Кто придумал йогу


Кто придумал йогу?

Кто придумал йогу?neveevJuly 20th, 13:46Есть в Индии замечательный город под названием Майсур. Назван этот город в честь демона (асура) по имени Махишасура («буйвол-демон»). Нет-нет, в этом городе не поклоняются демонам. В этом городе чтут воинственную индуистскую богиню Дургу, которая демона-буйвола победила.Легенда гласит, что однажды король демонов Рамбха воспылал извращенной страстью к буйволице и покрыл ее. А через некоторое время буйволица родила Махишасуру.Демон-буйвол долгие годы занимался самоистязанием – практиковал «ведическую» аскезу – тапас. По-видимому, загипнотизированный столь значительными аскетическими подвигами верховный бог Брахма даровал Махишасуре страшный дар – убить демона отныне смогла бы только женщина. Помните, как у Толкиена? «Меня не убить смертному мужу!»Вооруженный этим страшным даром, Махишасура начал войну против богов и почти победил их, но потом пришла десятирукая Дурга, вооруженная до зубов и восседающая на тигре, и убила Махишасуру:

Одна из основных достопримечательностей индийского города Майсур – Майсурский дворец. Вглядитесь в его архитектуру. Это древнее и величественное здание, построенное, по-видимому, давным-давно, возможно, еще в седой ведической древности.

На самом деле, нет. Майсурский дворец – это типичный новодел. Строился дворец с 1897 по 1912 год, а его архитектура является весьма эклектичной и сочетает в себе индуистские, мусульманские и готические элементы.Но при чем тут город Махиши-демона и Майсурский дворец? Давайте разбираться.Если спросить любителя йоги о том, откуда йога взялась, мы чаще всего услышим что-то вроде «йога – это индийская народная оздоровительная гимнастика, все индусы выполняют те или иные йогические асаны».Люди, которые считают себя более продвинутыми знатоками вед, индийской культуры, индуизма или йоги расскажут вам о том, что йога – это одна из шести даршан (течений) индийской философии, что первым учителем йоги был Патанджали – автор Йога-сутры, который выделил в йоге восемь ступеней (так называемая аштанга-йога). При этом ваш продвинутый визави может объяснить вам, что первые две ступени йоги касаются нравственного облика человека (яма и нияма), а вот третья и четвертая ступени как раз и составляют телесную йогу, которая у индусов именуется хатха-йогой, ну а ступени с пятой по восьмую составляют йогу ума – раджа-йогу («царская йога»).Кстати, именно такую версию мы находим в советском фильме «Индийские йоги – кто они?» который сбил с пути истинного приобщил к йоге многих советских людей (отметим, что термин «раджа-йогу» в фильме заменили словами «дисциплина ума» ибо негоже советскому человеку преклоняться перед раджами – угнетателями и эксплуататорами простых индусов). Примерно со второй минуты этого фильма индолог, доктор философских наук, профессор Василий Васильевич Бродов объясняет, как называются ступени йоги.Бродов говорит, между прочим, и о том, что йога аккумулирует в себе 4000 летний опыт индийского народа! И это, как минимум, странное заявление, ведь Йога-сутра Патанджали, в которой, собственно, и описываются 8 ступеней йоги, была написана даже если взять самую оптимистичную в плане древности датировку (а ведь есть ученые, которые считают, что Йога-сутра написана не ранее III-IV веках нашей эры) лишь в V веке до н.э. Да, сумма 500 +2000 ну никак не равняется 4000. Впрочем, такое голословное «удревнение» йоги сегодня не редкость. Любители эзотерики, оккультизма, альтернативной медицины и всяческих исконно-народных средств обожают все удревнять, искренне веря, по-видимому, что «древнее» означает «истинное» или «многократно проверенное».Еще более продвинутые адепты, возможно, раскроют вам таинственное значение слова хатха-йога. Они вам скажут, что ха-тха-йога, обозначает объединение (йога) солнца (ха) и луны (тха). При этом нельзя не отметить, что очень смешно бывает наблюдать за йогами, когда задаешь им такой вопрос «но ведь солнце на санскрите называется «сурья» (слово «сурья» как обозначение солнца и в йоге используется, в частности, тут приходит на ум последовательность асан под названием «сурья-намаскар» (приветствие солнцу)), откуда же взялось слово «ха»?»Но оставим на время эти попытки описать предрассудки и заблуждения о постуральной или телесной йоге, бытующие в массовом сознании. Давайте проследим подлинную историю всех этих асан и пранаям.И вот в попытке выяснить, откуда современные фитнес-инструкторы по йоге и йогические гуру черпают свои познания об асанах и пранаямах, мы рано или поздно выйдем всего на нескольких человек (конечно, нужно понимать, что огромное количество адептов йоги учились по книжкам, фильмам или вообще на основе самиздата еще в советские времена).Вот эти несколько человек:
  • Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (пожалуй, это самый известный в России крупный йогический гуру);
  • Паттабхи Джойс;
  • Индра Деви (Евгения Васильевна Петерсон);
  • А.Г. Мохан.
Но куда двигаться дальше? Кто обучил йоге этих людей? Кто был гуру этих гуру? Откуда они черпают свои познания о человеческом организме, о характере воздействия различных асан и пранаям? Может быть, каждый из них являлся представителем самостоятельной линии передачи йогических секретов, которая тянется из седой ведической древности?Нет. Все эти люди обучались йоге у одного и того же человека. Его звали Тирумалай Кришнамачарья. Вот он:

Жил Тирумалай Кришнамачарья долго: родился в 1888 году, а умер аж в 1989. Впрочем, вполне возможно, что он сам или же его адепты и последователи специально приписали ему более раннюю дату рождения. В те времена и в тех краях даты рождения не фиксировались столь точно, как в современных европейских странах. Подобные подмены, кстати, совершали и другие гуру из области оздоровления и долголетия, например, всем известный Поль Брэгг. Но даже если Кришнамачарья на самом деле прожил 101 год, это никак не доказывает эффективность йоги: выборка маловата, нерепрезентативна.Рассвет деятельности Тирумалая пришелся на тот период его жизни, когда он проживал в городе Майсур. Школа йоги (йога-шала) Кришнамачарьи располагалась именно в Майсурском дворце.Но откуда же Тирумалай Кришнамачарья черпал свои познания о йоге?Попытавшись это выяснить, мы находим следующих его «учителей».Прежде всего, мы находим утверждения о том, что первым учителем Кришнамачарьи был его отец. Мне это утверждение кажется сомнительным, поскольку отец Тирумалая умер, когда мальчику было всего лишь десять лет отроду. Конечно, можно допустить, что Кришнамачарья был вундеркиндом и уже с довольно раннего возраста мог впитывать йогические познания и множество тонкостей асан и пранаям. Но, скорее всего, ребенок вряд ли может стать йогическим гуру. К тому же тогда возникает вопрос о том, кто научил йоге отца Кришнамачарьи.Но самый главный аргумент против того, что учителем Кришнамачарьи был его отец, заключается в том, что в различных источниках мы находим описания и других учителей Кришнамачарьи. Зачем их описывать, если Тирумалай получил семейное посвящение? Затем, что его отец не успел передать ему все тонкости? Сомнительная ситуация, согласитесь.Также в сети можно найти сообщения о том, что секреты йоги Тирумалай получил в видении. В 16 лет Тирумалаю якобы во сне явился вайшнавский святой по имени Натхамуни и повелел отправиться в один тамильский город. Приехав туда, Тирумалай якобы впал в транс и увидел трех старцев, которые поведали ему давно утерянный йогический манускрипт под названием «Йога-рахасья».Согласитесь, подобная версия получения Тирумалаем йогического посвящения является, мягко говоря, фантастической.Еще один предполагаемый учитель Тирумалая – загадочный гималайский йогический гуру по имени Йогешвара Рамамохана Брахмачари, который якобы обучал йоге в своей пещере, расположенной в священной горе Кайласе. Стоит ли говорить, что документальных подтверждений существования этого йога не существует. И возникает резонный вопрос о том, зачем Тирумалай придумал эту историю. Впрочем, возможно, эту историю придумали ученики Кришнамачарьи, чтобы повысить авторитет своего учителя.Проанализировав все эти версии преемственности Тирумалая, я прихожу к выводу, что йогу – как набор асан и пранаям, которые нужно практиковать для достижения здоровья и долголетия, Тирумалай просто выдумал. Действительно, проследить линию преемственности йогических познаний дальше Тирумалая Кришнамачарьи не удается.Таким образом, в случае современной йоги речь не идет о какой-то проверенной тысячелетиями практике, а лишь о похожем на нечто традиционное новоделе. И это еще один аспект, который сближает йогу и Майсурский дворец.Поясню, на всякий случай, еще раз, что стремление йогов и прочих любителей эзотерики, оккультизма и секретных техник достижения долголетия удревнить их методы ошибочно. Древность практики не доказывает эффективности этой практики. Тысячи лет люди считали, что Солнце вращается вокруг земли, что тяжелые предметы падают быстрее легких, несколько веков врачи считали, что кровопускание помогает. Так что проблема избавления от заблуждений, отсева неэффективных методов – это проблема не долготы проверки, а качества проверки.Необходимо отметить, что Тирумалай Кришнамачарья был бедным человеком. Он всячески старался справиться с бедностью, а на жизнь зарабатывал с помощью аюрведы (это индийская народная медицина, к четырем Ведам она не относится), т.е. был чем-то вроде наших народных целителей а-ля Малахов, вот только практиковал в Индии. По-видимому, именно Тирумалаю первому в индийской истории пришла в голову идея объявить йогические асаны и пранаямы не средством достижения самадхи, освобождения, а оздоровительным средством. Идея эта позднее пленит множество людей, особенно, на Западе, деньги на йогических гуру польются рекой, но Тирумалай этого уже не увидит.— Но как же так! — Возразит какой-нибудь экзальтированный адепт йоги. — Почему вы молчите о по-настоящему древних трактатах, в которых описаны йогические асаны?! Почему не упоминаете о Хатха-йога прадипике, о Гхеранда-самхите, о Шива-самхите?Что тут скажешь? Этим «древним» трактатам (Хатха-йога прадипика написана в XV веке, два других – в XVII веке) будет посвящена отдельная статья.

Еще по теме:

  1. Йога - это просто гимнастика.
  2. Мнимая польза духовных практик.
  3. Мнимый успех.

neveev.livejournal.com

7 любопытных фактов о происхождении и истории йоги

Йога — это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

1. Родина йоги — Индия

Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. — в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

2. Основы йоги изложены в Ведах

Большое влияние на развитие йоги оказали Веды — ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там — к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.

Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде — индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

4. Йога имела практическое применение в жизни

Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога — философия бескорыстного действия, бхакти-йога — общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога — самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра — собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

5. Йога — в первую очередь духовная практика

На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия — позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

7. В Европе йога появилась в 19-м веке

Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога — это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

  • Автор: Полина
  • Распечатать

www.publy.ru

История и происхождение йоги

История йоги — это путь к совершенству и достижению более высокой формы познания. Культура арийцев и дравид, населяющих бывшую Индию, — не единственный ее источник. Она универсальна, но ее история сильно связана с индуизмом. Как система, она возникла в глубокой древности, в Индии, о чем свидетельствую археологические находки и древнейшие письменные тексты индийской культуры — Веды.

Шесть периодов

Истоки зарождения индийской философии, как и то, кто придумал йогу, неизвестны, мифология приписывает им божественное происхождение. Согласно текстам, есть 8 400 000 позиций, соответствующих всем видам живых существ, населяющих Вселенную. В мифологических сказаниях говорится, что Бог Шива раскрыл тайну учений йоги своей супруге Парвати, чтобы она могла сохранить вечную молодость. Ученые историю развития йоги разделили на шесть периодов:

  • архаическая
  • доклассическая;
  • эпическая;
  • классическая;
  • постклассическая;
  • современная.

Йога архаичная (около 3000—1800 л. до н.э.)

Родина йоги — долина Инда. Истоки теряются во мраке столетий и сочетаются с предысторией Индии в глубокой древности, до периода около 1500 лет до н.э. Их связывают с цивилизацией Инда-Сарасвати и археологическими находками, глиняными фигурками и печатями, изображающими персонажей в асанах, в 2500 годах до нашей эры, обнаруженных в Хараппи и в Мохенджо Даро.

Слово йога впервые появилось в старейшей из Вед, Ригведе в IV—III тысячелетии до РХ, и означало ярмо и дисциплина.

Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа признаны индусами как откровенные тексты (шрути), и основа Брахманизма (I тысячелетие до н.э.), оригинальной индуистской религии с множеством богов, которая позже превратилась в индуизм.

Веды — сборник самых древних писаний.

Появились тексты после вторжения в Индостан племен из Сибири. Принято считать, что коренная культура была уничтожена, а затем ассимилирована за десять веков ариями. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой йога была принесена на полуостров завоевателями.

Одна из самых известных книг Атхарваведы (книги заклинаний), самой волшебной и метафизической из Вед, посвящена описанию группы аскетов или протойогинов, называемых врати. Врати практиковали аскетизм в течение длительного времени, используя дыхательные практики. Этот текст выражает стремление практиков достичь состояния, которое выходит за рамки ограничений тела и разума. Прото-йога — это еще неструктурированный набор практик, включающий концентрацию, дыхательные упражнения и аскетизм.

В Атхарваведах (I тысячелетие до РХ — первые столетия по РХ), как во всех Ведах, являющихся основой брахманизма, продолжается практика жертвенных ритуалов.

В Ригведе появляется один из наиболее важных принципов — Тапас. Термин дословно переводится как жара, пыл, задор, энтузиазм, и понимается как аскетическое усилие. Тапас определен на экзотерическом (популярном, доступном), и на эзотерическом (тайном) уровне. Он появляется как один из элементов жертвенных ритуалов как часть религиозного опыта людей. Волшебное и мистическое происхождения тепла — это основная аскетическая техника, в первую очередь духовная.

Йога доклассическая (около 1500—500 до н.э.)

Чрезвычайно важный период в развитии, он связан с возникновением Упанишады и Брахмана и дальнейшим развитием брахманизма. Несколько поз йоги появляются в ранних Упанишадах(VIII—III век до н.э.), философских текстах, созданных на основе исследования глубочайшей природы, духовной сущности, абсолюта (Атман). Тексты кратко представлены в Брихадарнак Упанишад III.4.2.

Упанишады также принадлежат к раскрытым текстам (шрути), являются дополнением и объяснением духовной мудрости, содержащейся в Ведах. Шрути характеризуются мистицизмом, включающим в себя рассуждения. Развитие заключается в обучении техник, служащих мистической интериоризацией (переход из вне внутрь) т.е. освоении жертвенного ритуала. Результатом служит появление различных созерцательных методов и зарождения йогических практик. Примером может быть идентификация методов пранайямы с ритуалом Ахотры (жертвы огню). Техники дыхания, используемые для стимулирования внутреннего тепла, приравниваются к ведическому ритуалу. Процесс интериоризации ритуала был одним из важнейших элементов интеграции йоги и индуизма.

Причиной послужило слияние двух культур. С одной стороны, патриархальная ведическая культура, созданная арийским народом и их священниками. С другой стороны, матриархальная культура дравидов, представленная сельскохозяйственным местным населением. Основной смысл ведической культуры заключался в контакте с божествами через внешние ритуалы. Влияние культуры дравидов было направлено на внутреннее познание.

Эпическая йога (около 500 — 200 л. до н.э)

История развития йоги связана с созданием Махабхараты, одного из величайших национальных эпосов Индии. Развитие йогической мысли —с санкхья, архаичным методом познания, который привел к познанию трансцендентного Я (Пуруши), отличая его от второго основного принципа, означающего материальную причину Вселенной (Пракрити). Этот путь состоит в полном отказе от того, что не есть Я.

Йога принимает онтологический принцип, открытый санкхьей. Но они не становятся одним целым. Махабхарата описывает йогу как путь восприятия или путь действия, в то время как санкхья — это путь свидетельства мастерства или путь отречения. Махабхарата — это не цельная однообразная работа. На протяжении веков в нее были включены многочисленные новые фрагменты. По этой причине можно найти здесь ряд аскетических традиций и связанных с ними путей и техник.

Самая важная часть, включенная в эпос, — «Бхагаватгита». Эта «песнь Господа» является кульминацией интеграции традиций йоги и индуизма. Ее часто называют «Йога –Упанишада», утверждая ее принадлежность к веданте. В Катха Упанишаде (VI.10-11) излагаются идеи, представляющие метод йоги называющийся классическим. Эта попытка синтезировать йогу и духовность. Это метод достижения единства с Богом. Разнообразие практики здесь ограничено, даже пранаяма играет второстепенную роль. Основное внимание уделяется концентрации и медитации. Поклонение Богу Кришна, становится необходимым для достижения цели практики. Отвергая плоды своих трудов и предлагая их Всевышнему, каждый может достичь мистического союза с Богом.

Эпос до сих пор служит источником вдохновения для многих поколений. Бхагавад-Гида объединяет основные течения:

  • Джнана (мудрости);
  • Бхакти (преданности);
  • Карма (действия, деятельности) с одновременным акцентом на отрыве от последствий их действий.

Классический период (около 200 — 500 л. н.э).

Классическая йога — одна из шести ортодоксальных философских систем индуизма. Система развита в Иогасутре, созданной в третьем века до нашей эры, едином тексте о йоге, состоящем из 195 сутр — афоризмов. В течение периода влияние философии и практики зависело от работы Патанджали (основатель йоги) «Йогасутра» и многочисленных комментариев к ней. Текст на протяжении веков был предметом многочисленных всеобъемлющих комментариев. Классическая Йога Патанджали также называется Раджа (Королевская) или Аштанга (восьмиступенчатая).

Работа Патанджали внесла огромный вклад в систематизацию современных знаний, и философское измерение учения. Как пишет известный антрополог Элиаде, вклад заключался согласовании философских тезисов с техническими инструкциями по практике.

В первой части Йогасутр представлена структура и процессы, связанные с трансформацией на пути к освобождению. Далее в разделе садхана-пада представлены основы йогического пути. В следующих разделах приведены советы о высших этапах практики и информация о состоянии освобождения (кайвалия).

Йогасутры установили положение йоги в тогдашней философской мысли и духовной практике Индии.

Патанджали пересказывает известные концепции и практики, а также вводит новые. В отличие от внутренней (основной философии индуизма), философия Йогасутр представляет собой дуалистическую интерпретацию действительности: признает полное разделение между трансцендентным Я (Пурушей), и трансцендентной основой природы (Пракрити).

Постклассическая йога (около 500 — 1900 л.н.э.)

Период охватывает огромное разнообразие йогических традиций, созданных после Патанджали. Это время расцвета хатха-йоги и учения Тантры. Создаются многочисленные школы, основанные на многих духовных и религиозных традициях Индии:

  • тантризм;
  • сивизм;
  • сактивизм;
  • адвайта-веданта;
  • тантрический буддизм.

Выражается это и в возвращении к недуалистической концепции реальности, сформированной в ранний период упаниадства, согласно которой Пуруша идентична реальности. Одним из самых вдохновляющих произведений этого периода является Йогавасиштха, религиозно-философская сочинение на санскрите, написанное между IX и XIII веками, духовный путь которого можно описать как джана-йогу, основанную на гармоничном сочетании мудрости (гьяны) и действия (кармы). Другие йогические тексты наиболее известные как Йога-упанишады, создаются в период средневековья (XIV—XVI вв.). Они касаются преимущественно ведантской хатха-йоги.

Возникают и развиваются доктрины и практики, направленные на достижение освобождения посредством совершенствования тела. Асаны становятся своего рода алхимической наукой, призванной очищать и трансформировать все явления существования, включая тело, потому что, согласно ведическому взгляду, являются едиными с высшим Я (Пуруша). В самых важных произведениях этого периода Геранда-санхита, Хатха-йога-прадипика и Шива-санхита, хатха-йога представлена в качестве подготовки к Раджа Йоге, хотя, практика с самого начала включала в себя элементы классической йоги: концентрацию, медитацию.

Зарождаются движения бхакти, шивы и вишнуизма, буддизм исчезает, а Веданта основана как доминирующая философская система в Индии. Одним из самых интересных движений периода является Кашмирский шиваизм, широко используемый в тантрической традиции и буддийской философии.

Современный период

Характерной чертой современной йоги является ее распространение по всему миру и особенно выход за пределы культурного круга Азии. Раньше элементы практики в той или иной форме распространялись из Индии, из-за буддизма, на Дальний Восток. 20-й век связал практику асан с культурой западного мира. Наиболее важные тексты индийской духовности переведены на западные языки. Колонизация Индии, начавшаяся в девятнадцатом веке англичанами, привела к увеличению притока путешественников и исследователей из Европы на индийский полуостров. Люди, увлеченные культурой Индии, начали возвращать свое наследие. В двадцатом веке мастера и учителя древних традиций из Индии стали все больше приезжать в Европу и Америку. Свами Вивекананда посетил Соединенные Штаты и Европу со своими лекциями, открыв путь другим учителям.

В настоящее время йога в очень разнообразной форме, от чисто индуистских практик бхакти, до полностью секуляризованных форм гимнастики хатха, практикуется миллионами людей во всем мире.

Кроме того, контакт с западной культурой влияет на саму йогу, лучшим примером которой является интегральная йога, созданная Шри Ауробиндо.

Среди наиболее известных наставников: Шри БКС Айенгар, Шри Паттабхи Джойс, Свами Шивананда, Сатьянанда Сарасвати, Свами Махешварананда, Т. К. В. Дезикачар, Свами Сатчитананда.

figuradoma.ru

Йога: мифы, маркетинг и правда

Когда появилась йога? Этот вопрос я задал нескольким учителям йоги, ответы меня очень удивили. Один из них сказал, что йоге 5 тысяч лет, другой – 10 тысяч лет, еще один – 15 тысяч лет. Казалось, они просто называют первое понравившееся число. Услышав такой разброс ответов, невольно задаешься вопросом, сколько из этих учителей действительно изучали происхождение йоги. В одном можно быть уверенным; большинство практикующих йогу считает, что это древняя индийская система, которой тысячи лет, - по крайней мере, именно так это преподносится. Но где же правда?

На самом деле йога возникла действительно достаточно давно, мы находим упоминания йоги и йогических практик в «Ведах» (приблизительно 1500-1200 гг. до н.э.) и текстах «Тантра Агама», часть которых считают более древними, чем «Веды». Изображения людей в йогических позах можно найти не только в наследии индийской цивилизации, но и в Южной Америке и даже в цивилизациях северных стран. Мои учителя говорят, что в древние времена существовала глобальная культура Тантры и Йоги, однако большая ее часть была утеряна, и до нас дошли лишь редкие артефакты. В Индии же благодаря существованию относительно развитых, процветающих и мирных цивилизаций это учение удалось сохранить. Однако то, что мы называем йогой сейчас, значительно отличается от древних практик.

«То, что я преподаю, – не йога. Я просто называю это йогой, потому что так ко мне приходит больше людей», – сказал тренер по гимнастике в небольшом городе в Дании – Свами Джанакананда Сарасвати, журнал «Бинду».

По распространенному мифу, то, что мы практикуем в йога-студиях – древняя система, которая преподавалась на протяжении многих лет. В реальности же то, как йога практикуется в современном мире, настолько отличается от традиции, что даже называть это йогой довольно сложно. Изначальная форма претерпела столько изменений, что теперь лишь отдаленно напоминает древнюю оригинальную практику. Давайте посмотрим на эти изменения.

Если вам повезет провести время с настоящим гималайским йогом, вы обнаружите, что его или ее практика асан ограничивается 7-9 позами (чаще – и того меньше), он или она никогда не будет принимать 30-40 позиций, как мы это делаем на занятиях йоги. Нужно понимать, что классические позы йоги предназначались для создания ощутимых изменений в потоках энергии и потому должны были выполняться медленно. Обычно чтобы запустить внутренние энергетические процессы, йоги удерживают позу минимум 5-7 минут (часто – намного дольше). Если вы в асане меньше 90 секунд, более глубокие энергетические процессы даже не успевают запуститься, и вы получаете только физический эффект.

В «садхане» (практике) йогические позы занимают только 20-25%; остальное время посвящено более важным составляющим пранаямы и медитации. Как вы могли заметить, на современных занятиях йоги происходит ровно наоборот: чаще всего пранаяме и медитации либо практически не уделяют внимания, либо не преподают вообще. Часто они преподаются как отдельные курсы/семинары, не связанные друг с другом. Асаны, пранаяма, мудра-бандха, шавасана и медитация – не отдельные компоненты, а, скорее, разные нити в ткани Йоги. Они подобны разным органам тела; без их слаженной работы нельзя говорить о живой практике.

Практика йоги и познание себя подобны тому, как человек, войдя в большую темную комнату, зажигает свет в каждом уголке по очереди. Люди хотят мгновенной трансформации. Йога им не подходит. Йога для людей, которые терпеливы и готовы усиленно работать, чтобы преодолеть свои ограничения. – Свами Ниранджананда Сарасвати

Другой интересный факт состоит в том, что многие известные позиции, такие как «поза воина» (или «поза героя», вирабхадрасана), поза собаки мордой вниз (адхо мукха шванасана), поза планки (чатуранга дандасана), поза стула (уткатасана), стойка на руках (адхо мукха врикшасана), поза ворона (паршва бакасана) и многие другие появились в последние 150-200 лет, до этого времени они не упоминается в йогических текстах. В классических текстах, мы в основном найдем позы сидя, лежа на спине, лежа на животе, несколько перевернутых поз и очень мало стоячих поз. Наиболее авторитетные тексты («Хатха-йога-прадипика», «Геранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-самхита») упоминают только порядка 20-35 позиций, большая их часть посвящена глубоким пранаямам (дыхательные практики), мудрам (практики, усиливающие и направляющие энергию) и медитациям (которые включают активацию энергетических центров и каналов). Причина в том, что эти практики были созданы в основном для гармонизации и стимулирования потоков энергии, а не для фитнеса или лечения.

В современном мире Йога преподносится как древняя индийская система упражнений, которая ведет к физическому и духовному здоровью (преимущественно, физическому). Этот акцент на физической составляющей йоги – сравнительно новое явление; по традиции практики больше фокусируются на тонком (энергетическом) теле. Эти практики были созданы для построения «сильного» тонкого тела, посредством которого можно получить доступ к более глубоким медитативным состояниям, открывающим путь к внутренней свободе и радости (мокша), улучшение физического здоровья изначально воспринималось скорее как побочный эффект. Так что йога изначально не была терапевтической системой заботы о здоровье, скорее это духовная дисциплина. Так, молитва может быть духовным процессом, через который человек может просить о здоровье и исцелении.

Тело йога легкое и свободное; само понятие йоги для «кубиков» пресса выглядит как забавное недоразумение. Даже использование йоги в терапевтических целях – сравнительно новое явление. Предписывание определенных позиций для лечения определенных болезней - это идея, пришедшая из западного подхода к медицине, ориентированного на решение проблем. Восточный подход к здоровью более холистический (целостный), и подразумевает, что мы лечим не определенную болезнь, а человека в целом. Когда человек сбалансирован, все его системы автоматически приходят в равновесие.

Однако важно понимать, что если что-то не является древним, это не значит, что оно не может быть полезным. Тысячи людей получили пользу от этой современной интерпретации йоги как лечебной и наполняющей жизнью практики. Во многом йога в том виде, как она практикуется сейчас, сформировалась стараниями первопроходцев в начале 1900-х годов: Шри Кришнамачарья и его ученики (Б.К.С. Айенгар, Паттаби Джойс, Десикачарья), Шри Йогендра (основатель Института Йоги), Свами Кувалаянда (основатель Кайвалядхама) и другими. Эти уникальные учителя оживили интерес к йоге в обществе через фокусирование на терапевтических и лечебных аспектах традиции. Позже многие западные последователи этих учителей этих учителей привнесли свои нововведения.

Представьте, что у вас есть самолет, но вы не знаете, что это такое – до этого вы видели только машины. У самолета есть эти две ужасные штуки, которые задевают здания и фонарные столбы, поэтому вы решаете отрезать самолету крылья и счастливо ездите на нем по улицам. Точно так же, вы радуетесь, если вам удалось вылечить спину или решить проблему с щитовидной железой. Но человек, который когда-либо летал, заплачет, увидев самолет с отрезанными крыльями. Когда я вижу, как используется йога сегодня, особенно, как она используется на Западе, мне хочется плакать. Какая потрясающая возможность, которая может быть дорогой к божественному, используется в таком усеченном виде. – Садгуру Джагги Васудев

Можно представить йогу как образовательную систему, которая состоит из детского сада, школы и университета. Современные исследования йоги подобны сложно устроенному детскому саду со скудными возможностями для дальнейшего развития. Йогические науки предлагают нам инструменты и знания для глубокого физического, психологического и духовного развития, которое начинается с физического здоровья и заканчивается совершенствованием ума, эмоций и энергии. Почему же тогда современные практики йоги ограничиваются телом, когда нам доступно множество удивительных инструментов развития здоровья, счастья и достижения успеха.

Именно сочетание древних практик и современности может обогатить нашу жизнь, - не в единении ли подлинное значение Йоги? Так почему бы не объединить старое и новое?

Йога – это не древний миф, преданный забвению. Это самое ценное наследие настоящего. Это существенная потребность сегодня и культура завтрашнего дня. – Парамахамса Сатьянанда Сарасвати 

Хотите познакомиться с Садашивой лично? Приходите на 10-ую Международную Конференцию Yoga Journal!

15-16 октября в Москва-Сити, более 30 часов практики с самыми яркими преподавателями со всего мира.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность познакомиться с богатейшим миром йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство, дополняя практику новыми техниками от преподавателей высочайшего уровня. Классы Конференции объединены темами: сила, осознанность, расслабление. Выбирайте то, что для вас имеет значение сейчас.

Хедлайнеры Конференции: Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф – основатели направления Дживамукти-йоги.

На Конференции состоится российская премьера документального фильма «What is Real» («Что есть реальность») и презентация книги Шэрон Гэннон «Йога и вегетарианство».

Преподаватели Конференции: Руслан Клейтман, Сергей Агапкин, Густаво Пласа, Випул Бхатти, Садашива, Лена Сидерская, Нина Мел, Алексей Владовский, Елена Ульмасбаева, Сергей Сидоренко, Сергей Мироненко, Александр Дудов и многие другие.

Не пропусти главное событие в мире йоги!

Подробности: conf.yogajournal.ru

Фото: omandthecity/instagram.com

yogajournal.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>