Кто написал вальс бостон


Александр Розенбаум: песня, достойная монумента. Официальный сайт радиостанции Шансон

«Меня не посадить» 

Первые песни Александра Розенбаума стали появляться в конце 70-х годов, но всесоюзную славу ему принесла запись 1982 года. Вместе с ансамблем «Братья Жемчужные» на домашней студии был записан альбом «Памяти Аркадия Северного». Песни с этой пленки моментально облетели всю страну, зазвучали из окон квартир и салонов авто. Но об исполнителе не было никакой достоверной информации, зато в изобилии плодились самые невероятные слухи: диссидент, эмигрант, белогвардеец… 

И хотя в то время Розенбаум уже несколько лет был штатным сотрудником Ленконцерта, советские газеты не спешили восхищаться творчеством артиста. Наоборот, называли его ремесленником от музыки, клеветником и антисоветчиком. До середины 80-х Александр давал, в основном, квартирные концерты, которые организовывали его почитатели в разных городах страны. Один из таких вечеров прошел в Киеве, осенью 1984 года. 

Милиция знала о приезде шансонье, но вычислить место и задержать «запрещенного артиста» так и не смогла.

Прошел год. В СССР набирала обороты перестройка, и то, что раньше не дозволялось, теперь стало возможно. В июле 1985 года Александр Яковлевич вновь прибыл в столицу Украины, где во Дворце спорта должен был состояться один из первых его официальных концертов. Пятитысячный зал набит до отказа, артист ждет выхода в гримерке. Вдруг туда врываются сотрудники МВД, не говоря ни слова, надевают на руки гастролеру наручники и везут в управление. Никто не может понять, что происходит, зрители шумят и волнуются. 

Оказалось, что вернувшийся из отпуска полковник милиции, не сумевший за год до этого «запеленговать» Розенбаума и получивший за свой промах строгий выговор, ехал из аэропорта домой и неожиданно увидел огромную афишу «Концерт Александра Розенбаума». «Что-о-о? Розенбаум? Взять его!» Только после звонка из горкома партии музыканта отпустили к страждущей публике. Вот так когда-то встречали Розенбаума на Украине. 

А сейчас его стихотворение «Вальс-бостон» украинские школьники изучают на уроках литературы. «Черный тюльпан» Многие песни Александра Розенбаума без преувеличения знает каждый. Одним из главных произведений в его творчестве, без сомнений, является баллада «Черный тюльпан». История ее создания такова: «Был тяжелый переход по афганским горам, после которого мне довелось поучаствовать в погрузке ящиков с «грузом 200», — вспоминает Александр Яковлевич. – Потом, вернувшись в часть, я крепко выпил и довольно быстро написал эту песню. Уже на следующий день в Герате я ее впервые исполнил». 

Воины-интернационалисты, как впрочем, и все слушатели, сразу приняли эту пронзительную, эпохальную вещь. В 1989 году Розенбаум выступал во Владивостоке и во время исполнения «Черного тюльпана» заметил, что в зале поднялась какая-то суматоха, зрители начали вставать с мест, засуетились… Оборвав аккорд, он спрыгнул со сцены и направился к эпицентру событий. В проходе без сознания лежала женщина. Врач с многолетним опытом, Розенбаум быстро сориентировался и оказал необходимую помощь. Выяснилось, что в судьбе этой женщины недавно случилась трагедия — единственный сын погиб под Кандагаром. 

Когда зазвучал «Черный тюльпан», эмоции перехлестнули через край и психика матери не выдержала. В начале 2000-х по инициативе мэра Челябинска и городской организации ветеранов Афганистана на центральной улице был установлен бронзовый памятник: мужчина в военном камуфляже с гитарой, как две капли воды похожий на Розенбаума, сидит на камне и поет. Рядом с ним — букет тюльпанов и накрытый куском хлеба стакан с водкой, в шаге от монумента — черный камень со словами песни «Черный тюльпан». «Памятник не мне, а песне, — говорит мэтр. — Это, прежде всего, дань памяти всем погибшим в Афгане». 

Коллекционер Несмотря на безумно загруженный концертный график, маэстро имеет несколько хобби. Много лет он коллекционирует зажигалки «Зиппо». Началось все еще в конце 80-х, когда Розенбаум выступал в Афганистане, где бойцы презентовали ему первые «экспонаты». Потом о страсти музыканта узнали друзья. Андрей Макаревич пополнил собрание двумя редкими экземплярами: зажигалкой времен Великой Отечественной войны и «лайтером», принадлежавшим американскому солдату, воевавшему во Вьетнаме. На последней есть ироничная гравировка: «Если я погибну в этой стране, положите меня в гроб лицом вниз и поцелуйте в задницу. 

Рядовой Шарон». Есть на заветной полке зажигалки с полей Первой мировой и с эмблемой операции «Буря в пустыне». Всего у Розенбаума более шести десятков редких «Зиппо» со всего мира.

Вторая страсть вполне объяснима: шансонье питает слабость к гитарам разных моделей и эпох. В его музыкальном арсенале бережно хранятся полторы дюжины уникальных инструментов. Последнее время Александр Яковлевич выходит на сцену с роскошной черной гитарой. К недавнему юбилею поклонники методом аэрографии нанесли на гитару изображение любимого пса артиста, легендарного бультерьера Лаки, который верой и правдой служил артисту почти 15 лет и не так давно отправился в собачий рай. 

Подарком Розенбаум, судя по всему, остался доволен. Однажды журналисты написали, что народный артист скупает дорогой антиквариат. Но близкие знают, что это не больше чем газетная утка. По-настоящему Александру Яковлевичу нравится не роскошный антик, а походы по блошиным рынкам и мелочевым лавкам, где можно «выловить» пусть не дорогие, но оригинальные вещи. 

С особым интересом полковник запаса медицинской службы, не раз ходивший в походы на военных судах, ищет всякие морские артефакты — например, клешни гигантского омара или старинную корабельную утварь. 

«Я люблю вещи, которые дышат историей и согревают душу. Цена здесь абсолютно второстепенна», — признается Розенбаум. 

Автор: Максим Кравчинский Фото: пресс-служба «Радио Шансон»

chanson.ru

Вальс Бостон Мишеля Леграна

Подробности Опубликовано: 01 мая 2016

Хотите писать красивую музыку для песен? Слушайте сюда, я вас научу. Единственное, что вам требуется, — это совсем немного знать нотную грамоту, и в общих чертах понимать, чем отличаются «четыре четверти» от «семи четвертей». Не в математическом смысле, конечно, а в музыкальном.

Рецепт же такой.

Берете какую-нибудь готовую красивую мелодию. Красивую, но обязательно простенькую. А потом меняете ее темп и размер. Был простой размер, стал смешанный. Был к примеру, фокстрот, стал вальс. Ну или что-то в этом роде. Для этого вам возможно придется добавить кое-где пару нот, а кое-где — может быть изъять или поменять длительность. Или даже убрать такт целиком, оставив, все остальное, как есть. Вариантов, как сделать чужую музыку своей — много!

Но оно и к лучшему, ведь мелодии не совпадают один к одному, всегда можно будет отбрехаться, если обвинят в плагиате. Конечно, коллеги-музыканты поймут, что к чему, и начнут отпускать всяческие издевательские комментарии. Но ваш же потребитель не коллега-музыкант, а представитель широкой публики, которому все эти тонкости до балды. Он ничего и не заметит, главное, чтобы «нравилось».

История давняя, это было еще, когда я жил в России. Оказался я как-то в гостях в одном семействе, где сынок подросток терзал свежеподаренную ему гитару, пытаясь подобрать на одной струне «Вальс-Бостон» Розенбаума. Мне стало жаль пацана, и я попытался объяснить ему, что не надо перебирать все возможные ноты, всё устроено гораздо проще.

Есть два натуральных лада: минор и мажор, и для каждого из них существует строгая последовательность полутонов и тонов. Если мелодия, к примеру, в миноре, то после первой ноты следующая может быть выше на тон, на полтора тона, но не может быть выше на полтона или на два. Каждый гитарный порожек — это полтона, поэтому сразу понятно, куда надо тыкать в поиске следующей ноты.

Я стал ему это показывать и вдруг понял, что и сам подбирал именно эту мелодию, когда пытался освоить гитару в подростковом возрасте. Только тогда эта мелодия называлась по-другому и у нее был совсем другой автор…

Говорят, слова из песни не выкинешь. Но, давайте попробуем.

Вот есть такие слова:

На ковре из желтых листьев в платьице простом Из подаренного ветром крепдешина…

Давайте выкинем из первой строки слово «желтых», а во второй строке изменим название ткани, так, чтобы первая и вторая строка получили одинаковый размер. Получится следующее:

На ковре из листьев в платьице простом Из подаренного ветром бархата…

А вот теперь фокус-покус. Если попытаемся спеть это на прежний мотив «Вальса Бостона», то услышим вот это самое:

Да, это она. Песня из «Шербургских зонтиков», «I Will Wait For You», Мишеля Леграна. В исполнении Армстронга она тоже не очень узнаваема, но я взял именно это исполнение, потому что его темп тот же самый, что и у «Вальса Бостона».

Более классический вариант можно послушать у Лайзы Миннелли.

А Вальс Бостон… А что Вальс Бостон?

Я конечно далек от мысли, что Александр Розенбаум намеренно украл чужую музыку. В конце концов, воровать музыку у него нет никакой необходимости. У него и так все хорошо. Все прочие его песни — это именно его песни, так что он на деле, по гамбургскому счёту доказал, что занял место на олимпе среди бардов вполне заслуженно.

Скорее всего, как это бывает сплошь и рядом у творческих людей, где-то там в подсознании крутились фрагменты из Леграна, вот он взял, да выстроил неосознанно из этих леграновских фрагментов свой вальс Бостон. Он же ведь сам рассказывал в интервью, что «сел и сразу написал Вальс Бостон, мгновенно».

В итоге получилось то, что называется не «плагиатом», а «творческим заимствованием».

 Я думаю так оно и было. Мне очень хочется верить, что это именно так и было. Мне непонятно только одно. Вот оно это самое интервью, где он рассказывает, как «мгновенно» написал Вальс Бостон. Он рассказывает, что это самое значительное его творение, именно оно сделало его знаменитым, оно стоит особняком в его творчестве. И… ни слова про Леграна.

Более того, стоило мне начать интересоваться этим вопросом (типа, а сам-то Розенбаум неужто не в курсе?) как некоторые музыкальные друзья поведали мне, что стоит только где-то в интернете написать про заимствования «Вальса Бостона» из Мишеля Леграна, как тут же, как из-под земли выскакивают юристы Александра Розенбаума в сопровождении ОМОНа и написавший охотно берет свои слова назад.

Ну что ж, вот на примере этой статьи и проверим эти слухи.

viens.ru

История песен Вальс-бостон, Есаул (А. Розенбаум). Музыкальные клипы от телеканала Ля-минор ТВ

Цикл программ рассказывает о создании самых громких хитов русского шансона. Вы услышите уникальные истории рождения песен, которые поет вся страна, вместе с автором еще раз пройдете путь от идеи до рождения хита, увидите уникальные архивные хроники: видео и фотографии. Героями программ стали нетленные хиты таких известных авторов и исполнителей, как Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Михаил Шуфутинский и многих другие.

Добавить комментарий к самому видео

Все видео

Смотрите также

  • История песен Мурка, Окурочек (М. Кравчинский)

    13:01

  • История песен Очи чёрные, Бублички (М. Кравчинский)

    13:04

  • История песен Таганка, Наколочка (М. Шуфутинский)

    13:03

  • История песен Пальма-де-Майорка, Душа болит (М. Шуфутинский)

    13:04

  • История песен Тёмная ночь, Шаланды

    13:08

  • История песен Молодая (Е. Амирамов), Ушаночка (Г. Жарков)

    13:03

  • История песен Заходите к нам на огонек, Извозчик (А. Розенбаум)

    13:04

  • История песен Гоп-стоп, Остров (А. Розенбаум)

    12:58

  • История песен Черный тюльпан, Утиная охота (А. Розенбаум)

    13:04

  • История песен Аты-Баты, Голуби (С. Трофимов)

    13:04

  • История песен Московская, Ветер в голове (С. Трофимов)

    12:59

  • История песен Боже, какой пустяк, С добрым утром, мужики (С. Трофимов)

    12:57

  • История песен Сочи, Снегири (С. Трофимов)

    13:01

  • История песен Я скучаю по тебе (С. Трофимов), Институтка (М. Гулько)

    13:01

  • История песен За милых дам, Третье сентября (М. Шуфутинский)

    13:01

  • История песен А ты себя побереги, Обожаю (М. Шуфутинский)

    12:56

www.redmediatv.ru

ВАЛЬС-БОСТОН (Бостон, Бостонский Вальс)

Tweet

[франц. Valse Boston, по названию г. Бостон, США]

Американский бальный танец в подчеркнуто медленном вальсовом ритме. Музыкальный размер ¾. Темп умеренно медленный, около 40 тактов в минуту. Исполняется в паре, широко и лирично, с продвижением по кругу. Для танца характерны параллельная позиция стоп, протяжённые шаги, глубокие снижения.

Смотреть видео — танец Вальс-Бостон в версии 1930-х годов:

В конце XIX века возмутителем спокойствия в европейских танцевальных залах стал новый вариант Вальса, который назывался «Бостон» – по имени североамериканского города. Привезённый из-за океана чужак принципиально отличался от традиционного Вальса. Более близкое положение в паре (куда уж ближе!?), требуемое широкое пространство для движения, бытовая позиция ног вместо выворотной, широкие шаги на каблук вместо изящных бальных па – всё это было крайне непривычно для Старого Света. Европейские танцмейстеры были не в восторге. Да и публика не сразу признала новый танец. Потребовалась смена поколения, чтобы все привыкли к новому стилю.

История Вальса-Бостона начинается с 1834 года. Именно тогда американский танцмейстер Лоренцо Папатино впервые представил бостонской публике неторопливый тип танца под замедленную музыку Венского Вальса. Долгое время так и продолжалось — под замедленную музыку бостонцы исполняли фигуры обычного быстрого Вальса. Но со временем композиторы сочинили музыку, более соответствующую духу Медленного Вальса. Чарующий ритм в темпе около 40 тактов в минуту с чёткими акцентами на первой доле такта и певучие мелодии навевали лирическое сентиментальное настроение. Соответственно настроению рождались другие движения: вместо кружений – повороты, вместо вальсовой дорожки – протяжные шаги, вместо фигурных пассажей – позы. Движения присутствовали самые разнообразные: прямые, с поворотом, с задержкой, с волной. В танце как бы оживала плавная механическая мощь океанских лайнеров и железнодорожных экспрессов. Характер танца ещё больше подчеркивался сильными подъёмами и спусками. В целом, Вальс-Бостон удачно сочетал в себе аристократизм американского Юга и динамизм американского Севера.

Разновидности Вальса-Бостона время от времени проникали в Европу начиная с 1860-х годов. Европейские танцевальные залы весьма холодно относились к чужаку, но всё же пытались приспособиться к новому веянию. В Париже одно время танцевали Французский Бостон [франц. French Boston], более быстрый по темпу, чем истинный Американский Бостон. В 1866 году в Общественной Академии Танца создали ещё один бостоноподобный танец «Вальс Л’Америкэн» [франц. Valse L’Americaine]. Однако эти танцы не имели популярности.

Настоящего успеха Вальс-Бостон добился в XX веке. В самом начале 1900-х годов в Европу пришёл Протяжный Бостон [англ. Long Boston] из Филадельфии. Он был известен также как Уанстеп-Вальс [англ. One-Step Waltz] и Дроп-Степ [англ. The Drop Step – букв. «шаг-снижение»]. В этом варианте Бостона каждый шаг, кроме первого, начинался с глубокого снижения. Танцующие старались исполнить эти «погружения» с большим шиком.

В то же время в Америке ненадолго появился танец Короткий Бостон [англ. Short Boston]. В нём один из шагов исполнялся на два счёта и, в результате, танцоры делали резкие дёрганые движения, что и отвратило от него публику.

В Лондоне отношение к Вальсу-Бостону было особое. Сначала здесь создали Подражательный Бостон [англ. Imitative Boston]. А потом начался бум. Каждый хороший танцор стремился создать свой вариант танца, более красивый, чем у других. Появлялись Бостоны с самыми невероятными названиями: «Испанский Бостон» [англ. Spanish Boston], «Колыбельный Бостон» [англ. Cradle Boston], «Бостон Ёлочкой» [англ. Herring Bone Boston] и др. Существовали даже названия, навеянные вариантами одноимённой карточной игры: «Двойной Бостон» [англ. Double Boston], «Тройной Бостон» [англ. Triple Boston] и «Королевский Бостон» [англ. Royal Boston]. В конце концов, на основе всего этого разнообразия, в 1910-х годах здесь и утвердился общепризнанный вариант танца Вальс-Бостон.

В начале XX столетия в США слово «Бостон» стало очень модным, так как его присоединяли к именам новых танцев, создававшихся в г. Бостоне. Так, например, появились танцы Бостон-Тустеп [англ. Boston Two-Step] и Хезитейшн-Бостон [англ. Hesitation Boston].

К сожалению, Вальс-Бостон почти прекратил своё танцевальное развитие в 1914 году, в результате начавшейся Мировой войны. Но он успел дать импульс к рождению замечательных танцев XX века – американского и английского вариантов Медленного Вальса.

Смотреть видео — современный Вальс-Бостон в американской версии:

Смотреть видео — современный Вальс-Бостон в европейской версии:

dance123.ru


Смотрите также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>