Кто первый сформулировал принцип природосообразности


Что такое принцип природосообразности? :: SYL.ru

Принцип природосообразности представляет собой один из ключевых аспектов социальной педагогики. Идея заключается в том, что работник в рамках практической деятельности должен в первую очередь обращать внимание на естественные факторы развития ребенка. Принцип природосообразности предлагает учитывать все аспекты окружающей среды, оказывающие влияние на маленького участника социума. Основные характеристики, посвященные такому подходу, в обилии встречаются в педагогических, философских, психологических работах. В настоящее время издано довольно много трудов, рассматривающих разные аспекты принципа природосообразности. Современный социальный педагог, заинтересованный в качественной практике и успешности работы, должен уделять внимание такому подходу для достижения оптимальных результатов.

Как все начиналось?

Впервые принцип природосообразности был отражен в работах Коменского. Именно этой идее посвящен самый знаковый труд автора – «Великая дидактика». Принцип природосообразности Коменского предлагает рассматривать человека как составной элемент природы. Из этого следует, что всякая особь подчиняется всеобщим законам нашего мира, главенствующим над всеми видами. Человек находится в подчинении у тех же правил, что и растения, животные.

Принцип природосообразности Коменского гласит, что рождение всегда ведет за собой воспитательную работу – это единственный способ возможное превратить в реальное. Автор в своих трудах оперировал не только лишь общими закономерностями, которым подчинен наш мир, но также особенностями психологического развития ребенка. Коменский выдвинул идеи построения воспитательной, образовательной системы. В качестве базы для принципа природосообразности обучения были использованы возрастные особенности, свойственные детству, подростковому периоду, юношеству.

Вперед шаг за шагом

Развитием этой идеи стал принцип природосообразности Руссо. В своих работах известнейший французский автор рассматривал педагогические теории, социальные, воспитательные, а также предлагал системы построения наиболее эффективного подхода к образовательному процессу. По мнению Руссо, необходимо подчинять образование, воспитание малолетних природным законам, и мыслитель подчеркивал, что природа требует от детей вести себя по-детски до момента взросления.

В работах Руссо принцип природосообразности обучения и воспитания сформулирован как идея, в основании которой – воспитание, которое человеку дает собственно природа. Эту линию необходимо продолжать внутренним образованием, развивая способности каждого. Задача взрослого – не только передавать ребёнку знания, но и помогать совершенствовать органы чувств.

Разум и чувства

Если обратиться к трудам Руссо, можно найти заключения относительно развития принципа природосообразности: процесс необходимо настроить таким образом, чтобы ребенок не только обучался, развивался, но и постепенно готовился к будущей взрослой жизни, в то же время сделать это так, чтобы не лишить его детства. Природа ребенка – вот то, что, как отмечал Руссо, должно быть на первом плане. Именно в подражании ей заключается принцип природосообразности в педагогике, которому должен подчиняться воспитательный процесс.

Особенность сформулированной французским мыслителем теории была не только в содержательных аспектах, но и в подходе к организационным вопросам обеспечения воспитания. Руссо предлагал по возможности с самого рождения до достижения совершеннолетнего возраста дать ребенку шанс развиваться в природных условиях. Его принципы природосообразности, культуросообразности были дополнены проработанной шкалой взросления, разбивающей человеческое детство на строго ограниченные периоды.

Идеи развиваются

Следующий значимый вклад был сделан Песталоцци. Принцип природосообразности, в его понимании, на практике был воплощен в детском приюте, открытом на средства и по инициативе этого педагога из Швейцарии. В приют принимались беспризорники, дети, оставшиеся без семей. По мнению Песталоцци, принцип природосообразности воспитания заключался в гармоничности, разносторонности развития человеческих способностей, сил, данных ему природой. Развитие должно реализовываться в полном согласии с природными явлениями, законами, логикой.

Принцип природосообразности воспитания Песталоцци в некоторой степени конфликтовал с идеями Руссо, поскольку швейцарский педагог не стремился идеализировать детство, ребяческую природу. По мнению этого деятеля, ребенок может развивать свои способности только при условии наличия внешней помощи, то есть, как образно было отражено в его трудах, воспитание представляет собой здание, стоящее на крепком скалистом фундаменте природы. По мнению Песталоцци, воспитание, несочетаемое с декларированными им принципами, ложно и неверно.

Немецкий подход

Следующим шагом развития идеи стал принцип природосообразности Дистервега. Это педагог, научный работник, живший на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий, во многом придерживался сходных со своим швейцарским коллегой взглядов. В частности, он утверждал, что принципы воспитания (природосообразность, культуросообразность) являются наиболее важными, значимыми при работе с детьми.

Исключительно ценные с точки зрения педагогики труды Дистервега содержат упоминание необходимости следования за человеческим развитием, протекающим естественным образом. Важно учитывать это в воспитательной, образовательной работе. Задача педагога – не просто передавать знания, но еще и учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого, помогая ему развивать самые сильные стороны. Дистервег считал, что декларированный им и его коллегами принцип вечен и не подвержен изменениям, равно как и сама человеческая природа.

Вклад русских мыслителей

Указанные теории в девятнадцатом столетии привлекли внимание российских деятелей науки, передовых умов в области разработки подходов к воспитанию нового поколения. В частности, особенный интерес представляют сохранившиеся до настоящего времени труды Ушинского, наиболее значимой работой которого принято считать «Человек как предмет творения». Это сочинение, посвященное не только педагогике, но во многом – психологии, рассматривает правила, принципы, которым следует подчинять воспитательный процесс. Одновременно Ушинский обращает внимание, что только лишь знание такой информации еще не может быть залогом успеха, и педагог должен учитывать в своей работе природные законы, применяя их в конкретном случае с учетом особенностей ребенка, доверенного ему на воспитание.

Ушинский стал автором довольно ценных педагогических программных наработок, где подробно обосновано, по каким причинам столь важно сперва исследовать физиологические, гигиенические, психологические основы, только после этого переходить к педагогике. Ушинский призывал уделять внимание рассудку, волеизъявлению, чувствам, эмоциям, способности к воображению, памяти обучаемого. Только проведя подготовительную работу, педагог, как указано в трудах русского мыслителя, мог переходить в воспитании ребёнка к более сложным темам – религия, эстетика, нравственность, дидактика, словесный дар.

Толстой: вклад в идеи воспитания

Это русский писатель, всемирно известный благодаря своим уникальным романам, немало работ посвятил воспитательному, образовательному процессу, работе с детьми. Он придерживался декларированных Руссо принципов, верил, что личность ребёнка сама по себе – совершенство. По мнению Толстого, с момента рождения маленький человечек становится гармоничным прообразом правды и красоты, символом и воплощением добра. Руссо призывал в воспитательном процессе максимально соответствовать тому развитию, которое в конкретных условиях было бы естественным, а Толстой предлагал формировать такие условия, в которых личность могла бы эффективно, успешно, разносторонне развиваться.

Теория движется вперед

Столь пристальное внимание значимого как среди писателей, так и в среде прочих интеллектуалов своего времени Толстого не могло не сказаться на актуальности темы. Русская интеллигенция посвятила много времени, сил рассмотрению вопроса, совершенствованию идей. Смена власти не стала тому помехой, и в советские времена на территории страны было достаточно много мыслителей, педагогов, в своих работах рассматривавших описываемый принцип. Особенно нужно отметить труды Шацкого, Блонского, Крупской. В настоящее время в рамках образовательной программы по подготовке педагогов обязательно изучают основные тезисы Макаренко, Щукиной, Ильиной, Сухомлинского.

Вклад Кащенко

В самом начале двадцатого столетия по инициативе этого деятеля был открыт санаторий, предназначенный для обслуживания детей с дефектами, пороками развития. Здесь практиковалось не только лечение больных, но реализовывались воспитательные, образовательные программы. Одновременно санаторий стал исследовательским центром, позволившим Кащенко собрать достаточно объемный материал из наблюдения за работой с детьми. В 1918 году на базе этого детского учреждения было открыто новое заведение, посвящённое изучению ребенка.

Кащенко особенное внимание уделял идеям природосообразности, в рамках чего изучал различные отклонения от нормального развития. В фокусе его внимания были не только физические отклонения, но и психические патологии. Основной идеей было не просто предоставление детям возможностей и условий для развития и образования, но также привлечение внимания к тем аспектам, которые должны особенно учитываться в работе со специальной группой. Труды, написанные Кащенко на базе собранной информации, и в наши дни считаются очень важными для подготовки педагогов, призванных воспитывать, обучать исключительную аудиторию.

С кем работать?

Природосообразность как принцип применима как подход, практикуемый социальным педагогом, работающим с определенной категорией младших. Это могут быть обычные дети, совершенно нормальные и не имеющие никаких отклонений, а могут быть особенные. Аудитория многих социальных педагогов – это несовершеннолетние, имеющие сложности с физическим развитием, психические отклонения или проблематику социального характера. Ответственный педагог по-разному работает с каждой из категорий слушателей. Это гласит и принцип природосообразности, обязующий следовать установленным правилам.

Следуя описываемой идее, педагог должен учитывать возрастную принадлежность обучаемого, половые особенности, индивидуальные, связанные с ненормируемыми аспектами развития. Задача социального педагога – делать акцент на самых сильных чертах ребёнка, активно развивая все положительное, что наблюдается хотя бы в малой степени. При этом важно, чтобы аудитория обучалась самостоятельности, росла инициативной. Задача поддержки и провоцирования таких аспектов личности полностью возложена на воспитателя.

Это интересно

Как видно из сохранившихся до наших дней тезисов древних мыслителей и философов, впервые идеи, которые со временем трансформируются в принцип природосообразности, были озвучены еще Демокритом. Определенный интерес такой подход к воспитанию вызывал у Платона, а некоторые постулаты, справедливые и для нашего времени, можно встретить в трудах Аристотеля.

Конечно, нельзя отрицать, что для принципа природосообразности наиболее значимым и важным было двадцатое столетие – именно тогда произошло становление и распространение идеи, которую в настоящее время применяют в работе воспитатели, педагоги всего мира. В то же время без фундамента, заложенного в древности, развитие основных аспектов декларированного позже принципа, вероятно, потребовало бы гораздо больше времени.

Терминология и особенности

Одно из ключевых понятий, тесно связанных с идеей и осознанием принципа природосообразности – ноосфера. Слово можно расшифровать как «сфера разума». Это понятие было разработано для обозначения стадии развития биологической сферы, для которой характерная особенность – сознательная активность человека, влияющая на глобальные проблемы, в некоторой степени решая их, но и провоцируя.

В наши дни принцип природосообразности предполагает взаимные связи социальных, естественных процессов. Речь идет не только о развитии как человеческом, так и природном, с учетом значимых факторов, но и об ответственности. Задача социального педагога – научить детей осознавать, что в некоторой степени именно они провоцируют происходящие в мире события, а значит, обязаны принимать решения и меры, предотвращающие негативные последствия своей активности.

Или я, или никто

Человек должен с детства учиться осознавать, что самостоятельное развитие – это именно его и ничья другая сфера ответственности. Воспитательный процесс направлен на то, чтобы каждый несовершеннолетний осознал себя гражданином этого мира, нашей Вселенной. Необходимо научить ребенка понимать процессы, проблемы, взаимосвязи. Задача взрослых – позволить младшим осознать сопричастность как к природе, так и к социуму, являющемуся ее важным элементом.

Нужно научить ребенка брать на себя ответственность за ноосферу, осознавать ее продуктом собственной жизнедеятельности. Не менее важно уметь осознавать собственно себя, творящего ноосферу, потребляющего ресурсы разумно, экономно. С детства ребёнок должен привыкать к мысли о том, что все расходуемое им должно его же усилиями пополняться, развиваться, воспроизводиться.

Кризис общества и образовательной системы

В настоящее время многие придерживаются мысли, что не только экономика находится в глубоком кризисе, но и воспитательная, образовательная сфера вот уже не первый год переживает упадок. Во многом это касается и школы, ситуация осложняется преступностью в среде малолетних и другими негативными социальными явлениями. Как говорят методисты, дело не только в финансовой стороне вопроса (хотя, безусловно, низкий уровень жизни играет свою роль), но и в некорректности подхода к образовательному процессу. В частности, в настоящее время далеко не все преподаватели действительно стремятся обучать своих слушателей в соответствии с их возрастными особенностями и специфическими индивидуальными факторами. По мнению ряда исследователей, коррекция подхода со стороны учителей могла бы ощутимо изменить ситуацию в положительную сторону.

Не все так однозначно

Еще в советские времена некоторые методисты активно критиковали принцип природосообразности, заверяя, что фактически при таком подходе подрываются основы марксизма-ленинизма. В настоящее время такой довод уже потерял свою актуальность, но многие шаблоны, внедренные в головы молодежи того времени, находят отражение в современной образовательной системе.

www.syl.ru

Принцип природосообразности в современной системе образования детей

Образование 17 марта 2012

В настоящее время педагогика сделала достаточно большой шаг вперед, что проявляется во все большем применении новых методик и способов обучения, построенных на принципах демократии и свободы выбора. Однако, как свидетельствует статистика, несмотря на высокий уровень развития цивилизации, качество современного образования является далеко не идеальным. Оказывается, в педагогическом образовании  недостает такого важнейшего фактора, как природосообразность, то есть соответствии человека своей изначальной природе.

Несмотря на то, что принцип природосообразности был сформулирован еще несколько веков назад, сегодня к нему снова обращаются многие ведущие педагоги различных стран,  внедряя его элементы в современную систему воспитания молодого поколения.

Положительное влияние природосообразности было впервые подмечено еще древнегреческими философами Аристотелем, Демокритом и Платоном. В своих древних  трактатах о мироустройстве и значении человека в мире они подчеркивали неразрывную связь человека и его зависимость не только от земной природы, но и от космических явлений. Более точно принцип природосообразности в педагогике сформулировал славянский ученый чешского происхождения Ян Амос Коменский в середине XVII века, положив в его основу важную роль воспитания ребенка и прививания ему осознанности своей божественной сути. Знаменитые произведения  «Всеобщий Совет об исправлении человеческих дел» и «Мир чувственных вещей в картинках» получили широкое распространение по всей Европе.

Принцип природосообразности и современная его трактовка подразумевает научное понимание взаимосвязи социальных и естественных процессов, где воспитание согласовывается с основными законами развития человека и природы в комплексе. При этом учитывается возраст, пол, интересы ребенка, а также его природные способности и таланты. Знаменитый наш соотечественник В.И. Вернадский сформулировал в начале ХХ века понятие ноосферы, как энергоинформационной оболочки земли, на которую оказывают влияние как мысли людей, так и их действия, и образ жизни.

При гармоничном развитии человека и соответствии его духовной природе ноосфера обогащается положительной энергией. Если же человек живет в противоречии с окружающим его миром, то здесь существует риск не только психо - эмоционального кризиса, но снижения его моральных установок и критериев. Именно поэтому в настоящий момент принцип природосообразности воспитания должен являться важнейшей составной частью образования.

При воспитании природосообразно человек получает следующие преимущества:

  1. Понимание всех происходящих на земле процессов во взаимосвязи их с космическими явлениями и циклами;
  2. Осознание себя частью Вселенной и микрокосмом макрокосма;
  3. Понимание тонкой связи между человеческой жизнедеятельностью и ноосферой как главным фактором, влияющим на все мировые события;
  4. Формирование личной ответственности не только за все действия и поступки, которые совершает человек, но и за все, что с ним происходит или случается;
  5. Воспитание чувства сопричастности к социуму и природной среде, в которой человек растет и развивается.

 Таким образом, принцип природосообразности выполняет важнейшую роль в формировании человека, как целостной личности, которая при правильном воспитании человека позволяет расти ему настоящим гражданином Вселенной. Естественным процессом каждого здорового человека является постоянная тяга к знаниям, примером чему являются дети, которые стремятся ко всему новому и неизведанному.

Принцип природосообразности также гласит, что с годами этот интерес не должен пропадать, а, наоборот, должен все более возрастать. Если человек потерял естественную тягу к знаниям, то это является плохим признаком, который свидетельствует об утрате человеком жизненного стержня. Именно поэтому в системе современного образования с самого раннего этапа необходимо прививать принципы, которые будут способствовать не только правильному и всестороннему развитию человека, но и сделают его счастливым.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

monateka.com

Принцип природосообразности

идея построения учебно-воспитательного процесса и отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся.

Источник: Словарь социального педагога

один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Источник: Словарь по педагогической психологии

исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие — главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека.

Источник: Педагогический словарь

идея построения учебно-воспитательного процесса и воспитательных отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся. Природа учащегося, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психи­ческое и социальное развитие становятся определяющими факторами работы училища и педагогов. Правила реализа­ции принципа; направление педагогического процесса на раз­витие самовоспитания, самообразования и самообучения уча­щихся; построение педагогического процесса доступным уча­щимся; опора на «зоны ближайшего развития» учащихся. Этот принцип может рассматриваться как экологическая за­щита учащихся от негативных последствий учебно-воспита­тельного процесса.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

пед. принцип, согласно к-рому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребенка. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях антич. мыслителей — Платона, Аристотеля. Разностороннее обоснование П. п. получил в трудах Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. В. Дистервега и др. педагогов, хотя он и понимался ими не всегда одинаково, что зависело от разл. трактовок самого понятия природы. Идея П. п. широко распространилась в педагогике 18—19 вв. Попытки разработки на ее основе теории воспитания получили общее название пед. натурализма, частными проявлениями к-рого явились популярные в кон. 19 — нач. 20 вв. теории свободного воспитания и педоцентризма. См. Естественное воспитание, Принципы воспитания.

Лит.: Медынский E. H., Принцип природосообразности воспитания в истории педагогики, СП, 1956, № 8.

А. И. Пискунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

воспитания и обучения (начиная с Я.А. Коменского, неоднократно встречается в педагогических системах 18, 19, 20 вв.: Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский) – правильное обучение и воспитание во всем должно сообразовываться с природой. 1. Человек – часть природы, подчиняется ее всеобщим законам: а) связь проживания ученика с природно-климатическими условиями: климат, пища, средства материальной жизни. Природосообразность – есть соблюдение этих частных особенностей – они определяют здоровье, духовное развитие. б) Соотношение природных ритмов времен года с четырьмя учебными четвертями, с фазами внутренней и внешней активности человека; возрастными периодами и изменениями отношений с внешним миром: каждое время года обладает своей «сензитивностью»: Осень: богатство впечатлений, информации, благоприятно для развития мышления, воли, самоанализ, рефлексия, прогнозирование на год, рукотворчество, начало работы системы дополнительного образования (октябрь). Целесообразны занятия гуманитарными науками. Зима: развитие мышления и воли, плодотворные занятия гуманитарными науками плавно переходят к естественно-математическим. Весна: развитие эмоций и чувств, своего «я» во взаимодействии с окружающими людьми, внимание к гуманитарным наукам. Лето: развитие воли, творчества, деловой активности, единение с природой, лагеря отдыха и т.п. Таким образом, природосообразность – фазово-цикловой подход к организации учебной деятельности, позволяющий: 1). Оптимально в течение года распределять изучение разных по характеру учебных дисциплин, выделять доминирующие проблемы воспитания. 2). Предусмотреть познавательные и эмоциональные подструктуры личности, учебную и трудовую деятельность, личное и общественное, интеллектуальное и духовное и т.д. 3). Педагогам правильно распределить свои силы. 2. Природосообразность – природные силы ребенка. а) методологический аспект – способность к развитию; б) педагогический аспект – природные дарования в воспитании и обучении; – ум, способный отражать окружающий мир, влечение к знанию; – способность действия (рука, язык – речь); – воля (субъективная основа нравственности – влечение к красоте, добру, к свету. Воспитатель выявляет эти природные силы и создает условия, помогает ребенку раскрыть внутренние качества. Природные основы развития человека рассматриваются в системе и взаимосвязях.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

didacts.ru

Принцип природосообразности в современной системе образования детей

В настоящее время педагогика сделала достаточно большой шаг вперед, что проявляется во все большем применении новых методик и способов обучения, построенных на принципах демократии и свободы выбора. Однако, как свидетельствует статистика, несмотря на высокий уровень развития цивилизации, качество современного образования является далеко не идеальным. Оказывается, в педагогическом образовании  недостает такого важнейшего фактора, как природосообразность, то есть соответствии человека своей изначальной природе.

Несмотря на то, что принцип природосообразности был сформулирован еще несколько веков назад, сегодня к нему снова обращаются многие ведущие педагоги различных стран,  внедряя его элементы в современную систему воспитания молодого поколения.

Положительное влияние природосообразности было впервые подмечено еще древнегреческими философами Аристотелем, Демокритом и Платоном. В своих древних  трактатах о мироустройстве и значении человека в мире они подчеркивали неразрывную связь человека и его зависимость не только от земной природы, но и от космических явлений. Более точно принцип природосообразности в педагогике сформулировал славянский ученый чешского происхождения Ян Амос Коменский в середине XVII века, положив в его основу важную роль воспитания ребенка и прививания ему осознанности своей божественной сути. Знаменитые произведения  «Всеобщий Совет об исправлении человеческих дел» и «Мир чувственных вещей в картинках» получили широкое распространение по всей Европе.

Принцип природосообразности и современная его трактовка подразумевает научное понимание взаимосвязи социальных и естественных процессов, где воспитание согласовывается с основными законами развития человека и природы в комплексе. При этом учитывается возраст, пол, интересы ребенка, а также его природные способности и таланты. Знаменитый наш соотечественник В.И. Вернадский сформулировал в начале ХХ века понятие ноосферы, как энергоинформационной оболочки земли, на которую оказывают влияние как мысли людей, так и их действия, и образ жизни.

При гармоничном развитии человека и соответствии его духовной природе ноосфера обогащается положительной энергией. Если же человек живет в противоречии с окружающим его миром, то здесь существует риск не только психо - эмоционального кризиса, но снижения его моральных установок и критериев. Именно поэтому в настоящий момент принцип природосообразности воспитания должен являться важнейшей составной частью образования.

При воспитании природосообразно человек получает следующие преимущества:

  1. Понимание всех происходящих на земле процессов во взаимосвязи их с космическими явлениями и циклами;
  2. Осознание себя частью Вселенной и микрокосмом макрокосма;
  3. Понимание тонкой связи между человеческой жизнедеятельностью и ноосферой как главным фактором, влияющим на все мировые события;
  4. Формирование личной ответственности не только за все действия и поступки, которые совершает человек, но и за все, что с ним происходит или случается;
  5. Воспитание чувства сопричастности к социуму и природной среде, в которой человек растет и развивается.

 Таким образом, принцип природосообразности выполняет важнейшую роль в формировании человека, как целостной личности, которая при правильном воспитании человека позволяет расти ему настоящим гражданином Вселенной. Естественным процессом каждого здорового человека является постоянная тяга к знаниям, примером чему являются дети, которые стремятся ко всему новому и неизведанному.

Принцип природосообразности также гласит, что с годами этот интерес не должен пропадать, а, наоборот, должен все более возрастать. Если человек потерял естественную тягу к знаниям, то это является плохим признаком, который свидетельствует об утрате человеком жизненного стержня. Именно поэтому в системе современного образования с самого раннего этапа необходимо прививать принципы, которые будут способствовать не только правильному и всестороннему развитию человека, но и сделают его счастливым.

fb.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>