Кто первый царь на руси


Каким был самый первый царь на Руси?

Русское слово, известное как «царь», пришло к нам с латинского языка от слова «цесарь». Это же слово, только в другом звучании, то есть «кесарь», стало для немецкого «кайзер», тоже обозначавшего правитель.Самый первый царь на Руси пришел к власти неожиданно. До него были князья. Первым же царем стал Ивана Третий Васильевич. Он вышел из династии Рюрика. Именно он был первым князем, Великим князем варягом. Также Иван читался как Иоанн. Так можно было по христианскому и славянскому языку объединить себя с апостолом Иоанном. Ведь получается для народа, что тогда сам Бог поставил его царем.Церковь помимо иного звучания имени присвоила ему и иное название. Теперь царь был самодержцем, откуда и произошло самодержавие. Именно так звучал византийский император в славянской стране. Пока правила Византией Турция, то императорского дома не было. Когда же удалось ее вернуть России, то Иван Третий начал считать себя преемником, который взошел на трон после императора Византии.Царь жениться на девушке по имени Софья Палеолог, которая приходится племянницей Константина Палеолога, являющегося последним византийским императором. Софья считается наследницей павшего императорского рода. Именно благодаря этому браку, Иоанну Третьему удается разделить с ней право наследство над Византией.Когда в Кремле города Москвы появляется Софья, то царевне удается изменить распорядок жизни всего княжеского двора. Речь даже идет о самой Москве. Сам Иоанн Третий тоже издает мысль о том, чтобы изменить все, что находится в Москве. Так как ему мол тоже не нравится ничто, что там есть. Поэтому по приезду молодых, в столицу зовут византийских мастеров и художников, которые начинают не только строить, но и расписывать на свой лад церкви. Также ими сооружаются каменные палаты, где могли бы жить не только цари, но и бояре. В это время появляется на свет Грановитая палата. Но предкам нашим, в отличие от нас, казалось, что жить в доме из камня вредно. Поэтому хотя и были построены каменные дома, но там только пиры да балы устраивались, в то время как жить люди продолжали в деревянных домах.Теперь Москва представляла собою Цареград. Именно так называли Константинополь, который был столицей Византии, и являлся турецким городом. Жизнь дворян, служивших при дворе, тоже теперь велась по византийским законам. Даже были отмечены моменты, когда царица и царь должны были выходить к столу, как они должны это делать, как должны вести себя другие. Например, было принято, что когда царь или царица заходят или выходят из-за стола, то все остальные должны стоять. Когда великий князь стал царем, его походка тоже изменилась. Теперь она была торжественней, неторопливей, величавей.Правда, то, что Иоанн назвал себя царем, совсем не означало, что он им стал. Ведь до середины 15 века Древняя Русь величала царями не только византийских императоров, но и ханов Золотой орды. Когда на Руси может появиться царь? Когда он перестанет быть подданным хана. А этого добиться было сложно. Правда, все-таки Русь смогла скинуть с себя это иго, поэтому теперь она по полному праву могла назвать своих правителей царями. Теперь с русских князей никто, никакой татарин, под игом которого столько веков была Русь, не мог потребовать платить дань.Когда кончался 15 век, то печати, которыми пользовался Иван Третий, стали скреплять политические договоры, а также разные другие важные политические документы, а герб на печати представлен в виде двуглавого орла, который ранее был византийским императорским гербом.Правда, не Иван Третий по-настоящему царь Руси. Ведь хотя он и стал так называться, еще не все было так гладко. Лишь спустя некоторое время князья стали по праву называться царями, которые начали править Русью. Только тогда они смогли передавать этот титул от отца сыну, то есть по наследству.На самом деле первым русским царем стал Иван Четвертый Грозный, который являлся внуком Ивана Третьего. Это случилось, когда его официально провозгласили таким титулом, и по всему миру с 1547 года стало известно, что Иван Грозный – это царь всея Руси.Именно Иван Четвертый Грозный вошел в учебники по истории как первый царь, известной тогда могучей державы всея Руси. До этого официально правители назывались князьями. При этом этот царь послужил самой грозной, почему он так и был назван, а также драматической фигурой во всем мире.

Родился он в 1530 году от знатной боярыни Елены Глинской. Говорят, что она была потомком Чингис-хана. Бабушкой была София Палеолог, как мы уже говорили племянница византийского императора. Отец Ивана умер, когда ему было всего три года. В восемь лет он теряет свою мать. Именно это повлияло на становление характера молодого царя. Он вел себя умным политиком, сильным и жестоким властителем. Когда ему исполняется восемнадцать лет, он становится первым царем в России.

www.istmira.com

Кто был первым русским царем на руси?

Первый русский царь Иван IV родился в августе 1530 года и был наследником Великого московского князя Владимира III. Сам Владимир происходил из династии Рюриковичей, их московской ветви. Мать Ивана, Елена, была литовской княжной из рода Глинских, берущего своё начало от темника Золотой Орды, жестокого и хитрого Мамая.

Когда будущему царю исполнилось всего три года, князь Владимир скончался, а ещё через пять лет и умерла и мать, Елена Глинская. Мальчик остался полным сиротой и был отдан на воспитание опекунов – бояр, между которыми постоянно шла борьба за воздействие на неокрепшую душу ребёнка.

Обстановка интриг, подлости и обмана, в которой рос Иван, имела сильнейшее влияние на развитие его характера и во многом сформировала дальнейшую политику управления государством.

Недаром впоследствии Иван IV получил устрашающее прозвище Грозный или Кровавый царь. Время правления Ивана Грозного было поистине кровавым и жестоким. Это был деспотичный, жёсткий правитель, который во всех своих решениях руководствовался исключительно собственными интересами, достигая цели любой ценой.

Подтверждением сильной воли и властности будущего правителя Руси может служить тот факт, что уже в 13 лет Иван восстал против бояр и приказал отдать Андрея Шуйского на растерзание псам. В дальнейшем Грозный не раз подтверждал своё прозвище, безжалостно устраняя соперников, устраивая показательные казни и не имея снисхождения даже к близким людям.

В то же время Иван Грозный запомнился современникам не только своим бурным и вспыльчивым, скорым на расправу нравом. Это был один из самых образованных людей того времени. Он писал музыку, составлял многочисленные литературные «послания», способствовал зарождению книгоиздательства, причём сам владел одной из лучших библиотек в Европе, имел глубокие познания в богословии и обладал феноменальной памятью.

Умер царь в 1584 году в возрасте всего 54 лет. По некоторым источникам, в последние годы жизни Ивана IV парализовало, причиной чему послужила болезнь позвоночника.

Год венчания на царство первого русского царя

Самым главным итогом царствования Ивана Грозного является введение единоличного правления и принятие царского титула. Понятие самые первые цари связано с византийской культурой и происходит от римского «цезарь».

Обратите внимание! В истории Руси Иван Грозный – первый, кого нарекли царём. До 1547 года все русские правители именовались князьями.

Когда Ивану исполнилось 17 лет, он был официально введён в статус самодержца, хотя номинально исполнял роль правителя государства ещё с трёх лет, после смерти отца — князя Владимира III.

Год венчания – 1547, дата — 25 января. Процедура проводилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Во время этого торжественного действа на юного князя были возложены символы царской власти:

  • Крест Животворящего Древа.
  • Бармы – священное одеяние, прикрывающее плечи, инкрустированное драгоценными камнями и расписанное рисунками на религиозную тематику.
  • Шапка Мономаха – символ самодержавия и главная регалия русских князей, украшенная золотом и драгоценностями.

После этого будущий царь принял «помазание» и стал признанным правителем всея Руси.

Что дало государству провозглашение царской власти?

Вход во власть Иваном Грозным был выполнен в нарушение общепризнанных норм. Обряд «венчания на царство» совершил русский митрополит Макарий, тогда как по сложившимся канонам сделать это должен был папа Римский или Константинопольский патриарх.

Это стало причиной того, что законность титула несколько лет отрицалась другими государствами. Но уже в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом была подписана Соборная грамота, подтверждающая правоту нового статуса монарха.

Царский титул кардинально изменил положение государства в дипломатических отношениях:

  • Он уравнял авторитет власти Ивана Грозного с самой значительной фигурой на политической арене тех лет — императором Священной Римской Империи.
  • Страны Западной Европы безоговорочно признали рост влияния Руси, как развивающейся и сильной мировой державы.

Обратите внимание! Польско-Литовское государство долгое время отказывалось принимать правомерность коронации и, в течение XVI века, так и не признала титул самодержца.

Нельзя не отметить, что именно во время правления Ивана Грозного на Руси ощущался небывалый подъём во многих сферах.

Перемены, которые произошли за почти сорокалетний период царствования Ивана IV, во многом укрепили роль Русского государства на международном уровне, да и во внутреннем курсе страны были произведены новаторские изменения:

  1. Благодаря политике централизованной власти, проводимой Иваном Грозным, появился сильный и действенный орган власти, что позволило укрепить внутренние позиции государства и поднять международный авторитет.
  2. Расширилась территория Московского государства — были присоединены Астраханское и Казанское ханство.
  3. Благодаря походу Ермака, началось освоение сибирских земель.
  4. Получило развитие книгопечатание.

Помимо этого, в Русском царстве проводилось большое количество реформ:

  • В 1550 году были внесены изменения в Судебник – главный сборник законов того периода. В них ликвидировались привилегии князей и были расширены права государственных судебных органов.
  • Внесены поправки в систему налогообложения.
  • Увеличилась численность и боеспособность русской армии.
  • Было ослаблено влияние монастырей и уменьшено их финансирование.
  • Произвелась денежная реформа, итогом которой стало создание единой платёжной системы государства.

Обратите внимание! После финансовых преобразований в обиход поступили новые чеканные формы, на которых был изображён всадник с копьём. Именно эти монеты и получили в народе название «копейка», которым мы пользуемся по сей день.

Первой женой Ивана IV стала Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, венчание с которой состоялось через месяц после коронации царя — 13 февраля 1547 года. Этот брак был долгим, он продолжался более 13 лет, вплоть до кончины Анастасии.

После этого русский царь неоднократно заводил новую семью, помимо прочего имея многочисленные неузаконенные связи.

Жёны Сыновья Дочери
Анастасия Романовна Дмитрий – трагически погиб в детстве.

Иван – умер, не дожив 30 лет. Наследников не имел.

Фёдор – прожил 41 год. Родил дочь Феодосию.

Анна,

Мария,

Евдокия.

Все дочери царя скончались во младенческом возрасте.

Мария Темрюковна Василий – умер в двухмесячном возрасте.
Мария Нагая – незаконная жена. Брак не был освящён церковью Дмитрий – прожил 8 лет. Погиб после смерти отца при невыясненных обстоятельствах, во время ссылки в Угличе.

Участь остальных жён, с которыми Иван Грозный жил между этими тремя браками, сложилась трагически:

  • Марфа Собакина – умерла через две недели после свадьбы.
  • Анна Колтовская – насильно сослана в монастырь.
  • Анна Васильчикова – против своей воли пострижена в монахини.
  • Василиса Мелентьева – наложница, судьба неизвестна.

Взошедший на престол после смерти своего отца Фёдор I Иоаннович был последним из династии Московских царей – Рюриковичей. После этого, в 1613 году, русским царём стал Михаил Фёдорович из рода Романовых.

Споры о личности первого русского царя ведутся на протяжении последующих пяти веков после его правления. В конце ХХ столетия даже поднимался вопрос о канонизации его образа.

Но православная церковь выступила против этой идеи, посчитав фигуру Ивана Грозного слишком противоречивой и одиозной, что стало препятствием для присвоения ему святого чина.

Полезное видео

womans7.com

Первый русский царь

Historicus.ru / Новое время

«Сама история говорит за нас. Пали сильные цари и государства, а наша Русь Православная ширится и процветает. Из разрозненных мелких княжеств составилось крупнейшее в Мире Царство, глава которого вершает судьбы не своего только народа, но к слову Которого прислушиваются и правители других царств»  (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.3)

     Первый русский царь, сын великого князя Василия III и великой княгини Елены Глинской, Иван IV, родился в 1530 году.  После смерти отца, Василия III в 1533 году, и непродолжительного правления матери, при которой шла борьба с удельными князьями, будущий царь стал свидетелем ожесточенной политической борьбы за власть преимущественно между наиболее знатными и могущественными боярскими группами, князьями Шуйскими и Бельскими в период с 1538-1547 гг. И только к 1547 году Иван IV становится самодержавным правителем огромной страны доставшейся ему от предков. Но молодому правителю предстояло не просто взойти на трон, ему была отведена роль стать первым, венчанным на царство царем. Теперь «древний обряд посвящения на царстве в России, выражавшийся «посаженiемъ на столъ» окончательно прекращается, уступив место новой форме царского венчания «по древнему цареградскому чиноположению, с прибавлением миропомазания» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.5). Но с чем были связаны такие изменения? Ответ на этот вопрос следует искать задолго до того, как появился на свет будущий царь.      Стоит вспомнить еще то время, когда русские земли и княжества находились в состоянии политической раздробленности. Когда окончательное объединение земель в единую, крепкую державу требовало целого ряда войн, дипломатических расчетов и многих других факторов, в конечном итоге приведших к тому, что появилось русское государство, в котором Москва была и остается важным политическим центром. Однако мало было только объединить земли вокруг единого, сильного центра, надо было еще подкрепить и привести обоснованные доводы в пользу стремительного сосредоточения в руках великого князя московского. Именно для того чтобы все осознали возросшее значение Московского государства и его роль, необходимо было найти и обосновать те идеи, которые впоследствии составили бы идеологию. Таким образом, началом формирования идеологии единого московского государства можно считать кон. XV нач. XVI века, период правления великого князя Ивана III и его сына – Василия III. В это время как раз складывается «на пространствах Восточной Европы мощное Русское государство» (Фроянов И. Я. Драма русской истории. М., 2007. С. 928) Какое же место могло оно занять в мире? И какова его дальнейшая роль в истории людей? На все эти вопросы следовало ответить. В таких условиях и появляется теория единодержавия московских великих князей, «Москва-Третий Рим» связанная с именем Филофея, старца Псковского Елеазаровского монастыря.      В этой теории немалая роль была отведена православной вере. Надо отметить, что «представления о Руси в христианском мире начали формироваться уже вскоре после принятия ею христианства»(Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С.111-112) Раньше русские люди верили в языческих богов, но после крещения Руси они приравнивались ко всем остальным христианским странам. Но как показала история, не все христианские страны могли удержать веру, в том первоначальном виде, в котором она была. В 1054 году происходит «отделение Римской церкви от Вселенского православия»(Цыпин В. Курс церковного права. Клин. С.159) В 1439 году константинопольский патриарх заключает Флорентийскую унию с римской церковью. В 1453 году Константинополь пал под натиском турок. Эти события, повлияли на дальнейшее развитие не только европейских стран, но и России. Именно с падением Константинополя, некогда сильным и мощным христианским государством, начинается переосмысление роли русских правителей в событиях и дальнейшем развитии мировой истории. «С самой минуты взятия Константинополя турками московские великие князья начали считать себя приемниками императоров или царей византийских»(Голубинский Е. Е. История Русской церкви. Т. 2. М., 1900. С.756) Русское государство постепенно стремиться занять к этому времени то место, которое раньше принадлежало Византии.      С середины XV в. Слова «об особом назначении «избранной Богом» Русской земли, не только не являются новыми, но напротив приобретают новый еще более глубокий смысл: «новое положение Руси явилось результатом отступления греческих правителей от православия и одновременно – следствием укрепления «истинной веры» в Русской земле» (Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С.112-114) Вот в таких условиях мысль об избранности Московского государства и получает свое значение в идее «Москва – Третий Рим». «Старого убо Рима церкви падеся неверием..ереси, второго Рима, Константинова града..агаряне секирами..разсекоша..ныне третиаго, нового Рима, ..яко вся царства православныя христианьския веры снидошася в твое едино царство» (Библиотека литературы Древней Руси. Т.9. СПб, 2000. С.301-302) – писал Филофей еще великому князю Василию III. Основные идеи этой теории сводились к следующему: 1. все, что происходит в жизни людей и народов, определяется Божьим промыслом. 2. пали два Рима, собственно ветхий Рим и Константинополь, Москва – последний третий Рим. 3. русский царь является единственным наследником власти правителей в двух предыдущих павших государствах. Таким образом, Москва как бы становится не только всемирным политическим центром, но и церковным, а московские цари теперь являются приемниками византийских императоров.      Мы видим, что XVI столетие становится переломным в сознании людей. «Образуется Русское Православное Царство, страна, в которой жизнь каждого, начиная от царя и заканчивая последним холопом, подчинена одной цели – быть достойным великой миссии, выпавшей на долю России, - завершить ход мировой истории»(Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века. СПб., 2006) Русское государство как будущая держава, становится в ряд с европейскими странами. Таким образом, Россия того времени была призвана сыграть особую историческую роль, к тому же она должна была стать единственной хранительницей истинного христианства.      Именно с этими воззрениями на произошедшие изменения в православном мире и столкнулся Иван IV. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV, «знаки царского сана – крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха – возложены были на Иоанна митрополитом. После приобщения Св.Тайн Иоанн был помазан миром»(Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.8-9) О том, что это событие не осталось просто красивым обрядом, но было глубоко воспринято царем, может служить тот факт, что через десять лет, после венчания, Иван IV чтобы подкрепить свое положение, стал «заботиться о том, чтобы испросить у восточной Церкви благословение на свое венчание», дело в том, что коронование совершенное в 1547 году, состоялось без благословения вселенского патриарха и, следовательно, в глазах иностранных государей считалось незаконным. В 1561 году в Москву была прислана от патриарха Иосафа соборная грамота, подписанная митрополитами и епископами греческими» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.9) В этой грамоте указывалось на родство московского царя с греческой царевной Анной и роль Владимира. В грамоте говорилось, что так как «московский царь, несомненно, происходит от рода и крови истинно царской, а именно от греческой царицы Анны, сестры Василия Багрянородного, и притом великий князь Владимир венчан был диадемой и другими знаками и одеждами царского сана, присланными из Греции, то патриарх и собор благодатию Св.Духа предоставили Иоанну быть и именоваться законовенчанным» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.9-10)

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что по восшествии на царский престол Иван IV реально осознавал свое положение. Как известно, «цари издревле называются «помазанниками Божьими». Самое это название свидетельствует о том, что цари не есть ставленники народные» (Пятницкий П. П. Сказание о венчании русских царей и императоров. М., 1896. С.3) В данное время это наиболее точно подчеркивает положение молодого царя. Ведь он получил не просто царский титул, который употреблял во внешних документах, при связях с западными государствами, он получил право стать первым правителем, осознавшим всю важность своего пребывания на царском престоле, и без духовного процветания страны, Москва как центр, Русского государства, не смогла бы в полном смысле стать преемницей Византии.

Автор: Борисенко В.

www.historicus.ru

ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР НА РУСИ ИЛИ ПОДЛИННЫЕ ТИТУЛЫ РУССКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ

Современные историки по понятным причинам считают первым русским императором масона Петра I, который скорей всего являлся первым большевиком (гонителем Церкви, угнетателем русских крестьян, бездарным полководцем и жестоким душегубом). Другие псевдоисторики ошибочно утверждают, что первым русским царем был Иван Грозный. Но это их мнение - очевидная ложь .

В действительности цари и императоры на Руси были всегда. Вообще титул русского владетельного князя равен западно-европейскому герцогу (дюку), а титул Великого князя равен европейскому королю!

Русская история раннего Средневековья почти ничем не отличается от германской истории. После распада восточнославянских царств Антов и Дулебов в начале VII века образовались 14 ( четырнадцать!) восточно-славянских королевств (1). Именно их в 882 году объединил под своей властью русский император Олег I «Вещий» ( род. ок. 850 — ум. 912 гг.).

Олег I носил титулы Великого Князя и кагана (тюркский эквивалент императора) (2), чем подчеркивал свою независимость от Хазарского каганата и Византийской империи, с которыми неоднократно воевал.

Все русские императоры - язычники: Олег I, Игорь I, Святослав I сохраняли целостность вассальных королевств (великих княжеств) Дреговичей, Северян, Вятичей, Радимичей и т. д. И только император - самодержец Владимир I Креститель (носивший титулы Великого Князя, базилевса, кагана (3) и др.) окончательно упразднил полунезависимые национальные государства внутри Киевской Руси. А своих многочисленных сыновей царь Владимир I посадил на престолы бывших местных династий только в качестве князей — наместников (губернаторов). И с тех самых пор вплоть до XIII века князем на Руси мог титуловаться исключительно потомок Рюрика (и только в 1210 г. галицкий боярин Володислав объявил себя князем -правителем , а с 1234 года также и литовские кунигасы вожди начали становиться русскими князьями) .

Русский император Ярослав I Мудрый в надписи (граффити), сделанной в XI веке в Софийском соборе Киева назван царем(4) . Кроме того, широко известно, что арабские и персидские историки и географы называли правителей Руси хаканами(каганами, т.е. императорами) и маликами (т.е. королями) (5).

Арабо-христианский автор Яхья Антиохийский называл Владимира I царем русов (6). А сам Владимир Святославич официально принял православное греческое имя Василий, что буквально означает « царь, император. И, кстати, знаменитый арабский ученый Абу Хамид ал -Гарнати (1080- 1169 гг.) называл Киевских государей -царями славян (7).

Западно - европейские монархи всегда с почтением относились к могущественным царям Руси. Святую царицу Ольгу западные источники называют Еленой (по её христианскому имени) королевой ругов (8). Владимира I титулуют государем (сеньором) и королём Руси (рэкс Руссорум) (9). Царя же Ярослава Мудрого епископ Титмар Мерзебургский именует королём Руси , а вот Адам Бременский - святым королём Русским! (10).

Царя Изяслава I Ярославича автор германских «Анналов» Ламперт Херсфельдский титулует королём Руси (Руценорум рэкс) (11). Французский же хронист начала XII века Сигеберт из Жамблу сообщает о междоусобице на Руси конца XI в. и называет всех сыновей Ярослава I королями Руси (12).

Папа римский Григорий VII в своём послании в апреле 1075 г. называет Изяслава I королём Руси, а его жену - королевой (13) . Вот и монах Альберт, автор «Штаденских анналов», как и анонимный автор «Санкт -Галленских анналов» титулуют царя Святослава II Ярославича королём всея Руси (14) .

Известно также послание папы римского Гонория III от 17 января 1227 г. «Ко всем Русским Королям» (15). Да и сами русские летописцы и книжники всегда знали, что русский титул Великого Князя равен европейскому королевскому. В повести о жизни святого Дмитрия Донского (нач. XV в.) само название говорит об этом -«Житие ... Дмитрия Ивановича,царя Русского» (16).

Даниил Романович Галицкий в 1253 году был коронован папой римским как король Малой Руси. А Ростислав Михайлович Черниговский в 1257 г. сам захватил болгарский трон (на Дунае) и провозгласил себя царём . Немецкие хронисты величали также королём и святого Александра Невского.

В мирном договоре 1417 г. Ливонский Орден назвал царя Василия I Дмитриевича королём Московским и императором Русским (17) . Русский же император -самодержец Иван III Великий, дедушка Ивана IV Грозного, сам присваивал титулы царей, царевичей и князей своим подданным (в основном выходцам из Большой Орды). Иван III присвоил царский титул Казанскому хану и объявил его своим вассалом , а также создал «карманное» Касимовское царство.

Император Священной Римской империи германской нации Максимилиан I признал за царём Иваном III императорский титул. Сам Иван III в дипломатических отношениях вёл себя на равных и с императором Фридрихом III, и с турецким султаном Баязидом II .

Позднее глава Священной Римской империи признал императорский титул и за царём Василием III Ивановичем (18). Разумеется, императором был и Иван IV Грозный. Глубоко ошибочно мнение современных горе — историков о том , что если Иван IV венчался на царство в 1547 году, то он - «первый русский царь» . Абсурдное утверждение!

Русский император — самодержец Иван IV Грозный был царём царей, владыкой Московского, Казанского, Астраханского, Сибирского и Касимовского царств, владыкой огромного числа княжеств и земель. Иван IV Васильевич присвоил титул царя крещёному татарину Симеону Бекбулатовичу, а датскому принцу Магнусу - титул короля Ливонии! Елизавета I Английская официально называла Ивана IV императором!

Здесь также необходимо отметить, что так называемый Лже - Дмитрий I официально именовал себя императором всея Руси (19 ) и царём Московским!...

Таким образом, первым императором на Руси был всё - таки Олег I «Вещий», шурин великого князя (короля) Рюрика, но отнюдь не Пётр I Романов. И, соответственно, Иван Васильевич Грозный не был первым русским царём!

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) То есть государства словен ильменских, полочан, кривичей, дреговичей, радимичей, вятичей, древлян, северян, полян, бужан, волынян, белых хорватов, уличей и тиверцев.

Сравните с Германией: были королевства франков, лангобардов, саксов, тюрингов, свевов и т.д.

(2) «Древняя Русь в свете зарубежных источников» под ред. Е. А. Мельниковой, М. Логос, 2000 г.:  с. 209 - сообщение Ибн Русте в нач. X в. о титуле правителя русов - хакан; с. 288 - сообщение «Вертинских анналов» под 839 г. о титуле короля россов, именовавшего себя хаканом.

(3) Митрополит Илларион «Слово о Законе и Благодати» // «Красноречие Древней Руси» М. Советская Россия, 1987 г.:  с. 42 «... и похвала кагану нашему Влодимеру». см. также «Древняя Русь в свете зарубеж. источников» с. 292 .

(4) Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества ХII - XIII вв.» М. Наука , 1993 г., с. 416 .

(5) Рыбаков Б.А. Ук. соч. с.274 , 275 , 324 , 328 и т.д.( 6 ) «Древняя Русь в свете зарубежных источников» Ук. соч. с. 232.

(7) там же с. 244.

(8) там же с. 303.

(9) там же с. 309,311,318,319,333.

(10) там же с. 325 , 333 , 336 , 348 , 355.

(11) там же с. 361.

(12) там же с. 362.

(13) там же с. 363, 364.

(14) там же с. 368.

(15) там же с. 393.

(16) «Древнерусские повести» Тула, 1987 г., с. 84.

(17) «Славянская энциклопедия» под ред. В.В. Богуславского том 1 М. Олма - Пресс , 2001 г., с. 142.

(18) там же с. 147; см. также Герберштейн Сигизмунд «Записки о московитских делах» // «Россия XV - XVII вв. глазами иностранцев» Лениздат , 1986 г., с. 54 , 55,57.

(19) Бычков А.А. «Московия. Легенды и мифы» М. Астрель, 2005 г. с. 407.

ПОЖАЛОВАНИЯ ДВОРЯНСКИХ ТИТУЛОВ РОССИЙСКИМИ ГОСУДАРЯМИ.

1. ВАСИЛИЙ II Васильевич «Тёмный», Царь (1425 — 1462 гг.):

в 1447 г. присвоил титулы царевичей ордынским князьям Якубу и Касиму - Трегубу, а в 1450 г. последнему - ещё и титулцаря Городецкого (Касимовского), а его сыновьям Данияру и Айдару - титулы царевичей.

2. ИВАН III Васильевич Великий, Император (1462-1505 гг.)

с 1480 по 1502 гг. присвоил восемь (!) титулов царей казанским, астраханским, крымским и касимовским ханам.

А с 1467 по 1505 гг. - два десятка титулов царевичей - ханским отпрыскам !

3. ВАСИЛИЙ III Иванович, Император (1505 - 1533 гг.):

с 1507 по 1533 гг. присвоил семь титулов царей ханам Казани, Крыма и Касимова, а также более десяти титуловцаревичей ханским отпрыскам и не менее десятка княжеских титулов татарским и ногайским мурзам.

4. ИВАН IV Васильевич Грозный, Император (1533 -1584 гг.):

с 1536 по 1584 гг. присвоил восемь титулов царей ханам Казани, Крыма, Астрахани и Касимова, а также полтора десятка титулов царевичей - ханским отпрыскам.

В 1570 г. пожаловал титул короля Ливонии датскому принцу Магнусу (1540-1583).

С 1540 по 1584 гг. Иван IV возвёл в княжеское достоинство не менее двух десятков знатных фамилий татар, ногайцев и кабардинцев.

В 1584 г. Иван Васильевич пожаловал титул князя Сибирского русскому атаману Ермаку Тимофеевичу. Позднее, из-за гибели атамана титул этот перешёл к потомкам хана Кучума.

5. ФЁДОР I Иванович Блаженный, Император (1584 -1598 гг.):

Продолжал присваивать титулы царей, царевичей и князей ханскому отродью из Крыма, Сибири и Ногайской орды.

6. БОРИС I Фёдорович Годунов, Император (1598-1605 гг.):

В 1598 г. даровал титул царя Касимовского киргизскому князю Ураз -Магмету, а также пожаловал титулы царевичейсибирским ханским отпрыскам. Кроме того, неоднократно присваивал титулы князей тюркским мурзам и беям.

7. МИХАИЛ Фёдорович Романов, Император (1613 -1645 гг.):

В 1614 г. пожаловал титул царя Касимовского внуку Кучума - Альп -Арслану Сибирскому, а также около двадцати пяти (!)княжеских титулов - тюркам (татарам, башкирам, ногайцам).

8. АЛЕКСЕЙ Михайлович Романов, Император (1645 -1676 гг.):

Пожаловал 10 княжеских титулов тюркам, 2 - монголам, 1 - грузинам.

9. ФЁДОР III Алексеевич Романов, Император (1676-1682 гг.):

В 1681 г. ликвидировал Касимовское царство (ханство). Пожаловал 8 княжеских титулов тюркам, 1 - грузинам, 1 -манси.

10. ПЁТР I Алексеевич Романов, Император (1682 -1725 гг.):

Возвёл в княжеское достоинство 57 (!) тюркских фамилий, 1 - молдавскую, 4 - грузинские и 1 - русскую.

В графское достоинство: 7 русских фамилий, 1 шотландскую, 1 - еврейскую, 1 - итальянскую, 1 сербскую, 1 - английскую и 1 - немецкую.

В бароны: 1 русскую фамилию, 2 - немецких, 1 -датскую, 1 - еврейскую и 1 - шведскую.

11. ЕКАТЕРИНА I Алексеевна Романова, Императрица (1725 -27 гг.)

В княжеское достоинство пожаловала 3 грузинских фамилии.

В графы: 2 немецких фамилии, 1 - еврейскую, 1 - греческую и 1 - литовскую.

В бароны: 2 русских фамилии и 1 - немецкую.

12. ПЁТР II Алексеевич Романов, Император (1727 -1730 гг.):

Возвёл в графы 1 немецкую фамилию. В бароны: 1 русскую и 1 - немецкую.

13. АННА Ивановна Романова, Императрица (1730 -1740 гг.):

Пожаловала в герцоги 1 курляндскую (немецкую) фамилию.

В князья: 2 грузинские.

В графы: 2 немецкие, 1 - польскую, 1 - русскую, 1 -английскую.

В бароны: 3 немецкие фамилии.

14. ЕЛИЗАВЕТА Петровна Романова, Императрица (1741-61 гг.):

Возвела в князья 1 калмыцкую фамилию.

В графы: 2 немецкие, 1 - итальянскую, 1 - французскую и 8 - русских.

В бароны: 1 русскую фамилию.

15. немец ПЁТР III Фёдорович Голштейн - Готторп, Император (1762)

Пожаловал в графы 1 немецкую и 1 русскую фамилии. В бароны: 3 немецких.

16. немка ЕКАТЕРИНА II Алексеевна Голштейн -Готторп, Императрица (1762-1796 гг.):

В князья: 3 грузинские фамилии, 2 - татарские и 1 - русскую.

В графы: 8 русских, 4 немецких, 1 сербскую, 1 английскую, 1 польскую, 1 армянскую и 1 шведскую фамилии.

В бароны: 15 немецких и австрийских, 2 шведские, 1 английскую и 1 французскую.

17. немец ПАВЕЛ Петрович Голштейн-Готторп, Император (1796-1801 гг.):

Возвёл в князья 4 русские фамилии, 1 армянскую и 1 грузинскую.

В графы: 15 русских, 6 немецких, 1 шведскую, 1 французскую, 1 итальянскую, 1 сербскую, 1 польскую, 1 турецкую и 1 армянскую.

В бароны: 3 русских фамилии, 2 немецких, 1 турецкую и 1 португальскую.

18. немец АЛЕКСАНДР I Павлович Голштейн-Готторп, Император (1801-1825 гг.):

Возвёл в князья 4 русские фамилии, 4 грузинские, 4 польские, 2 татарские, 1 шотландскую, 1 греческую и 1 молдавскую.

В графы: 18 русских, 10 немецких, 12 польских, 2 французские, 2 шведские, 1 сербскую, 1 греческую и 1 шотландскую фамилии.

В бароны: 5 немецких, 3 русские, 3 шведские и 1 португальскую.

19. немец НИКОЛАЙ I Павлович Голштейн - Готторп, Император (1825 - 1855 гг.):

Пожаловал в князья 69(!М) грузинских фамилий, 8 русских, 5 татарских и башкирских, 3 немецкие, 3 польские, 2 армянские, 1 греческую, 1 казахскую, 1 молдавскую, 1 кумыкскую и 1 индусскую фамилии.

В графы: 32 польские, 20 русских, 16 немецких, 4 французских, 2 шведских, 1 литовскую, 1 ирландскую и 1 греческую фамилии.

В бароны: 19 немецких и австрийских, 2 польские, 1 еврейскую и 1 шведскую.

20. немец АЛЕКСАНДР II Николаевич Голштейн-Готторп, Император (1855-1881 гг.):

Возвёл в князья 8 грузинских фамилий, 5 русских, 4 татарские, 3 польские, 2 немецкие и 2 греческие.

В графы: 24 русские фамилии, 16 немецких, 5 польских, 2 шведские, 1 армянскую, 1 греческую, 1 хорватскую и 1 сербскую.

В бароны: 25 немецких фамилий, 2 русские, 1 польскую, 1 еврейскую и 1 шведскую.

21. немец АЛЕКСАНДР III Александрович Голштейн -Готторп, Император (1881 - 1894 гг.):

Возвёл в княжеское достоинство 1 грузинскую, 1 греческую и 1 румынскую фамилии.

В графы: 3 польские, 2 русские, 1 армянскую, 1 итальянскую и 1 немецкую фамилии.

В бароны: 3 немецкие фамилии.

22. немец НИКОЛАЙ II Александрович Голштейн-Готторп, Император (1894-1917 гг.):

Пожаловал в князья 4 русские фамилии, 3 татарские, 1 польскую, 1 грузинскую и 1 румынскую.

В графы: 5 русских, 2 немецкие и 3 польские фамилии.

В бароны: 2 немецкие.

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ТИТУЛЫ

1. Русский император (царь царей) Иван IV Васильевич Грозный пожаловал русским купцам и промышленникам Строгановым наследственный эксклюзивный титул именитых людей.

2. Главком военного флота Испании в 1588 г. ( так называемой «Непобедимой армады») адмирал Алонсо Перес де Гусман эль Буэно носил очень пышный титул : маркиз де Сан - Лукар де Баррамеда, граф де Ньебла, герцог Медина - Сидония !

3. Император Пётр I Романов в 1696 г. пожаловал титулы царя, короля (кёнига) и князя - кесаря прямому потомку Рюрика - князю Фёдору Юрьевичу Ромодановскому (1640-1717 гг.)!

4. Испанский аристократ генералиссимус Мануэль де Годой (род. 1767 - ум. 1851 гг.) носил самый экзотический титул : гранд 1-го класса, герцог Алькудия, принц Поссеранский и Князь Мира (Prince de la Paix ; Principe de la Paz) !!!

5. Некоторые российские аристократы тоже носили одновременно несколько титулов :

- Светлейшие князья Варшавские графы Паскевичи -Эриванские;

- Светлейшие князья Воронцовы графы Шуваловы;

- Князья Вяземские графы Левашёвы;

- Князья Голицыны графы Головкины;

- Князья Голицыны графы Остерманы;

- Светлейшие князья Италийские графы Суворовы -Рымникские;

- Князья Кантакузины графы Сперанские;

- Князья Юсуповы графы Сумороковы - Эльстон;

- Их Императорское Высочество светлейшие князья Романовские - герцоги Лейхтенбергские.

6. Западно - европейские государи имели особые титулы -обращения:

- Короли Венгрии и императоры Австрии - Апостолическое величество;

- Короли Испании -Католическое величество;

- Короли Португалии - Благоверное величество;

- Короли Франции - Христианнейшее величество.

7. Но, пожалуй, самый большой титул был у последних Российских Государей (до 1917 г.):

Божиею поспешествующею милостью, Мы (имярек), Император и Самодержец Всероссийский, Царь Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Карельский; Великий Князь Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новгорода низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский,

Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Армянския; Черкасских и Горских князей и иных наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг - Голштинский, Сторнмарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая.

«ЛИПОВЫЕ» ТИТУЛЫ ПРЕДКОВ РУССКИХ ДВОРЯН.

Русское дворянство формировалось на протяжении длительного времени. У истоков нашего дворянства стояли великие и удельные князья, представители старшей и младшей княжеских дружин, княжеские слуги, племенные вожди и старейшины, государственные чиновники и т.д. и т.п. И, соответственно, самыми древними русскими дворянскими фамилиями могут быть только потомки князей-Рюриковичей и их бояр.

Мы можем чётко проследить родословие нескольких сотен фамилий (большинство из них угасли), идущих непосредственно от вел. кн. Рюрика с IX века. И также отчётливо можем рассмотреть генеалогию нескольких десятков дворянских фамилий, ведущих свой род с середины XII столетия от тиуна Ратши (Ратислава). К их числу относятся Пушкины, Бутурлины, Каменские, Мусины-Пушкины и другие.

Но, к сожалению, уже с XVII века, и особенно с XVIII столетия, многие русские дворяне начали выдумывать себе предков — иностранцев (инородцев, иноземцев). Русская аристократия стыдилась быть русской, представители нашей тогдашней элиты охотно придумывали байки о предке -татарине, ордынском мурзе, лишь бы не был он русского происхождения.

Это объясняется не только более чем двухсотлетнем татаро - монгольским игом. Вольные русичи - крестьяне (основное население страны) в конце XVI - начале XVII вв. массово закрепощались, по существу - превращались в рабов. В среду российского дворянства в огромном количестве хлынули татарские, ногайские, грузинские, кабардинские и прочие выходцы. Русские императоры направо и налево раздавали титулы царей, царевичей и князей мусульманам — татарам и крещёным горцам. Со временем дошло до того, что и сам русский титул князя стал вызывать неприязнь в среде русской аристократии, а народ наш, видя ничтожество новых дворян — инородцев, сложил поговорку: «Эй, князь, у тебя на вилах грязь».

Знатнейшие русские дворянские роды (генеалогию которых мы хорошо знаем) испохабили свою родословную, выдумав себе черномазого предка или «чистенько го» западного европейского родоначальника. К примеру, прямые потомки московского боярина XIV века Андрея Кобылы - русские цари Романовы и графы Шереметьевы - надстроили свою родословную, добавив мнимых прусских королей. А богатейшие русские графы Строгановы, происходившие из семьи именитых купцов-промышленников XVI в., придумали себе нового предка - татарского мурзу!

Даже знаменитые дворяне, графы и князья Суворовы не избежали общей моды и составляли «себе родословную, восходящую к некоему знатному шведу. Хотя общеизвестен факт самого что ни на есть русского происхождения рода Суворовых, идущего от воеводы ХV1 столетия Михаила Ивановича - потомка дворянина Cyворa (Сурового).

Лопухины, Глебовы, Лупандины, Котловские и многие другие, происходящие от московского дворянина Михаила Юрьевича Сорокоума (жившего в XVI в.), покопавшись в летописях, ни с того, ни с сего, объявили своим предком касожского (адыгейского) князя Редедю, убитого русскими аж в 1022 году, и выдумали свою родословную, восходящую к мнимым князьям Черменским- Редединым, каковых вовсе не существовало!

Русские аристократы Бестужевы - прямые потомки московского боярина и тысяцкого Фёдора Бяконта (начало XIV в.) - в XVIII столетии составили «сказку» о новом своём родоначальнике некоем знатном англичанине Бесте!

Живший в правление императора Николая II Василий Алексеевич Дурасов (его род известен с XV века) добился от испанского короля на основании выдуманной генеалогии очень пышного титула, который стоит привести полностью: принц Анжуйский, герцог Дураццо, граф Гравина и Альба, господин (сеньор) чести горы Святого Ангела и кузен короля Испании. В 1914 г. английский «Колледж оф Арме» подтвердил всю эту титулатуру и выдал В.А. Дурасову диплом на герб, в котором красуются знаменитые королевские лилии!

Русские дворяне Нащокины объявили своим предком итальянского герцога (дукса) Дмитрия, выехавшего якобы к вел. кн Александру Михайловичу Тверскому. Дворяне Кайсаровы заявили, что они - потомки неведомых царей, а дворяне Кацаревы - якобы потомки хазарских каганов (!).

Аничковы, Блохины, Болтины, Загоскины, Мертваго, Молвяниновы, Юшковы и многие другие объявили своими родоначальниками золотоордынских татарских царевичей. А знаменитые русские фамилии, такие как Мосоловы, Нарышкины, Сафоновы, Огарёвы, Ртищевы, Свистуновы, Талызины, Языковы, Щербачёвы, Бибиковы, Коробьины, Поливановы, Загряжские, Леонтьевы, Петрово-Солововы, Лихаревы, Тевяшовы, Колокольцевы, Зубовы, Измайловы, Давыдовы, Ушаковы, Теглевы, Комынины, Ростопчины и мн. др. - составили себе «липовые» родословные с татарскими мурзами и князьями во главе.

Дворяне Челищевы и Брянчаниновы, ведущие свой род от знаменитого героя Куликовской битвы московского боярина Михаила Андреевича Бренка, выдумали себе западноевропейское происхождение от некоего немецкого принца Вильгельма, якобы выехавшего на Русь к вел. кн. Александру Невскому.

Русские дворяне Хвостовы и Отяевы тоже пошли по тому же пути и объявили своим предком некоего прусского маркграфа Аманда Бассавола. А природные князья — Рюриковичи Мышецкие совсем обезумели и также «вывели» свой род от маркграфа мейссенского!

Воейковы не смогли остаться в стороне от этой гонки за «знатными предками» и придумали себе родоначальника из Пруссии некоего «державца Терновского» Воейко.

Старинные русские дворяне Соковнины возвели свой род к немецкому барону Иоганну фон Икскулю, выехавшему якобы на службу к царю Ивану IV Грозному. А Сумороковы заявили права на шведского аристократа Левиса, якобы выехавшего в Москву в начале XV века.

Державины, Кеглевы, Акинфовы, Дашковы, Годуновы, Сабуровы, Вельяминовы - Зерновы, Ермоловы, Бегичевы, Барановы, Готовцевы, Хитрово, Апраксины, Арсеньевы, - возвели свой род к татарским мурзам.

Головины и Ховрины свой род выводили от византийских императоров Комниных. А Аксаковы, Вельямино вы, Воронцовы, Башмаковы, Исленьевы и др. - от потомка скандинавских королей - знатного варяжского князя Шимона Африкановича (XI век)!

Происходившие из простых украинских казаков , князья и графы Разумовские выдумали себе нового предка - некоего польского шляхтича Рожинского. А знаменитый простолюдин А.Д. Меншиков, прыгнувший «из грязи в князи», вывел свой род от знатной литовской фамилии Менжик, «идущей от королей бодричей - ободритов».

Разумеется, известно множество российских дворянских родов, происходивших от литовских князей, ордынских ханов и мурз, кавказских беков, меликов и тавадов, от византийских базилевсов и даже от шотландских королей (напр., графы Брюс). Но все вышеперечисленные русские дворянские фамилии имеют исключительно восточно-славянское происхождение.

www.cultoboz.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>