Намерение замысел создателя речи имеющей целью развить перед получателем
Основные понятия риторики — пафос, этос, логос
ХХ век ввел в науку понятие «текст».
В середине века оказалось очевидным, что люди, общаясь друг с другом, говорят не предложениями, а текстами.
Тогда же произошло возвращение или возрождение риторики как науки. Именно потому, что риторика издавна имела дело с текстами, учила их создавать.По-новому ученые взглянули на проблемы стилистики.
Стилистика и риторика, как мы уже говорили, имеют дело с речью, а речь строится по текстовым законам. Изучая риторику и стилистику, мы будем учиться создавать тексты.
Что такое текст — определение и признаки
«Текст — это завершенное сообщение, имеющее свое содержание и построенное оп определенной модели (схеме) того или иного жанра».
История и понятие «текста»
В этом определении говорится о том, что текст создается с определенным коммуникативным намерением, он должен быть сообщением (даже текст дневника — это текст-сообщение самому себе или , быть может, потомкам). Текст должен быть обязательно завершен, т.е. иметь начало и конец. Содержание и форма текста диктуются тем жанром, в котором они создаются ( например, школьное сочинение или коммерческое резюме, доклад или бытовой разговор). Текст обладает множеством признаков.
Основные признаки текста
Это — целеустановка, информативность, целостность, завершенность, связность, композиционная оформленность.
Целеустановка
Основные признаки текста
Каждый текст имеет своего автора, создается им. При создании текста автор руководствуется какой-либо осознанной или неосознанной целью. Текст пишется не просто так, а целенаправленно. Например, когда вы пишете сочинение в школе, вполне возможно, вы преследуется разные цели:
1) наиболее полно раскрыть тему или решить все задачи, или
2) получить хорошую оценку, чтобы не ругали родители, или
3) отделаться от учителя, чтобы не получить двойку. (Попробуйте в следующий раз перед сочинением или контрольной определить для себя, зачем, с какой целью вы создаете текста. Может получиться очень неожиданный для вас результат!)
В зависимости от целеустановки получается тот или иной текст. Хорошо осознанная цель помогает создать наиболее удачный для данной ситуации текст.
Пафос как понятие риторики
С понятием целеустановки связано одно из ведущих понятий риторики — это пафос.
Пафос как понятие риторики
Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему
При создании текста автор учитывает и то, для кого текст пишется или произносится, т.е. учитывается адресат текста.
Этос в риторике
С понятием адресата связано еще одно из ведущих понятий риторики — этос.
Этос как понятие риторики
Этос — это те условия, которые получатель речи (адресат) предлагает ее создателю.
В зависимости от адресата один и тот же текст может быть воспринят или оценен по-разному. Очень часто абитуриенты не понимают, почему их школьные сочинения оценивали отлично или хорошо, а сочинение на вступительных экзаменах практически за ту же работу можно получить «три» или даже «два».
Адресат разный и восприятие разное. (Будете поступать в институт, помните об этом!).
В зависимости от адресата и целеустановки автор строит свою речь, выбирая те или иные языковые средства.
Понятие логоса
Языковое воплощение речи связано с понятием логос.
Понятие логоса в риторике
Логос — словесные средства , которые использует автор в данной ситуации при реализации замысла речи.
Создавая текст, автор учитывает взаимосвязь этоса, пафоса, логоса. В той или иной степени уже в античности говорили об этом.
Мы подготовили рисованную презентацию по этой теме
Так Аристотель, выделяя виды речей (совещательную, судебную и торжественную), говорит о том, что каждая из них имеет свою цель:
- в совещательной речи оратор одобряет или отклоняет те или иные мнения или решения, цель ее — оказать влияние на аудиторию,
- в судебной речи цель оратора — обвинение или защита,
- в торжественной — прославление или осуждение,
а также свою аудиторию — народное собрание, суд или торжество.
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь
velikayakultura.ru
Онлайн-тесты на oltest.ru: Ораторское искусство - все вопросы (6/9)
1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-125 76. Палеонография включает в себя: • письма, документы, сочинения
77. Пафос — это:
• намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему78. Пафос в теории речевых коммуникаций — это:
• допустимое для каждого вида речи намерение произвести определенный эффект79. Первый учебник риторики на русском языке был написан:
• М.В. Ломоносовым80. Переживание чувства должного и чувства удовлетворения от исполненного замысла составляет эмоцию:
• этическую81. Переход к действиям — характерная черта:
• устного диалога, писем, обмена документами, информатики82. Перформатив — это:
• слово и выражение, которое будучи произнесенным в реальной речевой ситуации, само по себе является поступком 83. Печатная речь состоит из литературы: • художественной, научной, журнальной84. Письменная речь состоит из:
• палеографии, эпиграфики, сфрагистики и нумизматики85. Под композицией в риторике понимается:
• расположение аргументов86. Позиция оратора-агитатора состоит в том, чтобы:
• слиться с толпой или ее частью87. Показательная речь характеризуется тем, что:
• подводит к намерениям, но не формирует конкретного намерения88. Полная индукция — это:
• использование фактов для выводов, исчерпывающих интересующее вас явление89. Понятия «общая риторика» и «частная риторика» возникли в:
• XIX веке90. Правила вежливости в беседе означают:
• отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-125oltest.ru
Риторика | Библиотека студента - Учебники (страница: 8)
Библиотека студента
По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять умеренность в еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.
Эти требования особенно важны в ораторике, когда оратор выступает перед аудиторией впервые и только один раз. Слушатели его еще не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.
В гомилетической речи эти общие требования к оратору ослабляются. В гомилетике слушатели и оратор уже объединятся в один коллектив, поэтому аудитория обращает внимание на содержание речи и мастерство, с каким его произносит оратор. Гомилетическая речь требует, чтобы оратор умел представлять характер своей профессии, показывать манеры, типичные для своей профессии, особенно манеру речи-мысли.
Оратор решительно отличается от актера: актер сегодня может быть принцем, а завтра шутом. Оратор всегда должен быть самим собой. Он должен быть представителем определенной идеи, которую отстаивает всей жизнью. По образу оратора судят о содержании речи.
Принцип подчиненности ораторского образа профессиональной или политической идее - необходимая часть смысла речи. Никто не станет слушать лектора, если он лицемерит, т.е. сам не верит в идею своей речи. Для аудитории личность говорящего является ключом к содержанию речи.
По определенному виду речевой деятельности мы различаем индивидуальное разнообразие людей. Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный тип личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, интеллектом и образованностью. Все это развивается в человеке с умением слушать, понимать и говорить.
Женщина и мужчина должны строить свои образы несколько по-разному. Мужчина может себе позволить большее своеобразие во внешнем облике. Женщина - нет. Требования, которые предъявляет к ней аудитория, таковы, что женщина-оратор будет несколько скрывать свои личные эмоции и высказываться обобщенно. Поэтому от женщины обычно ожидают внешности, в которой скрыты характерные черты индивидуальности. Они присутствуют, но даны как будто намеком. Разработка образа женщины-оратора сложна тем, что небольшими штрихами в костюме, голосе, жестикуляции можно подчеркнуть свое своеобразие, выделить природные и индивидуальные качества своей личности.
Образ оратора не складывается стихийно. Он - результат достаточно большой работы над собой независимо от меры ораторского таланта, отпущенного человеку природой.
Для создания ораторского образа необходима богатая практика. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия сильно изменяет не только нервную конституцию говорящего, но и его внешность, формирует разные типы личности.
2.2. Этос, пафос, логос
Термины этос, пафос, логос - основные для риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает его создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи и этим определяется часть содержания речи, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.
Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.
Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной, конкретной речи при реализации ее замысла. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, которые были бы доступны получателю речи.
Таким образом, этос создает условия для речи, пафос - источник создания смысла речи, а логос - словесное воплощение пафоса на условиях этоса.
Проиллюстрируем это на примерах. Франциск Ассизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло.
Вот пример чистого пафоса. Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы - существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.
Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: «Таскать вам - не перетаскать» и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.
Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это - этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на Ученом совете Киевского университета можно выступать по-украински, и по-русски, на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.
Три основные категории риторики - этос, пафос, логос - находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.
2009-05-16 01:04:01 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |
www.studd.ru
Семиотическая модель ч. Морриса
Знак (=знаконоситель)
Интерпретанта Сигнификат
Интерпретатор Денотат
Схема 1. Семиотическая модель Ч. Морриса
В схеме И.П. Сусова [Сусов 1990: 131] интерпретанте противопоставляется коммуникативное намерение (интенция) говорящего. Интенция говорящего и интерпретанты слушающего выступают в данном случае как прагматические составляющие плана содержания текста, его прагматические значения. Термин прагматика употребляется в качестве синонима по отношению к терминам интенция и интерпретанта.
Современная риторика пользуется идеей троичного различения структуры речевого действия, восходящей к практике античной диалектики с ее терминами этос, пафос, логос. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Пафосом называют намерение, замысел создателя речи, имеющее целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос общения в теории речевого воздействия – достижение эффекта, установление новых, эмоциональных, когнитивных и поведенческих изменений у получателя речи. Предметом риторики является логос – словесное воплощение пафоса в условиях этоса [см.: Рождественский 1997].
Отмечая многомерность речемыслительного пространства дискурса и используя разработку понятийного аппарата семиотики применительно к лингвистике, П.В. Зернецкий распространяет описание языкового знака на его функционирование в условиях реальной коммуникации. К таким характеристикам языкового знака автор относит, прежде всего, аспекты описания отношений, в которые он вступает с объектами речевой / неречевой деятельности: сигматический, семантический, прагматический, синтаксический. При этом под сигматическим аспектом понимается связь между языковым знаком и отражаемыми в нем объектом / объектами окружающего мира, под семантическим – связь языкового знака со своим значением; под прагматическим – создание и использование языкового знака людьми, под синтаксическим – связь языкового знака с другими себе подобными. «Семантическая координата дискурса описывает область содержательной интерпретации знака и его мыслительного эквивалента (значения) и несущего в себе совокупность знаний о мире через установленную в социуме систему понятий, категорий и т.п. о нем» [Зернецкий 1990: 61].
Поскольку каждый из участников коммуникации имеет свой жизненный опыт, обладает своим знанием мира, одна и та же жизненная ситуация может быть воспринята и оценена по-разному. Роль слушателя, его значение в коммуникативном взаимодействии не такая уж пассивная, как это кажется на первый взгляд. Адресат не становится действующим лицом по ходу коммуникативного акта, он является таковым уже на момент начала взаимодействия. Как правило, опытный коммуникант готовится к речевому общению задолго до его инициации, учитывая факторы адресата. «Адресант моделирует концепцию (прото)типического адресата исходя из собственной картины мира посредством соотнесения опытного знания и прогностической оценки» [Казыдуб 2006: 244].Таким образом, воздействие адресата на речевую ситуацию начинается вообще за его пределами. Категории адресата, адресанта и интенциональности определяют область взаимодействия, в которой происходит пересечение картин мира коммуникантов.
Смысл, вкладываемый адресантом в продуцируемый дискурс, динамичен и существует в ситуации, в которой неизменно проявляются говорящий и слушающий. Смысл на уровне дискурса можно назвать генеральным. Он формируется из окказиональных смыслов отдельных высказываний и обладает относительной инвариантностью. Вариативность смыслов высказывания и дискурса проявляется в наличии у них интерпретативного компонента (интерпретанты). Присутствие интерпретанты обусловлено спектром личностных характеристик субъекта, осуществляющего интерпретацию. «Для говорящего глобальный смысл представляет собой целостный объем информации, генерируемый им в ходе коммуникативного процесса, предназначенный для передачи слушающему» [Алимурадов 2006: 4]. Значения и окказиональные смыслы отдельных высказываний, проявляющиеся в продуцируемом говорящим дискурсе, репрезентируют и формируют глобальный смысл этого дискурса. При этом, вероятно, следует различать речевые смыслы отдельных высказываний и некоторое «результирующее» семантическое образование – концепцию (данного фрагмента мира), ради которого и осуществляется речевое взаимодействие. Если использовать понятие «схема» в структурировании информации, то можно сказать, что «общее значение дискурса не может приравниваться к сумме значений пропозиций, входящих в состав репрезентации, которая строится на его основе» [Сонин 2002: 146], поскольку схема представляет собой третий уровень структурирования информации вслед за концептами (минимальными единицами) и пропозициями (комбинациями последних).Для реципиента передаваемый ему глобальный смысл неизвестен. Задача слушающего состоит в воссоздании доносимого до него целостного информационного сообщения таким образом, чтобы переданный и проинтерпретированный глобальный смыслы были максимально тождественны, по крайней мере, близки.
Итак, прагматическими составляющими, опосредующими процесс общения, в данной работе признаются интенциональный фактор как доминирующий у говорящего, фактор восприятия, или интерпретация у слушающего. Триадность модели включает также фактор оценки и ответной ментальной и / или практической реакции (см. схему 2).
Схема 2
studfiles.net