Рояль кто изобрел
История рояля
Рояль — инструмент с уникальной историей создания, прародителями, композиторами и исполнителями.
Прародители современного рояля
В Средние века музыканты играли на клавишных, в их числе был орган, у которого вместо струн много труб. Клавикорд – первый инструмент, где на каждую клавишу приходилось по струне. У современного фортепиано их бывает до трех. Рождение звука происходит так: музыкант нажимает на клавишу, небольшой медный квадрат ударяет струну. Звучание мягкое и тихое, предназначено для небольшого количества людей. Другой прародитель фортепиано – клавесин. Струны расположены горизонтально, как у современного рояля. Звук образуется при касании птичьего перышка или небольшого кусочка кожи по струне. И у этого инструмента звук слабый. Старинные инструменты – клавесины и клавикорды были дорого декорированы и подходили для украшения дома, как красивая мебель.
Кто изобрел фортепиано
Итальянец Бартоломео Кристофори был придворным мастером. Он давно пытался решить задачу: как клавесину изменить уровень громкости. Музыканты того времени ощущали необходимость появления нового инструмента, с хорошим звучанием со сцены. Однажды прогуливаясь по городу, Бартоломео увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками. Вот оно решение задачи. Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм. В результате в процессе игры удалось менять силу звука. Так появился инструмент, который мастер называл – Большой клавесин с тихим и громким звучанием, первое фортепиано. Благодаря Бартоломео Кристофори в механизме инструмента появились – шпиллер, фенгер, молоточек, шультер, демпфер. Это произошло в 1709 году во Флоренции. Инструмент имел крыловидную форму, был прост, у него отсутствовали педали и демпферы.
Король родился
На протяжении многих десятилетий мастера продолжали усовершенствовать инструмент. Начало XIX века ознаменовано изобретением цельнолитой чугунной рамы и перекрестным расположением струн. Вследствие этого звук стал совершенного качества, родился рояль, от французского слова – королевский. С 1850 года фабрики Германии, Америки и России начинают производство инструмента. Рояль приобретает современную форму: цельнолитую панцирную чугунную раму, деревянный корпус, механизм двойной репетиции. Усовершенствовали рояль в разное время И.А. Зильберманн, И.А. Штрейхер, К.Г. Шретер, Ю. Блютнер, С. Эрар и многие другие. Самыми лучшими производителями роялей называют – Ямаху, Кавай, Стейнвей, Бехштейн, Безендорфер.
Клавишный струнный инструмент – фортепиано изготавливается в двух видах: рояль с горизонтальным, пианино с вертикальным расположением струн.
Роль рояля в мире музыки
Значение рояля в мире музыки невозможно переоценить. Широта диапазона звучания позволила ему играть сольные роли множества произведений. За триста лет, прошедших с рождения инструмента, знаменитые композиторы и музыканты, такие как Ф. Шопен, Э. Григ, Ф.А. Моцарт, Сергей Рахманинов стали известны благодаря именно роялю и его необыкновенной конструкции и механизмам. И сейчас фортепиано самый распространенный музыкальный инструмент. В ХХ веке на базе фортепиано появились современные музыкальные инструменты: синтезаторы и электронные пианино.
toolsmusic.ru
История создания фортепиано – от старинного клавесина к концертному роялю
Когда слышишь словосочетание «классическая музыка», первое, что приходит в голову – мелодичные аккорды фортепиано. Кажется, что этот инструмент радует людей нежным звучанием в домах, концертных залах и музыкальных студиях с незапамятных времён, однако ему немногим более трёхсот лет. В сравнении с органом, который может похвастаться тысячелетней историей, фортепиано – молодое изобретение музыкальных мастеров, открывшее новую эпоху в мире звука.
Исследователи затрудняются назвать точную дату рождения чёрно-белых клавиш, по данным разных источников – это, предположительно, 1709 год. История инструмента фортепиано берёт истоки от попыток усовершенствовать ранние клавишно-струнные инструменты – клавесины.
Клавесины пользовались популярностью у исполнителей прошлого времени, однако их звук отличался отрывистостью и быстро затухал, поэтому композиторам приходилось компенсировать этот недостаток множеством «украшений», прибавлявших звучанию продолжительность и усложнявших произведения. Ещё одним недостатком клавесина являлась невозможность плавно регулировать громкость игры, исполнять мягкое, волнующее легато. Талантливый итальянец Бартоломео Кристофори поставил целью создание инструмента, который унаследует все достоинства от клавишных предшественников, превзойдя их по силе и выразительности звучания. Ему удалось осуществить свою мечту – в начале 18 века Кристофори создал первое фортепиано (в переводе с итальянского forte – громко, piano – тихо). Его строение было простым и удобным – основу составляли клавиатура, струны, молоточки и элементы-возвращатели. Вся история развития фортепиано в дальнейшие годы свелась к улучшению клавишного механизма, добавлению металлической рамы, педалей, изменению расположения струн. В «доработке» музыкального инструмента значителен вклад немецких мастеров – Готфрида Зильбермана, Юлия Блютнера, Кристофа Шрётера.
Говоря кратко, пианино представляет собой миниатюрную разновидность фортепиано. Она предназначена для музицирования в небольших залах и частных школах музыки. Для её струн и механической части характерно вертикальное расположение, благодаря чему клавишный инструмент занимает меньше места. На заметку – рояль, королевский «брат» пианино, отличается горизонтальным положением струн и внушительными габаритами корпуса.
Кто и когда изобрёл пианино? Первую модель «маленького фортепиано» создал в 1800 году американец Дж. Хокинс. Происхождение инструмента брало начало от известной фортепианной схемы Кристофори. К середине 19 века пианино приобрело всем знакомый облик и звучание – у него появились перекрёстные струны, демпферные устройства, металлическая рама. К концу 19 столетия клавишные инструменты стали привычным предметом обстановки в богатых домах, так как искусство владения музыкальным инструментом считалось важной составляющей хорошего образования.
artvocal.ru
История фортепиано
Катя 27.10.2014 20:00
Спасибо я нашла то что искала
миша 21.12.2014 18:26
всё супер
Марина 10.03.2015 15:43
То что нужно для доклада 2-ника.Всё написано доступным языком.Большое спасибо.
Роза 13.12.2015 16:26
Все кратко и лаконично, доступно и понятно. Спасибо
катя 23.12.2015 16:18
спасибо,всё супер!
катя 24.01.2016 10:35
Спасибо!
Кира Киринкова 28.02.2016 21:57
Подходит.
Лиза 10.03.2016 15:15
Сяб)) вы мне очень помоли.
Валерия 21.03.2016 17:33
Супер, спасибо. Написано понятно, а не для умников.
Инна 04.05.2016 12:22
Кратко и интересно!Большое спасибо за иллюстрации, лапидарное изложение материала для детей - просто это находка.
Мила 12.11.2016 09:53
Это мне не подходит,сжечь нет ответов на вопросы в экзамене!
Соня 22.11.2016 23:01
Спасибо,очень помогли)))
Даня 11.12.2016 09:59
Спасибо все нашел.
даша 19.12.2016 17:42
спасибо то что надо
полина 23.01.2017 20:28
спасибо всё что надо
данила 08.02.2017 17:08
В учусь в музыкальной школе и мне поставили 5+
Дана 20.02.2017 01:02
А какой это год xx
007 :3 21.02.2017 15:19
Супер:))))))
Яна 24.02.2017 19:44
Спасибо, помогли, в этом году заканчиваю муз. школу. Дали вопросник, один и вопросов этот С;
Александра 10.03.2017 20:17
Я учусь во втором классе. Статья для меня была интересной. Спасибо огромное!
Алёна 12.03.2017 11:58
Спасибо большое, очень помогли сделать призинтацию!
Яна 12.11.2017 19:12
Спасибо большое! Я нашла что хотела!!!
Даша 19.11.2017 23:18
Я нашла приблизительно ,то , что искала. Спасибо❤
мария 23.11.2017 08:59
всё чики поки
www.letopis.info
Рояль - это... Что такое Рояль?
Рояль (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, основной вид фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную форму, а звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам при помощи клавиш[1]. В отличие от пианино, звучание рояля более выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука - шире.
Конструкция
Механизм современного концертного рояля Внутреннее устройство рояля Молоточки (под струнами) и демпферы (над струнами)Фу́тор — основной опорный узел фортепиано, наряду с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. Массивная деревянная рама футора служит основой для крепления деталей и узлов корпуса.
Чугу́нная ра́ма фортепиано (17) — это цельная чугунная отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн (16). В передней части рама имеет порожки или особые винты — аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки, или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями.
Агра́ф (18) — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора.
Форба́ум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающая спереди чугунную раму и вирбельбанк.
Вирбельба́нк (20) — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели, и происходит расстройка фортепиано).
Фускле́ц — опорный брус для крепления ножки рояля.
Капода́стр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.
Па́нцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн[2]), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы — беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклееный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. (Нетрудно подметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны). Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было — её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца (см. ниже-шпрейц).
Штульра́ма — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно.
Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.
Стру́нный шта́пик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.
Педали
Большинство роялей оснащены тремя педалями. Посредством педалей можно:
- удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая);
- ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы);
- удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщеплённой клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя).
История
Впервые фортепиано крыловидной формы представил в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори — придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи на приеме в Палаццо Питти во Флоренции. Наблюдая за игрой уличных цимбалистов, Кристофори заметил, что, ударяя мягкими колотушками по струнам, эти музыканты добиваются особой выразительности звука. Кристофори переделал конструкцию клавесина, создав принципиально новый механизм звукоизвлечения посредством ударов мягких молоточков по струнам. Таким образом, стало возможным изменять силу звучания при игре. Первое фортепиано Кристофори назвал Gravicembalo con piano e forte - Большой клавесин с тихим и громким звучанием. До конца XVIII века фортепиано подвергались постоянным усовершенствованиям, что к началу XIX века поставило их вне конкуренции с клавесином и клавикордом. В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается фабричное производство в Европе (особенно бурно в Германии), Америке и России. Рояль становится «королём» музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.
Классификация
По размеру рояли классифицируются следующим образом:
- Большие концертные длиной свыше 270 cм — максимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в больших и средних залах, ансамбли с большим симфоническим оркестром, студийная звукозапись
- Малые концертные длиной 225—250 cм — большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в средних залах, ансамбли малых составов, студийная звукозапись
- Салонные (универсальные) длиной 200—220 cм — большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное и любительское исполнение в музыкальных гостиных (салонах) и в малых залах, обучение фортепианному искусству
- Кабинетные длиной 180—195 cм — средний диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
- Малые кабинетные длиной 160—175 cм — малый диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
- Миниатюрные миньон (мини) длиной 140—155 cм — минимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: удовлетворение рыночного спроса на инструменты малых размеров.
Примечание: В большинстве случаев номер модели рояля — это его длина в сантиметрах или дюймах.
По своему предназначению рояли классифицируются следующим образом:
- Совершенные - для занятий чистым искусством
- Профессиональные - для работы музыканта-профессионала
- Любительские - для любительского музицирования
- Обучающие - для обучения фортепианному искусству
- Интерьерные - для украшения интерьера
- Статусные - для создания имиджа владельца
- Антуражные - для создания шоу, представления, инсталляции и пр.
- Самоиграющие - для развлечения
- Аутентичные - для аутентичного исполнения музыки определенного исторического периода
- Универсальные - рояли, сочетающие в себе несколько предназначений
Рейтинг роялей
По качеству, совершенству конструкции, красоте звука, игровым свойствам и надёжности рояли подразделяются на следующие классы (современные производители):
1. Премиум-класс (элита), длина корпуса более 160 см:
C. Bechstein (с 1853 года, Зайфхеннерсдорф, Германия), Steinway & Sons (с 1853 года, Нью-Йорк, США; с 1880 года, Гамбург, Германия), Mason & Hamlin (с 1854 года, Гэверхилл, Массачусетс, США), Bösendorfer (с 1828 года, Нойштадт, Австрия), Steingraeber & Söhne (с 1854 года, Байройт, Германия), Fazioli (с 1981 года, Сачиле, Италия)
Рояли премиум-класса являются совершенными по конструкции и изготавливаются штучно в соответствии с технологией, эволюционировавшей несколько столетий. Также определяющим критерием является достаточно солидный объем производства на протяжении более века. Рояли других классов имеют упрощения конструкций и производятся по более быстрым и упрощенным технологиям — в целях удешевления и удовлетворения спроса в различных сегментах рынка. Рояли Mason & Hamlin занимают особое место благодаря наличию принципиально нового игрового механизма и так называемой Короны Натяжения Crown Retention, сохраняющей в неизменном состоянии купол резонансной деки. Рояли Fazioli позиционируются изготовителем как инструменты премиум, однако, нестабильный и маломощный характер производства позволяет их включить в данную группу лишь с определенной долей вероятности
2. Высокий класс:
August Förster (Лёбау, Германия), Bechstein (линия Academy, Зайфхеннерсдорф, Германия), Seiler (Китцинген, Германия), Steinway & Sons (некоторые модели, США и Германия), Grotrian Steinweg (Брауншвейг, Германия), Bösendorfer (линия Conservatory, Нойштадт, Австрия), Blüthner (концертные рояли, Лейпциг, Германия), Pleyel (Париж, Франция), Shigeru Kawai (концертные рояли, Япония)
3. Средний германский класс:
Schimmel (Германия), Sauter (Германия), Rönisch (Германия), W. Hoffmann (C.Bechstein Europe s.r.o., Германия-Чехия)
3a. Средний класс:
Boston (некоторые модели, Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), Yamaha (некоторые модели, Япония), Shigeru Kawai (Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), K. Kawai (некоторые модели, Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), Samick (концертные — Samick Music Corp., Южная Корея), Wm. Knabe & Co. (Теннесси, США), Pramberger (Теннесси, США), Beltmann (Gilan Pianos, Нидерланды-Азербайджан), Galaxy (Galaxy Pianos, ОАЭ, Дубаи), Schulze & Pollmann (Сан-Марино, Италия)
4. Потребительский класс:
Petrof (Чехия), Vogel (Польша), Samick (Южная Корея), Kohler & Campbell (США), Boston (некоторые модели, Karawan, Индонезия), Sohmer & Co. (США), Bohemia (Чехия), Haessler (Германия-Индонезия), Yamaha (некоторые модели, Индонезия), Kawai (Kawai Indonesia PT, Индонезия), Brodmann (модели VE, Австрия-Китай), Euterpe (Индонезия), Young Chang (Южная Корея), Bergman (Южная Корея)
5. Низкобюджетный класс:
Essex (Steinway Musical Instruments Inc., фабрика Pearl River, Китай), Blüthner (некоторые модели, Китай), Feurich (Ningbo, Китай), Pearl River (Китай), Kayserburg (Pearl River Piano Co.Ltd., Китай), Ritmuller (Pearl River Piano Co. Ltd., Китай), Irmler (Китай), May Berlin (Китай), Roesler (Чехия-Китай), Weinbach (Чехия-Китай), Wendl & Lung (Ningbo, Китай), Yamaha (некоторые модели, Китай), Kawai (Beijing Xinghai Musical Instruments Co. Ltd., Китай; Kawai Musical Instruments Ningbo Co. Ltd., Китай), Goodway (Ханчжоу, Китай), S. Ritter (Goodway Piano Co. Ltd., Китай), Brodmann (модели PE и CE, Китай), Falcone (Китай), Lietuva (Китай), Niemeyer (Китай), Otto Meister (Китай), Carl Ebel (Китай), Weber (Китай), Schumann (Moutrie Piano Co. Ltd., Китай), Moutrie (Китай), Baldwin (Китай), Astor (Китай), Sorbonne (Китай)
Источники:
- журнал Pianoforum - Всё о мире фортепиано: http://www.pianoforum.ru/
- The Piano Book®, Buying & Owning a New or Used Piano by Larry Fine, Foreword by Keith Jarrett, ISBN 978-1929145010
Обслуживание рояля
Для обеспечения длительной работы рояля важно поддерживать постоянную температуру и определённый уровень влажности в помещении, где он установлен. Для этого используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность в инструменте и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его жизни в 2-3 раза.
Рояль нуждается в регулярном техническом обслуживании, включающем также настройку, регулировку клавишно-молоточкового механизма, интонировку звука (изменение тембра), замену изношенных частей и т.д.
См. также
Литература
- Блейк Нили Клавишные инструменты для «чайников» = Piano For Dummies. — М.: Диалектика, 2007. — 288 с. — ISBN 0-7645-5105-1
Примечания
- ↑ Рояль в музыкальной энциклопедии
- ↑ В роялях венской фабрики Вахтль и Блейер в 1811 году общая сила натяжения струн доходила до 4500 кг; в инструментах лондонского фабриканта Стодарта в 1824 году — до 5900 кг; в середине XIX века некоторые фабрики применяли натяжение струн до 14 тонн, а к концу столетия — уже до 18 тонн. Таким образом, за столетие сила натяжения струн в инструментах возросла приблизительно в четыре раза[1]. Суммарная сила натяжения струн современного рояля достигает 20 тонн [2]. (Проверено 27 июля 2011)
dic.academic.ru