Кто придумал колесо обозрения


Чёртово колесо: история изобретения колеса обозрения

В 1891 году на конференции строительных инженеров в Чикаго, городе, который должен был принять Всемирную выставку 1893 года, Дэниел Бернхэм, директор выставки, обратился к инженерам с призывом «затмить» Эйфелеву башню, «гвоздь» Всемирной выставки 1889 года в Париже.

Окская Жемчужина

Организаторы получили множество откликов, но практически все они были неоригинальны — в основном предлагалось построить более высокую башню. Даже сам Александр Густав Эйфель прислал свой проект, который опять-таки сводился к строительству более высокой, чем парижская, башни (Бернхэм получил несколько десятков писем протеста от ведущих американских инженеров, возмущенных подобным непатриотическим подходом).

Молодой инженер Джордж Феррис загорелся идеей. Обдумывая различные проекты, однажды во время ужина с коллегами он вспомнил о колесах водяных мельниц, которые видел в детстве на реке Карсон в Неваде. До конца ужина он рисовал на салфетках эскизы гигантского колеса обозрения с кабинками для посетителей. Большинство его коллег сочли проект абсолютно невозможным, но Феррис был настойчив. Он потратил $25 000 своих собственных средств (в то время огромные деньги) на создание чертежей и разработку точных спецификаций сооружения, и наконец, 29 ноября 1892 года, администрация выставки согласилась. Правда, с одним условием — в отличие от Эйфелевой башни, строительство которой частично финансировало правительство Франции, Феррис должен был сам найти деньги на создание колеса (и это ему удалось). Кроме того, на строительство отводилось всего 22 недели (причем во время холодной чикагской зимы).

Трудно представить себе городской развлекательный парк без колеса обозрения

Большинство деталей были изготовлены в Детройте и 150 вагонами доставлены в Чикаго. Набросок на салфетке превратился в колесо диаметром 80 м, сидящее на оси длиной почти 14 м и диаметром в 2 м — самой большой кованой детали, которую когда-либо изготавливали в Соединенных Штатах. Возвышающаяся на 45 м над землей опора уходила на 10 м вглубь в бетонный фундамент, 36 кабинок вмещали по 60 посетителей каждая. Масса всего сооружения составляла 4100 тонн. Аттракцион, стоивший $250 000, открылся для публики на семь недель позже, чем планировалось, — 21 июня 1893 года. 10-минутная поездка стоила 50 центов, и за 19 недель выставки на колесе прокатились почти 1,5 млн посетителей, что принесло организаторам почти $730 000 прибыли. Колесо принесло Феррису славу, но не принесло счастья. Администрация не выплатила изобретателю положенную долю прибыли. Попытки продать идею аттракциона другим развлекательным паркам не увенчались успехом. В результате Феррис впал в депрессию и 21 ноября 1896 года в возрасте 37 лет в полном одиночестве умер в Питтсбургском госпитале. Идея пережила изобретателя — сейчас колеса обозрения стали непременным атрибутом любого городского развлекательного парка.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2008).

www.popmech.ru

Кто и когда придумал колесо обозрения

В парках развлечений всего мира особой любовью публики пользуется колесо обозрения. Этот аттракцион, названный в народе «чертово колесо», позволяет гостям парков развлечений взглянуть на землю с огромной высоты. Когда кабинка, прикрепленная к гигантскому металлическому обручу, достигает пика высоты, зрителям открывается впечатляющий вид и на парк, и на городские здания, и на природу вокруг.

Содержание статьи

  • Турецкое развлечение и французское чудо
  • Wiener Riesenrad
Колесо обозрения неспроста стало «чертовым». Рабочие, трудившиеся над возведением первой конструкции, не успевали закончить строительство в срок. Из-за этого руководство подгоняло работяг, торопило и заставляло работать сверхурочно. Обозленные строители стали между собой называть колесо «чертовым». Название прижилось и с тех пор активно используется в народе.Колесо обозрения имеет свою историю. Далекий предок современного колеса появился в Турции в семнадцатом веке. Его конструкция приводилась в движение, благодаря усилиям человека. Первое колесо, имеющее тот вид, в котором оно дошло до нас, было построено в Чикаго. Его изобретателем был инженер Феррис-младший. Создатель колеса был уверен, что его творение станет достойным конкурентом Эйфелевой башни в Париже. Движение колеса осуществлялось, благодаря двум паровым машинам. Устройство имело 36 громадных кабинок, каждая из которых по размеру не уступала микроавтобусу. В одну такую кабинку могло сесть 20 пассажиров, и еще 40 человек могло поместиться в ней стоя. Высота колеса Ферриса превышала высоту самого высокого небоскреба тех времен, но в 4 раза уступала высоте Эйфелевой башни во Франции. Побывав на всевозможных выставках, колесо было снято и убрано со всеобщего обозрения. Англичане и сейчас продолжают называть колесо обозрения erris wheel, что в переводе означает «колесо Ферриса». После смерти «отца» колеса обозрения по его проекту продолжили строить подобные аттракционы. Одно из самых популярных колес было установлено в Вене. Аттракцион носит название Wiener Riesenrad и позиционирует себя как одна из главных изюминок столицы Австрии. Первое британское «чертово колесо» было установлено в конце девятнадцатого века в Лондоне по проекту Адома Гаделлина и Гаррета Уотсона. Позднее эти молодые инженеры возвели еще почти 200 конструкций по всему миру.

Сейчас невероятное множество колес обозрения радуют посетителей парков аттракционов всего мира. Одно из самых популярных – 135-метровый Лондонский глаз – долгое время был одним из крупнейших в мире. Колесо High Roller, находящееся в Лас-Вегасе, является самым высоким во всем мире на сегодняшний день. Его высота составляет 167 метров. Аттракцион был открыт совсем недавно, в марте 2014 года. Самое высокое «чертово колесо» в России установлено в поселке Лазаревское неподалеку от города Сочи.

Видео по теме

Распечатать

Кто и когда придумал колесо обозрения

www.kakprosto.ru

Первое в мире колесо обозрения

Колесо обозрения — популярный и любимый всеми, от мала до велика, аттракцион. Едва ли ни в любом крупном городе в центральном парке отдыха установлено это всем известное сооружение, а в Москве, например, таковых и вовсе семь штук. Впервые колесо обозрения появилось в Америке, в 1893-м году, и призвано было стать достойным ответом…Эйфелевой башне. Дело в том, что в 1893-м в Чикаго проходила Всемирная выставка, и амбициозные предприимчивые американцы просто обязаны были поразить весь мир не меньше, чем французы, построившие к предыдущей Всемирной выставке в Париже гигантскую металлическую башню Эйфеля.

Известный инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис решил, что перещеголять зарвавшихся европейцев можно при помощи огромного вращающегося стального колеса с прикрепленными к нему кабинками, в которых посетители будут с замиранием сердца любоваться на Чикаго с высоты птичьего полета. Уж в чем нельзя отказать американцам, так это в деловой хватке и умению держать слово. Задумано — сделано. Огромная стальная машина была построена к открытию выставки, диаметр колеса был 75 метров (для сравнения — диаметр крупнейшего в Москве колеса 73 метра). Весила махина около двух тысяч тонн, была выше самого высокого в то время американского небоскреба, а вращалась при помощи двух паровых машин мощностью по тысяче лошадиных сил каждая. К колесу были прикреплены 36 кабинок размером с добрый автобус — в каждой могли разместится по 60 зрителей. Главная ось колеса весила 70 тонн и стала на то время самой большой кованой железной деталью в истории человечества. Успех был потрясающим — колесо ни простаивало ни минуты, а после выставки в Чикаго поучаствовало еще и в выставке в Сент-Луисе. Удачную идею подхватили по всему миру, сначала в Британии, затем и в Европе. Уже через 10 лет в мире насчитывалось больше ста подобных колес обозрения.

Однако надо сказать, что сильные с практической стороны американцы, несмотря на размах, коммерческую выгоду, удачную конструкцию гигантского колеса, утереть французам нос так и не сумели. Эйфелева башня стала гордым символом Парижа и Франции, символа красоты и торжества инженерной мысли, и о той самой парижской выставке помнят только благодаря знаменитому сооружению. Колесо же обозрения стало просто обыкновенным ярмарочным аттракционом, «чертовым колесом», как называли его во времена моего детства. А единственным утешением инженеру Феррису стало то, что в английском языке «колесо обозрение» называется до сих пор «феррисово колесо».

p-i-f.livejournal.com

Колесо обозрения - это... Что такое Колесо обозрения?

Колесо́ обозре́ния (также в разговорной речи чёртово колесо́) — аттракцион в виде большого вертикально установленного колеса, к ободу которого прикреплены кабинки для пассажиров. В наши дни колесо обозрения является непременным атрибутом многих парков развлечений, а также и других общественных мест по всему миру.

История

Турецкий рисунок XVII века, прообраз современных колёс обозрения

Прообразом современного колеса обозрения было приводимое в движение мускульной силой человека устройство, появившееся в XVII веке.

Первое колесо обозрения построил в 1893 году инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший (англ. George Washington Gale Ferris, Jr.). Оно было установлено на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго. Колесо создавалось как американский ответ на башню Эйфеля в Париже. Диаметр колеса составлял 75 метров, масса — 2000 тонн. Колесо приводилось в движение двумя паровыми машинами мощностью в 1000 л. с. каждая. К ободу колеса было прикреплено 36 кабин, размером приблизительно с автобус. В каждой кабине было 20 сидячих и 40 стоячих мест, и, таким образом, общая пассажировместимость аттракциона составляла 2160 человек. Оборот колеса занимал двадцать минут. Весившая 70 тонн ось колеса была на тот момент самой большой стальной кованой деталью в истории техники. Колесо было выше самого высокого небоскрёба того времени, но в четыре раза ниже Эйфелевой башни.

Первое колесо Ферриса в Чикаго, 1893

После закрытия выставки это колесо ещё дважды переносили на другое место. Колесо было окончательно разобрано в 1904 году после того, как оно год проработало на выставке в Сент-Луисе.

О важности вклада Ферриса в дело строительства колёс обозрения говорит хотя бы тот факт, что по-английски колесо обозрения до сих пор называется ferris wheel, то есть «колесо Ферриса».

Одно из наиболее известных колёс обозрения, построенное по проекту Ферриса вскоре после его смерти, в 1897 году, находится в Вене и сохранилось до сих пор. Называется оно Wiener Riesenrad и является одной из главных достопримечательностей австрийской столицы.

Первое колесо обозрения в Великобритании было построено в Лондоне в 1895 году. Оно было скопировано с колеса Ферриса в Чикаго двумя молодым австралийскими инженерами Адамом Гадделином (англ. Adam Gaddelin) и Гарретом Уотсоном (англ. Gareth Watson), которые впоследствии построили ещё около двухсот колёс обозрения по всему миру. Лондонское же колесо просуществовало с 1895 по 1906 год, успев покатать за это время 2,5 млн человек. Находилось оно в районе Earls Court.

Типы колёс обозрения

Способ крепления кабин к ободу наблюдательного колеса Колесо обозрения со скользящими кабинками

«Наблюдательные колёса»

Так называемые «наблюдательные колёса» (англ. observation wheel) — новый тип колёс обозрения. Первым колесом такого типа стал «Лондонский глаз» (англ. London eye). Это колесо было открыто в 1999 году. В настоящее время строительство колёс такого типа ведётся в Лас-Вегасе, Сингапуре, Шанхае, Москве и некоторых других городах.

Основное отличие наблюдательного колеса от колеса обозрения классического типа заключается в том, что кабины наблюдательного колеса не подвешены к ободу, а смонтированы снаружи обода. Если кабины обыкновенного колеса обозрения удерживаются в должном положении благодаря силе тяжести, то наблюдательное колесо для удержания кабин в нужном положении требует сложной механической системы стабилизации.

Другие типы

Колесо закрытого типа Культурно-развлекательного центра «Алем»

Необычным типом классического колеса обозрения было колесо со скользящими кабинами. Такое колесо было сооружено в 1920-х годах в парке «Corney Island» в нью-йоркском районе Бруклин. Оно сохранилось до сих пор и сейчас используется в парке «Deno’s Wonder Wheel Park». Копия этого колеса действует в парке калифорнийском Дисней-Лэнде.

В 1999 году для выставки в Нидерландах было создано колесо обозрения для автомобилей, где вместо кабинки была использована платформа, на которой закреплялся автомобиль.

Колёса обозрения в СССР и России

В СССР колесо обозрения было весьма распространённым аттракционом в парках культуры и отдыха, которые имелись в любом достаточно крупном городе. Как правило, во всех городах использовались стандартные колёса. Кроме «большого» в большинстве городов имелись маленькие детские колёса, известные под названием «аттракцион „Солнышко“».

В Москве сегодня имеется 7 колес обозрения, установленных в различных парках. Самое низкое колесо — 25 м; самое высокое — 73 м. Возраст большинства аттракционов более 10 лет; самое старое — колесо в Измайловском парке, построенное в 1958 году.

Весной 2011 года в Самаре в Парке культуры и отдыха имени Юрия Гагарина планировался запуск нового колеса обозрения высотой в 81 м, но открытие этого колеса неоднократно переносилось. Предполагается, что колесо обозрения будет работать круглый год (при морозе до −20 °C), и одновременно в нем смогут прокатиться до 208 человек (52 кабинки по 4 места в каждой). Сборкой колеса занимается российская компания «Мир»[1].

30 июня 2012 года в парке культуры и отдыха поселка Лазаревское в Сочи открыли колесо обозрения диаметром 80 м. Колесо изготовлено под руководством конструктора В. Гнездилова, который в 1995 году создал Колесо имени 850-летия Москвы. На нем установлены 14 кабинок вместимостью шесть человек и 14 открытых кабин по четыре человека.[2].

Известные колёса обозрения

Лондонский глаз Венское колесо обозрения ночью
  • Колесо обозрения в Харькове, установленное в Центральном парке культуры и отдыха имени Максима Горького, является самым большим колесом Украины (55 м). Смонтировано в мае 2012 года.
  • Колесо обозрения в Вене (нем. Riesenrad). Построено Феррисом в 1897 году и существует до сих пор. Диаметр колеса — 61 м.
  • Небесная мечта Фукуока (англ. Sky Dream Fukuoka) — самое большое колесо обозрения классического типа (не считая наблюдательных колёс), установлено в японском городе Фукуока. Диаметр — 112 м, общая высота — 120 м.
  • Парижское колесо обозрения (фр. Roue De Paris) — одно из самых больших мобильных колёс обозрения. Высота — 60 м. Не требует постоянного фундамента, так как стабильность обеспечивают балластные баки с водой объёмом 40 тыс. литров. Впервые это колесо было смонтировано в Париже в преддверии празднования миллениума. В 2003 году колесо было перенесено в Бирмингем, где и находилось до февраля следующего года, после чего было перенесено в Манчестер. После этого колесо снова вернулось на европейский континент. Летом 2005 года оно было смонтировано в Амстердаме.
  • Лондонский глаз (англ. London eye), 135-метровое колесо — было самым большим в мире колесом обозрения в 2000—2006 годы, до открытия в Китае колеса Star of Nanchang. В настоящее время остаётся третьим самым большим в мире колесом обозрения после Star of Nanchang и Singapore Flyer, 160 и 165-метровых соответственно.
  • Колесо имени 850-летия Москвы — крупнейшее колесо обозрения на постсоветском пространстве и Восточной Европе (высота — 73 м).
  • Колесо обозрения Singapore Flyer — самое большое колесо обозрения в мире (165 м), открыто в апреле 2007 г.
  • Колесо обозрения в Измайловском парке культуры и отдыха — самое большое колесо обозрения эпохи СССР[источник не указан 140 дней]
  • Колесо обозрения в Припяти является одним из символов чернобыльской Зоны отчуждения. Данное колесо никогда не использовалось, так как должно было открыться 1 мая 1986 года (Аттракцион «Колесо обозрения» (Припять)), то есть через 5 дней после аварии.
  • Колесо обозрения в Одессе (считается вторым по высоте на Украине[источник не указан 234 дня] — 45 м) построено в 2011 году и находится в парке им. Т. Г. Шевченко.
  • Колесо обозрения в Минске является самым высоким на территории Беларуси (54 м)[3].
  • Колесо обозрения в Ашхабаде является крупнейшим колесом обозрения закрытого типа в мире (47,6 м)[4].

См. также

  • Аттракцион
  • Лондонский глаз

Примечания

  • Norman D. Anderson. Ferris Wheels: An Illustrated History. Popular Press. ISBN 0-87972-532-X.

  Колесо обозрения в Вене (анимация) Google Maps  KMZ (3D модель — файл KMZ для Google Earth)

dic.academic.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>