Кто открывает первое заседание государственной думы рф


История Государственной Думы

Государственная Дума в Российской империи

Император Николай II произносит речь в день открытия Первой Государственной Думы в Георгиевском зале Зимнего дворца. 27 апреля 1906 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Образование первого в истории Российской империи представительного законодательного органа стало результатом революции 1905 года. 6 августа 1905 года Император Николай II издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента – Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи. Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию. Однако впоследствии 17 октября 1905 года императором был подписан новый Манифест, который утвердил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». 

Таким образом, из совещательного Дума становилась законодательным органом. Всего до Революции 1917 года проработало четыре Думы. В состав Думы вошли землевладельцы, представители промышленной буржуазии, купечества, городской интеллигенции и крестьянства. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек. 

Первая Государственная Дума Российской Империи

Группа депутатов Первой Государственной Думы во время совещания. 1906 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Срок полномочий: 27 апреля – 8 июля 1906 года

Председатель: С.А.Муромцев, Конституционно-демократическая партия 

Открытие первого заседания Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.

Выборы в первую Думу проходили согласно закону от декабря 1905 года. Были учреждены шесть курий — землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, казачья и инородческая. Голосование было не всеобщим (не голосовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности), не равным (один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тыс. избирателей, в городской — на 4 тыс., в крестьянской — на 30 тыс., в рабочей — на 90 тыс.) и не прямым.

Приезд депутатов Первой Государственной Думы на первое заседание в Таврический дворец. 27 апреля 1906 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно своду, в перерывах между сессиями Думы царь мог издавать новые законы от своего имени.

Главным в работе первой Государственной Думы Российской империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905–1907 гг. Всего же за время работы депутатами был одобрен один законопроект — внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая.

Первая Дума была распущена Николаем II, оставшись в истории как «Дума народного гнева».

Вторая Государственная Дума Российской Империи

Депутаты Второй Государственной Думы на заседании в Таврическом дворце. 1907 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Срок полномочий: 20 февраля – 3 июня 1907 года

Председатель: Ф.А. Головин, Конституционно-демократическая партия 

Одним из основных направлений работы второй Думы стало решение процедурных вопросов. Это объяснялось намерением депутатов расширить компетенции представительного органа.

Основное внимание депутаты второй Думы обращали на аграрный вопрос, в меньшей степени – на правительственные законопроекты, контрреволюционные репрессии, а также мероприятия по улучшению материального положения социальных низов империи.

Дума была распущена через 102 дня с момента начала полномочий. Поводом для роспуска было обвинение 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Предполагалось, что некоторые члены фракции социал-демократов вошли в сговор с «военной организацией РСДРП», занимавшейся подготовкой восстания в войсках 3 июня 1907 года (т. н. Третьеиюньский переворот).

Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.

Третья Государственная Дума Российской Империи

Депутаты Третьей Государственной Думы на заседании в зале Таврического дворца. 1 ноября 1907 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Срок полномочий: 1 ноября 1907 года – 30 июля 1912 года

Председатели: Н.А. Хомяков (1907—1910, Союз 17 октября), А.И. Гучков (1910—1911, Союз 17 октября), М.В. Родзянко (1911—1912, Союз 17 октября)

Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской империи, которая проработала полный по закону о выборах срок – пять лет. 

Выборы прошли в соответствии с новым Положением о выборах в Думу от 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон ограничил избирательные права крестьян и рабочих и сократил представительство от т. н. национальных окраин. 

Группа депутатов Третьей Государственной Думы. 1907–1912 гг. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Депутатами обсуждался широкий спектр вопросов: реформирование армии, крестьянский вопрос, отношение к «национальным окраинам» и др. Предложения о законопроекте должны были исходить не менее чем от 30 депутатов. Все законодательные инициативы рассматривались Думой в трех чтениях. 

Для работы над законопроектами было создано около 30 комиссий. Некоторые, например, бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссий проводились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В состав большинства комиссий входили представители от каждой думской фракции.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища (название должностей закреплено в документах о создании и порядке работы Думы). Совещание выпускало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Широко использовалась система запросов: при необходимости депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству предоставить отчет о своих действиях.

Четвертая Государственная Дума Российской Империи

Группа депутатов Четвертой Государственной Думы в зале заседаний Таврического дворца. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Срок полномочий: 15 ноября 1912 года – 6 октября 1917 года 

Председатель: М.В. Родзянко, Союз 17 октября

Развитие событий внутри страны и на международной арене определило вектор работы четвертой Думы. С началом Первой мировой войны, после крупных поражений русской армии на фронте сформировался серьезный внутриполитический конфликт Думы и исполнительной власти. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля того же года. Несмотря на это Дума продолжила собираться на частных совещаниях.

Выступление депутата Четвертой Государственной Думы на заседании в зале Таврического дворца. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Дума являлась одним из центров оппозиции императору Николаю II. 27 февраля ее членами был образован Временный комитет Государственной Думы, который фактически стал выполнять обязанности верховной власти, сформировав Временное правительство.

После прекращения существования монархии в России полный состав Думы ни разу не собирался, однако регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной Думы.

6 октября 1917 года Государственная Дума была распущена Временным правительством по причине подготовки выборов в Учредительное собрание.

Законодательный процесс в 1917–1980 гг.

Вид части зала Таврического дворца во время заседания съезда. Июнь 1917 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.

Избирательная система сначала была многоступенчатой, не все граждане имели право голосовать. Однако в 1936 году Конституцией были введены всеобщие равные прямые выборы. Кроме того, депутаты впервые получили право парламентской неприкосновенности.

На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность Президента Республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В результате, Съезды народных депутатов и Верховный совет РСФСР утратили часть своих полномочий. В последствии указом Президента РСФСР система Советов была ликвидирована.

Делегаты I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов в зале Таврического дворца. Среди делегатов Николай Семенович Чхеидзе (6-ой слева), Георгий Валентинович Плеханов (5-ый слева). 4–28 мая 1917 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

В 1993 году состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.

Государственная Дума в современной России

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва

Срок полномочий: 11 января 1994 года — 15 января 1996 года

Председатель: И.П. Рыбкин, Аграрная партия России

12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти округах выборы не состоялись, в одном выборы не проводились (Чеченская республика). Восемь из 13 избирательных объединений (блоков) преодолели 5 процентный барьер: «Либерально демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64), КПРФ (42), «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (57), «Яблоко» (27), «Партия российского единства и согласия» (22), Демократическая партия России (14). 

За период своей работы Дума первого созыва приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие. К наиболее социально значимым актам относят объявление амнистии лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19–21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября — 4 октября 1993 года, а также Договор об общественном согласии.

Они были направлены на снижение уровня общественной напряженности и противоречий после событий 1993 года.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва

Срок полномочий: 16 января 1996 года — 17 января 2000 года

Председатель: Г.Н. Селезнев, Коммунистическая партия Российской Федерации

Выборы прошли 17 декабря 1995 года. 5 процентный барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ (157 мест), «Наш дом — Россия» (55), ЛДПР (51) и «Яблоко» (45). Выборы состоялись во всех избирательных округах. 

Принятые депутатами решения были направлены на увеличение размеров пенсий, пособий, расширение категорий населения, получающих льготы. Выпускаемые законы в сфере экономики были нацелены на усиление роли государства в экономике (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.

По причине ряда правительственных кризисов депутаты второго созыва по кандидатуре главы правительства голосовали 10 раз: летом 1996 г., три раза в апреле 1998 г., три раза в сентябре-августе 1998 г., в мае 1999 г. и в августе 1999 г.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва

Период работы: 18 января 2000 года — 28 декабря 2003 года

Председатель: Г.Н. Селезнев, Ком­му­нис­ти­чес­кая партия Российской Федерации

Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в ГД состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 года. Шесть избирательных объединений преодолели 5 процентный барьер: КПРФ (113 мест), «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь») (73), «Отечество — Вся Россия» (68), СПС – 29, «Блок Жириновского» – 17, «Объединение «Яблоко» – 20.

В течение восьми сессий был принят 781 закон, в частности о Центральном банке и страховании ответственности владельцев транспортных средств. 

Кроме того, Государственная Дума одобрила закон о страховании вкладов, который закрепил возмещение по банковским вложениям при возникновении страхового случая.

Депутатами был принят закон о государственной символике: теперь государственным флагом стал бело-сине-красный триколор, текстом гимна – стихи С.В. Михалкова на музыку гимна СССР, золотой двуглавый орел в червленом щите стал гербом, а в качестве военно-морского флага начал использоваться Андреевский флаг.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва

Период работы: 29 декабря 2003 года — 23 декабря 2007 года

Председатель: Б.В. Грызлов, «Единая Россия» 

Выборы состоялись 7 декабря 2003 года. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов. 5 процентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок: «Единая Россия» (223 места), КПРФ (52), ЛДПР (36), избирательный блок «Родина» (37). 

Одними из основных направлений деятельности Государственной Думы в период работы четвертого созыва остались разграничение полномочий между федеральным и местным уровнями власти, модернизация армии и усиление борьбы с терроризмом.

Помимо этого, депутаты занимались законодательным закреплением развития институтов гражданского общества. На это были нацелены решения о создании Общественной палаты, обновление правовой базы о некоммерческих и саморегулируемых организациях.

На совершенствование процесса государственного строительства были направлены законы об отмене выборов глав регионов и переходе на смешанную систему региональных выборов в России. Решения о введении полностью пропорциональной системы выборов Государственной Думы, установлении 7% барьера (вместо ранее определенных 5%) для прохождения партий в нижнюю палату были нацелены на повышение эффективности парламента как представительного органа.

В соответствии с принятыми четвертым созывом изменениями, размеры базовой части трудовой пенсии и студенческих стипендий были увеличены.

Особое внимание уделялось формированию рынка доступного жилья, для чего был принят пакет документов, включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов РФ. Для оздоровления населения страны и снижения уровня потребления алкоголя был принят новый закон об ограничении рекламы пива.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

Период работы: 24 декабря 2007 года — 20 декабря 2011 года

Председатель: Б.В. Грызлов, «Единая Россия» 

По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство — 315 мест. Коммунисты располагали 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38. Состав Государственной Думы обновился примерно наполовину. 

Одним из основных направлений деятельности пятого созыва Государственной Думы стала экономика, что было определено мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Потребовалось оперативное принятие ряда законопроектов, направленных на поддержку финансовой системы страны.

В течение пятого созыва были приняли законы об увеличении сроков полномочий Президента Российской Федерации и депутатов ГД до 6 и 5 лет соответственно. Изменения коснулись и самой системы выборов: в частности, избирательный залог для политических партий был отменен.

Особое внимание также уделялось социальной сфере. Законы «О полиции» и о социальных гарантиях сотрудникам правоохранительных органов были направлены на повышение служебных окладов сотрудников органов. Помимо этого, 170 тысячам ветеранов Великой Отечественной войны было выделено жилье. Был повышен минимальный размер оплаты труда.

Депутатами пятого созыва также был принят пакет антикоррупционных законов и изменены размеры штрафов за нарушение правил дорожного движения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва

Период работы: 21 декабря 2011 года — 4 октября 2016 года

Председатель: С.Е. Нарышкин, «Единая Россия»

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва состоялись 4 декабря 2011 года. Впервые Государственная Дума избиралась на пять лет. Согласно итогам выборов в Думу прошло 4 партии – Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия и ЛДПР.

Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивших интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.

К результатам деятельности в сфере экономики относится поддержка антикризисных мер правительства – Государственная Дума направила 1 трлн рублей на поддержку банков. Также было увеличено страховое покрытие вкладов в два раза до 1 млн 400 тыс. рублей. Единовременная выплата из материнского капитала была увеличена до 25 тыс. рублей.

Депутатами была одобрена политическая реформа: введение прямых выборов губернаторов, упрощение регистрации партий. Была возращена система одномандатных округов, а проведение парламентских выборов перенесли на сентябрь.

В следствие усиления напряженности в отношениях с западными странами особое внимание уделялось укреплению межпарламентских связей в рамках Евразийского экономического союза и объединения БРИКС.

В годы работы шестого созыва была заложена традиция проведения ежегодного Международного парламентского форума.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 

Период работы: 5 октября 2016 года — н/в

Председатель: В.В. Володин, «Единая Россия»

Выборы в Государственную Думу ФС РФ VII созыва были проведены 18 сентября 2016 года. Впервые после 2003 года депутаты избирались по смешанной системе: 225 депутатов по партийным спискам и 225 депутатов — по одномандатным округам. По результатам подсчета голосов, по федеральным спискам в ГД прошли те же четыре парламентские партии, которые работали в Государственной Думе VI созыва: «Единая Россия» (54,20 % голосов), КПРФ (13,34 %), ЛДПР (13,14 %), «Справедливая Россия» (6,22 %).

На пленарном заседании 5 октября Председателем Государственной Думы седьмого созыва был избран Вячеслав Володин. В ходе открытого голосования за него проголосовали 404 депутата. Кандидатуру Вячеслава Володина на пост Председателя ГД предложил Президент России Владимир Путин.

«Одна из задач, которую считаю необходимым решить, — это разобраться с теми завалами, которые накопились, их в самом начале было 2020 законопроектов с 1994 года, им несколько десятков лет. И понятно, что по многим уже заключения устарели», — отмечал Вячеслав Володин. 

Другой важной задачей он назвал необходимость повышения качества принимаемых законов.

Кроме того, на первом пленарном заседании Вячеслав Володин заявил, что главным в работе седьмого созыва должна стать забота о гражданах России. «Поэтому первоочередной для нас должна быть социально-экономическая повестка, основные приоритеты которой обозначены в «майских указах» Президента России 2012 года», — подчеркнул он. 

Государственная Дума седьмого созыва руководствуется этими принципами в своей законодательной деятельности.

duma.gov.ru

Кто открывает первое заседание Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва?

ТЕСТЫ

Для самоконтроля знаний слушателей, курсантов, студентов всех форм обучения по дисциплине «Конституционное (государственное) право России

Екатеринбург

2013 г.Тесты по дисциплине

«Конституционное право Российской Федерации»

При ответе на вопросы необходимо выбрать один правильный ответ.

Какая форма правления в Российской Федерации?

1. Президентская.

2. Смешанная.

3. Монархическая.

4. Парламентарная.

Какие из указанных социально-экономических прав не закреплены в Конституции Российской Федерации?

1. Право частной собственности на природные ресурсы.

2. Право на забастовку.

3. Право на труд.

4. Право на защиту от безработицы.

3. Государственная Дума состоит из:

1. 178 депутатов.

2. 450 депутатов.

3. 500 депутатов.

4. 250 депутатов.

Какие из указанных конституционных принципов не входят в состав основ конституционного строя?

1. Социального государства.

2. Единого и равного гражданства.

3. Равноправия и самоопределения народов.

4. Непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина.

Какое право относится к личным правам?

1. Право на отдых.

2. Право на информацию.

3. Право на неприкосновенность жилища.

4. Право на жилище.

С какого момента допускается проведение предвыборной агитации кандидатом на выборную должность?

1. Со дня объявления даты проведения выборов (голосования).

2. Со дня подачи документов в избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидата.

3. Со дня регистрации кандидата избирательной комиссией.

4. За четыре месяца до дня проведения выборов.

Какими из указанных государственно-правовых признаков не обладают субъекты Российской Федерации?

1. Наличие элементов территориального верховенства.

2. Наличие собственных государственных символов.

3. Наличие собственных законов.

4. Наличие собственной правовой системы.

Какой орган может признать ничтожным, противоречащий Конституции закон, который принял представительный орган субъекта федерации?

1. Президент РФ.

2. Федеральное собрание РФ.

3. Государственная Дума.

4. Конституционный Суд РФ.

Гражданство, какого государства приобретет ребенок, если один из родителей ребенка, родившегося на территории России, является иностранным гражданином, а другой гражданином РФ и им не удалось достичь согласия?

1. Гражданство России.

2. Гражданство иностранного государства.

3. Спор решается в судебном порядке.

4. Гражданство России и иностранного государства.

Какая избирательная система используется при избрании Государственной Думы Федерального Собрания РФ?

1. Мажоритарная.

2. Смешанная (мажоритарно-пропорциональная).

3. Миноритарная.

4. Пропорциональная.

Как была принята действующая Конституция России?

1. Верховным Советом России.

2. Съездом народных депутатов России.

3. Всенародным голосованием (референдумом граждан России).

4. Учредительным собранием.

Что не относится к компетенции Совета Федерации?

1. Решение вопроса о введении чрезвычайного положения.

2. Назначение выборов Президента РФ.

3. Назначение судей Конституционного Суда РФ.

4. Назначение на должность Председателя Центрального Банка РФ.

Что не относится к исключительному ведению Российской Федерации?

1. Регулирование прав и свобод человека и гражданина.

2. Федеративное устройство России.

3. Установление общих принципов местного самоуправления.

4. Установление правовых основ единого рынка.

Могут ли государственные должностные лица осуществлять местное самоуправление в Российской Федерации?

1. Да, если это необходимо для защиты конституционного строя.

2. Да, если это необходимо в целях рационального социально-экономического развития региона.

3. Нет, так как осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

4. Нет, так как государственная служба и муниципальная служба по-разному оплачивается.

Какое из указанных направлений деятельности не относится к конституционным функциям Президента РФ?

1. Гарантирование реализации Конституции РФ.

2. Охрана суверенитета России.

3. Утверждение в стране общепризнанных принципов и норм международного права.

4. Координация деятельности органов государственной власти.

Кто открывает первое заседание Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва?

1. Президент РФ.

2. Депутат – лидер фракции, набравшей большинство голосов на состоявшихся выборах.

3. Старейший по возрасту депутат.

4. Председатель Центризбиркома.

studopedia.net

Статья 99 Конституции России

Текст Ст. 99 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Комментарий к Ст. 99 Конституции Российской Федерации

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом власти. При этом члены совета Федерации и депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, однако организуются и функционируют по-разному.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. В том же порядке, в каком он назначен, член Совета Федерации может быть отозван. Таким образом, в Совете Федерации идет непрерывное изменение состава, вызываемое избранием (назначением) его новых членов. При этом Конституция РФ не предусматривает случаев роспуска или приостановления деятельности Совета Федерации*(518).

Совет Федерации собирается на весеннюю сессию (с 25 января по 15 июля) и осеннюю сессию (с 16 сентября по 31 декабря). Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, Совета палаты, комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания. Кроме того, комитет, комиссия Совета Федерации могут проводить в субъектах Российской Федерации выездные заседания, парламентские слушания, «круглые столы», конференции, семинары и иные мероприятия. Также в Совете Федерации могут проводиться пресс-конференции Председателя Совета Федерации и его заместителей, создаваться рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты Российской Федерации, экспертные советы на общественных началах, консультативные советы из числа членов Совета Федерации.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ). Днем голосования является первое воскресенье месяца, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе (Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Таким образом, деятельность Государственной Думы с избранием новой Думы не прекращается ни на один день.

Государственная Дума может быть распущена. Чтобы гарантировать конституционный статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа, на Президента РФ возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном ст. 111 Конституции РФ, одновременно с назначением Председателя Правительства РФ) назначить и дату выборов, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч. 2 ст. 109 Конституции РФ*(519).

Государственная Дума собирается на весеннюю сессию (с 12 января по 20 июня) и осеннюю сессию (с 1 сентября по 25 декабря). Однако может обсуждаться вопрос о продлении весенней сессии на две недели. Во время сессии Государственной Думы проводятся заседания палаты, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, парламентские слушания, идет работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями. Кроме того, по инициативе комитета, комиссии, депутатского объединения в Государственной Думе в помещениях Государственной Думы, не закрепленных за комитетами, комиссиями и депутатскими объединениями, и в Парламентском центре могут проводиться совещания, «круглые столы», семинары, конференции и другие мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Государственной Думы.

Работа депутатов с избирателями проводится в каждую последнюю неделю месяца во время сессии, а также в период с 26 декабря по 11 января, с 21 июня до дня начала ежегодного оплачиваемого отпуска депутата Государственной Думы и в период со дня, следующего за днем окончания ежегодного оплачиваемого отпуска депутата Государственной Думы, по 31 августа. Депутату Государственной Думы, как и члену Совета Федерации, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня (Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

2. Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Месячный срок необходим для завершения работы избирательных комиссий, оформления документации, связанной с избранием депутатов. В этот период между фракциями, представленными в парламенте, проходят интенсивные консультации по кандидатуре Председателя Государственной Думы, его заместителей, председателей комитетов, согласуются повестка дня и регламент первых заседаний Государственной Думы*(520).

Однако существует возможность созвать первое заседание Государственной Думы раньше указанного выше срока. Этим правом обладает Президент РФ. Так, например, Указом от 20 декабря 2003 г. N 1498 он постановил «созвать первое заседание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва 29 декабря 2003 г. в 12 часов»*(521). Таким образом, Государственная Дума четвертого созыва собралась на первое заседание через 21 день после ее избрания, 7 декабря 2003 г.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, который руководит заседанием до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя. Например, первое заседание Государственной Думы четвертого созыва 29 декабря 2003 г. открыл 80-летний депутат В. Варенников (представитель избирательного блока «Родина»), старейший депутат Государственной Думы.

После открытия Государственной Думы до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними*(522). Такая норма в Регламенте Государственной Думы необходима вследствие того, что старшему депутату, возможно, сложно будет провести заседание от начала и до конца по причине возрастных особенностей. В связи с этим и появилось положение, закрепляющее возможность помощи ему. Если старейший по возрасту депутат Государственной Думы не может выполнять на первом ее заседании функции председательствующего по состоянию здоровья или другим причинам, председательствует следующий за ним по возрасту депутат.

Парламентская традиция открытия первого заседания Государственной Думы нового созыва старейшим депутатом существует во многих странах. В частности, она существовала в Верховных Советах СССР и РСФСР и сохранилась в Государственной Думе. Выдвижение на первый план общечеловеческого признака — возраста депутата — свидетельствует об уважении к парламентским традициям, подчеркивает единство депутатского корпуса и отчасти смягчает острую политическую борьбу, которая разворачивается на первых заседаниях парламента нового созыва*(523).

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Моментом начала работы Государственной Думы является ее первое заседание в новом составе. Такое заседание начинается на 30-й день после избрания Государственной Думы, если Президент РФ не созовет заседание ранее этого срока. Таким образом, до открытия первого заседания Государственной Думы нового созыва депутаты Государственной Думы прежнего созыва вправе заседать и принимать решения. Данное положение обеспечивает непрерывность полномочий Государственной Думы как постоянно действующего органа.

Однако существует исключение, по которому полномочия депутатов Государственной Думы прекращаются со дня роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. В этом случае первое заседание Государственной Думы должно состояться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Таким образом, в период роспуска Государственной Думы продолжает действовать только Совет Федерации (см. комментарий к ст. 109).

konstrf.ru

После того, как утверждается новая Государственная Дума, когда происходит первое заседание?

а) после окончательной разработки закона;

б) на пятнадцатый день после избрания;

в) тридцатый день после избрания;

г) первое заседание может созвать Президент РФ до тридцати дней.

Кто открывает первое заседание Государственной Думы?

а) старейший по возрасту;

б) один из представителей прошлой Государственной Думы;

в) младший по возрасту;

г) один из членов лидирующей партии.

Когда заканчиваются полномочия предыдущего созыва Государственной Думы?

а) после окончания новых выборов;

б) с момента начала работы Государственной Думы нового созыва;

в) с момента распоряжения Президента РФ;

г) нет правильных ответов.

Что образуют Совет Федерации и Государственная Дума?

а) счётную палату;

б) совет безопасности;

в) комитеты и комиссии;

г) нет правильных ответов.

75. К ведению Совета Федерации относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

г) объявление амнистии;

д) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности;

е) назначение выборов Президента Российской Федерации.

76. К ведению Государственной Думы относятся:

а) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

б) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

в) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

е) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.

Как принимаются постановления Совета Федерации и Государственной Думы?

а) большинством голосов от общего числа членов (депутатов);

б) решением Председателя Совета Федерации (Государственной Думы);

в) большинством голосов от общего числа заместителей Председателя Совета Федерации (Государственной Думы);

г) нет правильных ответов.

Кому из ниже перечисленных принадлежит право законодательной инициативы?

а) Совету Федерации, членам Совета Федерации;

б) Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

в) Президенту Российской Федерации;

г) всем выше перечисленным.

79. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения:

а) Президента РФ;

б) Государственной Думы;

в) Правительства Российской Федерации;

г) Конституционного Суда по вопросам его ведения.

Кем принимаются ФЗ РФ?

а) Советом Федерации;

б) Избирательной комиссией;

в) Президентом РФ;

г) Государственной Думой.

Отметьте правильные процессы принятия ФЗ?

а) принятые Советом Федерации федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Государственной Думой;

б) в случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы;

в) в самом начале ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации;

г) все правильные.

База данных ГАС “Выборы” это?

а) объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с использованием комплексов средств автоматизации ГАС “Выборы”;

б) процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации с использованием комплексов средств автоматизации ГАС “Выборы”;

в) состояние защищенности информации в ГАС “Выборы” от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации в ГАС “Выборы” или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации;

г) отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС “Выборы”.

Безопасность информации согласно ФЗ «О ГАС РФ “Выборы”» это?

а) процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации с использованием комплексов средств автоматизации ГАС “Выборы”;

б) специалист, обеспечивающий эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;

в) состояние защищенности информации в ГАС “Выборы” от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации в ГАС “Выборы” или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации;

г) обеспечение устойчивого функционирования ГАС “Выборы” при ее использовании.

Информационные процессы согласно ФЗ «О ГАС РФ “Выборы”» это?

а) целенаправленное улучшение характеристик ГАС “Выборы” или расширение ее функций;

б) процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации с использованием комплексов средств автоматизации ГАС “Выборы”;

в) сведения, которые содержатся в ГАС “Выборы”, позволяют идентифицировать личность гражданина и перечень которых устанавливается федеральными законами;

г) автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума.

Информационные ресурсы согласно ФЗ «О ГАС РФ “Выборы”» это?

а) совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации;

б) объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с использованием комплексов средств автоматизации ГАС “Выборы”;

в) специалист, обеспечивающий эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;

г) отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС “Выборы”.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>