Кто написал вий гоголь
«ВИЙ»,
ГогольСоколов Борис Вадимович
повесть, впервые опубликованная в 1835 г. в сборнике «Миргород». При переиздании В. в 1842 г. в составе собрания сочинений В. подвергся существенной переработке. Повесть была начата Гоголем в 1833 г. Вий, имя фантастического подземного духа, было придумано Гоголем в результате контаминации имени властителя преисподней в украинской мифологии «железного Ния» и украинских слов «вия» — ресница и «повико» — веко. Отсюда — длинные веки гоголевского персонажа.
В наборной рукописи 1835 г. В. заканчивался следующими словами: «И с тех пор так все и осталось в той церкви. Завязнувшие в окнах чудища там и поныне. Церковь поросла мохом, обшилась лесом, пустившим корни по стенам ее; никто не входил туда и не знает, где и в какой стороне она находится». Сохранился единственный экземпляр «Миргорода» с этим финалом. Однако по ходу набора в конце В. возник пробел страницы, который необходимо было заполнить. И Гоголь дописал дополнительный финал, слегка изменив предыдущий: «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги. Когда слухи об этом дошли до Киева и богослов Халява услышал наконец о такой участи философа Хомы, то предался целый час раздумью. С ним в продолжение того времени произошли большие перемены. Счастие ему улыбнулось: по окончании курса наук его сделали звонарем самой высокой колокольни, и он всегда почти являлся с разбитым носом, потому что деревянная лестница на колокольню была чрезвычайно безалаберно сделана (намек на пристрастие звонаря к „зеленому змию“ и связанные с этими затруднениями в подъеме и спуске по высокой и крутой лестнице, иносказательно уподобленной „лествице Иакова“. — Б. С.).
— Ты слышал, что случилось с Хомою? — сказал, подошедши к нему, Тиберий Горобець, который в то время уже был философ и носил свежие усы.
— Так ему Бог дал, — сказал звонарь Халява. — Пойдем в шинок да помянем его душу!
Молодой философ, который с жаром энтузиаста начал пользоваться своими правами, так что на нем и шаровары, и сюртук, и даже шапка отзывалась спиртом и табачными корешками, в ту же минуту изъявил готовность.
— Славный был человек Хома! — сказал звонарь, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. — Знатный был человек! А пропал ни за что.
— А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, — все ведьмы. На это звонарь кивнул головою в знак согласия. Но, заметивши, что язык его не мог произнести ни одного слова, он осторожно встал из-за стола и, пошатываясь на обе стороны, пошел спрятаться в самое отдаленное место в бурьяне. Причем не позабыл, по прежней привычке своей, утащить старую подошву от сапога, валявшуюся на лавке». Хома Брут гибнет от страха, но ценой своей жизни губит нечистую силу, бросившуюся на философа и не услышавшую вовремя крик петуха — после его третьего крика духи, не успевшие вернуться в подземное царство мертвых, погибают. История Хомы допускает и реалистическое объяснение. Видение Вия можно представить себе как плод белой горячки большого любителя горелки, от которой он и погибает: «…Он упросил Дороша… вытащить сулею сивухи, и оба приятеля, севши под сараем, вытянули немного не полведра… Вдруг… среди тишины… с треском лопнула железная крышка гроба и поднялся мертвец… У Хомы вышел из головы последний остаток хмеля. Он только крестился да читал как попало молитвы. И в то же время слышал, как нечистая сила металась вокруг его, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов…
— Приведите Вия! ступайте за Вием! — раздались слова мертвеца… „Не гляди!“ — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха». Но подобное рациональное объяснение — лишь камуфляж магического у Гоголя. Неслучайно он подчеркивает, что «последний остаток хмеля» вышел из головы у философа.
В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) писал о В.: «…Картины малороссийских нравов, описание бурсы… портреты бурсаков и особенно этого философа Хомы, философа не по одному классу семинарии, но философа по духу, по характеру, по взгляду на жизнь. О, несравненный Dominus Хома! как ты велик в своем стоистическом равнодушии ко всему земному, кроме горелки! Ты натерпелся горя и страху, ты чуть не попался в когти чертям, но ты все забываешь за широкою и глубокою ендовою, на дне которой схоронена твоя храбрость и твоя философия; ты на вопрос о виденных тобою страстях машешь рукою и говоришь: „Много на свете всякой дряни водится!“, у тебя половина головы поседела в одну ночь, а ты оттопываешь трепака, да так, что добрые люди, смотря на тебя, плюют и восклицают: „Вот это как долго танцует человек!“ Пусть судит всякий, как хочет, а по мне, так философ Хома стоит философа Сковороды! Потом помните ли вы невольное путешествие философа Хомы, помните ли попойку в шинке, этого Дороша, который, нагрузившись пенником, вдруг захотел узнать, непременно узнать, чему учат в бурсе (шуточное дело!), этого резонера, который божился, что „все должно оставить так, как есть, что Бог знает, как нужно“, и, наконец, этого казака с седыми усами, который рыдал о том, что остался круглым сиротою… А эти поучительные беседы на кухне, где „обыкновенно говорилось обо всем: и о том, кто пошил себе новые шаровары, и что находится внутри земли, и кто видел волка“? А суждения этих умных голов о чудесах в природе? А портрет пана сотника, и кто перечтет?.. Нет, несмотря на неудачу в фантастическом, эта повесть есть дивное создание. Но и фантастическое в ней слабо только в описании привидений, а чтения Хомы в церкви, восстание красавицы, явление Вия бесподобны».
В статье «Гоголь и его последняя книга» (1847) А. А. Григорьев утверждал, что в В. у Гоголя «вся природа его страны говорит с ним шелестом трав и листьев в прозрачную летнюю ночь, и где между тем в тоске безысходной, в замирании сердца мчащегося с ведьмою по бесконечной степи философа Хомы слышится невольно тоска самого художника, переходящая и на читателя».
А. Ф. Лосев в «Диалектике мифа» (1929) использовал образы В. для иллюстрации противоположности мифологии и метафизики: «Я приведу замечательный пример одного мифического изображения; и мы на нем должны убедиться, что мифология очень мало имеет общего с метафизикой. Это — похождения философа Хомы Брута в гоголевском „Вие“. Некая „бабуся“ с страшным блеском глаза приближается к Хоме. „Философ хотел оттолкнуть ее руками, но, к удивлению, заметил, что руки его не могут приподняться, ноги не двигались; и он с ужасом увидел, что даже голос не звучал из уст его: слова без звука шевелились на губах. Он слышал только, как билось его сердце; он видел, как старуха подошла к нему, сложила ему руки, нагнула ему голову, вскочила с быстротою кошки к нему на спину, ударила его метлою по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах. Все это случилось так быстро, что философ едва мог опомниться и схватить обеими руками себя за колени, желая удержать ноги, но они, к величайшему изумлению его, подымались против воли и производили скачки быстрее черкесского скакуна. Когда уже минули они хутор и перед ними открылась ровная лощина, а в стороне потянулся черный, как уголь, лес, тогда только сказал он сам себе: „Эге, да это ведьма!“ Он чувствовал какое-то томительное, неприятное и вместе сладкое чувство, подступавшее к его сердцу“. Далее ему видится какая-то русалка. „Она оборотилась к нему, — и вот ее лицо, с глазами светлыми, сверкающими, острыми, с пеньем, вторгавшимся в душу, уже приближалось к нему, уже было на поверхности и, задрожав сверкающим смехом, удалялось: и вот она опрокинулась на спину, — и облачные перси ее, матовые как фарфор, непокрытый глазурью, просвечивали перед солнцем по краям своей белой эластически-нежной окружности. Вода в виде маленьких пузырьков, как бисер, осыпала их. Она вся дрожит и смеется в воде… Видит ли он это или не видит? Наяву ли это или снится? Но там что? Ветер или музыка? Звенит, звенит и вьется и подступает и вонзается в душу какою-то нестерпимою трелью. Что это? думал философ Хома Брут, глядя вниз, несясь во всю прыть. Пот катился с него градом. Он чувствовал бесовски-сладкое чувство, он чувствовал какое-то пронзающее, какое-то томительно-страшное наслаждение. Ему часто казалось, что будто сердца уже вовсе не было у него, и он со страхом хватался за него рукою“. Гоголь проявляет во всем этом отрывке не просто поэтическую, но именно мифическую интуицию, давая гениальным образом целую гамму мифических настроений. И мы прекрасно понимаем, что это экстатическое состояние, доводящее до сердечного припадка и до мистически-сексуального бреда, очень мало имеет общего с метафизикой, которая тоже как-то говорит о „сверхчувственном“, но которая не имеет и следа этих реальных, этих чувственных, часто почти животных аффектов».
А. К. Воронский в книге «Гоголь» (1934) отмечал: «В „Вии“ „милая чувственность“, земное, „существенное“ ведет борьбу со смертными очарованиями, с темными душевными наслаждениями, стремящими вихрем, с погибельным миром, но таящим „неизъяснимые наслажденья“. Хома Брут так же общечеловечен и в то же время национален, как Чичиков, Хлестаков, как Манилов, Петух. Самое характерное в нем — именно это соединение полной заурядности, утробности, незадачливости со способностью переживать болезненно-мечтательные обольщения… Бурсак околдован пронзительной красотой мертвячки-панночки, и в то же время он ищет натурально-физического удовлетворения своих страстей: он не брезгует вдовой-торговкой, пристает к молодкам. Там нездешние, томительные и сладкие очарования, здесь грубое и простое влечение. У Хомы Брута физическая и психическая стороны половой жизни резко разобщены. Чувственное влечение не совпадает с высшими психическими состояниями. Когда у людей наблюдается подобное разобщение, не только половая, но и вся материальная жизнь представляется низменной, грязной, грешной, а высшая духовная жизнь — отрешенной от всего земного, вещественного. Не осложнились ли „страшные перевороты“ в жизни Гоголя какими-то интимными, половыми происшествиями?! Это весьма вероятно».
А. М. Ремизов в книге «Огонь вещей» (1954) писал: «Нигде так откровенно, только в „Вии“ Гоголь прибегает к своему излюбленному приему: „с пьяных глаз“ или напустить туман, напоив нечистым зельем. Да как же иначе показать скрытые от трезвых те самые „клочки и обрывки“ другого мира, о которых расскажет в исступлении горячки Достоевский. И нигде, только в „Вии“ с такой нескрытой насмешкой над умными дураками применяет Гоголь и другой любимый прием: опорочить источники своих чудесных откровений. „Но разве вы, разумные, — говорит он, подмигивая лукаво, — можете поверить такому вздору?“ А простодушным, этим доверчивым дуракам, прямо: „Чего пугаться, не верьте, все это выдумка глупых баб да заведомого брехуна“. Или ничего не говоря, представляет своих действующих лиц в таком виде, когда все, что угодно, покажется: философ натощак сожрал карася — а затем следует волшебная скачка и полет над водой, а все видения философа в церкви у гроба Панночки — „с пьяных глаз“».
Следующая глава
biography.wikireading.ru
Фильм Гоголь. Вий (2018): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме
Режиссер Егор Баранов Актеры Александр Петров, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Екатерина Бурлакова, еще Юный судебный писарь Николай Гоголь начинает пробовать свои силы в написании художественных произведений, однако он сильно сомневается в своих способностях. Случайное знакомство со следователем Яковом Петровичем Гуро приводит к тому, что они вместе отправляются в село Диканька расследовать крайне необычные преступления. Продюсеры Александр Цекало, Артур Джанибекян, Валерий Федорович, еще Сценаристы Алексей Чупов, Наталья Меркулова, Алексей Караулов, еще Оператор Сергей Трофимов Художники Елена Жукова, Виктория Игумнова Композитор Ryan Otter
- В фильме появляются новые персонажи: Хома Брут (его сыграл Алексей Вертков) – прототип этого героя есть в повести Н.В. Гоголя «Вий», и оригинальный персонаж, который не появлялся в произведениях Гоголя, служитель темных сил Безносый (Анвар Либабов). Также в фильме фигурируют персонажи из первой части: Всадник, созданный по образу героя из повести Гоголя «Страшная месть», Ульяна (Ксения Разина), созданная по образу героини из повести «Вий», Оксана (Юлия Франц), ее прототип встречается в повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», оригинальный персонаж граф Алексей Данишевский (Артём Ткаченко), а также кузнец Вакула (Сергей Бадюк) с дочерью Василиной (Марта Тимофеева), их прототипы встречаются в повести «Ночь перед Рождеством».
- Над фильмом работал Евгений Барулин – опытный специалист по компьютерным спецэффектам, работавший, в том числе, над голливудским проектом Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» (2008).
Петро с Богданой разговаривают у околицы. Влюбленный парень готов посвататься к девушке, но та говорит, что отец хочет отдать ее за богатого. Мимо проходит сестра Богданы Даринка. Она идет к Федору, несет ему ужин. Федор пасет овец. Даринка приходит к пастуху, отдает ему еду и просит посидеть вместе с ним. Она объясняется парню в любви, просит ее поцеловать, но тут одна овца убегает в лес. Федор бежит за ней, девушка тоже устремляется в лес. Федор видит перед собой яркое сияние, он громко кричит.
Николай Гоголь в присутствии Якима, Вакулы и доктора Бомгарта открывает сундучок, оставшийся от его наставника Якова ПетровичаГуро. Там находятся бумаги. На одном из листочков записаны даты смерти девушек, убитых Черным всадником. Еще на одном листочек цифры 12 + 1. Гоголь достает календарь и выясняет, что все даты на листочке соответствуют праздникам. Значит, нечисть убивает по праздникам. А следующий праздник будет через два дня.
В село приезжает Басаврюк. Тесак и отец Варфоломей идут к начальнику полицейской управы Бинху и просят его изолировать пришельца. Тот говорит, что действует по закону, оснований для задержаний Басаврюка нет. В село входит окровавленный Федор. Он явно не в себе. Бинх пытается его допросить: где пропавшая Даринка? О пропаже девушки заявил ее отец. Гоголь указывает Бинху, что Федор не в состоянии внятно говорить. Даринку нужно искать в лесу. Бинх организует население села на поиски девушки. В лесу Гоголь разговаривает с утопленницей Оксаной, которую видит только он один. Та ревнует его к Лизе и говорит, чтобы он не приходил к омуту, иначе она его утопит. Люди обнаруживают растерзанные останки. Богдана плачет по погибшей сестре. Бинх говорит, что преступление раскрыто: девушку убил Федор. Но доктор Бомгарт утверждает, что в лесу обнаружены останки распотрошенной овечьей туши. А Гоголя после разговора с утопленницей посещает видение, и он понимает, что Даринка еще жива. Ее хотят убить в предстоящий праздник.
Гоголя посещают видения про осенний цветок. Очнувшись, он отправляется к пруду, его утаскивают на дно утопленницы, он расспрашивает Оксану про осенний цветок. Та говорит, что это кровоцвет, он расцветает раз в году и может указать сорвавшему его человеку клад с золотом. Но сорвать цветок может только невинный человек, и для этого он должен пролить кровь еще одного невинного. Гоголь просит утопленницу научить его управлять своим даром. Оксана утверждает, что разгадку тайны его связи с темными силами нужно искать в минувшем, когда Николай был еще ребенком.
На следующий день Гоголь подслушивает разговор Басаврюка с Петром, он подговаривает парня сорвать кровоцвет. Так он получит много денег, и тогда отец отдаст за него Богдану.
Гоголь идет в церковь. Священник рассказывает ему, что Басаврюк – бес. Он охотится за человеческими душами. Он развращает людей в Медвежьем овраге. Выйдя из церкви Гоголь встречает Лизу и спрашивает у нее дорогу в Медвежий овраг. Та говорит, что по местным поверьям там обитает нечистая сила, но разъясняет Гоголю, как туда пройти. Гоголь просит у Вакулы ружье и отправляется к Медвежьему оврагу. По дороге он видит группу девушек, которые перед праздником Покрова жгут простыни. Согласно народному обычаю так они привораживают себе суженого. В Медвежьем овраге Гоголь наблюдает сцену совращения Петра. Басаврюк предлагает тому убить Даринку, дает ему кинжал. Петрусь приставляет его к горлу девушки, Гоголь умоляет его отпустить Даринку. Петро наносит рану на горле Даринки, Гоголь стреляет, Петр падает замертво, Басаврюк тает в воздухе. Гоголь несет тело девушки к доктору. Тот отказывается делать операцию: когда-то под его ножом умер пациент и Бомгарт зарекся оперировать, Гоголь уговаривает его исполнить свой долг. Доктор соглашается, зашивает рану девушки. Та приходит в себя.
К Гоголю приходит Лиза. Ее муж уехал. Лиза объясняется в любви. Оксана видит эту сцену в зеркало. Зеркало трескается.
В лесу обнаружено тело мертвой девушки, принимавшей участие в обряде. Значит, расписание убийств все-таки соблюдается. Гоголь выясняет, что следующий праздник через пять дней. По его предложению Бинх объявляет комендантский час для девушек. Гоголь расспрашивает Якима, который служил еще у его родителей, о своем детстве: со мной ничего странного не случалось? Старый слуга утверждает, что Николай просто болел иногда. Яким не хочет рассказывать молодому барину о том, что сам не любит вспоминать. Николай был не первым ребенком, шесть его братьев умерли в младенчестве. Отец был в отчаянье, он молил бога, чтобы хоть один его ребенок не умер. Возле церкви Василий Гоголь повстречал зловещего субъекта без носа и сказал ему, что ради жизни будущего сына готов на все.
Утром накануне праздника на семи домах, где есть молодые девушки, обнаружены кровавые знаки. Доктор выясняет, что это собачья кровь. По улицам бродит монахиня, ищет пропавшую собаку. Дочка Вакулы Василинка заглядывает в окно хаты, где живет приезжая женщина Ульяна. Она видит, как в воздухе проносятся галушки. На стене висит труп собаки, с которого в таз стекает кровь. К девочке обращается Ульяна. Предлагает зайти в хату. Но Василинка бежит к отцу и рассказывает об увиденном. Тот сообщает об этом Гоголю. Гоголь предлагает позвать Бинха и навестить Ульяну, но сам отправляется туда в одиночку. Войдя в дом, он видит, как какой-то человек в капюшоне вбивает в тело Ульяны кол. Гоголь бросается на него, но злоумышленник успевает скрыться. Приходят Вакула и Бинх. Гоголь рассказывает о происшедшем. Выясняется, что руки убитой были прибиты к полу серебряными гвоздями. На колу в ее сердце какие-то надписи. На полу надпись кровью. Язык вроде латинский, но ни слова не понять. Гоголь предлагает Бинху свезти семь девушек из помеченных домов на отдаленный хутор и поместить их под охрану.
Гоголю и Бинху удается поймать таинственного незнакомца. Это Хома Брут. Он занимается поимкой ведьм, за Ульяной он охотился три года. Бинх ему не верит. Но Бруту удается освободиться, он берет в заложники Гоголя и получает свободу. Хоме удается убедить в своей правоте Гоголя: нужно довести обряд с ведьмой до конца. Тогда она позовет на помощь Вия. Хома хочет его уничтожить, для этого предназначены заклинания, написанные им на полу. Бинх велит отправить девушек на хутор, а сам приступает к поискам пропавших Хомы и Гоголя. Те, прихватив тело ведьмы, отправляются в заброшенную церковь. Там ведьму помещают в гроб. Хома очерчивает мелом круг. Через некоторое время ведьма поднимается, у нее отрастают когти и клыки, она пытается ворваться в круг. Хома читает заклинания. На зов ведьмы собирается нечисть.
В это время Темный всадник убивает охрану и всех девушек. Вакула и Бинх обнаруживают только трупы. Вакула говорит, что знает, где Гоголь и Хома (он встретился с ними, когда они несли тело ведьмы в церковь). Бинх вместе со своим помощником Тесаком отправляются туда. Ведьме удается ухватить за руку Хому. Она тащит его из круга. Гоголь удерживает Брута за другую руку. Но это – деревянный протез. Он отрывается, ведьма вытаскивает Хому и перегрызает ему горло. Слышны страшные звуки. Это приближается Вий. Гоголь читает заклинания. Алтарь рушится. Оксана, которая прибыла в церковь с прочими утопленницами, просит Гоголя не смотреть в глаз Вию. Через разрушенную стену церкви на Гоголя смотрит огненный глаз гигантского чудовища. Гоголь смотрит в этот глаз. Вий из него втягивает душу, Гоголь из последних сил читает заклинания. Бинх и Тесак видят, как огромный великан рушится грудой камней на церковь. Они вбегают в храм и видят тела Хомы, ведьмы и Гоголя.
Флешбэк. У Гоголей снова родился мертвый ребенок, он не дышит. В комнату, где лежит роженица, входит Безносый, он протягивает к младенцу руку, тот хватает его за палец. Раздается детский плач. Супруги решают назвать новорожденного сына Николаем.
- Юлия Беляева 12 октября 2018 Оценка фильма 5 из 10 Первую часть ждала, читала много хорошего. Понравилась, хотя смотрела на ноутбуке. Новую серию решила обязательно оценить на большом экране( чтоб уж пугаться-так пугаться). Увы.. Была разочарована. Герои( да и сюжет) утратили неожиданность и новизну, Меньшикова , опять же , не было, с его загадочно-харизматичным то ли чертом, то ли человеком… Читать далее
- Олег 8 сентября 2018 Оценка фильма 6 из 10 Продолжение охоты за чёрным всадником, убивающим девушек, где мы уже свыклись с «приходами» Николая Васильевича, таинственной атмосферой Диканьки, примеси различных романов литератора и закосами под Тима Бёртона. Третья серия вновь окунает нас в новое приключение, которое умело заманивает, но отодвигает главную сюжетную линию… Читать далее
- Сергей (Безымянный герой) 1 сентября 2018 Оценка фильма 7 из 10 Ждать от второй картины цикла чего-то принципиально нового было бы странно. Так и получилось – «Вий» скрупулезно следует духу своего предшественника, но в лобовом сравнении с «Началом» сиквел все же уступает предшественнику, но дело тут исключительно в «субъективных» особенностях фильма – без Меньшикова проект смотрится не так ярко, да и обилие обнаженки было весьма смелым и ярким решением… Читать далее
- Mystery_girl_ 7 июля 2018 Оценка фильма 3 из 10 Общее впечатление: Посмотрев как-то 1 часть, решила не останавливаться на достигнутом и вот уже просмотрена 2-я под названием «Гоголь. Вий», где вроде и есть мистическое приключение, а чего-то не хватает. Сюжет и актеры: перескакивая по плавному повествованию я ждала окончание сюжета лишь потому, что почти каждый актер здесь играет дерево… Читать далее
- Alejandro 11 июня 2018 Оценка фильма 6 из 10 Ну-с..С….с… …Значит так-С!!! …Несколько мыслей по мотивам второй части «Гоголя», или, если хотите, пару мыслей об очередном российском «Вие»! Мысль 1. ..Для начала кое-что напомню: Ребята! Вы уж там не забывайте, это в первую очередь сериал, а уж потом созданный из сериала полный метр, чтоб нарубить тнт-шникам бабла… Читать далее
www.ivi.az
Гоголь: Вий содержание/сюжет фильма читать онлайн
После событий первого фильма в вещах Якова Петровича Гуро Николай Гоголь находит дело: секретную справку на самого себя с припиской: «Тайна рождения — тёмный?». 5 братьев Гоголя умерли при родах или вскоре после рождения; в дальнейшем в видениях Николая и воспоминаниях Якима (не решающегося раскрыть барину правду) Василий Гоголь-Яновский от отчаяния принимает предложение незнакомца с повязкой на лице вокруг носа. Незнакомец обещает, что младенец выживет, но платой за это будет соглашение с некими силами; Василий отвечает, что готов на что угодно, лишь бы больше не хоронить своих детей. Когда Николай рождается, незнакомец оживляет мертворожденного младенца.
Глава третья. Заколдованное место
Утром в Диканьку прибывает колдун-басурманин Басаврюк: местные его знают и боятся, потому что у него слава охотника за душами христиан. Однако оснований для его ареста нет, и священник предупреждает Гоголя держаться от него подальше.
Когда в Диканьке исчезает очередная девушка (Дарина) и её поиски ни к чему не приводят, Гоголь замечает в записках Гуро список дат — церковных праздников и каждому празднику соответствует одна жертва Тёмного Всадника. В попытках обнаружить Дарину Гоголь пытается научиться контролировать свой дар и видит красный цветок в «логове зверя». Не зная, как трактовать видение, он наконец принимает помощь Оксаны; её условие — Николай должен принадлежать ей. Цветок оказывается кровоцветом, цветущим раз в году там, где спрятано колдовское золото. Сорвать его и заполучить клад может только невинная душа, если она прольёт кровь другого невинного.
«Логовом зверя» оказывается Медвежий овраг, который местные обходят стороной, считая, что это проклятая земля. В видениях Николай предвидит, что там и произойдёт убийство, и незнакомая девушка задаёт ему вопрос: «Может, ты мой суженый?». Взяв ружьё, Гоголь ночью отправляется туда, но вместо Всадника Дарину туда приводит колдун. Он предлагает жениху сестры Дарины пролить кровь, чтобы тот получил золото (и разбогател, чтобы жениться), а колдун заберёт его душу. Когда тот соглашается, Николай, не сумев отговорить злодеев, убивает его, а колдун исчезает. Раненую Дарину с трудом спасает доктор Леопольд Бомгарт: хотя он зарёкся не оперировать живых после того, как он в прошлом не сумел спасти ребёнка, врач находит в себе смелости попытаться вновь и ему это удаётся.
Однако предотвратить убийство новой жертвы Всадника не удаётся: ей оказывается вторая девушка из видений. Гоголю, Бомгарту, Якиму, кузнецу Вакуле и следователю Бинху ничего не остаётся, кроме как ждать следующего праздника.
Глава четвёртая. Вий
На новый праздник Гоголь убеждает Бинха призвать жителей Диканьки не выходить ночью из домов. Хотя ночь проходит без жертв, наутро 7 домов оказываются помечены знаком Всадника. Что необычно, им помечен ещё и дом Данишевских, хотя раньше Тёмный Всадник никогда не притрагивался к дворянам и убивал только крестьян. Не видя других вариантов, Николай предлагает спрятать всех девушек из помеченных домов в тайном месте под охраной казаков. Это предложение не находит поддержки у Бинха, так как тот начинает подозревать Гоголя в связях с убийцей. Данишевский от предложения увезти Лизу тоже отказывается в грубой форме.
Благодаря маленькой дочери кузнеца Вакулы Гоголь догадывается, что знаки на домах поставила ведьма из села (знаки нарисованы пёсьей кровью, а в её доме девочка видела мёртвую собаку). Однако допросить ведьму не удаётся: её закалывает осиновым колом неизвестный, сбегая при появлении Николая. Очнувшись на месте убийства, Гоголь попадает под подозрение Бинха (никто, кроме него, не видел убийцу) и находит на полу написанное им же заклинание на латыни.
Изучив улики и оружие незнакомца (Оксана, едва увидев его, в ужасе говорит, что это осина со святой земли, заговоренная против нечистой силы), Николай приходит к выводу, что убийца намеревался совершить обряд над телом, но не успел завершить его, а значит, попытается закончить позже. Убийцу и правда ловят в засаде в сарае, где лежит тело ведьмы; им оказывается странствующий экзорцист Хома Брут. Он прибыл в Диканьку, чтобы вновь сразиться с демоном Вием, а ведьма нужна была ему как приманка. Убедившись, что Гоголь не убийца, Бинх даёт добро на то, чтобы спрятать девушек.
Хома берёт Гоголя в заложники и, вырвавшись из заточения, просит помочь ему одолеть Вия. Запершись в церкви с телом ведьмы и начертив круг, Хома дожидается прибытия Вия, но погибает. Гоголь дочитывает заклинание сам, отчего Вий исчезает, но и сам Николай падает замертво.
В это же время Тёмный Всадник находит тайное место (заброшенный хутор) и убивает всех казаков и девушек внутри него. Прибыв на место, Бинх и Вакула заключают, что Всаднику кто-то раскрыл местоположение убежища, о котором знали только четверо: сам Бинх, его помощник (писарь Тесак), Гоголь и Алексей Данишевский. Первым делом Бинх решает арестовать и допросить Гоголя, но находит его в церкви без признаков жизни.
www.spoilertime.ru
О чем рассказывается в фильме «Гоголь. Вий»?
5 апреля в российский прокат вышел триллер Егора Баранова «Гоголь.Вий» — вторая часть трилогии о приключениях писателя Николая Гоголя. Первый фильм «Гоголь. Начало» продюсерской компании «Среда» и телеканала ТВ-3 вышел летом прошлого года.
Главный герой фильма, роль которого исполняет Александр Петров, как и в первой части трилогии, пытается расследовать жестокие ритуальные убийства в селе Диканька. Во второй части ему предстоит найти причину исчезновения некой молодой особы, а также сразиться с Вием.
Сюжет
В основе сюжета — борьба с нечистой силой. Молодой начинающий поэт Николай Гоголь расследует загадочные убийств девушек в селе Диканька в компании своих новых помощников — полицейского Бинха (Евгений Стычкин), кузнеца Вакулы (Сергей Бадюк) и доктора Бомгарта (Ян Цапник). К их компании присоединится новый персонаж — охотник на ведьм, мастер восточных единоборств и философ Хома Брут (Алексей Вертков).
Писателя будут не раз посещать видения, которые помогут ему докопаться до истины. Также он будет сражаться с темным Всадником, который убивает девушек? и посетит ту самую церковь, где Вий встретил Брута и панночку.
Когда выйдет третья часть?
Как рассказал продюсер Александр Цекало, третья часть киносериала «Гоголь. Страшная месть» выйдет в прокат 30 августа. После чего на канале ТВ-3 будет показан сериал, состоящий из восьми серий.
В главных ролях:
- Александр Петров
- Евгений Стычкин
- Таисия Вилкова
- Артем Ткаченко
- Сергей Бадюк
- Ян Цапник
www.aif.ru