Квн кто придумал
КВН - история клуба веселых и находчивых
Начало начал
Эта игра существует много лет и пользуется такой популярностью, что Международный день КВН, который по предложению президента клуба Александра Маслякова отмечают с 2001 года, не нуждается в официальном утверждении. Датой праздника выбрано 8 ноября — день, когда в 1961 году состоялась первая игра Клуба Веселых и Находчивых.
Клуб возник не на пустом месте: за четыре года до первой игры появилась передача, которая стала прообразом сегодняшнего КВН. В 1957 году в эфир вышла программа «Вечер веселых вопросов», созданная по образу чешской викторины «Гадай, гадай, гадальщик».
Первый сценарий к ней написали Михаил Яковлев и Андрей Донатов. Никаких команд в то время не было — в студии, причем в прямом эфире, задавали вопросы, а зрители отвечали, и чем остроумнее, тем лучше. Это была первая передача, где зрители участвовали наравне с профессионалами. Успех был сногсшибательным.
В первом выпуске ведущими стали Никита Богословский и Маргарита Лифанова, а уже со второго отделения их место заняли Альберт Аксельрод и Марк Розовский, бывшие в то время еще студентами. Зрителей на сцену вызвали при помощи различных приемов, например, ведущий запускал в зал парашютик и счастливчик, поймавший его, оказывался на сцене.
Передача предполагала веселые розыгрыши, по итогам которых выявлялся победитель. На первой передаче было дано задание привезти в студию седьмой том Джека Лондона, фикус в горшке и черепаху. Такой набор найдется дома не у каждого, поэтому победителей было немного (двадцать человек на три приготовленных подарка), а вот на третьей передаче вышла более серьезная осечка…
Следуя народной мудрости «Готовь телегу зимой, а сани летом» было решено предложить зрителям приехать в студию в тулупе и валенках. Но в наших краях это слишком просто даже летом, поэтому чтобы усложнить задание, требовалось найти еще и номер газеты от 31 декабря предыдущего года. Но именно об этом «ограничительном» задании в эфире и забыли…
Сначала всем было весело: в студию стали врываться самые расторопные зрители в зимней одежде, по улицам теплым сентябрьским днем на всех видах транспорта и пешком люди в шубах и валенках спешили к зданию МГУ. Но вскоре давка у проходной достигла катастрофических масштабов и стало не до смеху: прорвавшиеся в студию люди превратились в неуправляемую толпу, полетели вниз декорации, эфир пришлось прервать… На тысячах телевизионных экранов появилась заставка «Перерыв по техническим причинам».
Вообще-то на случай срыва прямого эфира был приготовлен резервный художественный фильм, но тут образовалось одно закулисное обстоятельство. Молодой человек, отвечавший за фильм, отпросился у программного режиссера Ксении Марининой на свидание и увез с собой ключи от сейфа, где хранились резервные пленки. Так что пустить в эфир заготовленный фильм оказалось невозможным. Конечно, был скандал, конечно, передачу закрыли, но к счастью, перерыв «по техническим причинам» продлился всего четыре года.
Интеллектуальный футбол
Новая передача под редакцией Елены Гальпериной, которая и предложила на свой страх и риск возродить дух «Вечера веселых вопросов», называлась КВН, что кроме всем известной расшифровки было еще и маркой телевизора «КВН-49». Сначала передачу вели Светлана Жильцова и Альберт Аксельрод, которого со временем заменил Александр Масляков. Вскоре он превратился в единственного ведущего, который уже много лет был и остается лицом передачи.
На первую игру, состоявшуюся 8 ноября 1961 года, пригласили две команды — ИнЯз и МИСИ. В каждой команде было по 11 человек и по 2 запасных. На сцену участники выходили под футбольный марш. Сначала КВН был викториной, где без подготовки надо было ответить на ряд специальных вопросов, желательно правильно, но можно и с юмором. Большая часть программы — это был экспромт, заранее была известна лишь тема домашнего задания, которое появилось тоже не сразу. Постепенно набор конкурсов расширялся, все больше появлялось шуток, быстро становившихся народными.
Создатели передачи с удовольствием вспоминают различные эпизоды, например конкурс болельщиков, когда требовалось станцевать в поддержку своей команды. И вот от одной команды есть прекрасный танцор, а их соперникам некого выставить. Вдруг на сцену выходит рыжий парень и без всякого чувства ритма начинает выплясывать. Это было уже само по себе смешно, но когда на вопрос ведущего: «Где вы учились?», рыжий ответил «Я самородок», в зале не могли разогнуться от смеха.
Популярность программы росла, а вместе с ней росла популярность учебных заведений, чьи команды принимали участие в КВН. И такое мнение поддерживали не только студенты, но и преподавательский состав. После победы команды Физтеха, Капица-старший сказал: «Вы знаете, у нас много хорошего в институте, но самое главное, что мы победили в КВН, мы стали чемпионами КВН!»
Немного о цензуре
Разумеется, шутки, которых в программе становилось все больше, не могли оставаться нейтральными. Команды все чаще иронизировали по поводу советской действительности и идеологии. И именно такие шутки были самими популярными. Поэтому через некоторое время передача стала идти на телеэкранах в записи: «некорректные» шутки вырезали, цензура усиливалась, а потом программой заинтересовался КГБ.
Тексты стали тщательно просматривать, капитанов вызывали к начальству, выходить с бородой на сцену было нельзя — насмешка над Лениным или Марксом, про евреев — нельзя, с картавой речью — нельзя…
Недоброжелатели были и в самом коллективе: руководитель центрального телевидения Сергей Лапин давно хотел закрыть КВН. Но в течение двух лет он не закрывал, а всячески дискредитировал и саму передачу и ее участников. Конкурсы, по словам Гусмана, приобрели характер «кто дальше плюнет» и «кто громче хрюкнет», а потом прокатилась волна слухов про КВНщиков, которые отправляют бриллианты в Израиль. Вскоре передача вновь была закрыта.
Но дух КВН проник глубоко. До закрытия передачи играли почти в каждом ВУЗе, в каждой школе, чуть ли не дворовыми командами. Такую народную любовь нелегко погубить даже самыми умелыми приемами. Все чаще Лапину, как члену Верховного Совета, избиратели стали задавать вопросы о судьбе любимой передачи.
Через 3-4 года после закрытия к Белле Сергеевой, бывшей режиссером программы, поступило предложение вновь начать выпускать в эфир КВН. На это предложение Сергеева ответила: «Я соглашусь, только, если вернут Гюльбекяна, дадут мне Маслякова и Жильцову, а без них не могу». «Лапин очень просит», — уговаривал Беллу Юрий Замыслов, но режиссер была неумолима: «Да пусть хоть на колени встанет». Лапин на колени не встал, состав творческого коллектива не восстановили, а потому вопрос о возрождении КВНа был отложен на много лет.
С началом перестройки появилась возможность вновь запустить передачу. Под старой вывеской планировалось создать новую программу, в которой все должно быть по-новому. Однако «крутые» нововведения не продержались дольше третьего сезона. Прижилась только новая песня Клуба «Снова в нашем зале...», написанная В.Я.Шаинским на стихи Б.А.Салибова, а в остальном развитие КВНа пошло эволюционным путем.
Начать все сначала было не так-то просто: традиции были прерваны, и в середине 80-х играть в КВН никто не умел. Но у новых команд, подавших заявки на участие было огромное желание, прекрасное чувство юмора и готовность работать. Первая игра обновленного КВНа между командами Московского и Воронежского инженерно-строительных институтов вышла в эфир 25 мая 1986 года и с тех пор продолжает радовать новыми шутками и помогает нам жить.
www.chronoton.ru
История создания телепередачи «КВН» (Клуб весёлых и находчивых)

КВН
Прообразом КВН была передача «Вечер весёлых вопросов», организованная журналистом Сергеем Муратовым по образцу чешской передачи «Гадай, гадай, гадальщик». В передаче «Вечер весёлых вопросов», выходившей в 1957 году, телезрители отвечали на вопросы ведущих, причём особенно приветствовался юмор.
Идея была совершенно новой для того времени. Впервые в советской телепередаче участвовали не только ведущие, но и зрители. К тому же «Вечер» шёл в прямой трансляции. Производила передачу «Фестивальная редакция ЦТ», первая на советском телевидении молодёжная редакция, основанная Сергеем Муратовым в 1956 году.
КВН
«Вечер весёлых вопросов» пользовался большой популярностью, но вышел в эфир всего три раза. На третьей передаче был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках (дело было летом) и с газетой за 31 декабря прошлого года. Ведущий передачи, композитор Никита Богословский, забыл упомянуть о газете.
Разумеется, зимняя одежда была практически у всех телезрителей. Приехали и ворвались в студию толпы людей в шубах и валенках, смели милиционеров, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили. До конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам». Передачу и редакцию закрыли.
Закрытое постановление ЦК КПСС по поводу «ВВВ» опубликовано лишь несколько лет назад (согласно учебнику «Телевизионная журналистика» под ред. А. Я. Юровский, Москва, 2005).
КВН
Через четыре года, 8 ноября 1961 года, Елена Гальперина позвонила Сергею Муратову и сказала о том, что их передача нужна народу. Ряд бывших создателей передачи «Вечер Весёлых Вопросов» выпустили новую телепередачу — КВН.
Первый ведущий — Альберт Аксельрод — покинул программу в 1964 году, Сергей Муратов и Михаил Яковлев покинули КВН вместе с ним. Аксельрода заменил студент МИИТ Александр Масляков (с тех пор он постоянный ведущий этой передачи), вместе с ним передачу вела диктор Светлана Жильцова. Аббревиатура КВН расшифровывалась как «Клуб Весёлых и Находчивых», но кроме того, это была марка тогдашнего телевизора — КВН-49.
В передаче КВН уже соревновались команды. Поскольку команды часто иронизировали над советской действительностью или идеологией (и именно такие шутки больше всего нравились телезрителям), с какого-то момента их стали передавать не в прямой трансляции, а в записи, и сомнительные с идеологической точки зрения шутки вырезали.
Передача раздражала руководителя центрального телевидения Сергея Лапина, и вскоре ей стал заниматься КГБ. Цензура со временем становилась всё более жёсткой, вплоть до того, что на сцену нельзя было выходить с бородой — это считалось насмешкой над Карлом Марксом. В конце 1971 года, после разбирательств Лапина с Муратовым, передачу закрыли.

КВН
КВН, как и «Вечер весёлых вопросов», пользовался огромной популярностью. По всей стране возникло КВН-движение. В подражание передаче игры КВН устраивались в школах, пионерских лагерях и т. д. Отборочные турниры КВН проходили в вузах по всей стране, на телевидение попадали лучшие команды.
Возродили КВН в 1986 году, в начале перестройки. Инициатором был капитан КВН МИСИ в 1960-х Андрей Меньшиков. Ведущим, как и до закрытия, был Масляков. После возрождения основателей КВН пригласили сначала в жюри, а затем в качестве почётных гостей.
Первый ведущий программы Альберт Аксельрод предложил свой имидж Маслякова, но ведущему эта идея не понравилась. Через несколько выпусков команды достигли столь же высокого уровня, что и в КВН 1960-х годов.
Снова возникло движение КВН, причём игры устраиваются в Западной Европе (Западно-Европейская Лига КВН), в Израиле и в США.
Проводится (с ошеломляющим успехом) первая международная игра СНГ — Израиль (1992, Москва) и даже чемпионат мира между командами США, Израиля, СНГ и Германии (1994, Израиль). КВН становится одной из самых популярных российских телепередач.
Многие участники КВН после завершения игровой карьеры стали популярными телеведущими, организовав свои собственные передачи юмористического толка.
Использован материал:http://ru.wikipedia.org/
1001material.ru
Клуб Весёлых и Находчивых - это... Что такое Клуб Весёлых и Находчивых?
КВН (Клуб Весёлых и Находчивых) — популярные телевизионные юмористические игры, в которых команды различных коллективов (учебных заведений, вузов, предприятий и т. д.) соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы, импровизациях на заданные темы, разыгрывании заранее заготовленных сцен и т. д.
История
Прообразом КВН была передача «Вечер весёлых вопросов», организованная журналистом Сергеем Муратовым по образцу чешской передачи «Гадай, гадай, гадальщик». В передаче «Вечер весёлых вопросов», выходившей в 1957 году, телезрители отвечали на вопросы ведущих, причём особенно приветствовался юмор. Ведущими были композитор Никита Богословский и актриса Маргарита Лифанова[1]. Идея была совершенно новой для того времени. Впервые в советской телепередаче участвовали не только ведущие, но и зрители. К тому же «Вечер» шёл в прямой трансляции. Производила передачу «Фестивальная редакция ЦТ», первая на советском телевидении молодёжная редакция, основанная Сергеем Муратовым в 1956 году[1].
«Вечер весёлых вопросов» пользовался большой популярностью, но вышел в эфир всего три раза. На третьей передаче был обещан приз всем, кто приедет в студию в шубе, шапке и валенках (дело было летом) и с газетой за 31 декабря прошлого года. Ведущий передачи, композитор Никита Богословский, забыл упомянуть о газете. Разумеется, зимняя одежда была практически у всех телезрителей. Приехали и ворвались в студию толпы людей в шубах и валенках, смели милиционеров, начался полный хаос. Трансляцию прекратили, но передачу ничем не заменили. До конца вечера телевизоры показывали заставку «Перерыв по техническим причинам». Передачу и редакцию закрыли.[1]
Закрытое постановление ЦК КПСС по поводу «ВВВ» опубликовано лишь несколько лет назад (согласно учебнику «Телевизионная журналистика» под ред. А. Я. Юровский, Москва, 2005).[1]
Через четыре года, 8 ноября 1961 года, Елена Гальперина позвонила Сергею Муратову и сказала о том, что их передача нужна народу. Ряд бывших создателей передачи «Вечер Весёлых Вопросов» выпустили новую телепередачу — КВН. Первый ведущий — Альберт Аксельрод — покинул программу в 1964 году, Сергей Муратов и Михаил Яковлев покинули КВН вместе с ним. Аксельрода заменил студент МИИТ Александр Масляков (с тех пор он постоянный ведущий этой передачи), вместе с ним передачу вела диктор Светлана Жильцова. Аббревиатура КВН расшифровывалась как «Клуб Весёлых и Находчивых», но кроме того, это была марка тогдашнего телевизора — КВН-49. В передаче КВН уже соревновались команды.
КВН, как и «Вечер весёлых вопросов», пользовался огромной популярностью. По всей стране возникло КВН-движение. В подражание передаче игры КВН устраивались в школах, пионерских лагерях и т. д. Отборочные турниры КВН проходили в вузах по всей стране, на телевидение попадали лучшие команды.[1]
Поскольку команды часто иронизировали над советской действительностью или идеологией, с какого-то момента их стали передавать не в прямой трансляции, а в записи, и сомнительные с идеологической точки зрения шутки вырезали. Передача раздражала руководителя центрального телевидения Сергея Лапина, и вскоре ей стал заниматься КГБ. Цензура со временем становилась всё более жёсткой, вплоть до того, что на сцену нельзя было выходить с бородой (это считалось насмешкой над Карлом Марксом). В конце 1971 года, после разбирательств Лапина с Муратовым, передачу закрыли[1], что явилось одним из признаков наступившего в стране застоя.
Возрождение КВН
Возродили КВН в 1986 году, в начале Перестройки. Инициатором был капитан КВН МИСИ в 1960-х Андрей Меньшиков. После возрождения основателей КВН пригласили сначала в жюри, а затем в качестве почётных гостей. Ведущим, как и перед закрытием, был Масляков. Первый ведущий программы, Альберт Аксельрод, предложил свой имидж Маслякову, но тому эта идея не понравилась. Через несколько выпусков команды достигли столь же высокого уровня и популярности, что и в КВН 1960-х годов, эта передача стала одним из символов того времени. Снова возникло движение КВН, причём игры устраиваются в Западной Европе (Западно-Европейская Лига КВН), Израиле и США. В дальнейшем, уже после развала СССР, проводится (с ошеломляющим успехом) первая международная игра СНГ — Израиль (1992, Москва) и даже чемпионат мира между командами США, Израиля, СНГ и Германии (1994, Израиль). КВН становится одной из самых популярных российских телепередач.
Известные КВНщики
1960-70-е
1980-е
1990-е
2000-е
Правила игры

В КВН играют по разным правилам, порой они могут меняться прямо во время игры, что происходит даже в самой главной высшей лиге. Однако есть правила, которых придерживаются в любом случае во всех лигах, что и делает КВН узнаваемой игрой.
Во-первых, в КВН играют командами. По крайней мере, традиционно команда должна содержать не менее двух членов (самые маленькие команды, выступавшие/выступающие на высоком уровне — «Сборная малых народов» из Москвы и «Сборная блондинок Украины» из Харькова — два человека на сцене), хотя в нетелевизионном КВН нередко встречаются монокоманды, сценический состав которых состоит из одного человека. У каждой команды должен быть капитан. Капитан КВН также должен представлять свою команду на конкурсе капитанов, если его включили в программу игры. Большинство команд выступают в оригинальных костюмах, отличающих игроков этой команды от чужих игроков. Костюмы внутри одной команды могут быть одинаковыми, выдержанными в одном стиле, или персональными, неповторимыми для каждого члена команды.
Во-вторых, игра должна быть поделена на отдельные конкурсы. Обычно каждому конкурсу даётся, помимо номинального («Разминка», «Музыкальный конкурс»), оригинальное название, задающее тему всему выступлению. Сама игра тоже получает оригинальное название, определяющее общую тему игры. Каждый конкурс должно оценивать жюри во главе со своим председателем.
КВНовские конкурсы
Приветствие (Визитная карточка) Этот конкурс обычно играется в начале игры. В нём участники команды представляют себя и свою команду. Приветствие состоит в основном из текстовых шуток и миниатюр. Классическое приветствие — это «линейка» (5-8 человек на авансцене лицом к залу) и одинаковые костюмы. Разминка Конкурс, в котором команды за тридцать секунд должны придумать смешной ответ на вопросы, которые задаются другими командами, залом, жюри и/или ведущим. СТЭМ (Студенческий театр эстрадной миниатюры) Короткий конкурс, который был придуман в 1995 году. Основной принцип конкурса — на сцене должно быть одновременно не более трёх КВНщиков, однако иногда это правило не соблюдается. БРИЗ (Бюро рационализации и изобретений) Короткий литературный конкурс, в котором командам нужно представить какое-то изобретение или явление. Музыкальный конкурс Конкурс, в котором внимание уделяется музыкальным номерам — песням, танцам или игре на инструментах. В 1995 году был придуман Конкурс одной песни (КОП), в котором можно использовать только одну мелодию, а в 2003 году — Музыкальный финал или Конкурс финальной песни, в нём командам нужно написать красивую и смешную финальную песню. Биатлон Конкурс, придуманный в белорусском КВНе. Участники команд «стреляют» шутками, а жюри после каждого круга снимает с дистанции менее понравившуюся команду. Победитель получает 1 балл, а в случае ничьей — 0,9 баллов каждому из финалистов конкурса. Конкурс новостей Похож на БРИЗ, но выглядит как шуточный выпуск новостей. Как и в «разминке» и на «биатлоне», на сцене в этом конкурсе стоят все играющие команды. Домашнее задание Длинный конкурс, играется в конце игры. В отсутствие «Музыкалки» играется иногда как «Музыкальное домашнее задание». Фристайл Свободный конкурс, в котором командам разрешается играть в любом стиле и показывать любые номера. Конкурс был придуман в 2003 году. Киноконкурс Конкурс, в котором нужно снять клип или озвучить известный фильм. Капитанский конкурс Индивидуальный конкурс для капитанов соревнующихся команд. В конкурсе не обязан принимать участие капитан команды, иногда вместо него выступает фронтмен или другой актёр команды.Помимо этих конкурсов, есть и другие, которые играются гораздо реже, или не играются больше. Среди них можно отметить конкурсы «Добро пожаловаться», «Триатлон», «5 шуток про…», «Выездной конкурс» и другие.
Лиги КВН
Официальные лиги МС КВН (ТТО АМиК) на 2012 год
Список официальных лиг ТТО АМиК[2][3]
1. | Высшая лига | Москва | Андрей Чивурин (ХАИ), Леонид Купридо (БГУ), Дмитрий Колчин («СОК»), Дмитрий Шпеньков («Обычные люди», «25-ая») |
2. | Премьер-лига | Москва | Михаил Гуликов («Транзит»), Валентин Иванов (ХАИ), Алексей Ляпичев («Незолотая молодёжь») |
3. | Первая лига | Минск | Леонид Купридо (БГУ), Дмитрий Колчин («СОК») |
1. | Рязанская лига | Рязань | Максим Киселёв («Триод и Диод»), Вадим Ермишин («Чернокнижник») |
2. | Лига Москвы и Подмосковья | Москва | Алексей Ляпичев («Незолотая молодёжь»), Олег Валенцов («Энергия Москвы») |
3. | Краснодарская лига | Краснодар | Михаил Гуликов («Транзит»), Ильгам Рысаев («Четыре татарина») |
4. | Уральская лига | Челябинск | Сергей Ершов («Уральские пельмени»), Ильгам Рысаев («Четыре татарина») |
5. | Лига «Поволжье» | Казань, Уфа, Тольятти, Чебоксары | Аркадий Дяченко (ХАИ), Дмитрий Колчин («СОК») |
6. | Лига «Азия» | Красноярск | Дмитрий Шпеньков («Обычные люди», «25-ая»), Алексей Зюзин («СОК») |
7. | Слобожанская лига | Харьков | Аркадий Дяченко (ХАИ), Дмитрий Прохоров (СГУ, Сборная Крыма) |
8. | Лига «Старт» | Воронеж | Валентин Иванов (ХАИ), Анатолий Шулик (ВИСИ 60-х), Юлия Ахмедова («25-ая»)[4] |
9. | Северная лига | Нижневартовск[5] | Алексей Екс («Левый берег»), Илья Швецов («Полиграф Полиграфыч») |
10. | Лига «Сибирь» | Новосибирск | Ренат Актуганов («Сибирские сибиряки»), Илья Ярошевский |
11. | Тихоокеанская лига | Хабаровск | Андрей Минин («МаксимуМ»), Алексей Петренко («Ботанический сад») |
12. | Первая украинская лига | Одесса | Аркадий Дяченко (ХАИ), Дмитрий Прохоров (СГУ, Сборная Крыма) |
13. | Лига «Каспий» | Астрахань | Николай Архипенко («БАК-Соучастники»), Алексей Ляпичев («Незолотая молодёжь») |
14. | Юго-Западная лига | Курск | Владимир Тарарыкин («ПриМа»), Антон Сасин («ПриМа») |
1. | Лига «Полесье» | Гомель | Юрий Кручёнок (БГУ), Илья Зуев (Белорусская сборная) |
2. | Лига «Балтика» | Санкт-Петербург | Антон Сасин («ПриМа»), Алексей Екс («Левый берег») |
3. | Лига «Астана» | Астана | Сергей Ершов («Уральские пельмени»), Максим Разумков (Сборная Астаны, «Астана.kz») |
4. | Днепровская лига | Днепропетровск | Евгений Гендин (ДГУ) |
5. | Лига «Кавказ» | Пятигорск | Теймураз Тания («Нарты из Абхазии»), Заур Байцаев («Пирамида») |
6. | Лига «Запад России» | Калининград | Илья Романко (Сборная Пятигорска), Павел Павловский (Сборная ГУУ), Максим Киселёв («Триод и диод») |
7. | Лига «ПлюС» | Нижний Новгород | Иван Пышненко («Станция Спортивная»), Константин Обухов («Станция Спортивная»), Алексей Юрин («НЗ», «Станция Спортивная») |
8. | Лига «Рига» | Рига | Иван Пышненко («Станция Спортивная»), Константин Обухов («Станция Спортивная») |
9. | Лига «Европа» | Ровно | Николай Круть («Набла», «Тернопільська особлива»), Дмитрий Голубев («Винницкие перцы»)[6] |
10. | Дальневосточная лига | Владивосток | Александр Мадич (Сборная Владивостока) |
11. | Среднеазиатская лига | Астана | Михаил Гуликов («Транзит»), Турсунбек Кабатов (Сборная Астаны, «Каzахи»), Ярослав Мелёхин (Сборная Астаны, «Каzахи»)[7] |
1. | Всероссийская Юниор-лига | Москва, Анапа и др. города | Ирина Гродзенская (руководитель программы «Всероссийская Юниор-Лига КВН»), Ренат Фатхуллин («Сборная малых народов»), Сергей Мульд (СГУ, Сборная Крыма) |
1. | Московская студенческая лига (от лиги Москвы и Подмосковья) | Москва | Олег Валенцов («Энергия Москвы»), Павел Павловский (Сборная ГУУ) |
2. | Московская студенческая лига 2 (от лиги Москвы и Подмосковья) | Москва | Олег Валенцов («Энергия Москвы»), Павел Павловский (Сборная ГУУ) |
3. | Подмосковная лига (от лиги Москвы и Подмосковья) | Серпухов | Сергей Рябчиков (Сборная Клина, «Домодедово»), Артём Гагара («Вятка»)[8] |
4. | Первая Подмосковная лига (от лиги Москвы и Подмосковья) | Серпухов | Юрий Михлин («Массовка»), Александр Грачёв (Сборная Серпухова)[9] |
5. | Лига силовых структур «Подъём» (от лиги Москвы и Подмосковья) | Москва | Ованес Сеферян («Пост № 1»), Заурбек Байцаев («Пирамида»), Давид Цаллаев («Пирамида») |
Высшая лига
Основная статья: Высшая лига КВН
Высшая лига возрождённого КВН существует с 1986 года, когда КВН вновь появился на телевидении. До 1993 года эта лига была единственная из официальных, а в 1993 году появилась Первая лига, чемпион которой получал автоматическую путёвку в Высшую лигу следующего сезона. Таким образом, уровень Высшей лиги начал расти из года в год, и большинство команд попадали туда, уже поиграв в Первой лиге. Позже, в 1999 году, появились другие официальные лиги КВН, и в Высшую стали попадать команды с опытом игр в разных официальных лигах ТТО АМиК. Количество команд высшей лиги возросло с 6 до 12, а в последние годы — до 15 команд в сезон. Обычно Высшая лига состоит из трёх игр 1/8-й финала, двух четвертьфиналов, двух полуфиналов и финала, хотя в разные времена проводились эксперименты с утешительными играми и двойными полуфиналами. Чемпион Высшей лиги считается чемпионом всего клуба и получает право играть на Летнем кубке КВН. Ведущим лиги является Александр Васильевич Масляков, в жюри сидят известные люди, в последнее время постоянными членами жюри являются Константин Эрнст (председатель жюри), Юлий Гусман, Леонид Ярмольник, Михаил Ефремов и Игорь Верник. Остальные члены жюри меняются из игры в игру.
С 1986 по 2011 годы в Высшей лиге сыграло 154 команды КВН.
Премьер-лига
Основная статья: Премьер-лига КВН
Премьер-лига была открыта в 2003 году и стала второй телевизионной лигой Первого канала, после Высшей. В премьер-лиге играют более молодые команды КВН, в основном чемпионы и финалисты разных официальных лиг. В 2004 году было решено, что чемпион первой лиги будет попадать в телевизионную лигу, то есть в высшую или премьер, только чемпион премьер-лиги попадает автоматически в высшую лигу. К тому же, в сезон премьер-лиги попадают и команды, проигравшие в 1/8 финала высшей лиги, которым предлагают продолжить сезон в премьер-лиге. Схема сезона премьер-лиги меняется из сезона в сезон: иногда сезон начинается с фестиваля премьер-лиги (который функционирует как отборочная игра), потом играются три или четыре игры 1/8-й финала, два или три четвертьфинала, два полуфинала и финал.
Начиная с 2005 года большинство команд высшей лиги являются командами-выпускниками премьер-лиги, среди них и чемпионы клуба 2005 года, «Нарты из Абхазии» и «Мегаполис», а также чемпион 2007 года, команда МЭИ «Обычные люди», чемпион 2008 года, «МаксимуМ» (Томск), чемпион 2009 года, курская команда «ПриМа» и чемпион 2011, «СОК» (Самара). Ведёт премьер-лигу Александр Масляков-младший, а в жюри сидят известные КВНщики. С 2003 по 2007 год в премьер-лиге сыграло 86 команд (высшая лига достигла числа 86 только в 2001 году). До полуфиналов 2007 года жюри принимали решения в премьер-лиге совещанием, но с осени 2007 года в премьер-лиге появились таблички с оценками. К тому же, было принято решение не сажать в жюри редакторов лиги и КВНщиков, работающих с соревнующимися командами. Несмотря на это, в 2008 году решения в лиге опять стали приниматься совещанием, таблички вернулись только на финале 2009.
Чемпионы Премьер-лиги:
Чемпионы Клуба (1961—1972)
Чемпионы Клуба (1986—)
Примечания
- Высшая лига КВН
- КВН для ВСЕХ
- Международный день КВН
dic.academic.ru
Что такое КВН? / КВН
Итак, немного истории, друзья!
Четыре источника и составные части
Говорят, знание истории позволяет заглядывать в будущее. Чисто КВНовская мысль: можно было бы проследить всю историю театра, эстрады и литературы (причем, не только европейских!), с удовлетворением обнаружив в итоге, что все это тысячелетиями существовало и развивалось с единственной целью: воссоединиться в КВНе, как венце творения. Круто? Возможно. В это части книги мы решили скромно воспользоваться опытом классиков того, чему нас в свое время долго и напрасно учили, и выделить лишь несколько основных “источников и составных частей” КВНа. Их, правда, будет четыре, а не три - как у марксизма. Но, согласитесь, ведь и явление посерьезнее! Поехали!Капустник Что это такое - приблизительно знают все. Откуда «это» взялось - представляют себе немногие, причем все по-разному. Существует, например, легенда об актерах-вахтанговцах, которые в 20-е годы собирались в доме Б.В.Щукина и “чудили” - разыгрывали для собственного удовольствия разные сценки из театральной и околотеатральной жизни. А “капустниками” все это называлось будто бы из-за того, что у Щукиных по такому поводу подавались потрясающие пироги с капустой. Так вот - это неправда! Точнее, актеры-то скорее всего, действительно собирались и чудить - чудили. А неправда - то, что это были первые театральные “капустники”. Реально это дело придумали не вахтанговцы, а актеры знаменитого Московского Художественного Театра еще в конце 1900-х годов. Именно в МХТ на театральных вечеринках впервые стали делать пародии - сначала на самих себя, на собственные постановки, на театральную публику, а потом и на другие театры и даже на политических деятелей. Это там (внимание!) стало понятно, что в сценической пародии позволительно некое панибратство с людьми очень высокого общественного положения. И это там (трижды внимание!) впервые стали писать новые слова к нашумевшим шлягерам! (Ничего не напоминает?) Но и всё это - тоже неправда! Точнее, все - правда, кроме истинных исторических корней «капустников». А теперь внимание! Историческая правда: задолго-задолго до всего выше изложенного, долгими осенними вечерами деревенские девушки собирались в большой избе и рубили капусту, чтобы заквашивать ее на зиму. Работа была большая и занудная, а девушки были молодые и красивые, поэтому приходили к ним деревенские парни и веселили их как могли: сочиняли частушки, рассказывали смешные истории, разумеется, на местную тему, и подтрунивали над зрительницами. Отсюда исторический вывод: «капустник» - чистой воды русский народный жанр! А страсть к актуальному юмору, товарищи, сидит в нас на генетическом уровне! О как!!!
Едем дальше!
Агитбригада Знакомое слово? Десяток лет назад об этом явлении еще помнили все. Целое движение было. Так что, ради исторической справедливости, впитайте и это понятие. В общем, у большинства, кто помнит, ассоциации с этим словечком чисто «революционные»: синие блузы, красные косынки и чучело «мирового империализма» с внушительным мамоном, который, под бурные аплодисменты публики, смело протыкался пролетарским штыком. Кстати, некто Соколов из команды «Уральские пельмени» и был так разделан на сцене соратниками по команде на заре «пельменской» юности 90-х годов прошлого столетия. Агитбригада, как понятие, кануло в Лету вместе с Комсомолом. В свои последние годы она, правда, никого и никуда не агитировала и существовала просто как название небольших коллективов студенческой авторской художественной самодеятельности. Но остатки жанра в ней сохранились. И именно они нынче и составляют жанровую основу КВНа. Сейчас поймете почему. Вообще, агитбригада - штука гениальная. Это такой «театр представления», доведенный до логического предела, когда он уже почти перестает быть театром. Именно агитбригада изобрела знаменитую «линейку» - шеренгу людей, стоящих на авансцене лицом в зал и представляющих собой, по сути дела, единый образ. Узнаете КВНовское приветствие? Далее у нас идет «отстраненное общение», когда актеры, вопреки всем театральным канонам, обращаются друг к другу, смотря при этом в зал! Далее: актеры на сцене могут говорить и за героя, и за автора, а в следующий момент разбить монолог на десятерых. А компоновка сценария из отдельных кусочков и даже реплик, которые вовсе не обязательно связаны между собой не только логикой действия, но и логикой вообще! Всё это, братья КВНщики, придумано агитбригадой! Так что относитесь к этому явлению уважительно, как относится преуспевающий потомок к родителю, заложившему материальную основу его благосостояния.
Напомним, что мы сейчас плывем с вами по истории! Впереди - теория и практика! А пока - продолжение истории.
СТЭМ Студенческий театр эстрадных миниатюр, господа! Одно название говорит о значимости явления. А в 50-60-ые годы СТЭМы были просто дико популярны. Кое-где существуют они и сейчас, хотя основательно потеснены КВНом. Традиционной продукцией СТЭМа является эстрадная миниатюра - юмористическая сценка, разыгрываемая небольшим количеством актеров (чаще всего двумя). Классических СТЭМовских миниатюр не так много, как кажется. Эксплуатируются они уже многими поколениями студенческой самодеятельности, и что-то из них вы почти наверняка видели - вроде «Отелло» с шепелявым студентом, или «Экзамена в ликеро-водочном институте». В КВНе конкурс СТЭМ, введенный в 1995 году, несколько отличается от классического. Прелесть этих мини-спектаклей заключалась как раз в том, что в них не только сохранился ни с чем не сравнимый «кайф» эстрадной миниатюры, но и сформировалось некое новое качество, которое практически полностью было заимствовано КВНом. Что за «кайф» в «новом качестве»? Во-первых, это, как и в агитбригаде, доведенный до логического предела «театр представления». Но, если в линейке агитбригады актерство отдельно взятой личности было минимальным, то в СТЭМе без этого актерства практически не обойтись! Следующий шаг в таком актерстве - уже клоунада и, скорее всего, в СТЭМе этот шаг уже сделан. Здесь студент уже не может быть просто умным, он - гений ситуации! А профессор, соответственно, имеет право быть только законченным идиотом. Роднит СТЭМ с клоунадой и система воздействия на зрителя. Если актерам удается «поймать» зал, то дальше они могут уже спокойно и планомерно довести его до истерики, которая и не снилась никакой даже культовой комедии. Действие в СТЭМе строится так: изначально абсолютно реальный житейский конфликт в течение нескольких минут доводится до полного маразма, когда актеров «выносит» из области более или менее продуманного текста в откровенную импровизацию. И вот что удивительно: клоуны сразу обозначают собственную ирреальность “нечеловеческими” костюмами и гримом, а СТЭМ во всем этом абсолютно не нуждается. По большому счету не надо никакого реквизита и декораций! Разве что пара стульев и стол. Вывод: СТЭМ - это искусство полного постановочного примитива. Дополнительная историческая справка (ради справедливости): СТЭМ напоминает такое явление, как «бедный театр», придуманный великим английским режиссером П.Бруком. Только там декорации были удалены, чтобы не мешать зрителю сосредоточиться на человеческом образе. В «нищем театре» СТЭМа лишние детали часто мешают восприятию происходящего.
Впрочем, за такую «дешевизну» своего успеха СТЭМ должен платить свою безусловную цену. Он не может не быть актуальным! И герои, и ситуации должны быть абсолютно близки и узнаваемы зрителем! Иначе он просто не угадает реальный прототип за «нагромождением маразма». И чем эта узнаваемость более конкретна, тем больше вероятность успеха!
Игра Умение играть - то есть моделировать ситуацию - уже само по себе восхитительное свойство человечества! Из детских кубиков и тряпичных кукол в конце концов и родился Его Величество Театр! Но мы будем сейчас говорить о соревновательной составляющей игры. Вы никогда не обращали внимания, что смотреть конкурс молодых исполнителей почему-то интересней, чем концерт классиков жанра? А ведь исполнительский уровень в первом случае заметно ниже, чем во втором! Конкурс «Евровидение» из года в год оплевывается по полной программе, но из года в год количество его зрителей не уменьшается, а наоборот! Разгадка - в соревновании! Дело в том, что в любом конкурсе изначально заложена жесткая драматургия. Там естественным образом существует завязка, развитие и апофеоз. То есть любое соревнование, будь оно на сцене, на спортивной площадке или даже за семейным столом - это спектакль! Кроме того, в конкурсе есть еще одно неоспоримое преимущество - его «одноразовость», а отсюда - неповторимость. В этом смысле КВН - это «театр одного спектакля», театр, в котором всегда премьера! И во время этой премьеры участники всегда стремятся показать лучшее, на что они способны! Чуток древней истории: конкурсы, похожие на КВНовские, проводились в Древней Греции еще более 2500 лет назад. Дело в том, что комедия, как жанр родилась из мистерий, которые разыгрывались на праздниках Диониса (куда без него?). Первое время древние греки показывали комедии всего лишь несколько дней в году на этих самых праздниках. Так вот, при этом в зале сидело жюри! И в конце праздника (который теперь назвали бы Фестивалем) десять уважаемых граждан решали, чей спектакль лучше, и вручали призы лучшему автору и лучшей труппе! Комментарии излишни, Дионис - мужик! Сейчас трудно сказать, руководствовались ли «отцы-основатели» КВНа подобным анализом. Скорее всего, это было, конечно, озарение, потому что никаких непосредственных аналогов, за которые можно было бы зацепиться, в то время просто не существовало. Причем, не только у нас, но и за рубежом. Ничего подобного не было не только на телеэкране, но и на сцене. Причем, не существовало тогда не просто подобной телевизионной игры - не существовало никаких телевизионных игр вообще (даже в Америке)! Единственное, от чего можно было в этом смысле отталкиваться - это от школьной викторины «Знаешь ли ты доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС?»
Хотя с другой стороны, «отцы-основатели» изначально придумывали совсем другую игру. . . Едем дальше!
ВВВ и КВН В 1957 году трое молодых людей - врач Альберт Аксельрод, инженер Михаил Яковлев и журналист Сергей Муратов принесли в Редакцию программ для молодежи Центрального Телевидения идею викторины под названием «Вечер Веселых Вопросов». Идея понравилась, и ее осуществили. Раз в месяц из Дворца Культуры МГУ на Моховой стала выходить в прямом эфире (другого тогда просто не было) симпатичная молодежная передача. Это была именно викторина между студенческими командами московских ВУЗов - и ничего больше! Разве что вопросы и задания подразумевали некую толику юмора. Но на четвертом выпуске произошла «катастрофа». Ведущие пообещали приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, шубе и ушанке, да еще принесет с собой фикус. Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых - такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса многосотенная толпа людей, сопревших в шубах майским вечером, да еще отягощенная нелегкими кадками с фикусами смела кордоны перед входом в зал. Эфир пришлось прервать. А о передаче забыть. . . Но через два года мужественные люди из молодежной редакции ЦТ не побоялись вновь связаться с теми же авторами. И 8 ноября 1961 года из Первой студии на Шаболовке вышла в эфир первая передача под названием «КВН». И эта передача тоже была по началу чистой воды викториной. Правда, временами веселой, - но веселой на уровне массовика-затейника, предлагающего собравшимся нечто вроде бега в мешках. В принципе - это было соревнование скорее не остряков, а эрудитов. И оформление студии представляло собой «стадион эрудитов». И в первой КВНовской песенке пелось:
Станем эрудитами в нашем КВН... А дальше - не сразу, а очень постепенно, на протяжении нескольких лет с передачей стали происходить удивительные метаморфозы. В ней все меньше стало оставаться от викторины, и постепенно стали появляться всем знакомые конкурсы: приветствие, разминка, домашнее задание, БРИЗ, конкурс капитанов. И сами конкурсы постепенно стали играться по-другому. В них все меньше оставалось вопросов на эрудицию, они становились все более зрелищными, сценическими, театральными.
Популярность телевизионной передачи, а потом и, собственно, игры стала просто феноменальной! В КВНовские вечера улицы действительно пустели. Его смотрели все (хотя, к слову сказать, далеко не всегда оставались в восторге. . . Чувствуете связь времен?..). В ту пору это то была единственная игра, единственная развлекательная молодежная передача и единственная юмористическая программа одновременно. К тому же в ней были совершенно особенные ведущие: сначала сам Альберт Аксельрод, потом к нему присоединилась молоденькая Светлана Жильцова, а в 1964 году Аксельрода сменил Александр Масляков, который был в ту пору студентом 4 курса! Такую передачу просто не могли не смотреть! В конце 60-ых над КВНом потихоньку стали сгущаться тучи. Хрущевская «оттепель» кончилась. И начальство стало пристальнее прислушиваться к тому, что студенты говорят. А говорили они уже довольно много и довольно смело. Господствующую в СМИ цензуру обходили все более изощренными путями. Иначе и быть не могло: ведь кто был смелее - тот выигрывал! КВН перевели на видеозапись. Его окружили разнарядками на команды институтов, заводов и городов. Начальству все меньше нравились «нерусские» фамилии капитанов. Игру стали разворачивать обратно - в эрудицию, к «бегу в мешках». Передача сопротивлялась, трещала по швам, разваливалась, но - выходила, постепенно теряя былую абсолютную популярность. В конце концов, когда в 1972 году ее закрыли, многие этого как-то даже и не заметили... Впрочем, закрыли только передачу. Игра осталась. И хотя официальные турниры «не поощрялись» (городское первенство к середине 80-ых проводилось только в Одессе), но правила знали все. И почти каждый в своей жизни хотя бы разок этой игрой побаловался - в школе между классами, в пионерском лагере между отрядами или в институте между факультетами. Игра продолжала «саморазвиваться», но. . . За это время забылись традиции КВНовских жанров, “ноу-хау” подготовки и исполнения различных конкурсов. А никакой теоретической литературы КВНщики 60-ых после себя не оставили... Словом, когда грянула «перестройка», и Александр Масляков (редактор), Андрей Меньшиков (режиссер, бывший капитан команды КВН Московского инженерно-строительного института) и Борис Салибов (автор, бывший член команды КВН Одессы) почувствовали, что в этих условиях телевизионная передача «КВН» может быть вновь востребована, выяснилось, что играть-то в него по-хорошему почти никто не умеет!Из двухсот присланных заявок создателям передачи с трудом удалось набрать шесть команд. Ситуация усугублялась еще и тем, что все понимали: «КВН-86» не может быть просто копией «КВН-66» или даже «КВН-71». За эти годы не просто изменилось мировоззрение людей, изменилось отношение зрителя к телевизионному зрелищу. Телевидение стало цветным и гораздо более динамичным. Никому уже даже в голову не могло прийти, что передача может продолжаться 4-5 часов, как в 60-ых! А ведь по-другому не умели не только играть, но и снимать.И все началось сначала. Методом мучительных проб и ошибок. Под постоянным «прессингом прессы» в том смысле что «старый КВН был лучше». А он был уже не лучше и не хуже. Он был просто другой!
Так что же такое КВН?(Вопрос второй, но - не последний!) Итак, разобравшись (или сделав вид, что разобрались) с происхождением игры, жанра, понятия, телевизионной передачи, - словом, всего того, что принято называть КВНом, двигаемся дальше!
Всякая великая идея в основе своей - проста и естественна. КВН - не исключение. Если попытаться сформулировать его правила, то окажется, что и формулировать-то нечего: две или более команд соревнуются в одном или более конкурсах, тема и жанр которых могут заранее определяться организаторами, а некое жюри потом определяет, кто из них оказался лучше. Все! Все дополнительные правила - суть уже не правила, а традиции. И любое действо, которое отвечает этой элементарной формулировке, в принципе, можно назвать КВНом.
И все-таки, что такое КВН? Ну, наверное, КВН - это все-таки соревнование в остроумии. Это определение подходит для тех, кто собирается только поболеть в зале или у телевизора, поскольку оно дает критерий субъективной оценки выступлений. Ну а для тех, кто собирается играть, придется все-таки ввести еще одно уточнение. КВН - это соревнование в собственном остроумии. Инсценировка старых анекдотов, юмористических полотен из бескрайних просторах Интернета, или даже сочинение собственных выступлений путем перекомпоновки шуток других команд - это, простите, не КВН. Хотя, увы, многие этим занимаются, считая себя вполне законными КВНщиками. Нет, ежели Вы «бомбите» в узком кругу (скажем, лишь для своего класса, факультета, цеха, офиса и т.д.), то на здоровье! Но если вы решите выйти на широкий общественный простор на уровне хотя бы своей городской или региональной КВНовской Лиги, то вам придется уже знать, чем отличается приветствие от разминки, а музыкальный конкурс от домашнего задания, то есть познакомиться с традиционными КВНовскими конкурсами.И, наконец, если вы почувствовали, что КВН для вас нечто большее, чем способ убийства свободного времени, то вам придется открыть для себя законы жанра. КВН сегодняшний - это ведь вполне самостоятельный жанр сценического искусства (позволим себе это слово!), имеющий свои довольно характерные законы. И эти законы часто противоречат общепринятым.
kvn.ru