Кто придумал электронную почту


История появления и развития электронной почты

Почти всем пользователям сети Интернет когда-нибудь приходилось работать с электронной почтой (англ. e-mail, electronic mail), которая представляет собой технологию по отправке и получению электронных сообщений. Электронная почта, как и обычная (бумажная), имеет свою историю, к которой мы и обратимся.

Началось всё во времена, когда ещё не был разработан TCP (Протокол контроля передачи), а фраза «компьютер в каждый дом» относилась к научной фантастике. Тогда в 70-е годы XX века самой крупной сетью была ARPANET, и компьютер был важной и дорогостоящей техникой. Поэтому одним компьютером пользовалось сразу много человек. Для удобства была написана программа, позволяющая оставлять текстовые сообщения другим пользователям этого же компьютера, что представляло собой некий аналог сегодняшних гостевых книг и сетевых форумов, а файл, хранящий сообщения, назвали «Почтовый ящик». Современной электронной почтой это назвать было пока нельзя, т.к. вся переписка могла вестись только в пределах одного компьютера.

Стоить отметить, что в 1965 году сотрудниками Массачусетского технологического института была написана почтовая программа MAIL для операционной системы CTSS. Авторы программы Ноэль Моррис и Том Ван Влек сделали возможным обмен сообщениями в пределах одного мейнфрейма (большого компьютера). Многие считают именно этот момент началом электронной почты. Но, история современной электронной почты, которой мы пользуемся сейчас, берёт своё начало на шесть лет позже.

В конце 1971 года программист Рэй Томлинсон написал программу, которая позволила посылать сообщения на удалённый компьютер по протоколу CypNet, использующийся ранее для передачи файлов. Полученные сообщения помещались в файл – «Почтовый ящик».

Так и появилась электронная почта.

Практически сразу программа была им усовершенствована. Томлинсон разработал систему организации почтовых адресов: каждому пользователю компьютера присваивался адрес, состоящий из имени пользователя и сетевого имени его компьютера, которые разделялись знаком @. Этот знак обозначал английский предлог at (в переводе на русский – «на»). Таким образом, выражение user@machine означало user at machine, т.е. такой-то пользователь на таком-то компьютере. После Томлинсон продолжил совершенствовать программу и в марте 1972 года сделал простой пользовательский интерфейс, позволяющий отправлять и загружать сообщения, используя сеть. Через полгода Лоуренс Робертс, коллега Томлинсона, на основе его программы создал свою, которая имела не мало сервисных функций.

Всего через полтора года, завоевав популярность в ARPANET, электронная почта служила для передачи 75% всех данных. А в 1975 году появилась первая почтовая рассылка писем с полезной информацией. Самой популярной рассылкой были новости мира научной фантастики.

В этом же году программист Джон Виттал написал программу MSG, которая включала все известные функции для работы с почтой. С этого момента электронная почта вышла на государственный уровень.

Сегодня значение адреса электронной почты встало на один уровень с адресом места жительства или номером мобильного телефона. Появилось множество почтовых сервисов, а вторая часть выражения user@machine интерпретируется иначе. Теперь вместо machine – конкретного компьютера, на котором работало несколько пользователей, подразумевается сервер, предоставляющий услуги электронной почты. Такой сервер обслуживает сотни миллионов пользователей.

В России среди самых популярных бесплатных серверов (по понятным причинам платным серверам таких высот не достигнуть) можно выделить Mail.ru, Yandex.ru, Hotmail.ru и Rambler.ru. Со всеми этими серверами могут работать почтовые программы Outlook Express и The Bat!

www.white-windows.ru

Электронная почта - это... Что такое Электронная почта?

Типичный интерфейс клиента электронной почты, с возможностью выбора папок с сообщениями (слева), сообщений (справа вверху) и просмотра текста сообщений (справа внизу)

Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) — технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности — простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки.

Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена (например somebody@example.com); возможность передачи как простого текста, так и форматированного, а также произвольных файлов; независимость серверов (в общем случае они обращаются друг к другу непосредственно); достаточно высокая надёжность доставки сообщения; простота использования человеком и программами. Недостатки электронной почты: наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки); теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма; возможные задержки доставки сообщения (до нескольких суток); ограничения на размер одного сообщения и на общий размер сообщений в почтовом ящике (персональные для пользователей).

В настоящее время любой начинающий пользователь может завести свой бесплатный электронный почтовый ящик, достаточно зарегистрироваться на одном из интернет-порталов.

В скором будущем электронная почта будет доступна не только в латинских доменных зонах, но и в кириллической зоне .РФ

В зоне .рф пока не полностью отлажены процессы использования электронной почты. В полноценном виде почта на кириллице работает только в нескольких почтовых системах. Но и с этим неудобством разработчики обещают справиться в скором времени.[1]

Названия

Если в Европе, Америке и др. регионах написание используются только два варианта — «email» и, реже, «e-mail» (с марта 2011 года англоязычным СМИ рекомендуется писать сокращение от «электронная почта» как «email», а не «e-mail»[2]), то в русском языке присутствует значительная вариативность. Наиболее часто в кириллических текстах также используется «e-mail», то есть написание латиницей без транслитерации (визуальное восприятие других форм написания хуже). Но можно встретить и другие написания:

  • электронная почта, эл. почта, почта
  • интернет-почта[3]
  • имейл, мейл (транскрипция с английского).[4]
  • е-мейл, емейл, емайл (различные варианты транслитерации)
  • мыло (в просторечии, от английского «мейл»)
  • электронка (в просторечии, сокращение от «электронная почта»)
  • электропочта (в просторечии, сокращение от «электронная почта»)
  • электрическая почта (в просторечии, вариант от «электронная почта»)

Правильное написание пока не зафиксировано в словарях. Справочное бюро Грамота.ру указывает, что Е. Ваулина в словаре «Мой компьютер» предлагает писать e-майл и е-мэйл, но замечает, что такое написание не соответствует литературной норме, в то же время, в другом ответе советуют писать e-mail латиницей.[4][5]

Де-факто в официальных русскоязычных документах:

  • в тексте (в смысле «способ связи») употребляют выражение «электронная почта»;
  • в списке контактов используют префикс «e-mail» (E-mail: user@domain.com).

История

Появление электронной почты можно отнести к 1965 году, когда сотрудники Массачусетского технологического института (MIT) Ноэль Моррис и Том Ван Влек написали программу MAIL для операционной системы CTSS (Compatible Time-Sharing System), установленную на компьютере IBM 7090/7094.

Текстовый интерфейс программы mail

Общее развитие электронной почты шло через развитие локального взаимодействия пользователей на многопользовательских системах. Пользователи могли, используя программу mail (или её эквивалент), пересылать друг другу сообщения в пределах одного мейнфрейма (большого компьютера). Следующий шаг был в возможности переслать сообщение пользователю на другой машине — для этого использовалось указание имени машины и имени пользователя на машине. Адрес мог записываться в виде foo!joe (пользователь joe на компьютере foo). Третий шаг для становления электронной почты произошёл в момент появления передачи писем через третий компьютер. В случае использования UUCP-адрес пользователя включал в себя маршрут до пользователя через несколько промежуточных машин (например, gate1!gate2!foo!joe — письмо для joe через машину gate1, gate2 на машину foo). Недостатком такой адресации было то, что отправителю (или администратору машины, на которой работал отправитель) необходимо было знать точный путь до машины адресата.

После появления распределённой глобальной системы имён DNS, для указания адреса стали использоваться доменные имена — user@example.com — пользователь user на машине example.com. Одновременно с этим происходило переосмысление понятия «на машине»: для почты стали использоваться выделенные серверы, на которые не имели доступ обычные пользователи (только администраторы), а пользователи работали на своих машинах, при этом почта приходила не на рабочие машины пользователей, а на почтовый сервер, откуда пользователи забирали свою почту по различным сетевым протоколам (среди распространённых на настоящий момент — POP3, IMAP, MAPI, веб-интерфейсы). Одновременно с появлением DNS была продумана система резервирования маршрутов доставки почты, а доменное имя в почтовом адресе перестало быть именем конкретного компьютера и стало просто фрагментом почтового адреса. За обслуживание домена могут отвечать многие серверы (возможно, физически размещённые на разных континентах и в разных организациях), а пользователи из одного домена могут не иметь между собой ничего общего (особенно подобное характерно для пользователей бесплатных серверов электронной почты).

Кроме того, существовали и другие системы электронной почты (некоторые из них существуют и сейчас), как то: Netmail в сети Фидонет, X.400 в сетях X.25[уточнить]. Доступ к ним из сети Интернет и обратно осуществляется через почтовый шлюз. Для маршрутизации почты в сетях X.25 в DNS предусмотрена специальная ресурсная запись c соответствующим названием X25 (код 19).

Хронология

  • 1996 год, 4 июля (день Независимости США) — начало коммерческого функционирования почтового сервиса Hotmail. Дата старта сервиса символизировала освобождение от интернет-провайдеров.
  • 1997 год, 8 марта — компания Yahoo! приобретает портал RocketMail — один из первых бесплатных почтовых сервисов. Появление сервиса Yahoo! Mail.
  • 1998 год, 15 октября — заработала бесплатная электронная почта от Mail.Ru.
  • 2000 год, 26 июня — запущена Яндекс.Почта — бесплатный почтовый сервис от компании Яндекс.

Современная архитектура (SMTP)

Основная статья: SMTP

Простейший случай пересылки почты

Общепринятым в мире протоколом обмена электронной почтой является SMTP (англ. Simple mail transfer protocol — простой протокол передачи почты). В общепринятой реализации он использует DNS для определения правил пересылки почты (хотя в частных системах, вроде Microsoft Exchange, SMTP может действовать исходя из информации из других источников).

В различных доменах настроены свои, независимые друг от друга, почтовые системы. У каждого почтового домена может быть несколько пользователей. (Однако, фактически, может быть так, что одна организация или персона владеет многими доменами, которые обслуживаются (физически) одной почтовой системой). Почта передаётся между узлами с использованием программ пересылки почты (англ. Mail transfer agent, MTA; такими, как, например, sendmail, exim4, postfix, Microsoft Exchange Server, Lotus Domino и т. д.). Поведение систем при связи друг с другом строго стандартизировано, для этого используется протокол SMTP (и соблюдение этого стандарта, наравне с всеобщей поддержкой DNS всеми участниками, является основой для возможности связи «всех со всеми» без предварительных договорённостей). Взаимодействие почтовой системы и пользователей, в общем случае, никак не регламентируется и может быть произвольным, хотя существуют как открытые, так и закрытые (завязанные на ПО конкретных производителей) протоколы взаимодействия между пользователями и почтовой системой. Программа, работающая в почтовой системе и обслуживающая пользователей, называется MDA (англ. mail delivery agent, агент доставки почты). В некоторых почтовых системах MDA и MTA могут быть объединены в одну программу, в других системах могут быть разнесены в виде разных программ или вообще выполняться на различных серверах. Программа, с помощью которой пользователь осуществляет доступ, называется MUA (англ. mail user agent). В случае использования веб-интерфейса для работы с почтой, ее роль выполняет приложение веб-интерфейса, запускаемое на сервере.

Внутри заданной почтовой системы (обычно находящейся в рамках одной организации) может быть множество почтовых серверов, выполняющих как пересылку почты внутри организации, так и другие, связанные с электронной почтой задачи: фильтрацию спама, проверку вложений антивирусом, обеспечение автоответа, архивация входящей/исходящей почты, обеспечение доступа пользователям различными методами (от POP3 до ActiveSync). Взаимодействие между серверами в рамках одной почтовой системы может быть как подчинено общим правилам (использование DNS и правил маршрутизации почты с помощью протокола SMTP), так и следовать собственным правилам компании (используемого программного обеспечения).

Релеи

DNS позволяет указать в качестве принимающего сервера (MX-запись) любой узел интернета, не обязательно являющийся частью доменной зоны домена получателя. Это может использоваться для настройки релеинга (пересылки) почты через третьи серверы. Сторонний сервер (например, более надёжный, чем серверы пользователя) принимает почту для домена пользователя и пересылает его на почтовые серверы пользователя как только появляется возможность. Исторически контроля за тем, «кому пересылать» почту, не было (или этому не придавали должного значения) и серверы без подобного контроля передавали почту на любые домены. Такие серверы называются открытыми релеями (в настоящее время новые открытые релеи появляются в основном из-за ошибок в конфигурировании).

Для своих пользователей серверы почтовой системы являются релеями (пользователи отправляют почту не на серверы почтовой системы адресата, а на «свой» почтовый сервер, который передаёт письма далее). Во многих сетях провайдеров возможность отправлять письма по протоколу SMTP за пределы сети закрыта (из-за использования этой возможности троянами, вирусами). В этом случае провайдер предоставляет свой SMTP-сервер, через который и направляется вся почта за пределы сети. Открытым релеем при этом считается такой релей, который не проверяет, является ли пользователь «своим» (проверка может осуществляться как на основании сетевого адреса компьютера пользователя, так и на основании идентификации пользователя паролем/сертификатом).

Маршрутизация почты

Почтовый сервер, получив почту (из локального источника или от другого сервера) проверяет, существуют ли специфичные правила для обработки почты (правила могут основываться на имени пользователя, на домене в адресе, содержимом письма и т. д.), если специфичных правил не обнаружено, то проверяется, является ли почтовый домен локальным для сервера (то есть является ли сервер конечным получателем письма). Если является, то письмо принимается в обработку. Если же домен письма не является локальным, то применяется процедура маршрутизации почты (являющаяся основой для передачи писем между различными серверами в Интернете).

При маршрутизации используется только доменная часть адреса получателя (то есть часть, находящаяся после символа @). Для домена получателя ищутся все MX-записи. Они сортируются в порядке убывания приоритета. Если адрес почтового сервера совпадает с одним из узлов, указанных в MX-записях, то все записи с приоритетом меньшим приоритета узла в MX-записи (а также MX-запись самого узла) отбрасываются, а доставка осуществляется на первый отвечающий узел (узлы пробуются в порядке убывания приоритета). Если MX-запись для домена не найдена, то некоторые серверы могут пытаться доставлять почту по A-записи. Если же записи о домене нет, то формируется отлуп (сообщение о невозможности доставки). Это сообщение формируется с пустым полем отправителя, в поле «Кому» указывается отправитель исходного письма. Пустое поле отправителя позволяет защитить почтовые сервера от бесконечного хождения сообщений об ошибке между серверами — если сервер обнаруживает, что не может доставить письмо с пустым обратным адресом, то он уничтожает его.

Если сеть имеет различные DNS-серверы (например, внешние — в Интернете, и локальные — в собственных пределах), то возможна ситуация, когда «внутренние» DNS-серверы в качестве наиболее приоритетного получателя указывают на недоступный в Интернете сервер, куда и перенаправляется почта с релея, указанного как узел-получатель для Интернета. Подобное разделение позволяет осуществлять маршрутизацию почты по общим правилам между серверами, не имеющими выхода в Интернет.

Протоколы получения почты

После попадания почты на конечный сервер, он осуществляет временное или постоянное хранение принятой почты. Существует две различные модели работы с почтой: концепция почтового хранилища (ящика) и почтового терминала.

POP3

В концепции почтового хранилища почта на сервере хранится временно, в ограниченном объёме (аналогично почтовому ящику для бумажной почты), а пользователь периодически обращается к ящику и «забирает» письма (то есть почтовый клиент скачивает копию письма к себе и удаляет оригинал из почтового ящика). На основании этой концепции действует протокол POP3.

IMAP

Концепция почтового терминала подразумевает, что вся корреспонденция, связанная с почтовым ящиком (включая копии отправленных писем), хранится на сервере, а пользователь обращается к хранилищу (иногда его по традиции также называют «почтовым ящиком») для просмотра корреспонденции (как новой, так и архива) и написания новых писем (включая ответы на другие письма). На этом принципе действует протокол IMAP и большинство веб-интерфейсов бесплатных почтовых служб. Подобное хранение почтовой переписки требует значительно бо́льших мощностей от почтовых серверов, в результате, во многих случаях происходит разделение между почтовыми серверами, пересылающими почту, и серверами хранения писем.

Различия

Основываясь на работе протоколов можно разделить их по двум основным критериям:

  • Производительность сервера — в данном случае, IMAP более требователен к ресурсам нежели POP3, так как вся работа по обработке почты (такая как поиск) ложится на плечи сервера, POP3 только передает почту клиенту;
  • Пропускной способности канала — тут IMAP в выигрыше; POP3 передает тела всех писем целиком, тогда как IMAP — только заголовки писем, а остальное — по запросу.

В определённых условиях сервер хранения писем может быть настроен на поведение, подобное клиенту: такой сервер обращается к почтовому серверу по протоколу POP3 и забирает почту себе. Подобные решения используются обычно в малых организациях, в которых нет инфраструктуры для развёртывания полноценных почтовых серверов; в этом случае используется локальный сервер для хранения почты и почтовый сервер провайдера, предоставляющий услугу получения почты по POP3 (например, с помощью fetchmail). Основным недостатком подобного решения является задержка в доставке (так как забирающее почту ПО обращается на сервера с некоторой задержкой) — например, POP3 connector из Exchange 2003 Server в составе Windows SBS не позволяет через интерфейс конфигурирования выставить интервал менее 15 минут.[6]

Структура письма

При передаче по протоколу SMTP электронное письмо состоит из следующих частей:

  • Заголовков SMTP-протокола, полученных сервером. Эти заголовки могут включаться, а могут и не включаться в письмо в дальнейшем, так что возможна ситуация, когда сервер обладает большей информацией о письме, чем содержится в самом сообщении. Так, например, поле RCPT TO указывает получателя письма, при этом в самом письме получатель может быть не указан. Эта информация передаётся за пределы сервера только в рамках протокола SMTP, и смена протокола при доставке почты (например, на узле-получателе в ходе внутренней маршрутизации) может приводить к потере этой информации. В большинстве случаев эта информация недоступна конечному получателю, который использует не-SMTP протоколы (POP3, IMAP) для доступа к почтовому ящику. Для возможности контролировать работоспособность системы эта информация обычно сохраняется в журналах почтовых серверов.
  • Самого сообщения (в терминологии протокола SMTP — 'DATA'), которое, в свою очередь, состоит из следующих частей, разделённых пустой строкой:
    • Заголовков (англ. headers) письма, иногда называемых по аналогии с бумажной почтой конвертом (англ. envelope). В заголовке указывается служебная информация и пометки почтовых серверов, через которые прошло письмо, пометки о приоритете, указание на адрес и имя отправителя и получателя письма, тема письма и другая информация. С термином «конверт» есть некоторая путаница, потому что в зависимости от ситуации «конвертом» называют либо заголовок письма, либо информацию, которой располагает SMTP-сервер после получения письма (так, например, в документации к почтовому серверу postfix, термин «конверт» используется в отношении SMTP-данных, включающих не только поля RCPT TO и MAIL FROM, но и IP-адрес отправителя, его строчка HELO и т. д.)
    • Тело письма. В теле письма находится, собственно, сообщение письма. Согласно стандарту, в теле письма могут находиться только символы 7-битного ASCII. Поэтому при использовании национальных кодировок, различных форм представления информации (HTML, RTF, изображения, бинарные файлы вложений) тело письма должно кодироваться по стандарту MIME и не может быть прочитано человеком без использования декодера или почтового клиента с таким декодером.

Заголовок SMTP

Заголовок SMTP содержит в себе следующую информацию:

  • имя отправляющего узла (не имя отправителя, а имя сервера или компьютера пользователя, который обратился к серверу) — параметр сообщения HELO/EHLO, обычно дополняющийся «объективной» информацией самим сервером (HELO может содержать произвольное имя, а IP отправителя подделать существенно сложнее), по IP-адресу осуществляется поиск PTR-записи в DNS, всё это вместе позволяет идентифицировать отправителя на сетевом уровне (и в реальности часто используется для проверки надёжности отправителя с помощью чёрных/белых списков, в том числе через интернет — см RBL).
  • Поле MAIL FROM:, содержащее адрес отправителя. Адрес может быть произвольным (в том числе с несуществующих доменов, однако этот адрес может также проверяться при первичной проверке на спам).
  • Поле RCPT TO: — наиболее важное поле для доставки почты, содержит электронный адрес получателя. Большинство почтовых систем в случае возможности проверяет, существует ли пользователь и может отказаться принимать почту, если пользователь, указанный в RCPT TO не существует.

Заголовок письма

Заголовок письма описывается стандартами RFC:

  • RFC 2076 — Common Internet Message Headers (общепринятые стандарты заголовков сообщений), включает в себя информацию из других RFC: RFC 822, RFC 1036, RFC 1123, RFC 1327, RFC 1496, RFC 1521, RFC 1766, RFC 1806, RFC 1864, RFC 1911).
  • RFC 4021 — Registration of Mail and MIME Header Fields (регистрация почты и поля заголовков MIME).

Заголовок отделяется от тела письма пустой строкой. Заголовок используется для журналирования прохождения письма и служебных пометок (иногда строки журналирования и пометки называются кладжами). В Microsoft Outlook этот заголовок называется «Заголовки Интернет» (подразумевается, что каждая строчка — отдельный заголовок). В заголовке обычно указываются: почтовые серверы, через которые прошло письмо (каждый почтовый сервер добавляет информацию о том, от кого он получил это письмо), информацию о том, похоже ли это письмо на спам, информацию о проверке антивирусами, уровень срочности письма (может меняться почтовыми серверами). Также в заголовке обычно пишется программа, с помощью которой было создано письмо. Чаще всего почтовые клиенты скрывают заголовки от пользователя при обычном использовании почтовой системой, но предоставляют возможность увидеть заголовки, если возникает потребность в более детальном анализе письма. В случае, если письмо из SMTP формата конвертируется в другой формат (например, в Microsoft Exchange 2007 письма конвертируются из SMTP-формата в MAPI), то заголовки сохраняются отдельно, для возможности диагностики.

Заголовки обычно добавляются снизу вверх (то есть каждый раз, когда к сообщению нужно добавить заголовок, он дописывается первой строкой, перед всеми предыдущими).

Помимо служебной информации, заголовки письма также хранят и показываемую пользователю информацию, это обычно отправитель письма, получатель, тема и дата отправки.

Часто используемые поля
  • Return-Path (RFC 821, RFC 1123) — обратный адрес. Может отличаться от MAIL FROM (то есть обратный адрес может быть указан отличным от адреса отправителя).
  • Received (RFC 822, RFC 1123) — строчка журналирования прохождения письма. Каждый почтовый сервер (MTA) помечает процесс обработки этим сообщением. Если сообщение проходит через несколько почтовых серверов (обычная ситуация), то новые сообщения дописываются над предыдущими (и журнал перемещения читается в обратном порядке, от ближайшего узла к самому дальнему).
  • MIME-Version (RFC 1521) — версия MIME, с которым это сообщение создано. Поскольку сообщение создаётся раньше всех остальных событий с письмом, то этот заголовок обычно самый первый (то есть последний в списке).
  • From: (RFC 822, RFC 1123, RFC 1036) — Имя и адрес отправителя (именно в этом заголовке появляется текстовое поле с именем отправителя). Может не совпадать с return-path и даже не совпадать с заголовком SMTP MAIL FROM:.
  • Sender: (RFC 822, RFC 1123) — Отправитель письма. Добавлено для возможности указать, что письмо от чьего-то имени (from) отправлено другой персоной (например, секретаршей от имени начальника). Некоторые почтовые клиенты показывают сообщение при наличии sender и from как «сообщение от 'sender' от имени 'from'». Sender является информационным заголовком (и также может отличаться от заголовка SMTP MAIL FROM).
  • To: (RFC 822, RFC 1123) — Имя и адрес получателя. Может содержаться несколько раз (если письмо адресовано нескольким получателям). Может не совпадать с полем SMTP RCPT TO.
  • cc: (RFC 822, RFC 1123) — (от англ. carbon copy). Содержит имена и адреса вторичных получателей письма, к которым направляется копия.
  • bcc: (RFC 822, RFC 1123) — (от англ. blind carbon copy). Содержит имена и адреса получателей письма, чьи адреса не следует показывать другим получателям. Это поле обычно обрабатывается почтовым сервером (и приводит к появлению нескольких разных сообщений, у которых bcc содержит только того получателя, кому фактически адресовано письмо). Каждый из получателей не будет видеть в этом поле других получателей из поля bcc.
  • Reply-To: (RFC 822, RFC 1036) — имя и адрес, куда следует адресовать ответы на это письмо. Если, например, письмо рассылается ботом, то в качестве Reply-To будет указан адрес персоны, готовой принять ответ на письмо.
  • Message-ID: (RFC 822, RFC 1036) — уникальный идентификатор сообщения. Состоит из адреса узла-отправителя и номера (уникального в пределах узла). Алгоритм генерации уникального номера зависит от сервера/клиента. Выглядит примерно так: AAB77AA2175ADD4BACECE2A49988705C0C93BB7B4A@example.com. Вместе с другими идентификаторами используется для поиска прохождения конкретного сообщения по журналам почтовой системы (почтовые системы фиксируют прохождение письма по его Message-ID) и для указания на письмо из других писем (используется для группировки и построения цепочек писем). Обычно создаётся почтовым клиентом (MUA) в момент составления письма.
  • In-Reply-To: (RFC 822) — указывает на Message-ID, для которого это письмо является ответом (с помощью этого почтовые клиенты могут легко выстраивать цепочку переписки — каждый новый ответ содержит Message-ID для предыдущего сообщения).
  • Subject: (RFC 822, RFC 1036) — тема письма.
  • Date: (RFC 822, RFC 1123, RFC 1036) — дата написания письма.
  • Content-Type: (RFC 1049, RFC 1123, RFC 1521, RFC 1766) — тип содержимого письма. С помощью этого поля указывается тип (HTML, RTF, Plain text) содержимого письма и кодировка, в которой создано письмо (см ниже про кодировки).

Помимо стандартных, почтовые клиенты, серверы и роботы обработки почты могут добавлять свои собственные заголовки, начинающиеся с «X-» (например, X-Mailer, X-MyServer-Note-OK или X-Spamassasin-Level).

Тело письма

Тело письма отделяется от заголовка пустой строкой, а заканчивается (согласно стандартам SMTP) строчкой, состоящей из единственной точки (и символа перевода строки). Часть почтовых клиентов (например, Thunderbird) показывают эту точку, часть нет. В не-smtp стандартах формат письма зависит от стандарта системы (например, MAPI), но перед «выходом» письма за пределы MAPI-совместимой системы (например, перед пересылкой через Интернет) обычно приводится к SMTP-совместимому виду (иначе маршрутизация письма была бы невозможной, так как стандартом передачи почты в Интернете является SMTP).

Одним из существенных ограничений стандартов на почтовую пересылку является применение 7-битной кодировки (ASCII). Для английского текста это не представляет особой проблемы, однако, большинство неанглоязычных языков используют 8 (и более) битные кодировки, передача которых без искажений не гарантируется. Для целей совместимости, все не 7-битные кодировки приводятся в 7-битный вид (используя различные методы кодирования текста).[уточнить]

Цепочки писем

Благодаря наличию в письме уникального идентификатора, а также тому, что подавляющее большинство почтовых клиентов при ответе на письмо копируют его идентификатор в поле In-Reply-To («в ответ на»), появляется возможность достоверной группировки писем по цепочке (англ. thread). В разных почтовых клиентах это реализовано по разному, например, Microsoft Outlook позволяет найти все связанные с заданным письма; веб-интерфейс GMail группирует сообщения на основании данных о цепочке в единый объект. Некоторые почтовые клиенты (например, mutt) позволяют структурировать цепочки (образующиеся обычно в почтовых рассылках, когда в беседе участвует много подписчиков) в форме дерева (вопрос породил несколько ответов, на каждый из которых дали комментарий — это сформировало несколько ветвей дерева). Также такие клиенты обычно умеют принудительно резать цепочки при смене темы сообщения (считая, что смена темы сообщения означает новое обсуждение, хотя, быть может, и вызванное предыдущей беседой).

Почтовые рассылки

Основная статья: Рассылки электронной почты

Почтовая система позволяет организовать сложные системы, основанные на пересылке почты от одного ко многим абонентам, это:

  • Почтовые рассылки — письмо от одного адреса с одинаковым (или меняющимся по шаблону) содержимым, рассылаемое подписчикам рассылки. Технически может быть организовано как отправка множества писем (используется при шаблонных письмах) или как отправка письма с множеством получателей (в полях TO, CC, BCC). Для управления крупными почтовыми рассылками (более 10-50 абонентов) используются специализированные программы (например, mailman). Правильно организованная почтовая рассылка должна контролировать возврат писем (сообщения о невозможности доставить письмо) с исключением недоступных адресатов из списка рассылки, позволять подписчикам отписываться от рассылок. Нежелательные почтовые рассылки называются спамом и существенно осложняют функционирование почтовых систем.
  • Группы переписки — специализированный тип почтовой рассылки, в которой письмо на адрес группы (обычный почтовый адрес, обработкой почты которого занимается специализированная программа) рассылается всем участникам группы. Является аналогом новостных конференций, эхоконференций. Правильно настроенная почтовая рассылка должна контролировать циклы (два робота рассылок, подписанные друг на друга способны создать бесконечный цикл пересылки писем), ограничивать список участников рассылки, имеющих право на помещение сообщения, выполнять прочие требования к почтовой рассылке.

Для управления почтовыми рассылками используются менеджеры почтовых рассылок. Помимо ведения списка адресов и выполнения отсылки заданного сообщения они обеспечивают фильтрацию писем, возможности премодерации писем перед помещением в рассылку, ведение архивов, управление подпиской/отпиской, рассылку дайджестов (краткого содержимого) вместо всего объёма рассылки.

Примеры программ управления рассылками:

Коммерческое использование

В настоящий момент существуют следующие модели коммерческого применения почтовых систем:

  • Домашние и корпоративные почтовые системы — функционируют на собственном или арендованном оборудовании владельца почтовой системы (обычно он же является и владельцем домена, в котором работает почтовый сервер).
  • Услуга приёма/отправки электронной почты осуществляется сторонней организацией. Организация (персона) владеет доменом и самостоятельно хранит архив переписки.
  • Услуги приёма/отправки и хранения почты осуществляет сторонняя организация на своих мощностях. Заказчик получает доступ к системе исполнителя для отправки писем и для доступа к архиву писем. Почтовый домен при этом находится в собственности заказчика.
  • Приём, отправка, хранение писем осуществляет исполнитель, почтовый домен принадлежит исполнителю. Большинство подобных сервисов бесплатны и работают за счёт показа рекламы пользователю или являются бесплатным дополнением к другим сервисам исполнителя (подробнее, см.: Бесплатные почтовые сервисы).

Спам

Основная статья: Спам

Спам — разновидность почтовой рассылки с целью рекламы (часто нежелательной) того или иного товара или услуги, аналог бумажной рекламы, бесплатно распространяемой по почтовым ящикам жилых домов.

По мере роста популярности электронной почты, она (наравне с новостными группами usenet), начала использоваться для рассылки незапрошенных рекламных сообщений, аналогично тому, как раскидываются рекламные брошюры в обычные почтовые ящики. Однако, в отличие от существенной стоимости бумажной рассылки, отправка значительного количества (миллионов и миллиардов) сообщений практически ничего не стоит отправителю. Это привело к непропорциональному росту количества и размера рекламных рассылок (по некоторым данным[7], спам в настоящее время составляет 70-90 % от всех почтовых сообщений, то есть превысил объём полезной почтовой нагрузки в 2-10 раз).

Для рассылки спама в настоящий момент активно используются все возможные технические ухищрения: открытые релеи, ремейлеры, прокси-серверы, бесплатные серверы электронной почты (допускающие автоматизацию отправки почты), ботнеты, поддельные сообщения о невозможности доставки.

По мере ужесточения запрета на размещение рекламы, сообщения разделились на легитимные рассылки (на которые обычно подписывается пользователь и от которых он может отказаться в любой момент) и нелегитимные (собственно и называемые спамом). Для борьбы со спамом были разработаны различные механизмы (чёрные списки отправителей, серые списки, требующие повторного обращения почтового сервера для отправки, контекстные фильтры). Одним из последствий внедрения средств борьбы со спамом стала вероятность «ошибочно положительного» решения относительно спама, то есть часть писем, не являющихся спамом, стала помечаться как спам. В случае агрессивной антиспам-политики (уничтожение писем, кажущихся спамом, в автоматическом режиме без уведомления отправителя/получателя) это приводит к труднообнаруживаемым проблемам с прохождением почты.

Шифрование почты

Для шифрования почты в настоящий момент широко применяются два стандарта: S/MIME (использующий инфраструктуру открытых ключей) и Open PGP (использующий сертификаты со схемой доверия, группирующегося вокруг пользователя).

Ранее также существовали стандарты MOSS и PEM, но, из-за несовместимости друг с другом и неудобства использования, они не прижились.

Стандарты S/MIME и Open PGP позволяют обеспечить три вида защиты: защиту от изменения, неотзывную подпись и конфиденциальность (шифрование). Дополнительно, S/MIME третьей версии позволяет использовать защищённое квитирование (при котором квитанция о получении письма может быть сгенерирована успешно только в том случае, когда письмо дошло до получателя в неизменном виде).

Оба стандарта используют симметричные криптоалгоритмы для шифрования тела письма, а симметричный ключ шифруют с использованием открытого ключа получателя. Если письмо адресуется группе лиц, то симметричный ключ шифруется по-очереди каждым из открытых ключей получателей (и иногда, для удобства, открытым ключом отправителя, чтобы он имел возможность прочитать отправленное им письмо).

Законодательное регулирование

MxA-классификация

Взаимоотношения между MTA, MDA и MUA при передаче электронной почты

В терминологии электронной почты выделяются следующие компоненты:

  • MTA (англ. Mail Transfer Agent — агент пересылки почты) — отвечает за отправку почты; чаще всего это почтовый сервер, но, в принципе, возможна реализация с отправкой почты через smart host.
  • MDA (англ. Mail Delivery Agent — агент доставки почты) — отвечает за доставку почты конечному пользователю.
  • MUA (англ. Mail user agent — почтовый агент пользователя; в русской нотации закрепился термин почтовый клиент) — программа, обеспечивающая пользовательский интерфейс, отображающая полученные письма и предоставляющая возможность отвечать, создавать, перенаправлять письма.
  • MRA англ. Mail retrieve agent — почтовый сервер, забирающий почту с другого сервера по протоколам, предназначенным для MDA.[8]

В случае использования веб-интерфейса MDA и MUA могут совпадать. В случае использования выделенных серверов для хранения почты пользователей всё взаимодействие пользователя с сервером может происходить по протоколам, не укладывающимся в эту схему.

Почтовые сервера обычно выполняют роль MTA и MDA. Некоторые почтовые сервера (программы) выполняют роль как MTA, так и MDA, некоторые подразумевают разделение на два независимых сервера: сервер-MTA и сервер-MDA (при этом, если для доступа к ящику используются различные протоколы — например, POP3 и IMAP, — то MDA в свою очередь может быть реализован либо как единое приложение, либо как набор приложений, каждое из которых отвечает за отдельный протокол).

См. также

Ссылки

  • RFC 822 — Standard for ARPA Internet Text Messages
  • RFC 2142 — Mailbox Names for Common Services, Roles and Functions
  • RFC 2368 — The mailto URL scheme
  • RFC 2822 — Internet Message Format

Примечания

dic.academic.ru

Об истории создания электронной почты

11.01.2005 Автор: Руслан Богатырев

Недавно в одном из интернет-форумов мне попалась на глаза дискуссия, связанная с вариантами написания термина «электронная почта». В письме, открывающем обсуждение, говорилось следующее:

«В последнее время стал замечать, что остро реагирую на произношение и написание общепризнанного сокращения, призванного обозначать адрес электронной почты. За многие годы было замечено очень много различных вариантов: EMail, E-Mail, e-mail, email, E-mail, mailto, E-Почта, электрическая почта, iMail, eMail, mail и т.д. А как пишете и как произносите это слово вы?»

А как правильно?

Представить современный мир без электронной почты уже невозможно. Сотни миллионов почтовых ящиков, триллионы сообщений ежегодно, терабайты данных ежедневно. Адрес электронной почты стал для современного общения столь же обязательным, как домашний адрес и номер телефона, а нередко он заменяет их. В то же время вторжение этой технологии в нашу жизнь привело к возникновению в языке заимствований и различных вариантов перевода связанных с ней терминов. Все они имеют одного общего предка: electronic mail (в переводе с английского - электронная почта), пришедшего из английского языка, где этот термин и зародился.

В начале 1990-х годов, когда электронная почта как технология едва переступила порог научных лабораторий и военных центров, для ее обозначения вполне хватало термина «почта» (mail). Но c появлением концепции World Wide Web и бурным развитием Интернета технология вышла на массовую аудиторию. Жизнь стала все активнее требовать краткой формы для обозначения этого общеупотребительного средства связи, и вот уже в английском языке для электронной почты появляются ее синонимы-близнецы: e-mail и email.

Шли годы. Революционная технология превратилась в простую и обыденную. Адрес электронной почты стал встречаться буквально повсюду: на визитках и на страницах газет, на рекламных щитах и на упаковке товаров, в Интернете и на телевидении. Ажиотаж поутих, но порядка не стало больше. По-прежнему в мире царит путаница и не утихают споры вокруг надуманной, казалось бы, проблемы: надо ли в слове email ставить дефис или же обходиться без него?

Посмотрим на частоту употребления этих слов в Интернете. По состоянию на декабрь 2004 г., как видно из таблицы, составленной автором на основании пяти популярных поисковых интернет-сервисов (Google, Yahoo, Teoma, «Яндекс», «Рамблер»), в английском языке предпочтение отдается email, тогда как в русском - форме e-mail. Объяснение напрашивается само собой: инерционность проникновения в язык заимствованных слов (email), тем более в случае вытеснения уже используемого эквивалента (e-mail).

Заглянем теперь в авторитетные словари и энциклопедии. Американские Merriam-Webster Online Dictionary (http://www.m-w.com) и Encyclopedia Britannica (http://www.britannica.com) отдают предпочтение форме e-mail. Тогда как английский оксфордский словарь Oxford English Dictionary (http://www.oed.com, http://www.askoxford.com) признает вариант email. Мнения ученых-лингвистов явно разделились.

Чтобы разобраться, где же истина, попробуем обратиться к истокам самой технологии. Возможно, там мы и найдем ответ на интересующий нас вопрос.

История создания электронной почты

Электронная почта как средство коммуникации возникла не в 1971 г., как об этом нередко можно прочитать в популярных изданиях, а несколько раньше. По одной из версий, это произошло летом 1965 г., когда Ноэль Моррис и Том ван Влек написали в Массачусетском технологическом институте (MIT) программу MAIL для операционной системы Compatible Time-Sharing System (CTSS), установленной на компьютере IBM 7090/7094. Идея включения MAIL в CTSS была закреплена в документе Programming Staff Note 49 (декабрь 1964 - январь 1965 г.). Сама команда MAIL, встроенная в операционную систему, позволяла пользователям CTSS передавать друг другу текстовые сообщения в рамках одного компьютера. Она имела формат:

MAIL

(пример: MAIL M1416 2962),

т. е. предназначалась для решения конкретных проблем пользователей и назначения задач программистам. При выполнении команды MAIL в каталоге адресата сообщения создавался (или модифицировался) файл MAIL BOX. Это прообраз современных почтовых ящиков. Как вспоминает ван Влек, они с Ноэлем предвидели возможность массовой почтовой рассылки, подпадающей под современное понятие спама, и включили в программу соответствующий код по ее предотвращению, иными словами, создали первый антиспамовый механизм.

Однако то была не единственная реализация. До осени 1965 г. подобный механизм межпользовательского асинхронного общения был включен в состав операционной системы для компьютера Q32, построенного корпорацией IBM в военных целях и размещенного в System Development Corporation (SDC), подразделении компании Rand Corp. Он назывался DIAL. Как вспоминает Том Уотсон, в середине 1960-х годов компьютер SDS-940 компании Scientific Data Systems также имел подобное средство. Работы в США по созданию AUTODIN - военной системы передачи сообщений, подобных email-сообщениям, начались еще в 1962 г., но развертывание готовой системы состоялось лишь в 1966 г. Обратите внимание, что в контексте работы с компьютерами электронная почта называлась просто почтой: уточнять ее особый характер не было надобности. Хотя... в том же 1965 г. в компании BBN (Bolt, Beranek and Newman, Inc.), впоследствии поглощенной GTE, а затем и Verizon Communications, реализовывался проект Project Mercury для NASA, где и фигурировал термин electronic mail.

Как вспоминает ван Влек, о задаче реализации межкомпьютерной электронной почты в устной беседе в 1968 г. ему сказал Джозеф Ликлайдер, директор проекта Project MAC, куда входили также идеологи искусственного интеллекта Джон Маккарти и Марвин Мински. Этот проект дал впоследствии жизнь лаборатории компьютерных наук при MIT (MIT Laboratory for Computer Science). Ликлайдер говорил о замысле создания сети компьютеров, поддерживаемых ARPA (Advanced Research Projects Agency) - Агентством перспективных исследований при Министерстве обороны США, которое было создано в 1958 г. по указанию Д. Эйзенхауэра в ответ на запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. В 1972 г. оно было переименовано в DARPA. Проект, упомянутый Ликлайдером в беседе с ван Влеком, предусматривал создание сети ARPANET (ARPA Network), прообраза современного Интернета). (О том, как писать слово «Интернет», см. статью В. В. Лопатина [2].)

В 1969 г. Ларри Робертс написал макрокоманду для текстового редактора TECO (Text Editor and Corrector, разработан Дэном Мерфи для компьютера PDP-1 в 1962-1963 гг.), позволявшую передавать сообщения по Telnet-каналу [3]. Именно ее как прототип электронной почты и упоминает Винтон Серф, отец-основатель Интернета, предложивший в 1974 г. совместно с Робертом Каном название Internet. Он вспоминает [4]: «Я думаю, первые реальные обмены email-сообщениями произошли в начале 1970 г.». Первым документом, закрепившим формат обмена электронной почтой внутри ARPANET, был RFC #733.

В марте 1972 г. Рэй Томлинсон из компании BBN (в те годы она была главным подрядчиком Министерства обороны США по проекту создания ARPANET) написал в рамках операционной системы TENEX (впоследствии известной как TOPS-20) для компьютера DEC PDP-10 простые почтовые программы SNDMSG (послать сообщение) и READMAIL (посмотреть почту), выделив соответствующий программный блок реализации из протокола CPYNET. Предварительные эксперименты с отправкой тестовых сообщений он проводил в 1971 г. Благодаря популярности ARPANET, а также тому, что Томлинсон впервые ввел в формат email-адреса знаменитый теперь значок @, многие и стали считать его изобретателем электронной почты [5].

Еще одна ранняя реализация электронной почты (NLS Journal System) была выполнена в августе 1970 г. изобретателем компьютерной мыши и оконного интерфейса, знаменитым ученым и инженером Дугласом Энгельбартом в рамках созданной им системы NLS (On-Line System). «Насколько мне известно, - вспоминает Энгельбарт, - это была первая универсальная почтовая система, схожая с теми, которые имеются сейчас. Можно было смешивать текст и графику. Вы могли передавать весь документ как часть почтового отправления; я мог посылать вам весь документ столь же просто, как однострочное сообщение» [6]. В BBN-реализации Томлинсона таких возможностей попросту не было. Это еще одна ремарка в отношении того, сколь корректно приписывать авторство создания электронной почты Рэю Томлинсону.

До 1995 г. более популярным был термин email, далее по частоте употребления шли e-mail, E-mail и Email. Затем не без участия традиционных СМИ (в основном периодических изданий общественно-политической направленности) он принял форму e-mail. Одной из причин такого выбора было следование правилам словообразования английского языка, а также сохранение корректного произношения (при email совсем не очевидно, что произносить надо именно «имэйл»). Это тот редкий случай, когда американцы решили быть куда консервативнее самих англичан.

Из краткого рассказа об истории появления электронной почты и изучения первых ARPANET-документов, где использовалось преимущественно слово mail (почта), можно сделать вывод, что доминирующие эквиваленты термина electronic mail развивались по схеме: mail -> ARPANET mail -> network mail -> email -> E-mail -> e-mail -> email.

Одним из первых подвести черту под борьбой email против e-mail решил знаменитый профессор Стэнфордского университета, автор бессмертного труда «Искусство компьютерного программирования» Дональд Кнут. На своей персональной веб-странице он разместил небольшую заметку [7], где написал, что образование сложных слов в английском языке обычно сопровождается использованием дефиса, например: non-zero, soft-ware (от себя добавим, что сюда же относится и слово mail-box). Как только слово утвердится в языке, то нормой становится удаление дефиса: nonzero, software, mailbox. Дональд Кнут призывает: «Настало время прекратить использовать архаичную форму e-mail Форма email на протяжении последних лет закрепилась в Англии, и я поражен тем, сколь консервативны американцы в этом отношении». Позицию Дональда Кнута поддерживает и Рэй Томлинсон [8].

Термин «электронная почта» в русском языке

Разобравшись с английским вариантом, вернемся к главному вопросу. Какую краткую форму для термина «электронная почта» следует использовать в русском языке? Что говорит по этому поводу справочная служба портала «Русский язык» (http://www.gramota.ru), в работе которого принимают участие специалисты Российской академии наук и Орфографической комиссии РАН? Рекомендация простая - предпочтительно сохранять написание латиницей: e-mail, поскольку это слово еще не вполне освоено русским языком.

Предложение разумное (с поправкой на удаление дефиса), но в каких ситуациях это требуется? Чем же так плох термин «электронная почта»? Зачем изобретать что-то другое и засорять наш язык? Термин «электронная почта» требует краткой формы обычно в двух ситуациях:

  1. при указании адреса электронной почты (на визитках, в разделе контактной информации);
  2. при использовании в качестве первой части производных терминов (email-сообщение, email-адрес, email-система, email-отправитель и т.п.).

В случае другого подобного термина, столь же глубоко проникшего в нашу повседневную жизнь, - Web (web, «паутина») - решение было найдено: прямая калька «веб», что сохраняет компактность и не особенно режет ухо. Этот вариант включен в «Русский орфографический словарь Российской академии наук» (отв. ред. В. В. Лопатин, 2001-2002) в качестве первой части сложных слов. Этой норме следует и журнал «Мир ПК».

Небольшая ремарка. Авторство термина Web (в переводе с английского - паутина) применительно к гипертексту ошибочно приписывается Тиму Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) из швейцарского Центра ядерных исследований (CERN). В действительности первым его, по всей видимости, предложил профессор Стэнфордского университета Дональд Кнут (Donald Knuth), тогда как Тим Бернерс-Ли ввел в массовый оборот термин World Wide Web (Всемирная паутина). Будучи известным специалистом в области комбинаторики и теории графов, Кнут пришел к выводу, что одним из самых удобных способов представления любой программы является не простой текстовый файл, а сеть, паутина из множества взаимосвязанных узлов, формирующих зависимости между элементами программы. Соответствующая инструментальная система с именем WEB сначала была реализована им на Паскале, а затем в 1987 г. Сильвио Леви из Беркли переписал ее и систему TeX на Си (CWEB). (Проект World Wide Web был начат Тимом Бернерсом-Ли в 1989 г.) В предисловии к своей книге (Donald E. Knuth. Literate Programming // Stanford, CSLI Lecture Notes, №27, 1992) Кнут с плохо скрываемой досадой отметил: «Я использовал слово WEB для этой цели гораздо раньше, чем его позаимствовал швейцарский CERN».

В русском языке для e-mail и email пытались найти аналоги: э-почта (Владимир Дрожжинов и Александр Штрик [12]) и электропочта (Артемий Лебедев, http://www.tema.ru). Но не всегда новаторство первопроходцев находит поддержку коллег и массовой аудитории. К тому же эти смелые варианты не решают главной проблемы - удобного написания терминов, производных от названия «электронная почта».

Кстати, термин «э-почта» не нашел своего отражения в последнем издании известного словаря Э. М. Пройдакова и Л. А.Теплицкого [14]. При этом другие заимствования, берущие свое начало от английской формы e- (electronic) и использующие кальку э-, в этом словаре представлены весьма богато: э-правительство, э-культура, э-наличность, э-коммерция, э-пассаж, э-обучение, э-налоги и т. д.

Даже если оба варианта из английского были бы равноправными, для русского языка предпочтительнее все равно было бы email: в сложных (составных) словах двойное использование дефиса выглядит крайне неудачным решением: сравните «email-адрес» и «e-mail-адрес». Компромиссное решение - соединить английские и русские слова (email-сообщение, email-адрес, email-система, email-отправитель и т.п.) - для технических текстов выглядит неплохо, но для разговорного и литературного русского языка остается чужеродным. Писать же «имэйл-адрес» или «имейл-адрес» очень непривычно, и неизвестно, приживется ли когда-нибудь у нас это слово. Что касается фольклора, то наиболее распространены у нас две формы: «мыло» и «емеля». Последний вариант даже попал в словарь [13].

Итак, настало время подводить черту. В большинстве случаев предпочтительнее использовать полную форму: «электронная почта». При указании адреса электронной почты лучше употреблять «почта», «email» или сокращение «эл. почта». При образовании сложных слов - email. Возможно, со временем латиница (email) совсем исчезнет из русского языка. При указании адреса допустимо использовать at вместо знака @, обозначающего «коммерческую эт», или просто «эт».

Известный русский лингвист, профессор МГУ Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933) считал, что нормой в языке может быть то, что было, отчасти - то, что есть, но никогда - то, что будет. Так давайте же активнее использовать слова «почта» и «email». Этим мы восстановим исторические корни слова и избавим себя от ненужной путаницы, осложняющей нашу жизнь.

Литература
  1. Ian Hardy. The Evolution of ARPANET email. - University of California at Berkeley. Spring, 1996.
  2. В. В. Лопатин. Как писать слово Интернет? - Справочно-информационный портал «Русский язык».
  3. Lawrence G. Roberts. Internet Chronology. - Roberts's Home Page. March 22, 1997.
  4. Interview with Vinton Cerf. - Smithsonian Institution. Oral and Video Histories. April 24, 1990.
  5. Dave Crocker. Email History. - Living Internet.
  6. Interview with Douglas Engelbart. By Judy Adams and Henry Lowood. - Stanford University. Stanford and the Silicon Valley. Oral History Interviews. April 1, 1987.
  7. Donald Knuth. Email (let's drop the hyphen). - Knuth's Home Page.
  8. Ray Tomlinson. Is There a Hyphen in «Email». - Ray's Page. BBN.
  9. Б. Гуиссани. Неизвестная жизнь «собачки» // Computerworld Россия. 2001. № 3.
  10. History of @.
  11. Tom Van Vleck. The History of Electronic Mail. - Interview by Peter Salus, 1998.
  12. В. Дрожжинов, А. Штик. э-Словарь или Словарь терминов по электронным технологиям // PC Week/RE Online, 14 марта 2001 г.
  13. К. Н. Челноков, Д. О. Амелин, Дж. Моррелл. Новый англо-русский и русско-английский словарь по компьютерной технике. - Минск: Уровень А, 2000.
  14. Э. М. Пройдаков, Л. А. Теплицкий. Англо-русский толковый словарь по вычислительной технике, Интернету и программированию. - М.: Русская редакция, 2004.

19118

www.osp.ru

Знакомьтесь: человек, вставивший «@» в ваш электронный адрес

Wired Magazine, США© коллаж ИноСМИ,

Кто изобрел электронную почту? Ну, с таким же успехом можно спросить: «Кто изобрел интернет?» Даже те, кто близко знаком с историей ее создания, не могут прийти к общему выводу о том, в какой же момент времени она появилась. Но посреди всего этого шума и претензий по поводу происхождения электронной почты есть человек, по праву претендующий на одно немаловажное изобретение.

Рей Томлинсон (Ray Tomlinson) – вот благодаря кому в адресе вашей электронной почты стоит знак «@». По этой самой причине – и по многим другим – вы не сильно ошибетесь, если назовете Томлинсона изобретателем электронной почты. Так его называют многие. В этом году, в знак признания важности той первой системы электронной почты, которую он создал в 1971 году, имя Томлинсона было увековечено в зале славы сообщества Интернет ISOC вместе с именами таких первопроходцев как Винт Серф (Vint Cerf), сэр Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) и Ван Якобсон (Van Jacobson).

Читайте также: Все недостатки интернета в одной таблице

Окончив в середине 60-х годов Массачусетский технологический институт с дипломом магистра электротехники, и проработав там еще несколько лет над диссертацией, Томлинсон оказался в бостонской компании Bolt Beranek and Newman (она же BBN), которая сыграла ключевую роль в создании интернета. В конце 60-х – начале 70-х эта компания создала основную часть аппаратуры и программного обеспечения, ставших основой предшественницы интернета - компьютерной сети ARPANET. Это была финансируемая государством сеть, соединявшая различные исследовательские организации страны.

BBN создала интерфейсные процессоры сообщений для ARPANET, при помощи которых каждое исследовательское подразделение подключалось к обширной сети. Обычно эти процессоры сообщений, похожие на современные сетевые маршрутизаторы, подключали к базовым блокам компьютеров DEC PDP-10. В 1971 году Томлинсон и его коллега по BBN Джерри Берчфил (Jerry Burchfiel) получили задачу сделать новую операционную систему для этих машин.

В связи с этим их самих подключили к сети ARPANET. Кроме того,  их подключили к довольно небольшому сообществу исследователей, работавших над совершенствованием этой штуки. Благодаря человеку по имени Стив Крокер (Steve Crocker) – еще одному обитателю зала славы – это сообщество регулярно обменивалось идеями за счет отправки документов под названием Request For Comment (RFC). Как-то раз Томлинсон обнаружил RFC, в котором предлагался протокол для отправки и получения почты через сеть.

Также по теме: Компьютеры Google ищут работу?

Ученые кибернетики обменивались сообщениями через машины на протяжении многих лет. Некоторые из них говорят, что электронная почта берет свое начало в 60-х годах, когда в Массачусетском технологическом институте работала Compatible Time-Sharing System (совместимая система с разделением времени). По сути дела, это был массивный компьютер, в который могли дистанционно входить многие люди. При помощи системы Compatible Time-Sharing System пользователи могли обмениваться информацией, сохраняя файлы на диске ЭВМ. А в 1961 году человек по имени Том Ван Влек (Tom Van Vleck) разработал команду «почта», которая позволяла пользователям отправлять друг другу электронные сообщения. Однако, эти сообщения на самом деле не отправлялись по сети. Они оставались на той же самой машине. Прочитав сообщение, Томлинсон забраковал его содержание и начал работу над созданием собственной системы передачи сообщений, используя в качестве  отправной точки старую программу совместимой системы с разделением времени. «RFC казалась очень сложной, - говорит Томлинсон. – Я подумал, что сумею сделать нечто попроще – и намного лучше». И он изобрел для сети ARPANET команду «SNDMSG» (сокращение от «отправить сообщение»). Он также изобрел адрес, в котором использовался значок «@». Как и сегодня, этот символ находился между именем пользователя, которому вы писали, и местом, куда вы отправляли сообщение. В данном случае, это была их ведущая ЭВМ. «Я смотрел на клавиатуру и думал над тем, что здесь можно использовать так, чтобы не спутать с именем пользователя, - вспоминает Томлинсон. – Если бы у каждого человека в имени был знак «@», то это бы вряд ли сработало. Но такого знака не было ни у кого. Да, они использовали запятые, тире и скобки. У меня оставалось три или четыре знака, и «@» был самым подходящим. Он обозначал, где находится пользователь».

Читайте также: Вирус может лишить тысячи пользователей доступа в интернет

Томлинсон называет символ «@» «единственным предлогом на клавиатуре» (предлог, потому что знак этот читается как предлог «at» из английского языка – прим. перев.). Однако текст сообщения Томлинсон не помнит. «Это были тестовые сообщения, - что мне попадалось под руку на клавиатуре, то я и печатал, - говорит он. – Первое сообщение  могло быть каким угодно».К 1972 году Томлинсон и BBN поставили программу SNDMSG в десятке мест, где располагались компьютеры ARPANET. А со временем символ «@» распространился повсюду. Томлинсон, который до сих пор работает в сменившей свое название BBN, не называет свою систему электронной почтой или имейлом. Однако, согласно его утверждению, люди из ARPANET к середине 70-х уже пользовались этим термином.Кто-то указывает на Вана Влека из Массачусетского технологического института, который создал систему отправки электронных сообщений за 10 лет до того, как Томлинсон разработал программу ARPANET, и называют изобретателем электронной почты именно его. Другие указывают на Томлинсона. А есть и третьи, говорящие о 14-летнем подростке из Нью-Джерси. По его словам, это он изобрел термин «e-mail» спустя семь лет после достижения Томлинсона. Но это - споры из области семантики. А мы знаем, что слова приобретают значимость тогда, когда на сцену выходит Ноам Хомский (Noam Chomsky).«По-моему, нет больших разногласий по поводу того, кто, что и когда написал, - сказал Wired Ван Влек. – Спор идет о том, как что называть».

Но сомнений в авторстве знака «@» нет никаких.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Tweet

12:14 31/07/2012

Агрегатор новостей 24СМИ

inosmi.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>