Кто придумал четки


Кто придумал четки?

Вопрос: Кто придумал четки? Некоторые люди утверждают, что четки использовал хазрат Увайс аль Карани. Правильно ли это утверждение? Использовался ли тасбих во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) либо это служение выполнялось пальцами?

Ответ: У нас не имеется сведений о том, что использование тасбиха пошло от Увайс аль Карани. Даже если нет никаких пояснений о том, что во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) использовался инструмент, называемый тасбихом. Из хадиса, переданного Саад ибн Абу Ваккасом в сборнике Тирмизи, понятно, что читаемые вирды (постоянно повторяющиеся дуа) подсчитывались галькой либо косточками (Риядус-Салихин, 1439). В этой связи мы хотим сказать следующее: подсчитывать тасбихи пальцами – величие, а использование инструментов, носящих название тасбих –дозволенное деяние.

 ***

Вопрос: Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передал: «Я видел, как посланник Аллаха считал тасбихи (пальцами правой руки)». Еще Хумайда, дочь Ясира передает от Юсейры, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «вам нужно выполнять тасбихи, тахлили и такдисы. Считайте их пальцами. Потому что они будут спрошены о деяниях владельца. Они будут  подвергнуты допросу (для свидетельства). Не будьте беспечными, вы забудете о милости». Из этих хадисов ясно видно, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подсчитывал тасбихи пальцами и велел своим сподвижникам делать то же самое. Нет ли в использовании четок пренебрежения к этому повелению?

Ответ: Считается более добродетельным подсчитывать произнесенные тасбихаты вручную. Такая особенность понимается из хадиса, переданного от Абдуллы ибн Умара и от последующего хадиса. Если оценивать вопрос с точки зрения «решения передовых мусульман», то результат не может быть иным. А если оценивать вопрос с точки зрения разрешимости использования четок, то изучая научные труды по хадисам, книги, написанные в области тасаввуфа, мы видим, что использование четок допустимо. Даже человек, читающий вирды, если не уверен, что подсчитает правильно и не совершит ошибки, предпочитает использовать четки. Даже великий ученый хазрат Шихаб ибн Хаджар давал подобную фетву. Большинство авлия использовали инструменты, носящие название тасбих. В руках Хазрата Джунайда Багдади увидели тасбих и спросили: «такой человек, как ты, держит в руках четки?» Он ответил: «Я не смогу оставить один из путей, который позволил мне достичь Господа».

Ибн Асакир в своем Тарихе написал: в руках хазрата Абу Муслима Хавлани были четки, и ими он делал вирды. Однажды проснувшись ночью, он увидел, что тасбих крутится в его руке. Он обмотал тасбих на руку, но тасбих продолжал крутиться и от него исходил следующий тасбихат: «Йа мунбитун-набат, йа даимас-сабат!» (О тот, кто взращивает растения и всегда непоколебим). После этого Абу Муслим позвал свою жену и сказал: «Иди сюда, Умм Муслим! Посмотри на это чудо». Когда его жена пришла, тасбих всё еще крутился. Четки остановились только тогда, когда жена села. При большом количестве повторяемых вирдов и когда велика вероятность допущения ошибок, с целью не совершения ошибок является предпочтительным использовать четки. Человек, который перебирает 5-10 тасбихов, может сбиться со счета. Из числа аслафов (мусульманских предшественников) известны такие личности, читаемые вирды, которых достигали десятков тысяч. Мы хотим привести несколько примеров, которые обогатят данную тему:

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) не ложился спать, пока не произносил 12 тысяч тасбихов. Сподвижник Абуд-Дарда (да будет доволен им Аллах) в день произносил 100 тысяч тасбихов. Халил ибн Мадан в течение дня произносил 40 тысяч тасбихов. Принимая во внимание это обстоятельство, обнаруживаются трудности подсчета тасбиха пальцами.

Если бы использование четок было порицаемым действием, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил бы его. Но запрета не было, было только рекомендовано чтение наиболее достойных тасбихатов.

 ***

Вопрос: Использовали ли сахабы тасбихи?

Ответ: Среди сахабов были те, кто использовали вещи, заменяющие тасбих, с помощью которых подсчитывались вирды. Приведем их имена:

1- Передается, что Саад ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) подсчитывал количество вирдов галькой, читая, таким образом, тасбихаты.

2- Абуд-Дарда (да будет доволен им Аллах) собирал косточки фиников в сумочку. После совершения намаза духа, он произносил тасбихи и, вытаскивая по одной косточке из сумки, подсчитывал их. Он продолжал это делать, пока не будут перебраны все косточки.

3- Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) при чтении тасбихов также использовал гальку.

4- Дайлами (рахматуллахи алейхи) в муснаде Фирдавс передает хадис от Али (да будет доволен им Аллах) «Какое прекрасное напоминание тасбих».

5- У Абу Хурайры была веревка, на которой было 2 тысячи узлов. Он не ложился спать, пока не перебирал их в тасбихе.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Кто придумал четки?

Четки (от глагола «считать») на церковно-славянском языке называются «вервицею» (от слав. «вервь» — веревка, шнурок). Первое слово указывает на назначение их, а второе на устройство, поскольку они представляют собой сплетенные или нанизанные на веревку шарики (из дерева, камня, стекла). Концы ее связаны и увенчаны небольшим крестом. Мусульманские четки насчитывают как правило 33 звена и не имеют креста. Согласно преданию, четки впервые ввел преподобный Пахомий Великий (+ 347 г.) для простых монахов, не умевших считать. Для исполнения монашеского правила, предусматривающего сотни кратких молитв и поклонов, они оказались очень удобными. Ум, освобожденный от необходимости вести счет, получает большую возможность для внимательной молитвы. С этим связана всеобщая распространенность их среди монашествующих.

Вручаются они при монашеском пострижении и потому ношение их на руке является делом обычным и естественным. Не принадлежащему к монашескому званию надо пользоваться ими келейно, чтобы не питать свое тщеславие.

Четки являются напоминанием монаху об обязанности непрестанно творить молитву.

Существуют также так называемые лестовки (от слова «лестница»): лента с соединенными концами, поверхность которого разделена на передвижки, ступени и так назвывамые бабочки. Лестовка как и четки служит для счета молитв и поклонов. Она символически указывает на необходимость постоянного молитвенного восхождения по ступеням лестницы.

о. Афанасий Гумеров

dishupravoslaviem.ru

Чётки — история возникновения и виды

Чётки – определённое количество бусин или же зёрен, нанизанных на обичний шнур или ленту, концы которой замыкаются в кольцо. Зёрна  изготавливаются из кипариса, можжевельника и других пород дерева, в изготовлении могут использоваться драгоценные камни:  жемчуг, коралли, керамика, кости,  а также в качестве материала могут выступать  твёрдые семена некоторых растений: лотоса, дерева бодхи. Некоторые религии допускали изготовление чёток из человеческого черепа или предписывали «стилизацию» формы бусинок под череп. Самые древние в мире чётки были найдены в Индии и датируются 2 тысячелетием до нашей эры.

Рассматривая их, нельзя не остановиться на их роли. Прежде всего они служили для счёта количества прочитанных молитв, поклонов и других ритуальных действий. При этом на ных был специальный счётчик – некая метка – который передвигался на 1 бусину (зерно), если человек прочитывал столько молитв, сколько зёрен на чётках. В медитативных практиках перебирание бусин помогало задать определённый ритм и поддерживать его, перебирая зёрна чёток.

Считалось, что чётки помогают сохранить внимание молящегося и концентрацию: каждое звено возвращает к молитве. Их наделяли и символическим значением: некое напоминание о цикличности жизни и бесконечности силы бога. Сегодня, помимо прямого назначения, многие используют их как своеобразное украшение.

Особый вид чёток, не связанный с религиозными функциями, существует в тюремном мире. Это несколько прямоугольных пластинок (от 8 до 13 штук), не соединённые в кольцо и перекидывающиеся между пальцев – змейка или «болтуха».

История возникновения и виды чёток различны в каждой из основных мировых религий, поэтому целесообразнее говорить о их значении и роли в каждой конкретной религии.

1) «Буддийские» чётки - имеют 108 зёрен (бусин), после 36 и 72 идут разделители-привески или сами 36-я и 72-я бусины должны по форме отличаться от остальных. В тантрическом буддизме шнур для чёток состоит из 5 нитей разного цвета, символизирующих пять элементов: пространство, воздух, воду, землю, огонь (в некоторых источниках утверждается, что это степени просветления на пути к истине), а сами бусинки делаются из костей яка. Шнур замыкается в круг и его концы фиксируются особо крупной жемчужиной – знаком Будды. Также могут быть чётки меньшего размера – 54, 27, 21 или 18 зёрен (узелков). Их предназначение — для чтения мантр. Если человек произносит 10 раз по 108 мантр, счётчик передвигается на 1 зерно вперёд от центрального.

2) В «христианстве» — первые чётки появляются в 4 веке н.э., насчитывают 33 зерна — по количеству лет земной жизни Иисуса и берут своё начало от палестинцев. Постепенно использование четок тесно входит в религиозные обряды, а с 11-12 века появляются даже иконы с изображением святых с чётками в руках.

Первые чётки на Руси представляли собой верёвку с навязанными узлами и назывались «вервица». Со временем увеличивается количество бусин – 100, к ним добавляется ещё 3 от узла, которым завязывались концы ленты, и крепилась кисточка. Есть чётки в 20,30,40,50, 120 и даже 150 зерён, это зависит от их назначения. Особый вид – перстные, они носятся на пальце, в них 10 зёрен и по ним читаются краткие молитвы.

3) «Католические» чётки - называются розарий («венец веры» из роз), состоят из 50 бусин и разделены на 5 декад. У францисканцев розарий состоял из семи декад (70 бусин) в честь семи радостей Девы Марии. А баски сделали розарий в виде кольца, которое носилось на пальце и состояло из креста и десяти зёрен.

При постриге их вручались монаху как «духовный меч», в средние века ношение их приветствовалось и у мирян. В последние годы церковь считает чётки атрибутом церковнослужителей.

4) В «мусульманстве» — различают два вида: круглые и плоские (перекидные) – нанизывают квадратики или прямоугольники. Количество бусин в больших чётках всегда постоянно – 99. Считается, что именно столько «имен» (характеристик, эпитетов) у Аллаха: творец, создатель, великий, мудрый и т.д. В малых чётках может быть 33 или только 11 бусинок. В традиционных «мусульманских» чётках после каждых 11 зерен идёт специальная перемычка (например, плоский кружок). Такое деление обусловлено тем, что мусульманская молитва состоит из 11 обязательных частей.

Анализируя историю, следует напомнить о способах их ношения. Сегодня, помимо прямого назначения, многие используют чётки как своеобразное украшение. Длинные чётки носят на шее, короткие – на запястье. Многие уверены, что, выполненные из особого материала, помимо основной роли – оберега, могут защитить от некоторых болезней.

partka.com

Кто придумал четки?

Вопрос: Кто придумал четки? Некоторые люди утверждают, что четки использовал хазрат Увайс аль Карани. Правильно ли это утверждение? Использовался ли тасбих во время посланника Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) либо это служение выполнялось пальцами? Ответ: У нас не имеется сведений о том, что использование тасбиха пошло от Увайс аль Карани. Даже если нет никаких пояснений о том, что во время посланника Аллаhа (да благословит его Аллаhи приветствует) использовался инструмент, называемый тасбихом. Из хадиса, переданного Саад ибн Абу Ваккасом в сборнике Тирмизи, понятно, что читаемые вирды (постоянно повторяющиеся дуа) подсчитывались галькой либо косточками (Риядус-Салихин, 1439). В этой связи мы хотим сказать следующее: подсчитывать тасбихи пальцами – величие, а использование инструментов, носящих название тасбих –дозволенное деяние. *** Вопрос: Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллаh) передал: «Я видел, как посланник Аллаha считал тасбихи (пальцами правой руки)». Еще Хумайда, дочь Ясира передает от Юсейры, что Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «вам нужно выполнять тасбихи, тахлили и такдисы. Считайте их пальцами. Потому что они будут спрошены о деяниях владельца. Они будут подвергнуты допросу (для свидетельства). Не будьте беспечными, вы забудете о милости». Из этих хадисов ясно видно, что посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) подсчитывал тасбихи пальцами и велел своим сподвижникам делать то же самое. Нет ли в использовании четок пренебрежения к этому повелению?

Ответ: Считается более добродетельным подсчитывать произнесенные тасбихаты вручную. Такая особенность понимается из хадиса, переданного от Абдуллы ибн Умара и от последующего хадиса. Если оценивать вопрос с точки зрения «решения передовых мусульман», то результат не может быть иным. А если оценивать вопрос с точки зрения разрешимости использования четок, то изучая научные труды по хадисам, книги, написанные в области тасаввуфа, мы видим, что использование четок допустимо. Даже человек, читающий вирды, если не уверен, что подсчитает правильно и не совершит ошибки, предпочитает использовать четки. Даже великий ученый хазрат Шихаб ибн Хаджар давал подобную фетву. Большинство авлия использовали инструменты, носящие название тасбих. В руках Хазрата Джунайда Багдади увидели тасбих и спросили: «такой человек, как ты, держит в руках четки?» Он ответил: «Я не смогу оставить один из путей, который позволил мне достичь Господа».

Ибн Асакир в своем Тарихе написал: в руках хазрата Абу Муслима Хавлани были четки, и ими он делал вирды. Однажды проснувшись ночью, он увидел, что тасбих крутится в его руке. Он обмотал тасбих на руку, но тасбих продолжал крутиться и от него исходил следующий тасбихат: «Йа мунбитун-набат, йа даимас-сабат!» (О тот, кто взращивает растения и всегда непоколебим). После этого Абу Муслим позвал свою жену и сказал: «Иди сюда, Умм Муслим! Посмотри на это чудо». Когда его жена пришла, тасбих всё еще крутился. Четки остановились только тогда, когда жена села. При большом количестве повторяемых вирдов и когда велика вероятность допущения ошибок, с целью не совершения ошибок является предпочтительным использовать четки. Человек, который перебирает 5-10 тасбихов, может сбиться со счета. Из числа аслафов (мусульманских предшественников) известны такие личности, читаемые вирды, которых достигали десятков тысяч. Мы хотим привести несколько примеров, которые обогатят данную тему: Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаh) не ложился спать, пока не произносил 12 тысяч тасбихов. Сподвижник Абуд-Дарда (да будет доволен им Аллаh) в день произносил 100 тысяч тасбихов. Халил ибн Мадан в течение дня произносил 40 тысяч тасбихов. Принимая во внимание это обстоятельство, обнаруживаются трудности подсчета тасбиха пальцами. Если бы использование четок было порицаемым действием, посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) запретил бы его. Но запрета не было, было только рекомендовано чтение наиболее достойных тасбихатов.

***

Вопрос: Использовали ли сахабы тасбихи?

Ответ: Среди сахабов были те, кто использовали вещи, заменяющие тасбих, с помощью которых подсчитывались вирды. Приведем их имена: 1- Передается, что Саад ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) подсчитывал количество вирдов галькой, читая, таким образом, тасбихаты. 2- Абуд-Дарда (да будет доволен им Аллаh) собирал косточки фиников в сумочку. После совершения намаза духа, он произносил тасбихи и, вытаскивая по одной косточке из сумки, подсчитывал их. Он продолжал это делать, пока не будут перебраны все косточки. 3- Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллаh) при чтении тасбихов также использовал гальку. 4- Дайлами (рахматуллахи алейхи) в муснаде Фирдавс передает хадис от Али (да будет доволен им Аллаh) «Какое прекрасное напоминание тасбих».

5- У Абу Хурайры была веревка, на которой было 2 тысячи узлов. Он не ложился спать, пока не перебирал их в тасбихе.

comments powered by HyperComments

islam-news.info


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>