Кто первым обогнул земной шар


Кто первым обогнул земной шар?

Кажется, порой судьба специально накидывает на прошлое этого человека завесу тайны. Он мог бы прославиться при жизни, но этого почему-то не случилось. Его кругосветная экспедиция признана высшим достижением эпохи географических открытий, но произошло это спустя несколько веков после того, как Фернан Магеллан сложил голову на одном из Филиппинских островов — Мактане. Именно благодаря ему стало известно, что мир гораздо больше, чем считалось раньше, а шарообразность Земли была доказана на практике. Однако и эти удивительные заслуги современники Магеллана попытались приписать другому человеку. Лишь история все расставила по своим местам…

О его детстве известно немногое. Где-то в начале 1480-х годов в одной из провинций Португалии в семье дворянина Магельяниша родился сын, которого назвали Фернаном. В весьма нежном возрасте мальчика отправили в Лиссабон, где он стал пажом при дворе короля Жуана II. Как раз в те времена мореплаватели открывали новые земли, совершая опасные, но чарующие своей романтикой походы к далеким островам.

Фернану исполнилось 25 лет, когда он в качестве простого матроса отправился в свое первое путешествие. Весной 1505 года вместе с полутора тысячами молодых португальцев он двинулся на завоевание восточных мусульманских земель. Флотом командовал адмирал дон Франсишко Алмейда, который должен был отстаивать интересы Португалии в Индии и других дальних странах. Магеллан прекрасно проявил себя во время этого похода: он принял участие в битве с двадцатью мусульманскими судами, неожиданно напавшими на одиннадцать португальских кораблей, и проявил при этом завидную отвагу.

Однако судьба сложилась таким образом, что в следующее плавание Магеллан отправился лишь летом 1513 года, когда в Португалии уже правил король Мануэл I. На этот раз в задачу экспедиции входило усмирение мавританских повстанцев, которые не желали платить дань португальскому королю, в Марокко. Результатом этого похода для Фернана стали гибель его коня и ранение в ногу, после которого он остался хромым на всю жизнь. Кроме того, кто-то пустил слух о том, что Магеллан занимался контрабандой. Вернувшись ко двору и не получив ни чинов, ни наград, моряк почувствовал, что лишился королевского расположения.

И все-таки Фернан попытался заинтересовать короля Мануэла своим проектом морской экспедиции, который родился у него во время путешествия в Марокко: что если попробовать добраться до Островов Пряностей (Сан-Хулиан, возле острова Борнео) не обычным путем через Атлантический и Индийский океаны на восток, а через Тихий океан — на запад! Король некоторое время рассматривал предложенную ему географическую карту, а потом отрицательно покачал головой: он не любил авантюр. Кроме того, Португалия в то время процветала и была единоличной владычицей на водном пути из Европы в Индию. После этого разговора Магеллан подал в отставку. Ее немедленно приняли.

Однако идея, что, отплыв из Европы на запад, можно достичь Островов Пряностей, расположившихся на востоке, уже не оставляла мореплавателя. Для того чтобы воплотить ее в жизнь, 37 летний Фернан собирался покинуть Португалию и поселиться в Испании. Однако прежде, чем совершить решительный шаг, он посоветовался со своим другом — астрономом и астрологом Руем Фалейро. Получив одобрение последнего и заручившись поддержкой богатых купцов и знатных вельмож, он вновь отправился со своим проектом к королю, но теперь уже к королю Испании Карлу V Кастильскому. Молодой король неожиданно заинтересовался проектом Магеллана. Его восхитила мысль о том, что можно, отправившись на запад, оказаться, в конечном итоге, на востоке. Вскоре Карл заключил с Магелланом договор, согласно которому к Островам Пряностей отправлялась экспедиция из пяти кораблей. Король обещал в течение ближайших десяти лет не отправлять по пути, которым собирался двигаться Магеллан, ни одного судна. Кроме того, в случае удачного завершения предприятия, он гарантировал отважному мореплавателю определенную часть доходов. Магеллан начал снаряжать экспедицию.

И вот тут-то португальское правительство призадумалось: возникала опасность того, что Испания откроет новый, никем еще не изведанный путь в Индию. Для того чтобы помешать осуществлению плана бывшего подданного Португалии, в ход были пущены самые проверенные средства: попытки подкупа и шантаж, распускание слухов о полной бессмысленности подобной экспедиции… К Магеллану даже подсылали наемных убийц. Однако все было напрасно. В августе 1519 года пять кораблей — «Виктория», «Консепсьон», «Сан-Антонио», «Сантьяго» и «Тринидад» — с командой в 250 человек отправились из Севильи в поход, которому предстояло стать первым в истории человечества кругосветным путешествием.

Капитаном «Тринидада» был сам Магеллан. Скажем сразу, что вернуться в родной город удалось лишь восемнадцати счастливчикам, остальные, в том числе и Фернан Магеллан, сложили голову в далеких странах. Среди вернувшихся был молодой итальянец Антонио Пагафетта, родом из Виченцы, который во время похода изо дня в день записывал в свой дневник наиболее поразившие его события. Благодаря этим записям мы теперь знаем, какие невероятные трудности приходилось ежечасно преодолевать членам экспедиции. По словам Пагафетты, капитан-генерал Магеллан был человек «благоразумный, добродетельный, заботящийся о своей чести». Однако из-за того, что он был португальцем, капитаны-испанцы других судов его недолюбливали. Чувствуя это, Магеллан, во избежание беспорядков, не спешил сообщать об истинной цели путешествия: пройти к Островам Пряностей не восточным, а западным путем. Кроме того, как пишет Антонио Пагафетта, он не спешил раскрывать свои карты, «чтобы его люди от удивления или из страха не передумали идти с ним в это плавание».

Приняв на борт запас воды и провианта на Канарских островах, флотилия отправилась вдоль побережья Западной Африки и в середине декабря оказалась у берегов Бразилии. По пути Пагафетта записал в своем дневнике: «Мы видели огромных рыбин с ужасными зубами, которые поедают людей живыми и мертвыми, если находят их в океане». Команды всех пяти судов высадились на берег в том районе, где ныне находится столица Бразилии Рио-де-Жанейро. «Нас, видно, приняли за посланцев небес, — отметил Пагафетта. — В течение двух месяцев до нашего прибытия стояла страшная засуха, но стоило кораблю Магеллана причалить к берегу, начался ливень… У дикарей, обитавших в тех местах, были странные лодки, выдолбленные из целых древесных стволов… Над нашими головами носились несметные количества разноцветных попугаев, оглашавших окрестности гортанными криками… За топор или нож местные жители готовы отдать в рабство своих дочерей, но жен не меняют ни на что». В этих благословенных местах мореплаватели вновь пополнили запасы провианта, тем более что в обмен на карманное зеркальце или же ножницы здесь можно было выменять огромное количество продовольствия.

Вскоре корабли продолжили свое плавание к югу вдоль неизведанных берегов. Путешествие затягивалось: Магеллан внимательно изучал каждый залив, стараясь найти пролив, который вывел бы его к другому морю. Приближалась антарктическая зима, а пролива все не было. Производя разведку, судно «Сантьяго» разбилось на рифах, и в конце марта 1520 года Магеллан приказал бросить якорь и встать на зимовку возле места, где ныне располагается аргентинский город Сан-Хулиан. Местных индейцев, отличавшихся высоким ростом, моряки стали называть патагонами (большеногими — с испанского), а страна получила имя Патагония. По словам Пагафетты, морякам удалось захватить двух гигантов в плен. Как оказалось, индейцы могли, не моргнув глазом, слопать целый бочонок сухарей. А когда запасы провианта иссякли, они поедали крыс целиком, даже не снимая с них шкуру. Один из гигантов сумел выжить во время трехлетнего путешествия, его привезли в Севилью, окрестили, дав ему имя Павел…

Наступали холода, провизия заканчивалась, и на кораблях начал назревать мятеж. В конце концов команды кораблей «Виктория», «Консепсьон» и «Сан-Антонио» взбунтовались. Узнав об этом, Магеллан во главе вооруженного отряда отправился на «Викторию» и подавил восстание. Зачинщика беспорядков Луиса де Мендосу четвертовали и выбросили за борт. Затем был казнен капитан судна «Консепсьон», который пытался возглавить экспедицию вместо Магеллана и повернуть корабли назад. В результате карательной операции были схвачены, заперты в трюмах и приговорены к смерти 38 матросов. Однако, поразмыслив, капитан-генерал решил, что больше пользы будет, если отсрочить исполнение приговора и разрешить морякам вернуться к своим обязанностям. С этого момента авторитет Магеллана стал непререкаемым.

В октябре 1520 года корабли вновь пустились в плавание. «Мы подошли к двум островам, где гнездились гуси, а также водились морские котики. Сколько было гусей, сосчитать невозможно. Мы начали охоту, и за час на палубах наших кораблей лежали горы из тушек. Гуси эти — черные, покрытые необычными перьями. Они плавают как рыбы, а не летают. Они были такими жирными, что мы не ощипывали их, а снимали перья вместе со шкурой. Клювы у них как у ворон». Морские котики также поразили воображение корабельного летописца, и им он посвятил в своем дневнике не одну страницу. «Если бы эти животные, — рассуждал он, — могли бегать, они были бы опасны, однако они не вылезают из воды, плавают как рыбы и рыбой питаются».

21 октября впередсмотрящий заметил огромный мыс, выдававшийся в море. Поскольку в тот день отмечали праздник святой Урсулы и 11 тысяч девственниц, Магеллан назвал открытую землю мысом Девственниц. Сразу за мысом открывался залив, и капитан-генерал, скорей, уже по привычке, чем в надежде на удачу, приказал его обследовать. Какова же была его радость, когда вернувшиеся с разведки команды двух судов доложили, что обнаружили вход в пролив, который столь долго и безуспешно искали.

Магеллан собрал совет капитанов, на котором заявил: «Теперь вы можете вернуться в Испанию тем путем, которым прибыли сюда. Однако продовольствия осталось совсем мало, и удастся ли вам добраться до Севильи самостоятельно, никто не знает. Я же собираюсь продолжать свой путь в неизведанное». Посовещавшись, капитаны решили двигаться дальше вместе с Магелланом.

Началось 38-дневное безумно опасное путешествие из Атлантического в Тихий океан. Корабли осторожно шли по узкому, извилистому проходу между скал. Ветер все время был встречным, что еще больше затрудняло продвижение. Во время этого изнуряющего перехода пропало судно «Сан-Антонио». В течение нескольких дней остальные корабли искали пропажу, не догадываясь о том, что «Сан-Антонио» предательски изменило курс и направилось к берегам Испании. Вернувшись, капитан судна обвинил Магеллана в измене интересам испанского короля, и его жена с ребенком вскоре умерли в бедности…

28.10.1520 года три судна под командованием Фернана Магеллана вышли в Тихий океан из пролива, который впоследствии назовут именем отважного капитан-генерала, и отправились в неизведанное. Мореплаватели предполагали, что до Островов Пряностей осталось около месяца пути, однако они недооценивали истинных просторов океана. В течение почти четырех месяцев шли они вперед, встретив на пути лишь два скалистых острова без малейших признаков растительности и пресной воды. «Мы питались сухарной пылью, кишевшей червями, — писал Антонио Пагафетта. — Это месиво воняло крысиной мочой. Мы пили желтую гнилую воду, от которой страдали животами. Мы дошли до того, что начали обдирать и есть воловью кожу, которой была обтянута грот-мачта. Кожа была такой твердой, что приходилось четыре-пять дней вымачивать ее в морской воде, а затем на несколько минут класть поверх горячих угольев. Лишь после этого ее можно было с трудом прожевать и с отвращением проглотить. В конце концов мы начали поедать древесные опилки. Крыс, пойманных в трюме, моряки продавали по полкроны за штуку, но их было мало. Мы считали крыс настоящим деликатесом. От цинги и других болезней скончались 19 человек».

И вот 6 марта 1521 года корабли наконец-то подошли к каким-то островкам неподалеку от острова Гуам, где моряки впервые за долгое время наконец-то смогли поесть рыбы и фруктов, вволю напиться пресной воды. Однако и здесь не обошлось без приключений. Аборигены попытались стащить с одного из кораблей шлюпку, после чего Магеллан нарек острова Воровскими, приказал убить неудачливых похитителей и сжечь их хижины. Завершив расправу, три корабля отплыли на Филиппины.

На одном из островов Магеллан неосмотрительно вмешался в межплеменные распри аборигенов и был убит. Он так и не доплыл до Островов Пряностей западным путем, но, совершив первое в истории человечества кругосветное путешествие, доказал, что такой путь существует.

8 ноября 1521 года оставшиеся от экспедиции корабли «Виктория» и «Тринидад» достигли вожделенных островов. «Тринидад» отправился в Южную Америку, а в сентябре 1522 года «Виктория» возвратилась в Севилью. Груз пряностей на ее борту окупил все расходы экспедиции, а капитану корабля Хуану Элькано была назначена пожизненная пенсия. Кроме того, его произвели в рыцари, а на гербе поместили земной шар, с надписью: «Ты первый обошел вокруг меня».

Таким образом судьба вновь повернулась к Магеллану спиной. У него была отобрана даже посмертная слава, которую удалось восстановить лишь через многие годы. И сейчас Фернан Магеллан справедливо считается первым человеком, который, преодолев три океана, впервые совершил кругосветное путешествие.

mostinfo.su

Кто из капитанов первым обогнул Землю ?

Первый капитан, обогнувший Землю был Хуан Себастьян Элькано. А разве не Магеллан? Конеч­но, нет! Магеллану это сделать не довелось.

Фернандо Магеллан происходил из знатного, но небо­гатого дворянского рода. В 1492-1504 годах он был пажом португальской королевы. Изучал навигацию, астрономию, космографию. В 1505-1513 годах Магеллан принимал учас­тие в морских сражениях с арабами, после чего получил чин капитана.

В 1517 году Магеллан перешел на службу к испанско­му королю Карлу, которому и предложил проект большого плавания. Его целью было найти западный путь к богатым пряностями Молуккским островам Малайского архипела­га в Индонезии.

Дело в том, что в 1493 году буллой папы римского была закреплена линия демаркации, проходившая вдоль мери­диана неподалеку от островов Зеленого Мыса. Новые зем­ли, открытые к западу от нее, отходили в собственность Испании, восточнее — Португалии.

Магеллан взялся отправиться на Запад и достичь Мо­луккских островов, таким образом доказав их принадлеж­ность Испании. Чтобы осуществить задуманное, Магелла­ну предстояло найти пролив, связывающий Атлантический океан с Южным морем, как тогда называли Тихий океан.

Эти воды были открыты европейцам в 1517 году конкис­тадором Васко Нуньесом де Бальбоа. 22 марта 1518 года проект был утвержден и Магеллан назначен руководителем флотилии. Участникам плавания обещали двадцатую часть захваченных богатств.

20 сентября 1519 года пять небольших судов — «Три­нидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсьон» и «Вик­тория» — вышли в море. На них в плавание отправилось 265 моряков. Ни о каком кругосветном путешествии речь не шла. Это было коммерческое предприятие, и, загрузив­шись пряностями, Магеллан собирался вернуться тем же путем, каким добрался до островов.

В конце декабря экспедиция достигла Ла-Платы и в те­чение месяца тщательно обследовала залив. Однако найти из него выход в Южное море не удалось, его просто не было. 2 февраля 1520 года суда двинулись дальше вдоль атлантического побережья Южной Америки. На ночь ко­рабли вставали на якорные стоянки, так как Магеллан бо­ялся в темноте не увидеть пролив, который он так упор­но искал. Так продолжалось до 31 марта, когда Магеллан принял решение встать на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Недовольные условиями плавания и безрезультатностью поисков, экипажи трех кораблей взбунтовались, требуя возвращения в Испанию. Магеллан жестоко подавил бунт. Но неприятности на этом не закончились. 22 мая послан­ный на разведку вдоль побережья корабль «Сантьяго» раз­бился о скалы.

В сентябре 1520 года четыре оставшихся судна сня­лись с якорей и взяли курс на юг. И, наконец, в последних числах октября обнаружили пролив, который так долго искали. Сегодня он носит имя Магеллана. Корабли медленно шли вдоль узкого извилистого фарватера, опасаясь скал и рифов. Больше месяца потребовалось им на этот, в общем-то, недлинный путь. Когда же шедший первым «Сан-Антонио» покинул пролив, он самовольно повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, вернулся в Испанию.

Три корабля продолжили плавание к берегам Азии. Во время этого трехмесячного перехода экспедиция не по­пала ни в один шторм, и Магеллан переименовал Южное море в Тихий океан.

На кораблях был практически исчерпан запас питье­вой воды, съестные припасы испортили крысы, от болез­ней погибла большая часть экипажей.

Наконец, 24 января корабли достигли архипелага Туамоту, но лишь 6 марта моряки получили возможность сойти на берег одного из Марианских островов. Впервые за 99 дней плавания появилась возможность пополнить запасы питьевой воды и добыть свежую пищу.

Весной 1521 года суда достигли островов у восточного побережья Азии. Сегодня мы называем эти острова Фи­липпинскими.

Как и все захватнические плавания того времени, экс­педиция Магеллана приступила к подчинению местного населения Испании. В одной из многочисленных стычек с аборигенами 27 апреля Магеллан погиб. Решено было уходить. Раджа острова Себу, уже присягнувший на вер­ность королю Испании, пригласил испанцев на прощаль­ный пир. На изрядно выпивших завоевателей напали, и 24 моряка оказались убиты.

В живых оставалось 115, что было явно недостаточно для управления тремя парусниками. Поэтому «Консепсьон» решили сжечь. Два оставшихся корабля подняли паруса и вышли в море. Немногочисленная команда, лишенная руководства, еще несколько месяцев добиралась до нахо­дящихся не столь далеко Молуккских островов.

Наконец цель экспедиции была достигнута. Западный путь к островам найден. Трюмы были заполнены прянос­тями, и суда готовились к возвращению, когда пришла весть о том, что португальский король объявил Магеллана предателем и отдал приказ взять суда в плен. И корабли срочно вышли в море. «Тринидад» взял путь на восток к испанским владениям в Панаме. Однако встречные вет­ра вынудили корабль вернуться на острова, где он был захвачен португальцами. Экипаж отослали на каторгу в Индию.

«Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано отправилась на запад в обход Африки. 6 сентября 1522 года, спустя 1081 день после начала экспедиции, на испанский берег суждено было сойти лишь 18 оставшимся в живых морякам. Вот эти 18 и были первыми, кому уда­лось обогнуть земной шар, чему в немалой степени спо­собствовал случай. Ведь лишь угроза быть захваченным португальцами заставила Элькано пойти на запад, а не тем путем, который уже был пройден.

Как бы там ни было, но именно он, Хуан Себастьян Элькано, стал первым капитаном, проведшим корабль вокруг земного шара.

zablugdeniyam-net.ru

Кто первым в одиночку пересек весь земной шар?

Каким он был? Почему решил бросить вызов стихии? Имел ли право рисковать собой, ведь к тому времени, когда он решился на «кругосветку», на карте Земли оставалось не так уж много «белых пятен»?

Итак, Джошуа родился в семье фермера в провинции британской Канады на полуострове Новая Шотландия. Дед будущего романтика был потомственным моряком, а вот отец, прекрасно ладивший с морем, пахал землю и требовал от сына того же. Детство у мальчишки закончилось уже в 8-летнем возрасте, а уже через четыре года отец заметил, что сын вместо того, чтобы махать мотыгой, закрывшись в сарае, мастерит модель парусника. «Романтику» пришлось выбивать розгами, а разломанные обломки парусника были развеяны по всему двору. Как вы думаете, чего добился отец? Только того, что сын сбежал. Причем, на беду Слокама-старшего, в порту как раз отчаливало рыболовное судно, куда Джошуа и устроился юнгой.

За первые пять лет корабельной службы юный матрос дважды обогнул мыс Горн, побывал в Китае и тяжело заболел любовью к морю! А в 18 лет смышленого малого назначили вторым штурманом — случай беспрецедентный не только в английском флоте! Еще через семь лет Слокам уже капитан! А потом — пошло поехало! И самое интересное, что и женушку себе подобрал в Сиднее такую же безбашенную! Куда она только с ним не моталась. И даже рождение двух детей не остановило эту смелую женщину. Более того, когда муж купил первый свой небольшой барк, она отправилась с ним в первый коммерческий рейс. Он мог вполне стать последним, так как у берегов Бразилии барк во время шторма затонул, а Слокамы каким-то чудом выбрались на берег.

Каково было остаться в чужой стране с семьей на руках и без гроша в кармане, каждый, наверное, может себе представить. Но Джошуа никогда не знал, что такое отчаяние. Он вначале построил в сельве небольшое жилище, а потом приступил к постройке каноэ. Гораздо позже его сын Виктор вспоминал, что это было самое романтичное путешествие в его жизни, так как оно продолжалось более года!

Уверен, что 99 из 100 жен взяли бы в руки большую ножовку и пилили бы Слокама до конца его жизни. Но спустя несколько лет ситуация повторилась практически один к одному. На этот раз в джунглях Индонезии. Правда, на этот раз Слокам строил не каноэ, а корабль, на котором потом и ходил по морям по волнам.

Но вернемся к кругосветному путешествию. На него Джошуа решился в апреле 1895 года, когда восстановленный им из развалин шлюп «Спрей» сроднился со своим хозяином. И человек, и шлюп знали, что ожидать один от другого. Шлюп имел такие параметры: длина 11,02 м; ширина 4,25 м; водоизмещение 9 т. Наверное, каждый мальчишка хоть раз в жизни исполнял 11-метровый штрафной удар (пенальти). Именно столько было в «Спрее» от носа до кормы.

Маршрут Джошуа определил таким: стартовать из Бостона, пройти к берегам Европы, чтобы потом миновать Средиземное море и через Суэцкий канал и Красное море попасть в Индийский океан. Но не все оказалась так просто. Лишь по счастливому стечению обстоятельств мореплаватель дважды «разминулся» с пиратами, а один раз еле удрал от них у берегов Марокко. После чего решил не рисковать и повернул на запад. Таким образом, маршрут получился таким: Гибралтар — Южная Америка — Самоа — Австралия — Южная Африка — Вест-Индия. Пикантность кругосветке придавало то обстоятельство, что Джошуа Слокам не умел плавать!

24 апреля 1895 года «Спрей» покинул Бостон. Но в Глостере путешественник «застрял» относительно надолго, так как «собирался» в дальнюю дорогу. С собой предусмотрительный путешественник захватил даже железную печку для того, чтобы не питаться всухомятку!

Отважный капитан мог и не дойти до конца. Однажды в открытом океане на «Спрей» обрушилась такая волна, что весь корпус парусника скрылся под водой. Слокама спасло только то, что он инстинктивно схватился за мачту и удержался в этом светопреставлении.

Конечно, Джошуа не летел, как на пожар, на своем «Спрее», тем более что молва о путешественнике летела впереди его парусника, и в каждом порту находилось немало людей, желающих поглазеть на Слокама. А в Мельбурне ему предложили взимать плату за посещения судна. Что капитан и сделал. Входной билет стоил 6 пенсов, но люди валили валом, так что моряк хорошо пополнил «судовую кассу».

А всего первое кругосветное путешествие в одиночку длилось три года, два месяца и два дня и завершилось 27 июня 1898 года, когда после полуночи «Спрей» достиг американского побережья.

Еще через полтора года почувствовать себя героем-одиночкой получил возможность каждый, кто купил книгу «Вокруг света в одиночку», написанную Слокамом. Он не был прирожденным литератором, но зато никогда не кривил душой и описывал все предельно точно.

А в 1909 году «Спрей» снова отправился со своим хозяином в кругосветное путешествие. На этот раз Слокам намеревался уложиться в более короткие сроки. Но в том же, 1909 году, парусник пропал без вести. Как водится, в версиях на этот счет не было недостатка. Одни говорили, что он исчез в недрах Бермудского треугольника. Вторые якобы видели Слокама уже после того, как он был объявлен пропавшим. Мол, он решил сбежать от жены и поселился на необитаемом острове, где и сгинул. Третьи утверждали, что «Спрей» в темноте разрезало большое почтовое судно, даже не заметив этого!

Но как бы там ни было, Слокам бросил вызов судьбе и доказал, что и один в поле воин. Если же говорить о «Слокаме Х Х века» Федоре Конюхове, то у россиянина есть несколько задумок: от строительства 50-метровой спортивно-экспедиционной яхты (длина 53 м, ширина — 8,7 м), до путешествия на ледовом буере по Гренландии. Дай Бог всем первооткрывателям удачи и настойчивости! Как видим, умение плавать здесь необязательно! Теги: кругосветка, путешествия, море

shkolazhizni.ru

Неизвестные факты путешествия Магеллана

500 лет назад в Севильский порт прибыл всеми забытый корабль. Его экипаж состоял из восемнадцати изможденных и умирающих от жажды и голода людей. Но этот корабль вернулся из путешествия огромной важности. Он изменил ход истории и повлиял на то, как мы живем сейчас.

Каракка «Виктория» стало первым судном в истории мира, которое обогнуло земной шар. В ходе этого морского путешествия был пересечен великий океан, были проложены новые торговые пути и выяснены истинные размеры нашей планеты. Это был триумф человеческого духа, история смелости и преодоление трудностей, голода и мятежа, героизма и смерти. Она превратила моряка и солдата Фернана Магеллан в одного из самых великих и легендарных людей на планете, но в этом великом географическом открытии имеются некоторые неизвестные факты.

Путешествие Магеллана стало легендой, но реальная история намного сложнее легенды, он не думал совершать кругосветное плавание, но ряд чрезвычайных событий, сделало его эпопею вехой в истории.

Великое путешествие Магеллана началось 21 сентября 1519 года, когда он отплыл из Испании в неизвестность. Флотилию оснастили всем необходимым. На пяти парусных кораблях «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» были люди разных национальностей общей численностью 241 человек. Для капитана Фернана Магеллана это путешествие было реализацией пятилетней мечты. Твердый и решительный португалец ставил на карту всё - славу и богатство, и даже сама жизнь зависели от исхода экспедиции. Среди офицеров был молодой штурман по имени Хуан Себастьян Элькано. Этому испанцу предстояло сыграть важную роль в этом эпохальном плавании. Цели Магеллана были чисто коммерческими - найти для Испании прямой путь к самому ценному тогда товару - пряностям. В XVI веке они ценились больше золота, но для Испании были недоступны.

В 1494 году Папа поделил мир между двумя морскими державами. У Испании были права на западную часть, а Португалия получила весь восток, а именно на восток лежал известный путь к Островам Пряностей нынешним Молуккским островам. Идея первооткрывателя заключалась в том, чтобы найти западный путь к Островам пряности, через испанские воды. Это был дерзкий план, так как раньше никто не проходил по этому пути. Никто не знал, существует ли он, но если его найти Испания станет самой богатой страной на планете, и Магеллан в накладе не останется.

современная реплика каракки «Виктория»

Он получил в команду, и пять парусных судов типа каракка, конструкция которых была рассчитана на длительное плавание в открытом море. Маршрут Магеллана должен был привести его из знакомых вод в неизвестность. Многие считали это невозможным. Для этого требовалась недюжинная смелость. Путь, который предлагал мореплаватель, был заблокирован огромным Южно-Американским континентом. Первооткрыватель считал, что существует пролив южнее Южной Америки.

Капитан не до конца раскрывал свои планы, опасаясь, что многие от страха откажутся сопровождать его в таком долгом плавании, которое собирался предпринять. Люди могли пугаться жестоких штормов в океане, в которые они направлялись.

Но что могло побудить человека, на такое рискованное путешествие. Для начала, нужно понять каким был Фернан Маггелан. О Магеллане известно немного. Это был хороший семьянин, порядочный и не тщеславный человек. Он 8 лет прослужил на португальском флоте в Индийском океане. Здесь он завоевал репутацию бойца, любителя рисков и славы. Но вернувшись домой, его не встречали фанфарами. Португальский двор принял его холодно, и тогда он сказал: «Мной здесь пренебрегают, тогда я уеду в Испанию и сделаю то, что докажет мою правоту. Закончу то, что начал и не довел до конца Колумб, а в процессе обойду Южную Америку, подобно тому как Васко да Гамма обогнул Африку». В годы юности Магеллана эти два мореплавателя рисковали всем в поисках пряностей, и завоевали место в истории. Первооткрыватели вдохновили Фернана Магеллана на великое путешествие в неизведанное - вокруг Южной Америки.

Реализовать этот честолюбивый проект стало его заветной мечтой, и вот, наконец, он ведет эскадра к югу, при этом впервые в жизни командует кораблем и флотом. 3 октября 1519 года погода ухудшилась. Яростные течения и шквалы швыряли парусные корабли из стороны в сторону. Паруса рвало. Так корабли блуждали в различных направлениях, пока буря не улеглась.

Мореплаватель плыл через одно из самых опасных морей в мире, казалось, что штормы никогда не закончатся. Это порядком потрепало и команду. Но Магеллан был полон решимости в отличие от напуганной команды. Разумеется, эти люди постоянно молились, и их молитвы были услышаны. Во время бури к кораблям часто приближался образ Святого Эльма, особенно во время плохой погоды ночью. Святой появлялся в образе горящего огня на верхушке мачты и оставался там более двух часов. Это явление получило название «огни Святого Эльма». Дело в том, что во время грозы облака накапливают мощный отрицательный заряд, электрическое напряжение достигает 30 тысяч вольт на квадратный сантиметр. После этого заряд эффектно разряжается на концах мачт и на острых углах корабля. Моряки давно заметили, что огни извещают об окончании шторма. Поэтому они естественно думали, что это знак помощи свыше. Знамение действительно помогло, силы моряков истощались, но любой современный исследователь подтвердит, причина по которой человек сдается не в теле, а в духе. Визит святого имел реальное влияние, он помог мореплавателям собраться с духом. Спустя почти 4 месяца после отплытия из Испании потрепанная флотилия достигла берегов Южной Америки. Они бросили якорь в дикой бухте там, где однажды появится Рио-де-Жанейро. Затем первооткрыватели отправились на юг, и по пути они увидели много странных и удивительных вещей - бесчисленное множество попугаев, и обезьян мордой похожих на льва, и даже летучих рыб.

Наконец первопроходцы достигли границ известного мира 35 градусов Южной широты, так далеко не забирался ни один европеец. Все шло к тому, что именно здесь Магеллан найдет пролив, поскольку береговая линия сворачивала к западу, и земли на юге не было видно. Это место назвали мысом Санта Мария, мореплаватели полагали, что именно отсюда начинается пролив, ведущий в Южное море. После двух недель исследований открылась горькая правда, это был не пролив, а гигантский залив, протянувшийся на 300 км вглубь и на 200 км в ширину. Это было устье Ла-Платы. Магеллан заплыл в тупик. Его вера в существование пролива пошатнулось, но повернуть назад было немыслимо, и он принял замечательное решение заглянуть за край известного мира, плыть туда где не бывал ни один цивилизованный человек. Он без оглядки пустился на юг вдоль длинного побережья, который назвал Патагонией, навстречу самым бурным на свете морям и зиме.

Мореплаватели продолжали плыть к югу 3 месяца, но пролива не было. Припасы кончались, а дни становились короче. 31 марта 1520 года всего в тысячи миль от Антарктики Магеллан нашел убежище в бухте, которую назвали Пуерто-Сан-Хулиан. К этому времени моряки страдали от холода, голода и потери духа. А когда Магеллан урезал рацион, это стало последним ударом. Капитаны подали петицию, они требовали возвращения в Испанию. Но это было невозможно для человека, который все поставил на карту успеха. Экспедиция была под угрозой. Вскоре все это вылилось в мятеж, который был вскоре подавлен. После этого генерал-капитан приказал устраиваться на зимовку, у них не было опыта в таких делах, а еды оставалось очень мало. Погодные условия ухудшались, один из кораблей «Сантьяго» разбился о скалы, но ничто не могло победить одержимость Магеллана. После семимесячный зимовки мореплаватели снова двинулись на поиски неуловимого пролива. Четыре оставшихся судна плыли вдоль дикого Патагонского побережья, упрямо исследуя один залив за другим. Наконец морякам повезло, они нашли китовый ус, что говорило о близ проходящем маршруте миграции китов. Из этого следовало, что где-то впереди лежит открытое море. 21 октября 1520 года мореплаватели чудом нашли пролив, у мыса который назвали Кабо Вирхенес. Отправившись через множество фьордов и тупиков, мореплаватели все сильнее подозревали, что это еще одна бесплодная попытка. В этом проливе Магеллан потерял второй корабль «Сан-Антонио» намеренно остался в тумане и ушел обратно в Испанию. Это был сильный удар, так как на нем было большое количество провианта, на которое надеялся Маггелан. Оставшиеся три корабля медленно шли к северо-западу. Долго тянулось страшное путешествие через пролив, длина которого как мы сейчас знаем 530 километров. В поисках прошло 38 дней, прежде чем Магеллан услышал новость, который так долго ждал. Впереди лежало открытое море. В этот момент мореплаватель понял, сейчас он стал в один ряд с героями своего детства. Его мечта сбылась, но даже в этот момент личного триумфа Магеллан вряд ли догадывался об историческом значении своего открытия. В последующие 400 лет Магелланов пролив стал главным морским путем в Тихий океан, вплоть до открытия Панамского канала. Это было поразительное открытие, но Магеллан его команда надеялись, что это лишь прелюдия к чему-то более великому, к западному пути на богатые Острова пряностей. 28 ноября 1520 года Магеллан повел флотилию к северу. Погода была настолько хорошей, что Магеллан назвал океан Тихим.

Здесь даже ночное небо было другим. Богобоязненные моряки удивлялись Южному кресту, и замечали на небесах нечто странное - несколько маленьких звезд собранных вместе наподобие двух облаков, а между ними две не очень яркие звезды, которые сильно мерцали. В наше время ученые признали эти звездные тучи ближайшими галактиками, а Магеллановы облака помогли астрономам узнать размеры вселенной и увидеть гибель сверхновых звёзд.

Вскоре флотилия повернула на запад в самое сердце Тихого океана. И не осознанно мореплаватель допустил серьезную ошибку, он думал, что находится в трех днях плавания от Островов пряностей, так как этот расчет был основан на картах того времени. Однако капитану предстояло узнать, что расчеты отличались от действительности на 11 тысяч километров, а эта недостающая часть 28 процентов окружности Земли и есть Тихий океан. Магеллан вел своих людей в безбрежное пространство.

Шли недели. На кораблях начался голод. В ход пошли воловья кожа, покрывавшая грота-реи, чтобы ванты не перетирались. Ели гнилые сухари, крысы уходили по полдуката за штуку, но и за эти деньги их трудно было достать. К концу января Магеллан продолжал вести флотилию на запад, через тысячи километров открытого океана без передышки. Скорей всего в этот момент и у Маггелана появились сомнения о существовании земли. Но спустя 5 месяцев и 20 тысяч километров после выхода из пролива мореплаватели увидели землю на 10 градусе Северной Широты. Это были Филиппинские острова. Совершив подвиг упорства, Магеллан привел флотилию спасения к Островам пряностей, которые лежали всего в неделе плавания к югу. Казалось риск окупился. Эти острова показались им раем - свежая вода, пышные джунгли, в которых было полно фруктов и дичи, а местные жителей казались радушными.

Магеллан начал с того, что провозгласил Филиппины собственностью Испании, главным орудием которого было христианство. Уверенный в себе и своем оружии капитан принял роковое решение, чтобы укрепить свой авторитет у местного крещеного вождя. Он решил напасть на его соперника с соседнего острова, который отказался принять христианство. На борту «Виктории» в ночь перед атакой испанские моряки веселились. Они были уверены в себе, но Лапу-Лапу вождь племени острова Мактан воспринял угрозу мореплавателей всерьез. Он собрал самых сильных воинов, и вызвал духов войны.

На рассвете 27 апреля Магеллан и 50 моряков высадились на побережье Мактан, чтобы сразиться с непокорными вождем и сотнями воинов. Хотя враги превосходили в численности, Магеллан верил в победу - он рассчитывал на испанское оружие и доспехи. Но капитан совершил раковую ошибку - он прибыл во время отлива, и мореплавателям пришлось километр грести до берега, а для пушечных выстрелов было далеко. Вначале битвы испанцы быстро израсходовали боеприпасы, и орда Лапу-Лапу пошла в атаку. Враги узнали Магеллана, и один из них всадил ему в левую ногу копьё. Капитан упал. Затем туземцы бросились на него с железными пиками и бамбуковыми палками. Магеллан долго держался, но его задавили количеством.

Магеллан не обошел вокруг света, он даже не добрался до Островов пряностей, его убили на Филиппинах. Это была трагедия положившая конец всему путешествию. Все его мечты закончились здесь, и закончились навсегда. Но тут возникает парадокс, если предположить что Магеллан, не погиб бы в битве, а добрался до Островов пряности, то, скорее всего он тем же путем как приплыл, вернулся бы в Испанию. А раз так, если бы не один человек, который решил попытать удачу, вероятнее всего эпохальное плавание Магеллана не было бы таким знаменитым и известным.

неизвестный мореплаватель Хуан Себастьяна Элькано

Смерть Магеллана могла повлечь разброд, однако испанцы знали, что Острова пряностей так близко, что их можно практический учуять. Первооткрыватели на двух кораблях отправились на поиски островов. Командование каракки «Виктория» принял новый капитан Хуан Себастьян Элькано. Его роль во всем путешествие незаслуженно принижают, благодаря ему, испанцы наконец добрались до Островов пряностей. Путешествие длиной 28 тысяч километров обошлось сотни жизней, включая Магеллана, и осуществили его мечту.

Хуан Себастьян Элькано и его команда знали цену пряностей, которыми являлись не что иное как плоды гвоздичного дерева. С одного дерева можно собрать около 3 кг, и стоили дороже золота.

Но чтобы стать богатым, пряности необходимо доставить в Испанию. Для этого Элькано предстояло сделать выбор, возвращаться по пути, которым мореплаватели пришли или продолжать идти на запад. В итоге один корабль выбрал восток, другой запад. «Тринидад» отплыл на восток в Тихий океан, но вскоре попал в руки португальцам. Драгоценный товар был конфискован, судно сожжено, а команда была брошена в тюрьму. Элькано на «Виктории» поплыл на запад. Испания была в 20 тысячах километрах. Путь пролегал через португальскую сферу влияния. Чтобы избежать захвата он шел не отмеченными на карте водами. Через 2 месяца и почти 5000 километров их начало трепать ужасными штормами. Запасы провизии снова подошли к концу. Цингой заболело 30 человек, 19 из которых умерло. По иронии судьбы экипаж не знал, что они сидели на грузе гвоздики, содержащей витамин C, который мог бы их спасти. Элькано избежал цинги, потому что ел желе из айвы. Оно содержало достаточно витамина C, чтобы защитить себя от болезней.

Хуан Себастьян Элькано направил «Викторию» через бескрайние воды океана мимо мыса Доброй Надежды и островов Зеленого мыса обратно в Испанию. Из 240 людей, которые отправились в путь, вернулась жалкая горстка. Они выжили и рассказали историю величайшего плавания начатого Магелланом тремя годами раньше.

В понедельник 8 сентября 1522 года Элькано бросил якорь в гавани порта Севилья. Из 60 отплывших с Молуккских островов осталось только 18 моряков. А каракка «Виктория» стала первым судном, обогнувшим земной шар. Великий мореплаватель Хуан Себастьян Элькано был удостоен особого герба, в котором земной шар опоясанный лентой с надписью: «Ты первый обогнул меня».

карта кругосветного путешествия Фернана Маггелана и Хуан Себастьяна Элькано

Даже пять столетий спустя кругосветное путешествие по-прежнему значительное достижение. Плавание «Виктории» вошло в историю, а надежды экипажа так и не сбылись, они не стали богатыми. Пряности продали с выгодой, но почти всю прибыль получила королевская казна, ведь экспедицию снаряжали за казенный счет. Хуан Себастьян Элькано через 4 года послали повторить кругосветное плавание и закрепить Острова пряностей за Испанией, однако в Тихом океане он умер от цинги.

Фернан Магеллан ставший легендой, даже не закончил путешествие, но именно его называют первым человеком, совершившим кругосветное плавание. И только в Испании вам скажут, кто стал первым кругосветным мореплавателем. Им был Хуан Себастьян Элькано. А люди, которые плыли с ним, совершили одно из величайших географических открытий. Это путешествие окончательно определило форму и размеры Земли, оно навсегда изменило географический, духовный и политический ландшафт планеты.

kliper2011.mirtesen.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>