Кто придумал ктулху


Ктулху - это... Что такое Ктулху?

Эскиз Ктулху, нарисованный Говардом Лавкрафтом.

Ктулху[1] (англ. Cthulhu[2]) — вымышленное божество из пантеона Мифов Ктулху, Зверь миров, спящий на дне Тихого океана, но, тем не менее, способный воздействовать на разум человека. Впервые упомянут в рассказе Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928).

На вид Ктулху разными частями тела подобен осьминогу, дракону и человеку: судя по барельефу Энтони Уилкокса, героя «Зова Ктулху», и таинственному древнему изваянию из рассказа, чудовище имеет голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару рудиментарных крыльев. Описание из вымышленного журнала Густафа Йохансена добавляет, что живой Ктулху хлюпает и истекает слизью при движении, а тело его зелено, студенисто и чудесным образом регенерирует с наблюдаемой быстротой. Точный рост его не указывается; Йохансен уподобил чудище «ходячей горе», большей, чем «легендарный Циклоп»; Ктулху (плывущий или же идущий по дну) «воздымался над нечистой пеной, как корма демонического галеона».

Ктулху принадлежит роду Древних[3]. Он лежит во сне, подобном смерти, на вершине подводного города Р’льех посреди Тихого океана. «При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

В Мифах Ктулху описывается древняя религиозная традиция поклонения (культ) Ктулху. Согласно Лавкрафту, культисты присутствуют в самых разных уголках Земли; в частности, и среди эскимосов Гренландии, и среди жителей Новой Англии. На своих встречах культисты устраивают человеческие жертвоприношения, бесятся, пляшут и читают мантру «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн», что, по показаниям некоторых культистов (по «Зову Ктулху»), следует понимать как «В своём доме в Р’льехе мёртвый Ктулху проснется в назначенный час».[4]

Ктулху способен воздействовать на разум человеческих существ, но его способности заглушаются толщей воды, так что подвластными ему остаются только сновидения особо чувствительных людей. В «Зове Ктулху» сны, напускаемые Ктулху, сильно ужасают видевших их, и порой доводят до сумасшествия. Ктулху — инопланетное, совершенно чуждое людской природе существо, а вся история человечества есть лишь миг его сна. Культисты убеждены в великой мощи своего идола, и гибель цивилизации представляется им весьма вероятным, хотя и незначительным, последствием пробуждения Ктулху.

Произношение

Лавкрафт говорил, что имя Ктулху правильнее произносить как Khlûl’hloo, поясняя, что «…первый слог [в Khlul’-hloo] произносится гортанно и весьма хрипло. [Буква] u [произносится] примерно как в full; а первый слог похож на klul в звучании; так, h обозначает гортанный хрип»[5]. Через долгое время после его смерти стало популярным произношение Kathooloo ([kə'θulu]). Ни в одном из английских вариантов произношения звука «ц» («Цтулху») нет.

Брайан Ламли в предисловии к своему сборнику рассказов «Мифы Ктулху» отметил, что это имя «легче прорычать или прошипеть, чем сказать».

В Некрономиконе Симона Ктулху изначально упоминается автором от лица Безумного Араба как Кутулу[6].

В рассказе «Крылатая смерть» упоминаются некие исполинские руины, якобы находящиеся в Уганде, которые местные жители связывают со злым богом Клулу. Вполне вероятно, что это ещё один вариант произношения имени Ктулху — африканский.

Проявления в современной культуре

Веб-комиксы

В отличие от других богов пантеона мифов Ктулху, сам Ктулху достаточно известен и популярен. Например, он фигурирует в качестве одного из персонажей веб-комикса «UserFriendly». Также ему посвящен комикс «Hello Cthulhu» (полный русский перевод), в котором Ктулху появляется в мире «Hello Kitty», — культовый и немного маразматичный веб-комикс о приключениях Ктулху в таинственной вселенной, как будто рождённой невинной детской фантазией. В юмористическом веб-комиксе Unspeakable Vault (of Doom), посвящённом пантеону богов Лавкрафта, Ктулху также является одним из основных персонажей.

Музыка

В музыке Ктулху посвящены следующие композиции:

  1. The Call of Ktulu [7] группы Metallica (Ride The Lightning, 1984 год)
  2. The Thing That Should Not Be[8] группы Metallica (Master Of Puppets, 1986 год)
  3. Rite of Cthulhu группы Samael (Worship Him, 1991 год)
  4. Shackled To The Trilithon Of Kutulu группы Bal-Sagoth
  5. Cthulhu группы Therion (Beyond Sanctorum, 1992 год)
  6. Kutulu (The Mad Arab Part II) группы Mercyful Fate (Into The Unknown, 1996 год)
  7. Cthulhu Fhtagn группы Endura (Liber Leviathan, 1996 год)
  8. R’lych Awakens группы Endura (Elder Signs, 1999 год)
  9. The Call группы Dark Moor (Shadowland, 1999 год)[9]
  10. Cthulhu Dawn группы Cradle Of Filth (Midian, 2000 год)
  11. Cthulhu Rising группы Draconian (Dark Oceans We Cry, 2002 год)
  12. Kutulu! группы The Vision Bleak (Carpathia - A Dramatic Poem, 2005 год)
  13. Grand Grimoire группы CrazY JulieT (Grand Memories, 2009 год)
  14. From the Deeps группы 1349 (Hellfire, 2005 год)
  15. Rise of Cthulhu группы Thriumvirath (Thriumvirath, 2011 год)
  16. Zov Cthulhu группы Mediavirus
  17. Risen Kutulu группы Dromos (Voices, 2004 год)
  18. Cthulhu группы The Acacia Strain (Continent, 2008 год)
  19. Cthulhu Sleeps исполнителя Deadmau5 (4x4=12, 2010 год)
  20. Cthulhu, Ritual of Summoning и Cthulhu Rising группы Nox Arcana. Вторая композиция представляет собой повторяющийся речитатив - приведённую выше ритуальную фразу.
  21. Cthulhu Dreams исполнителя Deadmau5 (2012 год)
  22. Ктулху зовет группы Медиавирус

Также Ктулху упоминается в песне «Дикий койот» с альбома «Весёлые картинки» (2011) группы «Ляпис Трубецкой»

Группа Catacombs посвятила Ктулху концептуальный альбом In the Depths of R'lyeh (2006 год)

Группа Evoke Thy Lords посвятила творчеству Лавкрафта альбом Escape to the Dreamlands (2008 год). В логотипе группы имеется схожесть с Ктулху.

Другие писатели

  • Упоминается в рассказе Стивена Кинга «Крауч-Энд» из сборника «Ночные кошмары и фантастические видения».
  • У писателя Александра Рудазова опубликована серия произведений про архимага Креола (цикл «Архимаг») и про демона Яцхена (цикл «Яцхен»), в которых спящий на дне моря циклопический архидемон Ктулху является одним из действующих лиц.
  • Упоминается у писателя Нила Геймана — рассказы «Я — Ктулху» (1987), «Особое шогготское» (1998).
  • Упоминается в «Страшные сны ктулху» писателя Мориарти Крэйга.
  • Также Ктулху появляется в ипостаси одного из демонов в цикле романов Вадима Панова «Тайный город».
  • Также Древние упоминаются в книгах украинского писателя Любко Дереша.
  • В романе Роджера Желязны «Ночь в тоскливом октябре» группа людей пытается открыть врата в иной мир; Ктулху есть в числе богов, собирающихся ступить на Землю.
  • Упоминается в работах писателя Кеннета Гранта, главы Тифонианского ордена восточных тамплиеров, и в практиках ордена[10].
  • В цикле «Салемский колдун» Вольфганга Хольбайна действует весь пантеон Великих Древних, в их числе и Ктулху.

Влияние образа

Иллитиды, раса ролевой вселенной Forgotten Realms, создавалась под влиянием, в том числе, образа Ктулху. В фильмах «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» и «Пираты Карибского моря: На краю Света» Дэйви Джонс изображён в виде человека с головой осьминога, что напоминает традиционные изображения Ктулху. Также напоминают Ктулху образ доктора Зойдберга из Футурамы с его венчиком щупалец вокруг рта и образ пришельцев из фильма «Район № 9», в котором особенно на схематическом изображении пришельцев, неоднократно встречающемся в фильме, видны характерные усы-щупальца. Ещё стоит отметить, что в одной из серий знаменитого мультсериала «Лига справедливости», Супермен сражался вместе с правителем Атлантиды против Ктулху, образ которого явно был взят из описаний Говарда Лавкрафта. Менее очевидно, но уловимо, влияние на образ подводной ведьмы Урсулы в финале мультфильма «Русалочка» студии Уолта Диснея (особенно мотив гибели персонажа). Также, образ Ктулху был взят Джорджем Лукасом в качестве прообраза к одной из рас, населяющих далёкую-далёкую галактику из фильма «Звездные войны», а именно — куарренов. А также внешний вид одного из злодеев Power Rangers Samurai — Октору образован на Ктулху. В многопользовательской компьютерной игре RIFT образ Ктулху использовался для создания одного из главных боссов игры - водяного дракона Акиллиоса.

Игры

Все права на издание компьютерных и настольных игр по произведениям Лавкрафта принадлежат компании Chaosium Inc.

  • В видеоигре «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» Ктулху лишь упоминается.
  • В компьютерной тактической игре «X-COM: Terror From The Deep» боссом является существо под названием «Великий спящий», которого можно найти в локации T’leth (аналог R’lyeh).
  • Непосредственно самого Ктулху можно заметить в игре-хорроре «Alone in the Dark».
  • В настольной игре «Ужас Аркхэма» Ктулху является одним из возможных антагонистов (наряду с другими божествами пантеона).
  • В настольной карточной игре «Манчкин Ктулху» Ктулху является самым сильным монстром.
  • В коллекционной карточной игре «Берсерк» есть карта «Жрец Ктулху».
  • В компьютерной игре «Demonbane», и одноименном аниме-сериале, пробуждение Ктулху, является одной из промежуточных целей главного злодея.
  • В компьютерной игре «Terraria» первый босс это Глаз Ктулху.
  • В компьютерной игре «World of Warcraft» К'Тун и Йогг-Сарон созданы на основе Ктулху.
  • В компьютерной онлайн-игре «Аллоды Онлайн» на основе Ктулху создана целая раса Червелицых — древних существ, о которых практически ничего не известно.
  • В компьютерной игре «Санитары Подземелий 2» присутствует возможность расстрелять голову Ктулху из пулемёта самозабвенно выкрикивая пролетарский лозунг ВТУЛКУ В ТАНК.
  • В серии компьютерных игр «S.T.A.L.K.E.R.» Ктулху выступал в качестве прообраза Кровососа.
  • В видео-игре (квест от первого лица) «Sherlock Holmes: The Awakened» идет речь о мифическом подводном существе и клане который ему поклоняется.
  • В компьютерной игре «Мертвые рифы» от действий игрока в финале зависит, пробудится или же будет повержен Ктулху.
  • В видео-игре «Magicka» Ктулху является финальным боссом дополнения «The Stars are Left».
  • В видео-игре (аркада от третьего лица) «Splatterhouse» главный злодей Доктор Вест поклоняется Древним Богам, в том числе и Ктулху.
  • В игре для консолей PSP и PS Vita «Lord of Apocalypse» Ктулху является одним из боссов.
  • В онлайн-игре «Бумз!» в режиме «Походы» можно воевать против Ктулху. Они изображены в виде шаманов.
  • В компьютерной MMORPG «RIFT» Ктулху является прообразом одного из богов-драконов, Акилиоса.
  • В indie-игре «Cthulhu Saves the World» Ктулху является протагонистом в основной игре, и играет важную сюжетную роль в дополнительном сценарии («Ангелы Ктулху»)
  • В indie-игре «Terraria» присутстует босс «Глаз Ктулху»

Мультфильмы

В мультсериале «Настоящие охотники за привидениями» в 2 сезоне в серии № 32 «Культ Катулу» оккультисты с помощью книги заклинаний и парада планет вызывают из морских глубин Катулу (правда, красного цвета). Слуги Катулу похожи на него, но меньше в размерах и зеленого цвета.

Ктулху появляется в серии из трёх эпизодов (с 11-го по 13-й) 14-го сезона мультсериала «Южный парк». Чудовище поднялось с океанской глубины в результате безответственной деятельности нефтяной компании British Petroleum, которая пыталась загладить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе. И вместе с Картманом убивает Джастина Бибера.

Bloop

В 1997 в области указанного Лавкрафтом расположения Р’льеха был зафиксирован подводный звук, получивший имя собственное «Bloop» (блуп, с английского — «рёв», «вой»).[11] Звук по своим акустическим характеристикам не похож ни на известные природные явления, ни на эффект человеческой деятельности, ни на звуки, издаваемые животными. Громкость звука была настолько сильна, что он регистрировался на расстоянии до 5000 км. Существует расхожее мнение, что у звука «животное происхождение», однако оно не подтверждается фактами. Наиболее часто приводится аналогия с голосами китов, но сравнение спектрограмм опровергает эту версию.[12]

Ктулху как интернет-мем

В молодёжных слоях Рунета образ Ктулху обрёл популярность наравне с шушпанчиком и Медведом, и даже обзавёлся собственным смайликом: (;,;) либо :3, или {:€, а также (jlj). Ктулху стал предметом многих карикатур, анекдотов, шуток и пародий (расхожие фразы «Ктулху зохаваит всех!»; «Ктулху фхтагн! — Воистину фхтагн!»; «Ктулху проснулсо!»). В этих шутках Ктулху иногда приписываются несвойственные ему действия, заимствованные из схожих образов, например поедание человеческого мозга (возможно, из-за сходства с иллитидами).

Мем про Ктулху дожил до 2010 года и был частично реанимирован в связи с осьминогом-предсказывателем Паулем[13].

Ссылки

  • Рассказ «The Call of Cthulhu»  (англ.)
  • Ктулху в Абсурдопедии

Примечания

  1. ↑ Иные встречающиеся варианты перевода: Ктулу, Цтулху, Кутулу, К’тулу.
  2. ↑ Иные встречающиеся варианты написания на английском: Tulu, Clulu, Clooloo, Cthulu, C’thulhu, Cighulu, Cathulu, C’thlu, Kathulu, Kutulu, Kthulhu, Q’thulu, K’tulu, Kthulhut, Kulhu, Kutunluu, Ktulu, Cuitiliú, Thu Thu. — Harms, «Cthulhu», «PanChulhu», The Encyclopedia Cthulhiana, p. 64.
  3. ↑ Но, вопреки популярному мнению, Ктулху все же не является одним из Великих Древних.
  4. ↑ Английский оригинал: «In his house at R’lyeh dead Cthulhu waits dreaming» — The Call of Cthulhu, Chapter II
  5. ↑ H. P. Lovecraft, Selected Letters V, pp. 10—11.
  6. ↑ в англоязычном варианте — K’tulu, а не Cthulhu (см. en:Некрономикон Саймона)
  7. ↑ Изначально — до релиза альбома — композиция называлась When Hell Freezes Over, ныне известное название она получила благодаря басисту группы Клиффу Бертону, который был поклонником творчества Лавкрафта
  8. ↑ В тексте песни нет прямого указания на персонаж, но он написан по рассказу «Зов Ктулху» (текст песни на lyricsfreak.com)
  9. ↑ Текст песни «The Call»
  10. ↑ Simon Hinton, The Typhonian Tradition, pg.9, 10.
  11. ↑ Acoustics Monitoring Program
  12. ↑ The Bloop  (англ.)
  13. ↑ Максим Кононенко: Зов Ктулху

dic.academic.ru

Как зародился Культ Ктулху: исследования, секты

Авторы художественных произведений, особенно пишущие в жанре фантастики и фэнтези, не редко создают на своих страницах необычных существ.

Читатели, проникаясь рассказом, зачастую верят, что все они реальны. Так и случилось у Говарда Лавкрафта.

На сегодняшний день, одним из самых загадочных персонажей, пожалуй, является мифическое существо Ктулху. Действительно ли это миф? Или он существует?

Внешность и способности

Ктулху – это божество, спящее на дне Тихого океана. Первое упоминание о нем появляется в книге «Зов Ктулху», написанной в 1928 году Говардом Лавкрафтом. В созданном авторе мире Ктулху – Зверь Миров.

Внешность Зверя Миров весьма специфичная и пугающая: он одновременно похож на осьминога, человека и дракона.

Голова со щупальцами, тело гуманоида, покрытое чешуей, а на спине расположены крылья.

Персонажи книги добавляют, что Ктулху во время движений производит хлюпающие звуки, а слизь, стекающая по нему, имеет зеленый цвет, как и его тело, студенистое и желеобразное.

Особенностью мифического чудовища является его невообразимо быстрая регенерация.

Рост Ктулху не уточняется, но его сравнивали с «ходячей горой», а если он шел или плыл по дну, то его тело высоко возвышалось над водой.

Ктулху обладает необычной способностью: он может воздействовать на разум людей. Но будучи погруженным в глубокий сон под толщей вод Тихого Океана в руинах города Р’льех, его способности заглушаются, и он способен проникать в сновидения людей, наводя ужас и страх. Некоторые от таких кошмаров сходят с ума.

При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

Появление Ктулху и города Р’льех

Откуда же он взялся? Как оказался на нашей планете? Мифы, посвященные появлению Ктулху, рассказывают историю его появления.

Он был рожден в мире Вурл, находящемся в 23 туманности. Превратившись в зеленую двойную звезду Хотх/Ксот, произвел соитие с существом Идх-йаа. Благодаря этому союзу появились Великие Древние: Гхатанотхоа, Йтхогтха, и Тсог-Оммога.

Путешествуя, Ктулху и его потомство полетели на Юггот, после чего оказались на Земле.

Хотя в некоторых источниках сообщается, что потомками Ктулху считается все население Р’льеха, в цикле новелл Лина Картера, последователя Говарда Лавкрафта, говорится только о 4 Древних:

  • Первым считается существо Гхатанотхоа/Гатанотоа, упомянутое в рассказе Лавкрафта «Вне времен». Оно обладало способностью превращать все в камень, едва взглянув.
  • Йтхогтха – это смесь жабы и человека гигантских размеров. Один-единственный глаз и множество щупальцев украшали его голову.
  • Тсог-Оммога – третий потомок, порожденный Великим. Коническое туловище с головой тираннозавра, зубы-бритвы и щупальца, четыре руки.
  • Другой последователь Лавкрафта, Брайан Ламли, дополнил список потомков еще одним. Ей оказалась тайная дочь Ктулла, которая скрывается ото всех, потому что имеет особую миссию. Она должна возродить отца, если он погибнет, выносив его реинкарнацию.

В Тихом Океане они построили гигантский каменный город.

В разных источниках в зависимости от транскрипции и произношения название города читается как Р’Льех/Р’Лиех/Р’Лайх.

Правда, сообщается, что до прихода Ктулху, на Земле миллионы лет обитали Старшие Существа. Они сопротивлялись его могуществу, но после войны, в ходе которой были разрушены все города Старших Существ, обе стороны договорились о мире.

Долгое время они жили в городе спокойно. Но неожиданно он погружается под воду, запирая Ктулху на глубине Тихого Океана.

Почему так произошло, никому не известно. Но самой очевидной причиной считается месть Старших Существ за причиненную обиду.

Время от времени город появлялся над водой, но затем снова погружался на дно.

Поклонение необычной статуэтке

В 730 году арабским путешественником и оккультистом Абдуллой ибн-Хазредом (или Абдула Алхазреда) выпускается книга «Китаб аль-Азиф». Казалось бы, как связаны мифы и книга, вышедшая так давно?

Оказывается, путешественник нашел группу сект, культом которой было поклонение Старшим Богам, стремясь помочь им в подчинении Земли.

Ктулху во всей этой истории является первосвященником. Сектанты верили, что он покоится на дне океана и ожидает момента пробуждения. Как только Ктулху проснется, он свершит пробуждение Старейших.

Все это могло остаться легендой арабского путешественника, не имея никакого подтверждения, если бы не экспедиция в Арктику, совершенная Принстонским университетом в 1860 году.

Отправившись в Исландию и Гренландию, они искали древние стоянки викингов, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу об открытии Америки скандинавами.

Во время экспедиции на западном побережье Гренландии было обнаружено вымирающее племя эскимосов.

Объектом их поклонения был дьявол – Торнасуку. Созданный культ пугал людей. Соседние племена боялись их, стараясь держаться подальше.

Рисунок статуэтки Ктулху

Профессор — антрополог Джоэл Корн смог разузнать у главного шамана об их обрядах.

В племени хранилась статуэтка, сделанная из черно-зеленого камня, возвышающаяся на пьедестале.

Они устраивали ритуальные танцы во время восхода Солнца после затяжной зимы, совершали жертвоприношения.

Особое внимание профессор обратил на слова песнопений культа, которыми сопровождались их ритуалы. Это был другой язык, ранее неизвестный.

Шаман согласился перевести песню, и оказалось, что она посвящена могущественному Ктулху.

Наступает 1908 год. Именно тогда интерес к необычному существу возвращается.

В лесах Луизианы была обнаружена секта, которая подозревалась в человеческих жертвоприношениях. Объектом их поклонения была та же статуэтка, обнаруженная во время экспедиции Принстона.

Идентифицировать ее смог профессора Уильям Чаннинг Уэбб, который принимал участие в той самой экспедиции. Выходило, что секта эскимосов не была единственной.

Полицейский, принимавший участие в поимке участников культа, зафиксировал ритуальное песнопение, которое впоследствии оказалось тем самым песнопением эскимосов. Пойманные сектанты много рассказывали о Старейших Богах и Ктулху, который спал в склепе на дне моря.

«Ph’nglui mglw’nafh Cthulhu R’lyeh wgah’nagl fhtagn» на русском языке звучит как «В своём доме в Р’Лайх мёртвый Ктулху ждёт во сне».

В то время Говард Филлипс Лавкрафт находился в Новом Орлеане и слышал эту историю. Он изобразил статуэтку Ктулху в своих рисунках. Именно эта новость, услышанная им от профессора, легла в основу книг.

Город Р’льех в Тихом океане

Говард Лавкрафт в истории про Ктулху описал не только историю его появления, но и указал координаты, где мог располагаться город Р’Льех.

Разумеется, никто не принимал это всерьез, до тех пор, пока не обнаружились странные руины. В результате сейсмической активности они поднялись посреди Тихого Океана.

Лавкрафт ошибся не намного: он указывал 47° 9′ южной широты и 126° 43′ западной долготы. Руины же были обнаружены в районе 47 градусов 9 минут южной широты и 126 градусов 43 минут западной долготы.

Увы, изучить его не удалось, потому что он почти сразу же погрузился под воду.

Приблизительное месторасположение города Р’Льех и звука «bloop»

С тех пор город Р’Льех считается реально существующим, хотя эта информация очень долго скрывалась государством.

Пугающее открытие, связанное с историей про Ктулху, принес 1997 год.

В области, указанной Лавкрафтом, как месторасположение города Р’Льех, были зафиксированы необычные звуки.

Подводные акустические сенсоры не ошибались, так как звук был воспроизведен несколько раз.

Впоследствии ультранизкочастотный звук получил свое собственное имя — «Bloop».

Координаты звука почти совпадали с координатами Лавкрафта: примерно 50° южной широты и 100° западной долготы.

Влияние Ктулху

Несмотря на свою мифичность, Ктулху приобрел последователей по всей земле. Гаити, Луизиана, Юг Тихого Океана, Мехико, Аравия, Сибирь и Гренландия – вот список мест, где культ Ктулху был широко распространен.

В большинстве случаев культ является тайным или совсем исчез, но Гаваи полнятся легендами о Кана-лоа, злом боге-кальмаре.

Ритуалы, посвященные божеству, исполняются, как правило, рядом с океаном. Последователи устраивают жертвоприношения, танцуют и поют песню, которая была обнаружена еще у культа эскимосов в Гренландии.

Популярность историй про Ктулху была огромной. Его изображения разлетелись по всему интернету, став основой для смешных картинок. А самым необычным проявлением популярности стало появление ктулхуизма в России.

Это пародийная религия, утверждающая, что «Ктулху проснётся и «зохаваит фсех». Ктулхианцы даже имеют свои «ритуалы»:

  • Жертвоприношения: необходимо «зохавать» что-то, при этом произнося «Зохавано во имя Ктулху!».
  • Подношения: если культист потерял какую-нибудь вещь, он обязан это считать подношением, сказав «Ктулху зохавал!».

Образ Ктулху стал не только объектом для юмора, но так же оставил глубокий в след в книгах разных авторов, кино, музыке и играх. Он лег в основу нескольких рассказов, стал прекрасным персонажем компьютерных и настольных игр.

Говард Лавкрафт создал невероятную историю с чудовищем, который до сих пор вызывает интерес у многих. Возможно, если бы не его книги, этот персонаж не приобрел бы такой популярности.

А насколько правдивы исследования секты эскимосов и существует ли культ Ктулху остается только догадываться.

Неспроста, главы государств засекречивают информацию о нем. Ведь остров в Тихом океане долгое время был государственной тайной.

Все, что нам остается – это гадать, пробудится ли ото сна Великий Ктулху, погребенный в руинах города Р’Льех.

kriptozoo.ru

Откуда пришел Ктулху?

Среди всех чудовищ, богов и демонов, созданных фантазией Говарда Филлипса Лавкрафта, Ктулху занимает особое место. Именно рассказ «Зов Ктулху» принято считать первым кирпичиком уникальной авторской мифологии, вдохновившей как самого Лавкрафта, так и многочисленных последователей. Сейчас «Мифы Ктулху» можно признать настоящим явлением, ставшим основой для множества литературных произведений, фильмов, компьютерных игр, философских эссе и оккультных концепций. Мало кто из писателей может похвастаться тем, что создал столь «живучую» мифологию.

Хотя пантеон Великих Древних в настоящее время неимоверно разросся, центральной его фигурой без сомнения остается Ктулху. Внеземное, неизмеримо могущественное и столь же «злое» чудовище, спящее в затонувшем городе, но даже из пучины поддерживающее связь со своими поклонниками и насылающее безумие на все человечество. Большинство Великих Древних с тех пор представлялись примерно схожими: нечто «огромное, бесформенное, слизистое», иногда с крыльями, в большинстве случаев — с щупальцами, столь же могущественное, сколь и чуждое человечеству, находящееся вне моральных норм, которые обычно люди приписывают богам и демонам.

Могло ли подобное божество, равно как и весь лавкрафтовский пантеон, быть созданным исключительно фантазией одного человека, пусть даже и такого, как Говард наш Филлипс? При всем уважении к Мэтру, в этом есть сомнения.

Истоки вдохновения Лавкрафта обычно ищут в литературных образах. Так, автор одной из наиболее подробных биографий Лавкрафта, Сунанд Джоши, в качестве оных называет рассказ Ги де Мопассана «Орля» и роман Абрахама Меррита «Лунная заводь», а также теософские труды. Другие вспоминают стихотворение Теннисона «Кракен», повествующее об огромном чудовище, дремлющем в морской пучине, чтобы проснуться перед концом света. Влияние этих, как и ряда других, образов на творчество Лавкрафта вполне вероятно — однако недостаточно, чтобы создать столь богатую и целостную мифологию. Вспомним Толкиена — британский профессор, человек энциклопедических познаний, при создании своего мира опирался на мощнейший пласт германской и кельтской мифологии, дополненной к тому же христианским мировоззрением автора. Мог ли Лавкрафт, также человек широчайшей эрудиции, опираться на какие-то мифологические образы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Начнем с региона, в котором сам Лавкрафт располагает местопребывание Р’льеха и спящего в нем Ктулху — с Океании. Напомним, что баркас, на котором моряк Йохансен натыкается на поднявшийся из пучины древний город, вышел из Окленда в Новой Зеландии, а корабль «культистов» «Бдительная», как упоминается в рассказе, «курсировал между островами Тихого океана». Есть ли в мифах здешних народов что-то, похожее на Великого Ктулху? Возможно, что и есть!

Среди всех народов Океании самыми развитыми мифологическими представлениями обладали полинезийцы с их достаточно сложным пантеоном богов. Среди них был Каналоа (Тангароа, Таароа, Тагалоа) — один из четырех главных богов полинезийской мифологии наряду с Тане (Кане), Ронго (Лоно) и Ку (Ту). Под разными именами эти боги были известны всей Полинезии, однако их значимость в общей картине мироздания могла варьироваться от острова к острову. Тангароа, например, представлялся то как верховный бог, творец Вселенной, то как «темный двойник» благого небесного божества, местный «дьявол». Именно таким он изображен в гавайской мифологии, где известен под именем Каналоа, противника небесного бога Кане. Впрочем, оба эти бога не только соперники, но и соработники в деле творения — сюжет хорошо известный многим народам Евразии, где мир создается совместно «добрым» и «злым» богами. Кане создает каноэ, но Каналоа заставляет его плавать; Кане создает человека, а Каналоа — всех ядовитых и попросту неприятных тварей. В частности, он считается прародителем кальмаров, почитавшихся существами демоническими, да и сам представляется в виде некоего головоногого. Одно из имен Каналоа — «Каа-хe'e-хaунa-Вeлa» или «Зловонный Кальмар».

Здесь мы уже вплотную подходим к образу Ктулху — огромного чудовища с головой спрута. И то, что Кальмар-Каналоа именуется «зловонным», тоже, что называется, «в тему». Разве сам Лавкрафт уже в другом своем произведении «Ужас Данвича» не пишет о Великих Древних (к которым относится и Ктулху) «лишь по зловонию Их узнаешь ты их»? Впрочем, и в «Зове Ктулху» вскрытие могилы чудовищного бога ознаменовалось «невыносимым смрадом», а позже, когда моряк Йохансен нанес чудовищу удар бушпритом, разлилось «зловоние тысячи разверстых могил».

В глубинах Тихого океана Лавкрафт расположил могилу и еще одного чудовищного божества, описанного им в соавторском рассказе с Хейзел Хилд «Вне времени». В древнем склепе, затонувшем в морских глубинах, скрывается чудовище под именем Гхатанотхоа, столь ужасное, что одним своим видом способно обращать в камень. Разумеется, щупальца и прочие лавкрафтовские прелести в описании данного монстра присутствуют. Само имя Гхатантохоа созвучно с именем Каналоа или Тангароа — не потому ли, что при создании обоих литературных образов Лавкрафт руководствовался одним и тем же мифологическим первоисточником?

Интересная деталь: Лавкрафт мимоходом упоминает, что культ Гхатанотхоа влился в полинезийскую мистическую доктрину «Ареои». Это реально существующий культ плодородия, практиковавшийся на островах Французской Полинезии, включавший ритуальные убийства и ритуальные же оргии. Один из вариантов происхождения этого культа связывает его как раз с Тагароа или с его сыном Оро, богом войны. Поэтому можно сделать вывод, что некоторое представление о полинезийских культах у Лавкрафта имелось и данное представление могло вдохновить его на создание образа Ктулху.

Автор фэнтези и один из продолжателей Лавкрафта Лин Картер назвал Гхатанотхоа «сыном Ктулху». А у Тангароа есть сыновья и помимо Оро. Один из них — Тинирау, хозяин рыб и морских зверей. Его атрибуты — двутелость, соединение в облике сразу двух природ — человечьей и рыбьей. Его вестниками служат акулы, и каждая рыба может считаться его супругой. Тинирау молятся, чтобы он послал хороший улов. Здесь уже прослеживается связь с иными персонажами Лавкрафта — Глубоководными, что имеют полурыбью, получеловечью внешность и способны смешиваться с людьми. Они же могут дарить тем, кто им поклоняется, множество рыб. В повести «Тени над Иннсмутом» упоминается остров Понапе в Океании, откуда и привел Глубоководных в Новую Англию капитан Оубед Марш. Между прочим, неподалеку, на островах Меланезии, тоже существовали легенды о неких полулюдях-полурыбах.

Неизвестно, был ли Лавкрафт знаком именно с гавайской мифологией, но при его широчайших познаниях и множестве прочитанных книг, не было бы ничего удивительного в том, что сведения о Каналоа все же донеслись до писателя, а остальное додумала его богатая фантазия.

В полинезийских легендах хватало и иных огромных спрутообразных существ, а культ Тангароа имеет ряд интересных для рассматриваемой темы аспектов. Даже гимн Тиирау-Тангалоа в исполнении жрецов с острова Таити звучит необычайно зловеще, заставляя представлять культистов из Иннсмута:

От Поглотителя, от Повелителя Океана

Поднимается туча сюда.

В ночных тенях

Поднимается туча…

Для солнца, встающего из океана,

Для солнца, от Поглотителя, поднимающегося сюда.

Еще один возможный источник вдохновения Лавкрафта — культ вуду, а также связанные с ним обряды и божества. Чуть ли не самый жуткий момент в «Зове Ктулху» — это ритуал в честь Ктулху в луизианских болотах. Это поклонение Лавкрафт прямо именует «вуду культом», явно намекая этим на множество пугающих слухов, что ходили в то время о негритянских богах и их почитателях. В реальном вудуизме довольно сложно найти божество даже отдаленно напоминающее Ктулху, но в данном случае этого и не требуется — вуду вдохновило писателя на создание не божества, но его культистов. Лавкрафт, типичный сын старой Америки, убежденный в расовой неполноценности чернокожих, всегда был склонен демонизировать их — что перенес и в иные из рассказов. Как пишет Мишель Уэльбек в книге «Лавкрафт: против человечества, против прогресса»:

«Что до истязателей, прислужников безыменных культов, то это почти всегда метисы, мулаты, полукровки “самого низкого пошиба”…

Христу, как новому Адаму, пришедшему возродить человечество любовью, Лавкрафт противополагает “негра”, пришедшего возродить человечество скотством и пороком. Ибо день Великого Ктулху близок. Эру его пришествия будет легко распознать: “В этот час люди станут подобными Ветхим: свободными, дикими, по ту сторону добра и зла, отбросив всякий моральный закон, истребляя друг друга с громкими криками в течение веселых разгулов. Освобожденные Ветхие научат их новым способам кричать, убивать, пировать; и вся земля зардеет последней бойней разнузданного экстаза. Тем временем подобающими обрядами культ должен поддерживать живую память о тех прежде бывших нравах и прорекать их возврат”. Этот текст есть не что иное, как исключительно сильный парафраз апостола Павла.

Мы подступаемся здесь к самому нутру расизма у Лавкрафта, который сам себя предназначил в жертвы и который выбрал своих палачей. Он не питает никаких сомнений на сей предмет: “тонко чувствующие человеческие существа” будут побеждены “сальными шимпанзе” (так Лавкрафт называет чернокожих, когда оправдывает запрет на совмещение пляжей для черных и белых); их будут перемалывать, истязать и пожирать; их тела будут рвать на части в гнусных обрядах, под неотвязные звуки исступленных барабанов».

Омерзительный до гротеска ритуал, где человеческие жертвы приносятся под шелест крыльев неведомых дьяволов из глубин черного леса, под пристальным взором неведомой твари с щупальцами — квинтэссенция отношения Лавкрафта к чернокожим вообще и вудуизму в частности. Впрочем, о последнем и без того ходили жуткие слухи, особенно распространенные на американском Юге. Процитированный ниже газетный отрывок, описывающий якобы вудуистский обряд, была бы вполне достоин пера Лавкрафта, если бы не его явный сексуальный подтекст:

«По мере того, как ритм там-тамов и банджо ускоряется, обычно благопристойное поведение негров сменяется разнузданной вакханалией. Их поступь и все извивы тел исполнены первобытной мощи, неведомой тем, кто вращается лишь в приличном обществе. Женщины сдирают с себя одежду и возвращаются к неистовому празднеству уже нагими, вопя вместе с остальными… Нагая белая девушка, что выполняет обязанности жрицы вуду, доведена до исступления заклинаниями и танцами, последовавшими за жертвоприношением черной и белой курицы. Змея, обученная своей роли, движется в такт музыке, обвивая члены девицы, а верующие стоят вокруг или пляшут, наблюдая за извивами змеи. Наконец, когда бедная девушка упала, корчась в эпилептическом припадке, наблюдатель в ужасе бежал прочь».

 

Эта статья из «Нью-Йорк Таймс» (1894 год) рассказывает о церемонии, проводившейся в городе Мобил, штат Алабама. Подобных историй хватало на Юге, в особенности в Луизиане, в Новом Орлеане, с его «королевами вуду» и причудливым франко-негритянским фольклором. Хотя Лавкрафт посетил южные штаты уже после написания «Зова Ктулху», тем не менее, историю Юга он знал и раньше, восхищался «рыцарями» Ку-клукс-клана и всецело одобрял заведенные в южных штатах расовые порядки. Вполне возможно, что вудуистские мотивы в «Зове Ктулху» обязаны своим появлением статье вроде процитированной выше.

Вероятно, впечатления от поездки на Юг вдохновляли Лавкрафта и при написании рассказа «Локон Медузы» (в соавторстве с Зелией Бишоп). Кстати, написан он был в Ричмонде, бывшей столице Конфедерации Южных Штатов. В этом рассказе африканские корни культа Ктулху проступают более отчетливо, так же как и лучше прослеживаются привязки к конкретным вудуистским верованиям. Антураж заброшенного поместья старого Юга, таинственная и зловещая красавица Марселина Бертран с волосами, подобными змеям (отголосок мистерий Дамбаллы, вудуистского бога-змея?), старая зулусская колдунья Софонизба, чуть ли не молящаяся на таинственную хозяйку, которая, как отмечает Лавкрафт в самом последнем предложении, «была, хоть и в обманчиво незначительной степени… негритянкой». Волосы Марселины после ее смерти таинственным образом превращаются в огромную змею, сохраняющую мистическую связь со своей гниющей в могиле хозяйкой — отсылки одновременно и к культу Дамбаллы, и к «живым мертвецам», на легенды о которых так богат вудуизм. Ну а финальный крик старой колдуньи еще больше утверждает нас в мысли, что истоки культа Ктулху находятся на Черном Континенте:

«Иэ! Иэ! Шуб‑Ниггурат! Йа Р'Лайх! Н'гаги н'булу бвана н'лоло! Йа, йо, бедная Мисси Танит, бедная Мисси Изида! Марсе Клулу, появись из воды и забери свое дитя — она умерла! Она умерла! У волос больше нет никакой хозяйки, Марсе Клулу. Старая Софи, она знает! Старая Софи, она получила черный камень из Большого Зимбабве в старой Африке! Старая Софи, она танцевала в лунном свете вокруг камня-крокодила до того, как Н'бангус поймал ее и продал на корабль, перевозящий людей! Нет больше Танит! Нет больше Изиды! Нет больше женщины‑ведьмы, которая бы хранила огонь горящим в большом каменном месте! Йа, йо! Н'гаги н'булу бвана н'лоло! Иэ! Шуб‑Ниггурат! Она умерла! Старая Софи знает!»

 

Все эти примеры, казалось бы, подтверждают мнение авторов вроде Джоши или Уэльбека, акцентирующих особое внимание на «расизме» и «снобизме» Лавкрафта, его подчеркнутой боязни «низших рас» и «полукровок», ставших прототипами лавкрафтовских чудовищ. Однако есть и еще один мифологический пласт, также, возможно, оказавший влияние на создание «Мифов Ктулху». Пласт особенно близкий Лавкрафту, потому что он теснейшим образом связан с его «малой родиной» — Новой Англией и некоторыми близлежащими штатами. Это регион, в истории которого было самое дремучее мракобесие, вплоть до сожжения ведьм; где прижились и укрепились предрассудки, привезенные колонистами из старушки Европы. Лучше всего настроения, из которых вырастал ведьмовской фольклор британских колоний, описал сам Лавкрафт:

«Фанатичные приверженцы верований, сделавших их изгоями среди себе подобных, чьи предки в поисках свободы селились на безлюдье. Здесь они процветали вне тех ограничений, что сковывали их сограждан, но сами при этом оказывались в постыдном рабстве у мрачных порождений собственной фантазии. В отрыве от цивилизации и просвещения все душевные силы этих пуритан устремлялись в совершенно неизведанные русла, а болезненная склонность к самоограничению и жестокая борьба за выживание среди окружавшей их дикой природы развили в них самые мрачные и загадочные черты характера, ведущие свое происхождение из доисторических глубин холодной северной родины их предков. Практичные по натуре и строгие по воззрениям, они не умели красиво грешить, а когда грешили — ибо человеку свойственно ошибаться — то более всего на свете заботились о том, чтобы тайное не сделалось явным, и потому постепенно теряли всякое чувство меры в том, что им приходилось скрывать».

«Картинка в старой книге»

«Огромные пространства мрачных девственных лесов, вечно сумеречных, в которых могла водиться любая нечисть; орды меднокожих индейцев, чей странный мрачный вид и жестокие обычаи прямо указывали на их дьявольское происхождение; свобода, данная под влиянием пуританской теократии, в отношении строгого и мстительного Бога кальвинистов и адского соперника этого Бога, о котором очень много говорилось каждое воскресенье; мрачная сфокусированность на своем внутреннем мире из-за лесного образа жизни людей, лишенных нормальных развлечений и увеселений, измученных требованиями постоянного религиозного самопознания, обреченных на неестественные эмоциональные репрессии, да еще вынужденных вести постоянную жестокую борьбу за выживание — все это неизбежно порождало обстановку, в которой не только по уголкам шептались о черных делах ведьм и рассказы о колдовстве и невероятных ужасах передавались из уст в уста много позже жутких дней салемского кошмара».

«Сверхъестественный ужас в литературе»

Английский, шотландский, немецкий, ирландский фольклор 18-19 веков переполняли причудливые существа, способные соперничать с самыми жуткими персонажами полинезийских или африканских легенд. Лондонские тошеры верили в «крысиную королеву», обитающую в канализации, жители Линкольшира в болотного духа Тидди Мана с белой бородой и оленьими рогами, на Оркнейских островах появлялось морское чудовище Накилеви, лишенный кожи одноглазый «кентавр» с плавниками вместо копыт и огромной китовой пастью, а в реках Уэльса обитал Водяной Попрыгун, зловредный дух, напоминающий огромную жабу с крыльями и хвостом вместо лап. Народная фантазия породила и более причудливых существ, порой подозрительно напоминающих «бесформенных» и «ужасных» шогготов из фантазий Лавкрафта. Таковы, например, чудовище Без Костей из Соммерсета или медузообразное шетлендское Оно. Легенды же о шабашах ведьм, о «подкидышах», о Малом Народе в тех или иных вариациях имелись чуть ли не во всей Западной Европе. Многие эти суеверия проникли и за океан: поверья о письмах крысам, водяных Мэна, чудовище Кровавые кости, которым пугали детей, или Джерсийском Дьяволе. Часть этих существ могла возникнуть под влиянием индейских легенд, как Вендиго, великан-людоед, но многие твари имели вполне европейское происхождение. Лавкрафт, как человек, досконально знавший историю британских колоний в Америке, с его живейшим интересом к родному штату не мог не знать хотя бы некоторых из этих суеверий — и иные из них угадываются в рассказах — «Фотомодель Пикмана», «Затаившийся ужас», «Крысы в стенах», «Неименуемое» и даже «Тени над Иннсмутом». Лавкрафт вполне мог знать и легенду о Снэлгейстере — неведомом крылатом существе, обитающем возле Голубого хребта в штате Мэриленд. Рассказы о нем появились в среде немецких иммигрантов. «Шнелле Гейст», то есть «быстрый дух», описывается как нечто среднее между птицей и драконом с металлическим клювом, с острыми как бритва зубами, а порой и с подобными осьминогу щупальцами. Вспомним опять-таки «Зов Ктулху»:

«Если я скажу, что в моем воображении, тоже отличающимся экстравагантностью, возникли одновременно образы осьминога, дракона и карикатуры на человека, то, думается, я смогу передать дух изображенного существа. Мясистая голова, снабженная щупальцами, венчала нелепое чешуйчатое тело с недоразвитыми крыльями; причем именно общий контур этой фигуры делал ее столь пугающе ужасной».

 

Снэлгейстер налетает молча с неба и уносит свои жертвы. Самые ранние истории утверждают, что этот монстр высасывает кровь. Семиконечные звезды, которые, по общему мнению, держали Снэллгейстера в страхе, местные знахари рисовали на амбарах. Подобные же символы часто встречаются в произведениях и Лавкрафта, и его последователей.

Нельзя утверждать, что какое-то из упомянутых выше божеств или чудовищ стало конкретным прототипом Ктулху, но очевидно, что все эти мрачные легенды, слухи и суеверия оказали немалое влияние на творчество Лавкрафта. Американская культура и американский фольклор гораздо более многообразны, чем принято считать в России, а смешение различных традиций способно порождать причудливые, порой пугающие образы. Лавкрафт, с его широчайшей эрудицией и глубокой любовью к родной Новой Англии, плоть от плоти которой он был, гениально уловил все эти «глубины сатанинские» американской культуры, воплотив их в образе «пришедших со звезд» чудовищ, оказавшись одновременно их творцом и невольным пророком. Из топких луизианских болот, из густых лесов и пещер Аппалачей и бездонных глубин Океании вышел Великий Ктулху, чтобы с тех пор начать победоносное шествие по всему миру.

darkermagazine.ru

Кто такой Ктулху?

Ктулху представляет собой мифическое существо, которое обладает безграничной мощью и способно дистанционно влиять на разум всех обитателей планеты, однако долгие годы остается в спящем состоянии на дне Тихого океана. Впервые мир узнал о нем из рассказа Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху», выпущенного в 1928 году. Впоследствии Лавкрафт выстроил объемную мифологию вокруг этого существа, сделав его незримым, но часто упоминаемым персонажем во многих своих произведениях.

Размеры Ктулху огромны, а по своему виду он напоминает сразу нескольких существ:

  • имеет голову с щупальцами, как у осьминога;
  • тело его покрыто чешуей;
  • у него драконьи конечности, хвост и крылья.

При этом Ктулху, подобно человеку, передвигается на двух конечностях, может летать. Из кожи чудовища при движении истекает зловонная слизь. Убить его практически невозможно из-за способности к быстрой регенерации. Герои различных произведений Лавкрафта дополняли описание и другими деталями, в том числе способностью ходить по воде и издавать рев, вызывающий огромные волны.

Согласно мифологии в произведениях Лавкрафта, Ктулху относится к так называемому великому роду Древних. В начале времен существо прибыло на Землю из другой реальности вместе со своим многочисленным потомством и сильнейшими старейшинами, среди которых:

  • Йтхогтх;
  • Гхатанотх;
  • Цог-Оммога.

Они построили огромный город на месте Тихого океана. Однако на планете уже обитали Старшие Существа или Старейшины, которые не смирились с захватом и затеяли войну с Ктулху и его приспешниками. Из-за равнозначности сил победу не удалось одержать никому, и обе расы решили жить в мире. Постепенно они впали в состояние глубокого ожидания, а их общение ограничивалось телепатией.

Вследствие многочисленных космических процессов, под влиянием которых планета постоянно менялась, древние города все больше погружались под воду. Ктулху и его свита оказались погребены настолько глубоко, что их связь с внешним миром практически пропала. Также существует мнение, что чудовища погрузились в сон под влиянием некоей расы с другой планеты, решившей очистить Землю. Тем не менее, когда звезды и планеты складываются особым образом, Ктулху и другие чудовища могут ненадолго выходить на поверхность океана, стараясь погрузить мир в первобытное состояние, освободить его от людей и других существ.

Как утверждал Лавкрафт, в истории нет достоверных сведений о том, видел ли кто-нибудь Ктулху и других древних существ в действительности, однако их способность к телепатии все же позволила людям узнать об их существовании. Столетиями чудовища проникали в сны и мысли человечества, заставляя его представителей искать способ полного пробуждения божества и поднятия древнего города на поверхность. Так во многих странах зародился культ Ктулху.

Из поколения в поколение тайные общества передавали сведения о различных реликвиях, использование которых поможет вернуть богов в мир живых и полностью изменить планету. Некоторые фанатики стремятся просто погрузить мир в хаос и вызвать его кончину, другие видят в Ктулху спасение и мудрого правителя, который будет править так, как мир этого заслуживает. Считается, что всех, кто узнает о культе и его целях, немедленно убивают и приносят в жертву во имя пробуждения бога.

Согласно Лавкрафту, в современном мире основные культы Ктулху находятся в местах, как:

  • южные штаты США;
  • Мексика;
  • Аравия;
  • Сибирь;
  • Гренландия.

Общества тщательно прячут свое местонахождение. Многие из них создают целые подземные города, скрываясь в них ото всех. Другие же населяют отдаленные местности, куда не пускают чужаков. Соблюдение многочисленных обрядов и использование тайных реликвий помогает приспешникам поддерживать связь с древними богами. Это наделяет их нечеловеческими способностями: у них могут отрастать конечности, характерные для океанских существ, они становятся очень выносливыми и живут очень долго. Кроме того, в своих произведениях Лавкравт упоминает о таинственных лабораториях и подводных бункерах, в которых ученые из культа трудятся над созданием чудовищных машин, способных пробудить Ктулху.

Рассказы Говарда Лавкрафта оказали огромное влияние на весь мир. Неоспоримых доказательств о существовании реальных культов, поклоняющихся Ктулху, нет, однако известно достаточно большое количество приверженцев теории о том, что на дне Тихого океана в действительности находится тайная сила, постичь которую не удается пока никому. В числе них – гавайский культ Тангароа, поклоняющийся гигантскому спруту Кракену, а также западносемитский культ Дагона, поклоняющийся подводному божеству с рыбьими чертами. Для всех этих культов характерны схожие ритуалы, наличие особых реликвий, напоминающих те, что описывал Говард Лавкрафт.

Мифология Лавкрафта нашла отражение в художественных произведениях различных авторов. Ктулху упоминается в рассказах Стивена Кинга, Анджея Сапковского, Нила Геймана, Роджера Желязны и других фантастов. Начиная с 2006 года, после выхода компьютерной игры «Зов Ктулху», начался активный рост популярности этого фантастического божества среди представителей молодежи и молодежных движений. Чаще всего ему присваивается комичный образ: в различных мультсериалах и фильмах Ктулху появляется при неосторожных действиях персонажей на воде или суше.

Со временем Ктулху приобрел статус интернет-мема – явления, часто используемого при создании юмористических изображений и видео-скетчей. Данный феномен возник в России в годы популярности нарочитого искажения русского языка при общении в режиме онлайн. Возникла своеобразная шутка «Ктулху схавал мой мозг», что означает максимальной уровень умственной усталости или глупости. При этом появились картинки-смайлики и просто юморески, на которых Ктулху изображался не в грозном, а достаточно умиляющем виде, словно домашний питомец.

Съедание человеческого мозга и некоторые другие способности были придуманы именно российскими интернет-пользователями и не упоминаются в творчестве Лавкрафта. Скорее всего, Ктулху как персонаж пришелся людям по нраву благодаря своим щупальцам и прочим характерным чертам, придающим ему эффект комичности.

В настоящее время в России существует пародийная религия, схожая с пастафарианством и называемая Ктулхуизмом. Ее приверженцы шутливо утверждают, что Ктулху скоро проснется и «схавает всех». Они даже проводят различные ритуалы в шутку, например, раз в месяц съедают что-нибудь необычное и размещают в сети запись об этом. Также они периодически выбрасывают ненужные вещи в подношение древнему богу. Имеются и пародийные культы Ктулху в других странах, например, Campus Crusade for Cthulhu в США.

www.kakprosto.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>