Кто открыл арктику


Кто открыл Арктику и Антарктику первым

Люди жили на побережье Северного Ледовитого океана примерно еще 30 тысяч лет назад. Свидетельства этому нашли ученые (стоянки древних в долине реки Усы в Коми и устье реки Яна в Якутии). Много веков подряд и по сей день коренные народности Арктики сохраняют традиционный уклад жизни предков, хотя и проживает их здесь не так уж много.

Среди европейцев эта территория на протяжении многих лет считалась «мертвой землей», не приспособленной для жизни. Однако по мере развития судоходства и торговли в Арктику стало отправляться множество экспедиций. В 10 веке норманны открыли Гренладию, а, начиная с 12 века, русские моряки последовательно стали осваивать северные пространства — ими были открыты Новая Земля, острова Вайгач и Колгуев.

Природные географические зоны в районах Северного и Южного полюсов носят названия Арктика и Антарктика соответственно. Это тысячелетние царства снега и льда, которые всегда манили к себе ученых, исследователей и путешественников. Именно с ними связаны беспримерные случаи проявления отваги, смелости и мужества.

Западноевропейские исследователи в 16-17 веках предпринимали попытки пройти вдоль Америки и Евразии северо-западными и северо-восточными маршрутами. Однако продвинуться дальше Новой Земли на восток и восточной части архипелага Канады на западе не смогли.

Русские поморы обогнули Таймырский полуостров во время плавания вдоль сибирского побережья в 17 веке. Пролив между Азией и Америкой в 1648 году был открыт благодаря Семену Дежневу. В результате масштабных работ, проведенных в Арктике Великой Северной экспедицией (С.И. Челюскин, Х.П.Лаптев, Д.Я.Лаптев, С.Г.Малыгин и др.), на карту были нанесены практически все подробности северного побережья Азии.

Экспедиция В.Чичагова отправилась в Центральную Арктику по инициативе М.Ломоносова. Важные открытия 19 и 20 веков в этом регионе связаны с именами русских мореплавателей: Ф.П.Врангеля, М. Геденштрома, Э.В.Толля, Ф.П.Литке, П.Ф.Анжу, П.К.Пахтусова, В.А.Русанова, Г.Я.Седова и др.; австрийских: Ю.Пайера и К.Вайпрехта; американских: Дж.Де-Лонга; норвежских: Ф.Нансена; английских: Джона Росса, Джеймса Росса, У.Парри, а также экспедиций, посланных на поиски пропавшей в 1845 без вести экспедиции Дж.Франклина.

Кто все-таки первым открыл те или иные северные земли или области в Северном Ледовитом океане – часто вопрос довольно непростой ввиду того, что каждый из путешественников внес свою лепту, иногда одна и та же область открывалась дважды. Например, до сих пор идут споры о том, кто же первым побывал на Северном полюсе. Американец Фредерик Кук заявил о том, что достиг его в 1908 г., а его соотечественник Роберт Пири — в 1909 г., но ни тот, ни другой, не предоставили неопровержимых доказательств, и у ряда ученых их отчеты вызывают сомнения.

Норденшельд в 1878-1879 гг. прошел северо-восточным проходом с запада на восток. На запад этим же путем прошла в 1914-1915 гг. экспедиция Б. Вилькицкого. Благодаря русским морякам, в результате этого сквозного плавания была доказана возможность путешествий по Северному морскому пути. Кстати, в 1913 году Вилькицкий открыл Северную Землю.

Что касается исследований Антарктического континента, то днем его открытия в истории считается 28 января 1820 года. Именно тогда русские моряки под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева впервые ступили на землю шестого континента Земли. До этого отыскать Южный материк безуспешно пытались многие географы и путешественники.

Затем в эти места отправились экспедиции английских и американских мореплавателей, которыми были открыты острова Аделейд, Земли Жуанвиля, Луи Филиппа, Виктории, Адели и Клари, а также Уилкса, прибрежные острова, и т.д. После плаваний американца Уилкса и англичанина Росса в период 1838-1842 гг. наступил период затишья в исследованиях, который растянулся почти на полвека.

Вновь Антарктика стала вызывать интерес в 19 веке, когда из-за хищнического истребления уменьшилось количество китов в Арктике, и китобои обратили свой взор на Южную часть Земли.

В последующий период деятельность людей здесь была довольно интенсивной: многочисленные экспедиции, создание наземных станций, международные исследовательские проекты.

Арктику и Антарктику иногда путают, потому что эти слова звучат похоже. «Арктика» с греческого переводится как «медведица», или «находящаяся под созвездием Большой Медведицы». А слово «Антарктика» означает «противоположная Арктике». Другими словами, это два полюса, находящиеся друг против друга — Крайний Север и Крайний Юг.

В Арктике теплее, но Антарктика больше по площади. В районе Северного полярного круга есть коренное население, на южном континенте – никто постоянно не живет. Климат на обоих полюсах весьма суровый, природные условия, растительный и животный мир уникальны.

Здесь ведутся всевозможные научные исследования. В присутствии на Южном континенте и в Арктике заинтересованы самые разные страны. Ведущая роль в Арктике принадлежит России.

xn----8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai

Кто первым исследовал Арктику?

Кто первым исследовал Арктику? 

Чтобы ответить на такой вопрос, поговорим о  географических полюсах на Земле.

Две полярные области окружают географические полюса Земли.

Они называются Северным полюсом и Южным полюсом.

 Северная полярная область - Арктика интересовала людей еще во времена Древней Греции, а может еще и раньше.

Считается, что первым человеком, который открыл Арктику, был известный греческий исследователь Питис.

В IV столетии до нашей эры он отправился в плаванье из Средиземноморья на север к границе арктического региона. Возможно, северные народы (например, те,  что проживали в Норвегии и Британии) плавали в северные моря и раньше, но письменных свидетельств, которые доказывают это, не сохранилось.

В XVI столетии началось масштабное исследование Севера и Северо-востока. Много исследователей достигали арктической области и исследовали его. Эти исследования продолжались вплоть до начала XX века, а в 1903 году к полюсу отправилась экспедиция, возглавляемая норвежским исследователем Руалем Амундсеном

znajko.ru

История Арктики и северного морского пути: открытие и освоение

Арктика – это огромная территория в полтора раза больше Российской Федерации со среднегодовой температурой ниже нуля и громадной площадью, покрытой вечными льдами. Уникальный регион с запасами золота, газа, полезных ископаемых и пресной воды является сегодня сферой конкурирующих интересов многих стран.

Открытие Арктики: кто был первым

История освоения Арктики началась ещё в глубокой древности. О том, что северных широт достигали римские и греческие мореплаватели никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако само слово «Арктика» происходит от греческого «арктос» (медведь). А вот норвежские и датские моряки, вероятно, были знакомы с арктическими льдами. Первые сведения об этом регионе в русских летописях датируются Х веком. Таким образом, принято считать, что открытие Арктики состоялось в X-XII веках.

Территория Арктики включает в себя Северный Ледовитый океан, окружающие его моря, острова, архипелаги, а также прибрежные территории таких стран, как Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия. Центр Арктики – Северный полюс, южная граница – совпадает с южной границей тундры.

Как покоряли Арктику: краткий обзор ключевых этапов

История исследования Арктики насчитывает почти тысячу лет. Но активное изучение этого региона началось в середине 17-го столетия, когда моряки под руководством Федота Попова и Семёна Дежнёва, обогнув Чукотский полуостров, попали в Тихий океан. Спустя 40 лет Иван Толстоухов со своими судами обошел по морю Таймырский полуостров. С тех пор периодически снаряжались экспедиции, продолжавшие искать новые торговые пути, все больше и больше расширяя границы северного судоходства.

Путешественники зависели от погодных условий: если они были благоприятными, на карте появлялись новые мысы, проливы, острова и архипелаги. На Север стремились как простые купцы, торговцы, мореходы, так и военные и ученые из разных стран. Поэтому русские имена на карте Арктики чередуются с немецкими, шведскими, американскими. Всё это память о тех, кто совершал рискованные экспедиции в тот период, когда не было самолетов и атомных ледоколов, на деревянных парусных судах, собачьих упряжках и просто пешком, с многомесячными зимовками.

Существенный вклад в освоение Арктики внесла первая морская научная экспедиция под командованием Витуса Беринга (1733-1742 гг.). Этот офицер русского флота, датчанин по происхождению, открыл пролив между Чукоткой и Аляской, который теперь носит его имя, исследовал береговую часть русской Арктики, достиг Северной Америки. Благодаря ему на карте появилось множество новых названий.

Среди других исследователей 18-19-го веков заметный вклад в изучение холодных земель и вод Арктики внесли: Федор Матюшкин, Фердинанд Врангель, Федор Литке, Семён Челюскин, Харитон Лаптев. Благодаря этим самоотверженным людям уточнялись карты, фиксировались особенности климата, проводились исследования отмелей, бухт, дрейфующих льдов, появлялись на карте новые острова, проливы, архипелаги.

Подробнее об экспедициях в Арктику: http://будущее-арктики.рф/ekspedicii-v-arktiku/

Судьба первого российского ледокола и его роль в освоении арктических просторов

Еще до революции, в 1899 году, на английской судоверфи был построен первый ледокол «Ермак». Под командованием вице-адмирала русского флота Степана Макарова он совершил несколько морских северных путешествий сразу же после спуска на воду. И хотя корабль считался коммерческим судном, он провел ряд научных исследований, а также вызволил из ледового плена несколько торговых судов. В 1899-1901 годах под руководством Макарова была проведена огромная работа по изучению ледовых полей, океанической флоры и фауны.

Первый российский ледокол протестировал свои системы и механизмы в сложных полярных условиях. Выявленные недостатки были устранены и учтены при строительстве судов в дальнейшем. Вплоть до 1963 года этот ледокол сопровождал торговые суда, стал участником трёх войн: Русско-японской, Первой мировой и Второй мировой.

Подробнее о ледоколе «Ермак»: http://будущее-арктики.рф/istoriya-ledokola-ermak/

Советский период исследования Арктики

Советская власть считала освоение Арктики важнейшей задачей. С этой целью создавались научные институты, строились полярные станции. Арктику покоряли на ледоколах и самолётах. Слово «полярник» стало символом героизма, патриотизма и настоящей мужской закалки.

В перечне покорителей бескрайних просторов советской Арктики появились новые имена. Это и ученые, и летчики, и капитаны судов, и организаторы полярных станций. При этом СССР был единственной страной, которая создавала научные станции на дрейфующем льду. Идея их создания принадлежит Владимиру Визе. Удачно начав свою работу в 1937 году, дрейфующие станции регулярно, исключая лишь военное время, работали вплоть до 1992 года, сменяя друг друга. Таким образом, наблюдения в высоких широтах проводились круглогодично.

Подробнее о дрейфующих станциях: http://будущее-арктики.рф/drejfuyushhaya-stanciya-severnyj-polyus-1/

Северный морской путь в датах и цифрах

Под термином «Северный морской путь или «Севморпуть» подразумевают водный транспортный маршрут по арктическим морям вдоль северного побережья Российской Федерации. Это самый короткий, но отнюдь не самый простой трансокеанский путь. Для сравнения: если доставить груз из Норвегии в Южную Корею по суше можно за 34 дня, то арктическими морями – в 2 раза быстрее.

История Северного морского пути тесно связана с исследованием Арктики, так как первыми мореплавателями в этих суровых местах были торговые люди, купцы. Поначалу суда проплывали коротким маршрутом между двумя точками побережья, и постепенно транспортный коридор удлинялся — короткие отрезки соединялись в более длинные маршруты.

Таким образом, открытие Северного морского пути – это коллективное достижение, труд многих мореплавателей и учёных, а также тех, кто финансировал эти со всех точек зрения рискованные предприятия. Существенный вклад в освоение СМП внесли: Виллем Барренц, искавший ещё в 16-м веке северно-восточный морской «коридор» в Азию, Витус Беринг, руководитель двух Камчатских экспедиций, Оскар Диксон, купец, финансировавший морские экспедиции северо-восточного направления.

Первыми полноценное плавание из одного океана в другой вдоль всего маршрута в 70-е годы 19-го века совершила экспедиция шведского географа Адольфа Эрика Норденшёльда. Русские ученые прошли этим путем в начале Первой мировой войны под руководством Бориса Вилькицкого. Его экспедиция преодолела Севморпуть целиком за два сезона, зазимовав у полуострова Таймыр.

Особенную роль сыграл СМП в годы Великой Отечественной войны. Он стал своеобразной «дорогой жизни» для Советского Союза, получавшего от союзников уголь, цветные металлы, снаряды, транспорт, продовольствие именно северными маршрутами. В послевоенное время правительство Советского союза продолжало развивать этот регион и его транспортные артерии, выделяя значительные финансовые и человеческие ресурсы. Этому в значительной мере способствовало строительство нового поколения ледоколов – на атомной энергии.

Пик популярности СМП пришелся на 80-е годы ХХ века, тогда этим путем доставляли 4-6 млн. тонн грузов ежегодно. Благодаря существованию северного маршрута увеличилась пропускная способность портов Дальнего Востока, Америки, Европы. Выгоден он был и простому потребителю: товар, перевезенный более коротким путем, стоил дешевле. СМП был важен и с геополитической точки зрения, ведь это единственный водный маршрут, связывающий арктические и субарктические северные регионы — по нему удобно было завозить продовольствие и различные грузы в порты крупных сибирских рек.

В 1990-х годах поступательная история Северного морского пути сделала крутой поворот: исследования в Арктике почти прекратились, а поддержка государством Северного морского пути как важной транспортной артерии стала снижаться. Сегодня в основном СМП используют крупные российские корпорации, связанные с добычей полезных ископаемых. За последние 10 лет грузопоток по северным морям значительно вырос. В 2016 году этим маршрутом перевезли рекордное количество груза – более 7 миллионов тонн.

Подробнее о Северном морском пути: http://будущее-арктики.рф/stati/severnyj-morskoj-put-stati/

Освоение Арктики в 21-м веке: работы хватит для всех

Возрождение Российской Арктики началось уже в новом тысячелетии. Была возобновлена работа дрейфующих станций, стали активно обсуждаться проблемы Арктической зоны, проводятся новые полярные экспедиции с участием международных партнёров, работают крупные научно-исследовательские институты, идёт строительство новых дорог, современных поселков, метеорологических станций.

Сегодня перед Правительством РФ поставлен ряд задач по дальнейшему развитию и благоустройству российской Арктики. Была принята Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», предусматривающая рациональное освоение арктических просторов. Её основные цели: охрана национальных интересов, внедрение инновационных технологий, бережная эксплуатация природных ресурсов, защита территории от техногенных и природных катастроф, повышение уровня жизни населения. В Арктике остаются неосвоенными богатейшие месторождения, миллионы квадратных километров территории, поэтому работы хватит нынешнему и последующим поколениям на много лет вперед.

xn----8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai

Известные исследователи Арктики

Арктика покорилась человечеству на рубеже XIX и XX веков. Этот труднодоступный край исследовался смельчаками из множества стран: России, Норвегии, Швеции, Италии и т. д. История открытия Арктики – это не только научная, но и спортивная гонка, которая продолжается и по сей день.

Нильс Норденшельд

Полярник Нильс Норденшельд (1832-1901) родился в Финляндии, принадлежавшей тогда России, однако, будучи шведом по происхождению, свои экспедиции проводил под шведским флагом. В молодости он много бывал на Шпицбергене. Норденшельд стал первым путешественником, «занявшимся» ледяным щитом Гренландии. Все известные исследователи Арктики начала XX столетия заслуженно считали его крестным отцом своего ремесла.

Главным достижением Адольфа Норденшельда оказалась его экспедиция по Северо-восточному проходу в 1878-1879 гг. Пароход «Вега» первым за одно путешествие прошел вдоль северных берегов Евразии и полностью обогнул огромный материк. Заслуги Норденшельда оценены потомками – его именем названы многочисленные географические объекты Арктики. Это в том числе и архипелаг неподалеку от Таймыра, а также залив около Новой Земли.

Роберт Пири

Имя Роберта Пири (1856-1920) – особое в истории полярных экспедиций. Именно он – первый исследователь Арктики, который покорил Северный полюс. В 1886 году путешественник вознамерился пересечь Гренландию на санях. Однако в той гонке он уступил Фритьофу Нансену.

Тогдашние исследователи Арктики были экстремалами в еще большем смысле, чем сейчас. Еще не существовало современного оборудования, и смельчакам приходилось действовать почти вслепую. Вознамерившись покорить Северный полюс, Пири решил обратиться к быту и традициям эскимосов. Благодаря «культурному обмену» американец отказался от использования спальных мешков и палаток. Вместо этого он стал прибегать к практике строительства иглу.

Главное путешествие Пири – его шестая экспедиция по Арктике в 1908-1909 гг. В состав команды вошло 22 американца и 49 эскимосов. Хотя, как правило, исследователи Арктики отправлялись на край земли с научными задачами, предприятие Пири состоялось исключительно благодаря желанию поставить рекорд. Северный полюс был покорен полярниками 6 апреля 1909 года.

Рауль Амундсен

В первый раз Рауль Амундсен (1872-1928) побывал в Арктике в 1897-1899 гг., когда он принимал участие в бельгийской экспедиции, в которой был штурманом одного из кораблей. После возвращения на родину норвежец стал готовиться к самостоятельному путешествию. До этого исследователи Арктики в основном отправлялись в путь вместе с большими командами на нескольких судах. Амундсен решил отказаться от подобной практики.

Полярник купил небольшую яхту «Йоа» и собрал небольшой отряд, который смог бы самостоятельно прокормить себя собирательством и охотой. Эта экспедиция стартовала в 1903 году. Стартовой точкой норвежца была Гренландия, а финальной – Аляска. Таким образом, Рауль Амундсен первым покорил Северо-Западный проход – морской путь через Канадский Арктический архипелаг. Это был невиданный успех. В 1911 году полярник первым в истории человечества достиг Южного полюса. В дальнейшем Амундсен увлекся использованием авиации, в том числе дирижаблей и гидросамолетов. Исследователь погиб в 1928-м, разыскивая пропавшую экспедицию Умберто Нобиле.

Нансен

Норвежец Фритьоф Нансен (1861-1930) занялся исследованием Арктики буквально из спортивного интереса. Будучи профессиональным конькобежцем и лыжником, он в 27 лет решил пересечь на лыжах огромный ледниковый покров Гренландии и с первой же попытки вошел в историю.

Северный полюс еще не был покорен Пири, и Нансен решил достичь заветной точки, продрейфовав вместе со льдами на шхуне «Фрам». Корабль оказался в ледяному плену к северу от мыса Челюскин. Команда полярника отправилась дальше на санях, однако в апреле 1895 года, достигнув 86 градуса северной широты, повернула назад.

В дальнейшем Фритьоф Нансен не участвовал в первопроходческих экспедициях. Вместо этого он погрузился в науку, став выдающимся зоологом и автором десятка исследований. В статусе известного общественного деятеля Нансен боролся с последствиями Первой мировой войны в Европе. Он помогал беженцам из разных стран и голодающим Поволжья. В 1922 году норвежский исследователь Арктики удостоился Нобелевской премии мира.

Умберто Нобиле

Итальянец Умберто Нобиле (1885-1978) известен не только как полярник. Его имя связано с золотой эпохой дирижаблестроения. Амундсен, который загорелся идеей воздушного перелета через Северный полюс, познакомился со специалистом в области аэронавтики Нобиле в 1924 году. Уже в 1926-м итальянец в компании скандинавского аргонавта и американского эксцентричного миллионера Линкольна Эллсворта отправился в эпохальный полет. Дирижабль «Норвегия» проследовал невиданным прежде маршрутом Рим – Северный полюс – полуостров Аляска.

Умберто Нобиле стал национальным героем, а дуче Муссолини сделал его генералом и почетным членом фашистской партии. Успех побудил строителя дирижаблей организовать повторную экспедицию. На этот раз первую скрипку в мероприятии играла Италия (воздушное судно полярников также было названо «Италией»). На обратном пути с Северного полюса дирижабль потерпел катастрофу, часть экипажа погибла, а Нобиле был спасен изо льдов советским ледоколом «Красин».

Челюскинцы

Подвиг челюскинцев – это уникальная страница в истории освоения полярных рубежей. Он связан с неудачной попыткой наладить навигацию по Северному морскому пути. Ее вдохновителями были ученый Отто Шмидт и капитан-полярник Владимир Воронин. В 1933 году они снарядили пароход «Челюскин» и отправились в экспедицию вдоль северных берегов Евразии.

Советские исследователи Арктики стремились доказать, что Северный морской путь можно пройти не только на специально подготовленном корабле, но и на простом сухогрузе. Безусловно, это была авантюра, а ее обреченность стала ясна в Беринговом проливе, где задавленное льдами судно потерпело крушение.

Экипаж «Челюскина» спешно эвакуировался, а в столице была создана правительственная комиссия, занявшаяся организацией спасения полярников. Людей вернули домой по воздушному мосту с помощью самолетов. История «Челюскина» и его экипажа покорила весь мир. Летчики-спасатели первыми получили звания Героев Советского Союза.

Георгий Седов

Георгий Седов (1877-1914) связал свою жизнь с морем еще в юности, поступив в ростовские мореходные классы. Прежде чем стать исследователем Арктики, он участвовал в русско-японской войне, во время которой командовал миноносцем.

Первая полярная экспедиция Седова произошла в 1909 году, когда тот описал устье реки Колымы. Затем он обследовал Новую Землю (в том числе ее Крестовую Губу). В 1912 году старший лейтенант предложил царскому правительству проект санной экспедиции, целью которой был Северный полюс.

Власть отказалась спонсировать рискованное мероприятие. Тогда тот собрал деньги за счет частных средств и все-таки организовал путешествие. Его корабль «Святой Фока» был заблокирован льдами у Новой Земли. Затем Седов заболел цингой, но все равно в сопровождении нескольких товарищей отправился на санях к Северному полюсу. Полярник умер в пути неподалеку от острова Рудольфа, где его и похоронили.

Валерий Чкалов

Чаще всего русские исследователи Арктики ассоциируются с кораблями, санями и собачьими упряжками. Однако свой вклад в изучение полярных просторов внесли и летчики. Главный советский ас Валерий Чкалов (1904-1938) в 1937 году совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в Ванкувер через Северный полюс.

Напарниками комбрига по миссии стали второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков. За 63 часа самолет АНТ-25 проделал путь длиною в 9 тысяч километров. В Ванкувере героев ждали репортеры со всего мира, а президент США Рузвельт лично принял летчиков в Белом доме.

Иван Папанин

Почти наверняка Иван Папанин (1894-1896) – самый известный советский исследователь Арктики. Его отец был севастопольским портовым рабочим, поэтому неудивительно, что мальчик с раннего детства загорелся морем. На севере Папанин впервые оказался в 1931 году, посетив на пароходе «Малыгин» Землю Франца-Иосифа.

Громоподобная слава к исследователю Арктики пришла в 44-летнем возрасте. В 1937-1938 гг. Папанин руководил работой первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». 274 дня четверо ученых провели на льдине, наблюдая за атмосферой Земли и гидросферой Северного Ледовитого океана. Папанин дважды становился Героем Советского Союза.

fb.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>