Кто первый гагарин и леонов


ПОЧЕМУ ИМЕННО ЮРИЙ ГАГАРИН ПОЛЕТЕЛ ПЕРВЫМ?

Вы только вдумайтесь: Состоялся первый полет человека в космос и этим человеком был наш соотечественник — Юрий Гагарин.

Но почему именно Юрий Гагарин из всех претендентов был выбран для столь важной миссии — быть первым космонавтом планеты? И были ли люди до него?

Почему именно Гагарин полетел первым?

«Гагарина выбрало время!» — с пафосом кричали заголовки газет. «Когда нас спросили, кому лететь первым, мы все не сговариваясь указали на Юру», — сообщил космонавт Алексей Леонов, выступая по телевидению.

«Когда обсуждался вопрос, кому быть космонавтом номер один, выбор пал на Юрия Гагарина» — такая неконкретная констатация факта дается в многочисленной литературе. А как же это было в действительности? Кто выбрал Гагарина? За какие такие особые качества, по каким критериям? Ведь не за его же обаятельную улыбку, которая «покорила нашу планету».

Наверное, мы никогда не узнали бы этого, если бы бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 (г. Химки), который занимался испытаниями ракетных двигателей, Михаил Руденко не встретился в 1970 году с матерью Юрия Гагарина и не попросил бы ее дать ответ на эти вопросы.

Первый отряд космонавтов

Первоначальные требования отбора были следующими: возраст — 25-30 лет, рост — не более 170 сантиметров, вес — не более 70 килограммов. Советских конструкторов волновала проблема ограниченной ракетной мощности, поэтому отбирали небольших по росту и стройных молодых людей.

В процессе первичного отбора были рассмотрены документы на 3461 лётчика истребительной авиации. Для первичной беседы были отобраны 347 человек. По результатам бесед и амбулаторного медицинского обследования к дальнейшему медицинскому отбору были допущены 206 лётчиков, которые проходили окончательное стационарное обследование в ЦВНИАГ в период октябрь 1959 — апрель 1960 гг. За это время отказались быть космонавтами 72 человека, не прошли по предъявленным медицинским требованиям 105 человек. Полностью все этапы медицинского обследования прошли 29 человек. Далее мандатной комиссией были отобраны 20 человек.

7 марта 1960 года 20 человек начинают тренироваться в одном из зданий ЦСКА. Хотя, как отмечает М. Руденко, тренировок как таковых толком и не было. Сначала это были лишь политподготовка, пробежки, физкультура, здоровый образ жизни. Позже добавились занятия по физике атмосферы, физике космического пространства. Молодые летчики начинают понимать, что «дело пахнет космосом».

18 июня 1960 года отряд будущих космонавтов впервые принимает в ОКБ-1 Сергей Королев. Он проводит их по цехам, показывает различные типы космических кораблей и подводит к кораблю-спутнику «Восток». Королев спросил их тогда: «Ну кто хочет посидеть в кресле пилота?» И только один Гагарин, протиснувшись из второй шеренги, сделал шаг вперед и сказал: «Старший лейтенант Гагарин готов посидеть в кресле пилота!» За этим последовала очаровательная улыбка будущего героя. В то время ему шел 26-й год. Юрий снял ботинки, ловко и быстро залез в кабину, осмотрелся, потрогал детали. Когда он вернулся в строй, Королев произнес: «Товарищи, это тот самый корабль, в котором однажды кто-то из вас полетит. Куда? На высоту 300 километров».

Тренировки

30 августа 1960 года было утверждено Положение об отряде космонавтов, и молодых людей начинают серьезно «муштровать»: в термокамере подвергают температурам до 40 градусов, в барокамере — супернизкому давлению (эквивалентному на высотах 50 километров над уровнем океана). «Курсантов» сбрасывают в скафандрах в ледяную воду до 10 раз в течение дня. Они неоднократно совершают прыжки с парашютом.

Однако условия невесомости на Земле смоделировать не представлялось возможным, только частично эта проблема была решена. В летающую лабораторию был переоборудован самолет «Ту-104», который выполнял определенные траектории, а сидящие внутри молодые люди в течение 20-25 секунд испытывали кратковременную невесомость. Но этим тренировки не ограничиваются. Летчиков крутят, вертят, трясут на «адских машинах» — специальных центрифугах. В распоряжении отряда космонавтов уже находился макет космического корабля, и они изучают его устройство.

Тем не менее одного макета для занятий 20 человек явно не хватало. И это вынуждает наставника отряда космонавтов — генерала Николая Каманина — сократить группу до пяти человек. В нее входят: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский.

18 января 1961 года эта пятерка сдает экзамен по освоению устройства и управлению космическим кораблем. Летчиков возят на Байконур, они становятся свидетелями нескольких аварийных пусков кораблей без пилота. Смертельную опасность этого мероприятия осознают абсолютно все. И с этого момента встает вопрос: кто полетит первым?

Экзамен на честность

Нарушим хронологию событий и забежим на несколько лет вперед. В 1970 году, уже после трагической гибели Юрия Гагарина, на родину первого героя космоса, в Гжатск, к его матери Анне Тимофеевне приехали М. Руденко и бывший штурман дальней авиации, а в последствии известный журналист Николай Варваров (заметим: более десяти лет прошло со дня полета Гагарина, а в бедный крестьянский домик матери человека, покорившего небо, так и не был проведен телефон… ).

«Анна Тимофеевна! Дело прошлое… Юра, конечно, пионер космоса… Но все же не упоминал ли он, почему именно его послали первым? Кто его выбрал?» — спросили женщину гости.

Анна Тимофеевна поплакала и посетовала, что сын долго ни о каких подробностях ей не рассказывал — «видимо, это была большая государственная тайна». Этот вопрос мучил и саму ее, и однажды ей удалось заставить сына разоткровенничаться. Оказывается, решающим оказался неофициальный экзамен, который провел Королев с группой космонавтов.

Ответственный за проект полета человека в космос в целом — конструктор С. Королев сам был очень озабочен проблемой отбора, поэтому решает сам проверить, чем же отличаются летчики один от другого (все они одинакового роста, веса, все — старшие лейтенанты, кроме Комарова, который уже тогда был капитаном). Королев приглашал по очереди к себе в кабинет будущих космонавтов и, как оказалось, задавал всем одни и те же вопросы. Начинал он издалека. Как здоровье, настроение, моральное состояние? Потом переходил к вопросам профессионального толка. Гагарин попал «на прием» к конструктору далеко не первым. Когда дошла его очередь, после тех же стандартных вопросов Королев спросил: «А как проходят тренировки на центрифуге?»

(Правда, рассказывая об этом, простая женщина Анна Тимофеевна не была знакома с такими терминами, и она сделала вращательный жест рукой. «На той штуке, на которой их крутят, — пояснила она своим собеседникам. И добавила: — Юру я воспитала честным мальчиком, таким он навсегда и остался. Поэтому он честно ответил Королеву!«)

«Сергей Павлович, это самое трудное для меня испытание, чтоб провалилась эта железяка! После нее у меня зайчики прыгают в глазах, я еле на ногах держусь, а когда залезаю в нее, мысленно крещусь», — таков был ответ Гагарина Королеву.

Наверное, это признание было равносильно катастрофе! Претендент в космонавты не выдерживает главного испытания перед полетом! Но реакция конструктора была как раз обратной — он выскочил из-за стола, схватил руки Юры и долго тряс и пожимал их со словами: «Спасибо за честность, теперь я все понимаю…

«Волнение Королева было необычайно сильным, и Гагарин, по словам его матери, даже перепугался. Закончив разговор, он выбежал в коридор, где его ожидали друзья-летчики. Все начали обсуждать вопросы и свои ответы. Как оказалось, остальные претенденты «решили не разочаровывать Королева». Они ответили, что тренировки проходят нормально, голова не кружится, а садятся в центрифугу они чуть ли не с удовольствием. Пятки вместе, носки врозь: «Сергей Павлович! Ничего не страшимся, готовы к любым испытаниям. Коммунист не подведет Родину!»

Весь анекдот состоит в том, что именно из-за таких отважных ответов все другие будущие космонавты потеряли шанс полететь первыми. Слушая ответы претендентов, конструктор понял, что, находясь в неестественных условиях — на борту космического корабля, только Гагарин скажет честно и откровенно о том, что он почувствует и испытает, а не сымпровизирует на ходу. А это, по мнению конструктора, было необычайно важным. Таким образом, экзамен на честность прошел один Юрий Гагарин. На его честность Королев и сделал ставку.

Сергей Павлович обладал невероятным авторитетом, и государственная комиссия, выслушав доводы Королева, проголосовала за Гагарина, утвердила его первым на полет, а дублером — Титова.

Гагарин — первые минуты приземления

«Уверен в себе, в своих силах. Уверенность всегда устойчива. Его очень трудно, по существу, невозможно вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, вероятнее всего потому, что у него юмором, смехом до краев полна голова. Вместе с тем трезво-рассудителен. Наделен беспредельным самообладанием. Чистосердечен. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Скромен. Интеллектуальное развитие весьма высокое. Прекрасная память. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Отношения с женой нежные, товарищеские. Похоже, знает жизнь больше, чем некоторые его друзья».

Был ли он первым?

Это сейчас мы заранее узнаем о новом старте космических кораблей и даже можем наблюдать в реальном времени на экранах телевизоров этот ответственный и напряженный момент. Жестокость же периода начала космической эры заключалось в том, что государственная система признавала только ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ результат. До завершения определенного эксперимента информация никаким образом не просачивалась.

Давайте позволим себе такую кощунственную вольность и представим, что полет Гагарина оказался, мягко говоря, «неудачным». Что в этом случае сделало бы советское руководство, которое находилось в страшной конкуренции с США «за человека в небе»? Ответ напрашивается сам собой:

о неудачной попытке запустить человека в космос не просто умолчали бы, а строго засекретили бы сам факт. Имя бесстрашного рыцаря космоса исчезло бы навсегда, а его родственники никогда не узнали бы, что их сын чуть не стал первым космонавтом планеты. Наверняка, им просто сообщили бы, что он погиб «при выполнении спецзадания».

Тем не менее даже от самих космонавтов не скрывали, что полету первого космонавта предшествовали несколько беспилотных полетов, и больший их процент оказывался аварийным в той или иной степени.

Теперь поставим вопрос: если ситуация в ракетной отрасли обстояла именно так, не сомнительным ли становится факт, что первый пилотируемый полет в космос сразу был удачным? Другими словами, не было ли до триумфального полета Гагарина других трагических экспериментов, унесших жизни наших соотечественников и о которых умолчало советское правительство? Оказывается, такие эксперименты были, и М. Руденко удалось достоверно узнать имена безызвестных героев, которые так никогда и не носили имени «космонавт».

В 1957 году с космодрома Капустин Яр (Астраханская обл.) был запущен космический корабль, пилотируемый летчиком Ледовских. Он погибает во время суборбитального полета, так и не вернувшись на Землю живым.

В 1958 году так же во время суборбитального полета погибает летчик Шаборин.

В 1959 году та же участь постигает летчика Миткова.

Эти три фамилии никогда не были официально обнародованы. Единственное упоминание о погибших героях было дано М. Руденко и Н. Варваровым в специализированной газете «Воздушный транспорт» (1993 г. , N 30). Несмотря на то что читателями этого СМИ являлись практически все космонавты и сотрудники ракетной отрасли, факт гибели трех несостоявшихся космонавтов до Гагарина еще никто не пытался оспаривать.

Все погибшие молодые люди участвовали в так называемых суборбитальных полетах, то есть целью, поставленной перед ними, был не целый виток вокруг нашей планеты (что совершил Гагарин), а полет по параболе. В верхней точке такой орбиты летчики должны были достигнуть космических высот и затем снова вернуться на Землю.

Однако такой эксперимент, по данным М. Руденко, привел к трем катастрофам. По его мнению, Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями, которые не проходили никакой специальной подготовки, как это было у отряда космонавтов. Кстати, обратим внимание на даты: 1957-й, 1958-й, 1959 годы — даты этих трагических событий. Летом же 1959 года начинается жесточайший отбор летчиков в отряд космонавтов, и их начинают «переквалифицировать» в космонавты.

Вероятно, только после потери трех летчиков руководство проекта приняло решение кардинально изменить программу полета человека в космос и значительно более серьезно подойти к вопросу подготовки пилотов. Будем надеяться, что в будущем нам все же предстоит достоверно узнать, какие еще тернии встречались на звездном пути первой космической державы.

Автор: Елена Никифорова

Читайте также:

ЖЕНЩИНЫ — КОСМОНАВТЫ РОССИИ

РОССИЯ И КОСМОС : ТОП-5 ДОСТИЖЕНИЙ

«КЛАДБИЩЕ» ДЛЯ СПУТНИКОВ — НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОСКОСМОСА

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

  • Теги
  • знаменитости
  • история
  • космос
  • лица
  • мнение
  • наука
  • праздник
  • СССР
  • традиции
  • факты

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

moiarussia.ru

Космонавт Леонов назвал виновника гибели Гагарина

Юрий Гагарин. Фото: imago stock&people / Globallookpress.com

Космонавт Алексей Леонов рассказал телеканалу «Звезда» свою версию гибели Юрия Гагарина. Об этом сообщается на сайте канала.

27 марта 1968 года, в день гибели Гагарина, Леонов находился на аэродроме Киржач Владимирской области, откуда первый в мире космонавт вылетел на самолете МиГ-15УТИ.

Через некоторое время с аэродрома услышали взрыв. «Мы стояли возле КДП [командно-диспетчерского пункта] и услышали двойной взрыв и сверхзвук. Интервал между взрывом и сверхзвуком был полторы-две секунды», — рассказал космонавт. Леонов и присутствующие при этом другие летчики сразу решили, что источник сверхзвука — один объект, а взрыв — другой.

В официальном заключении причиной крушения МиГа-15 назвали сближение и резкое уклонение от другого самолета, однако истинным виновником Леонов считает тот неизвестный самолет. «Однозначной причиной гибели стал летчик, который опустился ниже 400 метров под облака, включил форсаж и прошел рядом, не видя Гагарина. Это был самолет Су-15, он прошел на расстоянии 10-15 метров на скорости звука, возмущенным потоком перевернул самолет Гагарина», — заявил космонавт.

Леонов также упоминал письмо, написанное участниками расследования. В нем просилось не афишировать обстоятельства трагедии, чтобы не подвергать репрессиям летчика Су-15, подчиненного Андрея Туполева.

Официальные выводы комиссии, расследовавшей это происшествия, были таковы: экипаж (Гагарин и летчик-инструктор Владимир Серегин) из-за изменившейся воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Несмотря на попытки летчиков вывести машину в горизонтальный полет, самолет столкнулся с землей, экипаж погиб. Отсутствие внятной опубликованной официальной версии и объективных доказательств породило множество предположений и неофициальных версий гибели летчиков.

От редакции

Впрочем, ничего нового сказано не было.

Прославленный космонавт Алексей Леонов сообщил 11 июня 2013 года, что «20 лет боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина». «В официальном (заключении) написали, что самолет (Гагарина) совершил резкий маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулся с Землей. Экипаж погиб. Бред!» — заявил он, выступая в Звездном городке.

«На самом деле все было по-другому, — приводит рассказ Леонова РИА „Новости“. — 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (Гагарина) в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10–15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет (Гагарина) совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулся с Землей».

Леонов, допущенный к рассекреченным документам следственной комиссии, подчеркнул, что это уже не версия, а истинная причина гибели первого космонавта. «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, в том числе и Каманин (Николай Каманин), знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы и семья (Гагарина) знала правду о гибели», — сказал Леонов.

На вопрос агентства о том, кто именно пилотировал самолет Су-15 и по неосторожности привел к гибели Гагарина, Леонов ответил так: «Мне давали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет, и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что не назову».

Версии и слухи: от стакана водки до секретного космического корабля

Юрий Гагарин и военный летчик Владимир Серегин разбились во время одного из тренировочных полетов на самолете МиГ-15УТИ возле деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Поскольку выводы госкомиссии долгие годы были засекречены, специалисты и коллеги первого космонавта выдвигали собственные версии, в том числе самые невероятные.

Например, поговаривали, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и специалисты КГБ якобы подстроили катастрофу. Или что он был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии умер.

Высказывалось предположение, что Гагарин инсценировал смерть, а остаток жизни провел под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. А некоторые верили, что первый космонавт погиб за несколько дней до даты падения самолета во Владимирской области — во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.

Кроме того, ходили совсем уж бытовые слухи — будто бы Гагарин с Серегиным перед полетом выпили по стакану водки, из-за чего потеряли контроль над своими действиями. Однако экспертиза не обнаружила в организме обоих пилотов никаких признаков алкоголя — так, по крайней мере, сказано в официальном заключении.

Все эти версии были в ходу до апреля 2011 года, когда к 50-летию полета Гагарина в космос госкомиссия обнародовала засекреченные выводы. Согласно им, Гагарин погиб по собственной вине, совершив резкий маневр — «для отворота от шара зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности».

Именно эти выводы Алексей Леонов теперь назвал «бредом», пересказав совершенно иные рассекреченные данные той же следственной комиссии.

historylost.ru

Космонавт Алексей Леонов назвал имя человека, убившего Юрия Гагарина

Первый космонавт Земли Юрий Гагарин 50 лет назад трагически погиб во время тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ. Однозначную причину авиакатастрофы до сих пор не установили, пишет oknews.site.

По данным расследования, до срыва машины в штопор состояние Гагарина было совершенно нормальным: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло сделать разворот со снижением при отсутствии видимости естественного горизонта. Затем произошло какое-то неожиданное событие, из-за чего самолет оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования. Вместе с Гагариным погиб летчик-инструктор, командир полка Владимир Серегин.

Официально сообщалось, что экипаж из-за изменившейся воздушной обстановки (подробности не уточняются) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники не обнаружилось. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Свою версию гибели Гагарина представил космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. По его мнению, к срыву самолета в штопор привел неосторожный маневр истребителя Су-15, несанкционированно оказавшегося в районе полета.

«Много лет я боролся, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина. В официальном заключении написали, что самолет совершил резкий маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулся с Землей. Экипаж погиб. Бред!» — заявил Леонов. По его словам, ему известны рассекреченные документы комиссии, расследовавшей гибель Гагарина.

«На самом деле все было по-другому: 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин — Гагарин) в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями, — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет совершил полтора витка и на выводе (из штопора. — Прим. ред.) столкнулся с землей», — рассказал Леонов.

Он утверждает, что это уже не версия, а истинная причина гибели первого космонавта планеты.

«Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, в том числе и Каманин, знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы и семья Гагарина знала правду о гибели», — сказал Леонов.

Отвечая на вопрос РИА Новости о том, кто же именно пилотировал самолет Су-15, Леонов сказал: «Мне давали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет и состояние его здоровья весьма тяжелое. Я дал слово, что не назову», — подчеркнул он.

onlineua.club

Истинная причина гибели Юрия Гагарина рассекречена! Одной тайной стало меньше.

18.04.201710.03.2018

Алексей Леонов: Юрий Гагарин погиб в результате неосторожного маневра другого самолета. Спустя 45 лет! после гибели Юрия Гагарина летчик-космонавт Алексей Леонов узнал истинную причину гибели своего друга. Он получил доступ к секретным материалам следственной комиссии, которая расследовала гибель первого космонавта планеты. По официальным данным Юрий Гагарин погиб 27 марта 1968 года вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области в результате авиационной катастрофы, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина. Для расследования причины гибели первого космонавта была создана Государственная комиссия, составлено 29 томов и в итоге дело было засекречено. Основные детали трагедии были известны до последнего времени только из статей и интервью отдельных членов комиссии. Остальное дополнялось слухами и разными версиями.

Основной вывод Государственной комиссии был таким:

gipotezi.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>