Проклятые короли кто написал
Проклятые короли - это... Что такое Проклятые короли?
Проклятые короли (фр. Les Rois Maudits) — серия из семи исторических романов французского писателя Мориса Дрюона, посвященных истории Франции первой половины XIV века, начиная с 1314 года, когда был окончен процесс над тамплиерами, и заканчивая событиями после битвы при Пуатье.
Список всех книг
- «Железный король» (Le Roi de fer) (1955)
- «Узница Шато-Гайара» (La Reine étranglée) (1955)
- «Яд и Корона» (Les Poisons de la Couronne) (1956)
- «Негоже лилиям прясть» (La Loi des mâles) (1957)
- «Французская волчица» (La Louve de France) (1959)
- «Лилия и лев» (Le Lis et le Lion) (1960)
- «Когда король губит Францию» (Quand un roi perd la France ) (1977)
Обобщённый сюжет
Действие романов происходит во времена правления последних пяти прямых потомков королей из династии Капетингов и первых двух королей из династии Валуа, от Филиппа IV до Иоанна II.
Согласно легенде, истоки всех бед, обрушившихся на Францию того времени, таятся в проклятии, которому Великий магистр ордена тамплиеров подверг короля Филиппа IV Красивого, осудившего его на смерть.
- «Железный король» (Франция, 1314 год. Взойдя на костёр, Великий магистр Ордена тамплиеров Жак де Моле проклял своих палачей — папу Климента V, короля Филиппа Красивого, его министра Гийома Ногарэ и всё их потомство до тринадцатого колена. Первый удар судьбы — «дело» о прелюбодеянии невесток короля, инициированное английской королевой Изабеллой с подачи главного интригана романа — Робера Артуа, в результате которого Бланка и Маргарита Бургундские заточены в Шато-Гайар, а Жанна, супруга принца Филиппа, графа Пуатье, отправлена в монастырь, затем смерть папы, смерть Ногарэ и смерть Железного короля — Филиппа Красивого.
- «Узница Шато-Гайара» (о бездарном правлении Людовика X Сварливого, о попытках нового короля развестись с женой, сватовство к Клеменции Венгерской и смерть Маргариты).
- «Яд и корона» (в этой части романа ещё теснее переплетаются история нравов и история королевского дома: путешествие принцессы Клеменции Венгерской из Неаполя в Париж, королевская свадьба, неудачный поход короля Людовика во Фландрию, операции банкирского дома Толомеи и смерть самого Людовика от рук графини Маго Артуа, у которой он с подачи Робера Артуа отобрал её графство).
- «Негоже лилиям прясть» (о беспощадной борьбе, которую ведут, чтобы добиться регентства, три родственника покойного короля Людовика — его брат граф де Пуатье, дядя — граф де Валуа и кузен — герцог Бургундский, не брезгуя никакими средствами; также изображена история избрания папы римского Иоанна XXII).
- «Французская волчица» (переносит нас в Англию, которой правит бездарный король Эдуард II, а его жена, дочь Филиппа Красивого Изабелла, живёт в страхе).
- «Лилия и лев» (приводит читателя к началу Столетней войны)
- «Когда король губит Францию» (в заключительной части романа Дрюон последовательно развивает мысль о роковой роли посредственности, волею случая очутившейся у кормила власти. Последняя часть написана в форме монолога Эли де Талейрана, кардинала Перигорского, который едет на встречу с императором, чтобы добиться заключения мира между Англией и Францией).
Железный король
Действие книги начинается с 1314 года.
В Англии граф Роберт III д'Артуа встречается с королевой Изабеллой и рассказывает ей об измене жён её братьев Людовика и Карла. Роберт и Изабелла решают разоблачить измену перед королём Франции Филиппом IV Красивым.
В то же время во Франции окончен семилетний процесс над орденом тамплиеров. Великий магистр Ордена Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ приговорены к сожжению на костре. Во время казни Великий Магистр проклинает своих губителей — короля Филиппа, папу римского Климента V и хранителя королевской печати Гийома де Ногаре, а также весь их род до тринадцатого колена.
Во время своего визита во Францию королева Изабелла разоблачает своих невесток перед королём. Вина жён Людовика и Карла, Маргариты и Бланки Бургундских, очевидна, и обеих приговаривают к пожизненному заключению в крепости Шато-Гайар, предварительно обязав присутствовать при казни своих любовников, братьев д’Онэ. Жену Филиппа, среднего сына короля, Жанну Бургундскую, приговаривают к ссылке, так как её вина не доказана, однако, скорее всего, она знала о прегрешениях Маргариты и Бланки и при этом выступала в роли сводницы.
Последующие события невольно заставляют вспомнить проклятие Великого Магистра. Сначала умирает папа Климент, затем Гийом де Ногарэ (он отравился испарениями от отравленной свечи, которую ему подсунул бывший рыцарь-тамплиер Эврар). А потом на охоте в возрасте сорока шести лет умирает пышущий здоровьем король Филипп.
Похоже, что проклятие Великого Магистра начинает сбываться…
Узница Шато-Гайара
После неожиданной смерти своего отца Филиппа IV Людовик X Сварливый становится королём Франции. Карл Валуа, преследуя свои политико-династические цели, предлагает ему жениться на своей родственнице — Клеменции Венгерской. Заинтересованный предложением дяди, король Людовик X направляет в Неаполь посольство под руководством бывшего камергера своего отца графа Юга Бувилля; при этом в качестве помощника, казначея и переводчика при графе состоит племянник капитана ломбардцев Парижа, банкира Спинелло Толомеи — Гуччо Бальони. Помимо сватовства, на послов возлагается задача поиска и подкупа кардиналов, которые, благодаря закулисным интригам первого министра королевства Ангеррана де Мариньи, до сих пор не договорились об избрании папы на авиньонский престол.
В это время Маргарита и Бланка Бургундские находятся в заключении в очень нелёгких условиях. Однако у Маргариты появляется возможность перейти из тюрьмы в монастырь: Робер Артуа предлагает ей написать признание в том, что её дочь, принцесса Жанна — незаконнорождённая, тогда Людовик бы мог получить развод и повторно вступить в брак, поскольку по законам того времени прелюбодеяние не было достаточным поводом к расторжению брака. Однако она не верит в то, что её действительно освободят, и, подумав, отказывается.
При дворе идёт активная борьба за власть двух кланов — дяди Людовика Карла Валуа и самого влиятельного человека в государстве после короля — первого министра королевства Ангеррана де Мариньи. Когда королева Маргарита соглашается на признание и пишет письмо королю, но оно попадает к Мариньи, и тот его уничтожает. В итоге, когда правда выплывает наружу, Маргарита погибает в Шато-Гайаре от руки Лорме, слуги Робера Артуа. Мариньи-младший, епископ Бовэзский Жан, шантажируемый при помощи компрометирующих документов, полученных от ломбардских банкиров Парижа, чтобы спастись самому, предаёт своего родного брата, и того отправляют на виселицу по обвинению в казнокрадстве, несмотря на то, что незадолго до этого на судебном процессе Ангерран успевает опровергнуть все обвинения в свой адрес перед комиссией, созданной королём.
Король Людовик, ставший теперь вдовцом, наконец официально делает предложение Клеменции Венгерской и направляет в Неаполь свадебное посольство за своей невестой в составе всё того же Юга Бувилля и Гуччо Бальони.
Яд и корона
После кончины короля Филиппа Красивого проходит полгода. Клеменция Венгерская по пути к жениху попадает в бурю, позже случается ещё несколько происшествий, которые она толкует как плохие предзнаменования. Посланный в составе миссии графа Бувилля в Неаполь Гуччо Бальони падает при попытке сойти на берег и попадает в больницу для бедных.
Людовик Сварливый затевает поход во Фландрию, поскольку граф Нэверский дерзко отказался исполнять свой вассальный долг перед королём. Собранное королевское войско, тем не менее, так и не доходит до границ Фландрии и ввиду погодных условий застревает в грязи, а король, найдя благовидный предлог, возвращается обратно и женится на Клеменции.
Жанна Бургундская по просьбе Клеменции получает свободу и снова воссоединяется со своим супругом Филиппом Пуатье. Кастелянша Венсеннского замка Эделина рассказывает Клеменции о своей незаконнорождённой дочери от короля Людовика и о его предполагаемой вине в смерти Маргариты Бургундской. Она объясняется с королём и они мирятся, договорившись о паломничестве к реликвиям Святого Иоанна. Придворный астролог предупреждает короля опасаться яда.
Гуччо Бальони, переселившийся в Нофль, и Мари де Крессэ тайно венчаются, так как её семья не хочет для неё мужа неблагородного происхождения. Когда же семья узнаёт о беременности Мари и их браке, её братья отправляются, чтобы поквитаться с Гуччо, но тому удаётся бежать. Впоследствии его дядя находит способ договориться с родственниками Мари.
В графстве Артуа начинаются беспорядки, искусно провоцируемые Робером Артуа. После того, как обе стороны при рассмотрении дела королём отказались идти на какие-либо компромиссы, Людовик отбирает у Маго графство Артуа «под свою руку», но вскоре погибает, отравившись драже с ядом, который добавила в него Маго. Впервые за всю историю дома Капетингов встаёт вопрос о престолонаследии и о том, кто будет регентом, пока Клеменция не родит ребёнка умершего короля.
Негоже лилиям прясть
Родной брат умершего короля Филипп Пуатье и дядя, Карл Валуа, ведут борьбу за права Регентства. Последний, воспользовавшись отъездом Филиппа Пуатье, убеждает Клеменцию переехать из Венсенского дворца (где умер Людовик X), во дворец Сите, откуда ему легче будет следить за ней и руководить ею.
В Лионе Филипп Пуатье безнадёжно предпринимает попытки собрать кардиналов вместе, чтобы те наконец избрали папу римского. Гуччо Бальони привозит в Лион графу Пуатье весть о смерти Людовика X, чем и спешит воспользоваться граф Пуатье. Во время заупокойной мессы он приказывает заложить кирпичом все входы и выходы из монастыря доминиканцев, оставив кардиналов внутри. Таким образом, обманутые и истощенные кардиналы, спустя 40 дней вынуждены были выбрать папой римским прикинувшегося умирающим Жака Дюэза.
Филипп Пуатье возвращается в Париж. Во время его остановки в замке Фонтенбло туда приезжают Карл Валуа и Карл де ла Марш, чтобы задержать Филиппа в замке и выдвинуть на пост регента Карла Валуа. Граф Пуатье ночью покидает Фонтенбло и с верными людьми без боя занимает замок Сите. Людовик д’Эврё выдвигает кандидатуру графа Пуатье на пост регента. На ассамблее при поддержке последнего живого потомка Людовика Святого, Роберта Клермонтского, Филипп Пуатье в обход Карла Валуа становится регентом. Там же утверждается древний салический закон.
Робер д’Артуа надеется с помощью захваченной им колдуньи, продавшей яд графине Маго для отравы короля Людовика X, воздействовать на Филиппа Пуатье и получить назад своё графство. Но регент вынуждает его подписать условия позорного для Артуа мирного договора и сажает в тюрьму.
Мари де Крессе, возлюбленная Гуччо Бальони, отправлена в монастырь, где за несколько дней до появления на свет короля Иоанна рожает сына. По настоянию мадам Бувилль, Мари становится кормилицей новорождённого короля. Опасаясь за жизнь короля-младенца, Юг Бувилль убеждает Мари на время поменять своего ребёнка с ребёнком королевы. На церемонии представления короля-младенца графиня Маго слегка дотрагивается отравленным платком губ ребёнка, из-за чего тот моментально умирает. Юг де Бувилль из-за страха перед графиней д’Артуа и её людьми решает промолчать о настоящем положении дел. Мари де Крессе заставляют взять ребёнка королевы с собой, и растить его как своего сына, хранить тайну до самой смерти и отказаться от встреч с Гуччо. Королеве Клеменции, оправившейся от родильной горячки, сообщают о смерти её ребёнка, отчего она впадает в безумие.
Филипп Пуатье коронуется в Реймсе.
Экранизации
Эпопея экранизирована дважды — в 1972[1] и 2005[2] годах. По поводу мини-сериала 2005 года см. Проклятые короли (мини-сериал, 2005)
Примечания
- Официальный веб-сайт минисериала по мотивам книг (фр.)
dic.academic.ru
Исторический цикл Мориса Дрюона «Проклятые короли» . goldenlib.ru
Исторический роман – для талантливого автора предприятие заведомо выигрышное. Исторические события представляют собой удобный костяк сюжета, в который нужно встроить лишь недостающих персонажей (а этих персонажей, чтоб совсем не запутаться, можно попросту выдумать самому). Сам канон исторического романа не предусматривает для читателя скуки. Можно по желанию добавить немного своих мыслей и вуаля!
Но, как ни странно, далеко не каждому автору удаётся соблюсти правильную рецептуру и не уйти в слишком дотошное пересказывание истории (как а Артуро Перес-Реверте в «Учителе фехтования») или наоборот в легкомысленные приключения (как это бывает почти во всех книгах всех Дюма).
А вот Морису Дрюону удалось соединить все необходимые ингредиенты и если романы Дюма, при всём к ним уважении, остались (за редким исключением) в «топах» прошлого века, то романы Дрюона держат планку читательской популярности на высоте уже много лет подряд.
Об авторе
Морис Дрюон (1918-2009 гг.) – выдающийся французский писатель и политик, лауреат престижнейшей французской Гонкуровской премии и, наконец, министр культуры Франции.
А ведь его предки разметались между Россией и Аргентиной… В годы Второй мировой войны участвовал в движении Сопротивления, и является соавтором его гимна. Наиболее известен цикло остросюжетных исторических романов, озаглавленных «Проклятые короли», в который входят такие книги как:
«Железный король»
Книга начинается с истории уничтожения известного христианского Ордена тамплиеров и сожжения на костре его верховного правителя Жака де Моле, который проклинает французского короля Филиппа, папу Климента Пятого и Гийома де Ногаре и их потомков на тринадцать (счастливая цифра, не так ли?) поколений.
Первым принимает удар король Филипп, чьи невестки обвиняются в прелюбодеянии и заточаются в крепости Шато-Гайяр и монастыри. Однако более радикально сбывается пророчество для Климента и Ногаре – они умирают. Значит ли это, что Филипп следующий?
«Узница Шато-Гайяра»
Эта история рассказывает о правлении Людовика Х Сварливого и о соперничестве и подковёрной борьбе клана Карла Валуа (родного дяди короля) с кланом, возглавляемым первым министром Ангерраном де Мариньи. Интересы кланов и короля сходятся в камере крепости Шато-Грийяр, где заточена супруга Людовика Маргарита.
«Яд и корона»
Избавившийся от преграды в виде своей жены Маргариты Людовик ждёт отправившуюся к нему в Париж из Неаполя, засватанную Клеменцию Венгерскую. Королевская свадьба, не может отвлечь Людовика от намеченной кампании вторжения во Фландрию, но не война может сгубить монарха, а отобранное не у того человека графство…
«Негоже лилиям прясть»
После смерти Людовика подковёрная борьба между его дядей Карлом Валуа и братом Филиппом выходит на поверхность. Интригами пытаясь перетянуть на свою сторону вдову короля Клеменцию, а то и попросту запугать или убить соперника, они пускают в ход всю изобретательность, чтобы занять место короля-регента.
«Французская Волчица»
Действие романа происходит в Англии, где находится дочь короля Филиппа Красивого Изабелла. Изабелла под влиянием безумной любви решается устроить переворот и вместо своего мужа Эдуарда Второго, посадить на престол сына, Эдуарда Третьего. Жестокость впитанная ею как губкой, вернётся сполна всем, кто этого заслуживает и даже тем, кто нет…
Ну а финал истории мы предлагаем узнать читателю, которого нам, надеемся, удалось заинтересовать.
goldenlib.ru
Морис Дрюон «Проклятые короли»
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
kamino, 5 февраля 2015 г.
Помню, летом между пятым и шестым классом, случайно попалась мне первая, вторая и пятая книги цикла, школьная программа литературы на следующий класс была прочитана, и я взялся за них. Скажу сразу, книжки эти были не для детей, тогда они мне запомнились как немыслимо кровавые, с подробным описанием казней, невыносимо жестокостью судьбы по отношению к персонажам, особенно к отношениям Гуччо и Мари, это было жестче Ромео и Джульеты. И лишь спустя лет десять я вспомнил об этом цикле и решил его перечитать восполняя пробелы третьей, четвертой и шестой книгами.
Что я могу сказать теперь? Они оказались не такими кровавыми как мне запомнились, но во всем остальном — да. И в первую очередь эти книги запоминаются сценами смерти.
Вообще Морис Дрюон — это герольд смерти. Он реальное воплощение «голоса, тех кого нет». Он в роли Великого уравнителя, на протяжении шести книг, собирает жертвы, а потом забирает их убийц. Мы видим последние минуты великих людей их собственными глазами, и страшно представить сколько раз «умирал» сам Дрюон когда писал все это. Тень смерти нависает над каждым и в этой гнетущей темноте они вспоминают всю свою жизнь. Все чего достигли и что не смогли сделать, они вспоминают близких друзей или врагов, которые были еще ближе, их надежды на будущее рушатся и лишь проклятье срывается с обожженных губ, и лишь сожаление мелькает в последнем взгляде.
«Смотрите, вот король Франции, ваш верховный суверен, самый несчастный человек во всем своем королевстве, ибо не найдется ни одного среди вас, с которым я не поменялся бы своей участью. Смотрите, дети мои, на своего государя и обращайтесь всем сердцем к богу дабы уразумели вы, что все смертные лишь игрушки в его руках»
Но жизнь продолжается, и кто-то радуется смерти ушедшего, не подозревая, что он следующий, и в этом «величайшая ирония» — поступки должные возвеличить тебя, приводят к неминуемому финалу, на который ты совсем не рассчитывал. И каждый виток судьбы идет путем проклятья, и рушит столпы возведенные Железным королем, и губит династию, и впереди лишь реки крови Столетней воны, которая породит уже своих героев.
Никогда смерть не была такой величественной, как в «Проклятых королях».
Raven_Feather, 29 сентября 2015 г.
Казалась бы, сухая, на страницах школьных учебников, под пером Дрюона история расцветает, наполняется цветом, доказывая, что реальность может быть куда интересней чем любая выдумка. Думаю, освещай писатели так другие исторические события, глядишь и люди знали бы историю не в пример лучше, потому что от чтения этого цикла оторваться невозможно, а прочитанное прочно укрепляется в памяти. Отдельного моего восхищения достойна последняя книга, целиком написанная в виде монолога кардинала Эли де Талейрана. Представляю, насколько сложной это было задачей. Впрочем, стиль Мориса Дрюона был великолепен на протяжении всего цикла, и последняя книга выглядит этакой вишенкой на торте, во всех смыслах: и в плане литературного мастерства автора, и в плане подведения логической черты под событиями цикла.
Отдельно хотелось бы отметить бережное отношения автора к историческим персонажам, и даже сопереживание им: написав о смерти своего любимого героя, Робера Артуа, Дрюон хотел оставить написание цикла и последняя книга увидела свет лишь спустя семнадцать лет после этого.
Примечательно, что сам Джордж Мартин отзывался об этом цикле как о «оригинальной Игре Престолов», рассказывая, что является горячим поклонником Мориса Дрюона и «Проклятых королей», которые стали одним из главных источников его вдохновения при создании знаменитого цикла романов «Песнь льда и огня».
ужик, 13 октября 2015 г.
Скажу кратко, для меня цикл «Проклятые короли» Мориса Дрюона является эталоном исторического романа. Этому, на мой взгляд, способствует удачно выбранный исторический период, великолепный язык книг и особенно способность автора описывать события так, будто но сам был их свидетелем.
На мой взгляд, автор очень удачно выбрал тему. Речь идет о событиях, которые в общих чертах известны любому школьнику ( а еще — спасибо Дэну Брауну, без «Кода да Винчи» — ну никак!), а с другой — незаслуженно забытых и неосвещенных подробно в учебниках истории. Первый роман цикла начинается с расправы, учиненной над орденом Тамплиеров, инициированной французским королем Филиппом Красивым и Папой. Якобы, магистр Тамплиеров проклял своих палачей до 13 колена. Но это — всего лишь легенда, предисловие, а история повествует о реальных невзгодах и злоключениях правителей Франции, погрязших во грехе, интригах, борьбе за власть, соперничестве и жадности, рассказывает о сильных эмоциях и непростых характерах, о борьбе за выживание и гонку за властью.
Очень атмосферное и многогранное произведение. Великолепный цикл исторических романов!
Gytha Ogg, 24 сентября 2017 г.
«Проклятые короли» – пример эталонного исторического романа. Дрюон, работая над своим произведением, удивительно глубоко изучил историю Европы и, обладая тонким чувством слова, удивительно доходчиво изложил её в виде своих книг.
Дрюон, выступая в роли безымянного рассказчика, максимально абстрагируется от собственных эмоций. На удивление точно он описывает происходящие события со стороны исторических личностей, которым довелось жить в период распада французского величия. Пожалуй, единственные персонажи, отношение к которым Дрюону не удалось скрыть, были Филипп Длинный и Робер Артуа. И если нелюбовь к первому видится читателю лишь из повествования, в котором максимально коротко описано правление этого неплохого короля, то об отношении к Роберу автор заявляет прямо в тексте. Артуа для него любимый персонаж. Но, увы и ах, историческая проза безжалостна к привязанностям писателей. Вот так необычно смерть Робера Артуа стала точкой в истории проклятых которой. И кто в последних книгах вспомнит о проклятии, которое бросил с костра в адрес монархов Франции Жак де Моле? Цикл книг «Проклятые короли» как нельзя лучше демонстрирует, к чему приводит череда бездарностей на троне.
Есть в данном цикле и занятное заключение, исторический очерк, который подводит черту под историей катастроф, обрушившихся на Францию в первой половине четырнадцатого века. И заключение это обличено в целый роман, повествование которого ведётся от имени Перигорского кардинала. Однако и здесь автор показал себя мастером слова. Несмотря на различие в стиле повествования и сюжет, стоящий особняком от цикла, книга отлично вписывается в цикл.
Вывод: читать следует однозначно хотя бы ради ознакомления с историей Европы конца тринадцатого – начала четырнадцатого веков.
Wolfy903, 18 ноября 2016 г.
Отличный цикл, низкий поклон автору за колоссальную работу, которую пришлось ему выполнить при написании. Уж и представить сложно, сколько пришлось перелопатить воспоминаний, биографий, справочников, со сколькими историками проконсультироваться. Весь цикл неразрывно связан между томами, не вижу возможности прочтения одиночных романов — вопросов останется тьма, хотя Дрюон регулярно напоминает и пересказывает какие-то события из более ранних томов. Для любителей экшена, постоянных событий и интриг — самое то, наверное. Мне не хватило описания быта, вооружения, каких-то нюансов нравов, традиций. Еще из минусов и того, что я не люблю (на мой вкус) отметил такой прием, когда персонажу для идентификации выделена одна яркая отличительная черта, которая всегда упоминается и используется по ходу действия. Если персонаж представлен сентиментальным, он будет рыдать каждый раз, по поводу и без. Если у него всегда закрыт один глаз, то в кульминации диалога он будет непременно открываться, чего «никто никогда не видел», но происходит это регулярно)). И такой чертой он наградил бОльшую часть своих героев.
В целом, очень познавательно, увлекательно, цельно. Рекомендую.
Подписаться на отзывы о произведенииfantlab.ru
Морис Дрюон. Проклятые короли
Добавить в избраное
Дата: 20.05.2014 в 01:36
Рубрика : Книги
Метки : Авиньон, Борегард, Джордж Мартин, Дрюон, Жак Молле, Игра Престолов, Изабелла Французская, история Франции, Робер Артуа, Столетняя война, Тамплиеры, Филипп Красивый, Франция, Фруассар, Эдуард III
Комментарии : 4 комментария

Морис Дрюон. Проклятые короли (любое издание)
Нам, людям старого поколения, нет особой нужды восхищаться «Игрой Престолов» и «Песнью Льда и Пламени». Наша «Игра Престолов» называлась «Проклятые короли», нашего Джорджа Мартина звали Морис Дрюон.
Из всех «макулатурных» изданий позднесоветского времени книги Дрюона почему-то были самыми доступными и стояли на полках буквально у всех. В результате «Французскую волчицу» я прочел раньше, чем «Трех мушкетеров» или «Одиссею капитана Блада». Школьники безбоязненно брали эти книги с полки и обменивались томами друг с другом, поскольку родители обычно брали эти книги для антуража и редко заглядывали внутрь…
А внутри чего только не было. Голые груди и сплетенные в страсти тела. Гомосексуализм активный и пассивный, а также кары за него в виде железного прута, пропущенного через рог в анальное отверстие. Смертная казнь через кастрацию, выпускание кишок и отрубание конечностей (т.н. «квалифицированная казнь»). Тайные убийства через удушение, отравление пропитанными ядом перчатками в крещальной купели. Сожжение тамплиеров. Избрание пап. Рыцарские турниры и королевские пиры. И невероятные по сложности и безжалостности интриги — борьба ненавидящих друг друга тетушки и племянника — Маго и Робера Артуа, которая, в конечном счете, разорвет Францию и поставит её на грань гибели в столетней войне. Из адского варева этих шести книг (седьмую, «Когда король губит Францию», в детстве почти никто не дочитывал) московский школьник выходил повидавшим виды, с неплохой подготовкой в области истории Франции, общей политологии, секспросвета и теории заговоров.
О самом авторе в книге почти ничего написано не было и никто толком ничего не знал, кроме того, что это достаточно прогрессивный французский писатель, друг СССР (с французами у нас после Де Голля была дружба). Между тем, Морис Дрюон (1918-2009) — личность неординарная. Как и положено настоящему французу — еврей, чьи предки были родом из Оренбурга. Сын покончившего с собой молодого актера, воспитанный в основном дядей — знаменитым французским журналистом и участником движения Сопротивления Жозефом Кесселем. Вместе с дядей Дрюон написал знаменитую «Песню партизан» — гимн французского Сопротивления, текст которого настолько актуален именно сегодня, что его, пожалуй, следует воспроизвести целиком:
Друг, слышишь ли ты Мрачный полет воронов
Над нашими равнинами? Друг, слышишь ли ты Глухие крики страны,
Которую заковывают цепями?
Эй! Партизаны, Рабочие и крестьяне Это тревога, Этим вечером враг
Узнает цену крови и слез!
Поднимайтесь из шахты, Спускайтесь с холмов, Товарищи! Вытаскивайте из соломы Ружья, снаряды Гранаты! Эй! Бойцы Берите пули, ножи, Убивайте быстрее! Эй! Диверсант! Внимание к твоей ноше
Динамит!
Это мы разбиваем решетки тюрем Для наших братьев, Ненависть нас преследует, И голод нас гонит, Нищета… Есть страны, Где людям в тепле постелей Снятся сны А здесь, видишь, мы Мы идем, мы убиваем,
Помираем мы.
Здесь каждый знает, Чего он хочет, что он делает, Когда проходит… Друг, если ты упадешь, Твой друг из тени выйдет
На твое место.
Завтра черная кровь Высохнет на солнцепеке На дорогах, Свистите друзья В ночи Свобода
Нас слышит.
Понятно, что за таким блестящим началом должна была последовать не менее блестящая история успеха. Так оно и случилось. В 1948 году Дрюон получает Гонкуровскую премию за политический роман «Сильные мира сего». Выходит масса его книг, некоторые из которых, к примеру «Сладострастие бытия», в стыдливых советских изданиях характеризуются как «натуралистические романы». И вот в 1955-60 годах Дрюон буквально взрывает литературный мир шеститомным сериалом «Проклятые короли» — историей распада королевского дома Капетингов от проклятия, наложенного на жадного и жестокого «Железного короля» Филиппа Красивого магистром тамплиеров Жаком Молле, до начала Столетней Войны, едва не закончившейся для Франции крахом.
Основная серия «Проклятых королей» состоит из шести романов:
- «Железный король» (Le Roi de fer) (1955)
- «Узница Шато-Гайара» (La Reine étranglée) (1955)
- «Яд и Корона» (Les Poisons de la Couronne) (1956)
- «Негоже лилиям прясть» (La Loi des mâles) (1957)
- «Французская волчица» (La Louve de France) (1959)
- «Лилия и лев» (Le Lis et le Lion) (1960)
Филипп Красивый, король-администратор и король скряга создал жестокую налогово-бюрократическую систему, а затем затеял вместе со своим ставленником папой Климентом V процесс тамплиеров — главных банкиров средневековья, присвоив себе бОльшую часть их богатств. Это сейчас мы знаем, что фискальные судороги Филиппа были обусловлены начавшимся с середины XIII века общим экономическим кризисом Запада, больнее всего ударившим по передовой Франции. Процесс тамплиеров был своеобразной формой «государственного банкротства». А в конечном счете экономический упадок в сочетании с переизбытком населения закончились в середине XIV века Черной Смертью.
Но биологическому дефолту всей Франции предшествовал биологический дефолт царствующего дома, совпавший с легендарным проклятием магистра. Сперва довольно молодым умирает сам Филипп, оставляя после себя трех сыновей — Людовика X, Филиппа V и Карла IV. Казалось бы, вполне достаточно, чтобы обеспечить род. Однако незадолго до этого семью сотрясает скандал Нельской башни — жены старшего и младшего принцев Маргарита и Бланка Бургундские, родственницы могущественной графини Маго Артуа подозреваются в супружеской измене. Публично казнят пажей к которым они были благосклонны, а затем тайно гибнут обе неверные жены. Но престолонаследию, тем самым, наносится страшный удар, оказавшийся только самым первым.
Центральная линия «Проклятых королей» — титаническая, не знающая ни жалости ни стеснения в выборе средств борьба между молодым графом Робером Артуа и его тетей Маго, отстранившей его от власти над богатейшим графством вопреки законам майората и опиравшаяся на силу своих связей с королевским домом.
Робер проигрывает суды один за другим и готов ввязаться в любую авантюру, встать на сторону любого из врагов Маго, лишь бы получить желанное наследство. А Маго, чтобы защитить приданое своих любимых дочек, идет на любое преступление.
Робер помогает Людовику Х избавиться от жены-изменницы и заключить новый брак, но Маго убивает сначала самого короля, затем его посмертно родившегося наследника Иоанна, взяв его из купели пропитанными ядом перчатками. Так она прокладывает путь к трону своему зятю Филиппу V, но тот так и умирает от очередной чумы, не оставив наследника. Карл IV, которому влияние Маго долго не давало развестись с Бланкой, в итоге делает это, но тоже не успевает обзавестись наследником и умирает. Усилиями Робера на престол восходит Филипп Валуа. Робер торжествует, теперь-то он уж точно вернет графство обратно, однако оказывается, что и у нового короля связи с Маго сильнее.
На самом деле тут был тонкий политический момент, которого Дрюон почему-то не объяснят. Короли отдали графство Артуа Маго, наследнице Бургундии, нарушив право майората в обмен на включение в королевский домен графства Бургундия — части Священной Римской Империи, которое приносила в качестве приданого дочь Маго — Жанна. Вернуть Артуа Роберу — означало бы возвратить Бургундию Маго, расставшись с частью домена — на это, конечно, никто из тогдашних королей не пошел бы. Поэтому Робер, который получает любые почести, кроме графства, начинает подделывать документы, убивает саму Маго и её дочь Жанну, но в итоге оказывается разоблачен и изгнан из страны.
Фруассар называет изгнание Робера Филиппом Валуа величайшей несправедливостью и неблагодарностью, без которой войны не было бы. По его рассказу преследуя Робера даже в землях сопредельных с Францией княжеств — Фландрии -, Филипп фактически сам загнал его в Англию, где тот начал разжигать из мести огонь династической распри. Важную роль и в истории и в цикле Дрюона играет «Французская волчица», дочь Филиппа Красивого Изабелла, жена английского короля-гомосексуалиста Эдуарда II. Вместе со своим любовником лордом Мортимером (начало их связи описано Дрюоном весьма красочно и натуралистично) Изабелла свергает мужа, казнит его любовника Диспенсера, Эдуарда убивают с крайней жестокостью, а вскоре сыну Изабеллы Эдуарду III надоедает опека Мортимера, того тоже казнят, мать ссылают и Эдуард становится молодым амбициозным правителем. Тут-то при его дворе и появляется дорогой кузен Робер, который провоцирует Столетнюю войну весьма эксцентричной и дерзкой выходкой: он дарит королю цаплю — «самую трусливую птицу, которая пристала самому трусливому королю», который не решается провозгласить права на своё наследство. Эдуард III был внуком Филиппа Красивого по женской линии. Филипп Валуа — только его племянникам. Права Эдуарда были отклонены со ссылкой на мужской майорат, якобы действовавший у Капетингов: «Негоже лилиям прясть».
Конечно, деятельность Робера была не единственным фактором, толкнувшим Эдуарда III к войне, но именно Робер был наиболее энергичным из подстрекателей. Робер Артуа весьма успешно участвал в войне на первых этапах, но внезапно погиб от ран в Бретани, где пытался осаждать города Нант и Ванн.
Летом 2013 года в замке Борегар в долине Луары, куда меня привела глава о формах исторической памяти в книге «Время истории» еще одного знаменитого француза — Филиппа Арьеса, я осматривал собранную там галерею портретов 327 исторических деятелей, заказанную в XVII веке владельцем замка Полем Ардье. Тут были и Елизавета I и Тамерлан, и Сулейман Великолепный и Мария Медичи. И вдруг в ряду XIV века передо мной предстал Робер Артуа, скромно забившийся в правый угол — темноватый портрет в самом нижнем ряду. Довольно молодой, безусый и безбородый, совершенно не добродушный толстяк, каким его описывает Дрюон, напротив, это лицо измождено мукой и фанатизмом, вполне уместными при его отчаянной борьбе за свое графство. Представьте себе свои чувства, если бы перед вами внезапно предстал портрет Тириона Ланнистера? Скорее всего, вы бы затерялись ненадолго между реальностями, как затерялся и я, несмотря на то, что был уже подготовлен к встрече с миром Дрюона, побывав в Авиньоне, смотря на портреты упоминаемых у него пап, гуляя по их покоям. Но тем не менее внезапное переживание того, что перед тобой портерт того самого Робера — это весьма специфическое ощущение.
Система персонажей, которых в начале каждой книги Дрюон представляет как действующих лиц, практически героев пьесы, одна из самых сильных сторон «Проклятых королей». Каждый характер очень выразителен, его можно воспринять практически на ощупь, за их судьбами, жизнью и смертями следишь с неподражаемым интересом. Даваемые автором характеристики не только ярки, но и, можно сказать, брюзгливы. Возникает полное ощущение, что он действительно любит и ненавидит своих героев, а потому веришь, что они существуют отдельно от его воображения. Сколько моих сверстников потом чертили генеалогические таблицы французских королей и знати, чтобы разобраться в хитросплетениях родства у Дрюона — мне трудно даже представить. Обращение с историей у писателя, при этом, весьма вольно. Это ни в коем случае не пересказ исторических хроник — напротив, на пороге самой знаменитой из них, грандиозной хроники Фруассара, повествование Дрюона практически замирает, — Дрюон написал к Фруассару своеобразный «приквел».
Отдельно нужно сказать о последней книге цикла — «Когда король губит Францию». Вышедший в 1977 году роман, автор которого к тому моменту успел побывать министром культуры при Помпиду, не имеет никакой сюжетной связи с предыдущими книгами и представляет собой монолог кардинала Перигорского Эли де Талейрана (все совпадения неслучайны), размышляющего в носилках на пути очередной дипломатическом миссии о своей жизни и о бездарном правлении короля Иоанна II Доброго, приступах гнева, казни неугодных рыцарей и поражении при Пуатье, за которым последуют позорный плен короля и парижское восстание Этьена Марселя. Невозможно отделаться от ощущения, что эта книга — злая сатира на современную Дрюону Францию, на посредственность, волей случая оказавшуюся у власти, но, к сожалению, понять большинство намеков нам просто не хватает компетенции, хотя очевидно, что посредственность у власти — это Валери Жискар д Эстен, которому голлисты, включая Дрюона, проиграли в 1974 году. Впрочем, попадись Дрюону на зуб Франсуа Олланд — он бы точно не ушел живым.
Основной текст романа предваряет небольшое и яркое предисловие о роли посредственностей, людей чуждых величия («величие» — ключевой термин в политическом словаре голлизма) во французской истории и периодах упадка. Ряд посредственных королей, едва не сгубивших Францию, заканчивается прозрачным намеком:
Эта череда сменяющих друг друга на троне посредственностей чуть было не уничтожила в средние века государственный строй, исходящий из посылки, что сама природа способна породить в лоно одного и того же семейства держателя верховной власти. Но разве народы чаще выигрывают в лотерее избирательных урн, чем в лотерее хромосом? Толпы, ассамблеи, даже ограниченные группы избирателен ошибаются так же часто, как ошибается природа; Провидение так или иначе скуповато на величие.
Так или иначе, как политическая проза «Когда король губит Францию» стоит еще выше предыдущих шести книг и подтверждает, что Дрюон не напрасно был избран Академиком и, мало того, непременным секретарем Французской Академии. Среди мастеров французской прозы он занимает значительное место — и уж точно Дрюон самый нескучный из французских романистов. Объемистая септалогия прочитывается одним духом.
Мораль Дрюона довольно сомнительна — он ловелас, пантагрэлист, и добродушный, но едкий скептик. Из пап для него лучше всего те, кто любит выпить и поохотиться и больше думает о добром устроении земных дел, а не небесных. Из королей — он временами не скрывает неприязни к «лицемерному» Людовику Святому, хотя и отдает ему должное за установление Правосудия (похожую точку зрения мы потом обнаружим у Жака Ле Гоффа). Но в конечном счете его идеология — это секулярный извод голлизма: превыше всего Великая Франция, Франция как героиня, осуществляющая свою Судьбу. Тот, кто смог сделать вклад в это величие, кто хорошо трудился, тот и хорош, даже если был мерзавцем или к нему была несправедлива история. Тот кто был ничтожен и заботился только о себе, тому от Дрюона не достается ничего кроме презрения.
Как я уже сказал в начале — «Проклятые короли» были «Песнью Льда и Пламени» нашего поколения. В конце раскрою секрет. Произошло это потому, что источником вдохновения Джорджа Мартина были… именно «Проклятые короли».
«В Проклятых королях» есть всё. Поверьте, Старки и Ланнистеры ничто иное как Капеты и Плантагенеты. Это первоначальная «Игра престолов».
Американский фантаст решил создать своё подражание французскому новеллисту. И нельзя не признать, у него это неплохо (хотя и несколько затянуто) получилось. Но оригинала он всё-таки не превзошел.
Цитата:
В трагическую годину История возносит на гребень великих людей; но сами трагедии — дело рук посредственностей.
В начале XI века Франция была наиболее могущественным, самым густонаселенным, самым жизнедеятельным, самым богатым государством во всем христианском мире, и недаром нашествий ее так опасались, прибегали к ее третейскому суду, искали ее покровительства. И уже казалось, что вот-вот для всей Европы настанет французский век.
Как же могло так случиться, что сорок лет спустя эта самая Франция была разгромлена на полях сражений страной, население которой было в пять раз меньше; что знать ее разбилась на враждующие между собой партии; что горожане взбунтовались; что ее народ изнемогал под непосильным бременем налогов; что провинции отпадали одна за другой; что шайки наемников отдавали страну на поток и разграбление; что над властями открыто смеялись; что деньги обесценились, коммерция была парализована и повсюду царила нищета; никто не знал, что принесет ему завтрашний день. Почему же рухнула эта держава? Что так круто повернуло ее судьбу?
Посредственность! Посредственность ее королей, их глупое тщеславие, их легкомыслие в делах государственных, их неумение окружить себя нужными людьми, их беспечность, их высокомерие, их неспособность вынашивать великие замыслы или хотя бы следовать тем, что были выношены до них.
Не свершиться ничему великому в области политической все скоротечно, если не будет людей, чей гений, свойства характера, воля смогут разжечь, сплотить и на править энергию народа.
Все гибнет, когда во главе государства стоят, сменяя друг друга, скудоумные люди. На обломках величия распадается единство.
Франция — это идея, сочетающаяся с Историей, в сущности, идея произвольная, но она с тысячного года усвоена особами царствующего дома и с таким упорным постоянством передается от отца к сыну, что первородство в старшей ветви скоро становится вполне достаточным основанием для законного вступления на престол.
Конечно, немалую роль играла тут и удача, словно бы судьба решила побаловать эту только еще складывавшуюся нацию и послала ей целую династию несокрушимо крепких правителей. От избрания первого Капетинга вплоть до кончины Филиппа Красивого лишь одиннадцать королей в течение трех с четвертью веков сменили друг друга на троне, и каждый оставил после себя потомство мужского пола.
О, конечно, не все эти владыки были орлами. Но почти всегда вслед за бесталанным или неудачливым принцем сразу же вступал на престол, словно была на то милость Небес, государь высокого полета, или же великий министр правил за немощного монарха.
Совсем еще юная Франция чуть не погибла, попав в руки Филиппа I — человека, наделенного мелкими пороками и, как выяснилось впоследствии, неспособного вершить государственные дела. Но вслед за ним появился неутомимый Людовик VI Толстый, которому при вступлении на престол досталась урезанная держава, так как неприятель стоял всего в пяти лье от Парижа, и который оставил ее после своей смерти не только восстановленной в прежних размерах, но и расширил территорию Франции вплоть до самых Пиренеев. Безвольный, взбалмошный Людовик VII ввергает государство в гибельные авантюры затеяв заморский поход; однако аббату Сугерию, правящему именем короля, удалось сохранить единство и жизнеспособность страны.
И наконец, на долю Франции выпадает неслыханная удача, да не одна, а целых три подряд, когда от конца XII века до начала XIV ею правили трое одаренных или даже выдающихся монархов, и каждый восседал на престоле в течение достаточно долгого срока: процарствовали они — один сорок три года, второй сорок один год, третий двадцать девять лет — так, что все их главные замыслы успели претвориться в жизнь. Три короля, отнюдь не схожие меж собой ни по природным данным, ни по своим достоинствам, но все трое на голову, если не больше, выше заурядных королей.
Филипп Август, кузнец Истории, начинает выковывать подлинное единое отечество, присоединив к французской короне близлежащие и даже лежащие не слишком близко земли. Людовик Святой, вдохновенный поборник веры, опираясь на королевское правосудие, устанавливает единое законодательство. Филипп Красивый, великий правитель Франции, опираясь на королевскую администрацию, создает единое государство. Каждый из этой троицы меньше всего думал о том, чтобы угождать кому бы то ни было; прежде всего они стремились действовать, и действовать с наибольшей пользой для страны. Каждому выпало на долю испить полной чашей горькое пойло непопулярности. Но после их кончины их оплакивали куда больше, чем ненавидели, высмеивали или чернили при жизни. И главное — то, к чему они стремились, продолжало существовать.
Отечество, правосудие, государство — основа основ нации. Под эгидой этих троих зачинателей идеи королевства Французского страна вышла из полосы неопределенности. И тогда, осознав себя самое, Франция утвердилась в западном мире как неоспоримая, а в скором времени и главенствующая реальность.
Двадцать два миллиона жителей, надежно охраняемые рубежи, легко созываемое воинство, присмиревшие феодалы, строго контролируемые административные районы, безопасные дороги, оживленная торговля. Какая другая христианская страна могла теперь сравниться с Францией и какая из христианских стран не поглядывала на нее с завистью? Конечно, народ роптал под слишком тяжелой государевой десницей, но он возропщет еще сильнее, когда из-под твердой десницы попадет в слишком вялые или слишком сумасбродные руки.
После кончины Филиппа Красивого вдруг все разом расползлось. Длительная полоса удач в наследовании трона пресеклась.
Все трое сыновей Железного Короля по очереди сменялись на престоле, не оставляя после себя потомства мужского пола. В предыдущих книгах мы уже рассказывали о многочисленных драмах при королевском дворе Франции, разыгрывавшихся вокруг короны, перепродававшейся на аукционе тщеславных притязании.
На протяжении четырнадцати лет четыре короля сходят в могилу; было от чего встать в тупик. Франция не привыкла так часто устремляться в Реймс. Словно молнией сразило ствол капетингского древа. И мало кого утешило то, что корона перешла к ветви Валуа, ветви, но существу, суетливой. Легкомысленные хвастуны, непомерные тщеславны, все в показном, и ничего внутри, отпрыски ветви Валуа, всходившие на престол, были уверены, что им стоит улыбнуться, чтобы осчастливить все королевство.
Их предшественники отождествляли себя с Францией. А вот эти отождествляли Францию с тем представлением, каковое составили сами себе о собственной персоне. После проклятия, принесшего непрерывную череду смертей, — проклятие посредственности.
Первый Валуа — Филипп VI, прозванный «королем-подкидышем», короче говоря, просто выскочка, — за десять лет так и не сумел утвердить свою власть, потому что к концу этого десятилетия его кузен Эдуард III Английский завел династические распри: он предъявил свои права на престол Франции, и это позволило ему поддерживать и во Фландрии, и в Бретани, и в Сэнтонже, и в Аквитании все те города и всех тех сеньоров, что были недовольны новым государем. Будь на французском престоле монарх порешительнее, англичанин наверняка так и не осмелился бы на этот шаг.
Филипп Валуа не только не сумел предотвратить грозящей стране опасности
— куда там, флот его погиб у Слюйса по вине назначенного им лично адмирала, без сомнения назначенного лишь потому, что адмирал ровно ничего не смыслил ни в морских делах, ни в морских сражениях; а сам король в вечер битвы при Креси бредет по полю боя, преспокойно предоставив своей кавалерии крушить свою же собственную пехоту.
Когда Филипп Красивый облагал народ новым налогом, что вменялось ему в вину, то делал он это, желая укрепить обороноспособность Франции. Когда Филипп Валуа потребовал ввести еще более тяжелые подати то лишь для того, чтобы оплатить свои поражения.
За последние пять лет его правления курс чеканной монеты будет падать сто шестьдесят раз; серебро потеряет три четверти своей стоимости. Тщетно старались установить твердые цены на продукты питания, они достигли головокружительных размеров. Глухо роптали города, страждущие от никогда раньше не виданной инфляции.
Когда беда раскинет свои крыла над какой-нибудь страной, все смешивается и природные катастрофы сопрягаются с людскими ошибками.
Чума, великая чума, пришедшая из глубины Азии, обрушила свой бич на Францию злее, чем на все прочие государства Европы. Городские улицы превратились в мертвецкие предместья — в бойню. Здесь унесло четвертую часть жителей, там — третью. Целые селения опустели, и остались от них среди необработанных полей лишь хижины, брошенные на произвол судьбы.
У Филиппа Валуа был сын, но его, увы, пощадила чума.
Францию отделяли еще только две-три ступени от полного упадка и разорения, но с помощью Иоанна II, по недоразумению прозванного Добрым, эти ступени будут пройдены.
Эта череда сменяющих друг друга на троне посредственностей чуть было не уничтожила в средние века государственный строй, исходящий из посылки, что сама природа способна породить в лоно одного и того же семейства держателя верховной власти. Но разве народы чаще выигрывают в лотерее избирательных урн, чем в лотерее хромосом? Толпы, ассамблеи, даже ограниченные группы избирателен ошибаются так же часто, как ошибается природа; Провидение так или иначе скуповато на величие.
Метки: Авиньон, Борегард, Джордж Мартин, Дрюон, Жак Молле, Игра Престолов, Изабелла Французская, история Франции, Робер Артуа, Столетняя война, Тамплиеры, Филипп Красивый, Франция, Фруассар, Эдуард III
Поделиться:
100knig.com