Ранцевый парашют кто изобрел


Первый парашют Котельникова РК-1

Первый парашют конструкции Котельникова РК-1 появился в 1012 году. Более 100 лет продолжается развитие парашютной техники. Удивительная история создания парашюта

Так  появились самолеты и летчики

Испокон веков люди смотрели в небо, на  звезды... Эта заманчивая глубина высоты  притягивала своим необъяснимым простором.  Создание первого летательного аппарата,  который поднялся в Небо, было чудом!  Вопреки всем законам притяжения, это  сооружение в разбеге оторвалось от земли и  понеслось по Небу огромной ревущей птицей,  очаровывая одних и пугая других. Так  появились самолеты и летчики... :)) А для  спасения летчиков в случае экстремальной  ситуации стали использовать длинные  сложенные зонты, которые крепились к  самолету. Их конструкция была тяжелой и  ненадежной, и чтобы не утяжелять вес  самолета, многие летчики предпочитали  летать без этого спасательного элемента — не использовать зонт в полете.

При падении самолета летчику в редком случае  удавалось отстегнуть крепление зонта,  раскрыть его и прыгнуть из самолета, чтобы  смягчить удар о землю.

18 (30) января 1872 года в Петербурге в семье  Котельникова, профессора механики и высшей  математики, родился сын, который с детства  пел, играл на скрипке, часто с родителями  бывал в театре. А ещё этому мальчику  нравилось мастерить разные игрушки и  модели. У Глеба, так звали мальчика, с  возрастом по жизни так и остались увлечения  театром и конструированием.

Изобретение ранцевого парашюта

Если бы не эта история, неизвестно когда состоялось бы изобретение ранцевого парашюта.

В 1910 году в Санкт-Петербурге состоялся  Всероссийский праздник воздухоплавания. Великолепный праздник с несколькими показательными полетами лучшего летчика тех времен Льва Макаровича Мациевича. Накануне с ним в Небо взлетел Столыпин, он восторженно любовался Санкт-Петербургом и его окрестностями.

 А в день воздухоплавания высшие чины офицеров с  Мациевичем поднимались в  Небо. А ещё... влиятельные  особы... Представляете,  счастье у них было какое...!  Полет на самолете...! А  гордости, наверное, было  ещё больше... :))

Праздник в разгаре, а день  клонился к вечеру, и перед  крайним вылетом Мациевичу передали пожелание от Великого князя Александра Михайловича показать что-нибудь эдакое... какое-нибудь авиационное достижение. И Мациевич пошел на рекорд.

Он решил взлететь максимально высоко... на столько, на сколько сможет его любимый Фармон-IV, этот легкий, изумительно красивый, словно полупрозрачный, самолет. Максимальная скорость полета, которую мог развить Фармон  74 км/час.

Это был очень смелый и решительный шаг, потому как в те времена считалось, что чем ближе к земле, тем безопаснее полет. Лев Макарович Мациевич в наборе увел свой Фармон на 1000 метров от земли — это примерно пол версты... и неожиданно... вдруг... самолет начал падать, рассыпаясь в воздухе... летчик выпал из беспорядочно падающего самолета... и вслед за обломками своей машины упал на землю... на глазах у зрителей...

Сохранилось архивное фото того трагического  момента.  Секунды... и последняя встреча с землей...

Эта трагедия глубоко залегла в душу Глеба Котельникова, и он начал разрабатывать систему, которая могла бы спасти летчика. Через год с небольшим Котельников уже попытался зарегистрировать в России своё первое изобретение — ранцевый парашют свободного действия. Но по непонятным причинам ему отказали в регистрации патента.

20 марта 1912 года после второй попытки уже во Франции Котельников получил патент за № 438 612.

Парашют РК-1

 Парашют РК-1 (Русский, Котельникова, модель первая) имел круглую форму и укладывался в металлический ранец. К подвесной системе, которая одевалась на человека, ранец крепился в двух точках. Стропы парашюта Котельников разделил на две части и вывел их на два свободных конца. Состоялась уникальная реконструкция крепления купола к подвесной системе, которая исключила непроизвольное вращение парашютиста под куполом, где все стропы крепились к одной фале.  В воздухе, после выдергивания кольца, открывался ранец, на дне которого под куполом находились пружины... они и выбрасывали купол из ранца... причем безотказно... не было ни одного отказа...

Представляете, какое сильное потрясение пережил человек после трагической гибели летчика, и насколько сильно было желание спасти, исключить возможность гибели пилота при выходе из строя аэроплана в воздушном пространстве. Котельников изобрел все ключики, необходимые для нормальной работы парашютной системы.

Первые испытания проходили на земле. Автомобиль, к которому был прикреплен парашют, разогнался, и Котельников ввел в действие парашют, который, выйдя из ранца, мгновенно открылся, а автомобиль от неожиданного рывка назад заглох... история сказывает...

Дальнейшие испытания    парашютной системы РК-1  продолжились с    аэростата.  Прыгал манекен весом 80 кг  - самый лучший друг  испытателей. Бросали с разной высоты, и все прыжки манекена  оказались успешными.

Но в производство парашютную систему не приняли всвязи с тем, что  Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович высказал опасение, что летчики при малейшем отказе летательного аппарата станут покидать дорогую машину в воздухе. Аэропланы дорогостоящие, и их ввозят из-за границы. Беречь нужно аэропланы, а люди найдутся. Парашюты вредны, с ними авиаторы при малейшей опасности будут себя спасать, а аэроплан подвергать гибели.

Нет, так нет... и в скором времени парашют РК-1 конструкции Г.Е. Котельникова  был представлен на конкурс в Париже и Руане, а представляла парашют коммерческая фирма  «Ломач и К°» .

Первый прыжок с парашютом РК-1. Дорога в жизнь.

5 января 1913 года в Руане был совершен первый прыжок с парашютом РК-1 с моста через Сену. Высота 60 метров...!!! Великолепный бесстрашный прыжок совершил студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский...!!! Парашют сработал отлично, показал возможность раскрытия при прыжке с низкой высоты. Это мы сейчас с Вами понимаем, насколько рискованным был этот прыжок, а в те времена считали,  что это самый безопасный вариант прыжка, тем более река Сена внизу спасет в экстренном случае. Но насколько зрелищным оказался прыжок, Вы можете себе представить! Конкурс прошел блестяще! Русское изобретение получило признание за рубежом.

В России царское правительство вспомнило о парашюте Котельникова только в период первой мировой войны...

Зато вспомнило... :))

Спасибо летчику Г.В.Алехновичу... он сумел убедить командование в необходимости снабжения экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Началось первое производство ранцевых парашютных систем для авиаторов под управлением Котельникова.

Была создана новая система, парашют РК-2.

Не устраивал Котельникова  металличекий ранец с пружинами. Создавать, так создавать! И появился парашют РК-3 с мягким ранцем, в котором пружины были заменены на соты для укладки строп — эта техника укладки строп используется по сегодняшний день.

Патент на парашют РК-3 был получен 4 июля 1924 года за № 1607.

Грузовой парашют РК-4 был  создан в 1924 году, Купол  диаметром 12 метров был  рассчитан на груз до 300 кг.

Глеб Евгеньевич Котельников  проложил дорогу в Небо,  создал то, что сразу взяло  разбег и ушло в стремительное развитие.  Все испытания  проходили успешно, а это  значило, что путь был  верным.

В 1926 году все свои  изобретения Котельников  передал Советскому  правительству.

Интересные факты

Недалеко от полигона, где впервые испытывался парашют Котельникова, близ деревни Сализи (с 1949 года Котельниково), установлен памятник с изображением парашюта.

Надпись на памятнике: «В районе этой деревни в 1912 году проводились испытания первого в мире авиационного ранцевого парашюта, созданного Г.Е.Котельниковым»  А ведь уже 100 лет минуло... Спасибо за радость, умный Котельников!

В Санкт-Петербурге есть аллея Котельникова

На Новодевичьем кладбище могила Глеба Евгеньевича Котельникова  является местом, где парашютисты постоянно к деревьям привязывают ленточки и затяжки парашютов.

 

В настоящее время,  спустя 100 лет,  Научно-Исследовательский Институт Парашютостроения создал великолепную парашютную систему, которая проходит испытания — десантный парашют Д-12 Листик. Уникальность в том, что основной и запасной парашют находятся в одном ранце за спиной, а  запасной парашют из ранца выталкивает сжатая пружина...

Предлагаю Вам посмотреть фотографии.

Не забудьте поделиться страницей с друзьями.

Tags: парашют Котельникова, парашют РК-1, первый парашют

milaremina.ru

Ранцевый парашют. История одного изобретения

Что может быть прекрасней свободного полета? Еще с древнейших времен человечество задумывалось о покорении небесной синевы, однако преодолеть силу земного притяжения удалось совсем недавно, всего несколько столетий тому назад. На помощь пришли летательные аппараты легче воздуха, ну а уже значительно позднее, в конце ХІХ века, появились прототипы современных летательных средств – самолетов. Тем не менее, мечты об индивидуальных полетах по прежнему не давали покоя тысячам романтиков, проживающих на всех пяти континентах. В этой статье мы вспомним историю гениального изобретения, которое позволила хоть на мгновение испытать ощущение свободного падения. Как вы уже наверное догадались, речь пойдет о парашюте.

Что может быть прекрасней свободного полета? Еще с древнейших времен человечество задумывалось о покорении небесной синевы, однако преодолеть силу земного притяжения удалось совсем недавно, всего несколько столетий тому назад. На помощь пришли летательные аппараты легче воздуха, ну а уже значительно позднее, в конце ХІХ века, появились прототипы современных летательных средств – самолетов. Тем не менее, мечты об индивидуальных полетах по прежнему не давали покоя тысячам романтиков, проживающих на всех пяти континентах. В этой статье мы вспомним историю гениального изобретения, которое позволила хоть на мгновение испытать ощущение свободного падения. Как вы уже наверное догадались, речь пойдет о парашюте.

Первые попытки

Принято считать, что первым изобретателем конструкции, которая была способна обеспечить парение и индивидуальный спуск на землю после высотного прыжка, был никто иной, как кудесник Возрождения Леонардо да Винчи. Изобретатель указал точные пропорции полотняного паруса, которое обеспечивало полную безопасность прыжка. Однако расчеты этого прапарашюта так и остались на бумаге.

Значительно позднее, в ХVІІ столетии узник тюрьмы, француз Лавен, готовя побег, решился на отчаянный эксперимент. Изобретатель смастерил подобие полотняного шатра, прикрепив к нему китовый ус и, выпрыгнув из окна, благополучно спустился на водную гладь.

В России первым парашютистом стал некто Александровский, который в 1806 году совершил успешный прыжок с воздушного шара, пролетавшего над Москвой.

Первый в мире прыжок с самолета был совершен 1 марта 1912 года американцем Альберт Берри.

В конце позапрошлого века парашют все еще оставался диковинкой, однако пользовался все большей популярностью у покорителей воздушных просторов, использовавших монгольфьеры и дирижабли.

Мечта Котельникова

Конструкции парашютов, применявшихся в конце ХІХ – начале ХХ века, несмотря на многочисленные усовершенствования и конструкторские доработки, не давали стопроцентной гарантии безопасного приземления. Хотя в связи с активным развитием летательных аппаратов тяжелее воздуха, появилась потребность в средствах, которые смогли бы обеспечить прыжок за борт и последующее успешное приземление.

Пионером в разработке и испытании таких парашютов стал обычный русский парень Глеб Котельников, который с младых ногтей был очевидцем восхождения эры воздухоплавания. Выходец из семьи ученых, Глеб не на шутку увлекся аэропланами, однако наблюдаемый им несчастный случай мгновенно отрезвил его, избавив от лишних иллюзий. В 1910 году Котельников стал свидетелем катастрофы, постигшей самолет летчика Л. Мациевича. Молодой изобретатель, испытав настоящий шок, решил во что бы то ни стало создать парашют, который бы помог пилотам сохранить свою жизнь во что бы то не стало.

«РК-1»

На разработку первой модели парашюта РК-1 (Русский парашют Котельникова первый) ушло около десяти месяцев. Конструктор предложил сшить купол из тонкого прорезиненного шелка, объем которого легко уменьшался в металлический заплечный ранец. К стропам, удерживающим купол, Глеб прикрепил две регулирующиеся лямки, с помощью которых парашютист мог легко управлять всей конструкцией во время полета. Согласно расчетам, такой купол диаметром восемь метров и весом всего 2 килограмма, мог свободно удерживать в воздухе человека весом около 80 килограммов. К сожалению, российские военные и чиновники не поддержали изобретателя, поэтому патент на изобретение под номером 438 612 Котельников смог получить только в 1912 году во Франции.

Первые испытания

Летом 1912 года Котельников провел первое испытание своей парашютной конструкции. Разогнавшись на легковом автомобиле, Глебу удалось затормозить транспортное средство с помощью раскрытого в процессе движения парашюта. Немного позже РК-1 был испытан с аэроплана. Так, с самолета был сброшен 200 килограммовый манекен, который плавно приземлился в установленной зоне без видимых повреждений. Боевое крещение парашюты Котельникова получили уже на фронтах Первой мировой и Гражданской войн.

Примечательно, что в марта 1918 года в Москве в так называемой «Летучей лаборатории» — авиационном экспериментальном кружке, руководимым пионером отечественной авиации Николаем Егоровичем Жуковским, была проведена серия экспериментов, доказавшая, что РК-1 по своим техническим характеристикам и обеспечению безопасности значительно превосходит все известные зарубежные аналоги.

Кстати, ранец стал отличным изобретением, которое сегодня используют миллиарды людей. Отличные туристические ранцы можно найти на сайте http://m.ua/kata/74/osprey/

magmens.com

Как Глеб Котельников изобрел парашют

Считается, что придумал парашют Леонардо да Винчи еще 530 лет назад, в 1483 году. Зачем он это сделал, никто не знает. Не знал этого, видимо, и сам Леонардо. Ведь в те далекие-далекие времена парашютом невозможно было воспользоваться, ибо летать тогда было еще не на чем — ни воздушных шаров, ни авиации. И десантуры тогда тоже еще не было. Прыгать Леонардо мог только с разных зданий, например с Пизанской башни. Но зачем с нее прыгать? Для чего? То есть изобретение появилось раньше потребности в нем. Поэтому из-за ненужности про парашют забыли аж на 300 лет.

Вспомнили про устройство «против падения» (а именно так переводится слово «парашют») только в XVIII веке, когда появились первые воздушные шары, которые часто падали вместе со своими пассажирами. Парашюты тогда делали из льна, и были они хоть и крепкими, но тяжелыми. Их привязывали снизу или сбоку воздушного шара. Позже ткань стали прорезинивать, и парашют стал еще тяжелее. К тому же сложенный парашют занимал много места. Поэтому, когда стали летать первые аэропланы, парашюты либо не использовались, либо укладывались вдоль фюзеляжа. Короче, раньше эта штука была очень неудобной в эксплуатации.

И вот в 1911 году обыкновенный русский актер петербургского Народного дома Глеб Евгеньевич Котельников (1872–1944) придумал конструкцию парашюта, которая стала популярной во всем мире. Более того, конструкция эта с некоторыми незначительными изменениями используется до сих пор.

Котельников значительно уменьшил вес парашюта. Он заменил тяжелый лен на крепкий, но легкий шелк. В край парашюта он вшил тонкий эластичный трос, а стропы разделил на две группы, которые крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Это позволяло парашютисту управлять полетом своего спасительного друга. Люди перестали бесцельно и безвольно болтаться в воздухе под действием ветра. Стало возможным даже проводить соревнования на точность приземления.

И наконец, самое главное изобретение Котельникова — он уложил парашют в небольшой заплечный металлический ранец, крепившийся к телу парашютиста. На дне ранца была специальная полка, а под ней — сильные пружины, которые моментально выбрасывали парашют наружу, когда прыгающий выдергивал стопорное кольцо. Парашют стал маневренным, компактным и удобным.  

Ранец Котельникова

Первую модель парашюта Котельников назвал РК-1, что означало «Ранец Котельникова». Через несколько лет он усовершенствовал РК-1, и появились РК-2 и РК-3. Металлический ранец был заменен на брезентовый в виде конверта, а также имелись «соты», предохраняющие стропы от спутывания. Современные парашюты имеют практически ту же конструкцию.

Чтобы быть уверенным в надежности устройства, Глеб Евгеньевич лично проводил многочисленные испытания на уменьшенных моделях. Спасательный ранец работал безотказно!  

Парашют в авиации — вещь вредная

Котельников, конечно, хотел побыстрее зарегистрировать и запустить в производство это важное для авиации изобретение, которое могло спасти жизни многих летчиков. Но тут он столкнулся с безжалостной российской бюрократической системой.

Вначале Глеб Евгеньевич направился в Главное военно-инженерное управление. Но начальник управления прямо заявил:

«Парашют в авиации — вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели».

Тогда Котельников обратился в военное министерство. Изобретатель просил субсидии для изготовления опытного парашюта и проведения более серьезных испытаний. Но и тут ему было отказано, так как один авторитетный член комиссии считал, что «у авиатора от удара при раскрытии парашюта оторвутся ноги».

В 1912 году Котельников с помощью петербургского предпринимателя В. А. Ломача смог построить два опытных образца своего ранцевого парашюта. Были успешно проведены полномасштабные испытания в воздухе: разные авиаторы сбрасывали на разных высотах манекен Ивана Ивановича с парашютом. Изобретение Котельникова отлично работало — ни разу не отказало, и Иван Иванович не получил никаких повреждений.

Глеб Евгеньевич и манекен Иван Иванович

В том же году в Париже на международном конкурсе парашютистов Ломач показал в действии изобретение Котельникова. Французы были в восторге и выкупили у него оба образца, а затем наладили свое производство.  

Нет пророка в своём отечестве…
Г. Е. Котельников со своим РК-1. 1912 г.

А в России про парашюты Котельникова вспомнили только через два года, когда началась Первая мировая война. Была сделана опытная партия для самолетов Сикорского, но потом все равно чиновники решили закупать парашюты за границей. Хотя зарубежные аналоги были точно такие же, как у Котельникова, ибо сделаны были по его образцам.

Уже в советские времена Глеб Евгеньевич разработал первый в мире грузовой парашют РК-4. Его купол имел диаметр 12 метров, поэтому на нем можно было спускать до 300 килограммов груза.  

Общая оценка материала: 4.9

Оценка незарегистрированных пользователей за сегодня:

[Total: 0 Average: 0]

sneg5.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>