Кто придумал брак между мужчиной и женщиной


Мир Женщины | Психология отношений

Было приблизительно так. Когда-то давным давно, когда в пещерах жили наши предки и на завтрак ловили себе ящериц, такого понятия, как  брак не существовало в принципе.

Жизнь была не сахар: супермаркетов не было, медицина была на уровне шамана, да и ЖКХ еще не работало. Так что приходилось много бегать за мамонтами, чтобы достать еду, в пещерах терпеть холод и ветер, а от звуков бубна лихорадка проходила не всегда.  Поэтому каждый из наших предков едва доживал до 30. Человечество вымирало.

Встал вопрос ребром — как получить большее потомство, чтобы не исчезнуть с лица Земли совсем. Придумали так: каждая женщина племени должна принадлежать любому мужчине по первому требованию. Мужчина тоже не зацикливается на одной и, нравится ему это или нет, удостаивает вниманием любую свободную от родов соплеменницу.

Процесс пошел, но возникла еще одна проблема — все появившиеся дети стали дальними или близкими братьями и сестрами, а это, как известно, плохо влияет на дальнейшее развитие  генофонда. Чтобы разбавить кровь пришлось приглашать гостей из дружественных племен и дарить им на ночь своих женщин.

Время шло. Дубинки сменялись стрелами с каменными наконечниками. Каждый здоровый мужчина мог накопить какую-никакую собственность из своих трофеев: перья, шкуры и бивни,  и стал подумывать, кому все это богатство завещать. Логично было отдать все своему наследнику, но как  узнать — кто из этой многочисленной полуголой ребятни свой?

Поскольку генетическая экспертиза тоже пока еще не существовала, приходилось полагаться только на верность женщины. Но как? — если она не далее, как вчера ночевала под шкурой у другого соплеменника.

Все! — решил мужик — Надо с этим кончать! Пусть эта  женщина будет жить только в моей пещере и спать только под моей шкурой! Тогда уж точно наследник будет только мой.

Женщина, кстати говоря тоже была не против — это давало ей шанс к более качественной и защищенной жизни, и позволяло  устроить неплохое будущее своим детям.

Общественность не возражала тоже, поскольку такое положение вещей исключало родственные кровосмешения и только укрепляло род.

Сначала браки регистрировал жрец, а вскоре построили ЗАГСы, изобрели брачные договора, кольца, машины и куклу на нее. Вот так мы и живем по сей день.

И пока менять что-либо в этой системе никто не хочет. Мужчина получает в браке должный уход и законных наследников. Женщина — некоторую стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

Но, поскольку отпала необходимость ежедневно бороться за существование: звери с клыками сидят в зоопарках, а наши пещеры светлые и теплые, женщина обрела заметную уверенность и самостоятельность. Она не нуждается в каком попало защитнике, она может выбирать мужчину, полагаясь на свои чувства, веление сердца и души.

«Браки заключаются на небесах» — так говорит народная мудрость. То есть, по  каким-то неведомым нам космическим законам, две души сливаются в одну и становятся родственными.

В браке появилось что-то новое — любовь, забота, понимание, сочувствие и желание быть вместе. Появился секс не только ради зачатия потомства, но ради удовольствия, желания быть как можно ближе друг к другу, раствориться в любимом человеке и отдать ему частичку своей души.

Но залогом счастливой семейной жизни по прежнему остается супружеская верность. Она, как цемент скрепляет отношения, не давая им развалиться при любых житейских передрягах. Будьте верны своим любимым!

Понятно и просто рассказывает нам о позиции церкви относительно секса ради удовольствия и почему некоторые люди испытывают чувство вины за проявления своей сексуальности, рассказывает психолог, кандидат богословия И. А. Поляков:

.

mir-zenshin.ru

Жили же люди: Почему «традиционный» брак — это миф

мы всё время слышим о том, что традиционный брак рушится, а гомосексуальные и полиаморные отношения ломают институт семьи и его многовековую традицию. Проблема в том, что никакого «традиционного брака» не существует: брак в разные времена и у разных народов зависел от культурных установок и условий жизни, да и включал в себя довольно широкий набор возможностей.

Что говорить, если где-то для брака не обязательно было оставаться живым. Например, в Китае до сих пор существует традиция посмертного брака: раньше церемонии проводили для двух мертвецов, чтобы люди не оставались одинокими в загробной жизни, а со временем появилась практика женить живого человека и мертвеца. Даже привычный гетеросексуальный брак в реальности был далеко не таким, как мы его себе представляем. Разбираемся в мифах, которые окружают семейные отношения, брачный стандарт и правила хорошего супружеского тона. 

Мы привыкли считать любовь единственной (или по крайней мере единственной социально одобряемой) причиной для вступления в брак, но так было далеко не всегда. Конечно, романтическая любовь существовала во все времена, но очень часто считалось, что она несовместима с браком: в сам брак вкладывали слишком много смыслов и функций, чтобы двое влюблённых могли принимать решение самостоятельно.

«Чем больше я изучаю брак, тем больше я убеждена, что он не имел ничего общего с отношениями между мужчиной и женщиной. Брак придумали, чтобы иметь возможность заполучить новых родственников», — говорит Стефани Кунц, исследовательница и автор нескольких книг об истории семьи и брака. Браки действительно преследовали самые разные цели: они были нужны, чтобы заключать стратегические союзы и перемирия, поддерживать благосостояние семьи, получать землю и другую собственность — любовь могла возникнуть и в браке, но она была не причиной, а скорее следствием. Вспомните Антония и Клеопатру, которых считают одной из величайших любовных историй прошлого — их брак был важен ещё и со стратегической точки зрения. По прозаичным причинам часто женились и представители более бедных слоёв населения, например, чтобы в семье стало больше рабочих рук. На Руси в допетровскую эпоху браки были в основном договорными: о браке договаривались родственники — чаще всего родители пары, иногда родители невесты и жених. По словам исследовательницы Натальи Пушкарёвой, даже в семнадцатом веке девушкам не разрешалось самостоятельно знакомиться и договариваться о браке. Не последнюю роль играли и экономические причины — к мезальянсам относились негативно.

О браке на Руси договаривались родственники — чаще всего родители пары, иногда родители невесты и жених

Брак по любви, каким мы привыкли его воспринимать, начал появляться только к концу восемнадцатого века. Например, в Великобритании любовь стала основой для брака во времена королевы Виктории — с ростом влияния среднего класса традиционные социально-экономические причины для брака стали уходить на второй план.

При этом женщина в браке оказывалась в более уязвимом положении, так как экономически и юридически зависела от мужа: и если мужчина мог просто жениться по любви, то женщине надо было не только полюбить избранника, но и найти того, кто сможет её обеспечивать. Например, до середины девятнадцатого века американки не могли владеть собственностью: даже если женщина работала, её доходы целиком принадлежали мужу, который, в свою очередь, был обязан её содержать.

По мнению всё той же Стефани Кунц, любовь сделала брак более приятным и комфортным — но одновременно с этим сделала институт брака менее устойчивым, потому что в нём оказались замешаны человеческие чувства.

Ещё один из принципов брака, который мы считаем нерушимым, — моногамия. В реальности всё сложнее. Многожёнство, например, самая часто упоминаемая форма брака в Пятикнижии — первых пяти книгах Библии. Полигиния встречалась в Древнем Египте, Месопотамии, Иране, Индии и не только. Правда, важно учитывать, что содержать нескольких жён с детьми себе мог позволить далеко не каждый. В других странах могли быть более сложные модели. Например, в Греции был разрешён только моногамный брак, так как законнорождённым считался только ребёнок, появившийся на свет в браке, — правда, это не мешало мужчинам заниматься сексом и вступать в связи с рабынями. Аналогичным образом обстояли дела в Древнем Риме.

Существуют понятия левирата (обычай, по которому вдова после смерти мужа должна вступить в брак с его ближайшими родственниками) и сорората (более редкий обычай, по которому вдовец вступает в брак с сёстрами покойной жены).

В Гималаях несколько братьев традиционно женились на одной невесте, чтобы сохранить за собой свою землю

Этим традициям можно найти исторические и культурные объяснения: например, традиция жениться на вдовах означала, что о детях, оставшихся без отца, будет кому позаботиться; ситуация, когда вдовец женится на сестре жены, могла помочь, если мужчина — последний в своём роду и у него нет потомства.

Многомужество, или полиандрия, распространено меньше, но тоже встречалось. Например, в индуистских и буддистских общинах в Гималаях несколько братьев традиционно женились на одной невесте, чтобы сохранять за собой свою землю, — этот обычай даже сохранился до двадцатого века, но постепенно сошёл на нет.

О том, что многожёнство встречается и сейчас, все и так знают — оно распространено, например, в мусульманских обществах и среди мормонов, а также законно в ЮАР при соблюдении определённых условий — у нынешнего президента страны Джейкоба Зумы четыре жены, а всего он был женат шесть раз. Где-то, как в Чечне или Мьянме, многожёнство не разрешено, но за исполнением закона следят нестрого.

Один из самых частых аргументов противников однополых браков — то, что они якобы «противоестественны». На самом деле однополые союзы существовали на протяжении истории в разных культурах. Чаще всего в этих случаях вспоминают Древнюю Грецию и Рим — известно, что римский император Нерон дважды публично вступал в брак с мужчиной (правда, здесь стоит оговориться: своего второго мужа — юношу по имени Спор — он попытался сделать своей «женой» и даже кастрировал его). Кроме того, гомосексуальные отношения не осуждались в Древнем Китае, Египте и Месопотамии.

У коренных американцев существовало понятие «людей с двумя душами», или бердашей, — говоря современным языком, их можно назвать трансгендерными людьми. Бердаши вступали в отношения с людьми обоих полов — хотя к ним сложно применять современные представления о сексуальности и гендерной идентичности.

Ещё один пример, который любят приводить, рассуждая об однополых браках, — существовавший в некоторых христианских традициях обряд адельфопоэзиса (буквально «братотворение», то есть побратимство), когда двое мужчин объединялись в духовный платонический союз — и это несмотря на то, что христианская церковь традиционно осуждала однополые союзы.

Считается, что в современном мире брак помогает в первую очередь в решении юридических вопросов: если для отношений не важно, жената пара или нет, то с юридическими вопросами вроде упрощённого получения гражданства может помочь только официальная регистрация. Тем не менее брак долго не был юридической конструкцией: хотя государство и церковь в разных странах пытались взять семейную жизнь под свой контроль, люди долгое время не оформляли свои отношения. Даже в двенадцатом веке в Великобритании для того, чтобы пожениться, паре не нужны были церемония, священник или свидетели — жениху и невесте достаточно было обменяться клятвами. Официальная церемония и священник появились на несколько веков позже.

Исследовательница Наталья Пушкарёва отмечает, что на Руси брак считался в первую очередь гражданской сделкой, которую просто благословляет церковь. Отсюда и другая иерархия церемоний: венчание без свадьбы не считалось общественно признанным, зато свадебный пир без венчания был верным признаком начала семейной жизни.

В США неформальное отношение к браку сохранялось даже в девятнадцатом веке: власти штатов уважали право пар на частную жизнь — считалось, что если мужчина и женщина живут вместе, то они наверняка женаты. Так что популярность незарегистрированного, или гражданского (как его называют в быту), брака в наше время — в некотором смысле возврат к традициям.

Мы привыкли считать развод современным изобретением, но это не так: желание людей расстаться друг с другом существует так же долго, как и сама любовь. И даже там, где разводы были запрещены или жёстко порицались, люди не желавшие оставаться в отношениях, находили лазейку. Самый яркий пример — Генрих VIII, личную жизнь которого описывают фразой-мнемоником «развёлся — казнил — умерла, развёлся — казнил — пережила». Генриху дважды удалось добиться аннуляции брака, а его действия считают одной из причин перехода Англии от католичества к протестанству.

И в Великобритании, и в США разводы стали доступны в девятнадцатом веке. Правда, для того чтобы развестись, нужны были веские причины вроде жестокого обращения или измены, которые ещё нужно было доказать; кроме того, в Великобритании позволить себе развод мог далеко не каждый. 

Обряд адельфопоэзиса, буквально «братотворения», то есть побратимства, предполагал, что двое мужчин объединялись в духовный платонический союз

Сложно судить, насколько были распространены разводы на Руси в допетровскую эпоху, но они точно существовали. Церковь не одобряла повторные браки, но многие женщины выходили замуж несколько раз — и принимали решения об этом самостоятельно. Законы некоторых земель, например, позволяли повторный брак, если у пары не было детей. И муж, и жена на Руси могли расторгнуть брак; основной причиной для этого считали прелюбодеяние. Правда, здесь проявлялось неравенство между мужчинами и женщинами: если для мужчины прелюбодеянием считались долгие отношения на стороне или дети от другой женщины, то прелюбодеянием для женщины становилась и однократная связь вне брака.

К восемнадцатому веку разводы стали более распространёнными, хотя и оставались достаточно редкими, особенно в привилегированном сословии. Иногда супруги из крестьянского сословия даже не обращались за разводной грамотой к священнику, а просто договаривались между собой и обменивались письмами о том, что они не имеют друг к другу претензий, — правда, церковь эти действия не одобряла.

Фотографии: Wikimedia Commons, Library of Congress/ Harris & Ewing Collection, Library of Congress/ Montana Folklife Survey Collection, Library of Congress/ Montana Folklife Survey Collection 

www.wonderzine.com

Глава 1 Кто придумал семью и брак?

Глава 1 Кто придумал семью и брак?

Когда ко мне приходит невеста, первый вопрос, который я задаю:

– Замуж хочешь?

– Конечно! – отвечает она.

– А зачем? – продолжаю я.

– Хочу семью, – как правило, недоуменно глядя на меня, отвечает клиентка.

– Ты сирота? – продолжаю я.

– Нет! У меня есть родители, братья и сестры, – отвечает клиентка.

– Тогда у тебя уже есть семья, – продолжаю я.

– Не понимаю, о чем вы говорите? – обижается клиентка.

– Тогда давай разбираться, чего же мы все-таки хотим.

Итак. Для начала определимся в терминологии. Замечу, что большинство проблем из-за этого и возникает. Дело в том, что есть, например, слово «семья», а если заглянуть в толковый словарь, то выяснится, что оно будет иметь несколько значений. Так и в нашем случае. Термины «брак» и «семья» в реальности тесно взаимосвязаны. Но мало кто знает, что «брак» и «семья» – это не тождественные, а скорее пересекающие понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак – без семьи.

Для лучшего понимания давайте определимся с терминами «брак» и «семья» и их смысловой нагрузкой.

Брак  – это форма отношений между мужчиной и женщиной, которая исторически сложилась в обществе, и именно общество установило права и обязанности по отношению друг к другу мужа и жены, а также к детям, их потомству.

Или, другими словами, брак – это средство, причем традиционное, формирования семьи, которое вы создаете не только для себя, но и для общества. И общество, по сути, юридически регламентирует эту форму отношений, заботясь о ее сохранении, так как от этого зависит его развитие и благосостояние.

А, Семья́  – это организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны разными обязательствами: брачными, родительскими или родственными. Это ваши родители, братья, сестры, свекрови, тещи, зятья, золовки, шурины, и т. д. Чтобы не возникло путаницы, предлагаю выявить основные признаки семьи. Это:

1) брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами;

2) совместное проживание в одном помещении;

3) общий семейный бюджет.

Как видим, юридическая сторона тут не выступает непременным условием. После такого объяснения моей клиентке и вам должно быть понятно, что «брак» и «семья» – хоть и пересекающиеся понятия, но все-таки разные.

Я начала главу с этого примера не случайно. За более чем 15 лет работы свахой видела-перевидела много всего, и из области запредельного. Все мы знаем, что мысль имеет свойство материализоваться. У меня есть тест, где надо подробно описать, какого мужчину хочет встретить женщина. Одна моя клиентка рассказала такую историю. Заполнила тест, а через небольшой промежуток времени познакомилась с Мужчиной своей мечты. В нем было все, о чем мечтала клиентка: образованный, успешный, состоятельный, красивый и т. д. и т. п. Но каково было ее разочарование, когда, влюбившись в него, она узнала, что он женат. В отчаянии посмотрев свой список, она не обнаружила самого важного критерия или требования к мужчине, который забыла написать. Он должен был быть свободным. Так и в нашем случае. Женщина хочет семью, она ее может получить. Например, мужчина окажется ее сводным братом. Поэтому на вопрос: «Зачем замуж?» – надо ответить так: «Хочу встретить мужчину, с которым мы зарегистрируем наши отношения, то есть создадим брачные отношения, и эта ячейка общества станет частью нашей большой семьи».

Вы скажете:

– Зачем такие сложности? И так понятно!

– Нет! – отвечу я с позиции опыта.

Особо надо обратить внимание на формулировку «зарегистрируем отношения» – это очень важно!

Я докажу это дальнейшими рассуждениями.

Поэтому, дорогие читательницы, сейчас я проведу небольшой ликбез. Кто не знает этого слова, даю подсказку.

Ликбез (Ликвидация безграмотности) – обучение неподготовленной аудитории базовым понятиям какой-либо науки, процесса или явления. Он поможет вам разобраться в вопросе, что же за форму отношений вы хотите создать с мужчиной? Дело в том, что с тех времен мало что изменилось. И как сказала моя подруга Лида Сербская: «Ген пальцем не размажешь». И живем мы все по тем же программам, которые создали для нас наши предки. Вот они.

И первое, что надо выяснить: как создавалась форма отношений между мужчиной и женщиной, которую назовут браком?

В глубочайшей древности наши предки объединялись в группы, которые впоследствии назовут семьей, по принципу выживания. В это время в половое отношение могли вступать друг с другом все члены стада данного рода, то есть кровные родственники: братья с сестрами, родители со своими детьми и т. д., то есть каждая женщина данного стада могла принадлежать мужчине этого стада и наоборот, каждый мужчина – каждой женщине. Из-за этого довольно часто стали возникать конфликты на сексуальной почве, которые угрожали самому существованию данного рода. Поэтому общество, скорее всего это были старейшины данного рода, были вынуждены ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Решение было простым: ввести половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми данного рода. Для этого были придуманы обряды, обычаи и традиции, которые регулировали отношения, и стали неписаными законами жизни. А нарушители этих запретов карались жесточайшим образом. Как правило, это были мужчины.

Для мужчины на всякое «нельзя» есть свое «хочу». Если мужчину лишали возможности вступать в связи с женщинами своего рода, он находил выход. Вступал в случайные связи с женщинами другого рода, так зародился «первый адюльтер». Это был первый бунт человеческого организма (похоти) против попыток установления диктата социальности над ним. Самое интересное – такой запрет породил новые связи между людьми. И именно «первый адюльтер» показал биологические преимущества данного вида связи. От таких отношений дети рождались более жизнеспособными и жизнестойкими. Что послужило основанием создания первой формы подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами – то, что мы ныне называем браком.

И если наши предки смогли обуздать свои инстинкты и как-то упорядочить свои половые отношения, то с материальной составляющей этих отношений дела обстояли не так успешно.

В то время все хозяйство, продукты питания, предметы первой необходимости по-прежнему закреплялись за родом. То есть «супруги» работали и жили отдельно друг от друга – такой своеобразный «первый гостевой брак». Вместе они осуществляли только деторождение. И поскольку отцовство в таких условиях было установить трудно, то есть практически невозможно, то родство считалось по материнской линии. Дети, рожденные данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала она. В силу этого если мужчина приносил детям своей женщины и ей самой в подарок часть добытой им на охоте пищи (первая придуманная форма алиментов), то эта часть фактически изымалась им из имущества рода, к которому принадлежал сам мужчина. Другими словами, данный «алиментщик» создавал благоприятные условия жизни для женщины и детей чужого рода, но лишал этих условий свой род, в том числе детей своих сестер. Вот почему так болезненны алименты, родовая память.

Я думаю, что именно эта несправедливость позволила мужчине пересмотреть свое отношение к этому вопросу. Правда, произошло это не так быстро. С возникновением земледелия, с ростом производительности труда у мужчин постепенно создавались условия и возможности самостоятельно содержать и кормить своих детей. Вот и получается, что именно женщина из обезьяны сделала мужчину. Создала мотив для работы. Это так, лирическое отступление. Вернемся к нашей истории.

Постепенно «гостевой брак» перешел в супружескую пару. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали вести общее хозяйство.

Но за мужчиной оставалось право защищать свое семейство и добывать пищу и поэтому считаться собственником семьи, ее имущества, в том числе и имущества, ранее принадлежавшего жене. С этого момента муж стал выступать в качестве кормильца. Правда, положение женщины при этом резко ухудшилось, она превратилась фактически в бесправную домашнюю рабыню. Мужчина теперь был крайне заинтересован в том, чтобы дети его жены были именно его детьми. Отсюда появились законы, требующие сохранять девственность до вступления в брак и хранить верность мужу. Измена супруги стала рассматриваться как тяжкий грех, и за подобные поступки церковь позволяла расторгнуть брак.

Теперь мужчина мог спать спокойно. Так как именно эта форма отношений давала ему гарантию, что воспитывает и кормит он своих детей, передает наследство прямым наследникам. Так со спокойствием к мужчине пришла и ответственность. И именно с этой ответственностью пришла власть. И появилась новая форма отношений – моногамия. Женщина, став женой, уходила на жительство в семью мужа и вместе с детьми попадала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века.

Правда, справедливости ради нужно сказать, что не всех женщин устраивало такое положение в браке. Диктатура всегда порождает сопротивление – и в итоге революция. Вернуть равенство женщине помог прогресс. Вот тут мужчины проглядели эту ситуацию и сейчас за нее расплачиваются, потому что недооценили женскую бесконтрольность. Женская власть подобна неуправляемой стихии, которая сметает все на своем пути.

Как только женщина была втянута в процесс материального производства, она фактически перестала быть иждивенкой мужа, что делало ее экономически равноправной с мужем, и брак при этих условиях становился более равноправным для обоих. В последнее время такой брак, независимо от социального строя, находит все большее распространение у всего человечества, во всех слоях населения. Но добившись равноправия, женщина столкнулась с другой проблемой. Как говорится: «За что боролись, на то и напоролись». Мужчина стал терять статус КОРМИЛЬЦА. Наши мужчины из мужчин превратились в «молодых людей», даже появился новый тип – метросексуалы. Для тех, кто не знает, кто это, объясняю.

Метросексуалы – отдельное сословие мужчин традиционной ориентации (слава Богу!), которые живут в мегаполисе и уделяют внимание женским сторонам своего характера. Они следят за своим телом, занимаются йогой, носят украшения, любят ходить в оперу и по магазинам, а также менять духи. Они отличают Гуччи от Прада, регулярно делают маникюр и укладывают волосы. Их стиль и манеры изысканны и оригинальны.

Метросексуальность связана с целым рядом факторов, среди которых размывание социальных ролей и процветающая потребительская культура. Согласно некоторым исследованиям, метросексуалом является каждый пятый мужчина, проживающий в крупном столичном городе.

Уж не знаю, хороший ли кормилец метросексуал или нет? Но хороших «купцов» на моем рынке поубавилось. А одиноких женщин, которых не выбирают эти самые «купцы», прибавилось. Выход один. Необходимо навести «порядок» в отношениях. А раз за отношения отвечает женщина (об этом я писала не в одной своей книге), то делать это придется нам, женщинам, не без участия, конечно, мужчин.

Но мы отвлеклись от темы.

Вернемся к понятиям «брак» и «семья». К сожалению, особенно молодежь пренебрежительно относится к официальной регистрации, то есть к «штампу в паспорте», считая его не важным. Но как мы уже выяснили, брак предлагает общество, а семью строим сами. Кстати, и разрушаем тоже.

Семейный кодекс Российской Федерации «О защите семейных прав» прописан по отношению только к официальному браку, то есть к отношениям со штампом. Вот и получается: если хотите защитить себя, свои отношения и будущих детей, то штамп нужен. Не хотите – расхлебывайте последствия сами. Какие последствия сожительства я имею в виду, об этом поговорим в отдельной главе.

В качестве последнего аргумента за официальный брак может являться тот факт, что согласно каждой переписи населения в нашей стране число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. И это не означает существования многоженства. Просто, по-видимому, одно и то же явление, как фактический брак, мужчины и женщины расценивают по-разному. Женщины такую форму отношений, как сожительство, объявляют «настоящим», равным юридическому браку, а мужчины считают его безбрачием. Значит, мужчина принимает ответственность и берет на себя обязательства главы семейства только в случае, если его женщина является официальной женой.

Надеюсь, что я вас убедила.

librolife.ru

История брака

История брака насчитывает несколько тысячелетий. Длительное время базовой моделью отношений мужчины и женщины является брачный союз. Но все течет, все меняется. На протяжении веков считалось, что основное в браке - долг. Гуманистические идеи произвели революцию, и история брака направилась в другое русло, и основой брака стала считаться взаимная любовь.

Историки считают, что история брака началась более четырех тысяч лет назад. В условиях первобытного строя постоянные брачные отношения были крайне редкими. Семьи включали в себя группы из нескольких десятков человек - небольшого количества мужчин и гораздо большего числа общих женщин и детей. Но с развитием общества людям потребовалась более стабильная структура взаимоотношений полов. Первая подтвержденная церемония бракосочетания между одним мужчиной и одной женщиной была отмечена в Месопотамии.

После этого история брака стала инструментом обеспечения экономической, политической и половой иерархии. В большинстве обществ древности считалось, что люди не должны свободно выбирать своих муже и жен, в частности, на таком шатком основании, как любовь. Главной функцией брака был не грамотный выбор партнера для сожительства и любви, а правильный выбор родни по линии супруга или супруги.

Родители жениха и невесты имели за собой законное право устраивать женитьбу своих детей, а иногда и расторгать браки, заключенные без их благословения. Внебрачные дети не имели никаких юридических прав по отношению к семьям родителей, что также являлось одной из причин укоренения прочного института брака, как главной движущей силы в продолжении рода.

Даже законные жены и дети были лишены многих элементов правовой защиты. Разумеется, и в прошлом многим людям удавалось создать семьи «по любви», но это было скорее счастливым стечением обстоятельств.

История брака стала трансформироваться в связи с широким распространением просветительских идей, заставившим старшее поколение и государство усомниться в праве диктовать условия молодым. Общественным идеалом стал свободный выбор партнера, основанный на любви и совместимости характеров, и к началу XIX века критерием успешности брака стала забота его участников друг о друге и о детях. Новые идеи побудили многие страны облегчить процедуру развода, но и породили ряд проблем и вопросов. И главный среди них - что будет побуждать людей жить вместе после того, как любовь сойдет на нет.

Моралисты забеспокоились. Правда их в чем-то была. Количество разводов неуклонно росло. Но все-таки консервативное отношение к институту брака, когда главой и хозяином в семье считается муж, а женщине отводится подчиненная роль, сохранилось вплоть до семидесятых годов XX века. Так, еще в 1950-х годах наилучший шанс на прочный брак женщинам давало замужество с мужчинами, твердо верившими в идеал «мужа-кормильца семьи». И женщине, желавшей удачно выйти замуж, зачастую приходилось отказаться от попыток получить диплом об окончании университета или сделать карьеру.

Но к 70-м гг. 19 столетия ситуация стала меняться, так как менялась жизнь, менялись экономические, а вместе с ними и социальные условия. И многие мужчины уже не могли в полной мере осуществлять функции мужа-кормильца.

Женщины стали экономически самостоятельными, кроме того, была упразднена правовая дискриминация незаконнорожденных детей, современные условия жизни в значительной степени облегчили быт одиноких людей - как мужчин, так и женщин. В совокупности все это создало ситуацию, в которой социальная значимость брака коренным и необратимым образом уменьшилась.

www.raut.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>