Кто придумал метро в мире


Как строили первое в мире Метро

Лондонское метро - первый в мире метрополитен. Год рождения - 1863. Официальное название - London Undeground. Общенародное название - Tube (труба).Количество станций - 275. Протяженность линий составляет 408 км, что почти в два раза превосходит протяженность линий московского метрополитена. Однако, годовой пассажиропоток почти в три раза меньше московского. На днях исполняется 151 год со дня открытия первого в мире метрополитена.

По первой линии длиной всего около 5,5 км. паровоз тащил несколько небольших вагонов, у которых не было окон...

К середине 19 века население Лондона достигло двух миллионов, и в городе складывалась тяжёлая транспортная ситуация. Ввиду быстрого развития железнодорожного транспорта, вызванного промышленной революцией, многие люди стали ездить из пригородов в центр Лондона на работу, но так как все железнодорожные вокзалы находились за пределами Сити (на тот момент в Сити находилась всего лишь одна железнодорожная станция — «Финчерч стрит»), а продлить железнодорожные пути ближе к центру было запрещено из-за опасений, что это может повредить исторические здания, на и без того загруженных центральных улицах стали возникать заторы.

Первая линия Лондонской подземки была мелкого залегания и строилась открытым способом (фото 1861 г.):

Первые предложения по строительству подземной железной дороги, которая связывала бы Сити с главными железнодорожными вокзалами появились в 30-х годах XIX века, но вопрос о строительстве метрополитена стал всерьез рассматриваться в качестве решения проблемы пробок на дорогах только в первой половине 1850-х.

Следует отметить, что ещё 1818 г. французский инженер Марк Брюнель изобрёл проходческий щит, с его помощью в 1825—1843 гг. был построен туннель под Темзой - первый в мире тоннель, проложенный под водоёмом. Тем самым Брюнель продемонстрировал возможность строительства тоннелей и проложил путь развитию современного метро.

В 1855 году парламентским актом было утверждено строительство подземной железной дороги, которая называлась Метрополитен рейлуэй, согласно проекту она должна была связывать Паддингтонский вокзал со ст. «Фаррингдон» и проходить через вокзал Кингс-Кросс.

При строительстве выемки первой линии всё же пришлось сносить некоторые здания:

Нехватка бюджетных средств задержала начало строительство на несколько лет. Из-за недофинансирования проект мог быть и вовсе свёрнут, тем, что этого не произошло Лондонский метрополитен в значительной степени обязан солиситору Лондонской городской корпорации Чарльзу Пирсону (Charles Pearson), который лоббировал в муниципальном парламенте выделение средств на реализацию проекта. Он поддерживал идею строительства подземной железной дороги в Лондоне на протяжении нескольких лет.

Пирсон выступал за снос антисанитарных трущоб и за строительство на их месте нового жилья для жителей окраин с обеспечением железнодорожной перевозки к местам их работы в центре города. Несмотря на то, что он непосредственно никогда не вовлекался в управление Метрополитен рейлуэй, его по праву считают одним из отцов-основателей Лондонского метрополитена. В конце концов Пирсону удалось убедить Лондонскую городскую корпорацию помочь с финансированием проекта.

Работы, наконец, начались в феврале 1860 под руководством главного инженера Джона Фоулера. Сам Пирсон умер в 1862 году, так и не дождавшись открытия Лондонского метро.

На этом снимке 1861 г. показано строительство метро в районе Вестминстера. Корзиной на кране извлекали грязь и строительный мусор из выемки:

Строительные работы в районе Вестминстера:

Несмотря на передовую по тем временам механизацию преобладал всё же ручной труд:

Нередко породу и строительный мусор из выемки поднимали обычной лебедкой:

Землекопы в выемке:

Лондонские метростроевцы:

Строительство павильона на одной из первых станций:

1862 г., почти готовая станция:

New Gloucestershire Road Station, Brompton:

Первая линия Лондонского метрополитена — Метрополитен рэйлуэй открылась 10 января 1863 года. Тогда Лондонский метрополитен насчитывал всего семь станций (Бишоупс Роуд (ныне Паддингтон), Эджвер-роуд, Бейкер-стрит, Портленд-роуд (ныне Грейт-Портленд-стрит), Гауэр-стрит (ныне Юстон-сквер), Кингс-Кросс (ныне Кингс-Кросс Сент-Панкрасс) и Фаррингдон-стрит (ныне Фаррингдон)).

Длина всей линии оставляла 6 км. Поначалу поезда в метро ходили на паровозной тяге, ввиду недостаточной вентиляции подземка была задымлена так, что зачастую на станциях становилось трудно дышать из-за паровозного дыма. Несмотря на это Лондонский метрополитен стал популярен, так как был самым быстрым видом транспорта в Лондоне, на момент открытия средний пассажиропоток за день составлял 26 000 чел, за первый год работы Лондонский метрополитен перевёз 9,5 млн человек, а за 1864 год 12 млн.

Второе в мире метро появится спустя 4 года после Лондонского, в Нью-Йорке, однако там оно на несколько десятилетий останется надземным.

На сайте dailymail.co.uk помещён интересный фоторепортаж о строительстве первой подземной линии на Манхэттене в 1901-1904 гг., а также некоторых последующих линии  из Муниципального архива Нью-Йорка.

Первая линия включала 26 станций.

К 1930 г. большинство и имеющихся на сегодня 468 станций Нью-Йоркского метро уже были построены.

Under pressure: Workers man cranes at an interior structure in January, 1931

Heart of the city: Park Row and City Hall Park, from street level, November 1902

Dangerous work: The station at 8th Avenue and 52nd Street, May 1927

Hauntingly familiar: 14th Street & 4th Avenue Pillars and tracks with stairs leading to the platform, October 1903

The city underground: Broadway & 42nd Street, below ground seen from street, February 1903

What lurks below: 173rd to 177th Street under Broadway, April 1928

Drilling on: A Circular tunnel with chains running across, February 1906

Laying the foundation: 175th to 183rd Street under Grand Concourse, Bronx, c 1928-1931

Bedrock: A subway tunnel under construction at 4th Avenue & 15th Street, looking north from the street into the sunlit lower level, September 1901

Opening day: The subway on Delancey Street west, January 22, 1907

Downtown: Looking east from Norfolk Street subway station, December 13, 1906

At the start: New avenue open subway station east from Norfolk Street, December 13, 1906

Back in time: The ground level of a Manhattan station, January 1931

Метро в Лондоне сегодня:

www.stena.ee

Когда в СССР впервые было открыто метро? История метро

Метро традиционно считается самым надежным видом общественного транспорта. Поезда «подземки» не стоят в пробках, передвигаются быстро, способны перевезти огромное количество пассажиров. За счет скорости и предсказуемости метрополитен пользуется заслуженной популярностью у жителей больших городов.

История вопроса

Каждый мегаполис, начиная с середины XIX века, считал делом чести обзавестись разветвленной сетью подземных тоннелей, которые позволят уменьшить наземный поток транспорта. Первопроходцами в этом нелегком деле стали лондонцы: в английской столице появилось первое в мире метро, и случилось это еще в далеком 1862 году.

Особенным комфортом новшество похвастаться не могло: открытые сверху вагоны передвигались в окутанных дымом и покрытых копотью тоннелях (англичане использовали паровозы), совершая смешной по нынешним временам путь протяженностью в 3,6 км - но все-таки это был большой прорыв.

Москва на рубеже ХІХ-ХХ веков, возможно, не слишком походила на нынешнюю, но пробки в ней тоже были знатные. Конечно, тогда в них участвовали не железные, а самые обыкновенные кони, но скопление грузовых и пассажирских экипажей порой останавливало движение на улицах полностью.

Проблема созрела со всей очевидностью и, вдохновленные примером британцев, власти царской России призадумались о строительстве метрополитена еще в 1890-х годах – задолго до того момента, когда в СССР впервые было открыто метро. В каком году состоялось бы это событие, если бы проект 1901 года был принят (и какой облик приобрели бы станции), мы никогда не узнаем. Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения.

Первый проект московского метро

В начале ХХ века трое энтузиастов: П. Балинский, Е. Кнорре и Н. Каразин вложили в проект решения московской транспортной проблемы бездну своего времени, таланта и нервов. В борьбу приходилось вступать буквально на каждом шагу. Владельцы «конки» опасались конкурентов. Городская управа осталась недовольна своими финансовыми выгодами. Ввязалось даже духовенство, без которого нигде не освятится: дескать, эстакада повредит благолепию некоторых московских храмов. Высказывалась даже мысль, что метрополитен вреден(!) для деревни.

Если бы не косность и корыстолюбие чиновников, вопрос о том, когда в СССР впервые было открыто метро, в каком городе и году, не имел бы смысла, поскольку заслуга строительства принадлежала бы совершенно другой стране. Но случилось по-другому. Блестящий проект Балинского был отвергнут, а осуществлению нового, разработанного Кнорре в 1912 году, помешало начало Первой мировой войны и всем известные революционные события. Строительство метрополитена отложилось на неопределенный срок: во времена великих потрясений не до градостроительных подвигов.

Задача новой власти

Решать проблему с транспортом в столице молодого Советского Союза предстояло новым властям. Поначалу руководство, видимо, еще питало некоторые иллюзии, что без подземки можно обойтись: активно увеличивалось количество трамваев, автобусов и троллейбусов. Но к началу 30-х годов стало ясно, что наземный транспорт полностью решить проблему не способен.

Как и во многих других начинаниях, основополагающим фактором стала политическая воля: постановление Пленума ЦК в июле 1931 предписало незамедлительно приступать к сооружению метрополитена – и от этого судьбоносного решения до момента, когда в СССР впервые было открыто метро, прошло всего четыре года.

Ударное строительство

В сентябре 31-го организован Метрострой, схема из 10 линий (80 км всего) утверждена в марте 33-го, а в середине осени 1934 от «Комсомольской» до «Сокольников» уже курсировал пробный, «обкаточный» поезд, состоящий из двух вагонов.

Если для воплощения идеи в целом понадобилась почти пятилетка, то для строительства, с момента утверждения проекта и до дня, когда в СССР впервые было открыто метро – год с половиной. Понятно, что работы подвигались ударными темпами: в Советском Союзе практически все должно было иметь оттенок неслыханного подвига. Но заслуга строителей – несомненна, и москвичи должны быть вечно благодарны за это свершение.

Первые станции метро выгодно отличаются от новейших красотой и изысканностью, которые считают излишними современные зодчие. Наш прагматичный век ставит во главу угла функциональность и экономичность. Да и то сказать: когда количество станций переваливает за сотню, они уже не являются таким объектом эстетического интереса, как в том случае, если их всего двадцать. В 30-е годы все было вновь, и отношение к происходящему было другое.

Красота и функциональность

Архитекторы «Метростроя» вспоминали, что всего за год до момента, когда в СССР впервые было открыто метро, им позвонили и сказали, что проекты станций нужно сделать за 25 дней. И единственное требование, которое предъявлялось к результату – они должны быть «красивые».

К чести архитекторов нужно сказать, что с работой они справились вовремя и на «отлично», подойдя к каждому решению индивидуально, с выдумкой и любовью. К моменту, когда в СССР впервые было открыто метро, в столице были готовы 13 станций. Забавно, что Каганович потребовал заменить дерматин на сиденьях натуральной кожей, ратуя за ее долговечность. Современные экономисты от такого решения просто содрогнулись бы.

Лучший подарок для москвичей

4 февраля 1934 года поезд метро проехал по всей линии от начала и до конца, а 6-го восемь поездов московского метрополитена приняли первых пассажиров – делегатов VII съезда.

Поначалу на метро можно было проехать всего 11,5 км - от «Сокольников» до «Парка культуры», с ответвлением на «Смоленскую» (впоследствии – Арбатская линия). К услугам пассажиров было 13 станций и 14 поездов. Конечно, сегодняшних столичных жителей такая «подземка» ничуть не впечатлила бы, но в момент, когда в СССР впервые было открыто метро, в Москве это восприняли как настоящее чудо. В день открытия, 15 мая 1935 года, испытать доселе неведомый вид транспорта пожелали 370 тыс. человек.

Разумеется, не обошлось без дорогого товарища Сталина. В те времена без него нигде не обходилось – не стал исключением и день, когда в СССР впервые было открыто метро. Поезд украсили портретом вождя и транспарантом соответствующего содержания: «Спасибо великому Сталину за отеческую заботу о трудящихся Москвы».

Вчера и сегодня

Надо сказать, что в каком-то смысле «отец всех народов» и вправду спас это замечательное сооружение, приняв решение не покидать Москву в 1941 году, когда немцы подошли к городу на критичное расстояние. 15 октября этого года – единственный день в истории, когда двери метрополитена не открылись для своих пассажиров. Все стратегические объекты (и подземка в том числе) были заминированы и готовились к уничтожению. К счастью, этого не случилось: приказ был отменен. Во время войны метро служило бомбоубежищем, спасая и даже даря жизнь: в 1941 году тут родилось 217 младенцев.

Обладателем первого билета стал обычный труженик, мастер завода «Красный пролетарий» П.Латышев. Вряд ли в тот майский день, когда в СССР впервые было открыто метро, кто-нибудь мог представить, в какой грандиозный проект выльется это начинание. Сегодня линии протяженностью 327,5 км соединяют 196 станций, а по суточному пассажиропотоку московский метрополитен является мировым рекордсменом.

fb.ru

метрополитен - это... Что такое метрополитен?

  • Метрополитен — Привод электродвигатель с 1890 г …   Википедия

  • Метрополитен —         метро (франц. mйtropolitain, буквально столичный, от греч. metrуpolis главный город, столица), городская внеуличная (главным образом подземная) железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Первая линия метрополитена была… …   Художественная энциклопедия

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (англ., от греч.). Городская железная дорога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. метрополитен (фр. metropolitain) метро городская подземная (в туннелях), надземная (на эстакадах) или проходящая .по… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • метрополитен — см. метро Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. метрополитен сущ. • метро • подземка …   Словарь синонимов

  • метрополитен — а, м. métropolitain. букв. Столичная железная дорога. Метро. Они шли пешком или нанимали кеб до ближайшей станции metropolitain а, покупали билеты.., спускались в подземелье. Эртель Карьера Струкова. Водоканал сверлил почву для испытания… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (французское metropolitain, буквально столичный, от греческого metropolis главный город, столица) (метро), пассажирский рельсовый транспорт, применяющийся главным образом в больших городах с насыщенным уличным движением. Линии метрополитена… …   Современная энциклопедия

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (метро) вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в 1 ч в одном… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕТРОПОЛИТЕН — [тэ], метрополитена, муж. (франц. métropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis метрополия). Подземная или на эстакадах железная дорога в крупных городах. Московский метрополитен. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Метрополитен —       имени В. И. Ленина. Первые проекты строительства М., в которых предлагалось разгрузить Невский проспект, соединив между собой вокзалы города, относятся к 1889. В 1901 инженер Печковский представил проект комбинированной подземно надземной… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • МЕТРОПОЛИТЕН — (подземная железная дорога), транспортная сеть, используемая в городских районах. Первая подземная железная дорога была открыта в Лондоне (Англия), в 1863 г. Локомотивы этой дороги использовали энергию пара и перевозили пассажиров между… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Метрополитен —         метрo (фр. metropolitain, букв. столичный, от греч. metropolis гл. город, столица * a. underground railway, subway, the Metro; н. Metro, U Bahn, Untergrundbahn; ф. metropolitain; и. metropoliteno), городская скоростная внеуличная жел.… …   Геологическая энциклопедия

dic.academic.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>