Кто написал василий теркин
Василий Тёркин - это... Что такое Василий Тёркин?
«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину,[1] солдату Великой Отечественной войны.[2]
Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание ещё незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем (отдельные главы трёхстопным хореем).[3]
Краткое содержание
Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведёт себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял»). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжёлых поражениях (глава «Переправа»)[4].
В четырёх авторских главах-отступлениях — рассуждения о войне, нелёгкой солдатской доле и намёки на то, как шла работа над книгой.
Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.
История создания
Памятник Твардовскому и Василию Тёркину в СмоленскеРаботу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939—1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное[5].
Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определённой известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и её необходимо развить в рамках произведения крупной формы[5].
22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941—1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.
Весной 1942 года Твардовский возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу над поэмой. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез» — пишет он в своём дневнике[4]. 4 сентября 1942 года началась публикация первых глав поэмы (вступительная «От автора» и «На привале») в газете Западного фронта «Красноармейская правда»[6][7].
Поэма получает известность, её перепечатывают центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из поэмы читают по радио Орлов и Левитан. Тогда же начали появляться известные иллюстрации, созданные художником Орестом Верейским. Твардовский сам читает своё произведение, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпитали и трудовые коллективы[5][8].
Произведение имело большой успех у читателей. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. В 1942—1943 году поэт пережил тяжёлый творческий кризис. В армии и в гражданской читательской аудитории «Книгу про бойца» принимали на ура, но партийное руководство раскритиковало её за пессимизм и отсутствие упоминаний о руководящей роли партии. Секретарь союза писателей СССР Александр Фадеев признавался: «поэма отвечает его сердцу», но «…надо следовать не влечениям сердца, а партийным установкам». Тем не менее, Твардовский продолжает работу, крайне неохотно соглашаясь на цензурную правку и купюры текста. В итоге поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава («В бане») была закончена в марте 1945 года. Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии[4].
Заканчивая работу над поэмой, Твардовский ещё в 1944 году одновременно начинает следующую поэму, «Тёркин на том свете». Первоначально он планировал написать её как последнюю главу поэмы, но замысел вырос в самостоятельное произведение, в которое также вошли некоторые не прошедшие цензуру отрывки из «Василия Тёркина». «Тёркин на том свете» был подготовлен к печати в середине 1950-х и стал ещё одним программным произведением Твардовского — ярким антисталинским памфлетом[4]. 23 июля 1954 секретариат ЦК под председательством Н. С. Хрущёва принял постановление, осуждающее Твардовского за подготовленную к публикации поэму «Тёркин на том свете». Во время кампании по «разоблачению Сталина», 17 августа 1963 года поэма была впервые опубликована в газете «Известия».[9] В военное же время поэму (точнее, её отрывки) заучивали наизусть, передавали друг другу вырезки из газет, считая её главного героя образцом для подражания.
Критика и художественные особенности
Предваряет поэму программное авторское вступление, дающее настрой произведению.
А всего иного пуще Не прожить наверняка — Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы ни была горька. |
От автора (пролог к поэме)[10] |
Как такового сюжета в поэме нет («На войне сюжета нету»), но она построена вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Тёркин вместе со всей советской армией идёт к цели. Недаром центральной главой большинство критиков считает главу «Переправа». В начале поэмы хорошо заметна преемственность с предыдущим произведением Твардовского — утопической поэмой «Страна Муравия», которая также начинается с рассказа о дороге, по которой предстоит пройти герою. Роль авторских отступлений в повествовании также очень важна. Своеобразный диалог автора с главным героем занимает значительное место в тексте поэмы[6].
Тёркин в поэме выступает как собирательный образ, воплощающий лучшие черты, присущие советскому солдату[11]. Окружающие Тёркина герои безымянные и абстрактные: сослуживцы бойца, генерал, старик и старуха, Смерть — словно позаимствованные из народной сказки (фактически это полное переосмысление поэмы «Аника-воин» с противоположным исходом: даже служащие Смерти ангелы — принявшие будничный вид похоронной команды — на стороне Воина). Язык поэмы, несмотря на внешнюю простоту, — образец узнаваемого стиля поэта. Он питается от народной, устной речи. Интонационно богатый текст произведения пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек («Хорошо, когда кто врёт весело и складно», «Молодец, а будет много — сразу две. — Так два ж конца…»). Автор передаёт точным и взвешенным слогом речь Тёркина, лирически возвышенное описание природы и суровую правду войны[6].
Выбор в качестве размера поэмы четырёхстопного хорея не случаен. Именно такой размер характерен для русской частушки и хорошо соответствует повествовательному ритму поэмы. Критики также считают, что в «Василии Тёркине» отчётливо ощущается влияние русских народных сказок, в частности, «Конька-Горбунка» Ершова[3][12].
Отличительной особенностью произведения, напоминающего сказание о народном герое, стало отсутствие идеологического начала. В поэме нет обычных для произведений тех лет славословий Сталину. Сам автор отмечал, что ритуальное упоминание о руководящей и направляющей роли партии «разрушало бы и замысел, и образный строй поэмы о народной войне». Данное обстоятельство впоследствии создало большие проблемы для публикации и задержало издание окончательного варианта поэмы[4].
Секрет творчества Твардовского не только в лёгкости ритма, виртуозном использовании разговорного языка, но и в безошибочном чутье писателя, позволившем удержаться на правильной стороне в пропагандистской войне, не поддаваясь соблазну лжи. В книге сказано настолько много правды, насколько позволяли обстоятельства.
— Чарльз Мозер[13]
Культурное значение
Поэма «Василий Тёркин» — одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику[14].
Твардовский, сам прошедший фронт, впитал в язык поэмы острые и точные солдатские наблюдения, фразы и поговорки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь.
- Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.
- Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.
- Города сдают солдаты, генералы их берут.
- Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди[10].
О произведении Твардовского высоко отзывался Солженицын[15][нет в источнике]. Борис Пастернак считал «Тёркина» высшим достижением литературы о войне, оказавшим большое влияние на его творчество[16]. Иван Бунин так отзывался о поэме[17]:
Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!
— «Хронос»[18]
Награды и премии
- 1945 — Сталинская премия I степени[4].
Постановки
Поэма неоднократно становилась литературной основой для спектаклей. Наиболее известные постановки:
Экранизации
- 1942 — «Василий Тёркин»
- 2003 — «Василий Тёркин» (мультфильм, реж. Роберт Лабидас)[24]
Ссылки
Примечания
- ↑ В главе «На привале» упоминается отчество героя — Василий Иванович.
- ↑ Поэма «Василий Тёркин» / сайт, посвящённый А. Твардовскому (Проверено 15 июля 2009) (недоступная ссылка)
- ↑ 1 2 «Данте и Тёркин „на том свете“» Максим Шапир / «Вопросы литературы» 2002, № 3 (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 «Как писался и печатался „Василий Тёркин“» журнал «Континент» 2008, № 138 (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ 1 2 3 «Как был написан „Василий Тёркин“» Александр Твардовский (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ 1 2 3 История русской литературы XX века (20—90-е годы). Основные имена. А. Т. Твардовский / под редакцией Кормилова С. И. (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ «Я в свою ходил атаку…» из дневников А. Твардовского за 1942 год / «Российская газета» — Неделя № 3763 от 6 мая 2005 г. (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ «В тяжкий час земли родной» Из воспоминаний военного корреспондента Евгения Воробьёва (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Газета «Известия», 15.02.2002 — «В „Известиях“ Пастернака читали»
- ↑ 1 2 «Василий Тёркин» Александр Твардовский, Собрание сочинений, М.: Художественная литература, 1966.
- ↑ В поэме упоминается, откуда родом Тёркин — «край родной смоленский твой», то есть Тёркин — земляк Твардовского.
- ↑ Complexity and Harmony of Russian Poetic Speech / Dialogues by Andrej Broido, Jana Kutin (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ «The Cambridge history of Russian literature» by Charles A. Moser / Cambridge University Press, 1992 / ISBN 0521425670 / page 507 (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Материалы школьной программы. Поэма Твардовского «Василий Тёркин» (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Литературно-критические статьи / Владимир Лакшин / стр. 80, Geleos Publishing House, 2004. — ISBN 5818902781 (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ «Борис Пастернак. Биография» (Пастернак Е. Б. глава 7, страница 4) (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Biography of Aleksandr Tvardovsky (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Биография и очерк творчества Александра Твардовского на hrono.ru (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Постановки театра имени Моссовета / официальный сайт театра (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Театр имени Моссовета / krugosvet.ru (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Биография Олега Табакова на people.ru (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Интервью с Татьяной Дорониной / радио «Эхо Москвы» (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Спектакль «Тёркин — жив и будет!» / рецензия (Проверено 15 июля 2009)
- ↑ Мультфильм «Василий Тёркин» на сайте Аниматор.ru
dic.academic.ru
Где родился Василий Теркин?
Глядя из нашего прекрасного далека и зная при этом, что в Советском Союзе в области идеологической ничто не возникало случайно, можно предположить, что целью дискуссии была, по-нынешнему говоря, раскрутка романа М. Шолохова «Они сражались за Родину». Романа, еще не дописанного, но уже назначенного партийными идеологами в великие.
Дискуссия зажглась, но не очень-то горела. А потом и вовсе досрочно погасла. Во-первых, товарищ М. А. Шолохов задание партии не выполнил и эпопею на гора не выдал. А во-вторых, эта дискуссия вдруг оживила в писательских кругах слухи о романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Роман этот был арестован КГБ. Вследствие такого необычного ареста в те годы его никто не прочитал.
Но именно по этой причине многие из нечитавших считали роман В. Гроссмана книгой, вполне сопоставимой и по масштабу, и по качеству с классическим романом Л. Н. Толстого. И здесь они не ошибались — скажем мы из своего прекрасного далека.
В любом случае упомянутая дискуссия была пустопорожней. Хотя бы потому, что к тому моменту лучшая книга советской литературы о Великой Отечественной войне уже была написана. Даже если и не считать таковой опальное произведение В. Гроссмана.
Правда, была эта книга не романом, а поэмой. И не поэмой даже, а собранием небольших стихотворных глав, объединенных только общим героем. По имени этого героя книга называлась «Василий Теркин».
Во время войны «Василий Теркин» Александра Твардовского (1910 — 1971) был известен и любим фронтовиками. Простые стихи, составленные из простых слов, легко запоминались. И были эти стихи совсем не «дурками» типа «Смелого пуля боится, смелого штык не берет». А были они настоящей поэзией, которая по определению является разговором человека с Богом. Может быть, поэтому высшую оценку советскому поэту поставил такой абсолютно антисоветский писатель, как И. А. Бунин:
«Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!»
Да уж, книга у Твардовского получилась потрясающе правдивая. Это еще один признак настоящей поэзии. Ведь разговор с Богом лжи не терпит. Даже творец уже упомянутой бодрой песенки-дурки про пулю и штык А. Сурков это понял. Свое единственное настоящее стихотворение он написал в пору душевного раздрая, выйдя из настоящего боя. В том неожиданном сражении стихоплету стало ясно: пуля-дура не боится никого, даже специального корреспондента газеты «Красная звезда». Вот и написал он в письме любимой женщине простые и честные слова о том, что «до смерти — четыре шага».
«Василий Теркин» — великое произведение, которое в великие, в общем-то, не метило. Вася Теркин появился в 1939—1940 годах во время войны с Финляндией. Войну эту в Советском Союзе не очень любили вспоминать. С легкой руки того же А. Т. Твардовского она получила название «незнаменитой».
Эту войну начали — что бы там ни говорилось — с одной целью: сделать, наконец, Финляндию «красной». Образец уже был. В сентябре 1939 года произошел почти бескровный «освободительный поход» в Западную Украину и в Западную Белоруссию. Предполагалось, что могучей Красной Армии и для «освобождения» Финляндии много времени не понадобится. Потому-то, наверное, и затеяли финскую компанию не в самую подходящую для войны на севере пору. Военные действия начались зимой, 30 ноября 1939 года.
В эти дни в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» с целью «культурной поддержки» боевых действий организовалась группа писателей и поэтов, среди которых был и Александр Твардовский. В лучших традициях фронтовой пропаганды было решено вывести на страницах газеты этакого лубочного героя-солдата, веселого, умелого, удачливого, ежедневно совершающего небывалые подвиги.
Как назвать героя? Кто-то предложил: пусть будет Василий Теркин. А что? Нормально! Василий — имя достаточно простонародное и русским народом любимое. Кстати, вышеупомянутый Василий Гроссман был совсем не Василий, а Иосиф. Просто в детстве его нянька превратила уменьшительное имя мальчика «Йося» в более понятное для нее «Вася». Чуть позже, при выборе псевдонима, писатель вспомнил этот забавный детский эпизод. Так и появился Василий Гроссман.
Ну и Теркин — тоже понятно почему. Поскольку богатырь и сотрет врага в пыль. О чем А. Т. Твардовский и написал во вступительном фельетоне.
Вася Теркин? Кто такой? Скажем откровенно: Человек он сам собой Необыкновенный. … Богатырь, сажень в плечах, Ладно сшитый малый, По натуре весельчак,
Человек бывалый.
Хоть в бою, хоть где невесть, — Но уж это точно: Перво-наперво поесть
Вася должен прочно…
Но зато не бережет Богатырской силы И врагов на штык берет,
Как снопы на вилы.
Эти «снопы на вилы» взялись из лубочных стихов для солдат времен Первой мировой войны. Подобное «творчество» расцвело тогда во всех воюющих армиях. В России тех лет былинным героем, надевающим немцев на пику, как шашлык на шампур, стал вполне реальный человек, казак Козьма Крючков (1890 — 1919).
С Василием Теркиным произошла обратная история. Задуманный как богатырь, образец боевой и политической подготовки, первоначально был он бестелесным и потому абсолютно неинтересным. Но пройдя через реальные бои Великой Отечественной войны, придуманный Василий Теркин тоже стал реальным. Таким реальным, что тут же у него отыскались живые прототипы, да не один! Более того, именно выдуманный Василий Теркин стал главным защитником своего создателя, когда А. Твардовский попал в опалу, идя наперекор самому идеологическому отделу ЦК КПСС!
И, как это часто случается с реальными людьми, у Василия Теркина возникла путаница с самыми элементарными, что называется, паспортными данными. На вопрос, где и когда родился Василий Теркин, можно дать по крайней мере три ответа.
Первый следует из только что рассказанного. Бравый солдат Василий Теркин, как плод коллективного творчества мобилизованных писателей и поэтов, родился в декабре 1939 года. Место рождения — политодел Северо-Западного фронта, который находился тогда на захваченном у Финляндии западном берегу Ладожского озера в городе Кексгольме. Городе старом и славном, который в 1948 году зачем-то переименовали в Приозерск (не Приозёрск!).
Книжица о подвигах Василия Теркина на финской войне сохранилась. В ней можно отыскать второй вариант необычной биографии. Оказывается, былинный удалец Вася Теркин — паренек из Подмосковья.
Что же касается «настоящего» Василия Теркина, то А. Т. Твардовский сделал его своим земляком.
…не иной какой-нибудь, не энский Безымянный корешок. А действительно — смоленский,
Как дразнили нас, рожок!
Это вспомнит всякий, кто читал поэму. А тот, кто читал ее внимательно, назовет место рождения еще точнее. Помните берущую за сердце главу «Про солдата-сироту», о возвращении Теркина в уничтоженную родную деревню Красный Мост?
Варианту, предложенному творцом, конечно, доверия больше всего. Ведь А. Т. Твардовский наполнил поэму о выдуманном Василии Теркине таким количеством невыдуманных подробностей, что внимательный читатель сможет восстановить по ним и биографию героя, и его славный фронтовой путь. Итак, договорились, Василий Теркин — смолянин.
Земля смоленская знаменитыми людьми богата, но с радостью приняла в их число и героя выдуманного. И в 1995 году в центре Смоленска был установлен памятник двум знаменитым землякам: Александру Твардовскому и Василию Теркину.
shkolazhizni.ru
История создания "Василия Теркина" - поэмы Твардовского
Многие читатели считают, что первые строки знаменитой «Книги про бойца» А. Твардовского появились в 1942 году и образ главного героя вызван исключительно событиями Великой Отечественной. Между тем, все обстоит несколько иначе, и первое упоминание о бравом Васе Теркине относится еще к периоду русско-финской войны. Вспомним, опираясь на свидетельства самого автора, какова история создания поэмы.
«Василий Теркин» - начало
В 1939 году, когда началась кампания с финами, А. Твардовский работал в газете «На страже Родины». В это время и приходит в голову творческому коллективу издательства придумать образ некоего занятного персонажа – условного удалого и веселого бойца, который появлялся бы на страницах издания, сопровождаемый стихотворными подписями. Имя героя появилось не сразу: перебрали несколько вариантов, пока не остановились на простом и теплом Васе – как его называли в то время. Так начиналась история создания «Василия Теркина», известного практически каждому советскому читателю.
Кстати, в своих воспоминаниях Твардовский рассказывает о том, как однажды, уже в годы войны, получил письмо, автор которого интересовался, почему главный герой - славный воин советской армии - носит имя другого литературного персонажа. Как оказалось, отмечает Александр Трифонович, еще раньше появился роман П. Боборыкина с аналогичным названием. Только Василий Теркин в нем является нечистым на руку купцом, пройдохой и ханжой. Поэт признается, что, получив письмо, он нашел и без особого удовольствия прочитал указанное произведение, но имени своего героя решил не менять. Точнее, не придал подобному совпадению никакого значения - тем более, что история создания поэмы «Василий Теркин» действительно не имела к роману никакого отношения – и продолжил работу в прежнем русле.
Но вернемся к «Книге про бойца».
Развитие идейного замысла
Поэт вспомнил о бравом герое, уже полюбившемся читателю по газете «На страже Родины», в 40-м году. Так получилось, что в 39-м литераторы, как и задумывалось, написали по одному-два фельетона, а потом занялись другой работой. Лишь А. Щербаков еще долгое время обращался к этому образу, которому мало кто придавал серьезное значение. Теперь Твардовский обдумывал, как совместить в своем художественном произведении – а это должна была быть поэма – того героя фельетонов с серьезностью, которой требовали реалии. И он стал перебирать в памяти все, что было связано с финской войной, включая свидетельства очевидцев, съездил в Выборг, перечитывал печатные статьи и т. п. Однако написать произведение, как планировалось, к 41-му не получилось, а затем началась война. В результате история создания «Василия Теркина» на какое-то время ограничится лишь обдумыванием композиции, сюжета, образа главного героя.
1942 год
С первых дней войны Твардовского отправили на фронт в качестве корреспондента. В первые месяцы, самые жестокие и горячие, было не до поэмы. Так давно уже возникший в голове замысел все откладывался вплоть до лета 42-го, когда история создания поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» получает свое продолжение. Но теперь это должно было быть произведение о другой войне – советских людей против фашистских захватчиков. Да и герой из Васи превратился в Василия, олицетворявшего русского хлебопашца, рабочего, неутомимого труженика, вставшего на защиту Отечества.
Первые главы нового произведения Александра Трифоновича появились в одной из фронтовых газет в сентябре. Затем поэма по частям печаталась во многих изданиях, доступных как воюющим солдатам, так и тем, кто остался в тылу. Одним она помогала переживать тяготы фронтовой жизни, другим – ожидать родных с этой страшной войны. «Книга про бойца» полюбилась всем читателям, и каждый с нетерпением ожидал новых глав, героем которых был солдат с простым русским именем - новый образ его создал именно А. Твардовский - Василий Теркин.
История создания поэмы в годы войны
Произведение писалось вплоть до 45-го года, хотя еще в 43-м, после ранения, благополучного излечения и возвращения героя в строй, автор думал, что подошел к финалу. Вмешались читатели, требовавшие продолжения поэмы, с которыми спорить было нечестно, как отмечал Твардовский. Василий Теркин, история создания которого получает дальнейшее развитие, вновь зашагал по страницам газет и журналов.
В произведении нашли отражение основные этапы войны: трагические отступления в первые ее месяцы, сражения, ставшие переломными, победное шествие на запад. Было даже желание отправить героя в тыл к немцам, однако Твардовский вскоре отказался от подобного замысла, решив, что это нарушит общий замысел произведения и сделает историю бойца частной.
Автор за годы войны получал множество писем, из которых следовало, что читателей очень интересует история создания «Василия Теркина», в частности, существует ли человек, описанный в поэме, на самом деле. И хотя у героя было немало однофамильцев – один из них, Виктор Васильевич Теркин, даже просил поменять его имя на свое - ответ поэта всегда был категоричен: Василий Теркин – полностью выдуманный персонаж и не имеет реального прототипа. Он складывался из личных наблюдений автора и воплощал в себе лучшие черты русского защитника.
Прощание с героем
История создания «Василия Теркина» заканчивается победной весной 45-го. В мае Твардовский публикует заключительную главу «От автора», в которой сообщает, что прощается с солдатом. И несмотря на то, что его вновь убеждали в необходимости продолжения произведения, он был непоколебим: время Теркина прошло. По его мнению, теперь, в мирное время, нужен другой персонаж.
Такова история создания «Василия Теркина», кратко описанная на основе статьи А. Твардовского «Как был написан «Василий Теркин (ответ читателям)».
Вместо послесловия
Уже в послевоенные годы, зная о невероятной популярности поэмы и ее главного персонажа, многие недобросовестные литераторы создавали «продолжения» похождений героя и даже «подражания» известной книге. Ответом на них было то, что поэма – это неоднократно подчеркивал Твардовский – «Василий Теркин», история создания которой описана самим автором, однозначно окончена и возвращения к ней в будущем не предполагается.
fb.ru