Кто придумал каску


Чья каска была лучше?

Сравнение собственных образцов вооружения и снаряжения с принятыми на снабжение у врага всегда заботило не только рядовых бойцов, но и высшее командование, поэтому всю Великую Отечественную войну в тылу и на фронте трофеи тщательно изучались и испытывались. В наши дни большое количество публикаций традиционно посвящается сравнительным испытаниям танков, самолётов, стрелкового оружия. Тем не менее интересно узнавать о подобных испытаниях и более утилитарных, но не менее важных предметов солдатского снаряжения. Простой вопрос: чей шлем лучше — советский или немецкий? Ответ на него дала работа комиссии Главного интендантского управления Красной армии в январе-феврале 1943 года.Первый массовый советский стальной шлем СШ-36 появился в РККА в 1936 году, и уже к концу года стало очевидно, что он обладает массой недостатков. Наиболее принципиальными из них были хрупкость стали и низкая пулестойкость в местах гибки. Попытки усовершенствования каски привели к появлению ряда экспериментальных образцов, некоторые из них проходили войсковые испытания.Красноармейцы на параде в стальных шлемах СШ-36.В июне 1939 года на снабжение РККА приняли стальной шлем СШ-39, который был избавлен от большинства недостатков СШ-36. Однако начавшаяся война с Финляндией показала, что подтулейное устройство СШ-39 не позволяет надевать его вместе с тёплым головным убором, а имевшиеся специальные шерстяные подшлемники для ношения с СШ-39 в сильные морозы не спасают от холода и обморожений. Поэтому были начаты работы по усовершенствованию подтулейного устройства СШ-39, что привело к выпуску в декабре 1940 года партии СШ-39 с новым подтулейным устройством. Впоследствии эта модификация получила индекс СШ-40. В июне 1941 года СССР вступил в войну, используя три типа касок: СШ-36, СШ-39 и СШ-40. Первые два типа к тому моменту уже не производились, но были в войсках в больших количествах.Нацистская Германия к моменту нападения на СССР имела в войсках гораздо большее количество моделей стальных шлемов — от касок времён Первой мировой войны М16, М17 и М18 до более современных М35 и М40.Советский стальной шлем СШ-40Основными боевыми шлемами немецких солдат на фронтах в 1941 году были М35 и М40. Старые модели почти не использовались на передовой, но не были редкостью в тыловых подразделениях. Это объясняется тем, что они не удовлетворяли армию по целому ряду параметров, в том числе из-за слабой пулестойкости.Стальной шлем нового образца приняли на вооружение сухопутной армии и флота Германии 25 июня 1935 года, дав ему наименование «стальной шлем модели 1935 года», сокращённо М1935 (или просто М35). Базовая конструкция М35 была подобна шлему образца 1916 года М16, но новая модель имела более короткие поля и козырёк, иные вентиляционные втулки и меньший вес.29 октября 1938 года был запатентован проект модификации М35. Она заключалась в технологических упрощениях производства и замене легирующего элемента в химическом составе стали. Эту модификацию приняли на снабжение только 26 марта 1940 года. Модернизированный стальной шлем модели 1935 года получил обозначение «стальной шлем модели 1940 года» (также М1940 или М40).Немецкий стальной шлем образца 1935 годаВ первый год войны стало очевидно, что быстрой победы не добьётся ни одна из сторон. В армию призывались миллионы солдат, которых необходимо было экипировать и вооружить. Резко требовалось увеличить производство всех предметов снаряжения, в том числе стальных шлемов. В такой обстановке требовалось максимальное удешевление и технологичность производства, и по обе стороны фронта велись работы в этом направлении. Параллельно для соответствия требованиям массового производства военного времени искали замену дорогим и дефицитным легирующим добавкам в составе стали, по возможности не в ущерб защитным свойствам готовых изделий.В Германии результатом стало принятие на снабжение 6 июля 1942 года «стального шлема модели 1942 года» (также М1942 или М42). Серийно первые шлемы M42 произвели 1 августа 1942 года. Они были технологичнее в производстве, имели упрощённый состав стали. М42 использовался в немецкой армии наряду с М35 и М40 до конца войны, постепенно заменяя их.Немецкие солдаты в касках М35 или М40.В СССР работы были направлены на уменьшение технологических операций при изготовлении. Для поиска нового состава стали использовались наработки довоенного времени: в 1936–1940 гг. над этим совместно работали инженеры ленинградского НИИ № 13 и металлургического завода г. Лысьва (в документах назывался по-разному: завод имени газеты «За индустриализацию», «ЗИ», «За Индустрию», «Имени газеты Индустрия», «Индустрия», завод № 700 наркомата чёрной металлургии, ЛМЗ). Итогом этих работ стала углеродистая кремний-марганцево-никелевая сталь 36СГНА (36СГН), ставшая основной для стальных шлемов РККА. Эта сталь на заводе получила обозначение И-1 и использовалась не только для касок, но и для нагрудников. Сталь имела в составе дорогие и дефицитные легирующие добавки, в которых с началом войны стала ощущаться нехватка. Именно этим добавкам и требовалось найти замену.Весной 1942 года было предложено несколько вариантов сталей для замены И-1, причём испытание сталей-заместителей делалось сразу на опытно-валовом производстве: из опытной стали выпускались огромные партии стальных шлемов, которые тут же шли в войска. Так была принята испытанная в 1939 году сталь 36СГА (36СГ), получившая обозначение И-2. Эта сталь имела в своём составе гораздо меньше никеля, чем И-1, и, хотя не уступала ей по пулестойкости, процент брака касок при штамповке из И-2 был значительно больше, чем при штамповке из И-1. Всего предлагалось испытать и было испытано 14 вариантов марок сталей, но при улучшении обстановки со снабжением в конечном итоге вернулись к исходной И-1.Советские солдаты в касках СШ-39 и СШ-40.В ходе боевых действий у солдат воюющих сторон возникает частый и закономерный вопрос: чьи оружие и снаряжение лучше? Какие-то образцы, считающиеся лучшими, становятся желаемыми трофеями и находят применение в быту и бою — примеров тому масса. Аналогичная мысль посещала на фронте не только рядовых солдат, но и высшее руководство страны. Часто такое сравнение реальных трофейных образцов с собственными давало пищу для размышлений и служило толчком к работам по совершенствованию и созданию новых видов оружия и экипировки.В декабре 1942 года по распоряжению члена Государственного комитета обороны СССР А. И. Микояна сформировали комиссию под руководством заместителя Главного интенданта Красной армии генерал-майора Я. С. Колесова. Её задачей было сравнительное испытание стальных шлемов отечественного и немецкого производства. В комиссию вошли представители главного интендантского управления (ГИУ КА), наркомата чёрной металлургии (НКЧМ) и завода № 700 НКЧМ, а также броневой лаборатории НИИ № 13 наркомата вооружений (НКВ).Испытания проходили в два этапа: первый состоялся 10–16 января 1943 года в тире завода № 700 в Лысьве, второй — 7–12 февраля на Научно-исследовательском полигоне стрелковых вооружений Главного артиллерийского управления (НИПСВО ГАУ КА) в подмосковном Щурово. Испытанию подвергались СШ-40, сделанные из сталей марок И-1 и И-2, а также трофейные немецкие шлемы.Немецкие шлемы с засчитанными пробитиями (РГАЭ)К сожалению, трофейные немецкие шлемы не были разобраны по типам и одинаково испытывались все, хотя между шестью разными моделями (M16, M17, M18, M35, M40 и M42) была существенная разница. Сделать такое предположение позволяет таблица-реестр корпусов немецких шлемов, из которой видно, что испытывались шлемы разных размеров, а в таблице с определёнными на заводе № 700 и НИПСВО химическим составом стали и твёрдостью видно, что это каски разных типов. Местами в таблице вместе с размерами шлемов указана заводская маркировка, из чего следует, что это были каски разных заводов.Испытания не подразумевали только определение химического состава и твёрдости материала касок. Наиболее интересная их часть — обстрел и близкие подрывы боеприпасов — давала представление о том, чья каска лучше.Стрелять на первом этапе испытаний предполагали из 7,62-мм винтовки Мосина обр. 1891/1930 г. патроном с приведённым зарядом (рассчитанным на дальность 800, 900 и 1000 м) пулей обр. 1908 г. из-за небольшой длины тира завода № 700 и из 7,62-мм револьвера Нагана обр. 1895 г. «Наган» с дистанции 10 м.Корпуса СШ-40 после испытаний (РГАЭ)На втором этапе, на полигоне, стреляли из винтовки уже полноценным зарядом той же пулей на дистанциях 800, 900 и 1000 м, обстреливали из ППШ боевыми патронами с дистанции 115 м, из ТТ с дистанции 65 м. Под конец испытаний подрывали 82-мм миномётные мины на расстоянии двух метров.Обстрел в тире и на полигоне вёлся по незакреплённым корпусам шлемов без подтулейного устройства с трёх сторон: лобовой, боковой и затылочной части. Зачёту в тире подлежали только попадания в определённую область шлема, не засчитывались касательные попадания, попадания ближе 20 мм от предыдущего или от заклёпки/отверстия для вентиляции. На полигоне требования к засчитанным попаданиям были мягче из-за более приближенных к реальности условиям.Глубина вмятин у шлемов, выдержавших испытания, замерялась, результаты фиксировались в двух журналах параллельной записи, вдобавок в тире завода № 700 дополнительно фиксировалась скорость каждого выстрела патроном с приведённым зарядом. Такие достаточно жёсткие условия испытаний позволили объективно оценить качество продукции завода № 700 в сравнении с немецкими касками.На испытания было подано СШ-40 из стали 36СГН 620 штук, из стали 36СГ — 298 штук, немецких шлемов — 270 штук. Наравне с этими шлемами были испытаны опытные СШ-40, изготовленные по новой технологии однопереходного штампования: из стали 36СГН — 100 шлемов, из 36СГ — 60. Часть СШ-40 была сделана с утолщёнными стенками.Задач у испытаний было несколько, решали целый спектр вопросов:Соответствуют ли штатные шлемы СШ-40 техническим условиям?Какова сравнительная пулестойкость сталей 36СГН и 36СГ?Каковы преимущества и недостатки у шлемов с увеличенной толщиной стенок по сравнению со штатными (1,14–1,22 мм против 1,20–1,38 мм)?Какова сравнительная пулестойкость отечественных и немецких шлемов?Достаточно ли отработаны технические условия на производство шлемов из стали 36СГ и можно ли их утвердить как постоянные?Сравнительная пулестойкость СШ-40 из сталей 36СГН и 36СГ и немецких шлемов (РГАЭ)После проведения испытания оказалось, что штатные шлемы СШ-40 из стали 36СГН полностью удовлетворяют техническим условиям, как военного, так и довоенного времени. При этом отмечалось, что ТУ военного времени в части отбора процента шлемов из партии для проб следует отменить и вернуть довоенные, так как это «является менее надёжным критерием для оценки качеств шлемов».В процессе обстрела было получено попаданий: из винтовки приведённым зарядом — 990, из винтовки нормальным зарядом — 462, из револьвера — 171, из ППШ — 811, из ТТ — 552.Обстрел показал, что сталь 36СГ почти равноценна стали 36СГН и обеспечивает пулестойкость, требуемую по действующим ТУ. Комиссия сочла возможным применение единых ТУ на стали 36СГ и 36СГН. Решили, что сталь 36СГ возможно допустить к валовому производству наравне с 36СГН. Технологию изготовления СШ-40 на заводе № 700 (операции штамповки, термообработки) комиссия сочла правильной.Отмечалось, что толщина стенок значительно влияет на пулестойкость, и шлемы с увеличенной толщиной стенок обладают лучшей пулестойкостью. Поэтому рекомендовалось установить минимальную толщину заготовки 1,20 мм, а максимальную — 1,41 мм. Это соответствовало повышению среднего веса корпуса СШ-40 2-го роста на 55 граммов.Было установлено, что пулестойкость шлемов отечественного производства значительно выше пулестойкости трофейных при всех видах испытаний обстрелом, при том, что в среднем толщина стенок немецких касок была на 0,1–0,2 мм больше, чем у штатных СШ-40 из И-1. Это объяснили лучшими свойствами отечественной стали и значительным преимуществом конструкции корпуса СШ-40, у которого, в отличие от германских шлемов, единственным ослабленным местом назывался радиальный переход от козырька к лобной стенке корпуса (полоска шириной 8–10 мм). У немецких касок ослабленных зон оказалось значительно больше, что хорошо было видно по местам пробитий.Сравнительная диаграмма пулестойкости по зонам СШ-40 и немецких касок (РГАЭ)При обстрелах из винтовок на дистанции 800 м пулей образца 1908 года у советских касок было 7,7–10% пробитий, а у немецких — порядка 34,5% (с учётом всех попаданий, как зачётных, так и нет). При стрельбе из ППШ немецкие каски были пробиты в 41,4% случаев, а советские — в 11,5–11,7%. ТТ дал 38,8% пробитий у немецких шлемов против 12,4–13,0% у советских, «наган» — 29,0% пробитий у немецких касок…

В заключении комиссия посчитала, что необходимо продолжить поиски более пулестойких марок стали, заниматься усовершенствованием технологии производства шлемов и доводить конфигурацию стального шлема до повышения пулестойкости. Кроме того, улучшить конструкцию подтулейного устройства. Нам же остаётся констатировать: несмотря на то что отбор немецких касок нельзя назвать идеальным, результаты сравнения оказались в пользу советских стальных шлемов.

Автор: Вадим Антонов Первоисточник: http://warspot.ru/1559-chya-kaska-byla-luchshe

topwar.ru

Каска - это... Что такое Каска?

Кавалергардская каска, 1799 год, А. В. Висковатов. Шлем стальной СШ-40, в просторечии «каска». Рабочая каска.

Ка́ска (от фр. casque — шлем) — средство индивидуальной защиты, защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).

История

Каска используется, как правило, в военных действиях для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой. В русской армии появилась в XVI веке. В начале XIX века каски были головным убором русских драгун и кирасир, то есть в кавалерии, сражавшейся преимущественно холодным оружием, где каска сохраняла некоторую ценность: защищала голову от рубящего удара сверху (именно поэтому каски того периода имеют вытянутую вверх форму — такую сложнее прорубить). Исторически каска явилась этапом в развитии защитного шлема, и своё название получила от латинского слова, обозначавшего металлический шлем.

Основная статья: Шлем (доспехи)

Каска 5й дивизии корпуса морской пехоты США (Brodie helmet), времён Первой мировой войны, аналогичная английской

С началом Первой мировой войны стальной шлем возрождается. Окопная война привела к тому, что голова солдата стала основной мишенью — если тело и укрыто окопом, то голову высовывать все равно приходится. Понятно, что от винтовочной пули каска не спасает. Были попытки усилить каски и сделать их пуленепробиваемыми. Однако выяснилось, что удар винтовочной пули по каске (даже без её пробития) приводит к тяжёлым травмам шеи. Таким образом, каска в основном предохраняет от осколков, шрапнели, пуль на излете, а также от ударов различных твердых предметов, разлетавшихся при взрывах снарядов. Примечательно, что каски того периода своей формой демонстрируют «противошрапнельное» назначение.

Так, у английской каски, похожей на шляпу, имеются развитые поля. Каска мало защищает голову от удара спереди (слишком неглубоко она надевается), зато широкие поля прикрывают от удара сверху (то есть от шрапнели).

Французская каска «Адриана» времён Первой мировой войны

Англичане подсчитали, что их каски снизили потери убитыми на 12 %, а ранеными на 28 %. Доля ранений головы в общем числе ранений снизилась с 25 % до 3 %. Аналогичные результаты получили французы со своей «каской Адриана». В отличие от английской, французская каска собиралась из трех частей — колпака, юбки и гребня.

Немцы сначала игнорировали каски, полагаясь на «Пикельхельм» — знаменитый немецкий островерхий шлем. Однако когда они поняли всю важность вопроса, то не только провели самые тщательные исследования в этой области (эксперименты с пуленепробиваемой каской — в том числе), но отправили на фронт даже старые драгунские каски, усилив их стальными пластинами.

Stahlhelm-Германская каска M1916 времён Первой мировой войны

В 1915 году немцы изготовили значительное число касок самых разнообразных форм, отстреляли их на полигоне и составили технические требования по их форме, толщине металла и весу. В результате, к началу 1916 года в Ганновере была разработана модель M1916, надолго ставшая новым символом немецкого солдата. Её форма и защитные качества были признаны лучшими среди воюющих стран.

Российская армия

Экспедиционный корпус Российской армии во Франции. Лето 1916 года, Шампань. Знамёнщик, ассистенты и адъютант Ударного отряда 8-й Армии (позже «Корниловского») поручик князь Ухтомский, 1917 г. (РГАКФД). На касках — череп со скрещёнными костями; на рукавах — синяя полковая нашивка.[1].

В 1915 году русский военный атташе во Франции полковник граф А. А. Игнатьев доносит в Петроград о ценном нововведении во французской армии и настаивает на немедленном введении касок в русской армии. С большим трудом ему удается добиться от российского командования согласия заказать 1 миллион касок для русской армии. К концу 1915 года «каски Адриана» попадают на русский фронт. Их отличие от французских только в том, что на передней части помещен рельефный русский двуглавый орел.

Российская армия стала получать каски отечественного производства только к концу 1916 года. За основу была взята французская «каска Адриана». Но русские конструкторы сделали свою каску цельной, а не сборной из трех частей. Металл на каске стал значительно прочнее. Вместо обычной стали была использована броневая. Под наименованием «шлем стальной образца 1916 года» каска стала к ноябрю поступать в войска. Революционные события начала 1917 года сорвали план производства касок. Небольшое количество поступивших шлемов выдавалось в основном в ударные батальоны. Так, их получил Ударный отряд штаба 8-й армии (позднее Корниловский ударный отряд, а с августа 1917 года Корниловский ударный полк).

В 1915 году русский Генеральный штаб принял решение о начале разработки первого русского стального шлема. Прототипом для данного шлема послужила французская каска Адриана модели 1915 года. В 1917 году заказ на производство шлемов был размещен в Финляндии на заводах Sohlberg-Oy и V.W. Holmberg. В России шлем получил маркировку Модель 1917 (Sohlberg), в соответствии с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был официально введен. Революция 1917 года помешала поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. В русскую армию была поставлена относительно небольшая партия заказанных шлемов. Всего на заводе Sohlberg-Oy успели изготовить 500000 шлемов, а на заводе V.W. Holmberg 100000 шлемов. В 1918 году Финляндия объявила независимость, и выпущенные, но не отправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части оставшихся шлемов не был установлен подшлемник, так как изначально его установка планировалась на заводах в России.

Русский шлем имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в то же время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путем штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикрепленной к поверхности шлема тремя клепками. Вес шлема составлял 800—850 грамм, толщина стали 1,2 мм. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикрепленных к поверхности шлема с помощью восьми клепок. В верхней части подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулировался с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикрепленных к полям шлема двумя парами клепок. Шлемы, выпущенные для русской армии, были окрашены в цвет хаки.

Шлемы этой модели так и не были широко использованы русской армией. В период Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась добровольческими армиями. В 20-30-е годы М17 получил распространение в Красной армии. Иногда в Красной армии на шлем прикрепляли красную звезду — либо большую жестяную, такую же, как на каске Адриана М15, используемой в Красной армии, либо звезду меньшего размера; часто звезда была просто нарисована. Для советского правительства использование шлемов, принятых также в армии недружественной Финляндии, было скорее вынужденной мерой, прежде всего из-за нехватки экипировки, однако существуют доказательства перевыпуска в Ленинграде в начале 30-х годов небольшой партии шлемов этой модели. М17 имел слабые защитные свойства, и поэтому уже во второй половине 20-х годов были начаты работы по созданию собственного стального шлема.

Советский период

В СССР «каски Адриана» можно было увидеть на парадах. Стальной шлем (каска) обр. 1936 г.

В СССР к теме касок обратились в начале 1930-х годов. Однако первоначально немногочисленные «каски Адриана» французского и русского производства можно было увидеть лишь на парадах на бойцах привилегированных частей (например, Пролетарской дивизии). А в 1934 году было выдано задание на разработку каски нового образца. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Буденный, рубя шлем шашкой. Несмотря на то, что этот эпизод принято рассматривать как анекдотический, в действиях маршала был здравый смысл. Каска со времен Первой мировой рассматривалась как средство защиты от шрапнели (составлявшей в 1930-е 50 % боекомплекта полевой артиллерии). Удар шашкой имитировал попадание шрапнели (Буденный прокомментировал, что шлем недостаточно защищает плечи бойца от поражения сверху).

Переделанный шлем (с увеличенными полями) был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной обр. 1935 г.». В таком виде он немного напоминал немецкий шлем 1916 года (в 1990-х был случай, когда участника военно-патриотического клуба чуть не избили ветераны: бедняга пришёл на праздник в чёрной танкистской форме и каске обр. 1935 года и его обвинили, что он «нарядился фашистом»). «Каски Адриана», хранившиеся на складах, передали в пожарную охрану — они прослужили пожарным как минимум до 1950-х годов. Каски в СССР обычно окрашивались матовой краской защитного цвета. В СССР использовался темно-зелёный, хотя такой цвет считается демаскирующим. В РККА на обычные каски не наносилось никаких знаков, а на парадные — красные звезды. Впоследствии выяснилось, что большие поля новой каски создают большую парусность. При сильном ветре, а также при движении на лошади, мотоцикле, в кузове грузовика это приводило к тому, что каску сдувало набок. К тому же каска была слишком тяжела, хотя особой пулестойкостью не отличалась.

Недостатки СШ-36 были слишком очевидны, и необходимо было произвести дополнительные исследования для создания лучшего шлема. Снова было протестировано множество шлемов, созданных в западных странах. В 1937-38 несколько экспериментальных моделей было создано и протестировано на Ржевском полигоне. В 1938 году был сделан окончательный выбор. Характерный гребешок был снят со шлема и контур шлема приобрел новые очертания. Этот шлем известен как СШ-39. Силуэт русского солдата в нем стал образом воина-победителя на многие годы. Форма нового советского шлема напоминала стальной итальянский шлем М33. Вероятнее всего, именно эта модель была взята за основу при создании шлема. Шлем изготавливался из стали намного лучшего качества, чем та, из которой изготавливался СШ-36, его вес составлял 1250 грамм, толщина стенок 1,9 мм.

Подшлемник имел купольную форму, изготавливался, как правило, из ткани (также подшлемник мог быть изготовлен из кожи, кожзаменителя или вощеной ткани), обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Под тканью устанавливалась подкладка из сукна или фетра. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление тканевой основы осуществлялось к стальному обручу, который в свою очередь с помощью держателей крепился к поверхности шлема тремя клепками, таким образом, предотвращая соприкосновение подшлемника со стенками шлема, обеспечивая тем самым вентиляцию и выполняя амортизационные функции. Шлем окрашивался в оливковый цвет или в цвет хаки, иногда на фронтальной части шлема изображался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлема, в затылочной части около нижней кромки, на советских шлемах проставлялся штамп завода-изготовителя, а также штамп с указанием размера шлема.

В послевоенное время оставшиеся СШ-39 проходили заводской ремонт на заводе ЛМЗ (г. Лысьва), сферы перекрашивались заново и на них ставился подшлем с СШ-40 (три подушки); как правило, на штампе стоит 1950 год. Такие шлемы передавались в учебные заведения, МЧС и подразделения Гражданской обороны.

В 1940 году была принята на вооружение стальной шлем нового образца — «Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40), которая без особых изменений просуществовала несколько десятилетий. По сути, она используется в ВС России до сих пор. Один из разработчиков нового стального шлема, М. И. Корюков вспоминал впоследствии:

«Работу принимала комиссия, которую возглавлял Семен Михайлович Буденный. Он внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, — пуля такой силы не имеет. Конечно, Буденный был опытный „рубака“, и клинок из закаленной златоустовской стали, подаренный ему рабочими, был сильным испытательным оружием в его руках. Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух — и тут же звякнул шлем. Буденный с удивлением осмотрел место удара: „Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!“, и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем — с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Буденного. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. „Молодцы! — сказал, наконец, маршал, — хорошо поработали“.» [2]

Конструкция СШ-40 отличается от предыдущего образца, СШ-39, используемым подтулейным устройством или подшлемником, более простым и крепким. Отсюда и главное их внешнее отличие: в СШ-40 для крепления подшлемника применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три. Подшлемник состоит из трёх частей-«лепестков», изготовленных из искусственной кожи или ткани, которые в верхней части шлема соединяются шнурком, предназначенным для регулировки размера. С внутренней стороны каждого лепестка находится амортизационная подушечка, изготовленная из ваты. Брезентовый подбородочный ремень состоит из двух частей-половин, присоединенных к кольцам на боковых сторонах шлема. Одна из частей на свободном конце имеет скользящую пряжку; конец другой половины обжат полукруглой металлической оправкой. В отличие от предыдущих образцов стальных шлемов, СШ-40 выпускался только трёх размеров («номеров»). Масса стальной части шлема (без подтулейного устройства) самого большого размера — 800 г.

В Германии

Шлем модели М1940 солдат вермахта

Наиболее выразительным и запоминаемым на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата — Stahlhelm (стальной шлем). Его узнаваемая форма предопределена сочетанием объемов цилиндрического тела, охватывающего голову, и конусным назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков.

Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16, поставлялись странам-союзникам (Австро-Венгрия), после окончания войны попали в другие страны: Турцию и Финляндию. Для крепления подшлемника использовались три большие кнопки (кламеры), одна в затылочной и две в височных частях шлема. Помимо кламер крепления подшлемника, на каске этого образца были две выступающих втулки — «рожки». Они служили для вентиляции (в них были сквозные отверстия) и к ним крепилась специальная налобная пластина, которая должна была, по мысли ее изобретателей, усиливать защиту лобной части, предназначена для часовых и пулеметчиков. Такая навесная броня не оправдала надежд: даже если пуля с близкого расстояния и не могла пробить шлем, то сила ее удара была такова, что не выдерживали шейные позвонки солдата.

Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на мм², что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной, а ее контур — более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды.

Для разработки нового варианта стального шлема были привлечены конструкторы, которые совместно с военными сумели подобрать оптимальное сочетание защитных свойств шлема при уменьшении его веса, попутно были решены некоторые другие вопросы: удешевление и технологичность производства.

Стоит отметить, что для офицеров всех родов войск, участвующих в парадах, специально изготавливались облегченные шлемы из вулканизированной фибры с алюминиевым каркасом. Поэтому ряды сверкающих в лучах факелов касок в фильмах Лени Рифеншталь — художественная условность, а не реальная действительность. На войне такой блеск оборачивался ненужными жертвами.

К началу второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове (чтобы каска не слетала с головы), изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Для мобильных частей вермахта — воздушно-десантных — стандартный пехотный шлем был заменен ещё более эргономичным и удобным. Его вес был максимально уменьшен, габаритные размеры минимизированы за счет уменьшения ширины полей. Десантный шлем М38 инженера Хайслера, принятый на вооружение в 1938 г., почти не имел полей, так как оказалось, что в случае жесткого приземления назатыльник наносил травму в районе шеи и плеч, а козырек шлема создавал во время прыжка нежелательные аэродинамические завихрения, что часто приводило к срыву шлема с головы десантника и он приземлялся в одном подшлемнике. Изменилась и форма ремешка: он стал Y-образным. Дополнительный фиксирующий ремень крепился к затылочной части каски, что резко увеличивало плотность посадки шлема на голове во время прыжка. Теперь воздушные потоки не раскачивали голову парашютиста из стороны в сторону, что улучшало общее самочувствие «зеленого дьявола» (прозвище немецких парашютистов), прыгающего в опасную неизвестность. Вместо армейского подшлемника стал применяться интегральный колпак с 11 большими отверстиями. Сшитый из двух кусков бараньей кожи (которую впоследствии, из-за дороговизны и сложности выделки, заменили свиной) и армированный пробковым деревом, он вместе с каркасом-обручем обеспечивал дополнительную защиту от травм во время посадки. Вскоре вместо пробки в качестве амортизатора стали применять каучук (вспененную резину). Подшлемник стал наборным — семь разных по толщине резиновых сегментов, крепившихся к алюминиевому кольцу, ещё точнее отслеживали профиль головы десантника.

В 1938 году на базе шлема модели М34 была создана каска для подразделений противовоздушной обороны Luftschutz, получившая в кругах коллекционеров название «гладиатор», из-за своей оригинальной формы. Основная сфера каски имела аналогичную М34 форму, а конусные поля были значительно видоизменены. По линии соединения сферы шлема и конусных полей располагался бортик полукруглой формы выполненный в процессе штамповки изделия. Подобные бортики можно встретить на шлемах для гражданских военизированных структур, изготовленных на базе более поздних моделей армейских касок — М35, М40.

На шлемах Luftschutz и других военизированных формирований можно встретить все виды подшлемников, использовавшихся на германских шлемах. Встречаются подшлемники образца 1931 года, шлемы с подшлемником, изготовленным по образцу М16 из трех кожаных сегментов, закрепленных на обруче, а также подшлемники, состоящие из отдельных кожаных лепестков, закрепленных на обруче. Способы крепления подшлемника использовались как на четыре кламмера, так и на три.

Существуют много вариантов шлема, отличающихся способом изготовления: составной из трех частей, составной из двух частей, цельный, цельный с бортиком, цельный с бортиком без полей, напоминающий шлем парашютистов, цельный с особым гребнем для пожарной полиции и экспериментальный шлем SA.

Помимо подразделений ПВО, «Гладиаторы» успешно использовались и другими организациями, например гражданским ополчением Фольксштурм (нем. Volkssturm) и штурмовыми отрядами SA (нем. Sturmabteilung).

В 1940 году происходит модернизация шлема М35: упростилось изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; сталь также изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца, что позволило сократить количество операций и время затрачиваемых на изготовление. Эта модель получила наименование М40.

К 1942 г. изменилась технология изготовления шлемов для всех частей вермахта. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменен отбортовкой, одновременно ухудшилось качество материала, из которого изготавливалась каска — он стал мягче. От легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться (стратегического сырья стало не хватать для брони танков). Данная модель получила наименование М42. У парашютистов появился дополнительный крючок на ремне, предназначенный для точной его фиксации, а сам ремень стал шире.

Помимо конструкции, эргономики и формы большую роль в дизайне шлема играла его окраска. Пока шлемы сверкали на парадах и в «молниеносных войнах», окраска шлема не носила явно выраженного маскировочного характера: он красился в тусклый серовато-зеленый цвет «фельдграу» и на него наносились декали и опознавательные эмблемы. У сухопутных войск (Heer), справа — национальный геральдический щит в белую, красную и черную наклонную полосу, слева — бело-серебряный орел вермахта на черном поле. Однако, как только выстрелы салютов сменились громом боев, эти эмблемы в целях маскировки пришлось замазывать. С 1940 года осталась только декаль вермахта, на М42 их уже не наносили. До конца войны в войска поступали со складов каски с декалями, но их количество было невелико.

Окраска шлема стала меняться в зависимости от поры года, места боев и рода войск. Наиболее широко к середине войны распространилось искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от автокамеры, под которым было удобно крепить листву и ветки.

С 1942 г. к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или темно-зеленых и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зеленых черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5-7 шлёвками для крепления маскирующих веток и листьев и веревочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата.

С конца 1943 года широкое распространение получили и самодельные проволочные сетки (данное утверждение спорно, так как на фронте немцы применяли противогранатную сетку, которую, скорее всего, и использовали солдаты), жестко закрепленные на каске. «Ловчая птичья сеть» (именно так прозвали этот элемент амуниции солдаты) служила универсальным средством для крепления любого камуфляжа как из листьев, так и из элементов городского мусора, бумаги, тряпок для ведения боя в населенных пунктах.

В других странах

Французская и английская армии во Вторую мировую войну воевали в касках, представлявших собой незначительно модифицированные образцы времен Первой мировой, так, французский «Адриан М-26» отличался от М-15 только тем, что его купол штамповался из одного листа стали, а не из 3-х. Американцы также первоначально использовали каски английского образца. Однако к 1941 году они разработали собственную каску, похожую на советскую, но более простой формы. У американцев и тогда, и сейчас принято на каске наносить знаки различия по воинским званиям. Итальянская каска напоминает «Шлем стальной обр. 1940 г.», но имеет выступ, покрывающий вент-отверстие. Британские воздушно-десантные войска также приняли в качестве снаряжения новую упрощённую каску по типу немецкой М38.

В настоящее время

Американская каска PASGT (применялась с конца 70-х до 2003 г.) почти полностью повторяет формы немецкой каски образца 1916 года, за что получила неофициально прозвище «Fritz».

С 2003 в армии США используется кевларовый шлем модели MICH TC-2000 Combat Helmet.

Фотогалерея

  • Гренадер британской гвардии в полевой форме.

  • Гренадер-инструктор младший унтер-офицер 12-го гренадерского Астраханского полка, 1917 г..

  • Знаки различия на американской каске.

  • Современная французская каска.

  • Современная датская каска М96.

  • Современная японская каска 88.

  • Церемониальная каска (Пикельхельм) Королевской гвардии в Швеции.

  • Защитный шлем для верховой езды

Примечания

  • Германский стальной шлем: интересные аспекты реконструкции

dic.academic.ru

Каски военные и армейские защитные шлемы специального назначения, для летчиков и пилотов, российские и иностранные, старинные и современные боевые

Армейские защитные шлемы (ЗШ) – это напоминание об эпохе рыцарей. Именно они остались практически неизменной частью боевого доспеха. Если кираса трансформировалась в бронежилет, который совершенно не напоминает боевой военный панцирь рыцаря, то железные каски выпускались до недавнего времени.

Хотя в военной истории было время, когда солдаты вместо защитных шлемов носили головные уборы, в конце концов необходимость заставила военное начальство вновь вернуть эту часть доспеха в строй.

Появление боевых шлемов во Франции

Вплоть до начала Первой мировой войны солдаты европейских государств обходились без защитных касок. От доспехов армия отказалась уже давно, поэтому шлем, защищающий голову, рассматривался как элемент старинного доспеха, которому не место в современной армии. Однако Первая Мировая война, которая получила неофициальное название «окопная», показала, что отказ от солдатских шлемов был опрометчивым решением.

Так как из окопов нужно было высовываться, солдатские головы первыми прочувствовали, как плохо им без надёжной защиты. Большинство солдатских смертей происходило именно от попаданий в голову. Видя, какие чудовищные потери личного состава происходят на войне каждый день, генералитеты европейских стран серьёзно забеспокоились.

Первые шлемы специального назначения были разработаны во Франции. До их появления французские солдаты носили суконные кепи, которые могли защитить голову только от непогоды. Первый французский шлем получил название «Адриана» и начал выпускаться серийно уже в 1915 году. Он был нецельнолитым и состоял из следующих частей:

Сразу же после появления шлемов потери французской армии существенно сократились. Например, общее количество раненых уменьшилось на 30%, а убитых – на 12-13%. При этом стоит учитывать тот немаловажный факт, что французский шлем был предназначен вовсе не для защиты от пуль. Он, конечно, мог отрикошетить пулю, которая попадала в него по боковой траектории, но прямое попадание не выдерживал. Зато шрапнель и осколки от гранат его не пробивали.

Видя неожиданный успех по «реанимации» такого, казалось бы, устаревшего элемента защиты как шлем, страны-союзники поспешили закупить для своих армий огромное количество «Адриана». Закупили такую защиту следующие страны:

  • Россия;
  • Румыния;
  • Италия;
  • Португалия;
  • Великобритания.

Все вышеперечисленные страны, кроме Англии, были очень довольны защитными свойствами французских шлемов.

Английские солдатские шлемы

Военное руководство Великобритании, которое закупило большую партию французских шлемов, осталось весьма недовольным их защитными качествами. Была создана комиссия по разработке своего шлема, который был бы лучше, чем французский аналог. Возможно, что данное решение было принято из-за гордости британской военной аристократии, которая считала зазорным пользоваться на войне шлемами, которые придумали «лягушатники».

Просмотрев несколько вариантов, английское военное командование выбрало разработку Джона Броди, который представил собственную модель шлема, очень сильно напоминающую средневековую английскую железную шляпу Капеллина. В таких шлемах ангийские солдаты сражались в 11-16 веках. После небольших доработок, шлем был принят на вооружение английской армии под названием «Helmet Steel Mk1».

В отличие от французской модели, английский шлем был цельным и имел широкие края по всему периметру. Он прекрасно подходил для защиты в окопе, так как широкие поля защищали от попадания шрапнели и осколков сверху. Зато каждая атака в нем была очень рискованной, потому что шлем совершенно не защищал затылок, виски и уши. Так как в атаку английские войска ходили не слишком часто, данная каска не только понравилась английским военным, но и была принята на вооружение нескольких весьма дружественных Великобритании стран. Это были:

  • Соединённые Штаты Америки;
  • Канада;
  • Австралия.

Понятно, что у этих 3-х стран, в связи с тем, что они практически не участвовали в боевых действиях, каски были только для «порядка».

Военные шлемы в Германии

Когда противники Германии уже более года использовали защиту для головы, германские солдаты по прежнему обходились без нее. Только в 1916 году появились первые немецкие каски, которые достаточно сильно отличались от того, что носили представители блока «Антанта». Вероятнее всего, немцев просто не устраивала конструкция французских и английских касок тем, что они не выдерживали лобового попадания пули.

В начале 1916 года Германия разработала свою каску под названием М-16 «Stahihelm», которая значительно отличалась от защиты противника. Специфические «рожки», расположенные по бокам, делали внешность нового военного шлема легкоузнаваемой. Они не только прикрывали собой вентиляционные отверстия, но и служили элементом крепления бронированного щитка, который прикрывал лобную часть Подобная броня делала пробитие каски винтовочной или пулемётной пулей практически невозможным.

Однако, как оказалось, прямого попадания в лоб лучше было всё-таки избегать. Каска прекрасно выдерживала попадание даже пулемётной пули, но шеи солдат оказались абсолютно не готовыми к подобным проверкам на прочность. Травмировались или даже ломались шейные позвонки, что в ряде случаев приводило к летальному исходу.

Среди солдат существовала интересная техника, которая позволяла сохранить шею целой при лобовом попадании пули. Для этого ремешок на каске не застёгивался, и она просто слетала с головы солдата. В результате подобной хитрости многим удалось выжить после получения пули в голову.

Дальнейшие попытки создать более прочный шлем также не увенчались успехом, потому как увеличение толщины брони придавало каске лишний вес, а шея всё равно ломалась.

Какие каски были в СССР после революции

Если посмотреть хроники или старые фотографии первых лет после появления Советской России, то можно увидеть, что основным головным убором красноармейца была шапка-будёновка. Небольшое количество металлических шлемов сохранилось на военных складах, доставшихся Советской республике «в наследство» от царской власти, но чаще всего они мелькали на различных военных смотрах и парадах.

Первый советский железный шлем был создан в 1929 году. Внешне он напоминал знаменитый М-17 «Sohlberg», который выпускался в Царской России. Была выпущена опытная партия экспериментальных шлемов, получивших название М-29. В связи с тем, что процесс производства был очень трудоёмкий и дорогостоящий, данная модель так и не стала производиться серийно.

Политическая ситуация в Европе в 30-х годах 20 века показала СССР, что солдатам необходим массовый металлический шлем. Так возникла первая массовая советская каска СШ-36. Солдаты в них прошли через множество военных конфликтов:

  • Польский поход;
  • Халхин-Гол;
  • Финская война;
  • Гражданская война в Испании;
  • Битвы на озере Хасан.

Данная каска была создана на основе немецкого шлема М-16 «Stahihelm», но значительно уступала ему по тактико-техническим характеристикам. Шлем получился слишком тяжёлым, его вес достигал 1,3 кг. Вместе с тем, толщина металла каски, равная 1,1 мм, была недостаточной для защиты от пуль и крупных осколков. Форма шлема, который имел широкие поля, мешала обзору, да и ветер иногда мог просто сдуть такую каску с головы бойца.

Вскоре он был заменён на новую модель, которая получила название СШ-39 (СШ-40 с 1940 года). Данная каска является настоящей легендой, так как именно в них бойцы СССР смогли победить фашизм. Новая армейская каска обладала следующими преимуществами:

  • Он изготавливался из легированной броневой стали;
  • Толщина стенок равнялась 1,9 мм;
  • При этом вес был даже немного меньше, чем у СШ-36 и составлял 1,25 кг;
  • Каска выдерживала лобовой выстрел на расстоянии 10 метров из нагана.

В 1940 году СШ-39 была модернизирована. Произошла замена подтулейной системы, после чего каска была переименована в СШ-40. Именно под этим именем её знают во всём мире. Даже в настоящее время данные варианты защиты не сняты с вооружения и в большом количестве хранятся на российских военных складах.

В дальнейшем каска СШ-40 несколько раз модернизировалась. Данные модификации проходили в 1954 и 1960 годах. В обоих случаях модернизация заключалась в замене подтулейного устройства на более совершенное, но по сути, все данные модификации являлись немного доработанной моделью СШ-39.

Серьёзная модернизация советской каски в 1968 году

Серьёзная модернизация СШ-39(40) произошла только в 1968 году. Новый шлем действительно был основательно переработан, а не стал очередной модернизацией СШ-39. Отличия новой модели заключались в следующих нюансах:

  • Металл был заменён на более прочный броневой сплав;
  • Наклон лобовой стенки был увеличен;
  • Бортики укоротили.

В настоящее время СШ-68 является основным российским защитным шлемом. Кроме того, защита такой же конструкции используется армиями СНГ, Китая, Индии, Вьетнама, Северной Кореи и ряда других стран.

Хотя СШ-68 не совсем соответствует уровню современных военных шлемов, их огромное количество на складах заставляет делать модернизации именно на его базе. Так появились следующие, более современные модели:

Данные модернизации получили усиление конструкции изнутри арамидом и современные подтулейные устройства. В результате, вес новых модернизаций возрос до 2 кг, зато их прочность значительно возросла.

Современные модели российских военных касок

Так как в настоящее время касок СШ-68 гораздо больше, чем это требуется российской армии, их производство прекращено. Теперь российская военная промышленность осваивает производство новых моделей шлемов, которые выполнены из новых и современных материалов на тканево-полимерной основе. Новые модели касок гораздо легче и удобнее, чем их стальные аналоги, а главное — их защитные свойства превосходят свойства касок из стали.

Первый шлем, который был произведён в России с использованием современных материалов, называется 6Б7. Он поступил на вооружение российской армии ещё в 2000 году. Подобную защиту получали российские спецназовцы, части ВДВ, морская пехота и прочие подобные подразделения.

В 2006 году, используя в качестве базы шлем 6Б7, НИИ «Стали» выпускает новый шлем для российского спецназа – 6Б27, который по своим защитным характеристикам превосходит большинство зарубежных аналогов.

В настоящее время конструкторы НИИ «Стали» занимаются доработками уникального шлема «Ратник-БШ», который не имеет мировых аналогов.

Новый российский шлем 6Б47 «Ратник»

Хотя новейшая российская экипировка «Ратник» до сих пор проходит испытания, один из её элементов уже выпускается серийно — это защитный шлем 6Б47 «Ратник». Он отличается от предыдущих российских разработок своим весом, который составляет менее 1 кг и небольшими габаритами. Вместе с тем, данный шлем намного крепче, чем его более тяжёлые «собратья». Подобных характеристик удалось добиться за счёт использования новейших композитов для его производства.

Данный шлем имеет трёхслойную систему защиты. Внешний и внутренний слой сделаны из твёрдых композитов, между которыми помещён слой из арамидного материала. Данная каска по своей функциональности больше напоминает современный шлем лётчика. Она снабжена системой связи и монитором, на который проецируется изображение с оптического прицела.

Лётные шлемы

Современный шлем лётчика – это не просто устройство, защищающее голову пилота. Большинство из них представляют собой сложные устройства, которые буквально нашпигованы электроникой. Развитие лётных шлемов происходило очень стремительно. Первые кожаные шапки с встроенными тяжёлыми авиаторскими очками быстро уступили место современным устройствам.

Наиболее интересным из современных лётных шлемов является так называемый «глазастый шлем», специально разработанный для пилотов американского истребителя F-35. Стоимость этой модели составляет около 600 000 долларов.

Военные каски, которые были незаслуженно забыты, вновь вернулись на мировую военную арену после начала Первой Мировой войны. В настоящее время новейшие военные каски представляют собой не просто защиту головы бойца – это настоящий компьютер, оснащённый современной электроникой.

militaryarms.ru

Про немецкие каски. История создания.

Продолжая предыдущую тему по шлемам начатую здесь. Немецкие каски. История.

Немецкие каски. Введение стального защитного шлема.

 Интересный эпизод в истории шлема имел место 15 сентября 1916 года.Американский военный атташе в Берлине получил директиву от военного ведомства в Вашингтоне,округ Колумбия,в которой был приказ о покупке немецкого шлема.Прусское военное Министерство ответило на запрос 18 ноября 1916 года: 

Военное министерство Берлин W. 66 18 ноября 1916 Генеральный департамент Лейпцигштрассе 5 No.513/10 16Z1 В ответ на Ваше письмо от 7 октября 1916 года,департамент отвечает следующим образом: Из-за проблем связанных с патентными правами,мы с сожалением заявляем,что мы не можем предоставить Вам запрашиваемый шлем. (Подпись) 

Хоффманн 

Полковник Кун,американский военный атташе,сообщил об этом в военный департамент США и предположил,что атташе в Париже или Лондоне,может быть в состоянии получить шлем который был захвачен в бою.В феврале 1917 года немецкий шлем был получен из Парижа.

 

 Эрих Фридрих Вильгельм Людендорф.

 22 января 1917 года,следующая телеграмма была послана ко всем группам армий генералом Людендорфом,начальником Генерального штаба: Он сообщил,что немецкие войска будут оснащены стальными касками следующим образом: а) Стрелковые,кавалерийские и пехотные полки,штурмовые батальоны,инженерные и минометные части. б) Полевые и артиллерийские батареи получат 20 шлемов каждая. Согласно распоряжению, 

Людендорф

 

 Германские морпехи

 23 января 1917 года,верховное командование 4-й армии приказало упорядочить поставки шлемов в подразделения на основе этого нового распоряжения.Таким образом,в 1-й военно-морской дивизии до сих пор не хватало 6691 шлема,в то время как корпус морской пехоты получил около 30000 шлемов для своих войск.27 января 1917 года,Прусское военное министерство информировала имперский военно-морской штаб,что 3 января 1917 года был введен белый камуфляжный чехол для шлема и что о их поставках они должны договариваться непосредственно с верховным командованием 4-й армии.

 

13 февраля 1917 года,были сделаны запросы отдельными управлениями снабжения групп армий о необходимости введения чехла серого цвета для стального шлема.Чехол должен был использоваться для того,чтобы снизить блеск шлема вызванного как солнцем и луной,так и бликами которые могут возникнуть в результате влажной погоды.Если это было бы необходимо,должны ли все войска быть снабжены чехлом или только патрульные или часовыми?Корпус морской пехоты счел чехлы ненужными и вместо них запросил матовое покрытие на шлемах.Верховное командование 4-й армии рассмотрело идею,но какого то решения не достигло.Из современных источников известно что было выпущено 800000 чехлов.

 

 

 

 

7 апреля 1917 года,начальником штаба армии было объявлено,что с 22 января 1917 года,все находящиеся в зоне огня санитары-носильщики из медицинских подразделений и все радисты из подразделений связи,должны были быть снабжены шлемами.

В мае 1917 года подшлемник шлема был модифицирован управлением по закупкам одежды военного министерства.Вплоть до этого момента,три кожаных лепестка с подушками были пришиты к кожаному обручу,но из-за дефицита кожи,обруч был заменен на металлический.К сожалению,точная дата этого изменения неизвестна.Однако письмо от атташе баварского военного командования в Берлине,датированном 9 мая 1917 года,установило,что металлические обручи подшлемника были произведены теми же самыми заводами,которые производили стальные шлемы. 

М16 с подшлемником обр.1917 года.(Именно М16! В Германии не было шлема под маркировкой М17,ее придумали коллекционеры для простоты обозначения шлемов с разными подшлемниками) 

Прожектор L.Blink 17 с креплением для стального шлема.Использовался для передачи сигналов экипажам самолетов и дирижаблей 

В августе 1917 года,военное министерство упорядочило поставку запасных частей для шлемов и объявило об этом через официальные армейския издания (Armeeverordnungsblatt).Ниже приводится выдержка из издания 5-й армии: IV.a.No.8693/17 от 19 августа 1917года. No.481 Технические требования запасных частей для стальных шлемов. Подшлемник и металлические детали для стального шлема: a. Обруч подшлемника (кожаный или металлический) b. Кожаные лепестки c. Тканевые мешочки для подушек d. Подушки e. Тесьма для завязок f. Шнурок Военное Министерство в приказе № 741/6.17 B 3 C I0 от 8 августа 1917,запрещает подразделениям поставлять запасные части для стальных шлемов непосредственно из административного отдела армии.В соответствии с приказом No.248 в Armeeverordnungsblatt,те запасные части,которые необходимы войскам,должны быть запрошены из управления квартирмейстера через отдел снабжения не позднее 5-го числа каждого месяца.Управление квартирмейстера должно сообщить о количествах поставок армейскому отделу снабжения для заключительного перераспределения в отдельных войсковых частях.Чтобы избежать ошибок в процессе заказа,должен быть использован приложенный бланк заявки. (Подпись) 

фон Штокхаузен

Кожаный подшлемник обр.1916г.

Подшлемник обр.1917г. со стальным обручем

29 октября 1916 года,представителем генерального командования гвардейского корпуса,было выпущено следующее распоряжение под номером IVa 3906751680: СТАЛЬНОЙ ЗАЩИТНЫЙ ШЛЕМ В результате увеличивающихся поставок стальных шлемов в войска важно,чтобы войскам резерва дали возможность носить шлем и привыкнуть к его весу.С этой целью нужно распределить шлемы во всех пехотных подразделениях резерва согласно приведенного ниже плана: Шлемы должны быть выданы подразделениям,которые должны в скором времени заступить на боевые позиции и должны использоваться во время несения военной службы,а именно,во время стрельбы из оружия и во время дежурства в траншеях.Шлем не носится во время гарнизонной службы,во время исполнения обязанностей часового,во время посещения церкви и в во время увольнения. Для войск резерва должна быть организована поставка брошюр об использовании и уходу за стальным шлемом. Инструкция по шлему должна быть включена в документацию подразделений. 

По-видимому,выдача шлемов для войск резерва была произведена локально,так как верховное командование армии издало приказ от 10 июня 1917 года,который постановил что призывные пункты должны были быть снабжены стальными шлемами,так как молодые солдаты часто получали осколочные ранения из за того,что именно этот конкретный элемент обмундирования не был доступен в тылу.

Члены прусского гвардейского корпуса.На левый бок касок нанесен черно-белый щиток герба Гогенцоллернов

черно-белый щиток герба Гогенцоллернов 

Гвардейский М16 со щитком в виде герба Гогенцоллернов с левой стороны шлема,который стали наносить на шлемы в 1917 году.Кроме щитка,на заднюю часть шлемов часто наносились номера рот,которые были белого,красного или черного цвета.Все эмблемы рисовались вручную,по этому они были разных размеров и форм. 

Майор Граф цу Эйленбург,последний командир 1-го гвардейского корпуса

28 сентября 1917 года,командир армии сделал следующее заявление: 

Следует знать,что: 

Так как нас должно посетить высокопоставленное командование и дворянство,чрезвычайное внимание нужно уделить мужской униформе.Войска будут оснащатся новой формой до тех пор,пока в этом будет необходимость.Во время этого визита,шлемы должны быть отполированы смазкой,чтобы они блестели на солнце.Начальник генерального штаба армии издал указ от 3 мая 1917 года,что какое-либо неаккуратное или неправильное применение шлема запрещено. 

(Подпись) 

фон Эйзенхарт

Как уже было установлено,шлем блестел при солнечном и лунном свете,а так же во влажную погоду.Довольно часто солдаты обмазывали свои шлемы грязью,чтобы избежать блеска.Военно-морской корпус требовал матовую поверхность шлема.

К 13 ноября 1917 года,26270 шлемов были окрашены на верфи в Брюгге.Однако после этой даты, верфь была вовлечена в работу над субмаринами и торпедными катерами,и таким образом окраска шлемов должна была быть закончена войсками,для которых они были предназначены.Для этого с верфи поставлялась краска.

Особенно интересна формула для смешивания цветов краски: 

30% белого пигмента на масляной основе 

15% пигмента охры (сухой) 5% синего пигмента (сухой) 5% черного пигмента (сухой) 20% скипидара 10% сиккатива 15% воды

Было очевидно,что к концу 1917 года,количество шлемов в войсках было недостаточным.Поэтому 17 октября 1917 года,инспекция инженерных войск направила запрос в баварское военное министерство о использовании в инженерных войсках 380 захваченных стальных шлемов для учебной боевой подготовки.

Учебная рота гвардейского штурмового подразделения в рогачах,адрианах и пикелях.1917 год

Артиллеристы из Infanterie Geschütz Batterie Nr.2

1 января 1918 года,письмо от представителя генерал-квартирмейстера западного фронта прибыло в военно-морской корпус.Вот его содержание: 

касательно: Налобного щитка для стрелков.По сообщениям военного министерства,военному ведомству из документа № 187/12. 17 K.R.A.стало известно,что на боевых позициях все еще находится некоторое количество налобников для стальных шлемов,которые больше не используются по прямому назначению и применяются для усиления траншей. 

Военное ведомство изучает возможность изъятия этих щитков для последующей переплавки,чтобы восстановить запасы никеля. Недостаток никеля очень актуален на данный момент, и мы просим Вас сообщить нам об этом не позднее 15 января 1918 года. 

Представитель генерал-квартирмейстера 

(Подпись) 

ф.Мюллер

Stirnpanzer

В действительности у 4-й армейской инспекции было гораздо меньше налобников для шлемов,чем описано в письме представителя генерал-квартирмейстера.В то время казалось невозможным оборудовать больше чем 5% шлемов налобными пластинами из-за производственных трудностей.

11 августа 1917 года,военно-морской Корпус приказал,чтобы те шлемы,которые принадлежали солдатам покидающим свои подразделения для специальной подготовки или уходящими в отпуск, были оставлены в войсках на передовой. 

Так как шлемы отлично прошли испытания и были высоко оценены всеми,с просьбами о поставках шлемов обратились очень многие подразделения,которые до сих пор не были ими экипированы.8 апреля 1917 года,военно-морской корпус приказал,чтобы пулеметные расчеты,прожекторные команды и крановщики на верфях должны были быть снабжены стальными шлемами.Причина этого заказа состояла в том,что осколки от противовоздушной обороны часто разлетались по территории доков,вызывая множество ранений и смертей.3 июня 1917 года,командование военно-морской Авиации заказала стальные шлемы для 2-го военно-морского аэродрома в Остенде,Бельгия.

Эти специальные запросы скоро стали непрерывными.Директор по строительству гавани военно-морского корпуса просил шлем 2 марта 1918 года.Последний запрос,когда-либо поданный,был 22 мая 1918 года командованием торпедных катеров во Фландрии.Оно запросило 1624 стальных шлема для палубных команд его эсминцев и торпедных катеров.

В 1918 году, была утверждена единая камуфляжная расцветка, получившая название «Buntfarbenanstrich» (т.е., «витражный» камуфляж).

Начальник генерального штаба армии. 

II. № 91366 7 июля 1918 

Благодаря преднамеренной,пестрой окраске на пушках,минометах,пулеметах,стальных шлемах и т.д.,эти устройства могут быть гораздо эффективнее скрыты от глаз,чем раньше. 

Одобренные испытания привели к следующим результатам: 

1. Стальные шлемы: 

Шлемы покрашеные одним цветом (например,зеленым или светло-коричневым) с небольшими пятнами из различных цветов превосходят стандартные одноцветные шлемы,хотя по-прежнему позволяет распознать характерную форму и силуэт. 

В этом отношении трехцветная поверхность с краями имитирующая эффект тени,не является распознаваемой на расстоянии 60 метров. 

Варианты покрытия: матовые цвета-шлем не должен блестеть.Посыпание еще влажной масляной краскии мелким песком продотвратит от блеска на солнце. 

Выбор цветов должен изменятся в зависимости от времени года.Один из трех цветов должен соответствовать основному цвету находящимуся в области боевых действий. Подходит в это время: зеленый,желтая охра,коричневый. Разделение поверхности шлема на одинаковые по размеру части,в виде больших треугольных пятен. Способ нанесения-на фронтальной части шлема,должны быть видны не более четырех цветных пятен.Светлые и темные цвета должны быть размещены рядом друг с другом.Цветные пятна должны быть отделены друг от друга черной полосой шириной с палец. Необходимые материалы для окраски 1000 шлемов: по 5кг. охры,зеленого и коричневого,2кг. черной. 

2. Орудия и минометы: 

Для покраса должны быть использованы охра,зеленый и коричневый.Цвета должны быть нанесены неравномерными пятнами на различные части орудия (ствол,защитный щит,лафет, колеса). Отдельные цветные пятна должны быть обведены черной полосой толщиной с палец.Таким образом, цвета не смешиваются и эта окраска поможет размыть силуэт орудия. 

Вертикальные детали (и,следовательно,более затененные)и поверхности орудия должны быть покрашены в более светлые цвета,в то время как горизонтальные поверхности должны быть покрашены темной краской. 

Для улучшения маскировки,несколько неравномерных пятен должны быть цвета преобладающего в местности вокруг каждой стоящей батареи. 

3. Пулеметы: 

Аналогичная окраска,которая используется на стальных шлемах и пушках доказала свою эффективность. 

После продолжающегося научного тестирования,я попросил военное министерство отрегулировать соответствующую сезонную цветовую схему.До того момента я прошу,чтобы покраска происходила вышеупомянутым способом. 

(Подпись) 

Людендорф

 

М16 в камуфляжной окраске

Автор Павел Прохоров

спасибо

feldgrau.info


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>