Марвел кто придумал


История Marvel (Марвел) – интересные факты из истории комиксов Марвел, этапы создания компании

Конкуренция – двигатель любого развития, и история Marvel являет собой лучшую иллюстрацию этого принципа. Сегодня это одно из двух (наряду с DC Comics) крупнейших издательств, которые олицетворяют собой современную комикс-культуру и сопутствующую ей индустрию. Однако так было не всегда, путь на вершину издательского бизнеса оказался тяжелым, сопряженным с многими трудностями и много раз угрожавший корпорации разорением. Но обо всем по порядку – тем более, что история компании Marvel по увлекательности даст сто очков вперед иным комиксам.

Timely Comics: война, патриотизм и Капитан Америка

История «Марвел» началась в 1939 году, когда издатель Мартин Гудмен решил объединить группу своих дочерних компаний под названием Timely Comics. Основным продуктом его издательской компании на тот момент были pulp-журналы – ориентированная на массового читателя бульварная литература, многочисленные однодневные детективы, ужасы, мистика, приключения, фантастика и друга беллетристика. В тот момент рынок комиксов переживал стремительный взлет по причине публикации первых выпусков о Супермене и других героях будущих DC Comics. Предприимчивый Гудмен решил освоить и эту нишу, создав компанию Timely Comics и назначив ее главным редактором Джо Саймон.

Под началом Саймона авторы Карл Бургос и Билл Эверетт создали первый комикс Marvel Comics#1 – историю противостояния супергероев-мутантов Человека-Факела и Немора-Подводника. На волне всеобщего увлечения супергеройской тематикой этот выпуск настолько быстро сметали с лотков магазинов, что у Timely Comics не хватало собственных средств для печати копий, в результате чего Гудмену пришлось пользоваться услугами сторонней компании для удовлетворения взрывного спроса. Так началась история комиксов Marvel.

Человек-Факел и Немор-Подводник

Тем временем в мире назревала война. В 1939 году Гитлер уже перестал сдерживать свои амбиции, напав на Польшу. Германия, Италия и Япония организовали единый политический блок. США в то время еще не были втянуты в войну, но даже у самых недальновидных политиков и простых жителей было ощущение надвигающейся катастрофы. Образы европейских диктаторов и японских милитаристов были уже готовыми хрестоматийными злодеями, обладающими всемогуществом, силой, непомерной жаждой всеобщей власти. Осталось только найти против них своего героя.

Капитан Америка стал ответом писателя Джо Саймона и художника Джека Кирби на сформировавшиеся угрозы демократической Америке и всему миру. Этот персонаж впервые появился в комиксе Captain America Comics #1 (март 1941) и был целенаправленно созданным патриотическим персонажем. Хотя до нападения на Перл-Харбор было еще несколько месяцев, было очевидно, что США придется вступить в войну, и идеологическая подготовка населения на борьбу начала проводиться заранее.

Сказать, что Капитан Америка был патриотичным персонажем – это не сказать ничего. По потенциалу воздействия он мог легко соперничать с лучшими образцами коммунистической или нацистской пропаганды. Одетый в звездно-полосатую форму, вооруженный щитом в цвета американского флага, получивший суперсилу благодаря новейшей сыворотке, он был целиком и полностью собственностью Правительства США. Эта концепция весьма соответствовала требованиям военного времени. Не имеет значения, кем был персонаж в обычной жизни, его личность, характер, физическая форма не имели никакого значения – теперь он Капитан Америка, оружие страны в борьбе с агрессией. Именно так можно было мобилизовать население на трудности, отринуть свои интересы в угоду государственным.

Капитан Америка наносит удар Гитлеру

Не удивительно, что Капитан Америка стал самым популярным персонажем того времени. Комиксы с его приключениями массово отправлялись на фронт и в другие страны. Массово – это миллионы экземпляров. Комиксы про Капитана Америку читали все, от детей в тылу до солдат на фронте. В них он вместе с другими супергероями крушит нацистов, японцев, итальянцев, убеждая миллионы своих сограждан в том, что добро и свобода обязательно победят. Это был успех, затмивший в то время даже популярность Супермена. Так сформировалась тройка главных супергероев будущей компании Марвел. Этот период также отмечен приходом в компанию Стена Ли и Джека Керби, создавшими большую часть каноничных героев Marvel в частности и комиксов вообще.

В 1944 году происходит и первый выход Капитана Америка на телевизионные экраны. Правда, персонаж сериала имел мало общего с оригинальным супергероем — только костюм, сама же концепция была полностью изменена. Тем не менее, на волне популярности комикса, телевизионный фильм также пользовался большим спросом у зрителей.

Atlas Comics: герои уходят на пенсию

Но после победы над Германией и Японией издательство ждало жестокое разочарование. Уставшие от боевых действий, измотанные войной люди резко охладели к комиксам. Насмотревшись и натерпевшись реального зла, читатели более не воспринимали всерьез книжных злодеев, а за ними и супергероев. В индустрии комиксов наступил период упадка. Продажи журналов про Капитана Америку, Человека-Факела и Немора – самых топовых супергероев Timely Comics – практически не приносили прибыль.

Бизнес нужно было держать на плаву, и Мартин Гудмен решает пойти по уже проторенной другими издательствами, включая DC, дорожке. Компания Atlas Comics (так стала называться бывшая Timely Comics) с конца 40-ых годов начинает выпускать в основном приключенческие, детективные, фантастические, любовные, вестерн и хоррор-комиксы, а также истории для детей и ориентированные на молодых девушек и девочек. В 1953-54 годах компания пытается вновь возродить серии про «великолепную тройку» супергероев, но попытка не нашла отклика у аудитории и стало окончательно ясно, что эта тематика более себя не оправдывает.

Мартин Гудмен

Ситуация в те годы усугублялась внезапным давлением враждебно настроенной общественности. Те, кто еще 10 лет назад с удовольствием читал истории про Супермена и Капитана Америку, вдруг резко ополчились против комикс-индустрии, обвиняя издателей в пропаганде преступного поведения, бродяжничества, содомии и других пороков. В результате крупнейшие компании, выпускавшие графические истории, выработали собственную систему внутренней цензуры, что конечно же сказалось на качестве и количестве издаваемого продукта.

Тем не менее, несмотря на все препятствия, бизнес медленно, но верно развивался, пытаясь удержаться на плаву. В эти трудные годы на историях о побегах из джунглей, средневековых приключениях, ужасах и детективах выкристаллизовывался талант писателя Стена Ли и иллюстраторов Стива Дитко и Джека Кирби, которые затем подарили читателям серию канонических героев компании Marvel. Но это позже. Пока же, в конце 50-ых годов, на волне популярности научно-фантастических фильмов Мартин Гудмен решает издавать несколько серий, немного различавшиеся по направленности, например, «Удивительные миры», «Мир фэнтези», «Поразительные истории», «Тревожные истории» и т. д. Большинство из них не оправдало надежд, выродившись в истории про монстров, однако на них набивали руку художники и писатели, вознесшие затем компанию на вершину издательского Олимпа. Кроме этого Гудмен расширил целевую аудиторию, выпустив на рынок комиксы для девушек, в частности, такие серии как «Кэти» в 1959 году и, спустя два года, небольшой комикс «Линда Картер, медсестра-студентка».

Примеры обложек комиксов, направленных на женскую аудиторию

Marvel Comics: обретение имени и возрождение героев

К началу 1960-ых годов поколение, запомнившее войну, выросло, в то время как его место заняли мальчики и девочки, для которых кровопролитные сражения с японцами и нацистами были не более, чем историей. Благосостояние населения США росло, гневные возгласы противников комиксов поутихли, и в это благоприятное время издательства начали делать первые робкие попытки возродить свой главный контент – истории про супергероев.

Первые эксперименты по возрождению своих героев произвела DC Comics, «реанимировав» и заново переосмыслив Флеша. Затем последовал Зеленый Фонарь и другие супергерои, а в 1960 году компания представила миру Лигу справедливости с обновленной «Великолепной Тройкой» — Суперменом, Бэтменом и Чудо-женщиной.

Успех этой стратегии продемонстрировал, что супергеройская тематика возвращает свои позиции на рынке комиксов, и Мартин Гудмен не упустил этот шанс. В 1961 году Marvel Comics (именно так стала называться компания) выпускает на рынок The Fantastic Four #1 – первый комикс о Фантастической Четверке. Но, в отличие от DC Comics, компания не только возродила жанр историй о супергероях, но и переосмыслила его, совершив революцию в индустрии.

Отрывок из одного из первых комиксов The Fantastic Four

Новая парадигма в индустрии комиксов, первопроходцем которой стала Marvel, состояла в том, что напичканные сверхразвитыми умениями, непобедимые, бесстрашные ранее супергерои предстали перед читателем во всей своей человечности. Они ругались друг с другом, испытывали повседневные стрессы, обычные бытовые неприятности, знакомые любому обыкновенному жителю Земли. Первоначально новые супергерои даже костюмов не носили, тем самым лишившись традиционного атрибута – скрытности и двойной жизни.

Такой подход, обозначенный как «супергерои в реальном мире», парадоксальным образом усложнял персонажей, в то же время зрительно упрощая их. Возможно, авторы Фантастической Четверки извлекли урок из послевоенного периода, когда насквозь правильные, идеальные, всесильные супергерои стали выглядеть нелепо и чересчур нереально. Новое поколение борцов со злом было чем-то похоже на обычных людей, и тем сильнее читатель чувствовал свою вовлеченность в происходящее на страницах, тем сильнее ассоциировал себя с этими персонажами.

В этом же комиксе впервые проявилось то, чем впоследствии часто грешила история создания «Марвел» – а именно плагиатом. Главный из Фантастической четверки, Мистер Фантастик (он же Рид Ричардс) был практически полной копией сразу двух супергероев Вселенной DC Comics: Пластичного человека и Удлиняющегося человека. Не только внешний вид и способности, но и биография Фантастика была почти идентичны таковым у Elongated Man. Они оба родились в интеллигентной семье, проявляли высокие интеллектуальные показатели, их суперсила была результатом научного эксперимента. Даже жены обоих супергероев звались одинаково – Сью. Это стратегию копирования героев Marvel Comics затем использует при создании многих других своих супергероев, в частности Дэдпула, Доктора Стрэйнджа, Черной кошки и некоторых других.

Черная кошка (Marvel) и Женщина-кошка (DC)

Читатели оценили этот шаг. Популярность Фантастической Четверки была огромна и вывела Marvel из затянувшегося кризиса – как финансового, так и творческого. По состоянию на 2005 год было продано свыше 150 млн экземпляров комиксов данной серии. Это число может показаться не таким впечатляющим, но даже сейчас, в эпоху расцвета и стабильной популярности в Марвел считается хорошим результатом, если тираж разошелся хотя бы 100 000 экземпляров. На этой волне удачно прошло возрождение Нэмора-Подводника и некоторых других прежних супергероев, но главное другое – супергеройская тематика снова оказалась востребованной.

В 60-ых во многом изменилась сама концепция супергероев. Под влиянием научных открытий и военно-технических разработок Холодной войны комиксы получили мощный научно-фантастический концептуальный пласт. Появившиеся в последующие годы знаменитые супергерои, такие как Халк, Люди Икс, Человек-паук и т. д. были порождением опытов с радиацией, экспериментальными химическими реактивами, генной инженерией или же существовали как отдельная раса мутантов. Комиксы стали более насыщенными с научно-фантастической точки зрения, хотя качество проработки идей, очевидно, оставляло желать лучшего.

Творческий дуэт Ли-Дитко спустя год после появления Фантастической Четверки выпускает новое творения – Человека-паука. Впервые появившись в 1962 году в комиксе Amazing Fantasy №15, этот персонаж моментально стал популярным. История простого, забитого парня Питера Паркера, волей роковой случайности получившего гены паука в результате мутации пришлась по душе подросткам, которые увидели себя в этом супергерое. Эффект вовлечения оказался колоссальным, и издательству потребовалось разработать отдельную серию для Человека-паука, чтобы удовлетворить спрос. В 1963 году выходит первый выпуск The Amazing Spider-Man №1, давший начало одной из самых успешных серий комиксов Marvel.

Человек-паук

Успех был настолько высоким, что со временем Человек-паук стал одним из символов молодежной культуры. Студенты ставили его в один ряд с такими иконами 60-ых, как Боб Дилан и Че Гевара. Популярность комикса привела к тому, что на него обратило внимание Правительство США, а именно Департамент здравоохранения. Его глава попросил Стэна Ли использовать один из комиксов Marvel для социальной рекламы о вреде наркотиков. В результате на рынок в 1971 году был выпущен The Amazing Spider-Man #96-98, в сюжет которого было удачно вплетено натуралистичное изображение морального и физического разложения наркомана. Следует отметить, что к тому моменту в комикс-индустрии сложилась практика внутренней самоцензуры Comics Code Authority, которая запрещала демонстрацию сцен откровенного насилия, наркомании и других пороков общества. В результате публикация всех трех выпусков была запрещены комиссией, однако Marvel самостоятельно выпустила их на рынок. Продажи были настолько высоки, что впоследствии это обернулось пересмотром и многих положений Comics Code.

Параллельно с сериями про Человека-паука Marvel выпустила комиксы про других новых супергероев и злодеев, многие из которых также стали каноническими. В 1962 году усилиями Стена Ли и Джека Кирби были созданы Халк и Человек-Муравей, в 1963 году появились знаменитые Люди Икс и т. д.

Своеобразным ответом Бетмену стал Железный человек, впервые появившийся в комиксе Tales of Suspense #39 в 1963 году. Как и Брюс Уэйн, «миллиардер, плейбой, филантроп» Тони Старк использовал исключительно собственный интеллект и высокие технологии, чтобы противостоять злу. Правда, если Бэтмен боролся с привычными гангстерами и коррупционерами, то Железный человек, появившийся в разгар Холодной Войны, специализировался, в основном, на международном терроризме, коммунизме и алчных корпорациях.

Железный человек

В 1963 году еще одним аналогом Лиги Справедливости стала команду супергероев под названием Мстители, впервые появившаяся в 1963 году в комиксе The Avengers #1 усилиями все того же сложившегося дуэта Ли-Кирби. За годы выпусков ее состав много раз кардинально менялся вплоть до того, что ее членами становились бывшие злодеи.

Современный этап: конкуренция с DC Comics и выход на экраны

К концу 60-ых годов на рынке комиксов сформировалось два гиганта – DC и Marvel – которые, очевидно, находились в состоянии жесткой конкуренции. В 1967 Marvel придумали нового супергероя Капитана Марвела, однако еще с конца 1930-ых годов у компании Fawcett Publications был супергерой с аналогичным именем, которого она почти скопировала с Супермена. В результате длительной судебной тяжбы DC Comics вынудили Fawcett отдать им права на этого героя, однако затем Marvel отсудили уже у самой DC право на имя своего персонажа, заставив их сменить имя Капитана Марвела на Шазам.

Однако в 1970 году саму Marvel ждало потрясение. Из-за несогласия с внутренней политикой компании ее покинул один из главных иллюстраторов Джек Кирби. И не просто покинул, а перешел в штат DC Comics. Потеря создателя самых популярных серий больно ударила по Marvel, надолго выбив ее из колеи. Продажи комиксов сильно сократились, компания едва держалась на грани банкротства. В 1986 году компания Marvel была продана корпорации «New World Entertainment», а еще через 3 года — «MacAndrews and Forbes».

Джек Кирби за работой

Тем не менее, в это время Marvel начала экспансию на телеэкраны. Начиная с 1973 года стали стабильно выходить сериалы и кинофильмы, основанные на персонажах Вселенной Marvel. Человек-паук, Халк, Капитан Америка, Фантастическая Четверка и другие супергерои с разной степенью успешности покоряли сердца зрителей. Отдельно стоит упомянуть такие фильмы, как «Рыжая Соня» (1985 год) и трилогию «Блейд» (1998 год), посвященные не самым известным героям комиксов, однако завоевавшими определенный круг поклонников.

В начале 90-ых годов Marvel снова понесла серьезный кадровый ущерб – из нее разом ушла группа талантливых художников, в том числе Джим Ли, Эрик Ларсен и Джим Валентино, которые основали независимое издательство Image Comics. Компания снова переживала спад продаж, однако в это же время внезапно заключила соглашение с DC Comics на выпуск совместных кроссоверов, на страницах которых герои DC сражаются с героями Marvel. В то же время на экран было выпущено несколько киноадаптаций комиксов, в частности «Капитан Америка», «Поколение Икс», «Блейд». В 1994 году на телеэкраны вышла новая версия мультсериала «Человек-паук», которая собирала высокие рейтинги не только в США, но и в странах Европы и Азии.

Начало нового тысячелетия, наконец, положило конец неудачам Marvel и доминированию DC Comics. В 2001 году компания вышла из системы внутреннего цензурирования Comics Code, что развязало ей руки в отношении собственного контента. Marvel в очередной раз перезапустили своих некоторых персонажей, а также снова вышли на киноэкраны с успешными и высокобюджетными фильмами про Людей Икс и Человека-паука. В 2009 году компания подписала договор с «The Walt Disney Company» и вошла в состав крупнейшего медиамагната США. Сегодня Marvel – крупнейшее комикс-издательство, захватившее 45% рынка комиксов и опередившее DC. Во многолетнем соперничестве двух компаний на данный момент перевес в пользу «Чуда».

disima.ru

Корпорация Marvel: история и факты

Marvel Comics — американская компания, которая занимается изданием знаменитых комиксов «Человек-паук», «Железный человек», «Люди Икс, «Стражи Галактики» и многих других. Вымышленная вселенная, в которой живут персонажи комиксов — Земля-616.

Marvel Comics: как все начиналось

История комиксов (как известно, английское слово comic означает «смешной») начинается в XVI–XVII вв. Впервые они появились в странах Западной Европы и представляли собой смешные истории в картинках.

В Америке же первый комикс вышел в конце XIX в. В 20-х годах XX в. журналы начинают выделять под них целые колонки. Затем комиксы становятся цветными, выходят отдельными изданиями и пользуются невероятной популярностью.

Они перестают быть смешными, комичными. Их главной темой становятся ужасы, приключения, фантастические истории, а главными героями ― супергерои, ведущие борьбу за справедливость, и антигерои, олицетворяющие зло.

Главным издателем комиксов становится американская компания DC Comics, знакомая многим по «Супермену» и «Бэтмену». Но в 1960 г. ей составила конкуренцию компания Marvel Comics, в числе наиболее известных комиксов которой ― «Человек-паук», «Железный человек», «Человек-муравей», «Капитан Америка», «Дэдпул», «Сорвиголова», «Доктор Стрэндж», «Люди Икс» и др. Комиксные истории разворачиваются в вымышленной Вселенной: Вселенной Marvel.

Со временем Marvel Comics завоюет едва ли не половину рынка производителей комиксов, а США ― славу центра индустрии комиксов.

Этапы развития Marvel Comics

Начало

Американскую компанию Marvel Comics, занимающуюся изданием комиксов, называют Домом идей. И действительно, креативных идей у ее сотрудников во все годы существования компании начиная с 1939 г. всегда было хоть отбавляй, что и позволило ей занять место в числе лучших.

Ее создателем был Мартин Гудман, издатель дешевых pulp-журналов, рассчитанных на массового читателя. Героями ее первого комикса, называвшегося Marvel Comics, были супергерой Человек-Факел и антигерой Нэмор Подводник. Сама же компания изначально носила название Timely Comics. Комикс получился настолько удачным, что спрос на него превзошел ожидания и компании не хватило собственных средств на его издание, поэтому пришлось задействовать другую компанию.

Следующий комикс «Капитан Америка», вышедший в 1941 г., оказался не менее удачным. Своим успехом он был обязан писателю Джо Саймону и художнику Джеку Кирби. Капитан Америка был патриотическим героем, участвующим в военных операциях американской армии. Изначально он представлял собой болезненного юношу, который благодаря введенной сыворотке стал суперсолдатом. Этот персонаж был особенно популярен во время Второй мировой войны.

Путь к славе

Расширившийся бизнес Гудмана требовал помощников. И одним из них стал 17-летний родственник по имени Стэн Ли, который впоследствии возглавит Marvel Comics. Стэн Ли оказался необычайно талантлив, и впереди его ждало блестящее будущее. Ныне он ― известный писатель, сценарист, продюсер, автор многих персонажей комиксов и даже актер, сыгравший эпизодические роли в фильмах, снятых по их мотивам.

В 50-е годы компания меняет свое название с Timely Comics на Atlas Comics, но ее дела уже не столь успешны, как когда-то, и новое название не помогает. В послевоенные годы интерес к супергероям падает, и темой комиксов становятся ужасы, преступления, любовные и шпионские страсти и т. п. Роль главных героев нередко играют смешные животные. Так, в 1957 г. вышел комикс «Смешная утка», и это был последний комикс, выпущенный Atlas Comics.

Первый комикс под логотипом Marvel Comics выйдет в 1961 г. Правда, это будет не один, а серия научно-фантастических комиксов под общим названием «Удивительные приключения». Замысел Гудмана основывался на том, что люди заинтересовались научной фантастикой, и фильмы на эту тематику стали пользоваться успехом. Но этот интерес еще не распространился на комиксы, поэтому сотрудники компании продолжали находиться в поисках тем и героев. Были выпущены комиксы о монстрах, побегах, комиксы для девушек, для детей, но они имели репутацию второсортных.

Компания привлекла к сотрудничеству молодых талантливых сценаристов и художников, среди которых был Стив Дитко, удачно вписавшийся в творческий коллектив.

Супегерои в реальном мире

В это же время компания-соперница DC Comics находится на пике популярности. Главные персонажи ее комиксов― те же супергерои, которые объединились в команду «Лига Справедливости». Почему бы не пойти по стопам конкурентов и не создать свою команду супергероев, подумал Мартин Гудман, и поставил перед своим творческим коллективом задачу превзойти DC Comics.

Герои комиксов DC Comics ― Бэтмен, Флэш, Супермен отличались физической мощью и не испытывали чувств, свойственных обычным людям: страха, сомнений и др.

В противовес им сотрудники Marvel Comics придумывают персонажей, которых можно назвать «супергероями в реальном мире». Они, как и люди, страдают, любят, впадают в депрессию, ссорятся, ругаются и мирятся, решают финансовые проблемы и пр. Стэн Ли и Джек Кирби наделили каждого героя своим характером, и это было впервые в истории комиксов.

Первым комиксом, где был применен новый подход к созданию персонажей, объединенных в команду, назывался «Фантастическая Четверка». Он вышел в 1961 г., и его герои Мистер Фантастик, Женщина-Невидимка, Человек-Факел и Нечто сразу же стали популярны. Читателям было внове, что герои не только спасают мир, но и конфликтуют, спорят, имеют разные точки зрения, их отношения, как у реальных людей, находятся в динамике.

Метод Marvel

Стэн Ли, который к этому времени уже был главным редактором компании, собрался было оставить свой пост, чтобы заняться чем-то более серьезным, нежели комиксы. Но оглушительный успех «Фантастической четверки» заставил его отказаться от этой мысли.

Во время работы над комиксом он и Джек Кирби выработают новый метод, который ляжет в основу работы всего издательства и станет называться методом Marvel. Его суть в том, что автор и художник работают не отдельно друг от друга, а постоянно взаимодействуют: художник делает наброски и передает их автору, тот пишет диалоги и снова отдает художнику для доработки. Они вместе обсуждают те или иные вопросы, и каждый имеет возможность внести что-то свое. Этот метод позволил ускорить темп работы над конечным продуктом и значительно повысил его качество.

Используя такой подход к работе над персонажами, в следующие два года Стэн Ли создает комиксы «Железный Человек», «Человек-Паук», «Невероятный Халк», которые вывели компанию в фавориты читателей. Компания DC Comics, не желавшая меняться в соответствии с их изменившимися предпочтениями, осталась позади.

Время Стэна Ли

В Marvel давно уже поняли, что комиксы привлекают не только детей, но и взрослых, и изменили политику, придумывая персонажи и сюжеты, интересные и взрослым. Причем у Стэна Ли хватило смелости затрагивать в комиксах злободневные социальные и политические вопросы, благодаря чему многие читатели DC Comics «перебежали» к Marvel.

Именно Стэну Ли, ставшему лицом издательства, оно во многим обязано своим успехом. Он «ввел в моду» общение с читателями с помощью газеты, сопровождавшей каждый новый выпуск. В газете он в дружеской манере рассказывал читателям о планах на будущее, новых сотрудниках, спрашивал совета и т. п., таким образом создавая у них впечатление, будто они являются частью творческого коллектива. Он завел собственную рубрику, где вел открытую переписку с фанатами, общаясь с ними «на их языке». Они выражали ему свою любовь и признание, а он получал от них уверенность в правильности выбранного пути.

Благодаря толерантности и харизматичности Стэна Ли в Marvel Comics царила дружелюбная творческая атмосфера: он ценил всех сотрудников и никогда не претендовал на эксклюзивное право быть единоличным автором персонажа, ставшего популярным. Он пользовался уважением как читателей, так и сотрудников, и стал наиболее известной личностью в индустрии комиксов.

(Кстати, обстановка в стане конкурентов ― DC Comics была противоположной, что не могло не отразиться на качестве их продукции).

Далее были комиксы «Мстители», «Люди Икс», первые выпуски «Удивительного Человека-Паука», принесшие наибольший коммерческий успех. На рынке комиксов стала господствовать Marvel Comics, продажи которой достигли 50 млн выпусков в год. Исходя из коммерческих соображений в 1968 г. Мартин Гудман продал бизнес одной из корпораций, которая объединила его под названием Magazine Management Co. Сам же Гудман остался издателем.

В 1972 г. Гудман уходит на пенсию, и его заменяет Стэн Ли. А в Marvel приходит новый главный редактор. В это время в индустрии комиксов наблюдается спад. Главной темой комиксов снова становятся ужасы, фантастика, криминал, сатира. Но новые герои комиксов Marvel приобретают не меньшую популярность, чем старые. «Конан-Варвар», «Рыжая Соня», «Утка Говард», «Гробница Дракулы», «Космическая Одиссея», «Звездный путь» ―популярные комиксы 70-х годов 20 века.

В 1973 г. Magazine Management Co переименовывают в Marvel Comics Group, но продажи стали падать. Поднять их снова удалось благодаря открытию сети магазинов комиксов, ранее распространявшихся лишь через газетные киоски.

В 70-е же годы Marvel выходит на телевидение, представляя мультисериалы со своими героями, в частности Человеком-Пауком, зеленым монстром Халком.

Время Джима Шутера

Новым редактором Marvel в 1978 г. становится Джим Шутер, который будет занимать эту должность в течение следующих 9-ти лет. Под его руководством работа издательства существенно улучшится. Панибратское поведение Стэна Ли и продолжительная слава несколько расслабили сотрудников, они стали неорганизованными и начали нарушать сроки выпусков. Кроме того, Джим Шутер обладал нюхом на таланты: он переманил к себе талантливого автора Фрэнка Миллера, который вскоре станет звездой Marvel.

Джиму Шутеру удастся поднять продажи благодаря еще одному революционному методу, предусматривавшему создание комиксов-кроссоверов: переплетение сюжетов в кроссоверах заставляло читателей скупать все выпуски комиксов. Таковыми были, например, «Турнир чемпионов» и «Секретные войны».

Период, когда редактором Marvel был Шутер, считается одним из самых удачных в истории издательства.

Спад

Но дальше Marvel ждали трудные времена. Извечные конкуренты, а именно DC Comics, не дремали и выпустили сразу несколько комиксов и мини-сериалов («Хранители», «Возвращение Темного Рыцаря», «Кризис на Бесконечных Землях»), перезапустили «Супермена». Оставил Marvel и перешел в DC Comics Фрэнк Миллер. Таким образом, лидерство в индустрии комиксов в 1986 г. перешло к DC Comics. А Marvel была продана сначала New World Entertainment раз, а через три года еще раз ― уже MacAndrews and Forbes.

В 90-х годах XX в. издательству удастся еще раз «взлететь» благодаря серии комиксов про супергероев будущего «2099», но это будет взлет перед спадом. В 1992 г. из него уйдут лучшие сотрудники, а в 1996 г. оно объявит себя банкротом в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве, допускавшей реорганизацию. В 1997 г. будет образована новая корпорация ― Marvel Enterprises.

Новая жизнь Marvel: Ави Арад и Marvel Studios

Фактически от банкротства компанию спасет бизнесмен Ави Арад, владеющий компанией по производству игрушек, получивший контрольный пакет акций Marvel и исключительное право на выпуск игрушечных супергероев комиксов. Ави Арад станет продюсером едва ли не всех дальнейших экранизаций комиксов Marvel. Он, а также новый главный редактор Боб Харрас и издатель Билл Джемез вдохнут в Marvel новую жизнь.

В 1993 г. была образована Marvel Studios, которая выпускала мультисериалы по мотивам комиксов, пользовавшиеся популярностью у телезрителей. Это были, в частности, «Люди Икс» и «Человек-Паук».

Но на больших экранах фильмы Marvel появятся лишь несколько лет спустя. «Люди в черном» (1977), «Блэйд» (1998), «Непобедимый Человек-Паук» (1999), «Люди Икс» (2000) ― с ними студия Marvel вышла в мир большого кино.

Роли главных персонажей стали исполнять настоящие актеры. Так, роль профессора Ксавьера в «Людях Икс» сыграл британский актер Патрик Стюарт, а могущественного мутанта Магнето ― Иэн МакКеллен. Молодой актер Хью Джекман благодаря роли Росомахи завоевал мировую славу.

Почти все истории комиксов Marvel происходят в вымышленной Вселенной Marvel, на Земле-616. В 2000 г. был запущен импринт издательства Marvel Comics — Ultimat Marvel, под которым выходят комиксы с теми же, но переосмысленными персонажами, несколько отличающимися от первоначальных версий. И действуют они за пределами Вселенной Marvel, где обитали прежние герои. Вселенная Marvel ― лишь часть Мультивселенной, в которой находится множество Земель, где происходят разные истории с переосмысленными и, по сути, новыми героями.

Это было сделано для того, чтобы адаптировать прежних героев и старые истории под молодых зрителей.

11 сентября 2001 г. ― день страшной трагедии, произошедшей в Нью-Йорке. И Marvel не остается в стороне ― в одном из выпусков персонажи помогают пострадавшим людям, причем участие в разборке завалов принимают не только супергерои, но и злодеи. Устами героев Marvel обращается к жителям, призывая их не озлобляться и не отвечать ненавистью, потому что она в конечном итоге приведет к мировой войне, которая уничтожит планету.

«Железный человек» приносит успех

Marvel снова становится главным издателем комиксов, которые активно экранизируются, но права на экранизацию приходится продавать из-за нехватки собственных средств. Огромный успех Marvel приносит фильм «Железный человек», который вышел в 2008 г. и собрал в мировом прокате более 585 млн долларов.

Его главный герой Тони Старк и раньше появлялся в комиксах Marvel, но его роль не была прописана так ярко, чтобы привлечь к себе внимание. Было решено ее доработать и адаптировать для большого экрана, но сценаристы, которым это было предложено, отказывались. Своим появлением фильм «Железный человек» обязан режиссеру Джону Фавро, который с энтузиазмом взялся за дело. Роль Тони Старка ― супергероя-миллиардера была предложена актеру Роберту Дауни младшему. Он настолько удачно вписался в образ, что его герой стал суперпопулярным, а самого актера назвали новой голливудской звездой и секс-символом года. Фильм же включили в десятку лучших 2008 года.

Время Кевина Файги и Walt Disney Company

Еще один человек, чью роль в дальнейшем развитии Marvel трудно переоценить, ― это Кевин Файги, который стал продюсером экранизаций комиксов Marvel, а в 2007 г. ― главой Marvel Studios. Ему же принадлежит разработка концепции кинематографической Вселенной Marvel. А в 2011 г. он был назван одним из самых могущественных людей в мире кино.

В 2009 г. Marvel, обладающая огромным творческим потенциалом, заключила выгодную сделку с Walt DisneyCompany, обладающей значительными финансовыми возможностями, что открыло перед ней новые возможности. Сумма сделки составила более 4 млрд долл. А команда Marvel переехала из Нью-Йорка Манхеттена в Лос-Анджелес.

«Железный Человек 2» (2010) собрал в мировом прокате более 623 млн долл., «Железный Человек 3» (2013) ― более 1 млрд долл. и получил Оскара за лучшие визуальные эффекты. Фильм «Мстители» (2012) в мировом прокате собрал 1,5 млрд долл., став 5-м самым кассовым фильмом в истории. «Первый мститель: Другая война»― свыше 700 млн долл. и «Мстители: Эра Альтрона» ― свыше 1,4 млрд долл., заняв 7-е место среди самых кассовых фильмов.

Такова история Marvel Comics ― компании, которая прошла через финансовые трудности, творческие кризисы, пережила взлеты и падения и снова стала необычайно успешной. И эта история продолжается…

Мы подготовили интересный тест, при помощи которого можно определить, насколько хорошо вы знаете фильмы Marvel.

© Тимошенко Елена, BBF.ru

bbf.ru

Афиша Воздух: Полная история комиксов Marvel – Архив

  • Фотография: www.facebook.com/WithGreatPower
  • Фотография: www.facebook.com/WithGreatPower
  • Фотография: www.facebook.com/WithGreatPower
  • Фотография: Jim McHugh/CORBIS OUTLINE

Главный человек в истории Marvel логичным образом старше своих героев — сама компания появится, когда ему будет уже 16, и работать он в ней начнет почти что со дня основания. Сперва — ассистентом, заполняющим чернильницы и покупающим кофе; через несколько лет — одним из авторов. А в начале 1960-х Ли вместе с соавторами придумает почти всех главных героев Marvel, которые принесут издательству успех: от Человека-паука до Людей Икс.

В конце 1930-х комиксы про супергероев только-только начали появляться — и издатель Мартин Гудмен, выпускавший бульварное чтиво и детективные и приключенческие журналы, решил заодно освоить и эту нишу. Все его разные комиксы и журналы делала одна команда авторов, но в рамках неоднозначной бизнес-модели Гудмена выпускались они под брендами вымышленных издательств. Одним из них и было Marvel Comics — через 22 года, когда Гудмен окончантельно решит переключиться на комиксы про супергероев, этот вымысел станет реальностью — и станет новым названием компании.

В 1941-м Timely Comics создали Капитана Америка, супергероя-патриота, переродившегося из хлюпика в секретное живое оружие в борьбе с фашизмом. Во Вторую мировую таких героев в комиксах было много, и читали про них даже солдаты на фронте, — впрочем, Капитан Америка оказался успешнее прочих. После войны популярность Капитана упадет, и вернется он в пантеон Marvel только в 1964-м: члены новообразованной группировки «Мстители» найдут его замерзшее тело в Атлантическом океане и фактически воскресят.

К началу 1960-х некоторые супергерои уже были знакомы друг с другом — правда, принадлежали они не Marvel: Бэтмен и Супермен регулярно встречались друг с другом на страницах DC Comics. Стэн Ли, взявшийся за первый номер «Фантастической четверки», решил развить и усугубить эту идею: с того момента все герои Marvel жили в одной вселенной, вместе влияли на судьбу своего мира — и вместе определили дальнейшую судьбу компании. «Фантастическая четверка» стала небольшой революцией в жанре еще и по другой причине: Ли впервые стал показывать супергероев как личности. Четверка была не просто командой, а семьей: они жили в одном доме, решали личные проблемы, мирились, ссорились — все как у людей.

Тот год вообще был крайне плодотворным для Marvel — именно тогда на страницах комиксов появились будущие хедлайнеры издательского канона Доктор Дум и Человек-паук. Тогда же Стэн Ли придумал радиоактивного монстра Халка, самого физически сильного персонажа вселенной Marvel. Тремя месяцами позже силу Халка понадобилось уравновесить, и Ли выпустил в мир Marvel скандинавского полубога Тора. Впрочем, Халк так и остался чемпионом: считается, что сила его неисчерпаема; чем больше Халк злится, тем сильнее становится, а злиться он может до бесконечности. Кроме прочего, Халк и Тор обозначили расширение жанровых горизонтов Marvel — первый явно был инспирирован научной фантастикой, второй же пришел прямо из «Старшей Эдды».

Один из самых харизматичных персонажей Marvel и самый молодой участник нынешней команды «Мстителей»: наследник гениального изобретателя, хозяин капиталистической индустриальной империи, бонвиван, циник, эгоист, практически готовый персонаж Айн Рэнд. Стэн Ли придумывал Тони Старка, под влиянием обстоятельств облачившегося в дающий сверхспособности механический костюм, как героя, который противостоял бы новому гуманизму и политкорректности начала 1960-х, — соответственно, история духовного перерождения Старка может в своем роде служить параллелью тому, что в тот момент происходило с державой (с поправкой на то, что гуманитарные ценности Железный человек насаждал с помощью огнестрельного оружия). Под псевдонимом Tony Stark не раз записывался рэпер Гостфейс Килла.

Герои-одиночки, существующие в одной вселенной, через пару лет логичным образом собрались в одну команду — и имя ей было «Мстители». Marvel и здесь поймали тренд — примерно тогда же DC Comics придумали Лигу справедливости, однако от конкурентов «Мстители» отличались тем, что состояли в них не звезды, но сравнительно новые персонажи: Железный человек, Тор, Халк, Человек-муравей и Оса. Впрочем, за сорок лет мстителями успели побывать практически все основные герои: членство в команде — высшее признание во вселенной Marvel.

S.H.I.E.L.D. («Щ.И.Т.») — одна из главных правительственных организаций вселенной Marvel, что-то вроде смеси ФБР и ЦРУ. Появились они в середине 1960-х в комиксах про Ника Фьюри и поначалу были шпионской организацей с туманными функциями, а сам Фьюри играл роль условного Джеймса Бонда. За пятьдесят лет «Щ.И.Т.» разрослись до полноценной политической силы, порой встающей выше американского правительства: например, именно они были главными сторонниками Акта регистрации супергероев и крупными игроками гражданской войны (см. ниже). В фильмах «Щ.И.Т.» меньше лезут в политику и скорее занимаются тем, что стараются держать под контролем супергероев и прочие аномалии.

Организация «Черные пантеры» и герой Marvel Черная пантера появились почти одновременно, но создатели комикса не имели в виду повестку дня — просто совпало. Цвет кожи тут сам по себе был революционным (другие темнокожие супергерои появились только через пять лет), а кроме того — Marvel сделали его еще и интеллектуалом: Черная пантера имел докторскую степень в физике, а Ваканда, — вымышленная африканская страна, которой он правил, — была очень технологически развитой державой.

Зеленый Гоблин похищает девушку Человека-паука, блондинку Гвен Стейси, и бросает ее с моста; Паук ловит любимую паутиной, но слишком резко — и ломает ей шею. Публика в шоке — до сих пор на страницах комиксов если кто и погибал, то только злодеи и персонажи второго плана. Этот выпуск «Человека-паука» стал финалом романтического и наивного Серебряного века комиксов: с того момента злодеи стали страшнее, проблемы — реальнее, а родственники и знакомые супергероев (особенно женского пола) превратились в пушечное мясо.

  • Фотография: Universal Pictures
  • Фотография: Universal Pictures
  • Фотография: Universal Pictures

Первая марвеловская экранизация, как ни странно, была основана не на флагманской серии, а на постмодернистском комиксе про человекоподобную утку из космоса по имени Говард. В книгах про Говарда было много сатиры и комментариев на злобу дня, с фильмом вышло наоборот — спродюсировавшему его Джорджу Лукасу интереснее всего были спецэффекты. В итоге «Говард-утка» собрал в прокате всего на миллион больше, чем было потрачено на его создание, и Marvel до конца 1990-х в кино не возвращались.

Тема борьбы за права меньшинств для комиксов про Людей Икс всегда была определяющей: тут и очевидные параллели между Профессором Икс и Мартином Лютером Кингом, и антиантисемитизм Магнито, и большое количество неамериканцев среди самых популярных персонажей франшизы (Росомаха — канадец, Шторм — африканка, Колосс — русский и так далее). В 1990-х Marvel решили нарушить и сексуальные табу: мутант второго плана Полярная Звезда открыто заявил на страницах комикса о том, что он гей. С тех пор гомосексуалистами оказались десятки персонажей и у Marvel, и у их конкурентов, а Полярная Звезда вот-вот сыграет первую супергеройскую однополую свадьбу.

Сценаристы и художники довольно долго были в индустрии комиксов существами фактически бесправными — вне всякой зависимости от их таланта и популярности. Все изменилось, когда восемь звезд Marvel начала 1990-х ушли из компании и основали свой луна-парк — издательство Image. Новая компания не отнимала у авторов их права и не лезла к ним с советами, куда больше дозволяла на страницах своих изданий и в итоге стала главным независимым производителем комиксов, уступающим только «Большой двойке» — Marvel и DC.

К тому времени мультсериалы по мотивам комиксов Marvel уже существовали, но — именно что по мотивам. «Человек-паук» и «Люди Икс» на канале Fox задали новый стандарт: авторы сериалов исправно перевели в телевизионный формат все ключевые сюжеты первоисточников, в том числе и самые мрачные, например смерть Джин Грей в «Людях Икс». И не зря: мультфильмы пользовались большой популярностью и фактически стали поводом к тому, чтобы Marvel всерьез занялись новыми форматами — играми и кино.

С экранизацией комиксов большую часть 1990-х дело обстояло туго: несмотря на успех бертоновских фильмов про Бэтмена, его сменщик Джоэл Шумахер снова, как 30 лет назад, свел поджанр к необязательным фетишистским хиханькам. Большая часть всех прочих фильмов по комиксам относилась максимум к категории «Б» — а про дикие и мало кем виденные экранизации «Капитана Америка» и «Фантастической четверки» нельзя сказать и этого. Чтобы вернуть Marvel на киноэкраны в приличном виде, потребовалось сильно обновить имевшегося второстепенного персонажа-борца с вампирами: из героя блэксплуатейшн-хоррора он превратился в мастера боевых искусств, стал гораздо быстрее стареть и одеваться в черную кожу с ног до головы.

Алкоголик-интеллектуал и по совместительству крайне влиятельный хип-хоп-деятель рубежа тысячелетий, Даниэль Дюмиле был одним одним из первых среди плеяды рэперов, не стесняющихся своих гиковских корней (см. также: Фаррелл Уилльямс и его лейбл «Звездный путь»). Железная маска, которую Дюмиле не снимает почти никогда, и псевдоним МФ Дум отсылают к гениальному марвеловскому ученому Виктору фон Думу — диктатору центральноевропейской страны Латверии и главному врагу Фантастической четверки. Дюмиле не одинок в таком подходе: актер Николас Коппола задолго до него взял себе псевдоним в честь марвеловского «героя по найму», Люка Кейджа.

  • Фотография: New York Daily News Archive/Getty Images
  • Фотография: Getty Images/Fotobank

Пухлый улыбчивый художник и сценарист получил сполна за то, что не отвернулся от Marvel в трудную минуту (в конце 1990-х компания обанкротилась, когда рынок комиксов практически рухнул). За десяток лет его правления издательство не просто возродилось, но даже укрепило свои позиции. Кесада привел в компанию своих приятелей из стана «независимых» и сделал упор на переиздания уже вышедших сюжетов в книжной форме, чем расстроил маленькие магазины комиксов, но порадовал тех, кто не хотел туда ходить каждую неделю.

Изначально затея с приглашением Брайана Сингера, режиссера камерных драм и триллеров, на блокбастер про летающих, кусающихся и исторгающих молнии людей с бюджетом в 75 миллионов выглядела, мягко говоря, неочевидной. Результат, однако, превзошел все ожидания: обычно именно этот фильм считается причиной голливудского комикс-бума последнего десятилетия. Тонкий сценарий Дэвида Хейтера, британские театральные ветераны в главных ролях, Хью Джекман с когтями, Анна Пэкуин с поцелуем смерти — так рождалась новая эпоха.

  • Фотография: Disney XD/Getty Images
  • Фотография: Todd Wawrychuk/Getty Images

Одна из главных претензий к мейнстримовым комиксам как к виду искусства состоит в том, что все детали биографии персонажей (Капитану Америка, напомним, уже исполнилось семьдесят) могут держать в памяти только очень специальные люди. Линейка Ultimate Marvel была создана с целью побороть эти представления: самые популярные герои компании (Люди Икс, Человек-паук, Фантастическая четверка) тут начинают с чистого листа. Здешняя версия Мстителей, «Ultimates» — апофеоз очистительного подхода: главных героев могут запросто убить, лидерство в команде принадлежит примерно тем, кто обычно заваривает Тору кофе, мир рушится — и не восстанавливается.

Титаническая по своему объему и охватывающая абсолютно всех героев вселенной Marvel «Гражданская война» — вероятно, лучший кроссовер в комиксах за последний десяток лет и одна из самых лобовых метафор идеологического противостояния в политической системе США (государственники против идеалистов). Идеолог серии Марк Миллар, автор постмодернистского «Особо опасен», явно вдохновлялся «Хранителями» — но то, что у Алана Мура было замкнутой на себе историей, здесь изменило всю огромную вселенную. Символической вишенкой на торте стала смерть Стива Роджерса, первого и главного Капитана Америка: его застрелили на ступенях суда, не дав выслушать обвинение в противодействии Акту регистрации супергероев. Конечно, он не умер окончательно, — но на какое-то время мир Marvel погрузился в полный мрак.

Идеальные пиджаки, самоирония, отсылки к фильмам про войны на Ближнем Востоке, критика военно-промышленного комплекса США и рассуждения о террористическом подполье, разговоры о ядерной физике, лысый бородатый Джефф Бриджес — первый же фильм, снятый только-только созданным киноподразделением Marvel, будто бы намеренно тестировал интеллектуальный уровень среднего зрителя. И это сработало: критики были в восторге, у Дауни-младшего резко перезапустилась карьера, а Железный человек, ранее известный массам разве что как символ борьбы с алкоголизмом, занял место в пантеоне главных супергероев мира.

4 миллиарда долларов — и два гиганта развлекательной индустрии превращаются в одного. На практике это означает, что Marvel получает доступ к телевидению (Disney владеет каналом ABC) и большие возможности в кинопрокате и рекламе. Диснеевцы открыто признали, что интересуются штатом марвеловских сценаристов; к тому же новые лицензии должны расширить их аудиторию, состоящую в последнее время из поклонниц Майли Сайрус и братьев Йонас.

Про главного персонажа Marvel уже выпущено три фильма, восемь мультсериалов и великое множество игр — не охвачен был только Бродвей. «Spider-Man: Turn Off the Dark» стал самым дорогим и, возможно, самым скандальным мюзиклом в истории. Актеры и каскадеры травмировались на репетициях и прогонах, режиссер Джули Теймор уволилась еще до премьеры, единственными, кто легко отделался, были композиторы — Боно и Эдж из U2. Впрочем, первые сборы показывают, что все было не зря.

Популярнейший ремейк комиксов о Человеке-пауке, «Ultimate Spider-Man», неожиданно заканчивается трагически: Питер Паркер гибнет, защищая свою тетю. Пока Нью-Йорк прощается с героем, на улицах появляется новый Человек-паук, Майлс Моралес, сын афроамериканца и пуэрториканки. Событие оказалось настолько существенным, что USA Today сообщили об этом еще до того, как комикс поступил в продажу; Marvel  обвиняли в предательстве традиций, благодарили за справедливость и подозревали в попытке заработать на обамамании.

Начатый в 2008 году, с выходом «Железного человека», труд по превращению вселенной комиксов во вселенную кинематографическую Marvel завершен: пять фильмов про супергероев, связанных единым сюжетом, венчаются эпической картиной, в которой сойдутся вместе Железный человек, Халк, Тор, Капитан Америка и «Щ.И.Т.» (или, если зайти с другого угла, Дауни-младший, Марк Руффало и Скарлетт Йоханссон). Режиссером назначен кумир гиков Джосс Уидон, никогда прежде не получавший в свои руки подобный бюджет, зато сочинявший для Marvel комиксы; при этом ожидается, что картина не повторит судьбу прочих творений Уидона, никому, кроме гиков, не известных. Впрочем, еще лет десять назад никто, кроме них, не знал, что такое «Мстители» и кто такой Железный человек, — так что расчет понятен.

daily.afisha.ru

Марвелпедия

Добро пожаловать на Марвелпедию!
Марвелпедия — энциклопедия по вселенной «MARVEL».Комиксы, кино, анимация, видеоигры — всё обо всём!Добро пожаловать на русскоязычное сообщество, посвящённое мультивселенной Marvel и всему, что связано с ней. Цель нашего сообщества — создание большой и информативной энциклопедии по всем разделам Marvel, а также предоставление последних новостей о них. Присоединяйтесь к нам и внесите свой вклад в развитие Марвелпедии. Ознакомьтесь с рабочими статьями проекта ниже, после чего вы сможете приступать к наполнению статей. Шаблоны · Алфавитный список статей · Незавершенные статьи · О проекте · Правила · Терминология · Справка 3256 статей с момента открытия 14 марта 2010 года.

Внимание, Марвелпедия содержит спойлеры и устаревшую информацию.

Внимание! Марвелпедия содержит большое количество спойлеров. Если вы только начали знакомиться с каким-либо произведением (фильмы, комиксы, сериалы, видеоигры) мультивселенной Marvel, будьте осторожны. Мы не рекомендуем читать разделы Биография в статьях о персонажах и История в статьях о событиях, которые вы еще не видели, поскольку там может оказаться информация, которая может испортить впечатление от произведения.

Внимание! Несоответствие информации реальному статусу. Большинство информации Марвелпедии не соответствует реальному их статусу и может содержать давно устаревшую информацию. Приносим глубочайшие извинения и предупреждаем вас, что текущее состояние вики не может являться достоверным источником информации. Поэтому старайтесь сверяться с первоисточником или с англ. вики.

Мы будем рады новым активным участникам, и тогда вместе мы сможем наполнить Марвелпедию более качественно.
  • Джонатан Блейз (121347) — мотоциклист-трюкач, который продал свою душу Дьяволу. Он стал одержим пламенным безумным ангелом Заратосом и смог превращаться в существо, известное как Призрачный гонщик (англ. Ghost Rider).
  • Максвелл Диллон (120703) — бывший сотрудник «Озкорп Индастриз», который мутировал после несчастного случая и стал суперзлодеем по прозвищу Электро (англ. Electro).
  • Гарольд Озборн (120703) — сын Нормана Озборна и бывший лучший друг Питера Паркера, позднее ставший суперзлодеем под псевдонимом Зелёный гоблин (англ. Green Goblin).
  • Франклин Холл (8096) — ученый, который работал на Щ.И.Т., чтобы продолжить проект суперсолдата. Когда его секретный эксперимент дал сбой, он обрёл гравикинетические силы, которые сводили его с ума. Теперь известный как Гравитон‎‎ (англ. Graviton), он хочет отомстить Фьюри.

  • English
  • Español
  • Italiano
  • 日本語
  • Português do Brasil

ru.marvel.wikia.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>