Кто впервые выдвинул на первый план мысль о содержательной


Ответы@Mail.Ru: Помогите с тестом!!

Другие предметы

Помогите с тестом!! 21. Верно ли суждение? А. В древних мифах выделяется идея творения. Б. Древние мифы основаны на идее развития. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно и А, и Б; г) оба высказывания неверны. 22. Какой голландский ученый первой половины XVII в., зало¬живший основы науки о государстве и праве, первым выдвинул; идею «общественного договора»? а) Б. Спиноза; б) Г. Гроций; в) Т. Гоббс 23. Что в марксизме определяется как «исторический тип обще-I ства, основывающийся на определенном способе производства»? а) цивилизация; б) политическая надстройка; в) общественно-экономическая формация. 24. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основ¬ные в производственных отношениях? а) отношения собственности; б) отношения распределения; в) отношения обмена. 25. Назовите европейского философа первой половины XIX в., ко¬торого считают родоначальником философии экзистенциализма: а) С. Кьеркегор; б) Г. Гегель; в) Л. Фейербах. 26. Что такое «стоимость»? а) индивидуальные затраты конкретного товаропроизводителя; б) цена товара, возникающая на рынке; в) общественно необходимый труд, затраченный на произ¬водство товара. 27. Кто является основоположником социологической концепции «технократизма»? а) О. Конт; б) Г. Кржижановский; в) Т. Веблен. 28. Что такое «общественный договор»? а) юридическое понятие заключения международных согла¬шений; б) философская и юридическая доктрина, объясняющая воз¬никновение государственной власти соглашением между людьми; в) понятие, означающее соглашение между двумя националь¬ными государствами. 29. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства? а) Т. Мор; б) Аристотель; в) Платон. 30. Что марксизм понимает под социализмом? а) первую (низшую) фазу коммунистической формации; б) общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом; в) разновидность империализма. 31. Как называется труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгля¬ды на общество и государство и развил идею «общественного до¬говора»? а) «О государстве»; б) «Левиафан»; в) «О праве войны и мира». 32. Назовите одну из основных идей, положенных в основу уто¬пического социализма. а) идея установления диктатуры пролетариата; б) идея социалистической революции; в) идея равенства 33. Что является источником прибавочной стоимости? а) неоплаченный труд наемных рабочих; б) избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью; в) неэквивалентный обмен на рынке. 34. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства: а) «Государь»; б) «История Флоренции»; в) «О гражданине». 35. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства? а) «Утопия»; б) «Кодекс природы»; в) «Город солнца». 36. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер? а) экзистенциализм; б) неокантианство; в) неогегельянство. 37. Какое суждение верно? Г. Спенсер выделил следующие типы общества: А. Военное, с принудительным сотрудничеством. Б. Промышленное, с добровольным сотрудничеством. а) верно только А; б) верно А и Б; в) оба неверны; г) верно только Б. 38. Какое суждение верно? По мнению экзистенциалистов, чело¬век обретает свою сущность: А. После рождения, т. е. его природа заранее задана. Б. Человек делает себя сам. В. Сущность человека определяется обществом, в котором он находится, а) верно А; б) верно Б; в) верно В; г) все неверны. 39. В Средние века получила развитие: а) философия; б) античная культура; в) схоластика; г) расцвет искусства; д) литература. 40. Основы средневекового мировоззрения заложил: а) Платон; б) Аристотель; в) Фома Аквинский; г) Аврелий Августин; д) Данте Алигьери; е) Франциск Ассизский. Мжет быть по 2,3 ответа 8 лет

Лучший ответ

21-а 22-в 23-в 24-а 25-... 26-б 27-... 28-б 29-а 30-а 31-б 32-в 33-в правда обществознание учила в последний раз 6 лет назад))))

Остальные ответы

34)а 35 в 36 а 37 б 38 в 39 а не точно 40 б тоже

Ответы Mail.Ru Домашние задания

touch.otvet.mail.ru

1.1. Зарождение психологических идей в Древней Греции | 1. Психология античности | Читать онлайн, без регистрации

1.1. Зарождение психологических идей в Древней Греции

Античные психологические взгляды представлены довольно широким кругом теоретических концепций и обширным спектром школ.

Рассматриваемый период, зарождения психологических идей в Древней Греции охватывает по хронологическим рамкам относительно небольшой временной отрезок – VI век до н. э. По значимости формирования представлений и развитии психологических идей этот век превосходит целые эпохи.

Сочинения древнегреческих ученых, как правило, носили одинаковое название – «О природе». Проблематика представленная в этих произведениях так же была достаточно однообразной начало, бог, мир, животные и т. д. О содержательной стороне этих произведений мы можем судить по представленным примерам в произведениях более поздних античных мыслителей, «отцов церкви», по комментариям историков науки.

Взгляды мыслителей древней Греции реализовывали научные потенции мифологии. Проблемы, с которыми человек сталкивается в познании природы, переносятся из веры и поэтики в интеллектуальную сферу:

– реализуется возможность переосмысления и критической оценки взгляда на душу человека;

утверждается постепенный рост психологических знаний, пришедший на смену безоговорочного признания мифа о духе;

полагается, что «первопричина» души должна быть рационально постижима;

– утверждается, что принципы бытия могут быть познаны в процессе

интеллектуального действия.

Характерной особенностью ранних греческих мыслителей является, то, что их взгляды, учения не изложены посредством систематической рефлексии, в них используется ряд совершенно бездоказательных допущений. Однако мыслители древней Греции совершенно справедливо полагали, что под хаосом ощущений личности лежит единый порядок и этот порядок может быть познан.

Психологические взгляды мыслителей древней Греции довольно отчетливо прослеживаются в существовании следующих школ:

– милетской;

– пифогорейской;

– элейской.

Рассмотри подробнее психологические учения мыслителей выделенных школ.

Наиболее ярким представителем милетской школы признан «первый философ» Фалес (625 – 547 гг. до н. э.). Его считают родоначальником европейской науки. Воззрения одного из «семи мудрецов» опирались на основы естествознания. Объяснение объективного мира, по его учению, следует искать в изучении реальной действительности. Фалес впервые в истории человечества поставил вопрос: «Что есть все?» В основу своего миропонимания выдающийся философ положил материальное начало – воду как основу всего сущего.

В психологических взглядах Фалесу принадлежит приоритет в выдвижении следующих идей:

– о первичности объективной реальности по отношению к нашим чувствам;

– о чувствах человека как первичном источнике информации об окружающем мире и его законах;

– о душе как движущем начале; о материальном субстрате душевных явлений;

– о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности.

При этом Фалес первым объявил «душу вечнодвижущейся или самодвижущейся субстанцией», он же «считал душу способной к движению, говоря, что магнит имеет душу». На вопросы: «Что на свете трудно?» – отвечал: «Познать себя». «Что божественно?» – «То, что не имеет ни начала, ни конца». «Кто счастлив?» – «Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание».

Известный последователь Фалеса – Анаксимандр (610 – 547 гг. до н. э.), развил естественнонаучные идеи учителя, наполнив их большей научной смелостью. Анаксимандру принадлежит заслуга в определении отличной от материальных субстратов первоосновы объективного мира – «алейрона», которая характеризовалась как вечное движение, заключающее в себе противоположности.

Первым в своем учении мыслитель выделил вопрос о происхождении органических видов, что сделало его античным предшественником теории дарвинизма. Среди немногих изречений Анаксимандра ценными, для эволюционного естественно-исторического объяснения происхождения животного и человека до нас из древности дошли следующие: «Первоначально человек произошел от животных другого вида. «Животные же рождаются из влаги, испаряемой солнцем. Человек же был вначале подобен другому животному, а именно рыбе». Анаксимандр утверждает, что «первые животные родились во влаге и были покрыты колючей чешуей; по достижению известного возраста они стали выходить на сушу, и (там), когда начала лопаться чешуя, они в скором времени изменили свой образ жизни».

Важным вкладом в развитие психологической науки является подход Анаксимандра к анализу души как состоянию («части») материи, обозначивший бинарный метод исследования всех ее проявлений.

Последним из известных нам представителей милетской школы был Анаксимен (вторая половина VI в. до н. э.). Философ предположил, что основной принцип всех явлений сам не может быть определен. Основа всего сущего должна быть отлична от эмпирических элементов, при этом она должна быть «другой природой», содержать при этом все противоположности и специфические качества, такие как «бесконечное» или «безграничное».

В качестве такового принципа Анаксимен выделил материальный элемент – воздух и его «порождения» или модификации. Уплотнением и сгущением воздуха Анаксименом объясняются все природные процессы. При этом душа человека приравнена к воздуху (пневме) и выполняет аналогичную ему роль – сдерживает тело. Анаксимен пишет: «Подобно тому, как наша душа есть воздух, так и некий дух и воздух держат весь мир. Дух и воздух – равнозначащие». Воздух, а, следовательно, и душа рассматриваются мыслителем как всеобщая среда. «Из воздуха выходит все, в него возвращается обратно все». Анаксимен «не отрицал богов», но отрицал управление ими миром, созданным независимо от них.

Таким образом, Анаксименом вместе со своими предшественниками была предпринята одна из первых попыток научного объяснения души человека. Мыслители милетской школы не только обозначили направления, по которым развивалась психологическая мысль последующих поколений, но и в научной форме поставили вопрос о необходимости определения объяснительного принципа душевных проявлений

Пифагорейская школа, зародившись в VI в. до н. э. в «Великой Элладе», и просуществовала около двух столетий. Основной постулат школы пифагорейцев сформулирован в тезисе: «Существует бытие и небытие».

С именем основателя одной из самых авторитетных школ античного мира Пифагора (571 – 497 гг. до н. э.), связывают зарождение научного знания, в его современном понимании. В отличие от мыслителей-одиночек: Фалеса,

Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита, основатель союза выступил первым пропагандистом науки. Метод Пифагора – познание. Знание, по его оценке – это часть искусства жить; жизнь – есть поиск спасения.

Вклад Пифагора и его последователей в развитие античного научного знания достаточно велик. Наибольшую значимость для развития психологической науки представляют следующие идеи пифагорейской школы:

– о количественной закономерности природы и ее единства, а значит, и душевных проявлений;

– о душе как числе – «гармонии музыки», «движении сфер»;

– о существовании эфира, сходстве микро – и макрокосмоса, т. е. человека и окружающего его мира;

– о связи зачатков научного (метафизического) мышления и фантазии.

Для восстановления душевных недугов пифагорейцы одними из первых начали применять средства психотерапии. Философы школы старались избегать отрицательных эмоций: гнева, уныния, душевной тревоги. С целью профилактики болезней рекомендовали режимы диеты, труда и отдыха.

Значительный интерес для психологии представляет разработка учеными пифагорейской школы методики определения способностей будущих членов общины, методом теста. При этом утверждали, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», кандидатам предлагали решить трудную математическую задачу, затем следовал комплекс заданий, направленных на выявление ораторских, волевых, познавательных и других качеств личности.

Так же в пифагорейской школе произошло выделение медицины как науки из лечебной магии. Один из основателей анатомии врач – философ Алкмеон описал причину болезней человека посредством нарушения равновесия, через смещение качеств тела. Он первым открыл «две узкие дорожки», ведущие от мозга к глазным впадинам, сделав на этом основании гениальные выводы о том, что мозг является органом мышления и мыслит только человек.

Философа Гераклита Эфесского (ок. 520 – ок. 460 до н. э.), называют одним из основоположников диалектики. Мыслитель писал о преходящем, изменчивом и противоречивом характере всего существующего: «Все возникает по противоположности и всею цельностью течет, как река. Вселенная конечна, и мир один». В основе мироздания, человека и его души, по Гераклиту, лежит объективный закон – логос (разумное слово для ума и огонь для чувства). В теоретических построениях основным является тезис: «Бытие тождественно небытию». Данные идеи определили психологические воззрения ученого, суть которых сводится к следующим положениям:

– душа – единство противоположностей, сочетающее в себе влажное и огненное. Имеет две части – вещественно-материальную и психически-разумную. В вещественно-материальном аспекте душа – одна из метаморфоз огня, без которого она не существует: «Психеям смерть – стать водою, воде же смерть – стать землею; из земли же вода рождается, а из воды – психея»;

– психически – разумный («огненный», «сухой») компонент – самовозрастающий логос, тесно увязывается с вещественно-материальным.

Впервые после утверждения представителями милетской школы единства и неразрывной связи внешней природы и души разделяются психические и допсихические взаимопереходящие состояния личности. Утверждается зависимость качеств и этих состояний от физических изменений в организме: «Сухое сияние – психея мудрейшая и наилучшая», у «опьяневшего мужа психея его влажна». Из этих положением следует важный вывод о материальной детерминации и дифференциации психики человека.

Гераклит описывает познавательные процессы: «Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить». При этом выделяются такие виды познания как: чувственное и рациональное познание Так же Гераклит предполагает различие в органах восприятия и познавательных способностях человека: «Плохие свидетели для людей – глаза и уши тех, кто имеет грубые психеи».

Задачей познания определяется проникновение в сущность природы. В познании души мыслитель предлагает идти в глубь мироздания. Созвучной в этой связи является идея бесконечного душевного развития человека (субъективного логоса): «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом». Гераклит ставит вопрос о богоподобии человека в процессе познания: «Образ мыслей человека – его божество».

Описывая виды познания Гераклит утверждает, что имеются ступени познания, опирающиеся одна на другую: чувственное познание, понимание и мышление. При этом намечается проблема достоверности чувственного познания и роли разума, что по современной терминологии называется теоретическим мышлением. «Скрытая гармония лучше явной», – утверждает Гераклит. Добавляя при этом: «Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить». Сохранилось свидетельство, согласно которому на вопрос Гераклиту, почему он разрезает зверей по членам их тела? Гераклит ответил: «Потому что моим учителем является природа существующего».

Мыслитель была сделана попытка описания взаимосвязи чувственного познания и мышления, при этом подчеркивалось, что «природа любит скрываться». На этом основании Гераклитом сделан следующий вывод: «Мышление – великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать ей сообразно». Важной так же является утверждение мыслителя, что личность, наделена разумом от природы. Он утверждает, что «размышление всем свойственно».

Сохранились некоторые взгляды Гераклита, которые по современной классификации могут быть отнесены к социальной психологии. Так, например, мыслитель утверждает, что «своевластие следует гасить скорее, чем пожар». Так же подчеркивает, что «один для меня – десять тысяч, если он наилучший». Наряду с этими высказываниями, Гераклит высказывает идею о равенстве людей от природы. Причину их фактического неравенства он усматривает в неразумении, т. е. неравенстве интересов. Потребности обыденных людей таковы, что «людям не стало бы лучше, если бы исполнились все их желания».

С достаточной долей здоровой иронии мыслитель подчеркивает «если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы бы назвали счастливыми быков, когда они находят горох для еды». Всего до наших дней дошло около 150 фрагментов афоризмов Гераклита.

Несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что личность выводилась из-под власти и царства мифологических богов Олимпа. Гераклит писал о возможности познания посредством наблюдения и деятельности собственного ума.

Особую ценность для развития психологического учения представляют умозаключения Гераклита:

– о «производности» души и ее проявлений от изменений космического «мирового огня»;

– о процессуальном характере (течении, изменении) психических состояний в единстве с допсихическими;

– о различных, переходящих один в другой уровнях душевной жизни (зачатки генетического подхода);

– о подчиненности всех психических проявлений непреложным законам материального мира.

Основатель элейской школы является Ксенофан (род. 580 до н. э., прожил ок. 90 лет). Мыслитель впервые высказал мысль, что «боги созданы по образу человека» и являются измышлениями людей. Основной методологический принцип школы – «бытие есть, небытия нет». Душа, по Ксенофану, состоит из земли и воды.

Психологическое учение Ксенофана, нашло отражение в следующих идеях:

– о единстве окружающего нас мира, философская картина которого расходится с физической, что, в свою очередь, предполагает высокую степень обобщения – абстракции при анализе как материальных, так и душевных явлений. Таким образом, утверждалась новая предметная область античного психологического знания – рациональные средства познавательных процессов;

– об уровнях сознания, культе мыслительной деятельности в противовес физической силе. Критикуя эллинское обыденное сознание и его ценности, Ксенофан говорил, что «наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей».

Утверждая веру личности в собственные силы, Ксенофан проводит скептическую мысль о том, что чувства не дают истинного познания, а только видимость: «над всем царит мнение», которое не дает сущности. Для ее познания необходимы размышления.

При этом производится обесценивание чувственной ступени познания. Ксенофан полон сомнениями, в достижении истины разумом, отдавая ее постижение воле случая. Такому случайному овладению истиной противопоставляется догадка об истине как процесс. «Не от начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, (люди) находят лучшее».

Учение выходца пифогорейского союза Парменида (род., согласно Платону, в 515 г. до н. э.) явилось научной основой элейской школы. Согласно его миропониманию, в сущности, все неизменно и «одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли», и если принимается единое, то отрицается все остальное. Концепция «тождественного самому себе бытия» выражала принцип его сохранения, что было очень важным для понимания психического как свойства телесной субстанции. Отсюда отвергалась возможность возникновения психических явлений «из ничего» и их исчезновения «в ничто». В поэме «О природе» – аллегорическом описании путешествия юноши к богине, открывающей истину, Парменидом высказан ряд ценных для развития психологического знания античности идей:

– о необходимости утверждения понятийно-категориального аппарата описания психических явлений. Ученым уже обоснованно применяются термины: стремление, ощущение, чувство, желание души, умозрение, познание и другие. Высказываются идеи об индивидуальности человеческой психики и иерархии потребностей человека;

– о ступенях отражения человеком объективного мира, в которых проглядываются научные подходы к объяснению познавательных процессов. В интерпретации поэмы Секст-Эмпириком, «несущие кони – неразумные стремления и желания души»; «путешествие по дороге божества – путь к познанию»; «умозрение – путь к любящему мудрость разуму»; «девы, впереди идущие – ощущения»; «прибытие к «Правде» – размышление, прочное постижение вещей»;

– о различных уровнях отражения психических процессов в применяемых категориях, их сущностной значимости. Так, мыслитель относит мнение к чувственному познанию, истину – к рациональному. Умозрение, по его взгляду, познается разумом, имеющим первую по отношению к чувствам роль.

Таким образом, с именем Парменида «связано проведение принципиального различия между чувственно познаваемым, миром и миром умопостигаемым». Пармениду принадлежит ведущая роль в выделении теоретических средств психологического знания, утверждении аналитического метода исследования душевных явлений.

Целью своего научного творчества ученик Парменида – Зенон (ок. 490 – ок. 430 гг. до н. э.) ставил защиту и обоснование учения о едином, вечном и неизменном бытии. Зенон острее, чем его учитель, утверждал идею иллюзорности чувственного многообразия мира (пример с падением зерна и мешка с зерном на землю: сумма нулей равна положительной величине) и приоритета разума.

Ценным для прироста психологического знания явился применяемый им метод анализа явлений «от противного», связанный с разрешением противоречий, возникающих при отображении процессов движения (ощущения, восприятия, мышления), известных в науке как апории Зенона:

«Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион». При этом утверждались идеи динамики мышления, его субъективности и относительности при достижении объективной истины, возможности аналитического познания этого процесса.

Учение элеатов – новый шаг в развитии древнегреческой психологической мысли, в формировании ее категориального аппарата. Представителям элейской школы принадлежит заслуга в постановке вопроса о соотношении бытия и мышления, в определении душевных явлений и содержания процесса их познания, в выдвижении идеи об относительности человеческих понятий. «Отрицательная диалектика» стимулировала эволюцию психологических взглядов.

По мотивам Гераклита (VI – Y века до н. э.).

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

По мотивам Фалеса Милетского (625–547 гг. до н. э.)

Однажды Фалес шел ночью и рассматривал звездное небо. Он споткнулся и упал в яму. Люди начали смеяться над ним, а одна женщина сказала.

– Что же, мудрец, хочешь познать то, что на небесах, а не видишь даже того, что у тебя под ногами?

Эта фраза стала знаменитой. Ответил на нее другой великий философ Георг Гегель, уже в XIX веке.

Те, кто смеются над философами, никогда не упадут в яму. Ведь они уже лежат на самом дне.

По мотивам Пифагора (576 г. до н. э. – 496 г. до н. э.)

На перстне у Пифагора было выгравировано: «Временная неудача лучше временной удачи».

Тогда лишь ты можешь называться свободным, когда всецело признаешь иго необходимости.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Молчи, или говори то, что лучше молчания.

Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.

По мотивам Эпихарма (550 г. до н. э. – 440 г. до н. э.) Нет не говорить силен ты, а бессилен ты молчать. Ничего не стоит тот, кому не завидуют.

По мотивам Парменида (ок. 540 г. до н. э. – 462 г. до н. э.)

Раньше всех богов Афродита создала Эроса. Афродита находится в центре вселенной и всеми управляет, а Эрос – та сила, которая связывает противоположности света и тьмы, огня и земли, мужского и женского.

velib.com

Основным принципом античной философии был: космоцентризм

Древнегреческая философия

С греческого языка слово «философия» переводится как: - любовь к мудрости

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»: - Пифагор

Определите время возникновения философии: - VII-VI в.в. до н.э.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает: - философия

Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что: - философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

Мировоззрение – это: совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут

Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

Направление, отрицающее существование Бога, называется: - атеизм

Что характерно для эпистемной линии в философии? - отождествление философии с теологией

Онтология – это: учение о бытии, о его фундаментальных принципах

Гносеология – это: учение о природе, сущности познания

Антропология – это: учение о человеке

Аксиология – это: учение о ценностях

Этика – это: учение о морали и нравственных ценностях

Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания Гносеология

Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в: движущих силах развития общества

Для идеализма характерно утверждение: первично сознание, материя независимо от сознания не существует

Для дуализма характерен тезис: материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»? Субъективному идеалисту

О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

Мифологии

Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель: вульгарного материализма

Агностицизм – это: учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

Агностицизм – это: направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

Отрицают возможность познания мира: агностики

Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета: позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения: карма

Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный: Будда

Имя основателя буддизма Сидхартха

Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений: нирвана

Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало: Янь

Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало: Инь

Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал: Конфуций

Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра: Субстанцию всех вещей

В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл: Дао

Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии: Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

К древнеиндийским философским текстам относятся Упанишады

К древнекитайским философским текстам относится Дао-дэ-цзин

В индийской философии -- общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения Карма

Китайский философ, основатель даосизма Лао-цзы

Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано: Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Хронологические рамки развития античной философии: VI в. до н.э – VI в. н.э.

Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы: проблема первоначала

Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу: «Познай себя»

Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу «Начало всех вещей -- вода»

Анаксимен за первооснову всех вещей принимал Воздух

Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит: Пифагору

Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь Филолай Впервые понятие бытия в философии употребил Парменид

Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали: элеаты

Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира: Элейской

Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»? Зенона и Гераклита

Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды: Гераклит

Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды? Гераклит

Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает: Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

Впервые выразил идею атомистического строения материи: Демокрит

Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит: Протагору

«Я знаю, что ничего не знаю...». Автор афоризма: Сократ

Знание по Сократу тождественно: добродетели

Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

Объективно-идеалистическая философия была основана: Платоном

В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит: Платону

Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея содержательно богаче, чем живая лошадь

В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что: идея первична, настоящая лошадь вторична

Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит: Платону

Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал: Платон

Философ, считавший логику главным орудием познания: Аристотель

Философ, ученик Платона: Аристотель

Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика» Аристотель

Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит Минеральная душа

Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что: надо наслаждаться жизнью

Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей» Лукреций Кар

Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению: стоиков

Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма Сенека

Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Характерной чертой средневековой философии является: теоцентризм

Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли? Сциентизм

Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве: Бога

Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к: богословию

Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога: теология

Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апологии

Эсхатология – это Учение о конечных судьбах мира и человека

Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий Мессия

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества: аскетизм

Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется: Креационизм

Учение о спасении души Сотериология

Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека Провиденциализм

Главная задача христианских апологетов состояла в: В обосновании преимуществ христианства перед язычеством

Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики: патристика

Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем» Августин

«Шестоднев» -- это книга, в которой излагались: Христианская онтология и космогония

Схоластика – это: тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи: схоластике

Представитель средневековой философии: Фома Аквинский

studfiles.net

I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

б) Б.М. Кедрова;

2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт

3. Психология как самостоятельная наука оформилась:

б) в 80-х гг. XIX в.;

4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

в) Аристотелем;

5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

6. Термин «психология» в научный оборот ввел:

в) X. Вольф;

7. Психология как наука о сознании возникла:

в)в XVII в.;

8. Психология как наука о поведении возникла:

г) в XXв.

9. Определение психологии как науки о душе было дано:

б) более двух тысяч лет тому назад;

10. Первые представления о психике были связаны:

в) с анимизмом;

11. Определение эмпирической психологии принадлежит:

в) X. Вольфу;

12. Термин «эмпирическая психология» был введен:

в) в XVIII в.;

13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

б) Дж.Ст. Милль;

14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая;

15. Психическое отражение:

б) носит избирательный характер;

16. Согласно идеалистическим представлениям психика —это:

г) образ бесплотной сущности.

17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

г) регуляции вегетативных изменений.

18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественно­ научную основу является:

в) бихевиоризм;

19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души;

20. Психология —это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму;

21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

б) к эндопсихике;

23. Психическим явлением является:

в) интерес;

24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

в) П.Я. Гальперин;

26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представ­ления или идеи называется:

г) воображением.

27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

в) темперамента;

28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

в) возрастная;

29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотноше­ния с людьми изучает психология:

б) социальная; 30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное про­никновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развити­ем прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

б) педологией;

31. Основоположником российской педологии является:

а) А.П. Нечаев;

32. Педология возникла:

г) на рубеже XIX-XX вв.

33. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл;

34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в на­шей стране:

в) в 1936 г.;

35. В. Франкл известен как основоположник:

в) логотерапии;

36. Автором психодрамы является:

а) Я. Морено;

Методология психологии

1. Методология:

б) определяет способы достижения и построения знания;

2. Критерием научной теории в психологии не является(ются):

г) материальная целенаправленная деятельность людей по преобра­зованию природных и социальных объектов.

3. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследова­ний общим(ми) является(ются):

г) постановка целей и задач исследования.

4. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объясни­тельного сформировался принцип:

г) системности.

5. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

в) детерминизма;

6. С идеалистической точки зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

г) Аристотель.

7. С материалистической точки зрения психические явления рассматривал

в) Т. Гоббс;

8. Принцип, требующий рассматривать психические явления в пocтоянном изменении, движении, называется принципом:

б) развития; \

9. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении зна­ний, называется:

в) рационализмом;

10. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

б) биологического;

11. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей опреде­ленные функции, называется:

в) структурно-функциональным;

12. Структурно-функциональный подход относится к уровню:

б) общенаучной методологии;

13. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

а) философской методологии;

14. Отличительная черта отечественной психологии —использование кате­гории:

а) деятельности;

15. Необходимость выявления противоречий как источника развития и са­моразвития психики означает принцип:

в) единства и борьбы противоположностей;

16. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культур­но-исторического развития человека.

17. При определении деятельности как объекта психологического исследо­вания был вычленен такой «аспект изучения психики, как:

а) процессуальный;

18. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

в) детерминизма;

19. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн;

20. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

а) детерминизма;

21. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовал­ся принцип:

а) детерминизма;

22. Методологической основой бихевиоризма является:

б) позитивизм;

23. Методология бихевиоризма тесно связана:

б) с механистическим пониманием поведения;

24. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

б) развития;

25. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

г) рационализм.

26. Философской основой гуманистической психологии является:

б) экзистенциализм;

Методы исследования.

12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

в) наблюдением;

13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же лю­дей, позволяющее анализировать психическое развитие на различныхэтапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

б) лонгитюдным;

14. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

в) интроспекция;

15. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

б) для гештальтпсихологии;

16. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результа­те которого делается попытка оценить тот или иной психический про­цесс или личность в целом, —это:

в) тестирование;

17. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним —это:

г) самонаблюдение.

18. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта на­зывается:

г) экспериментом.

19. Основным для современных психогенетических исследований не являет­ся метод:

г) интроспекции.

22. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом;

б) Г. Эббингаузом;

в) В. Вундтом;

г) X. Вольфом.

23. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

в) в 1879 г.;

24. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России из­вестна:

в) с 1885 г.;

25. Первая педологическая лаборатория была создана:

б) С. Холлом в 1889 г.;

26. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:

в) В.М. Бехтерев;

27. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

б) эксперимента;

42. Эффект плацебо был открыт:

в) медиками;

43. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте на­зывается эффектом:

в) социальной фасилитации;

44. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в иссле­дованиях:

в) психологии личности и социальной психологии;

НАУЧЕНИЕ

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)

1. Научение не является:

г) врожденным рефлексом.

2. Понятие «научение» возникло в отрасли психологии:

а) зоопсихологии;

3. Теорию научения разработал:

б) Э. Торндайк;

4. Термин «социальное научение» возник:

в) в бихевиоризме;

.

5. Четырехступенчатую модель научения и воспроизведения предложил:

а) А. Бандура;

6. Дж. Роттер является автором:

а) теории социального научения;

7. Аккомодация и ассимиляция как две составляющие адаптации были вы­делены:

а) Ж. Пиаже;

8. Адаптация может не осуществляться на уровне:

г) аффективном.

9. Самый простой вид научения —это:

а) привыкание;

10. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встреча­ющийся у других живых существ, — это:

б) викарное научение;

11. Специфическая форма научения, процесс фиксации информации в па­мяти называется:

б) заиечатлением;

12. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобрете­ния индивидуального опыта биологической системой, является:

в) научение;

13. В общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения проявляется:

г) таксис.

14. Часто термин «инстинкт» не является синонимом понятия:

г) внешне обусловленное.

15. Для инстинктов не характерна:

г) опосредованность.

16. Инстинктивное поведение достигает максимума:

б) у насекомых;

17. Рефлексы:

г) простейшие сенсомоторные акты.

18. Термин «условный рефлекс» предложен:

б) И.П. Павловым;

19. Систему условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах принято называть:

в) динамическим стереотипом;

20. Когда ранее приобретенный индивидуальный опыт влияет на последую­щее его формирование, мы говорим:

в) о переносе;

21. Формирование нового поведения путем воспроизводства чужих действий принято называть:

в) имитацией;

22. У низших животных наблюдаются очень примитивные формы поведе­ния, известные под названием:

а) таксисов;

23. Присущее некоторым видам животных неизгладимое запечатление пер­вой встреченной после рождения информации называется:

б) импринтингом;

24. Сенсорное научение является разновидностью научения:

а) ассоциативно-рефлекторного;

25.Обнаружение у предмета новых свойств, имеющих значение для его жиз­недеятельности, и их усвоение —это:

г) научение знаниям.

26. Моторное и ассоциативное научение соотносятся как:

в) род-вид;

27. Положение необихевиоризма о том, что новая двигательная реакция за­крепляется благодаря освобождению организма от потребности, нару­шившей его равновесие, основывается на принципе:

в) гомеостаза;

28. Решение проблемы путем озарения противопоставила методу проб и ошибок психология:

б) гештальтпсихология;

29. Широко использовался в бихевиоризме для объяснения научения как ве­роятностного процесса метод:

б) проб и ошибок;

30. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называе­мому методу проб и ошибок, известно как:

в) оперантное научение;

31. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объек­тами, свойствами, действиями, психическми состояниями и т. п., состав­ляет сущность теорий научения:

а) ассоциативных;

32. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляют содержание теорий научения:

в) знаковых;

33. Научение как изменение поведения, внешних реакций на меняющиеся стимулы в зарубежной психологии анализировал:

в) Б. Скиннер;

34. Сущность научения как усвоения человеком связей, существующих меж­ду конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими со­стояниями, трактуется в теориях научения:

а) ассоциативных;

35. Проблемы усвоения социального опыта как процесса, происходящего между стимулом и реакцией, исследуются в рамках подхода:

б) когнитивного;

36. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматри­вается в рамках:

в) гештальтпсихологии;

.

38. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автома­тизированным, называется:

в) навыком;

39. Умения и навыки не обусловливают способности человека:

г) к аффективному поведению.

40. Исследование навыков началось с таких из них, как:

а) двигательные;

41. Отрицательное, взаиморазрушающее действие несовместимых друг с другом навыков называется:

г) интерференцией.

42. Возможность использования сформированного навыка в сходных или новых условиях интерпретируется как:

а) перенос;

43. Тенденция быстрого совершенствования навыка при первых повторени­ях и более медленного при последних называется законом:

г) изменения скорости развития навыка.

46. Усиление/ослабление приобретаемых навыков под влиянием уже сфор­мированных называется:

б) интерференцией;

52. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:

б) И. Лингарт;

54. Учение как адаптационный процесс с точки зрения наследственности, среды, приспособления, регуляции исследуется:

в) в биологии;

55. Учение как фактор социализации и условие связи индивидуального и об­щественного сознания рассматривается:

б) в социологии;

56. Система специальных действий, необходимых для прохождения основ­ных этапов процесса усвоения, называется:

в) преподаванием;

57. В отечественной науке Д.Б. Эльконин и В.В.Давыдов трактовали уче­ние как:

в) специфический вид учебной деятельности;

58. П.Я. Гальперин обосновывает учение как:

б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)

1. Развитие организма человека называется:

а) онтогенезом;

2. Развитие человека как вида называется:

г) антропогенезом.

3. Термин «онтогенез» был введен:

в) У. Джемсом;

4. Психическая закономерность — это связи и отношения (как правило, ве­роятностные), в рамках которых развивается и функционирует психика людей. Такие связи и отношения являются:

г) устойчивыми;

5. Научное положение о закономерном проявлении филогенеза в онтогене­зе принято называть законом:

а) биогенетическим;

6. Биогенетический закон обосновал:

б) Э. Геккель;

7. С точки зрения материализма из биогенетического закона вытекает:

а) признание предопределенности хода психического развития ре­бенка;

8. Концепцию стадийного развития личности не принимал:

г) Б. Скиннер.

9. Понятие «зона ближайшего развития» введено:

в) Л.С. Выготским;

10. Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоя­тельно и под руководством взрослого, называется:

б) зоной ближайшего развития;'

11. Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:

в) ведущей

12. В подростковом возрасте ведущей является деятельность:

б) интимно-личностная;

13. В младшем школьном возрасте ведущей является деятельность:

г) учебная.

14. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

в) А.Н.Леонтьевым;

15. При изучении в плане формирования общественно ценных психических новообразований к проблеме ведущей деятельности обычно подчеркива­ется подход:

г) педагогический.

16. Временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:

а) сенситивным;

17. Возрастной кризис относится к процессам:

б) нормативным;

19. Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:

в) Д.Б. Эльконин;

21. Процесс перехода от внешней предметной деятельности к ее внутренне­му (идеальному) плану называется:

а) интериоризацией;

22. Процесс превращения результатов внутренних (психических) действий в их материальный продукт называется:

б) экстериоризацией;

23. Процесс накопления опыта личностью путем переноса внешних элемен­тов предметной деятельности и общения во внутренний план называется:

в) интериоризацией;

24. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внут­ренней) составляет суть:

27. Содержание педологии относительно развития ребенка составляет подход:

г) комплексный.

28. Ценным в педологии является стремление изучать развитие ребенка в ус­ловиях:

а) комплексного подхода;

29. Рассмотрение ребенка как целостного существа в различных его прояв­лениях по отношению к окружающему миру —основное требование та­кого подхода к изучению развития личности, как:

в) системный;

30. Психическая активность человека имеет несколько измерений, размер­ностей, аспектов, уровней, инстанций и т. п. согласно такому подходу исследования личности, как:

г) интегральный.

32. Адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка рассматривает:

в) Ж. Пиаже;

33. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже отражает такой подход кразвитию личности, как:

а) когнитивный;

34. По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций характерна для возраста:

в) от 7 до 11 лет;

35. По Ж. Пиаже, то, что дети учатся мысленно совершать действия, кото­рые раньше они выполняли только руками, характерно для стадии:

в) конкретных операций;

36. 3. Фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека сокра­щенно повторяет ход развития всего человечества, опираясь на закон:

в) биогенетический;

38. Согласно психосексуальной концепции развития 3. Фрейда для возраста от 4 до 5 лет характерна стадия:

б) фаллическая;

39. По 3. Фрейду, то, что либидо не концентрируется на какой-то определен­ной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в со­стоянии бездействия, покоя, характерно для такой стадии психосексу­ального развития, как:

в) латентная;

41. Э. Эриксон считал, что конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствую­щих данному полу, характерен для возраста:

в) 12-18 лет;

43. По Э. Эриксону, стадия средней взрослости охватывает возраст:

в) от 40-45 до 60 лет;

44. По Э. Эриксону, стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям наиболее характерны для стадии:

б) ранней взрослости;

45. Согласно периодизации возрастного развития Э. Эриксона четвертый кризис развития:

б) переживается в младшем школьном возрасте;

46. Л.Кольберг называет уровень нравственного развития, на основании ко­торого люди приспосабливаются к правилам и принципам, выработан­ным другими, уровнем:

б) конвенциональным;

47. По Л. Кольбергу, конвенциональный уровень нравственного развития характерен для возраста:

б) от 10 до 13 лет;

48. По Л. Кольбергу, личность, сообразующая свои поступки с одобрением другими людьми, находится:

б) на конвенциональном уровне развития;

49. По Л. Кольбергу, большинство взрослых людей не достигают:

в) постконвенционального уровня развития;

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)

1. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

в) сознанием;

2. Психологической характеристикой сознания не является:

г) реактивность.

3. Понятия «мозг» и «материальное» находятся в таком же соотношении, как «сознание» и:

в) идеальное;

4. Основателем функционалистского подхода к изучению сознания явля­ется:

в) У. Джемс;

5. При исследовании сознания в контексте структуралистского подхода ис­пользовался метод:

а) интроспекции;

6. Порождение, функционирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной де­ятельности субъекта в теории:

б) А.Н. Леонтьева;

7. Первичное и рефлексивное сознание предложил различать:

в) Г. В. Фартинг;

8. Для нормального состояния сознания характерно(а):

г) легкое переключение внимания.

9. Психическое состояние как характеристика индивидуального акта созна­ния не детерминировано:

г) непланируемой ситуацией.

10. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется уровнем психической активности:

б) средним;

11. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:

г) объективностью.

12. По отношению к функционированию (состоянию) человека, его психи­ке сознание не является особым(ой):

г) автоматизмом.

18. Впервые в достаточно развернутом виде концепция бессознательного психического была представлена:

б) Г. Лейбницем;

19. Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции:

а) 3. Фрейда;

20. В концепции психоанализа 3. Фрейда во взаимоотношениях сознатель­ного и бессознательного на первом плане стоят параметры:

в) энергетические;

21. А. Адлером бессознательное трактуется как:

а) мотивационные ожидания;

24. Самосознание можно определить как:

г) образ себя.

25. Первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат:

г) У. Джемсу.

26. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле психологии:

а) гуманистической;

27. Я-концепция сформулирована:

б) в 1950-е гг.;

28. Возникновение самосознания не связано:

г) с увеличением непроизвольности.

29. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, исследовал:

б) Л.С. Выготский;

30. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению:

в) И.М. Сеченова;

31. По С.Л. Рубинштейну, самосознание:

б) является этапом в развитии сознания;

32. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:

а) биологических потребностей;

33. Психологическим механизмом самосознания выступает:

б) рефлексия;

34. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и ме­ста в системе межличностных отношений называется:

а) самооценкой;

35. Образы сознания, не предстающие перед субъектом в его внутреннем плане, выполняют функцию:

г) самообразования.

36. Способность принять позицию исследователя, чтобы понять самого себя, свои поступки, мысли и чувства, составляет сущность рефлексии:

а) интеллектуальной;

37. Рефлексия в области мышления получила название:

а) интеллектуальной;

II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Структура познавательной деятельности

1.Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:

а) познавательные;

2.Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является пред-ставление о существовании:

г)информационных фильтров.

3.Проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов:

в) в 60-е гг. XX в.;

4. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория:

в) образа;

5. Целостность образа не детерминирована:

г) кибернетически.

6. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

7. Когнитивный стиль по отношению к познавательной деятельности является:

а) способом;

12 Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведениюв проблемных ситуациях, —это:

б) интеллект;

13.Сквозным психическим процессом считается:

б) внимание;

14. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

г) внимание.

15. Серьезные разногласия в психологической науке вызывают природа и сущность:

г) внимания.

16.Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:

б) восприятие;

17.Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем осуществляет:

б) память;

18. Одну из первых моделей интеллекта предложил:

а) Ч. Спирмен;

19.В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни;

а) биопсихической;.

20.Интеллект в ряде психологических концепций не отождествляется:

г) с перцепцией.

33.Шкалы интеллекта IQ соответствуют измерению на уровне:

в) интервальном;

34.Критерием оценки развития интеллекта не является(ются):

г) скорость протекания нервных процессов.

35.Идея количественного определения интеллектуального развития детей с

помощью тестов принадлежит:

г) А. Бине.

36.Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел:

в) В. Штерн;

37.Попытка изучения продуктивных творческих составляющих интеллекта была предпринята представителями психологии:

в) гештальтпсихологии;

Ощущение.

1.Одним из основоположников психофизики является:

в) Г. Фехнер;

2. Особую остроту психофизическая проблема приобрела:

б) в XVII в.;

3. Принцип специфической энергии органов чувств выделил:

в) И. Мюллер;

5. Г. Гельмгольц является автором:

б) теории местоположения;

7. Философско-психологический смысл гипотезы А.Н.Леонтьева состоит в том, что в ней сделана попытка такого понимания природы ощущений, как:

б) объективистский;

16. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждение, называется порогом:

б) физиологическим;

18. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:

б) дифференциальной чувствительностью;

19. Интервал времени от момента подачи сигнала до момента его возникновения называется:

г) латентным периодом реакции.

20. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,—это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

21. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватнс

воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:

г) верхним абсолютным.

22. Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающее ощущение, — это:

б) дифференциальный порог;

23. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется:

б) порогом различения;

24. Ощущения, возникающие вследствие резкого возрастания их нижних абсолютных порогов, оказываются более или менее ослабленными:

б) при гипостезии;

25. Более или менее элементарные кожные ощущения, возникающие без всякого внешнего раздражителя, — это:

г) перестазия.

26. То, что величина разностного порога чувствительности относительна, доказал:

а) Э. Вебер;

31. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как:

а) депривация;

32. В условиях сенсорной депривации;

г) активизируется процесс воображения.

33. Психофизиологическая закономерность ощущений, не приводящая к изменению чувствительности, — это:

г) монотонность.

34. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

в) адаптация;

35. Дезадаптация может проявиться как:

г) явное понижение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.

36. Сенсибилизация не может быть вызвана:

г) привыканием.

37. Совокупность научных взглядов на качественно разнородное влияние одних и тех же раздражителей на различные органы чувств и в то же время на вызов различными, разнокачественными раздражителями сходных, однотипных ощущений в одних и тех же органах чувств называется:

а) концепцией специфической энергии органов чувств;

38. Сенсорная депривация не характеризуется таким показателем изменения чувствительности, как:

г) равномерность.

39. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:

б) сенсибилизация;

40. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др.), известна как:

г) модальность.

41. Сенсорная адаптация состоит в таких характеристиках восприимчивости рецепторов, подвергающихся длительному раздражению, как:

б) уменьшение;

42. Психическое явление, заключающееся в том, что амплитуда изменения ощущения, вызванного раздражителем полярного воздействия на противоположное, кажется большей, чем его физическая основа, называется эффектом:

б) контраста

43. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является:

б) модальность раздражителя;

45. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:

а) экстерорецептивными;

46. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:

б) интерорецепторами;

47. К экстерорецептивным относятся ощущения:

а) зрительные;

48. Термин «интерорецепторы» предложен:

б) Ч. Шеррингтоном;

49. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, —это:

а) синестезия;

50. Такие качественные характеристики ощущений, как цвет в зрении, тон и тембр в слухе и т. п., относятся к характеристикам:

а) модальностиым;

51. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется:

б) интенсивность ощущений;

52. К основным свойствам ощущений не относится:

г) объем.

Восприятие

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)

I. Восприятие часто принято называть:

в) перцепцией;

2. Последовательное применение принципа деятельности в изучении вос

приятия характерно для исследований:

в) А. В. Запорожца;

3. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в психологии:

б) отечественной;

4. Автором концепции бессознательных умозаключений является:

г) Дж. Гибсон.

5. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:

а) при его непосредственном взаимодействии с этим объектом;

6. По отношению к образам ощущения и восприятия образы представлений:

б) вторичны;

7. Процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным согласно закону:

в) перцепции;

8. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия,—это:

б) перцептивная система;

9. Произвольное внимание:

а) опосредовано социально выработанными способами поведения;

10. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает:

в) форма существования материи;

11. Основанием классификации восприятия на восприятие художественное, математическое, техническое, музыкальное и др. является:

г) вид деятельности.

12. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

г) целенаправленность характера деятельности субъекта.

13. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, — это:

г) осязание.

14. Субсенсорное восприятие —это одно из проявлений:

а) бессознательного;

15. Бинокулярное зрение составляет основу видения окружающего мира:

в) стереоскопического;

16. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

в) иллюзией;

17. Иллюзии восприятия не обусловлены:

г) темпераментом воспринимающего.

18. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:

а) Шарпантье;

19. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два чело

веческих профиля, иллюстрирует закон:

б) фигуры и фона;

20. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на

органы чувств, называются:

б) галлюцинациями;

21. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:

в) не проецируются вовне;

22. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

в) апперцепцией;

23. Термин «апперцепция» предложил:

в) Г. Лейбниц;

24. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:

б) константность;

25. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:

б) осмысленностью;

26. Константность восприятия —это свойство:

б) приобретенное;

27. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

а) целостность;

28. Концентрация внимания предопределяется:

а) функционированием доминанты;

29. Структурные единицы процесса восприятия у человека, обеспечивающие сознательное выделение и преобразова-ние сенсорной информации, что приводит к построению адекватного предметному миру и задачам деятельности образа,— это:

г) перцептивные действия.

30. Реакция внимания не связана со стимулом (событием, объектом), с точки зрения его:

г) однообразности.

31. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит:

г) от задатков.

32. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:

в) наблюдательность;

33. Априорное наличие в психике человека установки придавать воспринимаемым предметам, явлениям законченную, «хорошую» форму постулирует закон:

в) прегнантности;

34. Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение согласно закону:

а) транспозиции;

35. Стимул или объект привлекает тем большее внимание, чем он:

в) интенсивнее;



infopedia.su


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>