Кто придумал фортепиано
Фортепьяно - это... Что такое Фортепьяно?
Фортепиа́но (тж. фортепья́но) — собирательное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».
История
Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости). Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори ок. 1709 г., в его конструкции молоточки находились под струнами. (Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название.) Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—21). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали. В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 гг. Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики. В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.
Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.
Разновидности
Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино с вертикальным. Существует также пирамидальное фортепиано — редчайший вид: единственный в мире действующий экземпляр хранится в Иркутске, в доме-музее Волконских [1].
См. также
- Педальное фортепиано
- Подготовленное фортепиано
Современное устройство
Фортепианная механика
Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего. Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами. При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).
Педали
В современных фортепиано присутствует две или три (на новейших моделях ― четыре[1]) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.
Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.
Игра на инструменте
Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (напр., в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано — занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. Начинать обучение желательно в детском возрасте. В детских музыкальных школах (ДМШ) в России обучение занимает 5 или 7 лет, в зависимости от программы, некоторые ученики остаются дополнительно на один-два года после окончания перед поступлением в музыкальное училище. После ДМШ или эквивалентной подготовки можно продолжить обучение в музыкальном училище или колледже, а затем в консерватории, вузе, став профессиональным пианистом. В ДМШ общее фортепиано также является обязательным предметом почти для всех специальностей.
Фортепиано требует грамотных условий содержания, а также регулярной настройки, так как с течением времени натяжение струн инструмента произвольно изменяется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом — мастером-настройщиком фортепиано.
Примечания
Литература
- Алексеев А. История фортепианного искусства. — М.: 1962.
- Бражников М. Фортепьяно. — М.: 1967.
- Зимин П. История фортепиано и его предшественников. — М.: 1968.
Ссылки
dic.academic.ru
История происхождения фортепиано
Фортепиано - известный и привычный всем инструмент. Однако из его прародителей современный человек знает разве что о клавесине. А ведь первый музыкальный инструмент, от которого берет свое начало история клавишных, появился еще в III веке нашей эры. Родоначальником всех клавишных инструментов является монохорд. Изначально это был физический прибор, определяющий соотношение между длиною струны и высотою ее звука. Старинный монохорд состоял из одной струны, длину которой можно было произвольно изменять. Чем короче струна - тем выше тон.
Монохорд. Инструмент с одной струной, которая могла пережиматься в разных местах.

Из этого простого однострунного прибора Аристид Квинтилиан в III веке от Рождества Христова создал свой геликон. Геликон Квинтилиана имел четыре струны, настроенные в унисон, что давало возможность издавать несколько звуков одновременно. Они были закреплены по бокам неподвижными пластинками, давящими на струны сверху. Это были своего рода органные клавиши. Однако звук рождался не только от нажатия «клавиши», но и от удара по струне. Позднее «клавиши» доработали так, чтоб они одновременно нажимали и ударяли по струне.
С течением веков струн в инструменте становилось больше, но его по привычке продолжали называть именем однострунника (монохорда). Теоретик музыки Себастьян Вирдунг в начале XVI века объяснял эту несообразность тем, что, хотя в монохорде и много струн, все они звучат в унисон. Но впоследствии инструмент все же получил другое, более правильное название - клавикорд.
Клавикорд — старинный клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент.

К началу XVI столетия этот инструмент уже имел 27 струн при 45 клавишах. А в 1778 году появился инструмент, выполненный мастером Гассом в Гамбурге: на ножках, с 38 двойными струнами и 54 клавишами, отделанными черепаховой костью. Его диапазон составил четыре с половиной октавы, тогда как у известного Гвидо д'Ареццо, основателя гаммы и нот, в XI веке монохорд имел только две октавы.
Небольшое число струн, да к тому же еще настроенных в унисон, весьма ограничивало возможность брать аккорды на клавикордах. Прошло много времени, пока каждый отдельный звук стал извлекаться из отдельной струны. И вероятнее всего, это нововведение было позаимствовано для клавикорда из другого старинного музыкального инструмента -цимбал с клавишами, или, как его иначе называли, клавесина. Михаэль Преториус в своей книге Syntagma musicum (1614 год) описывает клавесин как продолговатый инструмент, напоминающий своею формою птичье крыло или свиное рыло, обладающий сильным ясным звуком. Некоторые авторы считали, что одним из предков клавесина были цимбалы, которые издревле использовали цыгане: четырехугольный ящик с натянутыми струнами, по которым играющий ударяет двумя особыми молоточками.
Клавесин возник самостоятельно и существенно отличался от клавикорда тем, что все струны в нем были свободны и делались разной длины и толщины, соответственно издаваемому ими тону. Точно известно, что клавесин был изобретен гораздо позднее того, как были созданы первые клавикорды.
Клавесин — клавишный струнный музыкальный инструмент.

Немцы называли клавесины der Flugel (крыло) из-за треугольной формы. Настольные клавесины называли спинетами, или, на английский манер, виржиналами. Все инструменты обычно бывали богато изукрашены живописью и инкрустациями, что придавало им чрезвычайно изящный вид. Но у этого музыкального приспособления был один существенный недостаток: клавесины не допускали плавной игры, когда одна нота словно перетекает в другую. Тон их был одинаковой громкости и очень отрывистый. Клавикорд имел другие недостатки и годился только для камерной музыки. Поэтому последующие усилия музыкальных мастеров были направлены на создание инструмента, который соединил бы в себе достоинства клавесина и клавикорда. Что только они не придумывали! Струны делали из латуни, меди, стали, даже из кишок различных животных. Зацепки или перышки для струн изготавливали из металла, дерева, кожи. Пытались заимствовать некоторые решения из устройства церковного органа. В том числе - двойную клавиатуру. Интересным образцом подобного инструмента был клавесин Иоганна Себастьяна Баха. В 1511 году к клавесину впервые была приделана педаль для полноты и силы басовых нот. А в XVIII веке парижский мастер Паскаль Таскен создал особый механизм нажатия на струны. Результат был оценен современниками, они были в восторге от инструментов Таскена. В мире уже существовали королевы звука - скрипки работы Амати, Гварнери и Страдивари. А музыкальное качество клавесина-клавикорда по-прежнему оставляло желать лучшего. Стало ясно, что надо найти совершенно новый принцип извлечения из струны звука. Тогда-то к клавишным инструментам и применили принцип удара молоточков по струнам. Первый, кто стал работать в этом направлении - флорентийский мастер Бартоломео Кристофори. В 1709 году он создал инструмент под названием gravecembalo col piano е forte. Впоследствии его стали называть упрощенно - фортепиано. Кристофори добился того, что сила звука зависела напрямую от силы удара по клавише. Внутри инструмента находились молоточки, обтянутые оленьей кожей, и суконные демпферы, поднимавшиеся тогда, когда нажималась соответствующая клавиша.
Первым композитором, который сочинил музыку для созданного Бартоломео Кристофори инструмента, стал Людовико Густини из Пистуи. Он сочинил 12 сонат под названием Sonate Da Cimbalo di piano e forte detto volgarmente di martelletti, которые были опубликованы в 1732 году во Флоренции. Преимущества фортепиано оказались настолько велики, что в скором времени во Франции и Англии клавесины и клавикорды отошли на задний план. Правда, в Германии клавикорды еще долго продолжали быть любимым инструментом. Но сперва Моцарт, а затем Бетховен отдавали предпочтение фортепиано. С XVIII века фортепиано стало делиться на две разновидности: рояль (с горизонтальным расположением струн) и пианино (с вертикальным). Следующим гигантским усовершенствованием фортепиано стало изобретение репетиционного механизма, который сегодня используется во всех инструментах. Его изобрел парижский фабрикант роялей Себастиан Эрар в 1823 году. Были введены перекрестные струны, которые позволяли достигать большей полноты звука. К этому открытию пришли одновременно петербургский мастер Лихтенталь и Анри Пап из Парижа. Дальнейшие достижения музыкальной техники позволили добиться в конструкции современных фортепиано оркестровой гармонии и прекрасного звука. Новые открытия совершались благодаря титанам исполнительского таланта: Листу, Рубинштейну, Рахманинову, Рихтеру, Ван Клиберну, Ашкенази.
Рояль производства Steinway & Sons.

В 1850 году в Европе изготовили около 33 тысяч инструментов. А в 1910-м - уже 215 тысяч в Европе и 370 тысяч в США. Со временем наличие пианино в доме стало символом зажиточного среднего класса. Центральную роль в XIX веке сыграли Генрих Штайнвег и его сыновья - они основали производство под названием Steinway & Sons. Выходцы из Германии запатентовали в США литой чугунный каркас у фортепиано и перекрестное натяжение струн у пианино. В 1878 году Стейнвей запатентовал последнее изменение в рояле: изгиб верхнего крыла (крышки) и корпуса, выполненного из ламинированного слоеного клена.
За последние десятилетия центр изготовления роялей переместился из Германии и Америки в Японию, Южную Корею и Китай. Но самыми знаменитыми по-прежнему считаются рояли Steinway & Sons, хотя в последнее время их изготавливают и на заводах Young Chang в Южной Корее. Ну а начиная с восьмидесятых годов XX столетия атрибутами домашних музыкальных гостиных, а также современных музыкантов становятся электропианино.
muizre.ru
Фортепиано
Фортепиано — клавишный струнный музыкальный инструмент. Фортепиано является классом клавишно-струнных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».
История, происхождение
Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости).
Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори около 1709 года, в его конструкции молоточки находились под струнами. Конструкция была названа gravicembalo col piano e forte, откуда современное название. Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716 год) и Шрётером в Германии (1717—1721 годы).
Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали.
В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 годах.
Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики.
В XX веке появились принципиально новые инструменты — электронные пианино и синтезаторы, а также особая форма звукоизвлечения — подготовленное фортепиано.
Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 году (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.
Устройство современного фортепиано
Фортепианная механика
Звук в фортепиано извлекается ударением молоточка о струны. Струны с помощью колков натянуты на резонансную деку (в пианино дека находится в вертикальном положении, в роялях — в горизонтальном). Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего.
Диапазон большинства фортепиано составляет 88 полутонов от ля субконтроктавы до до 5-й октавы (более старые инструменты могут ограничиваться нотой ля 4-й октавы сверху; можно встретить инструменты и с более широким диапазоном). В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами.
При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отделяется демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).
Педали Фортепиано
В современных фортепиано присутствует две или три педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.
Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука.
Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами.
Существует два способа использования педали: прямая педаль — нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили.
В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже.
В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора.
Средняя педаль (или третья, так как исторически она была добавлена последней), или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн.
Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.
Видео: Фортепиано на видео + звучание
Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:
Пианино:
Рояль:
Продажа инструментов: где купить/заказать?
В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!
eomi.ru
История фортепиано.
История фортепиано — начало
Итальянец Бартоломео Кристофори 4 мая 1655 г., Падуя – 27 января 1731 г., (Флоренция) поначалу занимался изготовлением клавесинов, а в 1709 г. Объявил, что изобрел инструмент с молоточковой механикой. Механика представляла собой устройство, в котором при ударе по клавише выскакивал молоточек и бил по струне. Такое туше позволяло изменять громкость инструмента.
Свое детище Кристофори назвал «Клавесином, играющим пьяно и форте» Пьяно означало слабый, тихий звук, форте звук сильный, громкий. В дальнейшем такие инструменты стали называть «Пианофорте» или «Фортепиано». Сейчас это слово известно всему миру.
На первых порах устройство нового инструмента было просто и примитивно. В нем даже приблизительно нельзя было угадать нынешнее фортепиано. Однако со второй половины XVIII в. Он получил распространение во всех странах Европы, где приступили к его опытному производству, и инструмент постепенно совершенствовался.Что отличало его от современного фортепиано?
Количество клавиш
У первых фортепиано звуковой диапазон вначале состоял из 5 октав (61 клавиша). В 1796 г. Он был расширен до 6 с половиной октав (78 клавиш). Во времена Бетховена, умершего в 1827 г. фортепиано имело от 5с половиной до 7 октав. К этому времени (1824 г.) внутреннее устройство фортепиано было усовершенствовано. Оно уже мало, чем отличалось от современного фортепиано и можно сказать, что диапазон в 7 октав был характерен для периода, когда творили Лист, Шопен, Шуман.
Струны
В первых фортепиано струны натягивали параллельно друг другу. В 1802г. Томас Лауд пришел к выводу, что если их сделать перекрещивающимися, то длинные струны можно будет натянуть и на небольшой площади, и что более эффективно достичь равновесия звука можно путем соответствующего размещения штегов. В 1845 г. Чиккалинг осуществил перекрещивание струн в двух плоскостях. В то время струны фортепиано изготовлялись из железной проволоки, а басовые из меди, сталь, для их изготовления, стали применять в 1830-50 гг.
Этапы развития фортепиано
Рама
По мере расширения звукового диапазона фортепиано и увеличения числа струн возрастала сила натяжения последних. Деревянной раме фортепиано стали необходимы металлические распорки. Больше того, выяснилось, что сохранять высоту звука можно лишь при условии, что рама будет металлической. В 1851 г. Чиккалинг продемонстрировал в Лондоне фортепьяно с литойметаллической рамой, а в 1859 году Стенуэй предложил двухслойную намотку струн. В ряду многих других изобретений это явилось блестящей вехой на пути к современному фортепиано.
Аликвот
Немец Блютнер придумал особое устройство аликвот. В среднем и верхнем регистрах к каждой из трех струн он добавил еще по одной. По ним молоточки не ударяли, но при ударе по игровым струнам резонировали и звучали вместе с основными. В этом заключался смысл добавочных «резонансовых» струн.
Педали
До появления педали пиано в некоторых инструментах ее функцию выполнял рычаг, который сдвигал механизм вправо. Устройство правой и левой педалей в нынешнем виде, было изобретено в 1781 и 1782 годах соответственно. В 1862г. Француз Монталь обнародовал в Лондоне свое открытие – задерживающую (среднюю) педаль «Sostenuto»
Механика берет свое начало с изобретения Кристофори. Как и само фортепиано, которое прежде чем обрести привычный для нас вид потребовало нелегкого труда и многочисленных исследований со стороны десятков и сотен замечательных мастеров, устройство механики в результате этого процесса тоже претерпела десятки изменений, как в принципах работы, так и во внешнем облике. К наиболее значительным из этих усовершенствований следует отнести создание в 1821г. Эраром репетиционного устройства.
С уважением, автор блога propiano.ru, Сергей.
propiano.ru