Кто придумал слово самолет


Кто придумал называть аэроплан самолетом

Как известно первые летательные аппараты, поднимаемые в воздух с помощью аэродинамической силы, были названы аэропланами. Когда и почему аэроплан стал называться самолётом?

Первая крылатая машина, построенная американцами братьями Райт и получившая имя «Флайер-1», совершила полет в декабре 1903 года. По другим свидетельствам пилотируемый летательный аппарат был изобретен 27-мью годами ранее русским морским офицером Александром Федоровичем Можайским. Свою первую модель самолета Можайский назвал «летучкой». Как бы то ни было, летательные аппараты — аэропланы довольно быстро стали популярны во многих развитых странах мира. В переводе на английский язык «самолёт» и сегодня звучит как Airplanе.

В России он тоже долгое время назывался именно так. Когда и почему аэроплан стал называться самолётом? Сам термин не нов, вспомним хотя бы сказочный ковёр-самолет. Со времен Петра Первого и позднее самолётами называли быстроходные речные паромы.

С легкой руки поэта-футуриста Василия Каменского, увлекавшегося авиацией и совершавшего самостоятельные полеты сначала на монопланах, а затем на аэропланах собственной постройки, слово «самолёт» с 1910 года распространилось сначала в поэтической среде того времени, а потом, что называется, «вышло в массы». Произошло это не так быстро, аэроплан стал называться самолётом примерно в середине 30-х годов прошлого столетия.

Заглянув в современный толковый словарь, вы обнаружите, что после слова «аэроплан», применительно к самолёту, в скобках стоит: «устаревший термин». Василий Каменский дружил со многими видными поэтами и писателями: Маяковским, Бурлюком, Хлебниковым и др. Кстати, слово «лётчик» было придумано Велемиром Хлебниковым. Он же предлагал называть пассажиров самолёта «лётниками», по аналогии с «путниками». Но это слово не прижилось. 

Распечатать

Кто придумал называть аэроплан самолетом

www.kakprosto.ru

Откуда произошло слово самолёт?

Отвечает филолог Мария БЛАЖНОВА:

- Скорее всего, вы читали книгу «Слово о словах» Льва Васильевича Успенского. Он пишет, что слово «самолёт» было известно на Руси ещё со времён Петра I, а возможно, и раньше. В энциклопедии Брокгауза и Эфрона в статье «Шлиссельбург» рассказано про то, как русские войска захватили крепость Нотебург у истока Невы. Там написано: «…на самолёте устроена связь между обоими берегами Невы». Оказывается, при переправах через широкие реки тогда применяли особые самоходные паромы, которые и назывались «самолёты».

Слово самолёт знало и множество других значений. Например, самолётом называли ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока. Волшебный ковёр, способный летать, в сказках тоже называли ковром-самолётом.

Слово самолёт применяли ко всему быстрому, на ходу, подвижному. Одно из акционерных обществ на Волге в XIX веке было известно под фирмой «Самолёт». Отдельным пароходам тоже охотно давали это имя. Когда языку понадобилось дать имя новой воздушной машине, люди вспомнили, что подходящее для этого слово уже существует в русской речи. Иностранное слово «аэроплан» заменило русское красивое слово «самолёт». Интересно, что именно в области авиации был когда-то сделан ряд попыток вмешаться в развитие языка.

В начале ХХ века поэт-футурист Велимир Хлебников попытался составить маленький словарик для нужд нарождавшейся авиации. Он искусственно произвёл множество слов от корня «лёт», чтобы они называли новые понятия. Летоба - вместо иноземного авиация, «летавица» или даже «лтица» - взамен авиаторша. Все эти слова имели очень учёный вид, но в языке не удержалось ни одно из них. А в то же время сами авиаторы произвели от того же корня «лёт» громадное число совсем других слов: лётчик, лётный, облетать. И вот эти-то не учёные слова прочно вошли в наш язык.

Смотрите также:

Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы
Материалы по теме

Другие вопросы

Задай свой вопрос

Оставить комментарий Согласен с условиями

www.spb.aif.ru

«Самолет» — слово пермское

Шевырин Сергей, ведущий специалист Государственного общественно-

политического архива Пермской области

Действительно, слово «самолет» придумал наш земляк — поэт и авиатор Василий Каменский. До этого летательные аппараты тяжелее воздуха чаще всего назывались «аэропланы». Хотя были и другие названия. Так А.Ф. Можайский, один из первых в мире запатентовавший авиадвигатель, назвал в 1881 году свой самолет «воздухолетательный снаряд».

Первые успешные полеты летательных аппаратов, оснащенных моторами, осуществили американцы — братья Райт. Они оборудовали свой аэроплан двигателем внутреннего сгорания, который был легче и производительнее используемого Можайским парового двигателя. Затем развитие авиации стало стремительным. Сенсация 1908 года: самолет (тогда ещё «аэроплан») братьев Райт летел без остановки 1,5 часа; в 1909 г. французский конструктор и летчик Л. Блерио перелетел Ла-Манш. А в 1911 г. и пермяки могли рассмотреть и даже «пощупать, потрогать и понюхать» (В. Каменский) аэроплан «Блерио XI» — именно на таком пересек Ла-Манш французский авиатор. Летом 1911 г. Василий Каменский привез в Пермь свой «Блерио» и пытался взлететь с ипподрома. Конечно же, удивленные горожане пришли смотреть на полет, на аэроплан и «футуриста-песнебойца-авиатора». Надо думать, смотреть было на что — ширококрылый и легкий аэроплан и экстравагантный пилот Каменский. При взлете самолет зацепился за забор ипподрома и упал на землю. Потом полеты все же состоялись, и летал Каменский на удивление пермяков — «выше соборной колокольни» (современная художественная галерея), назло высмеявшим его первый пермский полет газетчикам.

После революции многие русские талантливые авиаконструкторы и инженеры покинули страну. В частности — создатель уникальных самолетов «Русский витязь» и «Илья Муромец» Сикорский. В 1920-е годы страна фактически не производила самолеты, а эксплуатировала старые, ещё дореволюционные, аэропланы. Но общемировое развитие авиации требовало от страны создания авиационной отрасли в промышленности.

Уже в 1920-е гг. Н.Е. Жуковский и А.Н. Туполев создают свои конструкции самолетов, А. Д. Швецов — первые советские авиационные моторы. Предстояла сложная задача — построить огромные заводы для массового изготовления самолетов.

В 1930 г. в 2 км от Перми решено было построить крупный авиамоторный завод. Форсированный план индустриализации отводил на строительство завода 18 месяцев. Но сосредоточение всех ресурсов и сил на строительстве и пренебрежение элементарными нуждами рабочих привело к тому, что на стройке не хватало значительного количества рабочих. Соответственно не выполнялись и планы — в 1931 г. план строительства был выполнен на 73%. К 1 января 1932 г. завод построен не был, и отчасти это объясняется многочисленными изменениями проекта. В итоге был утвержден и построен завод, с мощностями почти в 10 раз больше, чем предусматривал первоначальный проект.

Первоначально на заводе планировалось выпускать моторы отечественной разработки — М-15, М-22. Но, несмотря на успехи советских конструкторов, на пермском заводе решено было выпускать лицензионные американские моторы. В Америку была направлена делегация, которая купила у крупнейшей фирмы «Кертис-Райт» лицензию на производство мотора «Циклон». Эти моторы в то время были самыми передовыми и даже до конца не освоенными самими американцами. В Государственном общественно-политическом архиве Пермской области сохранился документ — «спецзаписка» от начальника особого отдела ГПУ, направленный 16 июля 1933 г. в пермский горком ВКП (б). В этой записке руководство завода № 19 им. Сталина обвинялось в срыве производства мотора М-22, который завод уже почти был готов выпускать (на 87%) и покупки лицензии на «Циклон». Доработка и освоение нового мотора, по мнению начальника особого отдела, отодвинула бы возможность массового производства моторов до 1935 г. Но, вероятно, авиамотор «Циклон», который в России получил название М-25, был очень перспективным. Для внедрения производства нового мотора и улучшения его характеристик в Пермь прибыл из Москвы известный конструктор Аркадий Дмитриевич Швецов.

В 1934 г. на пермском авиамоторном заводе им. Сталина были собраны первые 50 моторов, правда, ещё из американских деталей. Полностью освоить производство моторов смогли только к 1935 г. В 1936 г. на заводе был запущен конвейер по сборке моторов. В 1936 г. пермские моторы для истребителей были признаны самыми надежными, а все моторы — лучшими. Недаром в этом году завод был награжден орденом Ленина.

В 1937 г. на заводе начались поиски «вредителей и троцкистов». Первоначально поиски привели к увольнению с завода около 500 человек — «пролезших на завод диверсантов и шпионов». Причем в официальных документах описана их вина. Например, рабочий Лотенгауз в 1931 г. учился в Германии и знаком с корейцем, у рабочего Сугако в Польше проживали 3 брата и из этого, конечно же, «…ясно, что Сушко является агентом польской разведки». А в 1938 г. УНКВД по Пермской области «вскрыло и ликвидировало контрреволюционную вредительскую организацию, действовавшую на оборонном заводе № 19». Директор завода И.И. Побережский был расстрелян, конструкторское бюро почти в полном составе получило по 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Причем ещё до вынесения приговоров все пермские инженеры-конструкторы были отправлены в различные лагерные «шарашки», где продолжили разрабатывать авиадвигатели.

Массовые увольнения и аресты не могли не сказаться на работе завода. План 1938 г. завод выполнил на 78% с удорожанием производства на 8,3%. Тогда как в 1936 г. план часто перевыполнялся.

После заключения пакта о ненападении между Германией и СССР, по воспоминаниям работников, на завод в апреле 1941 г. приезжала группа немецких инженеров. Их водили даже в испытательный цех, где находились новейшие разработки — в том числе сконструированный А.Д. Швецовым авиамотор М-82. Правда, эти секретные разработки были замаскированы под строительство и прикрыты стройматериалами.

Годы Великой Отечественной войны показали всю работоспособность и мощь пермского авиамоторного завода. За первые четыре года войны завод выпустил более 30000 моторов для истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Пермские моторы настолько хорошо зарекомендовали себя в боях, что было принято решение об изменении маркировки с «М» на «АШ» — Аркадий Швецов.

Ещё в предвоенные годы для обеспечения пермских моторов карбюраторами началось строительство завода 33-бис. До 1939 г. карбюраторное производство в стране было сосредоточено на одном заводе № 33 в Москве. В 1939 г. завод получил самостоятельный номер 339 и начал производить карбюраторы для моторов, разработанных пермскими конструкторами. В годы войны московский карбюраторный завод был эвакуирован в Пермь (тогда — Молотов) и фактически вес производство карбюраторов для самолетных моторов было сосредоточено в нашем городе.

Уже в военные годы поршневые авиадвигатели достигли своего предела, требовался переход к кардинально новым конструкциям — газотурбинным и реактивным двигателям. С 1953 г. авиамоторный завод начал осваивать реактивные двигатели. Разработанные пермскими конструкторами и произведенные на пермском заводе моторы пользуются большим спросом и сейчас. На самолетах Ту-124, 134, 204, 214, МиГ-31 и других установлены пермские моторы. Василий Каменский мечтал о «типе летающих людей», напоминающих птиц, и о том, что «все люди… без исключения дойдут в области авиации до совершенства». К таким людям можно без сомнения причислить многих пермяков и особенно А.Д. Швецова, П.А. Соловьева и многих, многих других, немало сделавших для воплощения вечной мечты человека о полете.

www.permgaspi.ru

Ответы@Mail.Ru: кто придумал самолет?

Первые попытки построить самолёт предпринимались ещё в девятнадцатом веке, в частности, самолёт был построен русским инженером Можайским. Однако ни одна из этих конструкций не смогла подняться в воздух. Причинами этого служили: слишком высокая масса и неприспособленность тогдашних двигателей (паровых машин) к условиям авиации, отсутствие теории полёта, в связи с чем самолёты строились «наобум» , отсутствие инженерного опыта у многих пионеров авиации. Первым самолётом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить горизонтальный полёт, стал «Флайер» , построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903-го года. «Флайер» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райтов было официально признано первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, который совершил пилотируемый полет с использованием двигателя. Их аппарат представлял собой биплан типа «утка» — пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небелёным муслином. Двигатель «Флайера» был четырёхтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего (или целых, если оценивать с современной точки зрения) 80 килограмм. Аппарат имел два деревянных винта. Вместо колёсного шасси Райты использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолётом тросом через систему специальных блоков. В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Германии, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения — самолёта. Свою отрицательную роль в отношении летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграла и история с «Аэромобилем» В. В. Татаринова. В 1909 г. изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта. Кроме того, было много пожертвований от частных лиц. Те, кто не мог помочь деньгами, предлагали бесплатно свой труд для воплощения замысла изобретателя. Россия возлагала большие надежды на это отечественное изобретение. Но затея закончилась полным провалом. Опыт и знания Татаринова не соответствовали сложности поставленной задачи, и большие деньги были выброшены на ветер. Этот случай отрицательно повлиял на судьбы многих интересных авиационных проектов — русские изобретатели не могли больше добиться государственных субсидий. В 1909 году русское правительство наконец проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Конструировать самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле. Первые успехи русской авиации датируются 1910 г. 4 июня профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции. 16 июня молодой киевский авиаконструктор Игорь Сикорский впервые поднял свой самолёт в воздух, а ещё через три дня состоялся полет самолёта инженера Якова Гаккеля необычной для того времени схемы биплан с фюзеляжем (бимоноплан) .

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>