме (вовсе не существовавшем).

А кому-то комфортнее ощущать себя диссидентом 1970-х годов, и он до сих пор борется за «свободу» с «режимом» (только в результате вопиющего несовпадения обстоятельств времени вся «свобода» сводится к исполнению в церкви похабных куплетов). Попытки привлечь внимание к реальности, которая интересна именно своей новизной, воспринимаются с раздражением, как будто ты оторвал ребенка от компьютерной стрелялки.

Но ведь придется быть реалистами — «по жизненным показаниям». Россия может устоять против мирового финансового казино только в том случае, если сдвинется влево, к трудовой этике, социальной справедливости и солидарности. Для этого самим левым следовало бы иметь современное (а не переписанное из публицистики позапрошлого века) представление о том, как устроен мир, из каких общественных классов на самом деле состоит так называемое постиндустриальное общество, что такое глобализация и почему ее идеология (фактически уже религия) так агрессивно «освобождает» человека от морали, родины, профсоюза, церкви, семьи, литературы, театра и в конечном итоге — от самого себя как разумного существа.  

Если левые не хотят (или не в состоянии) проделать столь сложную интеллектуальную работу — за них это сделает кто-то другой. И займет их место в истории.

iz.ru

Появление право и лево

Что означают слова правый и левый? Можно ли, переговариваясь с помощью радиосигналов, объяснить это инопланетянам, живущим где-нибудь в недрах туманности Андромеды? И не пытайтесь! Из этого ничего не получится. На словах невозможно объяснить, как по внешнему виду отличить нашу правую руку от левой.

Понятия правизны и левизны сравнительно недавно вошли в общечеловеческий обиход. На Руси лет 300 назад они далеко не всем были понятны. В 1709 году, как известно, Петр I наголову разбил под Полтавой сильнейшую в Европе шведскую армию короля Карла XII, глубоко вторгшуюся в пределы нашей страны. Эта победа оказалась возможной благодаря тому, что Петру удалось создать постоянную армию, которой никогда раньше Россия не имела.

А в армии без муштры, строевой подготовки не обойтись. Только она тяжело давалась солдатам. Им трудно было запомнить, с какой ноги надо начинать движение, какая из них правая, а какая левая. Бытует легенда, что в ту пору в русской армии изобрели простой и надежный способ обучения. К одной ноге новобранца привязывали клок сена, а к другой пучок соломы. Фельдфебелю оставалось только командовать: «сено – солома, сено – солома», и рота печатала шаг. Трудно сказать, чем определялся выбор для начала движения именно левой ноги, суеверием ли, связанным с опасностью первого шага, или физиологическими особенностями нашего организма. Интересно отметить, что уже у египтян в объемных изображениях человеческих фигур левая нога всегда выдвинута вперед.

Понятия правого и левого возникли на определенном уровне развития людей. В языках многих примитивных народов эти слова отсутствовали, а там, где они уже появились, их правильное толкование было доступно немногим, оно входило в функцию жрецов. У европейских народов еще лет 300...400 назад словами «правый» и «левый» умели пользоваться в основном люди образованные, а крестьянам эти слова не были ни понятны, ни необходимы.

А есть ли действительно какая-нибудь разница между левым и правым? Если обратиться к обычным перчаткам, пожалуй, придется сделать вывод, что никаких серьезных различий обнаружить не удастся. Однако наши предки так не считали. Первобытные люди почему-то связывали левую сторону с женским началом, а правую – с мужским. Известный антрополог Л. Лики еще в начале своей научной деятельности обнаружил в пещере Эльментейна в Кении древнейшее захоронение, в котором мужские скелеты лежали на правом боку, а женские – на левом. Впоследствии находки еще более древних захоронений подтвердили, что подобные обычаи были широко распространены у первобытных людей всех континентов. Изучение фольклора восточных славян и археологические находки показали, что в парных захоронениях женщину клали слева от мужчины.

Искусство впервые получило развитие в верхнем палеолите. В то время язык жестов имел для первобытных людей еще весьма большое значение. На наскальных изображениях верхнего палеолита знак руки далеко не редкость. Он встречается в пещерах Европы, в поздних пиктографических изображениях североамериканских индейцев, в пещерах Австралии. И везде, где бы ни встречались изображения человеческих рук, всюду преобладают левые отпечатки. На 159 изображений кисти левой руки из пещер Гаргас и Кастилио приходится лишь 23 правой. На 108 отпечатков левой руки из 6 пунктов Северной Америки приходится 30 отпечатков правой. Интересно, что знак левой руки, как предполагает французский антрополог Г. Леруа-Гуран, является одним из способов символического обозначения женского начала.

Позже мистическое отношение к понятиям правого и левого было принято на вооружение христианством. Восприняв левое как признак женского начала, оно распространило на это понятие свое традиционное отношение к женщине как к существу нечистому, порочному, как к источнику всякого зла. Известно, что из двух злодеев, распятых на крестах вместе с Христом, только тот, что был справа, последовал за ним в рай. Левому была уготована другая судьба.

Об актуальности в те далекие для нас эпохи вопросов левизны и правизны свидетельствуют острейшие и непримиримые дискуссии, бушевавшие в русской православной церкви времен Петра I, о том, что считать правой (и соответственно левой) стороной иконы: то, как воспринимает ее зритель, или по отношению к важнейшим персонажам изображения. Правой стороне божества в церковной живописи всегда отдается предпочтение. Если апостолы Петр и Павел фигурируют на иконе вдвоем, их взаимное расположение не имеет серьезного значения. А если в компании с Христом, здесь место каждого из них определяется строгими правилами.

Христианское мировоззрение давно проникло в сознание европейских народов. Оно получило отображение даже в языке. Английское слово «sinister», соответствующее латинскому «sinister» – левый, означает злой, дурной, зловещий. При этом оно полностью не утратило своего первоначального значения. Им и сейчас в геральдике обозначают левое поле герба. Соответствующее слово с аналогичным значением имеет и французский язык.

Сами римляне в дохристианскую эпоху, по-видимому, не связывали с понятием левого ничего неприятного. Во всяком случае, древние прорицатели – авгуры, предрекавшие человеческую судьбу на основании направления полета птиц и их поведения, по направлению удара молнии, в своих предсказаниях – авгуриях – левое направление оценивали как положительный признак. Отголоски этого отношения к понятиям левый и правый отчетливы и в русском языке. Недаром мы говорим «правое дело», выказывая тем свое одобрение, а в выражениях «левак», «левый рейс», «левый товар» никакого одобрения нет.

В XX веке мистические представления о неравноценности правого и левого перекочевали в сферу общественных отношений, проникли в политическую жизнь планеты. Стало принято политических деятелей и политические партии консервативного толка называть правыми, прогрессивных деятелей и партии – левыми. Эта терминология зародилась на Западе. В основу политических симпатий и антипатий легли все же те представления о правом – хорошем и левом – дурном и зловещем.

Время меняет акценты. Для нашей страны, со времен Октябрьской революции уверенно идущей по пути социалистического развития, отнесение партии или политического деятеля к левым звучит как положительная оценка.

Отношение к правому и левому складывалось много столетий назад, но и сейчас мы еще остаемся под гнетом старых представлений и предрассудков, хотя подчас не подозреваем об их происхождении и даже не задумываемся над этим.

Различия в отношении к мужскому и женскому стирается быстрее, чем к правому и левому. Эмансипация наших женщин закреплена Конституцией, но полного равенства в правах представительницам прекрасной половины человечества оказалось совершенно недостаточно. И у нас и за рубежом женщины борются за свою эмансипацию на всех фронтах и добиваются впечатляющих результатов. Наиболее эмансипированные из них забираются на Эверест, играют в мужских шахматных турнирах, организуют футбольные и хоккейные команды, добиваются званий полковников и генералов, летают в космос.

Борются женщины и за эмансипацию от такого предрассудка, как разница в одежде. Поскольку среди мужчин не замечается страстного желания щеголять в юбках и сарафанах, женщины интенсивно осваивают предметы мужского гардероба. Теперь уже трудно поверить, что ушанки и брюки являются исконными элементами мужского туалета.

Женщины ни в чем не хотят уступать мужчинам, даже в количестве выкуренных сигарет. Только в отношении проблемы левизны-правизны они хранят неукоснительную верность старинным обычаям.

Действительно, мы, мужчины, любую одежду – рубашки, куртки, пальто, даже брюки – застегиваем слева направо, а женщины, наоборот, справа налево. Эти правила ношения одежды так прочно укоренились, что мамы начинают их применять уже к новорожденным младенцам и старательно перешивают рубашонки и кофточки своих малышей. Поскольку в наши дни различия между женской и мужской одеждой значительно сгладились, манера застежки является наиболее устойчивым признаком, по которому, начиная чуть ли не с распашонок для новорожденных и рубашонок для годовалых младенцев, можно отличить мужскую одежду от женской, а часто и самих владельцев одежды!

Не исключено, что различия в манере ношения одежды существуют не в силу укоренившейся привычки, а обусловлены генетически закрепленной наследственностью. Это не досужие домыслы, а достаточно обоснованные предположения. Новейшие исследования психологов выявили, что большинство женщин предпочитают в помещении занимать левое место, держаться слева от мужчины или от педагога и своего начальства, независимо от их пола.

Наше глубинное, врожденное отношение к оценке асимметрии пространства влияет на восприятие нами живописи. В асимметричных композициях фигур или пейзажей выбор той или иной стороны в качестве более «активной» или «плотной» части картины влияет на ее выразительность. Зеркальная перестановка частей картины придает ей иной аспект. Правда, современные художники часто проявляют безразличие к подобному обращению при подготовке своих работ для печати. У Пикассо не вызывало неодобрения даже зеркальное преобразование его подписи. Однако художники, тщательно разработавшие композицию картины, обычно не соглашаются на ее обращение.

Насколько велико различие в восприятии асимметричных изображений, легко убедиться, даже не имея перед глазами соответствующей картины. Нарисуйте два вертикально стоящих прямоугольника – большой и маленький. Они будут различно восприниматься в зависимости от взаимного расположения высокой и низкой фигур.

Диагональ, проведенная из левого нижнего угла картины в верхний правый, производит эффект восхождения, а диагональ из верхнего левого в нижний правый угол вызывает эффект спуска. Эта особенность человеческого восприятия получила отображение в международных дорожных знаках, предупреждающих водителей о предстоящем подъеме или спуске. При соответствии знака нашему восприятию реже возникает путаница. Изображение путника, взбирающегося по горной дороге, идущей справа налево, вызывает впечатление более напряженного, более тяжелого подъема, чем по склону, поднимающемуся слева направо, и художники широко пользуются подобными эффектами.

Аналогичные примеры различий восприятия можно найти и в речи. Соединительный союз «и» – асимметричен. Он заранее предполагает неравнозначность соединяемых им частей и требует их особого расположения по отношению к себе. В известной загадке-шутке «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?» – расположение этих самых А и Б по отношению к союзу «и» однозначно определяет значение, так сказать, весомость каждого из них. Не вызывает сомнения, что А просто пропасть не могло, а у легковесного Б меньше шансов свалиться вниз. Асимметричность союза «и» особенно отчетливо ощущается в неоднозначности таких выражений, как «отец и сын» и «сын и отец».

Сейчас еще невозможно сказать, что было первичным: способствовало ли мистическое отношение первобытных людей к правому и левому асимметричному распределению функций между большими полушариями мозга или уже существовавшая асимметрия обусловила асимметричное восприятие пространства. Скорее всего последнее. А так как понять причину этих явлений первобытный человек был не в состоянии, они получили мистическое истолкование.

Исторически сложившееся отношение человека к правому и левому только сейчас попало в поле зрения физиологической науки. Изучение этого вопроса обещает пролить свет на историю развития психических способностей человека и сулит неожиданные открытия. А то, что у человека существует асимметрия в восприятии пространства и его оценка в известной степени связана с полом, твердо установленный факт. Он перекликается с некоторыми различиями в распределении функций между большими полушариями мозга у мужчин и женщин.



biofile.ru

Генералиссимус

Просмотров: 4152     Комментариев: 0

Трудно себе представить отечественную науку без трудов Ломоносова. Без стихов Пушкина немыслима русская поэзия. А без славных побед Александра Васильевича Суворова нет русского военного искусства. Осияв себя при жизни немеркнущей славой, великий полководец не один век продолжает будоражить умы историков и писателей.

Среди русских ратоборцев нет имени более славного. Суворовские чудо-богатыри побеждали даже тогда, когда по всем правилам воинской науки победа была невозможна. Гениальный тактик и стратег, Суворов в последней трети XVIII столетия провел 20 военных походов, более 60 сражений и боев, из которых всегда выходил победителем. Солдаты знали: где Суворов — там победа! Полководческое искусство Суворова изучал Наполеон I и его маршалы. Суворовская «Наука побеждать» — уникальный памятник военного искусства, многое из которого не устарело и по сей день.

Беззаветное служение Отечеству, милосердие к побежденному неприятелю, радение о русских солдатах и щедрая милостыня на нужды храмов, помимо добродетельного полководца, являет нам образ истинного христианина и подвижника! В настоящее время в обществе активно обсуждается вопрос о прославлении Суворова в лике святых. У многих это вызывает удивление. Да, полководец, да, гениальный, но — святой? Мнения самые разнообразные. Канонизировать Суворова или нет — это дело Синодальной Комиссии. Мы же мысленно перенесемся в славный и грозный XVIII век и, взметнув облако «хронологической пыли», попытаемся исследовать личность этого удивительного человека.

Детство

В ноябре 1730 года в семье подпоручика лейб-гвардии Преображенского полка Василия Суворова родился мальчик. Младенец появился на свет худым, бледным, с большими глазами на узком лице. Повитуха крепко шлепнула будущего генералиссимуса пониже спины, и младенец густо зашелся в первом крике: «Ура, ураа, урааа!»

Мальчика назвали Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского. Маленький Саша рос нервным, хилым, впечатлительным ребенком. Часто болел. Простужался от малейшего сквозняка. Любимым местом в отцовском доме была библиотека, где юный Суворов просиживал часами напролет. Не читал — глотал книги, одну за другой, том за томом. Особенно любил труды по военной истории. Отец, видя физическую слабость наследника, его живой пытливый ум, собирался пристроить сына к гражданской службе, где, обладая обширными связями, мог бы посодействовать его карьере.

Но юный Суворов под влиянием прочитанного начал готовить себя к ратному служению. Рано вставал, занимался бегом и гимнастикой, обливался холодной водой, до самых холодов спал в саду на жестком ложе, просто и умеренно питался. Образ жизни творит чудеса. Вскоре мальчик преобразился, окреп, стал строен и подтянут. Всю жизнь Суворов придавал аскетике большое значение, до последнего дня соблюдал самый строгий режим, чем немало удивлял современников. Например, будучи уже в летах, приказывал своему дворецкому забирать у него вкусные блюда, если слишком увлекался ими, и при каждом удобном случае жаловался знакомым, что тот морит его голодом.

Сено, солома

В молодости, служа в младших офицерских чинах, Суворов отличался отменным прилежанием и требовательностью к подчиненным. Он мог среди ночи поднять вверенный ему полк и в любую погоду — в стужу или дождь — начать строевые учения. «Сено, солома!» — командовал он рослым широкоплечим гвардейцам, по деревенской неграмотности своей не разумеющим, где лево, а где право. Гвардейцы, с привязанными к ногам пучками сена и соломы, чеканили шаг. Огромное значение придавал Суворов штыковому бою. Рукопашную атаку ставил он превыше пушечной и ружейной пальбы. «Пуля — дура, штык — молодец! — поучал подчиненных Александр Васильевич.—Береги пулю в дуле! Трое наскочат — первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун!» Солдаты дивились своему командиру: от караула не отлынивает, ест из солдат­ского котла, собственноручно чистит ружье, называя его своей женушкой.

Во вверенных ему подразделениях Суворов отменяет муштру, обучает солдат тому, что дейст­вительно важно в бою, что позволяет сохранить жизнь и приносит победу. И солдаты — эти неграмотные деревенские мужики, не разбирающие, где право и лево,—понимают раз и навсегда: «Этот нашу кровушку бережет. С Александром Васильевичем не пропадешь!»

В 1764 году, будучи командиром Суздальского полка, Суворов построил в Новой Ладоге деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Согласно преданию, он непосредственно участвовал в строительстве храма: вместе с солдатами носил бревна для его сооружения, а также собственноручно вырезал деревянный крест.

«Безверное войско учить — все равно, что ржавое железо точить!» — поговаривал Александр Васильевич.

Вскоре учения закончились. Пришла пора ратных трудов. «Умирай за Дом Богородицы,— говорил Суворов солдатам перед боем (Домом Богородицы он называл Россию).— Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава. Молись Богу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит — Он нам генерал!» Кто мог устоять перед армией, воюющей за Дом Богородицы, перед армией, у которой сам Бог в генералах?

Штурм Измаила

Взятие этой турецкой твердыни поистине похоже на чудо. «Крепость без слабых мест»,— так трезво оценил Суворов Измаил, разрабатывая план штурма. Измаил, перестроенный под руководством французских и немецких инженеров, не без оснований считался неприступным. Суворов тщательно исследовал обстановку. Перед штурмом послал в крепость письмо с предложением сдаться. Оттуда высокомерно ответили: «Скорей Дунай остановится в своем течении и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил…» Тогда Суворов отдает знаменитый приказ: «День поститься, день молиться, на следующий — штурм, или смерть, или победа!» У русских — 28 тысяч солдат, в Измаиле — 35 тысяч турок, из которых 17 тысяч отборных янычар. И все же суворовские чудо-богатыри в рукопашной схватке выбили турок со стен. Как? Лично я понять этого не могу. 27 тысяч турок было убито, 9 тысяч — взято в плен. Потери наших солдат — 1879 убитыми, 2702 ранеными. А это как?! После Суворов признался: «На такой штурм можно решиться только раз в жизни».

Измаил был богатой крепостью. Солдаты делили золото и серебро пригоршнями. Суворову предложили взять хотя бы коня, на что полководец ответил: «Донской конь привез меня сюда, на нем же я отсюда уеду…»

Опала и последний поход

После смерти Екатерины Великой на престол взошел Павел Первый. В армии начали насаждаться прусские порядки. Суворов, который за словом в карман не лез, смело критиковал нововведения императора. «Русские прусских всегда бивали,— недоумевал Александр Васильевич,— чему же у них учиться?» Однажды, когда царь сделал Суворову замечание, что тот одет в старую русскую форму, полководец произнес свою очередную знаменитую фразу: «Пудра — не порох, букли — не пушки, коса — не тесак, а я не немец, ваше величество, а природный русак!» И уехал к себе в имение Кончанское. Живя в деревне, Суворов служил пономарем в местной церквушке. Звонил в колокола. Разжигал кадило и подавал священнику. В декабре 1798 года опальный полководец принял решение стать монахом, о чем известил императора, прося разрешение отбыть в Нилову пустынь (Новгородскую). Но Бог готовил для него особое, последнее служение. Император, извиняясь за прежние обиды, просил возглавить очередной, славнейший поход. И снова Суворов являет пример совершенного непамятозлобия. «Час собираться, другой отправляться,— получив от царя письмо, сказал Александр Васильевич.— Я служил здесь дьячком и пел басом, а теперь еду петь Марсом». В Петербурге, подходя к царю, Суворов произнес вслух молитву «Отче наш». И при словах: «Не введи нас во искушение»,— преклонил колено. «Но избави нас от лукавого»,— завершил император, поднимая полководца на ноги. Таким необычным образом совершилось их примирение.

Переход суворовской армии через Альпы одними человеческими силами объяснить невозможно. Преданные союзниками, голодные, измотанные русские войска, ведомые семидесятилетним полководцем, почти без боеприпасов, громили штыками превосходящие в разы войска неприятеля. В дождь и метель карабкались по обледенелым склонам, где и сейчас пройдет не каждый альпинист с современным снаряжением. И били, били французов, уже тогда непобедимых для прочих европейских армий. То, на что в наше время способны лишь подразделения горного спецназа, делала вся суворовская армия. За этот военный подвиг Суворов был пожалован званием генералиссимуса. «Это много для другого,— заключил император.— А ему мало. Ему быть ангелом».

Или, быть может, святым?

Денис Каменщиков

eparhia-saratov.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>