Кто первым пересек антарктиду
Кто-нибудь пересекал Антарктиду?
Да. Первым Антарктиду пересек британец Вивиан Эдмунд Фукс со своей командой в 1958 году. Помогал им, прокладывая часть маршрута навстречу новозеландец Эдмунд Хилари, тот самый, который за пять лет до этого первым покорил Эверест. Даже статья в википедии есть: ru.wikipedia.org Интересное об английском языке На каком языке думают билингвы?Почему в экстренных ситуациях по-английски кричат не SOS, а MayDay, и что это значит?Почему так мало людей после окончания школы хорошо знают английский язык?Спросите экспертов об английском языке
Следующими были британцы Файнс, Шепард и Бертон в 1980, в рамках Трансглобальной экспедиции. Они стартовали из Гринвича на юг и вернулись в Гринвич с севера, пройдя через оба полюса.
Обе эти экспедиции пользовались моторным транспортом.
Первым (и пока единственным) человеком, который пересек Антарктиду в одиночку и без посторонней помощи был Бьерн Осланд, норвежец. Удалось ему это только со второго раза и для того чтобы сэкономить силы и облегчить путь он использовал парус.
Вторым мог бы стать англичанин Генри Уорсли, в январе этого года. Он решил отказаться и от паруса тоже. Увы, ему пришлось сняться с маршрута всего за 48 километров до пункта назначения. Его эвакуировали в больницу в Чили, но было поздно - через два дня он умер.
thequestion.ru
Первое пересечение Антарктиды. Экспедиция Линкольна Элсуэрта (1933-1935)
Шотландец Брюс, немец Фильхнер и англичанин Шеклтон намеревались пересечь антарктический континент. Брюсу вообще не пришлось приступить к осуществлению своей идеи, а Фильхнер и Шеклтон потерпели фиаско на первом этапе выполнения своих грандиозных планов. В 1928 году состоялся первый полет самолета над Антарктидой. Хуберт Уилкинс намеревался пересечь Антарктиду из моря Уэдделла в море Росса по воздуху, но это о намерение осуществить также не удалось из-за неблагоприятных условий старта и невозможности устройства промежуточных баз горючего.
Первое пересечение Антарктиды воздушным путем удалось осуществить американцу Линкольну Элсуэрту.
План полета Полярная карьера Элсуэрта началась в 1924 году, когда он встретился с Амундсеном. Амундсен искал средства для организации полета к Северному полюсу. Элсуэрт сам пришел к норвежцу, предложил деньги и услуги для участия в полете. Этот полет состоялся в следующем году. Затем, в 1926 году, Элсуэрт вместе с Амундсеном совершил трансарктический полет от Шпицбергена до Аляски на дирижабле «Норге». В одном из своих выступлений Линкольн Элсуэрт говорил, что мечта о полярных путешествиях в нем зародилась еще в 1913 году, когда он был в Лондоне на траурном богослужении, посвященном памяти Роберта Скотта и его славных товарищей. Реальное осуществление мечты стало возможным благодаря появлению великого норвежца, нуждавшегося в деньгах для выполнения своих смелых планов.
Вопрос о том, соединяются ли море Росса и море Уэдделла, давно занимал умы выдающихся полярных исследователей. Загорелся желанием решить эту проблему и Линкольн Элсуэрт. Имея опыт полетов в Арктике, зная возможности современных самолетов и изучив отчеты о походах во внутренние районы Антарктиды, Элсуэрт пришел к заключению, что почти в любом районе антарктического ледникового купола возможна посадка и взлет самолета на лыжах. Его план был смелым, но простым: лететь с одного конца континента до другого только в хорошую погоду, а при малейших признаках ухудшения погоды садиться и ждать, пока снова не наступит устойчивая летная погода. Судно, высадившее летную экспедицию на одном краю континента, должно было пойти на противоположный и там принять на борт летчиков. В этом случае летчикам не нужно было заботиться о запасах горючего на обратный путь.
Две попытки Свой план Элсуэрт опубликовал в 1931 году, а приступил к его осуществлению в конце 1933 года. В то время когда Берд обследовал на корабле район океана к востоку от моря Росса, Элсуэрт на корабле «Уайет Эрп» прибыл в Китовую бухту. Отсюда он намеревался лететь к морю Уэдделла. Самолет был выгружен на морской лед. Летчики совершили первые испытательные полеты. Но однажды разразился жестокий шторм, лед взломало, и самолет получил настолько серьезные повреждения, что от основного полета в этот сезон пришлось отказаться. Экспедиция вернулась в Новую Зеландию. В следующий сезон Элсуэрт решил совершить полет от моря Уэдделла к морю Росса, поскольку более ранний взлом льда в районе Земли Грейама позволял судну подойти к берегу раньше, чем у моря Росса. Местом старта был избран остров Десепшен. Но и на этот раз осуществить полет не удалось из-за плохой погоды. «За весь сезон, а мы находились здесь три месяца, — рассказывал Элсуэрт в своем отчете, — мы имели менее двенадцати часов летной погоды». 3 января 1935 года самолет сделал попытку начать полет, но из-за плохой погоды вернулся обратно. Решили попытать счастье с восточной стороны Земли Грейама — использовать для старта остров Сноу-Хилл. По пути сюда судно попало в тяжелые льды и с трудом освободилось. В ноябре 1935 года «Уайет Эрп» в третий раз доставил экспедицию в Антарктику, теперь к острову Данди, расположенному на 80 миль севернее Сноу-Хилла. Элсуэрта в этом рейсе сопровождал Хуберт Уилкинс. В качестве пилота Элсуэрт пригласил опытного канадского летчика Герберта Холлик-Кеньона.
21 ноября 1935 года Элсуэрт и Холлик-Кеньон в ясную погоду вылетели на юг, но вынуждены были вернуться из-за неисправности топливного бака.
Старт 23 ноября 1935 года «Полярная звезда» — так назвал Элсуэрт свой самолет — благополучно стартовала. Элсуэрт, исполнявший обязанности штурмана, проложил курс к морю Росса по дуге большого круга. Была ясная погода. Самолет летел вдоль восточных берегов Земли Грейама. Крайняя западная часть моря Уэдделла была свободна от льдов на 300 миль к югу — явление необычное для этого времени года, особенно для моря Уэдделла. Примерно через 600 миль они увидели покрытый льдом узкий канал, который Элсуэрт опознал как пролив Стефансона, открытый Уилкинсом во время полетов в 1928 году. Впоследствии было установлено, что это глубокий залив. Пролетая над этим местом, Элсуэрт отметил: «мы не смогли установить, является ли он действительно проливом, соединяющим море Уэдделла с морем Беллинсгаузена, или же это был всего лишь глубокий фьорд, хотя мы и поднялись на высоту более 13 000 футов». За 70-й параллелью самолет пересек высокий горный хребет. Острые горные вершины среди белого царства снега и льда были величественны. Элсуэрт назвал эти горы Этернити (Вечность). В первые часы полета с судном поддерживалась постоянная двухсторонняя связь, а затем передатчик вышел из строя. До корабля было 1000 миль, до Китовой бухты — 1300 миль. Но летчики решили продолжать полет. Пролетев 80° западной долготы, Элсуэрт сбросил американский флаг и назвал пространства Антарктиды, заключенное между 80 и 120° западной долготы, Землей Джемса Элсуэрта, в честь своего отца.
Вскоре слева по курсу появился изолированный горный хребет, который получил название «Сентинел» (Часовой) — видимо, он напоминал Элсуэрту одинокого часового, охраняющего покой этого беспредельного высокогорного плато. Центральную вершину этого хребта Элсуэрт назвал в честь своей жены горой Мэри Луизы Улмер. Далее по курсу снова расстилалась белая снежная пустыня, лишь к югу вдали на горизонте выделялось темное пятно. Может быть, это были горы, а может быть и облака?
Пять посадок в белой пустыне Самолет находился в воздухе уже около 14 часов, когда видимость стала ухудшаться. Необходимо было садиться, пока еще можно было выбрать более или менее ровную площадку. Летчик удачно посадил самолет. Это была первая из посадок — лагерь № 1. Элсуэрт определил по солнцу место посадки: 79° 15′ южной широты и 102° 35′ западной долготы. Часть плато высотой около 2000 метров над уровнем моря где они находились, Элсуэрт назвал именем своего товарища по перелету — плато Холлик-Кеньона. Через 19 часов они взлетели. Было тихо, но видимость оказалась настолько плохой, что через полчаса самолет снова совершил посадку. В лагере № 2 они просидели трое суток. 27 ноября «Полярная звезда» поднялась в воздух, но через 90 миль снова вынуждена была сесть из-за тумана Вскоре после посадки разыгралась пурга, продолжавшаяся несколько дней. День за днем лежали летчики в палатке в спальных мешках слушая завывание ветра. С каждым днем все больше и больше заносило самолет. 1 декабря ветер стих. Понадобились многие часы напряженного труда, чтобы откопать самолет и очистить кабину от снега 3 декабря они попытались завести мотор, но перегорело магнето Положение казалось безнадежным. На следующий день Холлик-Кеньон присоединил радиобатареи к стартеру, и мотор завелся. Самолет взлетел и лег на курс. Небо посветлело и осветилось золотым сиянием. Погода улучшалась. Плато постепенно снижалось. По расчетам, до Литл-Америки им оставалось полтораста миль. Но нужно знать точное местоположение. Иначе можно отклониться в сторону, оказаться над морем, а горючего в баках оставалось катастрофически мало. Скорость самолета оказалась меньше расчетной. Они сели и определились. Координаты лагеря № 4 оказались 79° 29′ южной широты и 153° 27′ западной долготы. Летчики были на территории, которую недавно обследовала экспедиция Берда. 5 декабря «Полярная звезда» взлетела и через 50 минут была над северным краем острова Рузвельта. На юге синело море — в южной части моря Росса льда не было. Через 15 минут горючее в баках кончилось, и они вынуждены были совершить пятую посадку — последнюю на перелете. Где-то здесь поблизости, по расчетам Элсуэрта, должна находиться покинутая база Ьерда — Литл-Америка. Дул юго-восточный ветер и налетали шквалы снега, видимость была весьма ограниченной.
О декабря летчики с крыла самолета увидели на северо-западе холм. Что это, торос? А может быть здание, занесенное снегом? Они пошли в этом направлении, но через два часа убедились, что это был лишь обман зрения. Пришлось вернуться к самолету.
Поиски Литл-Америки 9 декабря путешественники с небольшими санями и десятидневным запасом продовольствия отправились на более основательные поиски. Пройдя безрезультатно девять миль по мягкому снегу, они оставили сани и вернулись к самолету, чтобы взять палатку и секстан для определения своего местоположения.
В лагере № 6 после отдыха определили координаты: 78° 38′ южной широты и 163° 20′ западной долготы — они находились в 12 милях к югу от Китовой бухты. Начались долгие и утомительные поиски Литл-Америки. Видимость была плохой, и пришлось немало походить, прежде чем они набрели на два полузанесенных снегом трактора на барьере. Это было 15 декабря. Теперь путешественники уже уверенно отправились на базу. Подойдя к ней, они увидели только радиомачты и печные трубы, возвышавшиеся над строениями. Откопав вход в тоннель, летчики поселились в одном из домов. Здесь было все необходимое для жизни: уголь для отопления, обильные запасы продуктов на складе. Летчики стали с нетерпением дожидаться прихода своего судна, которое после их вылета должно было идти за ними на другую сторону континента.
Счастливый конец Ровно через месяц, 15 января 1936 года, Элсуэрт и Холлик-Кеньон услышали рокот мотора над головой. Они выскочили и сквозь туман увидели спускающийся парашют. К парашюту был привязан контейнер с продуктами и письмо от капитана Хилла, командовавшего английским исследовательским судном «Диска-вери-П», которое прибыло в этот день в Китовую бухту. В тот момент, когда оборвалась связь с самолетом Элсуэрта, океанографическая экспедиция на «Дискавери-Н» работала в водах недалеко от Австралии. Комитет «Дискавери», прервав плановые работы по приказанию правительств Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, направил корабль в море Росса на поиски летчиков. Тем временем судно Элсуэрта «Уайет Эрп» после вылета «Полярной звезды» направилось в Чили. Здесь на борт судна был погружен спасательный самолет, доставленный из Канзас-Сити. Затем «Уайет Эрп» снова пошел в Антарктику к острову Шарко, намереваясь создать здесь аварийный склад и резервную базу для поисков экипажа «Полярной звезды». Но погода в районе острова Шарко была плохой, и поэтому Уилкинс решил здесь не задерживаться. Судно направилось на запад вдоль кромки льдов, а затем к Литл-Америке.
«Уайет Эрп» пришел в Китовую бухту через пять дней после «Дискавери-П». Поручив команде судна доставить и погрузить на борт «Полярную звезду», Элсуэрт отправился на борту «Дискавери-П» в Австралию. Он спешил оповестить мир о своей победе.
Еще одно испытание счастья В 1938 году Элсуэрт в четвертый раз отправился на судне «Уайет Эрп» к берегам Антарктиды. Курс был проложен в южную часть Индийского океана. Убедившись в возможности посадки самолета на лыжах на антарктическом плато при перелете от Земли Грейама к морю Росса, Элсуэрт решил совершить второй трансконтинентальный перелет от Индийского океана до моря Росса. Ледовые условия в тот год были исключительно тяжелыми. Еще за 1500 километров от берегов Антарктиды была встречена северная кромка плавучих льдов. 45 дней пробивалось небольшое судно через пояс тяжелых льдов и только в начале января 1939 года приблизилось к берегам Антарктиды. Элсуэрт считал, что благоприятное для полета время было упущено, поэтому он решил ограничиться разведывательным полетом в глубь континента. 11 января 1939 года на небольшом лыжном самолете Элсуэрт и пилот Лимбарнер взлетели с морского припая в точке 68° 30′ южной широты и 79° восточной долготы и полетели на юг прямо по меридиану. Элсуэрт надеялся увидеть здесь величественные горные хребты, но, к его удивлению, сразу же за барьером к востоку, западу и югу простиралась однообразная белая пустыня и голубое безоблачное небо. Склон ледникового купола круто поднимался к югу, и всего лишь в 400 километрах от берега высота поверхности была уже около 3000 метров над уровнем моря. На 72° южной широты Элсуэрт, как и в прежних полетах, сбросил цилиндр с американским флагом и запиской, извещающей, что «область южнее 70° на расстоянии 150 миль к востоку, 150 миль к западу от линии полета, а также 150 миль к югу от 72° южной широты и 79° восточной долготы» является собственностью Соединенных Штатов. Эту область, представляющую собой часть Земли Принцессы Елизаветы, Элсуэрт назвал Американским нагорьем. От 72° южной широты самолет лег на обратный путь и благополучно совершил посадку.
В районе побережья были обследованы выходы горных пород и собраны геологические образцы, после чего «Уайет Эрп» покинул антарктические воды.
collectedpapers.com.ua
Умер путешественник, пытавшийся пересечь Антарктиду — National Geographic Россия
-
Фото: Facebook.com/shackletonsolo
-
Фото: Facebook.com/shackletonsolo
-
Фото: Facebook.com/shackletonsolo
www.nat-geo.ru
Первый полет через всю Антарктиду
Антарктида
23 ноября 1935 года американец Линкольн Эллсворт впервые совершает полет через всю Антарктиду, от моря Уэдделла до моря Росса. В этот день мы решили рассказать о том, как ему это удалось сделать, а также о двух предыдущих его попытках
Как говорится, никакие великие открытия и свершения не делаются с первого раза. Так и американцу Линкольну Эллсворту и его команде не сразу удалось перелететь через всю Антарктиду.
Первая попытка 1933 года .
Идея стать первым, кто пересечет Антарктиду по воздуху, возникла у него после нескольких экспедиций на этот континент. Вот, что он писал: «Вид арктических льдов и неизведанных земель вселили в мою душу желание пересечь Антарктиду на самолете и стать первым, кто совершит трансатлантический перелет».
Первая попытка воплотить эту идею в жизнь относится к 1933 году. В июле этого года, команда Линкольна Эллсворта, состоящая из 17 человек, закончила все приготовления к длительному путешествию. Первая задача – была доставить экспедицию и сам самолет на точку старта. В начале июля 1933 года самолет «Полярная Звезда» был погружен на корабль, после чего началось почти шестимесячное путешествие до базы «Литл-Америка», располагавшейся в Антарктиде.
Однако сразу добраться до точки вылета им так и не удалось. В середине декабря 1933 года корабль застрял во льдах неподалеку от моря Росса. 22 дня было потрачено на то, чтобы выбраться из окружения огромных глыб. Только 9 января им удалось добраться до кромки льда в Заливе Китов примерно в 12 милях к северу от базы «Литл-Америка». Эллсворт и команда решили с этой точки совершить первый тридцатиминутный испытательный полет. Все работало отлично, и исследователи были готовы к более серьезной и длительной попытке. К сожалению, на следующий день они обнаружили свой самолет в трещине на льду, а вытащив его, поняли, что лететь на нем уже бессмысленно, так как лыжи были сломаны и одно крыло погнуто. Эллсворт принял решение вернуться Америку.
Вторая попытка 1934 года .
Несмотря на неудачную первую попытку Эллсворт и его команда решили не сдаваться и реализовать задуманное. Сделав выводы из того опыта, который они получили в 1933 году, они решились и отправились во второе путешествие. На этот раз они решили начать свой полет не с ледников в море Росса, а наоборот, с моря Уэдделла. И 19 сентября 1934 года, Элсворт и команда из 16 человек отплыли от Данидина на поиски, чтобы осуществить то, что не удавалось предыдущим исследователям и испытателям. Однако и эта попытка была обречена на неудачу: Элсворта и его команду везде по пути сопровождала плохая погода с жутким леденящим ветром и туманами. И на этот раз он принял решение не лететь.
Третья попытка – успех 1935 года .
Набравшись сил и подыскав новых членов экипажа, Эллсворт снова отправился в Антарктиду. На этот раз и погода, и техника не подвели. Уже 18 ноября, достигнув того места, откуда планировался старт полета, Эллсворт и команда, предварительно протестировав самолет, были готовы совершить самый рискованный и смелый полет в своей жизни. И вот, 23 ноября, в 4 утра по местному времени, Эллсворт взлетел.
Позже Эллсворт сделал запись в своем дневнике: « наш путь впереди, и нашему взору открываются величественные горы, некоторые из них, кажется, почти упираются в небо».
Они сделали четыре остановки по маршруту движения, их полет покрывал практически 2200 миль, время в воздухе – приблизительно 20 часов. То, что полет получился успешным в таких экстремальных условиях, было результатом сочетания хорошей техники, прекрасных навигационных навыков экипажа самолета, а также большого мужества Эллсворта и просто удачи.
ИСТОЧНИК: http://www.ufa.kp.ru/daily/26163.7/3050288/?top=5
chrontime.com