Кто придумал метрополитен в мире
5 самых старых метрополитенов мира
20 июля 1900 года во Франции была открыта одна из старейших линий метрополитена в Европе. Мы решили составить список самых старых метрополитенов мира, которые представляют особенный интерес для туристов.
Лондонский метрополитен, Великобритания
Самый старый метрополитен в мире располагается в Лондоне. Первая линия тут была запущена в 1863 году и длина линии составляла около четырех километров. Эта смешная по современным меркам линия стала настоящим прорывом и революцией в общественном транспорте, которая сегодня позволяет городам не задыхаться от многомиллионных пассажиропотоков. Первые составы метро тянул паровоз, и основными посетителями лондонской подземки на первых парах были исключительно богатые дамы и господа, которые использовали метро скорее как развлечение, а не как средство передвижения. Сегодня метрополитен в Лондоне насчитывает почти три сотни станций, по которым передвигаются миллионы горожан.
Интересна система, по которой организовывается оплата проезда в метро. Все линии разделены на зоны, каждая из которых оплачивается отдельно и можно покупать проездные билеты на ту или иную зону, или же на все зоны сразу. Ездить на лондонском метро довольно сложно и если немного отвлечься на книгу, то запросто можно проехать свою развязку, которых тут очень и очень много. И, к слову говоря, лондонцы не называют свое метро словом «метро», которое было изобретено американской корпорацией. Они используют емкое слово «tube», что значит «труба».
Афинский метрополитен, Греция
В Греции первая станция всего на шесть младше лондонской. Поначалу подземка не носила название метрополитена, а считалось обычной железной дорогой городского значения. 27 февраля 1969 года для первых пассажиров была открыта линия Афинского метрополитена. Вагоны, как и в Лондоне, тянул паровоз, что создавало немало проблем из-за сильного задымления. Составы на электрической тяге начали появляться только в 1904 году. Как ни странно, несмотря на свой почетный возраст, афинское метро совсем небольшое и вторая линия была открыта всего лишь в 2004 году накануне олимпийских игр.
Стамбульский метрополитен, Турция
В Стамбуле есть небольшая линия метро, протяженностью всего около полукилометра. Она была открыта в 1875 году и существует до сих пор. Эту линию называют «тюлень», за малый размер и форму. Эта крохотная линия существует до сих пор и у нее даже появился младший брат – тюлень 2. Кроме тюленей в Стамбуле есть полноценный метрополитен с многотысячным пассажиропотоком, но он был построен уже в двадцать первом веке. Поездка в Турцию и путешествие в Стамбул никак не обойдется без посещения метро – тут это самый простой способ добраться до нужного места, так как наземный транспорт развит слабо.
Нью-Йоркский метрополитен, США
Перенимают технологию метрополитена и Соединенные Штаты, открывшие в 1880 году в городе Нью-Йорк первую линию метро в стране. Город в то время активно развивался, а вместе с городом активно росло и количество жителей. Нужно сказать, что метро большого яблока еще более запутанное, чем Лондонское, так как строили его поначалу три конкурирующие компании, которые лишь в сороковые годы объединились в одну корпорацию. Есть у местного метро и другие минусы: страдающие от воды и крыс станции и проводка, непостоянный интервал движения поездов. Но главный плюс метро Нью-Йорка, это то, что работает оно круглосуточно. Любой тур в США должен предусматривать посещение метрополитена в Нью-Йорке.
Метрополитен Чикаго, США
Линия была открыта в 1982 году, на сегодня является одной из самых длинных в мире. Метро Чикаго насчитывает 8 линий и 144 станции. Жители Чикаго называют своем метро «L» и очень гордятся тем, что у них в городе находится одна из древнейших линий метро. Метро Чикаго довольно ветхое и многие станции требуют срочного ремонта, что еще больше усугубляется огромным пассажиропотоком.
5 самых глубоких станций метро в мире
venividi.ru
Где построили первый метрополитен: лондонская история
Общественный вид транспорта прочно вошел в жизнь крупнейших мегаполисов нашей планеты. Однако мало кто задумывается, где и кем было построено первое метро в мире – появилось необычное средство передвижения в далеком XIX веке.
В 1855 году в Лондоне численность населения превысила 2 млн человек, и проблемы передвижения по столице взволновали не только жителей города, но и властей. Из-за быстрого разрастания мегаполиса и его густонаселенности добраться из одного конца города в другой стало проблематично. Возникающие пробки на дорогах приводили к столкновениям наземного транспорта и людей, а успеть добраться до нужного места к назначенному сроку, было невозможно. Тогда же было принято решение о строительстве подземной дороги.
Строительство
Компания MetropolitanRailwaj занялась сооружением первой ветки метрополитена. Для того чтобы первое метро в мире появилось в Лондоне, властям пришлось принять непростое решение о сносе большого количества жилых домов и прочих построек, мешавших работам.
Первая ветка метрополитена прокладывалась на глубине 10 метров. В вырытый тоннель укладывались рельсы, а сверху возводилось прочное перекрытие из кирпича. Оставшийся ров засыпали. Протяженность тоннеля составила 3600 метров и включала 7 станций.
Первое в мире метро построили в 1863 году. На его открытии присутствовал принц Уэльский Эдуард II. Первым пассажиром необычного транспорта также стал будущий король Великобритании.
Перевозка пассажиров
Первый подземный транспорт выглядел не очень привлекательно. Поезда ездили на угольном топливе, вентиляции в подземелье практически не было. Одежда, волосы и лица пассажиров быстро становились грязными. Но, несмотря на отсутствие свежего воздуха, жители Лондона оценили новшество: хоть и не комфортное, зато быстрое. В первый день работы метрополитеном воспользовались почти 30 тысяч жителей столицы.
Первый год работы подземные вагоны перевезли около 1 миллиона человек, во второй – более 10 миллионов. Удобное и недорогое транспортное средство полностью завладело жителями столицы, несмотря на некоторые минусы.
Со временем локомотивы перевели на электрическую тягу, подземку углубили и соорудили эскалаторы. А к концу 1905 года лондонское метро было полностью электризовано.
Сейчас Лондонский метрополитен состоит из 12 линий и перевозит более 3 миллионов пассажиров в сутки. Его схема напоминает трубу и узнаваема многими иностранными туристами. Эмблема лондонского метро – атрибут столицы.
Московское метро
Несмотря на то, что первое в мире метро построено в Англии, в российской столице с конца XIX века велись серьезные разговоры о запуске подобного транспорта. Москва перенаселялась, проблемы с передвижением по городу возникали все чаще. Первая мировая война на долгое время отложила создание метрополитена.
В конце 1931 года первый тоннель Московского метрополитена все же был заложен. Но неподготовленность рабочих постоянно срывала строительство, и власти привлекли к работе профессиональных шахтеров из Донбасса. В 1935 году первая ветка российского метро все же открылась.
В метро было 8 поездов, передвигавшихся со скоростью не более 5 км/ч. Первыми пассажирами, оценившими нововведение, стали делегаты седьмого съезда Советов.
Сейчас подземка действует во многих крупных городах. Хотя первое метро в мире появилось в Англии, на сегодняшний день крупнейшим в мире является московский метрополитен, насчитывающий 179 станций и, по предварительным подсчетам, перевозящий около 9 миллионов человек в сутки.
Читайте также:
Кулибин Иван Петрович: изобретения
Эресуннский мост-тоннель из Копенгагена в Мальме: инженерный шедевр Европы
vseonauke.com
Где появился первый метрополитен?
В стране, где я сейчас живу, нет метрополитена, на переполненных маршрутных такси «катаемся», но вопрос о возникновении метро заинтересовал меня и вот, что я узнал.
Первая в мире подземная железная дорога была открыта в 1863 году в столице Великобритании. Дорога была построена силами подрядчика, который носил название «Столичная железнодорожная компания». Строительство метро наносило огромный удар по карману владельцев конного городского транспорта. Извозопромышленники, кэбмены, владельцы омнибусов ожесточенно сопротивлялись строительству. По их требованиям работы были ограничены, но метро все же пробило себе путь под Лондоном. Дело было доведено до конца.
В 1870 году была построена вторая линия метро, а спустя несколько лет еще две. В 1884 году все участки линий метрополитена были соединены в кольцо. Его протяженность составляла около 13,05 мили (21 километра). Количество станций лондонского метро возросло до 27.
Первые линии метро были проложены неглубоко. Лишь спустя двадцать с лишним лет со дня открытия подземки была проложена первая «линия глубокого залегания». На станции соорудили эскалаторы. В это же время началась электрификация линий. Однако паровая тяга еще долго не сдавала позиций.
Большие города начали перенимать лондонский опыт. «Сабвэи» (от английского subway) начали строиться в Нью-Йорке, Чикаго, Будапеште, Вене, Париже. Удобное и недорогое средство передвижения решительно ступило в человеческую жизнь.
В России метрополитен появился позже. История упоминает, что Государственная дума рассмотрела и утвердила проект строительства подземной железной дороги в 1912 году, однако первая мировая война помешала воплотить замысел в жизнь. Предполагалось соорудить три линии: от Смоленского рынка до Каланчевской площади; от Виндавского (Рижского) вокзала до Серпуховской площади и от Тверской заставы до Покровской заставы. Первая шахта советского (российского) метро была заложена уже в Советском Союзе в 1931 году. А 15 мая 1935 года ровно в 7 часов утра по московскому времени в путь отправился первый состав советского метро, составленный всего из четырех вагонов. К этому времени в мире действовало двадцать метрополитенов. Кроме старого света и штатов метро уже было в Латинской Америке (кто бы мог подумать) и в Азии, в Токио.
В 1941 году было приказано уничтожить московское метро. Приказ позже был изменен, и метро разминировали. Эта дата, пожалуй, была вторым днем рождения российского метрополитена.
Сегодня метро действует во многих городах. Изменился его облик, степень комфортабельности, но «дедушкой» метрополитена навсегда останется английский «сабвэй». Теги: метрополитен, метро, история
shkolazhizni.ru
МЕТРОПОЛИТЕН
Содержание статьиМЕТРОПОЛИТЕН, или метро, скоростной местный пассажирский железнодорожный транспорт, линии которого полностью или частично проложены в туннелях. Метрополитен обычно является основной системой общественного городского транспорта. Это транспорт местного значения, его поезда ходят чаще, расстояния между станциями меньше, чем на пригородных железных дорогах, и у него нет центрального вокзала. Благодаря отсутствию пересечений на одном уровне поезда метрополитена могут ходить с повышенной скоростью. В центральной части города линии метро прокладываются под землей, а в других районах также в открытых выемках, на поверхности или на эстакадах.
После Второй мировой войны в связи с быстрой урбанизацией началось усиленное строительство и расширение метрополитена в крупных городах всех стран мира. В настоящее время крупные сети линий метрополитена общей протяженностью свыше 160 км имеются в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Токио и Москве. Насчитываются также пять сетей метро протяженностью более 80 км: в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне, Берлине и Гамбурге.
Технические средства.
Пути метрополитена аналогичны путям обычных железных дорог для вагонов на колесах с ребордами. На некоторых метрополитенах вместо стальных рельсов устроены продольные выемки в дорожном полотне, по которым вагоны катятся на пневматических шинах. В большинстве случаев каждая линия состоит из двух параллельных путей, но на участках с очень интенсивным движением нередко бывает три и четыре пути, что позволяет создать экспрессные линии.
Ток обычно подводится по третьему рельсу, с которого снимается скользящим контактом. На некоторых метрополитенах, например мадридском и римском, ток снимается с воздушного провода. Электричество не только приводит в действие тяговые двигатели поезда, но и обеспечивает освещение, отопление и вентиляцию вагонов.
Современная система сигнализации, централизации и блокировки, в принципе такая же, как и на железных дорогах, позволяет поездам двигаться с интервалами менее 1,5 мин. Современные вагоны большой вместимости рассчитаны на высокие скорости движения. Они изготовлены из легких и прочных материалов, быстрее ускоряются и лучше тормозятся. Благодаря применению железобетонных шпал и сварных рельсовых ниток длиной 0,4 км поезд движется более плавно и с меньшим шумом. Для автоматического управления маршрутами применяются компьютеры. На некоторых линиях предусматривается кондиционирование воздуха в поездах и на станциях.
История возникновения метро.
Первая в мире подземная железная дорога была построена в Лондоне, где на улицах было слишком тесно из-за гужевого транспорта. Эта линия протяженностью 6 км была открыта в 1863. Она частично финансировалась железнодорожными компаниями, которым недоставало доступа к центральным районам города. В первый же год эксплуатации она перевезла более 9 млн. пассажиров. Первая электрифицированная подземка была открыта в Лондоне в 1890. Лондонская сеть подземных линий постепенно расширялась, и к 1900 было электрифицировано более 177 км.
К началу 20 в. в Европе был построен ряд коротких подземных линий и в других городах. В 1880-х годах была введена в эксплуатацию смешанная сеть в Глазго, состоявшая из линий с паровозной и канатной тягой. В 1896 открылась первая на европейском континенте будапештская подземка протяженностью вначале всего лишь 3,7 км. В 1902 вошел в строй берлинский «У-бан». В 1900 начала действовать первая 14-км очередь парижского метрополитена, который стали коротко называть «метро».
Первый в США метрополитен практического пользования, Тремонтстритская подземка, открылся в Бостоне в 1897. Его туннель протяженностью 2 км позволил освободить от трамваев самые людные улицы города.
В последней трети 19 в. в Нью-Йорке было построено много надземных городских железных дорог. В 1867 открылась надземка «эл» (от «элевейтед») в Манхаттане. К концу 1870-х годов до верхнего Манхаттана была дотянута Истсайдская надземка, к 1895 доведенная до Бруклина. В ту пору на скоростных линиях общественного железнодорожного транспорта уже широко использовалось электричество. В следующем десятилетии в Нью-Йорке была создана единая система подземных и надземных линий. Первая подземная линия этого города (Лексингтон-Авеню протяженностью 14,6 км) открылась в 1904. В Чикаго к 1900 действовали надземные линии протяженностью 55 км, а в Филадельфии первое метро открылось в 1907.
МЕТРОПОЛИТЕНЫ МИРА
Ниже кратко описываются крупнейшие метрополитены мира по странам в порядке наибольшей протяженности линий.
США.
Метрополитены США в высокой степени автоматизированы, снабжены системами сигнализации, централизации и блокировки, автоматическими поездными диспетчерами и по крайней мере частичной компьютеризацией управления.
Ньюйоркский метрополитен самый большой в мире. Кроме города, он обслуживает четыре из пяти пригородов Нью-Йорка (Ричмонд в эту систему не входит). По нему проезжает почти 4 млн. пассажиров в средний рабочий день и почти 1,5 млрд. в год. Протяженность его подземных линий составляет 216 км, 166 км линий проложены на эстакадах, в открытых выемках и на поверхности. Кроме механических мастерских и депо, метрополитен насчитывает 1030 км путей, из которых 715 км подземные, и 444 станции, из которых 265 под землей.
Великобритания.
Протяженность линий лондонского метрополитена составляет более 435 км, а годовой объем перевозок превышает 700 млн. пассажиров. Этот метрополитен объединен с Британскими железными дорогами и дает возможность пассажирам пересаживаться на пригородные электропоезда. Благодаря большой глубине залегания лондонское метро во время Второй мировой войны служило бомбоубежищем.
Франция.
Парижское метро, которое многие считают самым эффективным в мире, по протяженности линий (253 км) уступает только нью-йоркскому и лондонскому. Оно объединено с Французскими национальными железными дорогами. Его новая радиальная линия, пересекающая весь город, самая быстрая в мире: средняя скорость на участке от Елисейских полей до станции Ла-Дефанс составляет 100 км/ч. Густая сеть метро превосходно покрывает основную часть столицы и отличается некоторыми особенностями, например двумя классами вагонов, специальными сиденьями для инвалидов, электронными картами, показывающими наиболее удобный маршрут, и резиновыми шинами колес. В год метро перевозит свыше 1 млрд. пассажиров.
Япония.
Токийское метро, открытое в 1927 и насчитывающее 200 км линий, самое старое и большое в Японии. Будучи еще и самым загруженным в мире, оно перевозит свыше 2 млрд. пассажиров ежегодно. Японские метрополитены отличаются длинными подземными переходами, в которых размещены многочисленные рестораны и магазины. В 1990-х годах проводилось интенсивное расширение сетей метрополитена, обусловленное ростом населения в пригородных зонах крупных городов Японии.
СНГ.
Из шести метрополитенов бывшего Советского Союза все, кроме московского, вошли в строй после Второй мировой войны. Московский метрополитен открылся в 1935, протяженность его линий превышает 160 км, и он перевозит 5 млн. пассажиров в день, т.е. больше, чем какое-либо другое метро, кроме токийского. Станции метро, расположенные по большей части под землей, строятся по индивидуальным проектам из мрамора, алюминия и нержавеющей стали и нередко украшаются мозаикой и статуями.
Петербургское метро, такой же архитектуры, было открыто в 1955, полная длина его линий равна 64 км. Метрополитены меньшей протяженности были построены в Киеве (Украина, 1960), Тбилиси (Грузия, 1966), Баку (Азербайджан, 1967) и Харькове (Украина, 1974).
Германия.
Наиболее протяженные метрополитены в Германии берлинский и гамбургский. Линии берлинского метрополитена общей протяженностью 113 км лишь наполовину подземные, причем на восточную часть города приходится около 24 км. Гамбургский «У-бан», открытый в 1912, с протяженностью линий 89 км, объединен с сетью трамваев и автобусов. Мюнхенское 27-км метро открылось в 1971, а небольшие боннское и ганноверское в 1975. В Штутгарте действуют подземные трамвайные линии.
Швеция.
Стокгольмская «Т-бана» с протяженностью линий 71 км, из которых 23 км подземные, перевозит более 200 млн. пассажиров в год.
Дания.
Копенгагенское метро «Эс-тоге» было открыто в 1934. Протяженность линий, частью подземных, а частью надземных, 60 км, они непосредственно связаны с пригородными поездами железной дороги.
Испания.
Мадридское метро, открывшееся в 1919, с первоначальных 2,9 км постепенно выросло до 56 км. Теперь оно перевозит свыше 550 млн. пассажиров в год более любого другого метро на европейском континенте, кроме московского и парижского. Линии сильно загруженного барселонского метро протяженностью 40 км почти полностью подземные.
Канада.
Монреальское метро на резиновых шинах, открывшееся в 1966, самое современное в мире. Протяженность всех линий этого метро 25,95 км. Монреальское метро перевозит около 125 млн., торонтское около 175 млн. пассажиров в год.
Мексика.
Метро в Мехико открылось в 1969. Его бесшумные вагоны на резиновых шинах каждый год перевозят более 500 млн. пассажиров. Все станции различаются орнаментальными мотивами, что облегчает ориентирование неграмотным пассажирам.
Норвегия.
Метро в Осло открылось в 1966. Протяженность его линий равна 39 км, почти все они на поверхности.
Италия.
Первая очередь 35-км миланского метро с его самыми современными вагонами и средствами управления открылась в 1964. Две из его линий почти на всем своем протяжении подземные. Римское метро с первоначальной протяженностью линий 10,9 км открылось в 1955.
Венгрия.
Протяженность линий будапештского метро, самого старого на европейском континенте, равна 20,8 км. На его первом участке, построенном в 1896, впервые был применен туннель с проходкой открытым способом, т.е. туннель не круглого поперечного сечения, а с вертикальными стенами из каменной кладки и плоским покрытием.
Другие страны.
Первое метро Латинской Америки открылось в 1913 в Буэнос-Айресе. Сиднейская подземная железная дорога в Австралии открылась в 1926. В Нидерландах в 1968 появилась короткая линия в Роттердаме, а в середине 1980-х годов в Амстердаме. Первая очередь метро в Хельсинки открылась в 1982. Кроме них, в Европе имеются метрополитены в Лиссабоне, Вене, Праге и Варшаве.
www.krugosvet.ru