Кто придумал школьную форму
Кто придумал школьную форму?
Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму?» Действительно, кто? Петр I, одев одинаково учеников навигаторской школы, созданной 1701 году.
И в институте благородных девиц, созданном Екатериной II, в обычные дни каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет - коричневый (кофейный), 9-12 лет - голубой, 12-15 лет - серый и 15-18 лет - белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица.
Активно созданием формы для учащихся занимались в XIX веке. 1834 г. - принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.
1896 г. - утверждено положение о гимназической форме для девочек.
До 1917 г. школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, т. к. учились в гимназии лишь дети богатых родителей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам - темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
1918 г. - гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена.
С точки зрения «классовой борьбы», старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки - «гимназистка»). Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплека - бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.
Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов 1920-х было решено объявить «вредителями» и «врагами народа».
1949 г. - было решено возвратиться к былому образу: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, у девочек - классическое коричневое платье с воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить черные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались.
1962 г. - мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах.
1973 г. - введена новая форма для мальчиков. Синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая джинсовая мода) с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения. У мальчиков-старшеклассников куртка заменялась на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома.
В 1984 году для девочек был введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.
1988 г. - некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
1992 г. - отмена школьной формы в школах Российской Федерации. Начиная с 1999 г. - отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например, в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке. Англия - страна консерваторов, школьная форма там всегда приближена к классическому стилю одежды. Долгое время она включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком. Школьники любят носить форму, большинство из них гордится ею.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах.
В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ. Однако для США довольно часты случаи, когда школьники, одетые в мешковатые одежды, проносят в класс огнестрельное оружие. Строгая школьная форма с облегающим силуэтом не дала бы возможности незаметно спрятать пистолет.
На Кубе форма обязательна для всех учащихся.
Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же «сейлор фуку» - «матросский костюм». К форме обычно дается еще и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду. В Японии выпустили курточки для учеников, оснащенные встроенной спутниковой системой навигации GPS. Она позволяет родителям отслеживать место нахождения детей через свои персональные компьютеры. Система имеет важное дополнение: если ребенку кто-нибудь или что-нибудь угрожает, он может послать сигнал тревоги в службу безопасности, просто нажав кнопку.
Любопытно, что в США попытка повысить безопасность школьников с помощью электроники провалилась.
www.xn----7sbbtmldabdwkg2dvc0a5e.xn--p1ai
История школьной формы в России
Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда. Впервые обязательную школьную форму в Российской империи ввел Николай I, и с тех пор она неоднократно менялась в зависимости от предпочтений того или иного правителя.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Любая одежда — от стесняющей движения юбки-карандаша и строгого костюма до гавайских рубашек и вечерних платьев — влияет на поведение человека. Единообразную форму одежды для обозначения принадлежности к определенной группе впервые использовали члены монашеских орденов. С появлением в XVII веке постоянных армий носить униформу начали военные. Первый опыт введения школьной формы был предпринят в XVI веке в английской благотворительной школе для детей из бедных семей «Приют Христа», однако повсеместной эта практика стала лишь через 200 лет.
Первая английская школьная форма, XVI век
Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции.
Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.
Гимназисты дореволюционной России, конец XIX века
Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии — красный, у Второй — белый, у Третьей — голубой.
Дореволюционная гимназическая форма
Сын императора Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Поменялись и стандарты школьной формы, во всем повторявшей военный стиль. С 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.
Реформатор долго не мог определиться с тем, какую одежду следует носить гимназистам. Цвет мундиров, фурнитуры деталей и выпушек меняли несколько раз. В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».
При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.
Воспитанники престижных школ — гимназий, реальных и коммерческих училищ — при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремесленных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.
Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц — в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.
Выпускницы Смольного института
В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный — по будним дням, и белый — по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку.
После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.
Женская школьная форма, 1917 год
С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремешком. Гимнастерки подпоясывали черным лакированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Новые правила коснулись и укладки волос: их следовало заплетать в косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни — черные, в праздничные — белые. В целом «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.
Школьная форма первоклассника, 1955 год
Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими — мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.
Первоклассники одной из школ Киевского района столицы, 1962 год
В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам — костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком — за 90 лет в них практически ничего не изменилось.
Форма учеников средней школы, 1979 год
С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.
Осенью 2012 года директор одной из школ Ставропольского края отказалась пускать на уроки нескольких учениц-мусульманок в хиджабах. Согласно уставу, посещать занятия можно было только в светской одежде. Несколько месяцев спустя президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений могут устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
mel.fm
Откуда пошла и как менялась школьная форма в России
Местом, где впервые появилась школьная форма, считают Великобританию. Произошло это еще во времена правления короля Генриха VIII (1509 – 1547). Она была синяя, поскольку считалось, что ношение подобной расцветки должно было приучать детей к смирению, да и ткань такого цвета была самой дешевой. В этой стране к ученической форме относят не только верхнюю одежду, обувь, но и даже носки. В каждой школе есть своя школьная форма, хранящаяся там же и выдаваемая всем ученикам бесплатно. К форме обязательно прилагается кепка или шляпа с логотипом школы и фирменный галстук.
К нам традиция одевать учеников в форму пришла также из Великобритании. Можно назвать точную дату 1834 год. Именно тогда был принят закон, который утвердил общую для всех учеников систему гражданских мундиров в Российской империи, которые делились на студенческие и гимназические мундиры. Предназначались они, главным образом, для мальчиков, так как женского образования в те времена еще не было. Такие мундиры должны были носиться учениками не только во время учебы, но и после уроков.
Традицию британского смирения школяров Российская империя переняла в 1834 году, включив гимназистов и студентов в единую систему гражданских мундиров. Причем форму было предписано носить не только в стенах учебных заведений, но и вне их.
В 1896 году Смольный институт стал первой ласточкой женского образования в России – и школьной формы для девочек. Затем, уже в 1896 году, с открытием первого учебного заведения для девочек – Смольного института, — впервые появилась школьная форма для девочек. Воспитанницы первого в России женского образовательного учреждения должны были носить, в зависимости от возраста, платья определенного цвета. Так, воспитанницы от 6 до 9 лет носили коричневые (кофейные) платья, от 9 до 12 лет – голубые, от 12 до 15 лет – серые, а с 15 до 18 лет – белые. Все они были украшены белыми воротничками и манжетами. Также неотъемлемой их частью был черный (по праздникам – белый) передник. В те времена школьная форма служила признаком высокого статуса ее владельца, ведь только дети состоятельных родителей могли позволить себе получить образование.
4
Платья кофейного цвета (6-9 лет), голубого (9-12 лет), серого (12-15 лет), белого (15-18 лет). Черный передник по праздничным дням сменялся белым.
5
В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования. С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка»). С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
Вновь школьная форма появляется в 1948 году, причем по всем параметрам она напоминала ту, буржуазную. Мальчиков одели в полумилитаристскую форму, почти что обмундирование, включавшее в себя ремень с пряжкой и кепку с козырьком. Форма дополнялась атрибутами принадлежности к детской (октябрята, пионеры) или молодежной (комсомол) коммунистической организации.
В 1960-е решили не готовить будущих солдат прямо со школьной парты и заменили гимнастерки шерстяным костюмчиком серого мышиного цвета.
Точь-в-точь по армейской пословице: «Безобразно, но единообразно». «Серые» мальчики в костюмчиках, быстро мявшихся и истиравшихся…
В середине 1970-х мальчиковая форма вновь поменялась. Шерстяную ткань заменили на полушерстяную, серый «футляр» — на синие брюки и курточки модного джинсового покроя. На левом рукаве появилась «эмблема советского школьника» — восходящее солнце и раскрытая книга (иногда дополнявшиеся стилизованным изображением атома). Очень часто от нее старались избавиться: примерно через полгода краска на эмблеме облупливалась, и та выглядела неряшливо.
Последний раз советскую школьную форму меняли в 1980 году. Старшеклассники перешли на синие брючные костюмы. Школьницы до седьмого класса носили обычное коричневое платье чуть выше колен. А старшеклассницы щеголяли в жилетах на блузках и в плиссированных юбках. Российский закон «Об образовании» 1992 г. передал вопросы школьной формы в ведение самих образовательных учреждений.
multiurok.ru
Школьную форму внедряли жесткие авторитарные правители
У каждого человека есть свой золотой век, куда хочется вернуться. Это детство. Пусть не всё, но какие-то детали мы неизменно вспоминаем с симпатией. У наших правителей детство пришлось на советские годы, им хочется вернуть тот золотой век, и вот они придумали школьную форму. Это, конечно, косвенная причина, а каковы же прямые? Почему это решение приняли так скоропалительно? Я ведь помню, как в 2010, потом в 2012 году обсуждали эту идею — возвращения школьной формы — и не сочли целесообразной. А в 2013 внезапно пришли к такому решению, хотя в законе об образовании оно отражения не нашло.
На осенней сессии российского парламента, возможно, будут решать вопрос о единой форме. Но, надеюсь, до этого не дойдет. Возможно, причина кроется в скандалах вокруг хиджабов, которые, вслед за Францией, стали отмечаться и в России, в Краснодарском крае. В школе вводят форму, и хиджаб не является ее частью — вот и решение проблемы.
-
Сергей Николаев
Источник: ергей Николаев
-
Сергей Николаев
Источник: ергей Николаев
-
Сергей Николаев
Источник: ергей Николаев
-
Сергей Николаев
Источник: ергей Николаев
-
Сергей Николаев
Источник: ергей Николаев
-
Сергей Николаев
Источник: ергей Николаев
-
Сергей Николаев
Источник: ергей Николаев
-
Сергей Николаев
Источник: Сергей Николаев
Идеей школьной формы неожиданно загорелись все: от модельера Вячеслава Зайцева до священника Всеволода Чаплина, который выступил с идеей некой православной моды. Кстати, первая школьная форма и появилась-то при монастырях — в певческих школах. На клиросе дети должны выглядеть красиво.
Настоящая школьная форма впервые появилась во Франции XVI века, в Сен-Сирском аббатстве. Я об этом вспоминаю, когда слышу очередные заявления о том, что форма поможет побороть социальное неравенство. Дело в том, что в аббатстве школьную форму шили по самым новомодным трендам, по образцам придворной моды, из самой лучшей шелковой ткани — коричневого муслина. И каждый класс имел на платье ленточку своего цвета.
Кстати, в Смольном институте туалеты тоже были модными, но они стремительно устаревали. Немудрено, что смолянки свою форму вспоминали с отвращением.
В мире всего несколько стран, где существует единая форма — это Гана, Малайзия, Мали, Бурунди, Нигерия — и во всех этих странах крайне низкий уровень экономики, низкая грамотность.
Затем вышел утопический роман Дени Вераса «История севарамбов». Это был уже XVII век. Помимо прочего, там упоминалось, что все дети носили одежду определенного цвета: с трех до шести лет — один цвет, с шести до 11 — другой. Излишне говорить, что представители разных родов войск — скажем, лучники и арбалетчики — тоже имели разную форму.
В Англии XVI века появилась первая форма в школах для английской бедноты. До нас даже дошли рисунки этой формы: суконная куртка (на самом-то деле, не суконная, а из более бедного материала) и короткие штаны с гольфами. В этой же одежде выпускники школы — а знания им, конечно, давали ограниченные — устраивались потом прислугой в разные дома.
Монастырская одежда, форма в школах для сирот — все это носило негласную функцию: привлечь в монастыри или школы побольше детей. Сейчас единая школьная форма для всей страны — это нонсенс, и даже не верится, что прошло всего 20 лет с тех пор, как у нас ее отменили. В мире всего несколько стран, где существует единая форма — это Гана, Малайзия, Мали, Бурунди, Нигерия — и во всех этих странах крайне низкий уровень экономики, низкая грамотность. Покупка одежды для тамошних семей — это роскошь. Получить форму бесплатно, записав чадо в школу, — довольно соблазнительно. Вот так в людях поддерживается тяга к образованию.
В России первую форму — для стрельцов — придумал Иван Грозный. В Российской империи течение продолжил Петр I, затем Екатерина II — ей многие дамы-военнослужащие будут благодарны за внедрение мундирного платья. И, наконец, Николай I, который ввел мундиры даже для штатских. Тогда-то и появились первые гимназические школы, впрочем, первые гимназии возникли тогда же.
С похожей идеей — формой для штатских — 100 лет спустя выступил Сталин.
Для российских школьников форму отменили одновременно с революцией и вернулись к этой идее лишь в 1949 году, взяв за образец именно дореволюционную модель. Школьные платья девочек были очень похожи на гимназические, мундиры мальчиков — на одежду реалистов. Что там произошло в те годы, непонятно — возможно, произошел или только потребовался какой-то перелом в легкой промышленности, тем более, что ее усилили трофейным немецким оборудованием. Добавим, что в нацистской Германии форма как раз не приветствовалась. Школьной не было вообще, а со студенческой боролись. Студенчество не без оснований считали опасным для рейха.
При Брежневе советская форма для мальчиков была преобразована. Вместо военного покроя — стройотрядовская курточка или пиджак. В 1980-е годы для девочек-старшеклассниц стали шить костюмы. Примерно в 1992 году форму отменили, хотя официально этого, кажется, так и не произошло. В каждой школе это происходило в разное время. Все зависело от строгости завуча.
В 2013 году опросы населения показали: за возвращение школьной формы выступают 80% педагогов, 24% детей и 60% родителей. Депутаты решили, что общественность их поддерживает. Хотя аргументы — форма дисциплинирует, форма удерживает от проявлений неравенства — сейчас выглядят забавно.
***
Лекция Юлии Демиденко «Школьная форма: тоталитарная элегантность» прошла в книжном магазине «Порядок слов» 8 октября.
mr7.ru