Кто написал вечный зов автор


Вечный зов (телесериал) - это... Что такое Вечный зов (телесериал)?

«Ве́чный зов» — эпический советский телесериал по одноимённому роману Анатолия Иванова, который снимался на «Мосфильме» с 1973 по 1983 годы. На материалах событий полувека (с 1906 по 1960 годы) в фильме прослежена история сибирской семьи Савельевых. Селяне проходят через три войны, революцию, утверждение советской власти.

Производство

Телепремьера первых серий состоялась в 1976 году, а в 1979 году основные создатели сериала были удостоены Государственной премии СССР. Съёмки проходили на территории Башкирской АССР[1]. В 1996 году режиссёры фильма перемонтировали картину под новый телестандарт, отреставрировав её и восстановив эпизоды, ранее вырезанные. В таком виде фильм демонстрировался один раз.

Сюжет

Фильм первый

1 серия — «Старший брат»

1906 год. С японского фронта домой — в глухую сибирскую деревню — возвращаются двое односельчан, Демьян и Панкрат. Один вернулся без ноги, другой — с пулей в лёгких. В семье их соседа Савельева три сына — Антон, Фёдор и Иван. Старший Антон подаётся на заработки в город, где его привлекают к подпольной работе в РСДРП.

2 серия — «Ночь перед рассветом»

Идет 1914 год. Иван Савельев служит конюхом у местного богатея и мироеда Михаила Кафтанова и влюбляется в его дочь Анну. А его брат Фёдор становится доверенным лицом хозяина. С фронта возвращается Поликарп Кружилин, отданный когда-то за дерзость в солдаты по настоянию Кафтанова. У них старые счёты. В городе арестован Антон, допросы которого ведёт следователь Лахновский.

3 серия — «В чём твоя вера?..»

1916 год. Антон сбегает из тюрьмы, но в деревне, где он пытается спрятаться, его опять арестовывают. Демьян Инютин — «цепной пес» Кафтанова — заставляет Фёдора «испортить» Анфиску, дочь деревенской повитухи, в которую влюблён его сын Кирьян. В деревню приходит известие: скинули царя.

4 серия — «Мятеж»

1918 год. В Сибири поднимается белогвардейский мятеж. Кафтанов собрал отряд кулаков и ищет для расправы Поликарпа, а Фёдора, отказавшегося помочь в поисках, жестоко сечёт плетьми. В городе Лахновский приказывает расстрелять Антона, но один из конвоиров помогает ему бежать. В село посылают карательную экспедицию, но с помощью отца братьев Савельевых отряду партизан удаётся скрыться в глухом ущелье. К ним присоединяются Фёдор с Анной…

5 серия — «В каменном мешке»

Ущелье, где притаились партизаны, со всех сторон обложили «белые», уготовив осаждённым голодную смерть. Кафтанов приказывает Ивану расстрелять захваченного в плен Панкрата Назарова, но тот отпускает односельчанина. В свою очередь белогвардейский полковник приказывает повесить отца и мать Ивана за то, что они помогли партизанам скрыться. В последний момент мать помиловали, но Иван становится свидетелем казни отца. Партизанам удается выбраться из ущелья и внезапно напасть на отряд «белых». В бою Фёдор убивает полковника, а Кафтанову удается скрыться. На тайной заимке он велит своему подручному обесчестить собственную дочь за связь с партизанами. Иван убивает Кафтанова и несёт поруганную Анну к партизанам.

6 серия — «Возвращение»

1925 год. Отсидев пять лет, на свободу выходит Иван Савельев. В деревне у Анны и Фёдора, у Анфисы и Кирьяна растут дети. Но Анфиса по прежнему льнёт к Фёдору, доставляя мужу немалые страдания. На селе идут дебаты о новой форме хозяйствования — колхозах. В лесах бродят банды «недобитков», одну из которых возглавляет Лахновский. Они жгут село, пытаясь расправиться с «краснозадыми». В деревню возвращается Иван с женой Агатой. И у него сразу возникает конфликт с Фёдором, который не может простить ему смерти отца. Яков Алейников, бывший красный партизан, а ныне чин НКВД, ловит Лахновского. Идет 1933-й год.

7 серия — «На своей земле»

У Петра Полипова, бывшего провокатора, а ныне партийного руководителя, появляется дочь (Полина) якобы расстрелянного Лахновского и сообщает, что её отец жив. В село привозят кино и сельчане видят на экране своего земляка Антона Савельева, ставшего крупным руководителем производства. Фёдор подговаривает Кирьяна «свести счёты» со своим братом Иваном. За это Фёдор обещает оставить Анфису в покое. Ивана арестовывают по ложному обвинению.

8 серия — «Испытание»

Агата едет в город к Антону за помощью, убеждая, что муж обвинен напрасно, из-за мести. В партии идут массовые чистки. Этим пытается воспользоваться и Пётр Полипов для упрочения своих позиций. Спасая старого друга Кружилина, секретарь обкома Субботин организует его перевод в Ойротию (Горный Алтай). Вместо Кружилина секретарем райкома становится Полипов. А Яков Алейников признается жене, что совсем запутался. Она уходит от него.

9 серия — «Война!»

Поликарпа Кружилина отзывают из Ойротии и назначают секретарём райкома в Шантару — вместо развалившего работу Полипова. В Михайловке Фёдор по-прежнему изменяет жене с Анфисой. Из тюрьмы, после отсидки по навету, возвращается брат Фёдора Иван Савельев. В село приходит страшное сообщение: война!

10 серия — «Тревожные дни и ночи»

В Шантару прибывают эвакуированные. Следом — эшелоны с заводским оборудованием, которое предназначено выпускать снаряды для фронта. Пустить завод приказано к 20 ноября — практически, на пустом месте. Яков Алейников приходит к Кирьяну и Анфисе свататься к их дочери Вере. В Шантару приезжает Антон Савельев, назначенный директором нового завода. Он рассказывает о том, что был в плену с Петром Зубовым — сыном убитого Фёдором полковника. И видел его здесь, на стройке. Алейников обещает поймать предателя-диверсанта.

11 серия — «Перед штурмом»

Антон Савельев приглашает в гости своих братьев — Ивана и Фёдора. Но попытка примирения кончается очередным скандалом из-за упрямства Фёдора, по-прежнему считающего брата повинным в смерти отца. На фронт добровольцем уходит Кирьян, простив Анфисе её связь с Фёдором. Председатель райисполкома Полипов жалуется в обком на самоуправство председателя колхоза «Красный партизан» Панкрата Назарова, посеявшего рожь вместо пшеницы. Субботин с Кружилиным едут в колхоз и убеждаются в правоте крестьянина.

12 серия — «Судьбы человеческие»

Алейников арестовывает Петра Зубова и Макара Кафтанова. После чего говорит Вере, что не может на ней жениться, хотя и безумно любит её. Кружилину он признается, что жалеет о том, что случилось с Иваном Савельевым. Фёдор решает уйти от Анны, но, придя к Анфисе, получает от ворот поворот — она говорит, что будет ждать мужа. Завод, ценой неимоверных человеческих усилий, досрочно даёт первую продукцию. Сибиряки провожают на фронт односельчан — сына Фёдора Семёна, Ивана Савельева, Якова Алейникова, который дал возможность Петру Зубову «кровью искупить вину перед Родиной» в штрафбате. Все верят в победу…

Фильм второй

1 (13) серия — «Огнём крещенные»

Идёт 1942 год. На складе завода, где хранятся снаряды, случается пожар, при тушении которого погибает Антон Савельев. Иван Савельев и сын его брата Фёдора Семён едут на фронт с танковой бригадой. В первом же бою их экипаж подбивает пять вражеских танков. Фёдор Савельев идет к секретарю райкома Кружилину с просьбой об отправке на фронт.

2 (14) серия — «Опалённая любовь»

На передовой во время затишья Семён знакомится с Ольгой Королёвой — связной партизанского отряда, на глазах которой немцы убили мать. Кирьян Инютин, попавший в госпиталь без обеих ног, пытается покончить с собой. Фёдор попал в плен к немцам и стал служить полицаем у «старого знакомого» — бывшего следователя царской охранки Лахновского. Лахновский узнаёт о том, что где-то поблизости в армейской газете работает Пётр Полипов, которого он когда-то завербовал и сделал провокатором. Он решает найти Полипова.

3 (15) серия — «Огонь и пепел»

Яков Алейников, занимающийся на фронте разведкой и диверсиями в тылу врага, встречает своего «крестника» — Петра Зубова, которому когда-то помог избежать тюрьмы. Яков готовит рейд в тыл противника и встречает другого «крестника» — Ивана Савельева, которого Яков в своё время посадил в тюрьму. Иван рассказывает, что без вести пропал в бою его племянник Семён. Алейников же сообщает Ивану о его родном брате — отце Семёна — Фёдоре, который служит карателем у немцев. Иван решает идти с отрядом Алейникова, чтобы «взглянуть в глаза братцу».

4 (16) серия — «Противостояние»

При нападении отряда Алейникова на базу немцев погибает Лахновский. На этом же месте встречаются два брата — Иван и Фёдор, в итоге младший убивает старшего. После проведённой операции Иван встречает Ольгу, и она рассказывает ему, что носит под сердцем ребёнка пропавшего Семёна. А Семён вместе с Зубовым и Максимом Назаровым — сыном председателя колхоза «Красный партизан» Панкрата Назарова — оказался в концлагере. В это время безногий Кирьян по поездам просит «Христа ради» — он решил не сообщать жене о своем увечье, не желая быть обузой. Секретарь обкома Субботин умирает, узнав о гибели последнего — среднего — сына.

5 (17) серия — «Боль и гнев»

Жена погибшего на пожаре Антона Савельева умирает от сердечного приступа после ссоры с женой Полипова Полиной — дочерью Лахновского, от которой безуспешно пыталась добиться правды о предательстве её мужа. Анфиса, получив известие о Кирьяне, находит его и с великой радостью увозит домой. Жена Ивана Савельева Агата погибает от рук бандитов, воровавших колхозное сено. После её гибели с фронта возвращается Иван, потерявший правую руку.

6 (18) серия — «Совесть»

1957 год. Полипов вновь секретарь Шантарского райкома партии, а сын Поликарпа Кружилина Василий стал редактором районной газеты. Иван Савельев — председатель колхоза «Красный партизан», а Поликарп — парторг колхоза. Иван и Кружилин-старший конфликтуют с Полиповым по поводу передовых методов сельского хозяйства. Безногий Кирьян Инютин вернулся к полноценной жизни, он работает в колхозе счетоводом. Отсидев за предательство, возвращается в село сын Назарова Максим. Не получив отцовского прощения, он кончает с собой, а отец, не сумевший простить предательства, но любящий сына, умирает на его могиле. Приезжает Пётр Зубов и рассказывает о Семёне, с которым его развела судьба после концлагеря.

7 (19) серия — «Бессмертие»

1961 год. В Михайловку приезжает Ольга Королёва с дочерью. Иван ведёт их к матери Семёна — Анне, где Ольга рассказывает, в том числе о гибели Якова Алейникова, которого сожгли заживо украинские националисты. Однако Ольга не в силах открыть Анне тайну рождения своей дочери. Вскоре Анне приходит письмо из Норвегии, где после концлагеря воевал и погиб Семён. Анна и Дмитрий едут в Норвегию на могилу Семёна. Полипов узнает о процессе в Киеве над украинскими националистами, где в том числе осужден Валентик. В ходе этого процесса всплывает фамилия Полипова, и обком партии проводит расследование. Выясняется факт сотрудничества Полипова с охранкой, и его исключают из партии[2]. Сын Поликарпа Кружилина становится председателем колхоза «Красный партизан», а Дмитрий Савельев получает письмо от Ганки с предложением приехать.

В ролях

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

А

Б

  • Базин, Виталий Васильевич — Максим Назаров (сын Панкрата Назарова)
  • Басилашвили, Олег Валерианович — Лахновский
  • Безрукавый, Евгений Гаврилович — Алифанов (танкист)
  • Бирюков, Владлен Егорович — Яков Николаевич Алейников
  • Битюков, Борис Валентинович — Савчук
  • Борисов, Владимир Владимирович — Семён Савельев (сын Фёдора Савельева)
  • Бриллинг, Николай Аркадьевич — Рудольф Бергер (руководитель разведцентра абвера)
  • Валентин Брылеев — эпизод (10-я серия)
  • Бунина, Ирина Алексеевна — Лушка Кашкарова, любовница Кафтанова
  • Буренков, Евгений Дмитриевич — Баулин

В

Г

Д

Е

  • Ерёменко, Николай Николаевич (старший) — Иван Михайлович Субботин

Ж

З

И

К

  • Карельских, Евгений Константинович — Валя Губарев (узник концлагеря)
  • Козел, Владимир Георгиевич — полковник Зубов
  • Козлёнкова, Клавдия Прокофьевна — Ульяна Савельева (жена Митрофана)
  • Кокшенов, Михаил Михайлович — Аркадий Молчун
  • Коновалова, Светлана Сергеевна — жена Кафтанова
  • Копелян, Ефим Захарович — Михаил Лукич Кафтанов
  • Корзун, Василий Иванович — первый секретарь обкома
  • Косых, Иван Сергеевич — милиционер
  • Кремнева, Мария Николаевна — Марья Фирсовна, мать Ганки
  • Кузнецова, Вера Андреевна — Глафира Дементьевна (нянечка в госпитале)
  • Кузьмина, Елена — Евдошиха
  • Куксин, Валерий Владимирович — Вахромеев (танкист)
  • Кустинская, Наталья Николаевна — Полина Полипова (дочь Лахновского)
  • Кутузов, Николай Николаевич — тощий купец

Л

М

  • Маркина, Ольга
  • Маркова, Римма Васильевна — Василиса
  • Мартынов, Андрей Леонидович — Кирьян Инютин
  • Матвеева, Альбина Борисовна — Галина, жена Алейникова
  • Миронов, Алексей Иванович — Аникей Елизаров
  • Михеев, Николай Александрович — Демьян Инютин (отец Кирьяна)
  • Мищенко, Василий Константинович — Ерёменко, шофёр Алейникова
  • Мокшанцев, Олег Евгеньевич — командир партизанского отряда
  • Муратов, Раднэр Зинятович — Магомедов

Н

  • Науменко Ольга
  • Нищёнкин, Артур — член партбюро
  • Негреева, Лариса

О

  • Орловский, Дмитрий — Филат Филатович

П

Р

С

  • Савина, Ирина Вадимовна — Лиза в юности
  • Савосин, Олег
  • Селивёрстова, Наталия Алексеевна — Лиза, Елизавета Никандровна Савельева (жена Антона Савельева)
  • Селютина, Любовь
  • Сергиенко, Владимир Иванович — Хлебников
  • Серебряков, Алексей Валерьевич — Димка Савельев в юности
  • Сёмина, Тамара Петровна — Анфиса (жена Кирьяна Инютина)
  • Сигарева, Татьяна — Манька Огородникова
  • Сирина, Ольга Ивановна — Ирина (дочь Семёна Савельева)
  • Скворцова, Мария Савельевна — мать Молчуна
  • Смирнов, Юрий Николаевич (актёр) — Пётр Петрович Полипов
  • Соболевская, Манефа Владимировна — Устинья Савельева (мать братьев Савельевых)
  • Спиридонов, Вадим Семёнович — Фёдор Силантьевич Савельев
  • Стриженова, Любовь Васильевна — Капитолина

Т

  • Тарасова, Ксения Ивановна — старуха в землянке

У

  • Уральский, Виктор
  • Устюжанинов, Анатолий Иванович — Данила Иванович Кошкин

Х

Ш

  • Шаповалова, Лариса Ивановна — Ольга Королёва (во время войны)
  • Шостко, Галина Петровна — учительница
  • Шульгин, Виктор Сергеевич — Виктор Сергеевич, прораб

Я

  • Яренко, Тамара Григорьевна — домработница Полипова (2-я серия)

Съёмочная группа

Режиссёры Авторы сценария
  • Исаев, Константин Фёдорович
  • Иванов, Анатолий Степанович
Операторы-постановщики Художники-постановщики
  • Маркин, Николай Александрович — Лауреат Государственной премии СССР (1979 — за художественное оформление двенадцати серий 19-серийного телефильма «Вечный зов»).
  • Кирс, Владимир Тимофеевич

Рецензии

  • Владимир Фирсов. Неистребимой жизни зов // «Известия», № 149 (20495) от 29 мая 1983. стр. 3

Примечания

  • «Вечный зов» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»

dic.academic.ru

Анатолий Иванов «Вечный зов. Книга первая»

Роман лауреата Государственной премии СССР, Героя Социалистического Труда Анатолия Иванова «Вечный зов» посвящен семье сибирских крестьян Савельевых, нелегким, полным драматизма судьбам трех братьев — Антона, Федора и Ивана. Книга первая охватывает историческую эпоху (1902-1942), отличающуюся коренными революционными сдвигами, социальным переустройством общества. Изображая крестьян и рабочих, подпольщиков и чекистов, партийных работников, бойцов и командиров Красной Армии, писатель рисует широкую картину становления и возмужания нового человека.

Входит в:

— роман-эпопею «Вечный зов»

Экранизации:

— «Вечный зов» 1973, СССР, реж: Владимир Краснопольский, Валерий Усков

Издания: ВСЕ (10) 1972 г. 1975 г. 1980 г. 1982 г. 1986 г. 1986 г. 1987 г. 1993 г. 1971 г. 1971 г. Подписаться на отзывы о произведении

fantlab.ru

История создания фильма «Вечный зов» | СОВЕТСКОЕ БРАТСТВО

Жанр: военный фильм, драма, исторический фильм, семейное кино, социальная драмаСериал по одноимённому роману Анатолия Иванова. Фильм выходил трёмя сезонами: 1976 г., 1979 г., 1983 г. Премьера третьего сезона – 11 мая 1983 г.История семьи Савельевых, выходцев из далёкого сибирского села, разворачивается на фоне исторических событий в России, охватывающих период с 1906 по 1960 годы. На их долю выпали три войны, революция, становление нового строя и все драматические события, которые принес двадцатый век. Жизнь постоянно требует от героев «Вечного зова» выбора между любовью и ненавистью…

В центре повествования – три брата Савельевых: старший Антон, средний Фёдор и младший Иван.

Режиссеры: Владимир Краснопольский, Валерий УсковСценаристы: Анатолий Иванов, Константин ИсаевОператоры: Петр Емельянов, Владимир МинаевКомпозитор: Леонид АфанасьевПремьера фильма состоялась: 2 июня 1976В фильме снимались: Валерий Хлевинский, Вадим Спиридонов, Николай Иванов, Петр Вельяминов, Иван Лапиков,Владлен Бирюков, Ефим Копелян, Ада Роговцева, Андрей Мартынов, Тамара Семина, Михаил Кокшенов, Тамара Дегтярева, Николай Еременко(ст), Олег Басилашвили, Римма Маркова, Наталья Кустинскя, Юрий Смирнов, Любовь Виролайнен, Елена Драпеко, Владимир Заманский, Леонид Харитонов Вера Кузнецова и многие другие.

Сегодня мы расскажем о многосерийной киноленте «Вечный зов». Киноэпопея вышла на экраны в 1983 году. Снимали ее долго — десять лет. Съемки проходили на Южном Урале и в Башкирии. К каждой из 19 серий подходили как к отдельному художественному фильму, поэтому и выходило всего по три серии в год.

Кинолента охватывает почти 60 лет — с 1906-го по 1960-е — и рассказывает историю братьев Савельевых, Антона, Федора и Ивана, из далекого сибирского села, на долю которых выпали три войны, революция, утверждение советской власти.

«Вечный зов» поначалу не пускали на экраны. Из-за персонажа Якова Алейникова. Нежелательно было изображать культ личности Сталина. Тогда Анатолий Иванов, по роману которого была снята киноэпопея, обратился в Политбюро. Председатель Совета министров СССР Косыгин посмотрел, пришел в восторг и приказал выпустить фильм немедленно.

Режиссеры-постановщики

Валерий Усков и Владимир Краснопольский — двоюродные братья. Родились оба в Свердловске в 1933 году. Усков вспоминает: «Наверное, это было предзнаменование судьбы — в городе на месте одноэтажного дома, где я жил в детстве, был построен павильон киностудии». Потом была Москва, ВГИК, после — Свердловская киностудия. На Мосфильм их пригласил сам Иван Пырьев. А когда в жизнь все больше стало входить телевидение, ушли туда и начали экранизировать роман Анатолия Иванова.

«Вечный зов»

Автор сценария

«Бывало, выдохнется Федор, до дна высосет она весь жар, все силы, покачивает и тошнит Федора от ощущения пустоты во всем теле, а ей все мало», — писал в своем романе Анатолий Иванов. Жену писателя спрашивали: «Ваш муж воспел любовь-измену. Вас это не коробило?». Она отвечала: «Когда я видела эти сцены, внутри покалывало. Но без них было бы неинтересно». И вспоминала: «Однажды мы вместе смотрели момент, когда Анфиса наконец находит своего мужа Кирьяна Инютина, тот после ранения остался без ног, и я вижу: Анатолий Степанович сидит и плачет. Все-таки любила Анфиса Кирьяна, любила!»

С режиссерами Усковым и Краснопольским Ивановы дружили много лет. Те часто бывали у писателя в гостях. Снимали фильмы в разных городах и звонили Анатолию Степановичу: «В эту сцену надо бы парочку фраз поярче…» Он тут же по телефону диктовал.

«Вечный зов»

Поликарп Кружилин

Петр Вельяминов — коренной москвич, едва ли не полжизни кочевал по провинции, переезжая из одного театра в другой — «врагу народа» жить в столице строго запрещалось. Заключенный с девятилетним стажем, он обучался актерскому мастерству в ГУЛАГе. Режиссеры заприметили Вельяминова в Свердловском театре.

— В те 10 лет, пока снимался «Вечный зов», со мной происходили невероятные вещи, — рассказывает актер. — На съемках я иногда чувствовал: «Нет, этих слов Поликарп сказать не может, так поступать не станет». Вызывали Анатолия Иванова, и он переписывал диалоги некоторых сцен. Я как-то ему сказал: «Знаешь, ты меня снова крестил, у меня теперь два новых имени — Захар (из «Тени исчезают в полдень») и Поликарп, дорогих имени, любимых…»

«Вечный зов»

Яков Алейников

Владлен Бирюков буквально разрывался: на съемки летал из Новосибирска во время отпусков и двух-трехдневных «окон» в репетициях театра.Роль Якова Алейникова, «чекиста с человеческим лицом», принесла Бирюкову всенародную славу. А его дуэт с Еленой Драпеко (Верой Инютиной) стал одним из самых романтичных в советском кино.

— Разумеется, молва нас тут же поженила. Но роман у нас был только на экране, — говорил актер. — В жизни Елена Григорьевна совсем не похожа на свою героиню.

Образ влюбленного сотрудника НКВД отметили и в органах — актера стал обладателем специальной премии КГБ СССР. Говорили, что кандидатуру одобрил лично глава КГБ Юрий Андропов.После «Вечного зова», несмотря на заманчивые предложения, Бирюков так и остался в Новосибирске. Не стало актера в 2005 году.

«Вечный зов»

Агата

Тамара Дегтярева сыграла в кино лишь одну роль — Агаты Савельевой в «Вечном зове». Вспоминает съемки фильма в Белорецке. До него из Магнитогорска летал маленький Ан. Однажды актрисе нужно было пересесть на этот самолетик и не хватило билета. А в 9 часов начинались съемки, на которые она страшно боялась опоздать. Актриса умоляла начальника аэропорта: «Ну пожалуйста, отправьте меня как-нибудь, я маленькая». В конце концов ее посадили на «Ан», который вез мороженое. Всю дорогу она просидела на ледяной коробке с мороженым в морозилке! Пилоты сердобольные дали Тамаре какой-то кусок овчинки, но вылезла она совершенно окоченевшая.

Есть в фильме эпизод, когда Агата выходит на горку и встречает Ивана. Его режиссеру предложила сама актриса. Бабушка Тамары так ждала своего мужа, когда узнала, что он, раненый, возвращается из Сталинграда.

«Вечный зов»

— На съемках в городе Белорецке, простите, жрать было совершенно нечего, — вспоминает актриса. — Даже хлеба не было, только лепешки и кумыс. В фильме есть сцена перед арестом Ивана, когда Агата беременна. Мне делали лицо с зеленоватым отливом и вешали «живот» на бретельках — в таком виде я появлялась на площалке. Местные женщины подумали, что я по-настоящему беременная и стали подкармливать. Но мужики рассекретили меня и пообещали, что если я не буду делиться, они расскажут, что живот ненастоящий. Пришлось делиться.

«Вечный зов»

Вдохновила ли Анатолия Иванова на создание своей книги монументальная «Сага о Форсайтах», любовь к Сибири или возможность рассказать о любви к советской власти — останется тайной. Но то, что его «Вечный зов» стал сагой о сибиряках, сомнений не вызывает. Об их характерах и судьбах, о любви и порядочности, о вере и патриотизме. Самостоятельность, хозяйственность, широта души и совестливость, продиктованные широкими и свободными просторами и богатством Сибири, — вот он вольный сибирский характер.

История трех братьев (как в исконных русских сказках), переживших все самые страшные события первой половины XX века, или история событий, перемоловших жизни этих людей. Все ли правда, много ли политики, заказа и прочей конъюнктуры — эти вопросы преломляются через одну простую вещь. Производит ли история впечатление, цепляют ли герои?

Саге Анатолия Иванова в таком ракурсе неоценимую услугу оказала экранизация, сгладившая некоторые углы и отточившая психологизм образов. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, практически все свои фильмы, сняли в творческом тандеме, дополняли друг друга на творческой площадке как лед и пламя.

Динамичность Краснопольского, по его собственному признанию, сглаживалась рассудительностью и сдержанностью Ускова и давала ту самую золотую середину, которую и можно назвать гармонией. Такая слаженность неудивительна, ведь их объединяли не только ранее снятые фильмы, но и более прочные узы. Двоюродные братья с самого рождения росли вместе.

Отрывок из фильма «Вечный зов» — Последняя встреча братьев Савельевых

Причем в очень сложной с советской точки зрения семье — в обеих родословных присутствовали богатые заводчики, состоятельные хозяева (можно сказать, кулаки) и даже жандармы. Воспоминания детства давали пищу для ума и при воплощении на экране саги, в деталях и эпизодах прослеживается их собственная история (к примеру, недолгого ареста бабушки Краснопольского). Эта своего рода причастность способствовала достоверности экранизации.

«Вечный зов»

«Вечный зов» — один из самых больших сериалов советской эпохи — 19 серий. Несмотря на то, что сейчас в его адрес доносится критика советской конъюнктуры и заказа властей, у фильма не самая легкая история выхода на экран. Киноэпопея, снимавшаяся десять лет, в 1973 году вышла на экран в весьма урезанном виде, вместо отснятых двенадцати серий на экран попало только шесть.

Остальные, в которых затрагивались репрессии, положили на полку. В 1976 году по инициативе Ю. Андропова режиссерам предложили откорректировать «опальные» серии и изрядно подправленный фильм вышел на экраны. В 1982-83 годах было отснято семисерийное продолжение («Вечный зов. Фильм второй») и на экраны СССР вышла полная версия. Фильм ждал оглушительный успех. Это выражалось не только в одобрении партии и правительства (Государственная премия СССР 1979 г.), но и во всенародной любви. В адрес создателей фильма и актеров шло несметное количество писем, причем не просто откликов, а откровений и размышлений.

«Вечный зов»

В наше время фильм все так же любим и востребован. Конечно, меньше за «историчность», отредактированную цензурой. Хотя стоит отметить, что перемонтированный в 2000 году по новым стандартам 27-серийный фильм, мало, что «лишился» некоторых агитационных моментов, но еще и содержит материал, который не вошел в советскую версию. Эти пленки бережно хранил у себя дома Краснопольский.

Непреходящий интерес фильм вызывает тончайшей проработкой характеров, жизненностью поступков героев, умением передать мысль даже в паузах и молчании, которые удалось воплотить режиссерам. И, безусловно, изумительной игрой актерского состава. Тандем режиссеров всегда отличался тем, что Краснопольский и Усков не боялись брать никому неизвестных, провинциальных актеров, в том числе и на главные роли.

«Вечный зов»

Выбирали они долго и тщательно, но результат того стоил: они находили актеров с такими чертами характера, которые наиболее полно помогали раскрыть образ главного героя. Как ни странно для советского кино, но один из самых ярчайших образов фильма отрицательный. Федька Савельев, средний брат, не имевший ни принципов, ни веры и в результате ставший предателем (и по нынешним меркам) врезается в память, благодаря блистательной игре Вадима Спиридонова.

Самого актера тоже трудно назвать положительным примером. Инфернальный огонь в глазах, алкоголь, сложные отношения с любящей женой, а с другой стороны, бездна таланта, трудолюбия и сложились как мозаика в общий образ его мощи и отрицательного «киношного» обаяния.

«Вечный зов»

(Из воспоминаний вдовы актера Вадима Спиридонова Валентины ) — На эту картину ушло 10 лет жизни мужа: ее снимали с 73-го по 83-й год. И вот что интересно: положительным его персонаж никак не назовешь, а у зрителей вызывает только добрые чувства. Для актера это высший пилотаж: сделать роль на грани положительного и отрицательного, добра и зла.

После премьеры первых серий автор «Вечного зова» писатель Анатолий Иванов сказал Вадику: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал». В работе над этим образом для Вадима Семеновича сложнее всего были возрастные перевоплощения. Картина захватывает огромный временной отрезок, поэтому сегодня Вадик играл 16-летнего паренька, а завтра — 40-летнего мужчину, каким Федор был уже во время войны.

«Вечный зов»

Когда нужно было «помолодеть», Вадиму даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь во взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание!

Еще один отрицательный образ — Кафтанова, правда, сыгранный уже широко известным Копеляном, был воплощен настолько тонко, что Ефима Захаровича еще долго именовали «главным кулаком страны». К сожалению, эта роль стала последней ролью в кино, в 1975 году Ефим Копелян умер.

«Вечный зов»

Один из самых пронзительных женских образов — Анфиса — воплощен в этом фильме Тамарой Семиной. Совращенная в юности Федором, Анфиса большую часть жизни изменяет с ним любящему мужу. Но, узнав о несчастье, случившемся с Кирьяном (после ампутации обеих ног во время Великой Отечественной войны, тот просит милостыню, не желая возвращаться к жене калекой), Анфиса разыскивает его и привозит домой.

Любовь ли? Жалость ли? Сама Тамара Семина говорила: «Роль Анфисы — это постижение едва ли не главного, что составляет смысл жизни каждой женщины, вообще любого человека, определяет счастье или несчастье этой жизни — с кем ты прожил отпущенные тебе годы, с любимым или нелюбимым человеком, стала твоя жизнь счастьем или крестом, который ты нес все эти годы».

Фильм «Вечный зов» вызывает неослабевающий интерес и полемику тем, что в нем тонко и филигранно «выписаны» человеческие характеры, такие противоречивые и разные, как это и бывает в жизни.

Сколько времени прошло — а мы все возвращаемся к старым сериалам: «Адъютант его превосходительства», «Семнадцать мгновений весны», «Вечный зов». Потому лучше их нет.

maxpark.com

Анатолий Иванов - Вечный зов. Знаменитый роман в одном томе

В один из июньских дней 1908 года в следственной камере при Томской жандармерии находились двое — сам следователь господин Лахновский, человек лет тридцати пяти, с жирным тупым носом, и старший надзиратель Косоротов, мужчина неопрятной наружности, с выпирающими челюстями.

Следователь, в нижней рубашке, за рабочим столом пил чай. Было жарко, его форменный китель болтался на спинке стула. Косоротов прислуживал, через руку у него висело полотенце, и вообще он походил на трактирного полового.

Лахновский поставил пустую чашку на поднос и сказал:

— Слышал я, братец, о твоем рапорте начальству. В Александровский централ просишься?

— Мечта, ваше благородие. С малых, юных лет.

— Мечта — это хорошо. Мечта у человека исполняться должна.

— И вы, ваше благородие, подсобить обещали, ежели отличусь.

— Да-да, я походатайствую. Жалко тебя отпускать, но за усердие и преданность надо поощрять. — Лахновский отодвинул поднос с чайной посудой. — Ну-с, давай опять с твоих новониколаевских земляков начнем… Как тебе удалось выследить их?

— А я, Арнольд Михалыч, стал быть, в иллюзион шел. А когда иду по улице — всегда смотрю: что, где, как? Гляжу — с переулка впереди меня вывернулись двое. И пошли, пошли, скоренько так. Что-то, думаю, не так… А тут один оглянулся. Меня и вдарило: Полипов Петька, земляк! А с ним кто же? Так и есть, Антошка Савельев! Обои в девятьсот пятом — девятьсот шестом годах еще в Новониколаевской тюрьме сидели, когда я там надзирателем служил. Что, думаю, в Томске им надо? Я свисток…

— Ладно, молодец. Веди по одному.

Лахновский накинул китель, закурил. Дымок от папиросы потек на улицу через открытую форточку зарешеченного окошка.

Минуты через полторы Косоротов втолкнул из коридора Антона Савельева. Антон был в помятом пиджаке, из-под фуражки свешивался белесый чуб. Светлые глаза глядели на следователя угрюмо и враждебно.

Лахновский, попыхивая папиросой, подошел, усмехнулся, кивнул на стол, где лежали две серые тощие папки:

— Я запросил из Новониколаевского жандармского отделения ваши с Полиповым личные дела. Ну-с, и теперь будете запираться?

* * * *

Антону Савельеву около месяца назад исполнилось восемнадцать. И в этот день была свадьба, он женился на Лизе Захаровой, единственной дочери новониколаевского социалиста Никандра Захарова, погибшего в марте 1905 года при побеге из Александровского централа.

Родился и вырос Антон в деревушке Михайловке Шантарской волости, которая находилась верстах в полутораста от Новониколаевска. Его отец, Силантий Савельев, был, как говорили в Михайловке, «беднее поповой собаки». Что значило это выражение, Антон понять никогда не мог, потому что в Михайловке ни попа, ни церкви, а следовательно, «поповой собаки» не было.

Антон рос хулиганистым. Часто колотил меньших братьев — Федора и Ваньку, держал в жестоком страхе всех Михайловских ребятишек. Каким бы вырос Антон — неизвестно, но весной 1904 года в Михайловку приехал из Новониколаевска младший брат Силантия, плотник Митрофан.

— Возьми-кось, Митрофан, Антошку хучь на время в город, а? — попросил его старший брат. — Можа, рукомеслу своему его обучишь. А то мы тут с маткой никак управы на него не найдем, спортится парнишка до края. С конокрадами вот, слышно, дружбу свел, в карты они его приучили играть.

В Новониколаевске Антону понравилось, но учиться плотницкому делу он не стал. Целыми днями болтался по улицам города, перезнакомился с городскими хулиганами, играл с ними в карты, наловчился обчищать карманы валявшихся у пивнушек мужиков, за что не раз бывал жестоко бит. Неожиданно все дела эти бросил, пристрастился ловить птиц в окрестных лесах, которых и стал продавать на рынке или менять на пряники сыну соседского лавочника Петьке Полипову. Сам Антон сладостей не любил — отдавал тонконогой Лизке, «дочке каторжника», как ее называли все вокруг.

Этой Лизке, худой, как скелет, с острыми коленками и длинными черными бровями девчонке, было лет четырнадцать. Она жила на той же улице, что и дядя Митрофан, мать ее, вечно кашляющая, видимо чахоточная, работала где-то на мыловаренном заводе. Антона Лизка заинтересовала именно тем, что была дочерью каторжника. «Интересно, за что ее отца в каторгу загнали? — думал Антон. — Зарезал, наверное, кого?»

Как-то он спросил об этом у сына дяди Митрофана — Григория. Высокий, жилистый, большеглазый, Григорий работал в паровозном депо кочегаром, от него пахло всегда дымом и сажей, но он был веселым человеком, часто брал с собой Антона на рыбалку и вообще относился к нему дружески, как к ровне.

— Правду человек захотел поискать — вот и упекли на каторгу, — сказал Григорий. Внимательно поглядел на Антона и добавил: — Он, отец ее, социалист.

— Что ж это такое — социалист?

— Революционер, значит.

— А что такое революционер?

Григорий рассмеялся, подмигнул почему-то Антону.

— Интересно? Значит, как-нибудь узнаешь. Всему свое время.

Вскоре Антон узнал, что и Григорий, и дядя Митрофан, и даже его жена Ульяна Федоровна тоже революционеры, хотя они это тщательно скрывали от него. А когда поняли, что Антону все известно, чуть не отправили его назад в Михайловку, к родителям. Особенно настаивала на этом тетя Ульяна. И его отправили бы, наверно, если бы не Григорий.

— Смотрю я на тебя, батя, и думаю: чего ты хочешь?! — схватился однажды Григорий со своим отцом. Взял со стола отобранную тетей Ульяной у Антона колоду карт, потряс ею в воздухе. — Ты хочешь, чтобы Антон и дальше шел по этой дорожке? А ведь чем дальше, тем оно глубже. Пойми, парень в таком возрасте, когда черт-те что хочется, небывалого чего-то! Так надо помочь ему!

Григорий, веселый, никогда не унывающий Григорий, который воспротивился отправлению Антона назад в Михайловку, в тот же день, буквально через полчаса, принимая на загородном полустанке от связного политическую литературу, был смертельно ранен жандармом, а вечером умер на руках Антона, сказав:

— Если пойдешь, Антон, правду искать, тебя ждут тюрьмы, каторги и, может быть, вот… такой конец… Пойдешь?

— Пойду.

— Не забоишься?

— Нет.

— И правильно…

— Я буду такой же, как ты!

— Я верю…

В тюрьме Антону впервые пришлось посидеть довольно скоро. И ему, и Лизе, и Петьке Полипову. Несмотря на то, что Петька был сыном довольно богатого лавочника.

libking.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>