Кто первым пересек антарктиду


Кто-нибудь пересекал Антарктиду?

Да. Первым Антарктиду пересек британец Вивиан Эдмунд Фукс со своей командой в 1958 году. Помогал им, прокладывая часть маршрута навстречу новозеландец Эдмунд Хилари, тот самый, который за пять лет до этого первым покорил Эверест. Даже статья в википедии есть: ru.wikipedia.org Интересное об английском языке На каком языке думают билингвы?Почему в экстренных ситуациях по-английски кричат не SOS, а MayDay, и что это значит?Почему так мало людей после окончания школы хорошо знают английский язык?Спросите экспертов об английском языке

Следующими были британцы Файнс, Шепард и Бертон в 1980, в рамках Трансглобальной экспедиции. Они стартовали из Гринвича на юг и вернулись в Гринвич с севера, пройдя через оба полюса. 

Обе эти экспедиции пользовались моторным транспортом.

Первым (и пока единственным) человеком, который пересек Антарктиду в одиночку и без посторонней помощи был Бьерн Осланд, норвежец. Удалось ему это только со второго раза и для того чтобы сэкономить силы и облегчить путь он использовал парус.

Вторым мог бы стать англичанин Генри Уорсли, в январе этого года. Он решил отказаться и от паруса тоже. Увы, ему пришлось сняться с маршрута всего за 48 километров до пункта назначения. Его эвакуировали в больницу в Чили, но было поздно - через два дня он умер.

thequestion.ru

Первое пересечение Антарктиды. Экспедиция Линкольна Элсуэрта (1933-1935)

Шотландец Брюс, немец Фильхнер и англичанин Шеклтон намеревались пересечь антарктический континент. Брюсу вообще не пришлось приступить к осуществлению своей идеи, а Фильхнер и Шеклтон потерпели фиаско на первом этапе выполнения своих грандиозных планов. В 1928 году состоялся первый полет самолета над Антаркти­дой. Хуберт Уилкинс намеревался пересечь Антарктиду из моря Уэдделла в море Росса по воздуху, но это о намерение осуществить также не удалось из-за неблагоприятных условий старта и не­возможности устройства промежуточных баз горючего.

Первое пересечение Антарктиды воздушным путем удалось осуществить американцу Линкольну Элсуэрту.

План полета Полярная карьера Элсуэрта началась в 1924 году, когда он встретился с Амундсеном. Амундсен искал средства для ор­ганизации полета к Северному полюсу. Элсуэрт сам пришел к норвежцу, предложил деньги и услуги для участия в полете. Этот полет состоялся в следующем году. Затем, в 1926 году, Элсуэрт вместе с Амундсеном совершил трансарктический полет от Шпицбергена до Аляски на дирижабле «Норге». В одном из своих выступлений Линкольн Элсуэрт говорил, что мечта о полярных путешествиях в нем зародилась еще в 1913 году, когда он был в Лондоне на траурном богослужении, посвященном памяти Роберта Скотта и его славных товарищей. Реальное осуществление мечты стало возможным благодаря по­явлению великого норвежца, нуждавшегося в деньгах для вы­полнения своих смелых планов.

Вопрос о том, соединяются ли море Росса и море Уэдделла, давно занимал умы выдающихся полярных исследователей. За­горелся желанием решить эту проблему и Линкольн Элсуэрт. Имея опыт полетов в Арктике, зная возможности современных самолетов и изучив отчеты о походах во внутренние районы Ан­тарктиды, Элсуэрт пришел к заключению, что почти в любом районе антарктического ледникового купола возможна посадка и взлет самолета на лыжах. Его план был смелым, но простым: лететь с одного конца континента до другого только в хорошую погоду, а при малейших признаках ухудшения погоды садиться и ждать, пока снова не наступит устойчивая летная погода. Суд­но, высадившее летную экспедицию на одном краю континента, должно было пойти на противоположный и там принять на борт летчиков. В этом случае летчикам не нужно было заботиться о запасах горючего на обратный путь.

Две попытки Свой план Элсуэрт опубликовал в 1931 году, а приступил к его осуществлению в конце 1933 года. В то время когда Берд обследовал на корабле район океана к востоку от моря Росса, Элсуэрт на корабле «Уайет Эрп» прибыл в Китовую бухту. Отсюда он намеревался лететь к морю Уэдделла. Самолет был выгружен на морской лед. Летчики совершили первые испыта­тельные полеты. Но однажды разразился жестокий шторм, лед взломало, и самолет получил настолько серьезные повреждения, что от основного полета в этот сезон пришлось отказаться. Экс­педиция вернулась в Новую Зеландию. В следующий сезон Элсуэрт решил совершить полет от моря Уэдделла к морю Росса, поскольку более ранний взлом льда в районе Земли Грейама позволял судну подойти к берегу рань­ше, чем у моря Росса. Местом старта был избран остров Десепшен. Но и на этот раз осуществить полет не удалось из-за плохой погоды. «За весь сезон, а мы находились здесь три ме­сяца, — рассказывал Элсуэрт в своем отчете, — мы имели ме­нее двенадцати часов летной погоды». 3 января 1935 года са­молет сделал попытку начать полет, но из-за плохой погоды вер­нулся обратно. Решили попытать счастье с восточной стороны Земли Грейама — использовать для старта остров Сноу-Хилл. По пути сюда судно попало в тяжелые льды и с трудом освобо­дилось. В ноябре 1935 года «Уайет Эрп» в третий раз доставил экс­педицию в Антарктику, теперь к острову Данди, расположенному на 80 миль севернее Сноу-Хилла. Элсуэрта в этом рейсе сопро­вождал Хуберт Уилкинс. В качестве пилота Элсуэрт пригласил опытного канадского летчика Герберта Холлик-Кеньона.

21 ноября 1935 года Элсуэрт и Холлик-Кеньон в ясную пого­ду вылетели на юг, но вынуждены были вернуться из-за неис­правности топливного бака.

Старт 23 ноября 1935 года «Полярная звезда» — так назвал Эл­суэрт свой самолет — благополучно стартовала. Элсуэрт, испол­нявший обязанности штурмана, проложил курс к морю Росса по дуге большого круга. Была ясная погода. Самолет летел вдоль восточных берегов Земли Грейама. Крайняя западная часть моря Уэдделла была свободна от льдов на 300 миль к югу — явление необычное для этого вре­мени года, особенно для моря Уэдделла. Примерно через 600 миль они увидели покрытый льдом узкий канал, который Элсуэрт опознал как пролив Стефансона, открытый Уилкинсом во время полетов в 1928 году. Впоследствии было установлено, что это глубокий залив. Пролетая над этим местом, Элсуэрт от­метил: «мы не смогли установить, является ли он действитель­но проливом, соединяющим море Уэдделла с морем Беллинсга­узена, или же это был всего лишь глубокий фьорд, хотя мы и поднялись на высоту более 13 000 футов». За 70-й параллелью самолет пересек высокий горный хребет. Острые горные вершины среди белого царства снега и льда бы­ли величественны. Элсуэрт назвал эти горы Этернити (Веч­ность). В первые часы полета с судном поддерживалась постоянная двухсторонняя связь, а затем передатчик вышел из строя. До ко­рабля было 1000 миль, до Китовой бухты — 1300 миль. Но летчики решили продолжать полет. Пролетев 80° западной дол­готы, Элсуэрт сбросил американский флаг и назвал пространства Антарктиды, заключенное между 80 и 120° западной долготы, Землей Джемса Элсуэрта, в честь своего отца.

Вскоре слева по курсу появился изолированный горный хре­бет, который получил название «Сентинел» (Часовой) — види­мо, он напоминал Элсуэрту одинокого часового, охраняющего по­кой этого беспредельного высокогорного плато. Центральную вершину этого хребта Элсуэрт назвал в честь своей жены горой Мэри Луизы Улмер. Далее по курсу снова расстилалась белая снежная пустыня, лишь к югу вдали на горизонте выделялось темное пятно. Может быть, это были горы, а может быть и облака?

Пять посадок в белой пустыне Самолет находился в воздухе уже около 14 часов, когда ви­димость стала ухудшаться. Необходимо было садиться, пока еще можно было выбрать более или менее ровную площадку. Летчик удачно посадил самолет. Это была первая из посадок — лагерь № 1. Элсуэрт определил по солнцу место посадки: 79° 15′ южной широты и 102° 35′ западной долготы. Часть плато высотой около 2000 метров над уровнем моря где они находились, Элсуэрт назвал именем своего товарища по перелету — плато Холлик-Кеньона. Через 19 часов они взлетели. Было тихо, но видимость оказа­лась настолько плохой, что через полчаса самолет снова совер­шил посадку. В лагере № 2 они просидели трое суток. 27 ноября «Полярная звезда» поднялась в воздух, но че­рез 90 миль снова вынуждена была сесть из-за тумана Вскоре после посадки разыгралась пурга, продолжавшаяся несколько дней. День за днем лежали летчики в палатке в спальных мешках слушая завывание ветра. С каждым днем все больше и больше заносило самолет. 1 декабря ветер стих. Понадобились многие часы напряжен­ного труда, чтобы откопать самолет и очистить кабину от снега 3 декабря они попытались завести мотор, но перегорело магнето Положение казалось безнадежным. На следующий день Холлик-Кеньон присоединил радиобатареи к стартеру, и мотор завелся. Самолет взлетел и лег на курс. Небо посветлело и осветилось золотым сиянием. Погода улучшалась. Плато постепенно снижалось. По расчетам, до Литл-Америки им оставалось полтораста миль. Но нужно знать точ­ное местоположение. Иначе можно отклониться в сторону, ока­заться над морем, а горючего в баках оставалось катастрофиче­ски мало. Скорость самолета оказалась меньше расчетной. Они сели и определились. Координаты лагеря № 4 оказались 79° 29′ южной широты и 153° 27′ западной долготы. Летчики были на территории, которую недавно обследовала экспедиция Берда. 5 декабря «Полярная звезда» взлетела и через 50 минут была над северным краем острова Рузвельта. На юге синело море — в южной части моря Росса льда не было. Через 15 минут горючее в баках кончилось, и они вынуждены были совершить пятую посадку — последнюю на перелете. Где-то здесь побли­зости, по расчетам Элсуэрта, должна находиться покинутая ба­за Ьерда — Литл-Америка. Дул юго-восточный ветер и налетали шквалы снега, видимость была весьма ограниченной.

О декабря летчики с крыла самолета увидели на северо-запа­де холм. Что это, торос? А может быть здание, занесенное сне­гом? Они пошли в этом направлении, но через два часа убеди­лись, что это был лишь обман зрения. Пришлось вернуться к самолету.

Поиски Литл-Америки 9 декабря путешественники с небольшими санями и десяти­дневным запасом продовольствия отправились на более основа­тельные поиски. Пройдя безрезультатно девять миль по мягкому снегу, они оставили сани и вернулись к самолету, чтобы взять палатку и секстан для определения своего местоположения.

В лагере № 6 после отдыха определили координаты: 78° 38′ южной широты и 163° 20′ западной долготы — они находились в 12 милях к югу от Китовой бухты. Начались долгие и утоми­тельные поиски Литл-Америки. Видимость была плохой, и приш­лось немало походить, прежде чем они набрели на два полузане­сенных снегом трактора на барьере. Это было 15 декабря. Те­перь путешественники уже уверенно отправились на базу. По­дойдя к ней, они увидели только радиомачты и печные трубы, возвышавшиеся над строениями. Откопав вход в тоннель, лет­чики поселились в одном из домов. Здесь было все необходимое для жизни: уголь для отопления, обильные запасы продуктов на складе. Летчики стали с нетерпением дожидаться прихода своего судна, которое после их вылета должно было идти за ними на другую сторону континента.

Счастливый конец Ровно через месяц, 15 января 1936 года, Элсуэрт и Холлик-Кеньон услышали рокот мотора над головой. Они выскочили и сквозь туман увидели спускающийся парашют. К парашюту был привязан контейнер с продуктами и письмо от капитана Хилла, командовавшего английским исследовательским судном «Диска-вери-П», которое прибыло в этот день в Китовую бухту. В тот момент, когда оборвалась связь с самолетом Элсуэрта, океанографическая экспедиция на «Дискавери-Н» работала в водах недалеко от Австралии. Комитет «Дискавери», прервав плановые работы по приказанию правительств Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, направил корабль в море Росса на поиски летчиков. Тем временем судно Элсуэрта «Уайет Эрп» после вылета «Полярной звезды» направилось в Чили. Здесь на борт судна был погружен спасательный самолет, доставленный из Канзас-Сити. Затем «Уайет Эрп» снова пошел в Антарктику к острову Шарко, намереваясь создать здесь аварийный склад и резерв­ную базу для поисков экипажа «Полярной звезды». Но погода в районе острова Шарко была плохой, и поэтому Уилкинс решил здесь не задерживаться. Судно направилось на запад вдоль кромки льдов, а затем к Литл-Америке.

«Уайет Эрп» пришел в Китовую бухту через пять дней после «Дискавери-П». Поручив команде судна доставить и погрузить на борт «Полярную звезду», Элсуэрт отправился на борту «Дис­кавери-П» в Австралию. Он спешил оповестить мир о своей победе.

Еще одно испытание счастья В 1938 году Элсуэрт в четвертый раз отправился на судне «Уайет Эрп» к берегам Антарктиды. Курс был проложен в юж­ную часть Индийского океана. Убедившись в возможности по­садки самолета на лыжах на антарктическом плато при перелете от Земли Грейама к морю Росса, Элсуэрт решил совершить вто­рой трансконтинентальный перелет от Индийского океана до мо­ря Росса. Ледовые условия в тот год были исключительно тяжелыми. Еще за 1500 километров от берегов Антарктиды была встре­чена северная кромка плавучих льдов. 45 дней пробивалось не­большое судно через пояс тяжелых льдов и только в начале ян­варя 1939 года приблизилось к берегам Антарктиды. Элсуэрт считал, что благоприятное для полета время было упущено, поэ­тому он решил ограничиться разведывательным полетом в глубь континента. 11 января 1939 года на небольшом лыжном самолете Элсу­эрт и пилот Лимбарнер взлетели с морского припая в точке 68° 30′ южной широты и 79° восточной долготы и полетели на юг прямо по меридиану. Элсуэрт надеялся увидеть здесь вели­чественные горные хребты, но, к его удивлению, сразу же за барьером к востоку, западу и югу простиралась однообразная белая пустыня и голубое безоблачное небо. Склон ледникового купола круто поднимался к югу, и всего лишь в 400 километрах от берега высота поверхности была уже около 3000 метров над уровнем моря. На 72° южной широты Элсуэрт, как и в прежних полетах, сбросил цилиндр с американским флагом и запиской, извещающей, что «область южнее 70° на расстоянии 150 миль к востоку, 150 миль к западу от линии полета, а также 150 миль к югу от 72° южной широты и 79° восточной долготы» является собственностью Соединенных Штатов. Эту область, представ­ляющую собой часть Земли Принцессы Елизаветы, Элсуэрт назвал Американским нагорьем. От 72° южной широты самолет лег на обратный путь и благополучно совершил посадку.

В районе побережья были обследованы выходы горных пород и собраны геологические образцы, после чего «Уайет Эрп» по­кинул антарктические воды.

collectedpapers.com.ua

Умер путешественник, пытавшийся пересечь Антарктиду — National Geographic Россия

  • Фото: Facebook.com/shackletonsolo
  • Фото: Facebook.com/shackletonsolo
  • Фото: Facebook.com/shackletonsolo
Британец, собиравшийся стать первым человеком, который в одиночку пересек Антарктиду, скончался, не дойдя до финиша 50 километров. Бывший офицер британской армии Генри Уорсли (Henry Worsley) решил покорить Антарктиду. Выбор направления для экстремального приключения не был случаен: Генри является прямым потомком Фрэнка Уорсли, участника двух антарктических экспедиций под руководством Эрнеста Шеклтона. Впрочем, ни Имперская трансантарктическая экспедиция 1914-1917 гг., ни экспедиция Шеклтона — Роуэтта (экспедиция «Квеста», 1921-1922 гг.) поставленных целей не достигли. К тому же, в самом начале последнего похода скончался сам Шеклтон. В память о выдающихся исследователях Генри Уорсли задумал свой поход. В 2008-2009-х годах он отправился в Антарктиду, но досрочно завершил экспедицию, не дойдя до Южного полюса 180 км. Несколько лет ушло на подготовку к новому приключению, и при поддержке организации Shackleton Foundation 55-летний Уорсли снова отправился в путь в ноябре 2015 года. Маршрут протяженностью 1770 километров он планировал пройти за 75 дней; при этом Уорсли стал бы первым человеком, который пересек Антарктиду в одиночку. Его полная экипировка весила 147 кг, большую часть составляла пища (74,7 кг). Палатка весила 3 кг, топливо – 23 кг, одежда – почти 12 кг. Он вел путевой онлайн-дневник, где рассказывал о своих наблюдениях, публиковал видео, фото и звуки Антарктиды. Новую экспедицию пришлось прекратить на 71-й день, за 50 километров до конечной точки: исследователь почувствовал недомогание и два дня не мог выйти из палатки. Его доставили в больницу чилийского города Пунта-Аренас, где, помимо обезвоживания и истощения, медики нашли у него бактериальный перитонит. Его прооперировали, но 24 января он умер. Поход по Антарктиде задумывался как благотворительная акция: привлекая к ней внимание, Уорсли занимался сбором денег в фонд Endeavour, под чьей опекой находятся раненые солдаты и вдовы военнослужащих. Узнайте об одной из экспедиций Эрнеста Шеклтона.

www.nat-geo.ru

Первый полет через всю Антарктиду

Антарктида

23 ноября 1935 года американец Линкольн Эллсворт впервые совершает полет через всю Антарктиду, от моря Уэдделла до моря Росса. В этот день мы решили рассказать о том, как ему это удалось сделать, а также о двух предыдущих его попытках

Как говорится, никакие великие открытия и свершения не делаются с первого раза. Так и американцу Линкольну Эллсворту и его команде не сразу удалось перелететь через всю Антарктиду.

Первая попытка 1933 года .

Идея стать первым, кто пересечет Антарктиду по воздуху, возникла у него после нескольких экспедиций на этот континент. Вот, что он писал: «Вид арктических льдов и неизведанных земель вселили в мою душу желание пересечь Антарктиду на самолете и стать первым, кто совершит трансатлантический перелет».

Первая попытка воплотить эту идею в жизнь относится к 1933 году. В июле этого года, команда Линкольна Эллсворта, состоящая из 17 человек, закончила все приготовления к длительному путешествию. Первая задача – была доставить экспедицию и сам самолет на точку старта. В начале июля 1933 года самолет «Полярная Звезда» был погружен на корабль, после чего началось почти шестимесячное путешествие до базы «Литл-Америка», располагавшейся в Антарктиде.

Однако сразу добраться до точки вылета им так и не удалось. В середине декабря 1933 года корабль застрял во льдах неподалеку от моря Росса. 22 дня было потрачено на то, чтобы выбраться из окружения огромных глыб. Только 9 января им удалось добраться до кромки льда в Заливе Китов примерно в 12 милях к северу от базы «Литл-Америка». Эллсворт и команда решили с этой точки совершить первый тридцатиминутный испытательный полет. Все работало отлично, и исследователи были готовы к более серьезной и длительной попытке. К сожалению, на следующий день они обнаружили свой самолет в трещине на льду, а вытащив его, поняли, что лететь на нем уже бессмысленно, так как лыжи были сломаны и одно крыло погнуто. Эллсворт принял решение вернуться Америку.

Вторая попытка 1934 года .

Несмотря на неудачную первую попытку Эллсворт и его команда решили не сдаваться и реализовать задуманное. Сделав выводы из того опыта, который они получили в 1933 году, они решились и отправились во второе путешествие. На этот раз они решили начать свой полет не с ледников в море Росса, а наоборот, с моря Уэдделла. И 19 сентября 1934 года, Элсворт и команда из 16 человек отплыли от Данидина на поиски, чтобы осуществить то, что не удавалось предыдущим исследователям и испытателям. Однако и эта попытка была обречена на неудачу: Элсворта и его команду везде по пути сопровождала плохая погода с жутким леденящим ветром и туманами. И на этот раз он принял решение не лететь.

Третья попытка – успех 1935 года .

Набравшись сил и подыскав новых членов экипажа, Эллсворт снова отправился в Антарктиду. На этот раз и погода, и техника не подвели. Уже 18 ноября, достигнув того места, откуда планировался старт полета, Эллсворт и команда, предварительно протестировав самолет, были готовы совершить самый рискованный и смелый полет в своей жизни. И вот, 23 ноября, в 4 утра по местному времени, Эллсворт взлетел.

Позже Эллсворт сделал запись в своем дневнике: « наш путь впереди, и нашему взору открываются величественные горы, некоторые из них, кажется, почти упираются в небо».

Они сделали четыре остановки по маршруту движения, их полет покрывал практически 2200 миль, время в воздухе – приблизительно 20 часов. То, что полет получился успешным в таких экстремальных условиях, было результатом сочетания хорошей техники, прекрасных навигационных навыков экипажа самолета, а также большого мужества Эллсворта и просто удачи.

ИСТОЧНИК: http://www.ufa.kp.ru/daily/26163.7/3050288/?top=5

chrontime.com


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>