Кто первым перелетел ла манш


Этот день в истории: 1909 год — первый полет через Ла-Манш

25 июля 201809:21

25 июля 1909 года французский изобретатель, авиатор и предприниматель Луи Блерио (ставший первым французом, получившим удостоверение пилота), впервые в истории перелетел через Ла-Манш на моноплане собственной конструкции.

Луи Блерио получил инженерное образование в парижской l'École Centrale в 1895 году и основал собственное производство фонарей. Однако в начале XX века, с появлением первых летательных аппаратов, фонарщик Блерио буквально «заболел» авиацией и посвятил себя ей целиком.

Летом 1908 года Блерио стал свидетелем французского турне Уилбура Райта и был поражён качеством пилотирования американца, которое считал на голову выше современников-французов. Другой свидетель полётов Райта, англичанин лорд Нортклифф, владелец Daily Mail, увидел в событии повод для саморекламы, и объявил о премии в тысячу фунтов тому, кто первым пересечёт Ла-Манш на аэроплане.

Сам Райт, в то время связанный контрактами в Европе, казался наиболее способным из претендентов, но весной 1909 года он предпочёл вернуться к собственному делу в Штатах и выбыл из гонки за призом Нортклифа. 19 июля 1909 года в воздух поднялся неопытный француз Юбер Латам, но его мотор заглох на полпути; приводнившегося Латама спасли французские моряки.

▼ читать продолжение новости ▼

25 июля 1909 года в 4:35 утра Блерио поднялся в воздух. На середине пути из-за сильного ветра самолет отклонился от курса на север, в открытое море, но Блерио вовремя заметил неладное по курсам кораблей в море и повернул на запад, к Дувру. 37 минут спустя, преодолев 23 мили, Блерио благополучно приземлился на английской земле.

Победа Блерио в то время была воспринята, в том числе, как победа монопланa, популярного среди авиаторов-французов, над бипланом англичан и американцев. За месяц Блерио собрал сотню заказов на выпуск своего моноплана.

Каждый планёр (без мотора) стоил покупателям 850 американских долларов. В сентябре 1910 года на авиашоу в Реймсе, которое привлекло до полумиллиона зрителей, Блерио победил Глена Кёртиса, установив рекорд скорости в 77 км/ч.

В 1914 году Блерио и его фирма, Bleriot Aeronautique, выкупили активы крупной авиационной фирмы SPAD, выпустившей в годы первой мировой войны более 10 000 машин.

Также в этот день:

1826 год — состоялась казнь декабристов

1713 год — Петр I создал следственную канцелярию

eadaily.com

Луи Блерио. По воздуху через Ла Манш. Герои неземных стихий.

Апрель 2008 г.

Апрель 2008 года

«Свершилось! Ла-Манш покорен!», — выкрикивали продавцы газет на улицах Парижа летом 1909 года. Действительно, произошло событие, которого многие ждали, и все равно не верилось, что это, наконец, осуществилось. Впервые на самолете, или, как тогда говорили, аэроплане, удалось перелететь через пролив, разделяющий Англию и Францию. Героем дня стал французский авиатор Луи Блерио.

ПРИЗ «ДЕЙЛИ МЕЙЛ»

Самолеты летали тогда еще не очень уверенно, их моторы могли подвести в любую минуту. Однако крылья авиации крепли с каждым днем. В 1908 году известная английская газета «Дейли Мейл» объявила приз в 25 тысяч франков за полет на аэроплане через пролив Ла-Манш. И хотя ширина этого пролива всего около 30 километров, для авиации того времени он являлся серьезной преградой.

Было ясно, что осуществить такой перелет — далеко непросто, что это на пределе возможностей «механических птиц». Но при удачном стечении обстоятельств, при большом везении могло и получиться.

Лишь самые отважные и умелые авиаторы могли решиться на участие в гонке через пролив. Первым среди них стал француз Губерт Латам. Его по праву называли «королем воздуха». Бывший спортсмен-автомобилист, человек, готовый пойти на любой риск, он жаждал опасных приключений.

О хладнокровии и невозмутимости Латама, никогда не расстававшегося с сигарой даже в полете, ходили легенды. Он первым осмелился летать, не держась за штурвал, и в ночное время, стрелять в полете из ружья. В июне 1909 года ему удалось продержаться в воздухе без посадки более часа. Это был рекорд.

НЕУДАЧНИК ЛАТАМ

И вот теперь Латам объявил о своем намерении лететь через Ла-Манш. Он даже заключил пари, что в самое ближайшее время перелетит из Франции в Англию. Но, как назло, началась дождливая и ветреная погода. Перелет пришлось несколько раз откладывать.

Наконец, рано утром 19 июля 1909 года Латам решил стартовать. Он поднял свой аэроплан «Антуанетт» на высоту 70 метров и направил его через пролив в сторону английского города Дувра. Сначала все шло хорошо. Была пройдена большая часть пути над морем, оставались считанные километры до цели, как вдруг мотор начал давать перебои, а потом и вовсе заглох. Другого выхода не было, как садиться на воду. Латама спас подошедший военный корабль. Упрямый авиатор тут же заявил, что через неделю снова попытается совершить перелет через Ла-Манш.

Ему, и в самом деле, надо было спешить, поскольку в борьбу за приз газеты «Дейли Мейл» решил вступить и другой француз — Луи Блерио, опытный пилот и авиаконструктор, создатель замечательного самолета «Блерио ХI».

Накануне перелета он приехал с женой и друзьями в предместье Кале — порта на берегу пролива. Еще до рассвета, 25 июля, его разбудили. Было прохладно, и туман стелился над землею.

«КУДА ЖЕ МЕНЯ ЗАНЕСЛО?»

В 4 часа 41 минуту Блерио запустил мотор аэроплана. Мотор работал устойчиво. И это вселяло надежду на успех. Но Блерио взлетать не торопился. Ждал восхода солнца.

«Я поднялся лишь тогда, когда солнце показалось над горизонтом, — вспоминал авиатор. — Миную дюны и направляюсь прямо в море. Черный дым миноноски «Эскопет», назначенной сопровождать меня, затеняет солнце. Однако очень скоро мой конвоир остается позади. Мне казалось, что лечу слишком медленно, затерянный в морском просторе. Я не спускал глаз с бензомера и почувствовал радость, когда увидел на горизонте серую полоску. То был английский берег. Направляюсь к белеющей горе. Только, черт возьми, не вижу Дувра! Куда же меня занесло?»

К счастью, он заметил внизу несколько морских судов, очевидно, идущих в Дувр, последовал за ними и не ошибся. Через несколько минут показался долгожданный Дуврский замок.

«Меня охватывает великая радость, — рассказывал Блерио. — Вижу какого-то человека, отчаянно машущего флагом. Рискуя разбиться, выключаю зажигание мотора и тяжело плюхаюсь на поле. Теперь что Бог даст! Шасси аэроплана трещит и подламывается. Ничего! Зато я благополучно перелетел через Ла-Манш».

ОРДЕН ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА

Все воздушное путешествие заняло 33 минуты. Вокруг самолета собираются люди, прибыла полиция. Пилота поздравляют с победой. Он смущен и, не зная английского языка, повторяет одну и ту же фразу: «Good morning, thank you!»

«Париж буквально опьянен сегодня этой новой победой авиации», — сообщал корреспондент одной московской газеты. За свой подвиг Луи Блерио был удостоен высшей награды — Ордена почетного легиона. Множество поздравительных телеграмм пришло в его адрес.

В Англии, на том месте, где совершил историческую посадку «Блерио ХI», был выложен своеобразный памятник в виде силуэта знаменитого аэроплана. Блерио получил сотни заказов на свой самолет, а в его летную школу под Парижем устремились ученики из разных стран, в том числе из России.

После Блерио пролив Ла-Манш перелетали неоднократно. Вторым это сделал, в мае 1910 года, французский авиатор Жак Лессепс. Ровно через неделю английский летчик Ролльс совершил беспосадочный перелет из Англии во Францию и обратно. Весной 1911 французский авиатор Приер преодолел Ла-Манш, прилетев из Лондона в Париж. А в апреле 1912 года пролив впервые перелетела женщина, английская летчица Гарриет Квимби.

ИМЯ В ИСТОРИИ

Со временем, когда надежность самолетов значительно возросла, перелеты через Ла-Манш перестали быть чем-то особенным, героическим. Напротив, превратились в рядовые, о которых и говорить-то не интересно.

Луи Блерио работал в авиации до конца своих дней. Он был свидетелем того, как 18 лет спустя после его воздушного рейса через пролив другой пилот, Чарльз Линдберг, совершил в одиночку беспосадочный перелет через Атлантический океан. И Блерио смог поздравить с этой выдающейся победой отважного американца.

Завод Блерио продолжал строить самолеты, выпустив немало крылатых машин, на которых не раз ставились мировые рекорды. Но к середине 30-х годов прошлого века дела Блерио пошли на спад. В 1936 году его завод посетила делегация наших инженеров. В их числе был и А. С. Яковлев — известный авиаконструктор. Он вспоминал: «Завод испытывал материальные затруднения и умирал медленной смертью». Это было незадолго до кончины выдающегося пионера авиации. Он умер от тяжелой болезни 1 августа 1936 года в возрасте 63-х лет, но имя его навсегда осталось на страницах истории авиации.

Геннадий Черненко Художник А. Джигирей

www.kostyor.ru

Самый первый в мире перелет через Ла-Манш

Первым, кто по воздуху пересек Ла-Манш, был французкий аэронавт Жан Бланшар, пролетевший около тридцати километров на воздушном шаре. С тех пор его лавры не давали покоя авиаторам, тем более, что приз первому, кто пересечет Ла-Манш, светил приличный: английская газета «Дейли Мейл» обещала 25 тысяч франков, затем француз Дейч де ла Мёрт сулил такую же сумму. А титул покорителя Ла-Манша?

Все эти факторы приводят к тому, что в начале 1909 года французкие авиаторы активизировались не на шутку. 19 июня 1909 года Юбер Латам на моноплане, который он назвал «Антуанетт», летит через пролив к английскому берегу! Но — увы — примерно на полпути к Туманному Альбиону двигатель отказывает, машина планируя приводняется на Ла-Манше.

Следующим претендентом на титул покорителя пролива оказался Луи Блерио, которого злые языки нарекли «падающим Луи». На своем одиннадцатом по счету моноплане «Блерио-ХI» наш герой 25 июля 1909 года штурмует Ла-Манш и через тридцать семь минут достигает английского скалистого побережья. Титул национального героя, славу. почет нашел Луи Блерио по обе стороны Ла-Манша. Его лавры не дают покоя Юберу Латаму. Он предпринимает вторую попытку, но она снова завершается купанием между Англией и Францией.

first-ever.ru

Рекордные перелеты через Ла-Манш

7 июня 1981 года состоялся первый перелет через Ла-Манш самолета на солнечных батареях. Преодоление водной преграды между Англией и Францией по воздуху началось в 1785 году. С тех пор пролив был многократно покорен при помощи самых разнообразных летательных аппаратов.

Электростанция с крыльями

Самолет на солнечных батареях назывался Solar Challenger. Его разработал и изготовил в 1980 году частным образом американский инженер Пол МакКриди, сотрудник компании AeroVironment. Это был одноместный самолет с размахом крыла 14,3 м и длиной 8,8 м. Масса пустого самолета равнялась 90 кг, в воздух он был способен поднять 70-килограммовый груз, то есть пилота.

Всю верхнюю поверхность крыла занимали 16128 ячеек солнечных батарей, которые вырабатывали мощность 2,24 кВт, что эквивалентно примерно 3 л.с. Батареи питали два электродвигателя. Solar Challenger развивал скорость в 64 км/ч и имел потолок 4300 м. Вполне понятно, что продолжительность полета зависела от метеорологических условий. В ясный летний день МакКриди удавалось продержаться в воздухе до 11 часов.

Пересечение Ла-Манша американский инженер совершил в процессе перелета из Кормей-ан-Вексен (около Парижа) на аэродром Мэнстон (графство Кент), продолжавшийся 5 час. 23 мин. За это время Solar Challenger преодолел расстояние в 302 км.

В новом тысячелетии самолеты на солнечных батареях стали более совершенными. «Солнцеплан» HB-SIB швейцарской компании Solar Impulse, основанной Бертраном Пикаром, обладает мощностью в 30 кВт. За счет использования аккумуляторов большой емкости он способен держаться в воздухе более суток. В планах у Пикара совершить кругосветный перелет с пятью посадками.

Не покладая рук

Все началось в 1785 году, когда французский механик Жан Пьер Бланшар перелетел через Ла-Манш на усовершенствованном воздушном шаре. Изобретенный и испытанный Этьеном Монгольфье шар перемещался по воздуху в зависимости от направления ветра. Бланшар же применил для управления полетом специальные машущие крылья — своего рода «воздухоплавательные весла».

Тренировки с целью перелета на английский берег Бланшар начал в 1784 году. А 7 января 1785 года он осуществил мечту, взяв в экипаж своего американского друга — доктора Джеффри. Во время полета воздушным путешественникам пришлось трудиться изо всех сил, управляясь с веслами. После приземления их руки были покрыты кровавыми мозолями.

Традиционалисты

Более ста лет в воздушном пространстве между Францией и Англией ничего принципиально нового не происходило. И лишь 25 июля 1909 года протарахтел 70-сильным мотором биплан Blériot XI, ведомый опытным авиатором Луи Блерио. 38-километровый отрезок над проливом по пути из Кале в Дувр самолет преодолел за 36,5 мин.

Надо сказать, что это достижение для самого самолета было пустячной прогулкой. Потому что это была серьезная для своего времени машина. Blériot XI был самолетом-разведчиком, выпущенным в количестве 100 экземпляров. Его скорость равнялась 106 км/ч, а продолжительность полета превышала 3,5 часа.

После исторического полета самолет был приобретен у Луи Блерио газетой Le Matin. А затем он навечно переселился в Музей искусств и ремесел.

Как ни странно, первый планер перелетел через Ла-Манш значительно позже — 30 лет спустя. Хоть планеры уже давным-давно освоили куда более длинные трассы. 22 апреля 1939 года перелет совершил пилот Джеффри Стефенсон на планере Слингсби «Галл».

К безмоторному типу перелетов относилась и акция шести британских военных парашютистов, которую возглавлял бравый сержант Боб Уолтер. Покинув самолет над Дувром на высоте 7620 метров, они приземлись в Сангатте.

Оседлавший хай-тек

26 сентября 2008 года 49-летний бывший военный пилот Ив Росси из Швейцарии на высоте 2500 метров на французской стороне пролива выпрыгнул из самолета. К спине у него был прикреплен ранец-фюзеляж с монокрылом. Стабилизировав тело в пространстве, он включил 4 турбореактивных двигателя, работающих на авиационном керосине. И на скорости 190 км/ч устремился к британскому берегу. Полет занял меньше 10 минут. На британской территории Росси «попозировал» теле- и фотокамерам, совершив несколько пилотажных фигур. После чего раскрыл парашют и спокойно приземлился.

Надо сказать, что это был не предел скорости реактивного ранца, она может превышать 300 км/ч. К недостатку такого способа передвижения следует отнести непродолжительность полета, поскольку реактивные двигатели сжигают огромное количество топлива.

Опора на собственные силы

К созданию мускулолетов — летательных аппаратов, приводимых в движение мышечной силой человека, изобретатели подступались давно. Процесс подогрел промышленник Генри Кремер, в 1977 году назначивший приз в 100 тыс. фунтов тому, чей мускулолет перелетит через Ла-Манш.

12 июня 1979 года приз завоевала команда американских конструкторов во главе с Полом Макриди. Созданный коллективными усилиями мускулолет самолетного типа Gossamer Albatross преодолел кратчайшее расстояние между Англией и Францией за 2 часа 49 минут. Вел «Альбатроса» к французским берегам, то есть изо всей силы вращал педали, американский велосипедист-любитель и дельтапланерист Брайан Аллен. Он летел на высоте до двух метров над водой, его скорость на некоторых участках достигала 29 км/ч. При этом в равномерном режиме Аллен развивал мощность в 0,4 л.с. Но при возникновении даже небольшой турбулентности нагрузка существенно возрастала.

Создателям Gossamer Albatross удалось решить одну из наиболее актуальных проблем создания мускулолетов - снизить вес летательного аппарата до 30 килограммов. И это при том, что машина имела внушительные размеры: длина — 10 м, высота — 4,9 м, размах крыла — 30 м, площадь крыла — 45,3 кв.м. Это удалось за счет использования в конструкции углеродистого волокна и вспененного полистирола, упакованного в тончайшую пластиковую пленку.

Погоня за химерой

Существует категория изобретателей, которые намереваются перелететь Ла-Манш на махолете — летательном аппарате, приводимом в движение взмахами крыльев. Причем в роли «махателя» выступает не двигатель, а человек. И это очень похоже на проблему создания вечного двигателя.

Серьезные люди, вооружившись математическим аппаратом и учитывая фундаментальные физические законы, посчитали, что для поднятия в воздух махолета с человеком на борту необходимо махать крылом площадью 12−16 кв. м. с частотой 1 Гц. Для этого требуется развивать мощность, превышающую 10 л.с. В то же время некоторые спортсмены экстра-класса могут генерировать мощность не более 2,5 л.с., удерживая такой уровень нагрузки до 5 минут.

Поэтому серьезные люди пытаются строить махолеты с двигателями. Но и в этом случае летают лишь небольшие модели. Ни один пилотируемый махолет с двигателем ни разу самостоятельно не поднялся в воздух.

svpressa.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>